Известия ТРТУ
Тематический выпуск
4. Вараксин В.Н., Болдырева-Вараксина А.В. Рождение лидера. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2002.
5. СлепцоваА.С. Как нанять «спеца»? М.: Эксмо, 2005.
6. Шапарь В.Б. Ликбез молодого начальника: 70 способов эффективного управления персоналом. М.: Эксмо, 2004.
М.Ч. Ларионова, Н.А. Сенина РЕЦЕНЗИЯ
Беляева И.А. Система жанров в творчестве И.С. Тургенева.
М.: Изд-во Московского городского педагогического ун-та. 2005. 250 с.
В последние годы изучение наследия Тургенева в России заметно активизировалось, возрос интерес к малоизвестным аспектам биографии и творчества писателя, наметилась потребность в более глубоком осмыслении роли и значения тургеневской художественно-философской мысли в контексте отношений России и Европы. Несомненно, что творчество Тургенева, как и наследие многих замечательных русских писателей XIX и XX веков, не прочитано и не может быть прочитано до конца, а научная его интерпретация многогранна. Свидетельством тому и служит рецензируемая книга И.А. Беляевой, в которой предложено исследование жанровой системности творчества Тургенева.
Собственно, сама проблема изучения жанров, довольно многообразных в творчестве писателя, не является принципиально новой. Однако именно системный подход к их изучению, который впервые осуществлен в настоящей книге, позволяет действительно увидеть особенность взаимоотношения разных жанров в творчестве Тургенева - лирических, эпических, драматических, понять их неповторимую специфику и в то же время взаимозависимость. Системный подход раскрывает диалектику жанрового «общения», тем самым, выявляя внутреннюю логику и единство художественного мира писателя. Действительно, творчество Тургенева предстает в книге наиболее полно и объемно - от ранних лирических опытов до последних замыслов в области повествовательной прозы. Исследование выстраивается таким образом, что становится очевидной связь между всеми творческими этапами, всеми «элементами» жанровой системы писателя.
В первой главе книги «Жанровый диапазон творчества Тургенева 1830 -1850-х годов» интересно и глубоко проанализированы циклические процессы, наблюдающиеся в ранней лирике Тургенева. Также основательно рассмотрено драматургическое наследие, исследованы жанровые приоритеты писателя в этой области, предложена собственная трактовка своего рода «неудач» Тургенева-драматурга и причин его охлаждения к драматургическим формам. Особое внимание уделяется содержательным возможностям жанров, к которым обращался писатель, к их способности выразить сложные, противоречивые метафизические представления о мире и человеке. Эпический цикл «Записки охотника» и ранние стихотворные новеллы Тургенева рассматриваются в работе именно в данном ключе. Справедливо отмечается интерес писателя к универсализму, к всеобъемлющим жанровым формам, способным осмыслить бытие человека наиболее полно, а также, во многом как следствие этого, особое внимание к «идее» романного жанра, хотя в 1840-е годы Тургенев с романом, особенно с пушкинской его разновидностью, скорее полемизирует.
В этой главе есть немало интересных, но дискуссионных утверждений и выводов, которые еще, вероятно, будут требовать осмысления в будущем. Одно
Раздел IV. Педагогика
из них, например, касается вопроса о соотнесении драматургических принципов, прежде всего характера психологизма в драме у Тургенева и у Чехова. Несомненно, что интересные размышления автора книги о тургеневском «лишнем человеке» как об особом художественно-философском открытии, намеченном писателем уже в «Записках охотника», должны быть соотнесены в будущем с устоявшимся в отечественной и зарубежной литературоведческой традиции пониманием подобного типа героя в русской литературе XIX века.
Наиболее объемная вторая глава книги посвящена жанровому диалогу повести и романа, который сложился в творчестве Тургенева в 1850-1870-е годы и стал основой его жанровой системы. Вопрос о соотношении этих двух жанров в творчестве писателя рассматривается автором работы исходя из их диалектической взаимосвязи. Данный принцип анализа повести и романа у Тургенева помогает увидеть как собственно специфичное, уникальное в этих жанрах, так и понять их внутреннюю близость. Эта близость, как доказывается в книге, основывалась на единой концепции человека, которая сформировалась у Тургенева к 1850-м годам, но ее художественная реализация в повести и в романе была различной. И.А. Беляева подробно анализирует концепции романного героя и героя повести, а также прослеживает их соотнесенность с типологией тургеневских характеров. Интересную трактовку получает в книге понятие «лишний человек», которое, по мнению автора работы, наиболее полно выражает концепцию героя повести. А романные герои, в том числе и Рудин, и Лаврецкий, рассматриваются как характеры, воплощающие в своем пути «деятельное стремление к совершенству». Не со всем можно согласиться в подобной трактовке тургеневских героев, особенно женских образов, однако как довольно продуктивная научная гипотеза она, безусловно, правомерна.
Также во второй главе И.А. Беляева анализирует сюжетный «параллелизм» многих повестей и романов Тургенева, который свидетельствует о том, что писатель часто исходил из единой жизненной ситуации и коллизии, по-разному освещая и разрешая ее в этих двух жанрах. В этом разделе подробно рассмотрено вся повествовательная проза писателя, в том числе и его замыслы и незаконченные произведения, анализ которых свидетельствует и продуктивности жанровой диалектической модели повесть-роман в творчестве Тургенева на протяжении многих десятилетий. Разные жанровые задачи в повести и романе, как убедительно показано автором книги, определяют и разные качества романного и повестийного хронотопов, разный характер универсализации, видение современности, истории.
Заключительный раздел книги касается жанровой природы одного из менее изученных в этом плане тургеневских текстов - «Стихотворений в прозе». “8етИа” рассматривается как цикл прозаических миниатюр, обладающий особой «свободой», проявляющейся в авторском диалоге с читателем. Подробно проанализированы принципы циклизации, содержательная специфика этого цикла, его философские истоки. Интересна трактовка значимой в этом цикле темы «старческого», «посмертного», их полемическое звучание по отношению к Шопенгауэру, рассуждения об эсхатологических интонациях, выраженных в «Стихотворениях в прозе».
Несомненно, что эта книга о творчестве Тургенева являет собой пример его новой и интересной научной интерпретации.