Научная статья на тему 'Молодая семья на юге России: проблемы адаптации в полиэтничном пространстве'

Молодая семья на юге России: проблемы адаптации в полиэтничном пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
177
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ / ЮГ РОССИИ / ПОЛИЭТНИЧНЫЙ РЕГИОН / АДАПТАЦИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Верещагина Анна Владимировна, Самыгин Сергей Иванович, Щербакова Лидия Ильинична

Этнокультурное разнообразие регионов России определяет значимость регионального фактора в исследовании любых социальных явлений и процессов. В данной статье с указанного ракурса анализируются проблемы адаптации молодой семьи в полиэтничных условиях Юга России, который отличается этнической мозаичностью и, соответственно, значимостью этнического фактора в динамике социальных отношений и взаимодействий, а также в функционировании институциональной системы общества. В данных условиях адаптация молодой семьи приобретает определенную специфику, в которой отражаются все риски и противоречия межэтнического взаимодействия на Юге России, расцениваемые авторами как угрозы стабильности и благополучию молодой семьи в изучаемом регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Верещагина Анна Владимировна, Самыгин Сергей Иванович, Щербакова Лидия Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодая семья на юге России: проблемы адаптации в полиэтничном пространстве»

УДК 316

Щербакова Лидия Ильинична

доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой Социологии

и психологии Южно-Российского государственного политехнического

университета (НПИ) имени М.И. Платова

socis_srstu@mail.ru

Верещагина Анна Владимировна

доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета anrietta2 5 @mail. ru Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета samygin78_@yandex. ru Lidiya I. Scherbakova

doctor of sociological sciences, professor, head of department of Sociology and psychology of the Southern Russian state polytechnical university (NPI) of M. I. Platov

socis_srstu@mail.ru Anna V. Vereshchagina

doctor of sociological Sciences, professor. Department of theoretical sociology and methodology of regional researches, Institute of Sociology and Regional studies, Southern Federal University anrietta2 5 @mail .ru Sergei I. Samygin

doctor of sociological Sciences, professor. Department of human resource management and sociology, Rostov State Economic University samygin78_@yandex.ru

Молодая семья на Юге России: проблемы адаптации в полиэтничном пространстве

Young family in the south of Russia: adaptation problems in cosmopolitan space

Аннотация. Этнокультурное разнообразие регионов России определяет значимость регионального фактора в исследовании любых социальных явлений и процессов. В данной статье с указанного ракурса анализируются проблемы адаптации молодой семьи в полиэтничных условиях Юга России, который отличается этнической мозаичностью и, соответственно, значимостью этнического фактора в динамике социальных отношений и взаимодействий, а также в функционировании институциональной системы общества. В данных условиях адаптация

молодой семьи приобретает определенную специфику, в которой отражаются все риски и противоречия межэтнического взаимодействия на Юге России, расцениваемые авторами как угрозы стабильности и благополучию молодой семьи в изучаемом регионе.

Ключевые слова: семья, молодая семья, межэтническая семья, Юг России, полиэтничный регион, адаптация, межэтническая адаптация, семейные отношения, семейные ценности, семейная культура.

Summary. ne ethnocultural diversity of Russian regions determines the importance of a regional factor in a research of any social phenomena and processes. In this article authors analyzed the problems of adaptation of a young family in the cosmopolitan conditions of the South of Russia which differs in ethnic mosaicity and, respectively, the importance of an ethnic factor in dynamics of the social relations and interactions, and also in functioning of institutional system of society. In these conditions adaptation of a young family purchases certain specifics in which all risks and contradictions of interethnic interaction in the south of Russia regarded by authors as threats of stability and to wellbeing of a young family in the studied region.

Keywords: family, young family, interethnic family, South of Russia, cosmopolitan region, adaptation, interethnic adaptation, family relations, family values, family culture.

В дискурсивном поле российской социологии достаточно прочные позиции заняла проблема молодых семей в России, актуальность которой определяется тем фактом, что именно молодая семья, вступающая в семейную жизнь без соответствующего семейного опыта и навыков семейной культуры, подвергается в наибольшей степени риску распада. Для российского общества, в котором институт семьи находится в стадии активной трансформации, сопровождающейся распадом традиционной семейной культуры и распространением новых семейных ценностей и норм [1], эта проблема приобретает сверх актуальный и комплексный характер, поскольку нестабильность молодой семьи как отражение турбулентного состояния института семьи в целом проецирует усиление дестабилизирующих тенденций в этом важнейшем социальном институте. Высокий уровень разводов в молодых семьях в первые годы семейной жизни является подтверждением данной тенденции [2].

Таким образом, совершенно очевидно, что молодая семья в России нуждается в прочной основе для осуществления своей жизнедеятельности, чтобы адаптационный процесс в первые годы семейной жизни проходил менее конфликтно и рискогенно. В данном контексте актуальной представляется проблема формирования семейной культуры у российской молодежи до того, как она вступит в период самостоятельной семейной жизни, но, как показывают результаты исследований, необходимость семейной культуры как формирующейся в процессе социализации молодежи в рамках образовательных структур признается минимальным количеством

россиян, полагающих, что ответственность за ее наличие у молодого поколения должна нести семья [3].

Ввиду того, что российская семья как источник семейной культуры на данный момент не может характеризоваться наличием таковой из-за высокой динамики семейных разводов, молодая семья становится территорией риска, что заставляет ее зачастую балансировать на грани развода в начальный период функционирования. Надо понимать, что высокий процент роста разводов среди молодых семей с детьми в России становится источником высокой динамики неполных семей, в которых жертвами супружеских разногласий и неподготовленности к семейной жизни становятся, прежде всего, дети. Риски социализации детей в разведенных семьях значительно выше при всем том, что их уровень и без того высокий в российском обществе, пространство социализации которого отражает все противоречия и негативные явления семейной реальности [4].

Обращение к проблеме адаптации молодой семьи в условиях полиэтничного пространства Юга России связано с рядом позиций:

- во-первых, образование молодых семей в полиэтничном регионе имеет свою специфику и логику, определяемую этническими традициями и обычаями народов, населяющих конкретный регион;

- во-вторых, в полиэтничном регионе имеет большее распространение такой тип молодой семьи, как межэтническая семья, которая, в силу своего разноэтничного состава, сталкивается с дополнительными трудностями в процессе адаптации в полиэтничном социуме, нежели молодая семья моноэтничного типа. Кроме того, этнически смешанная молодая семья представляет собой такой микромир межэтнического взаимодействия, который обладает, как созидательным, так и разрушительным потенциалом с точки зрения семейного благополучия, а для полиэтничного региона этнически смешанные семьи имеют особое значение как источник формирования культуры межэтнического общения, активно разрушающейся в современной России;

- в-третьих, молодым семьям в условиях полиэтничного региона, в котором, в соответствии с российскими тенденциями, роль этнического фактора является превалирующей в самых разных сферах общественной жизни, приходится адаптироваться к специфическим межэтническим условиям, в ряде регионов характеризующимся достаточно высоким конфликтным потенциалом.

Традиции межэтнических взаимодействий на уровне семейных интеракций на Юге России в различный периоды российской истории имели свою логику и динамику, на современный день значительно снижающуюся по причине этнизации социальных процессов, моноэтнизации республик Северного Кавказа и актуализации этнических ценностей во всех регионах Юга страны.

Молодая семья может выступать в самых различных ипостасях, отражая всю гамму развития семейных отношений в обществе. Так, по критерию состава семьи, она может быть полной и неполной; по уровню

благополучия - маргинальной, кризисной, благополучной, процветающей; по экономическому благосостоянию - бедной, обеспеченной, состоятельной; по форме брака - зарегистрированной и незарегистрированной; по численности детей в семье - бездетной, малодетной, многодетной; по роду деятельности и социальному статусу супругов - студенческой, однокарьерной, двухкарьерной, равной, неравной; по этническому, расовому и конфессиональному составу - моноэтнической, межэтнической, межконфессиональной, межрасовой; по характеру семейных отношений -традиционной (патриархальной) и современной (эгалитарной) и т.д.

Региональный ракурс исследования молодой семьи позволяет выявить специфику образования и функционирования молодой семьи в зависимости от этнокультурного состава региона, устойчивости/неустойчивости традиционных этнических ценностей и норм, детерминирующих семейные стратегии молодежи, характера семейной политики и благополучия социально-экономических условий. В этом плане Юг России характеризуется разноплановыми тенденциями. С одной стороны, здесь явно вырисовывается вектор традиционализации и архаизации социальных и семейных процессов, в основном характерных для республик Северного Кавказа [5], что отражается, в частности в снижении динамики межэтнической брачности и ориентации молодежи на эндогамию.

Так, результаты социологического исследования, проведенного Верещагиной А.В. в республике Дагестан в 2013 г. совместно с научным сотрудником ДНЦ РАН, д.с.н. Шахбановой М. М., позволили сделать вывод о том, что при достаточно толерантном отношении к межэтническим семьям в данной республике, в семейно-брачных стратегиях опрошенных дагестанцев устойчиво фиксируется ориентация на моноэтническую семью, при всем том, что в советское время в данном регионе наблюдался пусть не высокий, но поступательный рост межэтнической брачности. На вопрос о том, «Как бы вы отнеслись, если бы кто-нибудь из ваших ближайших родственников (сын, дочь, брат, сестра) вступили в брак с человеком другой национальности?» респондентам оказались близки две основные позиции, согласно которым «национальность в браке не имеет значения, если муж (жена) соблюдает обычаи моего народа» и «предпочел бы человека своей национальности, но возражать не стал бы». Более того, этнически смешанный брак респонденты оценили как способствующий укреплению терпимости между народами, но при этом усмотрели в нем опасность с точки зрения его негативного влияния на устойчивость национальной самобытности и национального своеобразия народа. Важно также отметить, что среди всех возрастных групп наиболее высокую толерантность к межэтническому браку как собственному, так и своих детей, продемонстрировала молодежь в возрасте «до 20 лет» (50,0%), а 37,4% опрошенных в возрастной категории «от 20 до 40 лет» отнеслись отрицательно к межэтническому браку своих детей. Такая жесткая установка относительно этнической принадлежности человека была проявлена только в отношении брачного партнера, в то время

как этническая принадлежность друга для дагестанских народов, как показало исследование, вообще не имеет значения.

Ориентация на моноэтнический брак в стратегиях дагестанских и других народов Северного Кавказа объясняется, как сложившимися эндогамными традициями в данном регионе, так и сложностями адаптации в полиэтничной среде, в которой значимость этнического фактора стала определяющей в процессе жизненной самореализации, и позволить такую «роскошь», как межэтнический брак могут себе далеко не все. В итоге, моноэтническая семья, всегда выступавшая идеальной моделью семьи в Южном регионе, значительно укрепила свои позиции, что на культуре межэтнического общения сказалось самым отрицательным образом, поскольку межэтнические семьи были, своего рода, носителями ценностей этой культуры, ее норм и образцов межэтнического общения. Ничто не связывает людей разной национальности так крепко, как родственные узы, через которые ценности межэтнической культуры транслируются молодому поколению и ближайшему окружению наиболее эффективно. Соответственно, стремительное снижение численности межэтнических браков в южном регионе автоматически «закрывает» этот канал трансляции ценностей межэтнической культуры, а потому в полиэтничной реальности данного региона межэтническая напряженность и увеличивающаяся отчужденность между народами, все сильнее замыкающихся в своих этнических границах, стала распространенным и привычным явлением.

Таким образом, молодая семья с разноэтничным составом на юге России, будучи лишенной своих социокультурных, идеологических и институциональных оснований, становится все более редким явлением. Это вполне закономерная тенденция для общества, в котором успех и статус личности и семьи в целом определяются зачастую этнической принадлежностью. Для такого общества межэтнические браки становятся социально невостребованными, и молодые люди, вступающие в такой брак, должны быть готовы к тому, что адаптация созданной ими на разноэтничных основаниях семьи может иметь дополнительные трудности, обусловленные социальными установками в отношении семей подобного типа в различных этнокругах.

Стабильность молодой семьи и эффективность ее адаптации зависит от целого ряда факторов, помимо этнического состава семьи. К этим факторам следует отнести также факторы экономического, психологического, культурного, политического, демографического, социального характера. Причинами высокого уровня разводов в молодых семьях в России, в том числе и на юге страны, являются следующие:

- либерализация семейно-брачного законодательства, связанная с упрощением процедуры развода;

- ориентация на эгалитарные отношения в семье, к которым оказываются готовы очень немногие в силу господства традиционных представлений о семье и браке, особенно в республиках Северного Кавказа;

- несовпадение репродуктивных установок у супругов;

- трудности экономического характера (отсутствие жилья, стабильной работы с оплатой труда, удовлетворяющей потребности молодой семьи);

- несовпадение статусных позиций и жизненных планов, связанных с карьерным ростом, перспективами профессиональной самореализации.

Венчает этот перечень причин как их первооснова отсутствие культуры культуры семейной жизни у молодежи, вступающей в брак, и самого механизма ее формирования в молодежной среде России, что приводит к череде проб и ошибок, с помощью которых приобретается знание о семейной жизни, порой наполненное разочарованием в ней.

На юге России еще сильны позиции традиционной семьи, ценности которой передаются через каналы семейной социализации, что определяет устойчивое воспроизводство эндогамных стратегий в семейной сфере народов южного региона и более высокую устойчивость семейных связей и отношений, в частности в республиках Северного Кавказа. Однако и здесь отмечаются тенденции дестабилизации семейно-брачных отношений, и наиболее ярко они проявляются в институциональном пространстве молодой семьи, уже не готовой к полному принятию традиционных норм семейной культуры. Семейные потребности и установки молодежи южного региона уже значительно отличаются от семейных ценностей старшего поколения, и процесс трансформации семейных ценностей в молодежной среде даже наиболее традиционных регионов юга страны уже не остановить, что актуализирует проблему формирования семейной культуры для всего молодого населения данного региона, независимо от этнической специфики его отдельных территориальных образований.

Эта семейная культура должна базироваться, как на универсальных семейных ценностях, не имеющих временной и этнической окраски, а отражающих сущность семейных отношений как отношений, построенных на доверии, эмоциональной привязанности, любви, ответственности, так и специфических для современной эпохи с ее тенденциями эгалитаризации в семейной и социальной сферах.

Третьим элементом семейной культуры молодой семьи на юге России может и должен стать этнический компонент, отвечающий за сохранность не только традиционных ценностей в организации семейных отношений и функционировании семьи, но и обрядовой стороны семейного института, обуславливающей богатство и красоту семейных ритуалов в России благодаря ее поликультурному и этническому многообразию, в наибольшей степени сконцентрированному на Юге страны.

Литература:

1. Верещагина А.В., Шахбанова М.М. Формирование новых семейных ценностей и отношений в современном российском обществе // Вестник ДНЦ. 2013. № 50. С. 65-71.

2. Кравченко Ю.В. Влияние супружеских потребностей на стабильность молодой семьи в контексте сельского и городского пространства // Социологические исследования. 2012. № 12. с. 118.

3. И тут случилось семьекрушение... // http://www.trud.ru/article/18-

08-2014/1316806JJut_sluchUoS_SemjekrUsheme.Ыml (дата доступа: 04.07.2016).

4. Верещагина А.В., Бандурин А.П., Самыгин С.И. Детство в условиях городской среды: риски социализации // Гуманитарные, социально-

экономические и общественные науки. 2016. № 4. С. 37-40

5. Верещагина А. В., Шахбанова М. М. Этнокультурная специфика демографического поведения дагестанской семьи // Социологические исследования. 2013. № 6. с. 85.

Literature:

1. Vereshchagina A. V., Shakhbanova M. M. Forming of new family values and the relations in modern Russian society//the DNTs Bulletin. 2013. No. 50. Page 65-71.

2. Kravchenko Yu. V. Influence of matrimonial requirements on stability of a young family in the context of rural and city space//Social researches. 2012. No. 12. page 118.

3. And there was a family breakdown...//http://www.trud.ru/article/18-08-2014/1316806_i_tut_sluchilos_semjekrushenie.html (date of access: 04.07.2016).

4. Vereshchagina A. V., Bandurin A. P., Samygin S. I. Childhood in the conditions of the urban environment: risks of socialization//Humanitarian, social and economic and social sciences. 2016. No. 4. Page 37-40

5. Vereshchagina A. V., Shakhbanova M. M. Ethnocultural specifics of demographic behavior of the Dagestan family//Social researches. 2013. No. 6. page 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.