Научная статья на тему 'Социальные представления о профессиональной и семейной самореализации женщин'

Социальные представления о профессиональной и семейной самореализации женщин Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Самореализация / социальные представления / эгалитаризм и традиционность гендерных отношений / Fulfillment / social images / egalitarianism and traditional nature of gender relations

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Л. Г. Почебут, М. З. Худалова

В статье рассмотрены социальные представления о профессиональной и семейной самореализации женщин в русской и осетинской культурах. В русской культуре обнаружены тенденции к эгалитаризму в аспекте социальных представлений о гендерных отношениях. В осетинской культуре сохраняются устойчивые социальные представления о традиционной роли женщины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social representations of women’s professional and family fulfillment

The article describes the social images of women’ professional and family ful-fillment in Russian and Ossetian culture. There are some trends towards egalitarian-ism in terms of social images of gender relations in Russian culture. The stable social images of traditional role of women remain in Ossetian culture.

Текст научной работы на тему «Социальные представления о профессиональной и семейной самореализации женщин»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 316.27: 316.477-055.2

Л. Г. Почебут, М. З. Худалова

Социальные представления о профессиональной и семейной самореализации женщин

В статье рассмотрены социальные представления о профессиональной и семейной самореализации женщин в русской и осетинской культурах. В русской культуре обнаружены тенденции к эгалитаризму в аспекте социальных представлений о гендерных отношениях. В осетинской культуре сохраняются устойчивые социальные представления о традиционной роли женщины.

The article describes the social images of women' professional and family fulfillment in Russian and Ossetian culture. There are some trends towards egalitarian-ism in terms of social images of gender relations in Russian culture. The stable social images of traditional role of women remain in Ossetian culture.

Ключевые слова: Самореализация, социальные представления, эгалитаризм и традиционность гендерных отношений.

Key words: Fulfillment, social images, egalitarianism and traditional nature of gender relations.

Социальные представления о различных сторонах жизни становятся центральной проблемой социальной психологии. В конце XIX в. феномен социальных (коллективных) представлений обнаружил Э. Дюркгейм. Он отмечал, что представления являются основным психологическим содержанием социальной жизни. Их предназначение состоит в достижении соответствия внешнего социального мира миру внутреннему, психическому [10, с. 7-14]. При этом социальные представления могут возникнуть только в результате социального взаимодействия, они регулируют поведение каждого человека, поскольку составляют содержание его сознания.

Основатель теории социальных представлений французский психолог С. Московичи считает, что предметом социальной психологии являются социальные представления, которые объединяют индивидов, заряжают их энергией и придают смысл существованию общества [3, c. 7]. Социальные представления - это способ осмысления, понимания и интерпретации окружающей действительности.

© Почебут Л. Г., Худалова М. З., 2015

Этот пограничный феномен связывает психическое и социальное. Социальные представления возникают в процессе согласования людьми своих индивидуальных знаний, формирования общих знаний. Поэтому социальные представления - это совместное знание, основа сознания людей.

Структура социальных представлений состоит из следующих элементов; центральные (ядро) и периферические. Для того, чтобы выделить ядро представлений необходимо опираться на следующие критерии; 1) степень согласия членов группы по поводу важности данной характеристики объекта представлений; 2) оценка значимости данной характеристики для идентификации объекта [5, с. 264]. Периферические элементы включают многообразие различных характеристик социальных представлений людей.

К функциям социальных представлений относятся: 1) консолидация общественного мнения вокруг актуальной социальной или религиозной идеи, конкретной традиции, эмоциональной оценки того или иного события; 2) энергетическое насыщение общественного сознания, заражение людей общими эмоциями и, соответственно, энергией; 3) достижение осмысленности поведения и деятельности людей. Таким образом, благодаря социальным представлениям члены общества способны действовать согласованно, консолидировано, осмысленно и активно. В структуре социальных представлений ведущую роль занимает когнитивный компонент, который определяет эмоциональный и конативный компоненты отношения. Благодаря наличию социальных представлений общество отличается от толпы, поскольку в толпе главенствует эмоциональный компонент, подавляющий когнитивный и часто разрушающий осмысленное поведение (конативный компонент). Социальные представления - это психологическое условие объединения общества, его солидарности.

Культура, этническая принадлежность влияют на создание социальных представлений. Обсуждая взаимосвязь социальных представлений и стереотипов, Г. Триандис утверждал, что стереотип является сравнительным представлением. Он отмечает, что стереотипы представителей других культур больше похожи на стереотипы мужчин - представителей этих культур, чем на стереотипы женщин [8, с. 183].

Г. Триандис отмечает, что в современном мире сохраняется гендерное неравноправие. Если речь идет о биологических характеристиках людей, то необходимо использовать термин «пол», если же говорят о социально приемлемых формах поведения, о социальных ролях, стереотипах восприятия мужских или женских личност-

ных качеств, то применяется термин «гендер». Гендер - это культурный и социальный конструкт. В каждой культуре он формируется особым образом. «Пол» - это реальный феномен, в кросс-культурной психологии изучать его необходимо с точки зрения вИо-одхода, то есть установления общих, единых для всех людей характеристик «Гендер» - это сконструированный в каждой культуре феномен, изучать его следует с точки зрения етю-подхода, то есть определения культурно специфичных характеристик [11; 12].

Дж. Уильямс и Д. Бест изучали гендерные стереотипы респондентов из 30 стран мира. Они просили людей указать типичные характеристики мужчин и женщин и выяснили, что 300 наиболее часто указанных характеристик относятся и к мужчинам, и к женщинам. Эти стереотипы (или сравнительные социальные представления) в различных странах мира оказались совершенно одинаковыми. Социальные представления о женщине описывали их как эмоциональных, чутких, слабых. Социальные представления о мужчине характеризовали их как агрессивных, предприимчивых, смелых, независимых. Авторы сделали вывод: чем больше социально-экономическое развитие страны, тем меньше различий в социальных представлениях о поведении, личностных характеристиках, социальных ролях мужчин и женщин [13, с. 174].

Дж. Уильямс и Д. Бест провели еще одно кросс-культурное исследование в 14 странах мира и изучали социальные представления о том, какими должны быть мужчины и женщины, как они должны действовать. Традиционные социальные представления о роли мужчин и женщин выражались в следующих утверждениях:

• когда мужчина и женщина живут вместе, она должна делать работу по дому, а он выполнять более тяжелые хозяйственные работы;

• женщина должна следить за тем, как она выглядит, так как это влияет на то, что люди подумают о ее муже;

• первой обязанностью женщины с маленькими детьми является дом и семья.

Современные социальные представления выражаются в эгалитарной идеологии:

• женщина должна иметь такую же свободу действий, как и мужчина;

• брак не должен мешать карьере женщины больше, чем он мешает мужчине;

• женщинам позволена такая же сексуальная свобода, как и мужчинам.

При этом было обнаружено, что женщины чаще отдавали предпочтения эгалитарным высказываниям, а мужчины - традиционным [1, с. 96].

Исследования кросс-культурных психологов показывают, что среди 189 этносов, проживающих на территории России, русские -одна из самых современных общностей. Русские устойчиво идентифицируют свою этническую принадлежность на протяженной территории от Смоленска до Владивостока. Российские исследователи оценивают культуру России как культуру смешанного типа, в которой сочетаются черты, как коллективизма, так и индивидуализма. По результатам наших исследований происходит постепенная трансформация культуры: старшему поколению в большей степени присущ коллективизм, молодому поколению - индивидуализм [5].

Кросс-культурные исследования психологии русских, народов Дагестана, Северной Осетии и Поволжья, проведенные российскими учеными, свидетельствуют, что характерными отличиями русских от других этнических групп являются: 1) большая психологическая настроенность и открытость к переменам в обществе. В социальных представлениях русских о самих себе такие характеристики, как открытость, устремленность в будущее и склонность к риску имеют наибольший вес, русские ориентированы на преодоление неопределенности в обществе через изменения, социальные реформы; 2) русские более активно поддерживают развитие экономики, рыночных отношений, экономической самостоятельности, частной собственности, прав и свобод человека; 3) русские по сравнению с другими народами России, меньше ориентированы на свою группу, больше ориентированы на себя. Они предпочитают рассчитывать только на свои силы при решении своих проблем; 4) русские проявляют меньшую зависимость от социального контроля, чаще оценивают свою группу как своевольную, не уважающую власть; 5) русские проявляют большую толерантность по отношению к другим народам и, прежде всего народам России; 6) в сфере межличностных отношений русским свойственна меньшая открытость и большая закрытость при взаимодействии с другими народами [2; 6; 7].

Культуру же осетин можно охарактеризовать как традиционную, регламентированную, маскулинную, замкнутую, но из северокавказских народов православные осетины наиболее открыты для общения и взаимодействия [7]. Осетин характеризует ряд признаков: 1) устойчивость традиционных социальных институтов; 2) сила связи с прошлым, сопротивление переменам; 3) высокий уровень стабильности традиционных моделей поведения и внутригрупповых взаимоотношений; 4) определенность и консерватизм культурной жизни. Северокавказские культуры - высоко контекстуальны. Все происхо-

дящее в них имеет свой особый смысл. Внешняя сторона жизни полна условностей. Особое значение имеет регламентированность и прочность бытовых поведенческих стереотипов. Это определяет этику следования правилам, а не этику подчинения [7, с. 233].

Цель нашего исследования состояла в изучении социальных представлений самореализации личности в брачно-семейной и профессиональных сферах в русской и осетинской культурах.

Задачи исследования: 1) сравнить социальные представления мужчин и женщин о профессиональной и семейно-брачной самореализации; 2) сравнить социальные представления о самореализации женщин в осетинской и русской культурах.

Дизайн исследования

Гипотезы исследования:

1. Социальные представления формируются под влиянием культуры, этнической и гендерной принадлежности; культурные нормы определяют гендерные ожидания.

2. У русских в большей степени проявляются социальные представления об эгалитарности гендерных отношений, о возможности женщинам самореализоваться в профессиональной сфере.

3. У осетин в большей степени проявляются социальные представления о традиционной роли женщины в семейно-брачных отношениях; возможность для профессиональной самореализации предоставляется женщинам только после того, как она полностью самореализуется в семье.

Методы исследования: социально-психологические опросники, созданные и адаптированные авторами (модифицированная методика множественной идентификации В.Ф. Петренко) [4], диагностика самоактуализации личности - Р01. Респондентам был также представлен список поступков, составленный по предварительно проведенному анкетному опросу, предназначенный для выявления принципиальных отличий в суждениях представителей русской и осетинской культур. Вероятность каждого из поступков оценивалась по пятибалльной шкале, варьирующей от 1 - «никогда бы так не поступил», до 5 - «именно так бы и поступил». Список включал различные сферы самореализации: профессиональную, семейно-бытовую, социальную и личностного развития.

Участники исследования - жители г. Владикавказа, (Республика Северная Осетия - Алания). Было опрошено 356 человека, 102 человека - русские и 254 человека - осетины в возрасте 20-60 лет. Выборка квотная, в процентном отношении соответствует генеральной совокупности проживающих в Северной Осетии представителей осетинской и русской этнических групп. В республике существуют как однонациональные, так и смешанные браки (треть от всего ко-

личества браков), поэтому изучение семейных взаимоотношений является особенно актуальным.

Результаты

Были изучены социальные представления русских и осетинских женщин о русских и осетинских мужчинах и наоборот. Важно было установить, насколько ожидания в соблюдении культурных норм совпадают в представлениях мужчин и женщин.

Представления русских женщин об осетинских мужчинах в се-мейно-брачной сферах:

• в воспитании детей осетины опираются на национальные традиции и обычаи;

• являются лидерами в семейных отношениях и выполняют функции «добытчика» в семье;

• почтительно относятся к родителям жены и не конфликтуют с ними;

• не готовы простить супруге измену;

• в конфликте супруги с его родителями больше готовы поддержать своих родителей, нежели жену;

• не придерживаются принципов равноправия в семейных отношениях;

• подчиняют супругу и детей своей воле;

• отказывают супруге в помощи в домашней работе.

Представления русских женщин о русских мужчинах в брачно-

семейной сфере:

• не инициируют развод;

• способны усыновить и воспитать чужого ребенка;

• стремятся к сексуальной грамотности;

• верные супруги в браке;

• готовы простить супруге измену;

• строят отношения в семье на принципах равноправия;

• уважают решения и выбор своих детей;

• уважают волю супруги и подчиняются ей;

• помогают супруге в ведении домашнего хозяйства;

• поддерживают жену в споре со своими родителями.

Представления осетинских женщин об осетинских мужчинах в

брачно-семейной сфере:

• выполняют функции главы семьи, «добытчика»;

• воспитывает детей в духе национальных обычаев и традиций;

• почтительно относится к своим родителям, родителям жены, старшим по возрасту и статусу;

• не готовы к равноправию в семейных отношениях;

• подчиняют супругу и детей своей воле;

• отказывают супруге в помощи в домашней работе.

108

Представления осетинских женщин о русских мужчинах в брач-но-семейной сфере:

• стремятся к сексуальной грамотности;

• уважают выбор и решения своих детей;

• помогают своим женам в домашних делах;

• готовы строить отношения на принципах равноправия;

• готовы простить измену супруги;

• конфликтуют с родителями супруги;

• в воспитании своих детей не достаточно прививают им уважение к национальным обычаям и традициям;

• уступают супруге роль главы семьи;

• согласны прожить жизнь без детей;

• легко соглашаются на развод;

• способны уступить жене лидерство в финансовом обеспечении семьи.

Представления осетинских мужчин о русских женщинах в брач-но-семейной сфере:

• готовы взять на себя роль главы семьи;

• готовы быть ответственными за финансовое обеспечение семьи и принятие решений по семейному бюджету;

• готовы иметь отдельные от супруга сбережения;

• не готовы отказаться от работы ради семьи;

• не достаточно уделяют внимание воспитанию детей в духе национальных традиций;

• стремятся к сексуальной грамотности;

• много времени проводят со своими друзьями вне семьи;

• легко относятся к разводам;

• готовы повысить голос на супруга в присутствии посторонних;

• не достаточно уважительно относятся к родителям мужа.

Представления русских мужчин об осетинских женщинах в

брачно-семейной сфере:

• способны в случае развода отдать детей на воспитание супругу;

• в воспитании детей чрезмерно прививают национальные традиции (национальные стереотипы поведения);

• чрезмерно терпеливы к насилию со стороны своего брачного партнера по отношению к себе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в вопросе финансового обеспечения семьи слишком полагаются на супруга;

• не распоряжаются семейным бюджетом;

• проявляются большое уважение к воле своего супруга и готовы подчиняться ему;

• готовы отказаться от карьеры и быть домохозяйками.

В исследовании были выявлены социально-психологические факторы удовлетворенности браком. Для русских женщин удовлетворенность браком связана с уважением со стороны супруга, доверием ему функций «добытчика», совместным распоряжением бюджета, отсутствием насилия в семье, измен, конфликтов в присутствии детей. Для осетинских женщин удовлетворенность браком связана с выбором супруга по своему усмотрению, уважением к супругу, подчиненным положением в брачно-семейных отношениях, уважением решения своих детей, возможностью не работать, чтобы посвятить себя семье, отказом распоряжаться семейным бюджетом, большим проведением времени в семье.

Исследование показало, что в русской культуре стремление женщины профессионально реализоваться находит понимание у мужчин, эталоном женщины для них является профессионально успешная женщина. Мужчины стараются создать комфортные условия для самореализации женщин, оказывают им психологическую поддержку, доверяют их профессиональной компетентности. Соответственно, русские женщины более раскованы, кокетливы, чем осетинские женщины. С мужчинами русские женщины общаются на равных, умеют отстаивать свою новаторскую позицию, самостоятельно распоряжаются финансами. По мнению осетинских мужчин, женщины не должны отдавать столько времени и сил профессиональной самореализации, они не поддерживают карьерное продвижение женщин. Соответственно, осетинские женщины только во второй половине жизни начинают активно заниматься своей профессией, они тактичны по отношению к старшим по возрасту и статусу, проявляют большое уважение к родителям, оказывают конкретную помощь знакомым м соседям (р<0,05) [9].

Выводы

1. В исследовании было доказано, что социальные представления о гендерных отношениях формируются под влиянием культуры, этнической и гендерной принадлежности. Эмпирически установлено, что культурные нормы о гендерном поведении определяют ожидания.

2. Культурные различия были выявлены по показателю самоактуализации «временная ориентация». Культура осетин ориентирует людей на прошлое (соблюдение традиций и этнокультурных норм). В осетинской культуре гораздо выше традиционализм и ценность «прошлого». Русская культура в значительной мере ориентирует людей на будущее, на инновации, изменение традиций и норм;

110

3. Культурные различия проявились в социальных представлениях о брачной-семейной самореализации, о гендерном разделении социальных ролей в семье, брачных установках. Осетинская культура идеализирует подчиненное положение женщины в семье и главенствующее положение мужчины. В осетинской культуре сохраняются устойчивые социальные представления о традиционной роли женщины. В русской культуре наблюдается тенденция к эгалитаризму - равноправному положению супругов;

4. Гендерные различия были обнаружены в динамике профессиональной и семейно-брачной самореализации женщин. Русские женщины до 40 лет основное внимание уделяют профессиональной самореализации, только после 40 лет центр их внимания перемещается на семейно-брачную сферу. Осетинские женщины до 40 лет стараются самореализоваться и в брачно-семейной и в профессиональной сферах, после 40 лет резко повышается интерес к самореализации в профессиональной сфере. ^-критерий Стьюдента значим на р<0,01);

5. В осетинской культуре обнаружен внутрикультурный ценностный конфликт: ценности, установки осетинской культуры больше способствуют профессиональной самореализации мужчин и ограничивают профессиональную самореализацию женщин;

6. В русской культуре наблюдается согласованность в профессиональной самореализации, как мужчин, так и женщин.

Таким образом, перед нами предстает традиционная осетинская культура с представлениями о явной маскулинизации мужчин и фенимизации женщин. Русская культура в представлениях и русских и осетин оценивается как более современная, где придерживаются норм эгалитаризма и наблюдается гендерная инверсия: определенная маскулинизация женщин и фенимизация мужчин. Было показано, что гендерные ожидания совпадают с требованиями традиционных культурных норм, и прежде всего, в осетинской культуре. В русской культуре, напротив, наблюдается переход от традиционных норм к современным.

Список литературы

1. Берри Дж.В., Пуртинга А.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросс-культурная психология. - Харьков, 2007. - 260 с.

2. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М.: Старый сад, 1998.

3. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психолог. журн. - 1995. - № 1. - Т. 16. - С. 3-19; № 2. - С. 3-15.

4. Петренко В.Ф. Психосемантический подход к этнопсихологическим исследованиям // Сов. этнография. - 1987. - № 3. - С. 22-38.

5. Почебут Л.Г. Социальные общности: Психология толпы, социума, этноса. - СПб.: СПбГУ, 2005. 284 с.

6. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2010.

7. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., Смысл,

1998.

8. Триандис Г. Культура и социальное поведение / Пер. с англ. В.А. Сосни-на. - М.: Форум, 2007. - 384 с.

9. Худалова М.Х. Этнопсихологические особенности самореализации личности (на примере республики Северная Осетия-Алания): дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2013.

10. Dürkheim E. Les regies de la MethodeSociologique. - Paris. P.U.F. 1963.

11. Triandis H.C. Collectivism and individualism as cultural syndromes // Cross-Cultural Research. 1993. Vol. 27 (3-4). P. 155-180.

12. Triandis H.C. The psychological measurement of cultural syndromes // American Psychologist, 51, 407, 1996.

13. Willians J., Best D.L. Measuring sex stereotypes: A thirty-nation study. Beverly Hills, CA: Sage. 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.