Научная статья на тему 'Трансформации гендерной идентичности северокавказских женщин в ситуации глобализации'

Трансформации гендерной идентичности северокавказских женщин в ситуации глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
274
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER PROBLEMS / POSITION OF WOMAN / NORTH CAUCASUS / GENDER IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лысенко Оксана Егоровна

В статье анализируются противоречивые процессы, которые влияют на формирование гендерной идентичности мусульманских женщин Северного Кавказа в глобализирующемся обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSFORMATION OF GENDER IDENTITY OF WOMEN OF THE NORTH CAUCASUS IN THE GLOBALIZATION SITUATION

In the article the conflicting processes that influence the formation of gender identity of Muslim women of the North Caucasus in a globalizing society are analyzed.

Текст научной работы на тему «Трансформации гендерной идентичности северокавказских женщин в ситуации глобализации»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ». № 3, 2013

удк 316.346.2-055. Лысенко О.Е. [Lysenko O.E.] 2:316.42(470.6)

ТРАНСФОРМАЦИИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ жЕНЩИН В СИТУАЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

The transformation of gender identity of women of the North Caucasus in the globalization situation

В статье анализируются противоречивые процессы, которые влияют на формирование тендерной идентичности мусульманских женщин Северного Кавказа в глобализирующемся обществе.

Ключевые слова: Гендерные проблемы, положение женщины, Северный Кавказ, тендерная идентичность.

In The article the conflicting processes that influence the formation of gender identity of Muslim women of the North Caucasus in a globalizing society are analyzed.

Keywords: gender problems, position of woman, North Caucasus, gender identity.

Колоссальное ускорение технологической и социальной модернизации в начале ХХ! в. сделало проблемы тендерной идентичности более насущными. Как замечают английские социологи Энтони Гид-денс и Зигмунт Бауман, для современного общества характерна не замена одних традиций и привычек другими, столь же стабильными, надежными и рациональными, а состояние постоянного сомнения, множественности источников знания, что делает самость более изменчивой и требующей постоянной рефлексии. В условиях быстро меняющегося общества неустойчивость и пластичность социальной, личной и гендерной идентичности становятся закономерными и естественными.

По мнению И.С. Клециной, в гендерной идентичности на первый план выходят социокультурные параметры категорий «мужское» и «женское», в соответствии с которыми человек идентифицирует себя с конкретной гендерной группой, конструируя свою идентичность, как пред-

ставитель какого-либо пола [Клецина, с. 167-184]. В рамках этой теории гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры в определенный период времени. Таким образом, понятие идентичности, гендерной идентичности представляет собой социально-исторический феномен, развивающийся синхронно во времени и пространстве.

Следует отметить, что процессы изменения гендерной идентичности в традиционном исламском культурном пространстве Северного Кавказа, начавшиеся в советский период, были связаны с эмансипацией женщин в данном регионе и определялись насущной необходимостью преодоления традиционных гендерных стереотипов и установок путем освоения женщинами новых социальных ролей в условиях развития социалистического общества. В постперестроечный период эти процессы были вызваны крушением советской идеологической системы и обусловливались поиском новых объединяющих северокавказское общество ценностей. В начале 1990-х г. ХХ века «поиски» привели к формированию трех направлений, каждое из которых опиралось на определенную черту культурной составляющей данного региона. Кратко рассмотрим каждое направление. Первое направление - «неонационалисты» - характеризуется обращением горских идеологов к национальной идее, культуре, а также к национальным и этническим корням. Направление состояло преимущественно из передовой научной и творческой интеллигенции, пытавшейся выразить свои идеи преимущественно через научные труды, публикации, изобразительное искусство, превознося и развивая только национальную культуру, без включения такой важной культурной составляющей любого народа, как религия. Второе направление - это исламисты, состоящие из молодого поколения политических лидеров и деятелей. В основу национальной идеи ими была положена идея религиозного возрождения, без учета традиционных элементов национальной культуры. Третье направление - это глобалисты - слой творческой интеллигенции, художников и писателей, выступавших за идею создания мультикультурного пространства, в котором и будет оформляться современная горская идеология как инструмент успешного поиска национального (и религиозного) самосохранения в глобализирующемся мире [Бабич И.Л. Поиски ...].

Такое разнообразие направлений обусловило разделение взглядов относительно устройства системы гендерных отношений в регионе, базирующегося на таких понятиях, как гендерные контракты, гендерные роли

и гендерная атрибуция, оказавших, в свою очередь, определяющее влияние на конструирование современной гендерной идентичности мусульманских женщин Северного Кавказа.

Содержание женственности как основы женской гендерной идентичности включает в себя следование определенным, характерным для данной культуры формам гендерной атрибуции и типам гендерных контрактов. В настоящее время картина гендерной идентичности мусульманских женщин Северного Кавказа отличается особой пестротой форм и самовыражений, проявляющихся во внешнем облике, одежде и соответствующем поведении. Относительно внешнего облика «новой женщины» Кавказа мы можем заметить здесь как проявление исламских предпочтений в одежде, манерах поведения, так и в национальных формах ген-дерной атрибуции [5 Грозном открылся...]. Между тем, стоит отметить и территориальную обусловленность этого процесса. В восточной части Северного Кавказа, в Дагестане, Чечне и Ингушетии, где нормы ислама пустили более глубокие корни, в настоящее время довольно популярным стало обращение к исламскому, религиозному стилю в одежде. По исламскому принципу женские наряды должны скрывать почти полностью женское тело за исключением кистей рук, глаз или лица. В условиях жаркого климата это вызывает значительные трудности, и поэтому одежда должна изготавливаться из натуральных и практичных материалов. Современные женские наряды исламской моды отличаются не только качеством, но и красотой исполнения, включающей в себя вышивку и украшения драгоценными металлами и камнями, поэтому эта одежда является довольно дорогой и недоступной большей части населения. Тем не менее, большая часть женского населения придерживается норм ислама, и основными примерами женского костюма является длинные юбки, платья и блузки с длинными рукавами и головные платки. Данный вид костюма скорее можно назвать национальным, но поддерживающим религиозный взгляд на закрытость женского тела. Тем не менее, исследователь из Дагестана свидетельствует о том, что облик современной женщины стал демократичнее, она стала более уверенной в себе, раскрепощенной, а в молодежной среде происходит сближение и слияние норм морали и поведения мужчин и женщин, сопровождающиеся «гибридизацией» внешности [Магомедов, 2008, с. 129]. В центральной и северо-западной части Северного Кавказа, в Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, а также в Адыгее предпочтение отдавалось национальным, традицион-

ным элементам в одежде, в том числе и в женских костюмах. В этой части региона внешний облик женщин проявляется скорее в слиянии форм национального костюма с современным стилем одежды. В данном случае предпочтение отдается темным, скорее черным цветам с использованием ярких вкраплений, вышивок, аппликаций, а также совместно с ношением большого количества золотых украшений. Однако среди молодежи на всей территории Северного Кавказа, особенно студенчества, повсеместным явлением стало предпочтение европейского стиля в одежде, предполагающего ношение брюк, укороченных юбок и открытых блузок, без покрытия головы. Другой важной составляющей в формировании образа «новой женщины» становится стрижка и окрашивание волос, занимающие важное место в становлении образа и стиля современной женщины. Приведенные примеры трансформации гендерных атрибутов достаточно сильно меняют существовавшую в традиционном обществе систему ген-дерного взаимодействия, предлагают новые образы и новое их прочтение.

Изменения гендерной идентичности северокавказских женщин происходят не только на уровне гендерной атрибуции, но и на уровне конструирования новых типов гендерных контрактов. Институт семьи и брака на Кавказе является доминирующим социальным институтом, связанным с конструированием тендера. Сейчас наблюдаются существенные изменения нормативных понятий в семейно-брачной сфере, намечается явная тенденция либерализации и гуманизации в заключении брачных союзов. Девушек уже не выдают замуж в раннем возрасте, и будущего мужа девушка в ряде случаев выбирает сама из тех претендентов, которые больше всего подходят по кровнородственным связям семейного клана. Изменился и сам порядок заключения браков. Как отмечает Б.М. Алимова, термины «сватовство», «обручение» в настоящее время в городе постепенно забываются. В результате поспешное, необдуманное решение является в большинстве случаев одной из причин неустойчивости молодежных браков [Алимова, с. 77]. Также, следует отметить, ранее не имевший место на Кавказе в целом новый тип гендерных контрактов - гражданский брак, или незарегистрированный брачный союз. Об этом свидетельствует М. Боташев, «впервые получены данные о незарегистрированных брачных союзах: к моменту переписи состоящими в таковых признали себя 6 тыс. граждан» (Боташев). Вместе с тем изменились и внутрисемейные отношения, прежде всего, между супругами. По замечанию известного исследователя по проблемам северокавказской семьи А.А. Магомедова, внутри-

семейные отношения в целом упростились,<.. .> между членами семьи во многих районах действительно установились демократические отношения, отношения равенства. Они, прежде всего, коснулись отношений супружеских, которые можно было бы охарактеризовать как демократические, эгалитарные [Магомедов, 1999, с. 56].

Вместе с тем, в постперестроечный период проявляется явная тенденция к сохранению базовых, традиционных этнокультурных ценностей, которая входит в диссонанс с развитием современного общества. Так, традиционно за женщинами всегда была закреплена обязанность работ по дому и воспитанию детей. В условиях развития современного общества это предполагает совмещение домашней работы с профессиональной занятостью, так как в настоящее время современные семьи не могут прожить на заработок одного кормильца и женщины вынуждены идти на работу. Заработок женщины не только увеличивает доходы семьи, но и делает ее независимой. Но рост благосостояния не приводит к освобождению женщины от домашнего труда. Возникшие трудности приводят к конфликтным ситуациям и непониманию между супругами. По замечанию Б.М. Алимовой, это связно с тем, что всестороннее социальное равноправие женщины и мужчины поставили не только женщину, но и проблему брака на совершенно новую ступень, что в первую очередь отразилось на отношениях супругов и на представлениях о распределении обязанностей и работ по дому. В результате изменения отношений между супругами меняется и содержательное представление о стереотипах феминности/мас-кулинности, что заставляет и мужчин и женщин искать новые ориентиры в конструировании нового образа, новой идентичности своего гендера [Алимова, с. 79].

Между тем, следует отметить, что экономическая независимость женщин существенно изменила социальный статус женщин в семье. Престижным явлением стало получение женщинами высшего образования, а также ученой степени, что повышает роль женщины не только в семье, но и в целом влияет на ее статус в обществе. По мнению исследователя М.З. Магомедовой, с повышением социального статуса женщины, повышением ее вклада в бюджет семьи, ростом образования, женщина стала в равной степени участвовать в решении семейных вопросов наряду с мужчиной [Магомедова, 2008, с. 129]. О влиянии образования на статус и положение женщины в семье М.Ш. Ризаханова пишет: «Экономическая независимость явилась одним из условий повышения роли и авторитета

женщины в семье. Особенно показательно в этом плане изменение положения невестки в трехпоколенных семьях. Нередко, если невестка имеет более высокий уровень образования и культуры, чем остальные члены семьи, при решении важных вопросов, касающихся всей семьи, ее мнение имеет немаловажное значение» [Ризаханова, с. 74].

Между тем, социальная и профессиональная активность женщин в современном северокавказском обществе связана не только с ростом женского профессионального образования, а также с возрождением традиционных гендерных практик в обеспечении жизнедеятельности семьи, то есть с методом использования национальных промыслов в целях роста благосостояния и становления финансовой независимости женщин, так как социально-экономические и политические катаклизмы конца ХХ века привели к масштабной безработице не только женщин, но и мужчин. Как отмечает М.А. Текуева, постперестроечный кризис промышленного производства привел к невостребованности мужских рабочих рук, а национальная ментальность не позволила основной массе мужчин зарабатывать деньги любыми способами, женщины проявили в новых условиях большую гибкость [Текуева, с. 323]. Женщины не только возродили традиционные народные промыслы, как отмечают Атаева Л.М., Атаева М.Б., Тлисова А.Б., вязание, валяние, вышивание, изготовление одежды из натурального сырья и т.д., но они смогли, используя традиционный надомный труд, организовать собственное производство и сбыт своей продукции. При этом в надомном производстве принимают активное участие все члены семьи - от малолетних детей до старшего поколения. Часто можно увидеть женщину, которой больше 90 лет, с веретеном или за прялкой. Фактически каждая семья - это малое частное предприятие. Для оказания технической помощи (ремонт вязальных, прядильных машин и др.), сбыта и рекламы продукции создаются ассоциации женщин - предпринимателей. Кроме этого подобные союзы женщин организуют выставки-продажи, ярмарки, создают структуры сбыта продукции через магазины и художественные салоны. Как и всякая социальная организация, союзы женщин, независимо от их программ, являются одновременно социально-психологическими организациями, так как для нормальной жизни, особенно женщине, необходимо общение и социальное признание. В связи с этим для выявления и поощрения женщин, достигших успеха в деятельности своих предприятий, занимающихся социальными проблемами, благотворительностью, общественной работой, проводятся в регионах кон-

курсы «Женщина года», «Женщина - директор года», которые являются настоящими событиями в жизни женщин [Атаева, с. 3].

Между тем, женщины, активно включившись в товарооборот региона, практически вытеснили из пространства торговли мужчин, считавшегося традиционно мужской сферой деятельности. Следует отметить, что на большей территории Северного Кавказа торговля в общественном месте была постыдным занятием для женщин в традиционный период. Однако, менее чем за сто лет, стереотипное представление о местах гендерной локализации женщин изменило не только представления о степени дозволенного, но и в целом представления о феминности. Привычным стал образ активной, самостоятельной женщины, определяющей не только область занятий, но и пути решения проблем.

Однако процесс роста профессионального сознания женщин, вхождения их в историческую область новых социальных отношений проходил не так легко. Прежде всего, следует отметить, что Северный Кавказ -регион, где и в настоящее время в обществе и культуре доминируют пат-риархатные, традиционные нормы общественных отношений.

В результате превалирующими стереотипными установками в отношении к женщине остается отождествление ее с частной, домашней сферой деятельности и отведение ей профессиональных ролей, соотносящихся с традиционными тендерными ролями женщин в данном регионе. Это отношение особенно отчетливо проявляется в местностях, где активно религиозное мусульманское влияние. Как отмечает Л. Байцаева, наиболее заметное сопротивление в профессиональной сфере ощущают женщины творческих профессий. Женщине-художнику, композитору, режиссеру приходится доказывать свою профессиональную состоятельность, преодолевая сопротивление общества. <.> Как результат мы наблюдаем существенное снижение процента работающих женщин в сфере культуры относительно числа выпускниц институтов культуры. Талантливые и подающие надежды девушки очень скоро сдаются под натиском внешних обстоятельств и выбирают более допустимые, а потому более лёгкие сферы выживания [Байцаева]. Такая же ситуация наблюдается и в структурах власти, в государственных учреждениях, в которых женщинам отведены роли обслуживающего характера, либо связаны с бумажными работами и практически исключены из руководящих постов.

Тем не менее, надо отметить, что в Южном Федеральном Округе по количеству женщин в государственных органах, республики Северно-

го Кавказа бьют рекорды. Как отмечает Инга Пелихова, в 2005 г. в Карачаево-Черкесии вице-президент - Вера Молдованова, советник - Марина Титаренко, помощник - Анна Шаганова. В Госсовете Дагестана заместитель председателя - Такибат Махмудова, один из комитетов Госсовета Чечни возглавляет Напсат Юсупова, глава комитета по законодательству парламента Кабардино-Балкарии - Марина Дышекова [Пелихова]. Однако этот список можно было бы продолжить, но на общем фоне эти женщины всего лишь единицы среди огромного числа чиновничьего аппарата, среди депутатов, судей и прокуроров подавляющее большинство мужчины, пришедшие к власти разными путями, но пришедшие в силу того, что они мужчины. В целом надо отметить, что подавляющее большинство женщин в настоящее время, получая образование, ученую степень, должности и звания, предпочитают сохранять традиционный гендерный баланс в распределении доминантных отношений.

На наш взгляд, связано это не только и не столько с патриархатными гендерными стереотипами в исламском культурном пространстве Северного Кавказа, но прежде всего с тем, что большинство женщин не осознают себя в той историко-культурной реальности, в которой они оказались. Кратко такую ситуацию можно охарактеризовать как дуалистическую. Мусульманская женщина Северного Кавказа, с одной стороны, является частью восточной исламской культуры, с другой стороны, частью российской цивилизации, являющейся отчасти преемственницей западной культуры. В результате перехода современного общества от индустриального к информационному и развитием глобализационных процессов, повышается степень взаимодействия и взаимовлияния между культурами, где первостепенной задачей в становлении личности является установка на развитие индивидуальных профессиональных качеств. С другой стороны, традиционный религиозный взгляд на женщину в общественной системе определяется ее первостепенной ролью, связанной с приватной сферой бытия, поэтому мусульманская женщина данного региона пытается следовать традиционным стереотипным установкам о женщине как о жене, матери, хозяйке дома и т.д. В результате ни в одном из направлений у женщины нет личных прав в выборе своей судьбы. Так, в первом случае проявляется патерналистское влияние государства, при котором женщине дают право, но не дают возможности им воспользоваться, во втором случае женщина, следуя традиционным нормам поведения, сама не будет вступать в полемику с мужчинами по поводу своих прав. Между тем,

важной составляющей в формировании современной гендерной идентичности мусульманской женщины Северного Кавказа является формируемая патриархатной культурой установка на отрицание индивидуальных качеств, отличных от природной половой идентичности. Осознание себя в одной гендерной роли является самым труднопреодолимым стереотипом для современных мусульманских женщин. Однако новая социальная парадигма требует от женщин активного проявления своих способностей и талантов, что находит свое выражение в возрождении традиционных ген-дерных практик.

Это проявляется в том, что женщины стали активнее участвовать не только в социально-политической жизни общества. В данном случае показателен опыт работы женских миротворческих организаций на Северном Кавказе. Роль женщины в регулировании мирных отношений всегда была высока на Северном Кавказе, поэтому в новых социально-политических условиях, через моделирование новых практик и методов, женщины продолжают выполнять свои традиционные гендерные роли. В условиях сложной военной обстановки женщины не могут оставаться в стороне, когда их помощь, опыт и знания незаменимы и необходимы. Так, «Союз женщин Северного Кавказа» совместно с комитетом женщин Ингушетии и Комитетом солдатских матерей России провели огромную работу по поиску детей - солдат. Также под руководством женских организаций были проведены различные социальные выступления и акции миротворческого характера [Гулиева, с. 17]. Сюда можно отнести и прошедшую в 2007 году во Владикавказе конференцию женщин «Женщины за мир и справедливость на Северном Кавказе». На конференции обсуждались вопросы противодействия всем формам религиозной и национальной нетерпимости, усиления влияния женщин на формирование идей интернациональной дружбы в рамках единого государства, укрепления роли семьи в воспитании подрастающего поколения граждан России [Комиссия общественной палаты...].

Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что под влиянием процессов культурной глобализации, а также в результате социально-экономических и политических трансформаций рубежа веков, особую значимость для развития культуры и общества несут процессы изменения в обществе социальных практик. Особую роль в этом процессе играют женщины. Второй раз в истории народов Северного Кавказа «рождалась новая горянка». Важность «рождения новой женщины Кавказа» опреде-

ляется высоким уровнем рефлективности и адаптации женщин к новым социально-экономическим условиям, что обуславливает, прежде всего, способность общества к модернизации и жизнеспособности. Огромный вклад в это вносят женщины. Вынужденные в изменяющихся условиях конструировать новые гендерные роли и стереотипы женщины в то же время стремятся к сохранению этнонациональных традиций, обрядов и обычаев. Данное положение находит свое объективное подтверждение и в замечании исследователя Северного Кавказа Н.У. Ярычева, отмечающего, что «в процессе социокультурных изменений, традиционные гендерные ролевые установки трансформировались, но в своей основе, как правило, они остались неизменными, сохраняя базовые характеристики и ценностные направления» [Ярычев, с. 35]. В данном случае, еще раз можно отметить пластичность традиционных основ культуры народов Северного Кавказа к внешним модернизационным процессам, а также и огромную роль женщин в адаптации этих процессов к традиционной культуре народов Северного Кавказа.

Таким образом, вопрос о трансформации женской гендерной идентичности в современном исламском культурном пространстве Северного Кавказа, это, прежде всего, вопрос о степени интеграции народов Северного Кавказа в мировую культуру, о степени влияния этой культуры на жизнь и сохранение самобытности традиционных форм культуры народов Северного Кавказа.

ЛИТЕРАТУРА 1. Алимова Б. М. Диалог полов в современной дагестанской семье // Гендерные отношения в культуре народов Кавказа. - Махачкала, 2008.

2. Атаева Л.М., Атаева М.Б., Тлисова А.Б. Особенности социально-психологической самоорганизации женщин Северного Кавказа. -Черкесск, 2005.

3. Бабич И.Л. Поиски современной горской идеологии на Северном Кавказе. URL: http://www.ca-c.org/annual-table-rus.shtml.

4. Байцаева Л. Творческие проекты как способ преодоления тендерных стереотипов. URL: http://www.owl.ru/content/openpages/p57168. shtml.

5. Боташев М. Основные Итоги. Карачаево-Черкессия // Бюллетень -№ 56. - 2004. - август. URL: http://www.eawarn.ru/pub/Projects/Web-HomeExpertsRepCensus/mainresultsl.htm.

6. В Грозном открылся первый бутик для мусульманок //Российская газета от 16 апреля 2008. URL: http://www.rg.ru/printable/2008/04/16/ reg-kavkaz/butik.html.

7. Гулиева М.М. Политическая культура женщин как условие социально-политической стабилизации (на материалах Северного Кавказа). Автореф. дис. канд. полит. наук. - Ставрополь, 2005.

8. Клецина И.С. Гендерная идентичность и права человека: психологический аспект // Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире. - СПб., 2005.

9. Комиссия общественной палаты по вопросам развития, благотворительности, милосердия и волонтерства. URL: http://www.oprf.ru/ structure/comissions2006/6/news/1783.

10. Магомедов А.А. Семья на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1999.

11. Магомедов М.З. Трансформация гендерных стереотипов в современных дагестанских семьях // Гендерные отношения в культуре народов Кавказа. - Махачкала, 2008.

12. Пелихова И. Антикастрюльный бунт. URL: http://www.7c.ru/ archive/3685.html.

13. Ризаханова М.Ш. Традиционные гендерные стереотипы в системе взаимоотношений членов современной семьи лезгин // Гендерные отношения в культуре народов Кавказа. - Махачкала, 2008.

14. Текуева М.А. Гендер как социокультурный конструкт адыгского общества.: Дис. ... д-ра ист. наук. - Нальчик, 2006.

15. Ярычев Н.У. К некоторым аспектам формирования гендерных установок в традиционной чеченской культуре // Гендерные отношения в культуре народов Кавказа. - Махачкала, 2008.

ОБ АВТОРЕ Лысенко Оксана Егоровна, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский

федеральный университет», Институт математики и естественных наук, кандидат философских наук, заведующая сектором научно-методического наполнения музеев Музейно-презентационного центра, тел.: 8-928-321-10-52, e-mail: k_lisenko@mail.ru.

Lysenko Oksana Egorovna, North Caucasian Federal University, candidate of Philosophy science, Section Head, scientific and methodological filling museums Museum and presentation center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.