DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-253-256
КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СФЕРЫ БРАЧНО-СЕМЕЙНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У ОСЕТИН И РУССКИХ
Худалова М.З.
ORCID: 0000-0002-9111-2803, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени K.JI. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация
Статья посвящена исследованию этнических особенностей самооценки брачно-семейной самореализации у осетин и русских, проживающих на территории РСО -Алания, осуществленному впервые.
В результате исследования обнаружены различия в представлениях о брачно-семейной самореализации в зависимости от этнической принадлежности и пола, в представлениях о полноценной семье, в факторах удовлетворенности браком. Результаты исследования можно использовать в качестве основы при организации социально-психологических служб в поликультурных регионах.
Ключевые слова: брачно-семейная самореализация; русские; осетины; этнос; этнические особенности; представления; полноценная семья; удовлетворенность браком.
CORRELATION ANALYSIS OF THE SCOPE OF MARRIAGE AND FAMILY SELF-FULFILLMENT OF THE OSSETIANS AND THE RUSSIANS
Khudalova M.Z.
ORCID: 0000-0002-9111-2803, North Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov, Vladikavkaz, Russian Federation
The article deals with the ethnic features of self-esteem of marriage and family self-fulfillment of the Ossetians and the Russians, living in
the territory of North Ossetia-Alcmia. The research is carried out for the first time.
The study found the differences in the views on marriage andfamily self-fulfillment according to ethnicity and gender, on the complete family, on the factors of the marriage satisfaction. The results of the study can be used as the basis for the organization of social and psychological services in multicultural areas.
Keywords: marriage and family self-fulfillment; the Russians; the Ossetians; ethnic group; ethnic features; views; complete family; marriage satisfaction.
С целью изучения этнокультурно обусловленных различий в брачно-семейной самореализации у осетин и русских нами было осуществлено исследование представителей обоих этносов общей численностью 356 человек, проживающих в г. Владикавказе, с помощью модифицированной методики психосемантического дифференциала В.Ф. Петренко [1]. Квотную выборку составили русские мужчины (п=46), осетинские мужчины (п=116), русские женщины (п=56), осетинские женщины (п=138). Корреляционный анализ осуществляется с помощью ранговой корреляции Спир-мена (р) [2].
Существующие значимые корреляции поступков брачно-семейной сферы и поступков в других сферах в обеих культурах говорят о следующем: и у русских, и у осетинских респондентов есть общие тенденции: стремление к полноценной семье связано с нежеланием разводиться, с достижением успехов в профессии, уважительным отношением к старшему поколению, в том числе к родителям, с неупотреблением матерных слов, почитанием традиций, общественных норм морали, высоконравственными позициями во взаимодействии с людьми.
Но есть и особенности (ernic-факторы). Представители русской культуры стремление к полноценной семье связывают еще с вступлением в брак по любви, отдельной от родителей семейной жизнью, усыновлением и воспитанием приемного ребенка, большего
времяпрепровождения в семье, под держкой супругов в их спорах с родителями, большим тактом в общении.
Представители осетинской культуры стремление к полноценной семье связывают с воспитанием младшего поколения согласно национальным традициям, несогласием дискриминации по половому признаку и, даже, возможностью передачи ребенку фамилии жены, а не мужа, нетерпением насилия в семье, ограждением женщин от тяжелой работы, возложением функций финансового обеспечения семьи на плечи супруга, отсутствием супружеских измен, отсутствием конфликтов с родителями супругов и с супругами при детях, при посторонних, оказанию достойного приема гостю.
Полноценная семья не совместима с «посвящением своей жизни профессиональной карьере», но способствует профессиональному и карьерному росту. Таким образом, у русских полноценная семья - это прежде всего, сильные чувства, ответственность за брачного партнера, бережное к нему отношение, совместный досуг, и материальная независимость от родителей. У осетин - проявление заботы друг о друге, выполнение семейных ролей согласно тендеру, уважительное отношение друг к другу, приближающее их к равноправию в важных семейных вопросах, национальные традиции.
Согласно установленной корреляции, для русских женщин согласие не работать, чтобы посвятить свою жизнь семье и воспитанию детей, означало бы: не строить отношения в семье на принципах равноправия, не быть главой семьи, считать, что финансовое обеспечение семьи - дело мужа, не распоряжаться семейным бюджетом, не участвовать в общественной или политической жизни, не развиваться профессионально, находится на обеспечении родителей, не уважать их, быть инфантильным в сложных ситуациях и не быть патриотом.
Для осетинских женщин не работать, чтобы посвятить свою жизнь семье и воспитанию детей, означает: терпеть насилие со стороны своего супруга, не иметь отдельных сбережений, не распоряжаться семейным бюджетом, простить измену супругу, не был. инициатором развода, не стать профессионалом в какой-либо сфере.
Таким образом, для осетинок быть безработной, значит, быть зависимой от супруга, а для женщин русского этноса — это утрата позиции превосходства в брачно-семейных отношениях. У них удовлетворенность браком неотделима от уважения мужа, ведения общего бюджета, признания за супругом роли «добытчика», супружеской верности, заботы, бесконфликтности, особенно при детях. Для осетинок удовлетворенность браком повышается с возможностью самостоятельного выбора будущего супруга, уважением мужа, готовностью находится у него в подчиненном положении, принятием выбора своих детей, но не согласием на их брак с представителями других национальностей, стремлением к сексуальной грамотности, готовностью отказаться от профессионального роста в пользу семьи, большим времяпрепровождением в семье.
Русским мужьям для большей удовлетворенности браком не хватает выполнения «главной» роли в семье, в том числе «добытчика», отсутствия насилия по отношению к женам, но право повышать на супругу голос в присутствии посторонних.
В выборке мужчин - представителей осетинского этноса корреляционных связей обнаружено не было.
Выводы: 1) представления о брачно-семейной самореализации, о полноценной семье и удовлетворенность браком различаются в зависимости от этнической принадлежности и пола.
Список литературы
1. Петренко В.Ф. Психосемантический подход к этнопсихологическим исследованиям // Советская этнография. 1987. № 3. С. 22-38.
2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. СПб.: Речь, 2008. 392 с.