Научная статья на тему 'Социетальное измерение семейных отношений в полиэтничном пространстве Юга России'

Социетальное измерение семейных отношений в полиэтничном пространстве Юга России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИЕТАЛЬНАЯ ДИНАМИКА / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / ЮГ РОССИИ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ГЕНДЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIETAL DYNAMICS / FAMILY RELATIONSHIPS / POLYETHNICITY / SOUTH OF RUSSIA / FAMILY VALUES / GENDER INTERACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клименко Людмила Владиславовна

В статье рассматривается проблема трансформации семейных отношений в этнических культурах народов Юга России в контексте социальной интеграции поликультурного макрорегиона. Анализ современной зарубежной и отечественной литературы по проблемам интеграции этногетерогенных сообществ показывает, что процессы модернизации влекут за собой разрушение традиционных структур организации этноса, стержневым элементом которой являются принципы регулирования семейных отношений и гендерного взаимодействия. Однако во многих случаях фиксируются обратные тенденции возрождения и воспроизводства этнических традиций в сфере семьи и гендера, что зачастую усложняет интеграцию поликультурных сообществ на основе единых социокультурных норм взаимодействия. Показывается, что конструкт анализа социетальной динамики субрегионов Юга России предполагает выделение традиционной (патриархальной), переходной и модернизированной стадий трансформации семейных отношений. Критериями выступают: 1) содержание установок относительно характера семейно-брачных и гендерных отношений по шкале традиционализм/модернизм; 2) совпадение/несовпадение гендерных подгрупп в данных установках; 3) степень синхронности модификации приватного (семья) и публичного (профессиональная и социально-политическая активность) пространства гендерного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Societal Dimension of Family Relations in Polyethnic Space of the South of Russia

The article deals with the issues of transformation of family relations in the ethnic cultures of the South of Russia (in the context of social integration of the multicultural macroregion). The analysis of modern foreign and domestic literature about the integration of ethnically heterogeneous communities shows that modernization processes entail the destruction of the traditional organizational structures of ethnic groups, the core elements of which are the principles of family relations regulation and gender interaction. However, in many cases reverse tendencies of revival and reproduction of ethnic traditions are fixed in relation to family and gender. It complicates the integration of multicultural communities on the basis of union sociocultural norms of interaction. It is shown that the construct of analysis of the societal dynamics in the subregions of the South of Russia suggests the separation of traditional (patriarchal), transitional and modernized stages of the transformation of family relations. The basic criteria are 1) the content of attitudes regarding the nature of family-marriage and gender relations on the scale of traditionalism/modernism; 2) coincidence/non-coincidence of gender subgroups in these settings; 3) synchronization degree of the modification of private (family) and public (professional and socio-political activity) spaces of gender interaction.

Текст научной работы на тему «Социетальное измерение семейных отношений в полиэтничном пространстве Юга России»

УДК 316

DOI 10.23683/2227-8656.2019.2.

СОЦИЕТАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЮГА РОССИИ1

THE SOCIETAL DIMENSION OF FAMILY RELATIONS IN POLYETHNIC SPACE OF THE SOUTH OF RUSSIA2

Клименко Людмила Владиславовна

Доктор социологических наук, доцент, профессор, Высшая школа бизнеса, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, E-mail: lucl@yandex.ru

Lyudmila V. Klimenko

Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor, Professor, Higher School of Business, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, E-mail: lucl@yandex.ru

В статье рассматривается проблема трансформации семейных отношений в этнических культурах народов Юга России в контексте социальной интеграции поликультурного макрорегиона. Анализ современной зарубежной и отечественной литературы по проблемам интеграции этногетерогенных сообществ показывает, что процессы модернизации влекут за собой разрушение традиционных структур организации этноса, стержневым элементом которой являются принципы регулирования семейных отношений и тендерного взаимодействия. Однако во многих случаях фиксируются обратные

The article deals with the issues of transformation of family relations in the ethnic cultures of the South of Russia (in the context of social integration of the multicultural macroregion). The analysis of modern foreign and domestic literature about the integration of ethnically heterogeneous communities shows that modernization processes entail the destruction of the traditional organizational structures of ethnic groups, the core elements of which are the principles of family relations regulation and gender interaction. However, in many cases reverse tendencies of revival and reproduction of ethnic traditions are fixed in relation to family and gender.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19011-00270.

2 The reported study was funded by RFBR according to the research project No. 19-011-00270.

тенденции возрождения и воспроизводства этнических традиций в сфере семьи и гендера, что зачастую усложняет интеграцию поликультурных сообществ на основе единых социокультурных норм взаимодействия. Показывается, что конструкт анализа социе-тальной динамики субрегионов Юга России предполагает выделение традиционной (патриархальной), переходной и модернизированной стадий трансформации семейных отношений. Критериями выступают: 1) содержание установок относительно характера семейно-брачных и гендерных отношений по шкале традиционализм/модернизм; 2) совпадение/несовпадение гендерных подгрупп в данных установках; 3) степень синхронности модификации приватного (семья) и публичного (профессиональная и социально-политическая активность) пространства гендерного взаимодействия.

It complicates the integration of multicultural communities on the basis of union sociocultural norms of interaction.

It is shown that the construct of analysis of the societal dynamics in the subregions of the South of Russia suggests the separation of traditional (patriarchal), transitional and modernized stages of the transformation of family relations. The basic criteria are 1) the content of attitudes regarding the nature of family-marriage and gender relations on the scale of traditionalism/modernism; 2) coincidence/non-coincidence of gender subgroups in these settings; 3) synchronization degree of the modification of private (family) and public (professional and socio-political activity) spaces of gender interaction.

Ключевые слова: социетальная динамика; семейные отношения; полиэтничность; Юг России; семейные ценности; гендерное взаимодействие

Keywords: societal dynamics; family relationships; polyethnicity; South of Russia; family values; gender interaction.

Постановка проблемы

В рамках российского общества одним из наиболее сложных по этнокультурному и конфессиональному составу является южный макрорегион. Юг России включает в себя Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, это 13 субъектов Российской Федерации, 8 из которых обладают статусом республики. Потребность в сохранении социальной устойчивости и солидарных связей многосоставных сообществ определяет актуальность укрепления социетальных основ социокультурной целостности и единства российского социума на макрорегиональном уровне.

Академик Т.И. Заславская определяет социетальную целостность как общее состояние интеграции социума, противопоставленное кон-фликтогенной патологии в общественном развитии. Социетальные структуры и процессы формируют интегрированность и целостность общества на макроуровне. Важнейшую роль в поддержании социетальной целостности играют социализирующие и нормативно-регулирующие функции базовых социальных институтов (семья, право, государство, образование, религия, экономика) (Клименко, 2016).

Исследование источников и факторов интеграции или дезинтеграции полиэтничных регионов неизбежно связано с рассмотрением инсти-

тута семьи. Основным звеном функционирования и воспроизводства общества, особенно традиционного, является семья, которая выступает важнейшим агентом формирования и трансляции социально одобряемых норм поведения. В этом отношении семейные ценности и модели взаимодействия являются социетальными с точки зрения поддержания макро-уровневой целостности общества.

Обзор литературы

Вопросы обеспечения устойчивости и поиска источников солидаризации полиэтнических сообществ выступают предметом многих зарубежных исследований. Ведь в современном мире большинство государств являются поликультурными. Исследование семейных и этно-гендерных отношений в поликультурных социумах находится в фокусе исследований американских ученых. Ведь каждый седьмой брак в США является межрасовым или межэтническим (Passel, 2010). В научных публикациях освещаются вопросы полоролевых функций в воспитании детей в различных этнокультурных средах (Barnett, 2016), влияние аккультурации и этнокультурных ценностей на воспитание (Gonzalez, 2017), поколенческие различия в ценностных ориентациях мексикано-американских семей (Pei, 2016), испаноязычных общностей (Gennetian, 2019). Отдельно можно выделить публикации, рассматривающие специфику семейных отношений (Lei, 2016; Dollar, 2017; Zhenchao, 2011), социализации детей (Malcarne, 2005) в расово-этнических группах американского общества.

Специфика функционирования семей в этнически различных общностях и проблемы интеграции также активно изучаются британскими учеными. Массовое прибытие этнических мигрантов в Великобританию после Второй мировой войны вызвало публичные споры о будущем этих групп и о том, в какой степени они могут быть ассимилированы в британском обществе. К концу 1960-х модель ассимиляции становилась все более сомнительной. Очевидно, что не все приезжие отказывались от своих культурных пристрастий в пользу британских норм и ценностей, как некоторые предсказывали или ожидали. У многих мигрантов и их потомков было осознанное желание сохранить многие элементы своих этнических культур, изменяя их лишь незначительно, а иногда даже более активно подчеркивая их с течением времени (Butler, 1999). Поэтому стало очевидно, что этнокультурные различия требуют особого внимания.

В поле внимания английских ученых попадают этнические традиции в модели брака южноазиатских женщин (Bhopal, 1999), этно-

тендерная специфика в накоплении финансовых сбережений и их распределении в семье (Warren, 2006), влияние традиционных ценностей на самосознание индуистских женщин (Firth, 1999), повседневный опыт молодых людей в итальянских семьях в Великобритании и Италии (Zontini, 2010).

Можно отметить исследования связи внутрисемейного разделения труда, взаимопонимания между поколениями и образования женщин в Китае и их власти принимать решения в условиях патрилокаль-ных расширенных домашних хозяйствах (Cheng, 2019; Chien, 2014). Современные китайские семьи продолжают во многом регулироваться традиционными этническими ценностями. Идеальная семья в китайской традиции - это патриархальное и патрилокальное расширенное домашнее хозяйство, где несколько поколений связаны родством по мужской линии. Семейные отношения между сыновьями и их женами являются вторичными по отношению к связи между сыновьями и их родителями в расширенных домохозяйствах. Быстрое старение населения и неразвитость систем социального обеспечения усиливают данную культурную традицию в Китае.

В отечественных исследованиях проблематика модификации ценностей в сфере семьи, брака и гендерных отношений в условиях поликультурного Юга России изучается в различных аспектах: проводится анализ трансформации семейных отношений на Северном Кавказе (Верещагина, 2014; Загирова, 2017; Шахбанова, 2013; Клименко, 2013), исследуется эволюция гендерного статуса северокавказских женщин (Костерина, 2015; Аккиева, 2012; Латынина, 2010), изучаются проблемы гендерного равенства в полиэтничном регионе (Сиражуди-нова, 2013; Шоранова, 2010), анализируется символико-коммуникативное пространство гендерного взаимодействия (Антонова, 2015; Карпов, 2013).

В результате в большинстве исследований фиксируется, что процесс модернизации влечёт за собой разрушение традиционных структур организации этноса, стержневым элементом которой являются принципы регулирования семейных отношений и гендерного взаимодействия. Однако в ряде регионов выявляются обратные тенденции возрождения и воспроизводства этнических традиций в сфере семьи и гендера, что зачастую усложняет интеграцию поликультурных сообществ на основе единых социокультурных норм взаимодействия.

Трансформация семейных отношений в культурах народов Юга России в контексте формирования социетальной

целостности региона

В большинстве случае неконфликтное сосуществование различных этнокультурных общностей в рамках одного государственно-территориального образования предполагает наличие единой ценностно-нормативной базы, являющейся универсализирующей, а не культурно маркированной. Другими словами, формирование гомогенного социе-тального ядра выступает важнейшей платформой для стабильного развития макрорегионов. Вместе с тем сужение сферы этнокультурной специфичности создаёт угрозу для разрушения традиционных механизмов самоорганизации этнических сообществ, что зачастую становится главным фактором отторжения инновационных процессов в этнических культурах. Поэтому при анализе социетальной динамики Юга России необходимо отслеживать тенденции нарастания традиционных или модернистских элементов в модели семейных отношений.

В традиционных культурах этнических общностей Юга России модель семьи и гендерного порядка развивалась по андроцентрическому типу. Приватная сфера (домашнее хозяйство, присмотр и уход за детьми, пожилыми родственниками) являлся центром активности женщин. Публичная область социальных отношений была прерогативой мужчин. На этом фоне степень жесткости полоролевых границ варьировалась по этно-территориальному признаку (горные или равнинные территории).

ТЛ С ______С

В советский период развития под давлением повсеместной трансформации института семьи и гендерных ролей на Северном Кавказе получает распространение модель работающей матери. Хотя традиционные роли в домашнем хозяйстве не подверглись значительной деконструкции и северокавказские мужчины не стали в массовом порядке разделять с женщинами непрестижные обязанности по ведению домашнего хозяйства. В этот период гендерная асимметрия в семье хоть и не в прежней степени, но продолжала воспроизводиться. Вместе с тем в советское время произошли значительные трансформации в семейном патриархальном укладе. В частности, выраженной деконструкции подверглась власть старшего мужчины в семье.

На современном этапе под влиянием рыночной экономики и тенденций глобализации культурных стандартов в российской семье (особенно женской ее части) распространяются установки на эгалитаризацию семейных ролей. Российские женщины активно реализуют себя в социально-экономической сфере, строят карьеру и озабочены профессиональ-

ной самореализацией. Однако в республиках Северного Кавказа ситуация несколько иная. В ряде республик фиксируется рост традиционных норм и патриархальных ценностей в сфере семейных отношений и гендерных ролей.

Материалы прикладных исследований с 2004 по 2014 г. в Ростовской области, Карачаево-Черкесии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Ингушетии позволяют выявить три стадии социетальной динамики субрегионов Юга России: традиционную (патриархальную), переходную и модернизированную (Клименко, 2016). Критериальными основаниями выступают содержание установок относительно характера семейно-брачных и гендерных отношений по шкале традиционализм/модернизм, степень совпадения гендерных подгрупп в данных установках, а также степень синхронности модификации приватного (семья) и публичного (профессиональная и социально-политическая активность) пространства гендер-ного взаимодействия.

Традиционной стадии присуще воспроизводство семейно-ролевой иерархии и гендерной сегрегации в социально-экономической сфере, которое поддерживается основной частью мужчин и женщин (Ингушетия). А также повторно-сравнительные исследования выявляют тенденцию усиления патриархальных норм регуляции, когда возрастает статус старшего мужчины в семье и возрождаются традиционные нормы этноэтике-та. Переходная стадия характеризуется размыванием гендерных границ, что является результатом оспаривания значительной частью женщин ген-дерных экспектаций в семье и обществе при более традиционалистской позиции мужчин (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария). Здесь также фиксируется запаздывание динамики приватной сферы по сравнению с темпами деконструкции публичного пространства гендерных отношений. Модернизированной стадии свойственна наибольшая степень равновесности гендерных статусов и синхронности происходящих изменений в семье и социально-профессиональной области, что поддерживается как женщинами, так и мужчинами (Ростовская область).

Для отслеживания современной динамики семейного и гендерного взаимодействия в условиях полиэтничного Юга России необходимо проводить повторно-сравнительные исследования по единому инструментарию и территориальной выборке. В настоящее время при грантовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований авторский коллектив ученых Юга России планирует реализовать исследование вектора социетальной трансформации этногетерогенного макрорегиона.

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00270.

Литература

Аккиева С.И. Женщины Северного Кавказа в изменяющихся условиях // Исторические науки. 2012. Вып. 5.

Антонова Н.В., Виноградова Н.Л., Леонтьева ЕЮ., Серебрянская В.Н., Клименко Л.В. Гендерные репрезентации в ситуации этнокультурного многообразия южнороссийского региона. Волгоград : ИУНЛ ВолгГТУ, 2015.

Верещагина А.В. Межэтническая семья на Северном Кавказе в условиях новой российской цивилизационной реальности // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 3 (7).

Загирова Э.М. Традиции и инновации в институциональном пространстве дагестанской семьи // Известия Саратовского университета. Социология. Политология. 2017. Т. 17, № 3.

Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. Нальчик : Изд-во М. и В. Котляровых, 2013.

Клименко Л.В. Гендерные диспозиции в современной северокавказской семье: модернизация или архаизация // Женщина в российском обществе. 2013. № 1.

Клименко Л.В. Динамика социетальной сферы Юга России: социокультурное измерение : авто-реф. дис. ... д-ра социол. наук. Майкоп, 2016.

Костерина И. Жизнь и положение женщин на Северном Кавказе (отчет по результатам исследования). Режим доступа: https:// ru.boell.org/ru/2015/ 05/28/zhizn-i-polozhenie-zhenshchin-na-sevemom-kavkaze-otchet-po-rezultatam-issledovaniya.

Латынина Т.С. Трансформация тендерного порядка: от традиции к современности: опыт этносоциологического анализа Северного Кавказа // Laboratorium : журнал социальных исследований. 2010. № 3.

Сиражудинова С.В. Гендерная политика в республиках Северного Кавказа: современные тенденции // Женщина в российском обществе. 2013. № 1.

Шахбанова М.М., Верещагина А.В. Этнокультурная специфика демографического поведения дагестанской семьи // Социологические исследования. 2013. № 6.

Шоранова З.В. Гендерное равенство в культурно-историческом развитии народов Северного Кавказа : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Нальчик, 2010.

References

Akkieva, S.I. (2012). Women of the North Caucasus in changing conditions. Istoricheskiye nauki, 5. (in Russian).

Antonova, N.V., Vinogradova, N.L., Leontyeva, E.Yu., Serebryanskaya, V.N., Klimenko, L.V. (2015). Gender representations in the situation of the ethnocultural diversity of the South Russian region. Volgograd: IUNL VolgGTU. (in Russian).

Vereshchagina, A.V. (2014). Interethnic family in the North Caucasus in the conditions of the new Russian civilizational reality. Sotsiologicheskaya nauka i sotsial'nayapraktika, 3, 7. (in Russian).

Zagirova, E.M. (2017). Traditions and innovations in the institutional space of the Dagestan family. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Sotsiolo-giya. Politologiya, 17, 3. (in Russian).

Karpov, YuYu (2013). Women's space in the culture of the peoples of the Caucasus. Nalchik: Publishing house M. and V. Kotlyarovyh. (in Russian).

Klimenko, L.V. (2013). Gender dispositions in the modern North Caucasian family: modernization or archaization. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve, 1. (in Russian).

Klimenko, L. V. (2016). Dynamics of the societal sphere of the South of Russia: sociocultural dimension. (Doctoral Dissertation, Maykop).

Kosterina, I. Life and position of women in the North Caucasus (report on the results of the study). Available at: https:// ru.boell.org/ru/2015/05/28/ zhizni-i-polozhenie-zhenshchin-na-severnom-kavkaze-otchet-po-rezultatam-issledovaniya.

Latynina, T.S. (2010). Transformation of gender order: from tradition to modernity: the experience of ethnosociological analysis of the North Caucasus. Laboratorium: zhurnal sotsial'nykh issledova-niy, 3. (in Russian).

Sirazhudinova, S.V. (2013). Gender policy in the republics of the North Caucasus: current trends. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve, 1. (in Russian).

Shakhbanova, M.M., Vereshchagina, A. V. (2013). Ethnocultural specificity of the demographic behavior of the Dagestan family. Sotsiolo-gicheskiye issledovaniya, 6. (in Russian).

Shoranova, Z.V. (2010). Gender equality in the cultural and historical development of the peoples of the North Caucasus. (Candidate Dissertation, Nalchik).

Barnett M.A., Mortensen J.A., Gonzalez H. Grandmother Involvement in Mexican American Families // Journal of Family. 2016. Vol. 37, Iss. 14.

Bhopal K. South Asian Women and Arranged Marriages in East London // Ethnicity, Gender and Social Change. London: Palgrave Macmillan, 1999.

Butler C. Cultural Diversity and Religious Conformity: Dimensions of Social Change Among Second-generation Muslim Women // Ethnicity, Gender and Social Change. London: Palgrave Macmillan, 1999.

Chen Y., Yi C. Wife's decision-making power in a Chinese context // Kazoku Syakaigaku Kenkyu. 2006. № 17 (2).

Cheng C. Women's Education, Intergeneration-al Coresidence, and Household Decision-Makingin China // Journal of Marriage and Family. 2019. № 81 (1).

Chien W., Yi C. Marital power structure in two Chinese societies: Measurement and mechanisms // Journal of Comparative Family Studies. 2014. № 45 (1).

Dollar C.B. Sex Ratios, Single Motherhood, and Gendered Structural Relations: Examining Female-Headed Families Across Racial-Ethnic Populations // Sociological Focus. 2017. № 50 (4).

Firth S. Hindu Widows in Britain: Continuity and Change // Ethnicity, Gender and Social Change. London: Palgrave Macmillan, 1999.

Gennetian L.A., Rodrigues C., Hill H.D., Morris P.A. Income Level and Volatility by Children's Race and Hispanic Ethnicity // Journal of Marriage and Family. 2019. № 81 (1).

Gonzalez N., Méndez-Pounds J. The Impact of Acculturation and Cultural Values on Hispanic Immigrants' Parenting // Contemporary Family Therapy. 2017. № 40 (1).

Lei L., South S. Racial and ethnic differences in eaving and returning to the parental home // Demographic Research. 2016. № 34 (109).

Malcarne V.L., Drahota A., Hamilton N.A. Children's Health-Related Locus of Control Beliefs: Ethnicity, Gender, and Family Income // Children's Health Care. 2005. № 34 (1).

Paasi A. Regions are social constructs, but who or what constructs them? Agency in question // Environment and Planning. 2010. № 42 (10).

Paasi A. The region, identity, and power // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. № 14.

Barnett, M.A., Mortensen, J.A., Gonzalez, H. (2016). Grandmother Involvement in Mexican American Families. Journal of Family, 37, 14.

Bhopal, K. (1999). South Asian Women and Arranged Marriages in East London. In Ethnicity, Gender and Social Change. London: Palgrave Macmillan.

Butler, C. (1999). Cultural Diversity and Religious Conformity: Dimensions of Social Change Among Second-generation Muslim Women. In Ethnicity, Gender and Social Change. London: Palgrave Macmillan.

Chen, Y., Yi, C. (2006). Wife's decision-making power in a Chinese context. Kazoku Syakaigaku Kenkyu, 17 (2).

Cheng, C. (2019). Women's Education, Inter-generational Coresidence, and Household Decision-Making in China. Journal of Marriage and Family, 81 (1).

Chien, W., Yi, C. (2014). Marital power structure in two Chinese societies: Measurement and mechanisms. Journal of Comparative Family Studies,, 45 (1).

Dollar, C.B. (2017). Sex Ratios, Single Motherhood, and Gendered Structural Relations: Examining Female-Headed Families Across Racial-Ethnic Populations. Sociological Focus, 50 (4).

Firth, S. (1999). Hindu Widows in Britain: Continuity and Change. In Ethnicity, Gender and Social Change. London: Palgrave Macmillan.

Gennetian, L.A., Rodrigues, C., Hill, H.D., Morris, P.A. (2019). Income Level and Volatility by Children's Race and Hispanic Ethnicity. Journal of Marriage and Family, 81 (1).

Gonzalez, N., Méndez-Pounds, J. (2017). The Impact of Acculturation and Cultural Values on Hispanic Immigrants' Parenting. Contemporary Family Therapy, 40 (1).

Lei, L., South, S. (2016). Racial and ethnic differences in leaving and returning to the parental home. Demographic Research, 34 (109).

Malcarne, V.L., Drahota, A., Hamilton, N.A. (2005). Children's Health-Related Locus of Control Beliefs: Ethnicity, Gender, and Family Income. Children's Health Care, 34 (1).

Paasi, A. (2010). Regions are social constructs, but who or what constructs them? Agency in question. Environment and Planning, 42 (10).

Paasi, A. (2011). The region, identity, and power. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 14.

Passel J.S., Wang W., Taylor P. Marrying Out: One-in-seven New US Marriages is Interracial or Interethnic. Washington, DC: Pew Research Center, 2010. Available at: http:// www.pewresearch. org/wp-content/uploads/ sites/3/2010/10/755-marrying-out.pdf

Pei Y., Cong Z. Intergenerational ambivalence among Mexican American families // Journal of Family Studies. 2016. № 1.

Warren T. Moving beyond the gender wealth gap: On gender, class, ethnicity, and wealth in equalities in the United Kingdom // Feminist Economics. 2006. № 12 (1-2).

Zhenchao Q., Lichter D.T. Changing Patterns of Interracial Marriage in a Multiracial Society // Journal of Marriage and Family. 2011. № 73 (5).

Zontini E. Enabling and constraining aspects of social capital in migrant families: ethnicity, gender and generation // Ethnic and Racial Studies. 2010. № 33 (5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию

Passel, J.S., Wang, W., Taylor, P. (2010). Marrying Out: One-in-seven New US Marriages is Interracial or Interethnic. Washington, DC: Pew Research Center. Available at: http:// www. pewre-search.org/wp-content/uploads/ sites/3/2010/10/ 755-marrying-out.pdf

Pei, Y., Cong, Z. (2016). Intergenerational ambivalence among Mexican American families. Journal of Family Studies, 1.

Warren, T. (2006). Moving beyond the gender wealth gap: On gender, class, ethnicity, and wealth inequalities in the United Kingdom. Feminist Economics, 12, 1-2.

Zhenchao, Q., Lichter, D.T. (2011). Changing Patterns of Interracial Marriage in a Multiracial Society. Journal of Marriage and Family, 73 (5).

Zontini, E. (2010). Enabling and constraining aspects of social capital in migrant families: ethnicity, gender and generation. Ethnic and Racial Studies, 33 (5).

9 марта 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.