Научная статья на тему 'Менеджмент в детском оздоровительном центре'

Менеджмент в детском оздоровительном центре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вараксин В. Н., Тимошенко М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менеджмент в детском оздоровительном центре»

В.Н. Вараксин, М.В. Тимошенко МЕНЕДЖМЕНТ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ

Обученный специалист создает ценность, необученный затраты, которые затем проявляются прежде всего в низком качестве производимой продукции в виде услуг.

Заказчик в начальной стадии договора платит за намерения обладать качественной продукцией, а потом за качественную продукцию, транспорт, организацию всех видов услуг в полном объеме.

Чтобы оправдать запросы заказчика, необходимо учесть все составляющие, определяющие визитную карточку учреждения. Если принадлежность детского оздоровительного центра будет ориентирована на предоставление коммерческих услуг то чаще всего он будет независимым и может принадлежать и управляться отдельным лицом, товариществом, акционерным обществом или корпорацией. В этом случае центр должен приносить своему владельцу доход в виде прибыли на капитальные вложения, поскольку сооружения и оборудование являются собственностью имеющей определённую ценность, которая в свою очередь при интенсивной эксплуатации изнашивается и, разумеется, требует периодического восстановления.

Некоммерческие детские центры принадлежат государству, или общественным организациям финансируются из бюджетов соответствующих организаций.

Цели большинства независимых и некоммерческих центров совпадают. Различие между ними лишь в оплате за пребывание. Поэтому требования к менеджменту оздоровительных центров совпадают и характеризуются следующими направлениями перед заключением договоров на предоставление услуг:

- навести на территории центра чистоту и порядок,

- привести в соответствии с потребностями правила и инструкции,

- обеспечить безопасность жизнедеятельности центра,

- подготовить команду, способную осуществить ожидания заказчика. Работа в команде очень важное условие эффективности жизнеобеспечения детского оздоровительного центра. Задача верхних эшелонов руководства состоит в том, что планерки проводятся не просто ради того, что так надо, а по конкретной теме с определенной информативностью с обеих сторон.

Применение визуального менеджмента позволит активизировать работу, как отдельной личности, так и группы в целом.

Опираясь на выше приведенные условия можно сформулировать примерные правила менеджмента в детском центре:

1.Коллектив основа жизнедеятельности.

2.Найди первопричину возникшей конфликтной ситуации.

3.Нормы и правила должны быть доступными и понятными, тогда конфликтная ситуация не возникнет вновь.

4.Визитной карточкой управленческой команды должны быть точность и ясность действий.

Поскольку в большинстве случаев деятельность детских центров имеет сезонную направленность, то и коллектив воспитателей, вожатых, инструкторов постоянно меняется. Для удобства изложения менеджмента в детском оздоровительном центре управленческую команду мы будем называть координаторами детского движения, или просто - координаторы.

Принимая на работу команду координаторов, руководство центра организует экскурсию по территории и затем задает им следующие вопросы:

- Что вы увидели?

- Что Вас удивило или озадачило?

- Как бы Вы это исправили в сторону усовершенствования или упрощения, почему?

- Какой Вы сделали вывод для себя после осмотра нашего центра?

(Можно еще добавить вопросы, для более полного представления территории, на которой им придется работать).

Отправляя на работу в детский центр подготовленную команду, руководство ресурсного центра, закрепляет за ней менеджера-консультанта. Он в свою очередь ведет наблюдение за деятельностью нескольких команд, осуществляя оперативное руководство, находясь в том или ином детском центре. Желательно, чтобы консультант осуществлял контроль, за деятельностью команд ритмично и планомерно.

Оперативное управление предполагает решение возникшей задачи немедленно. Если решение требует согласования с вышестоящим менеджером, то принимается временное решение. Задача консультанта научить координатора использовать теоретические знания на практике - немедленно и сейчас, а также дать пояснение их роли в успешной деятельности координатора.

Пример консультирования заключается в следующем. Посещая детский центр, консультант обращает внимание на то, что один из координаторов постоянно удерживает тон общения повышенно агрессивным, его первый шаг:

Почему Вы общаетесь так с отдыхающими?

Предполагаемый ответ координатора: «Они меня не слушают!»

- Почему они Вас не слушают? «Им не интересно со мной».

- Почему им не интересно? «Потому, что они очень активны, а у меня не хватает времени для подготовки различных дел».

- Почему у Вас не хватает времени на подготовку? «Потому, что поздно проводятся планерки и затем очень хочется спать».

Консультант, таким образом, выяснил первопричину и принял соответствующие меры по упорядочению режима дня. А координатор понял первопричину своего негативного отношения к отдыхающим детям.

Разумеется, чтобы добиться результата порой необходимо задавать вопрос «Почему?» большее количество раз. Это может раздражать координатора, однако следует помнить о том, что поверхностное решение усугубляет сложность задачи и лучше проявить настойчивость в поиске первопричины один раз, чем возвращаться к этому неоднократно.

Роль консультанта и координаторов, при возникновении задачи, как в индивидуальном менеджменте, так и в групповом решать ее, придерживаясь основной концепции трудовой деятельности координатора, в следующем направлении: минимум затрат ^ своевременная подготовка к деятельности ^ качество услуг.

Идеальных условий, в которых будет осуществляться предполагаемая деятельность координаторов, не бывает, поскольку контингент в детских центрах комплектуется из разных регионов. Возраст детей от 7 до 14 в лучшем случае, а порой и до 18 лет, это также зависит от руководства центра. Как правило, в комплектации временных групп, сохраняют возрастной принцип, но и это порой не является основным критерием формирования временных детских коллективов.

Использование особенностей возрастной психологии в таком случае становятся основой межличностного общения. Это в свою очередь, служит ориентиром к формированию определенных требований, как к подготовленному специалисту, так в большей степени и специалисту с отсутствием такой подготовки.

Утвержденные правила являются лучшим примером выполнения задания, подготовленными координаторами. Задание выполняется при помощи приемов апробированных в конкретных условиях жизнедеятельности детского оздоровительного центра.

Если координатор будет включать в свою деятельность непроверенные и неадаптированные приемы, то результат будет нестабильным, что в свою очередь нарушит концепцию его трудовой деятельности:

затраты ^ подготовка ^ качество.

Необходимость проявления инициативы по улучшению содержания концепции должна находиться в постоянной готовности, в противном случае координатор утрачивает способность управлять детским коллективом.

Традиционно работа координаторов (вожатых в пионерских лагерях бывшего СССР), была отрядной. Им поручался детский коллектив, а дальше все зависело от самого координатора. Недобросовестный координатор (вожатый) мог эту работу проводить лишь номинально.

Чтобы активизировать темп общения внутри коллектива и обеспечить динамику взаимодействия с коллективом всего центра, мы предлагаем мероприятия планировать в соответствии с Программой, в которой определенны роли для всего коллектива детского центра. А период присутствия детей на отдыхе сократить до двух недель, что на наш взгляд будет вполне достаточно для полноценного активного отдыха. Качество отдыха при такой организации во много раз будет выше традиционного (21 день). Такого качества отдыха можно достичь при целенаправленном обучении и стимулировании к обучению координаторов.

Обучением координаторов должны заниматься профессионалы в области менеджмента, делового и креативного общения. В содержание проекта обучения должны входить методы и формы работы с опорой на исторические и традиционные аспекты деятельности детского центра, а также набор новейших педагогических технологий.

Как правило, детские центры работают сезонно. Зимний период служит для обновления оборудования, сохранения основных фондов и поддержания их в рабочем состоянии. Обновленное оборудование требует ухода, который должны осуществлять подготовленные специалисты. Поэтому, оформляя договор с тем или иным детским центром, ресурсный центр должен затребовать основные технические характеристики приобретенного оборудования. В противном случае неработающее оборудование, или часто выходящая из строя, из-за неумелого обслуживания будет приносить лишь убытки, а качество предоставления услуг будет страдать.

Консультант должен стремиться к тому, чтобы многолетний опыт подготовки специалистов по организации детского отдыха был сохранен и передавался дальше, независимо от смены специалистов ресурсного центра. Для этого следует придерживаться следующих правил:

1. Избавиться от ненужного, оставив то, что востребовано реалиями настоящего.

2. То, что осталось, выстроить в систему, имеющую последовательную логику.

3. Придать отобранному материалу привлекательный вид и поддерживать его, в постоянном тонусе.

4. Каждый день просматривать состояние технологий и методик, планировать свои действия на следующий день.

5. Выработать у координаторов привычку к самоанализу и поддержанию правил в постоянном движении, совершенствуя их изо дня в день.

Избавляясь от всего ненужного, это не значит, что его надо полностью уничтожить. Сегодня оно не нужно, а завтра, будет востребовано, поэтому этот

материал убирают, предварительно составив каталог, который оставляют на виду, чтобы при необходимости можно было быстро воспользоваться отложенным. Следуя этим правилам, координатор развивает самодисциплину, улучшает результативность своего труда. А работодатель должен помнить, чем тяжелее условия труда, тем больше денег он теряет.

Особое внимание необходимо уделять внешности координатора, лучшим вариантом будет тот, при котором вся команда имеет униформу с отличительными знаками и бейджами. Форма должна соответствовать погодным условиям. По окончании контракта форма остается у координатора либо сдается в ресурсный центр. Ресурсный центр разрабатывает модели формы, поскольку это также является его визитной карточкой.

Чтобы у координаторов был постоянный стимул улучшения своего труда, необходимо организовывать соревнования между группами и лучшим вручать призы (материальные или моральные) худшим тоже необходимы такие «призы».

Рассказывая о четкой планомерной работе координаторов в детском центре, мы порой не договариваем, что в этой роли чаще всего выступают студенты педагогических вузов, реже технических, которые привлекаются к этой деятельности сезонно. Управленческий аппарат- это работники, работающие на постоянной основе.

Координатор-студент, отправляясь работать в детский центр желает, совместить приятное с полезным. Где на первом месте будет находиться личный отдых после напряженного учебного года, и заработать своим трудом карманные деньги. Однако трудности, которые появляются с первых минут пребывания в центре в виде ответственности за жизнь и здоровье своих подопечных, ставят их в тупик, поскольку они психологически не готовы к такой ответственности. Если роль координаторов выполняют учителя, они также мечтают об отдыхе вдали от городской суеты и постоянного общения с учениками. Встреча с учениками, пусть даже не своими, может оказаться не совсем продуктивной как для одной стороны, так и для другой.

В отличие от координатора-студента школьному учителю проще наладить общение с детьми они применяют свои наработанные технологии формирования досуга, что в большинстве случаев не соответствует направлению, избранному руководством центра. Возникший конфликт остается неразрешимым, но как в первом, так и во втором случае основное страдание ложится на детей, а ведь они в большей степени требуют отдыха, от привычного социума.

Отсюда вывод: подготовленный по специальной программе координатор не будет допускать потерь и простоев во время осуществления своей деятельности. Его труд будет высокопроизводительным и эффективным в плане воспитательного аспекта.

Координатор держит на постоянном контроле опрятный вид детей, поскольку это служит настроем на эффективную творческую деятельность. Чистота в палатах, на прикрепленных территориях создает чувство безопасности. Если координатор будет демонстрировать свое стремление к лучшему, то и его воспитанники подражая ему в этом, станут накапливать навыки самообслуживания. У них появится желание к самосовершенствованию.

Обучение координаторов не завершается после окончания курса, оно продолжается в детском центре. Обучение на рабочем месте, на практике помогают реализовывать теоретические направления деятельности, активизируют стремление к обучению и воспитанников окружающих координатора.

Совершая любое действие, координатор должен помнить о том, что:

- использование стереотипов ведет к деградации;

- появление трудностей в работе оттачивает умение;

- возникновение задачи, требует ее решения, поскольку даже часть решения ведет к личному успеху;

- появление ошибки в действиях еще не конец света, ее можно исправить;

- поиск первопричины возможен при помощи вопросов «Почему?». Больше вопросов «Почему?» и первопричина найдена!;

- один человек не является жизненной энциклопедией, обобщите мнение нескольких и сделайте вывод;

- возможности координатора, как личности, безграничны - используйте их.

Менеджмент в детском центре необходимо делать «прозрачным», т.е. видимым, как для детей, так и для руководства.

Если отдыхающий ребенок спрашивает у координатора о порядке проведения того или иного мероприятия, а тот не может подробно ответить, то неспособность координатора выполнить просьбу ребенка, говорит о ненормальности работы во всем центре. Формируя список наиболее часто, встречающихся пожеланий отдыхающих, руководство детского центра, может понять свои недостатки и оперативно их исправить.

Современный координатор (вожатый) порой не знает, за что он конкретно отвечает, содержательная часть его функциональных обязанностей в разных центрах тоже разная. Он считает подопечных детей по «головам», выполняет задания старшего менеджера и старшего координатора, не заботясь о том, интересно ли это детям. Порой такие координаторы не думают о выполнении дневных поручений старших, стараются по возможности увильнуть от своих «непонятных» обязанностей. Ситуация эта, как не печально, повторяется во многих детских центрах. Менеджмент центра четко не разъясняет, как управлять в коллективе, а также не разъясняет, точного описания обязанностей координаторов и сферы их ответственности.

Важно при формировании команды, обратить внимание на равное соотношение в ней юношей и девушек. Это создаст здоровую обстановку, как в самой команде, так и во всем детском центре. Традиционно в роли координаторов настоящего времени, да и в прошлом вожатыми были девушки, а детям их окружающих для сравнения необходимо и мужское начало. Мальчики берут пример и вырабатывают навыки, подражая юношам-координаторам во многих их действиях. Юноши в свою очередь должны передавать своим воспитанникам навыки не только креативного общения, но и посильного ручного труда. Поэтому обучению координаторов ручному труду в нашей программе придается большое значение.

Роль и значение координаторов в детском центре в последние годы принимали уродливые проявления вплоть до уничтожения этой формы работы как специальности. Ниже, мы предлагаем проект учебно-тематического плана, состоящего из двух уровней, для обучения координаторов. (Описательная часть программы подготовки координаторов, представлена в брошюре № 3 из приведённого ниже списка литературы).

1. Учебно-тематический план первого года обучения

№ п/п Наименование темы Лекции Практикумы Всего часов

1. История и традиции детских оздоровительных центров. Специфика воспитательной деятельности в детских центрах. 2 2

2. Методика воспитательной работы во временных детских коллективах как система педагогических средств. 2 2

3. Педагогические технологии, методы, приемы и формы работы во временных детских коллективах. 4 2 6

4. Христианская мораль и этика. 4 2 6

5. Визуальный менеджмент. Установление целей. 2 2 4

6. Логика развития смены. Планирование смены. Методика коллективного планирования. Сюжетно-ролевые игры. 4 10 14

7. Организация временного детского коллектива. Его значение в жизни ребенка. Роль и место координатора в детском коллективе. 4 10 14

8. Психология общения. Коммуникативный тренинг, тренинг актерского мастерства. 4 12 16

9. Организация коллективных мероприятий. 10 10 20

10. Арттерапия. Игры как развивающий фактор личности ребенка, виды игр. 4 6 10

11. Хореография. 2 48 50

12. Роли и ответственность координаторов. 2 2 4

13. Основы имиджмейкерства, практикум. 8 12 20

14. Музыкальный практикум. 2 4 6

15. Оформительский практикум. 4 6 10

16. Спортивно-оздоровительная работа. 4 6 10

17. Виды и формы технического моделирования. 4 6 10

18. Итоговый организационный сбор. 24 24

19. КВАЛИФИКАЦИОННЫИ ЭКЗАМЕН 4 4

20. ИТОГО 66 166 232

Учебные планы в высших учебных заведениях предусматривают выбор форм дополнительного образования. Поэтому у студенчества есть реальная возможность получить в процессе обучения навыки организации досуговой деятельности, которые могут пригодиться во всех жизненных условиях, будут способствовать:

■ развитию коммуникативных способностей;

■ непрерывному самосовершенствованию при использовании современных педагогических методик;

■ приобретению научного и рационального подхода к управлению людьми основанного на приемах, используемых современным менеджментом. Координатор, управляя временным детским коллективов, должен использовать помимо основной Программы, другие, которые в свою очередь позволят дополнительно мотивировать детей к активному отдыху. Мы должны помнить, о том, что как бы нам не хотелось компьютеризировать все, что только можно, от ручного труда нам не уйти, а маленький человечек совершенствуется и познает окружающий мир через ручной труд, который в современной системе образования, мягко говоря, заброшен.

2. Учебно-тематический план второго года обучения.

№ п/п Наименование темы Лекции Практикум

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Организационный сбор координаторов первой ступени. 4

2. Организация летнего отдыха детей и подростков. 2

3. Модели современных детских центров. Логика развития тематической смены. 4 2

4. Роль традиций и ритуалов в жизни детского центра. Воспитательная работа во временных детских коллективах и клубах по месту жительства. 12 4

5. Использование игровых, творческих и технических программ в детских центрах и клубах по месту жительства. 12 6

6. Правила техники безопасности. Функциональные обязанности организатора досуговой деятельности. 8 4

7. Технология подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр в условиях детского центра. Подготовка и проведение туристических походов, слетов, спортивных соревнований, отрядных «Огоньков». 12 6

8. Музыкальный практикум (подготовка фонограмм, проведение музыкальных конкурсов, создание базы детских и подростковых песен). Видео практикум. 8 8

9. Создание группового имиджа. Конфликтология. 6 4

10. Художественно-оформительский практикум. 4 2

11. Хореография. 2 8

12. Основы законодательства, нормативные акты, регламентирующие деятельность детских оздоровительных центров. 4 2

13. ИТОГО теоретических и практических часов. 74 50

14. ВСЕГО часов 124

Координатор в процессе своего труда решает две основные задачи:

- выполняет, планируемые мероприятия, предложенные руководством детского центра;

- развивает и обучает воспитанников.

Чтобы решение этих задач было эффективным, координатор активизирует свои способности для передачи навыков, полученных при подготовке на курсах организаторов досуговой деятельности. Однако этого будет недостаточно, поскольку рекомендации по управлению детским коллективом, также поступает от методиста-воспитателя, старшего координатора, бригадира.

Деятельность вожатых в бывших пионерских лагерях соответствовала следующей логике: при наличии в центре 10 групп отдыхающих (в каждой от 20 до 30 детей), состав вожатых формировался по схеме 2+1, где:

■ 2 - вожатых,

■ 1 - воспитатель.

Подменный вожатый, давал возможность для отдыха основным вожатым один раз в неделю. Старший вожатый проводил планерки ежедневно после отбоя, т.е. в 23-00. Совещание воспитателей проводились очень редко в основном по необходимости.

Такое построение трудовой деятельности было неэффективным и затратным. Эффективность труда координаторов можно увеличить за счет создания следующей организационной структуры:

• главный специалист - один на трех старших координаторов;

• старший координатор - один на двух бригадиров;

• бригадир - один на 5-7 координаторов.

Мотивация к качественному выполнению ролей сопровождается определенным материальным стимулированием, которое связано с оценкой показателя работы координатора. Оценка осуществляется при помощи визуального менеджмента (контрольные листки, журналы, стенды).

Вопросы, которые отслеживаются и оцениваются должны соответствовать основным требованиям, таким как:

> качество проводимых мероприятий,

> уровень безопасности и увлекательности,

> эффективность мероприятий,

> выполнение санитарных правил,

> взаимное обучение.

Совещания, планерки проводятся бригадирами вначале каждого дня у стендов, отражающих деятельность координаторов. В конце каждой недели совещание проводят старшие координаторы и гл. специалисты, чтобы дать оценку деятельности своих подчиненных и вывесить данные на личные стенды.

Главная задача координаторов - это организация эффективного отдыха подростков под лозунгом «В деятельности развиваем личность». Эффективность деятельности можно рассчитать по формуле:

Эд = КМ З

Где:

К - количество координаторов;

М - длительность мероприятия в часах;

З - количество детей задействованных в мероприятиях.

Алгоритм ежедневной деятельности координатора.

1. За один час до общего подъема детей:

о проанализировать деятельность предыдущего дня;

о невыполненные дела предыдущего дня, запланировать на текущий день;

о проверить все ли вспомогательные материалы в наличии, если чего-то недостает подготовить заявку бригадиру;

о проверить готовность вспомогательных служб, к проведению утренней зарядки и уборки закрепленной территории.

2. Утро:

о подготовить сообщение о состоянии здоровья воспитанников;

о при невозможности выполнения запланированных мероприятий, подготовить запасные;

о согласовать изменения с другими координаторами;

о подготовка сменного координатора, при возникновении ситуации невозможности выполнения своих обязанностей основным координатором;

о обучение воспитанников навыкам организации досуговаой деятельности в динамике проведения ролевых и сюжетно-ролевых игр.

3. День:

о контроль деятельности координаторов, при возникновении предкон-фликтных ситуаций выяснить первопричину и устранить её;

о помощь координаторам в проведении запланированных мероприятий с обязательной оценкой результатов деятельности;

о при возникновении конфликтных ситуаций найдите первопричину, старший координатор оказывает помощь координатору в преодолении конфликта, готовит информацию о случившемся, главному специалисту.

4. Вечер:

о подготовьте отчет о прошедшем дне и предложите направления работы следующего дня;

о станьте во главе детского коллектива, проведите вечерний «Огонек», стимулируйте их деятельность при организации воспитательных мероприятий.

Примерный функционал бригадиров.

Прежде всего, бригадиры осуществляют:

- подготовку программы жизнедеятельности детского центра, после предварительного обсуждения ее с координаторами;

- координируют работу координаторов в соответствии с программой;

- анализируют выполнение программы после окончания смены, и совершенствуют ее при необходимости;

- следят за использованием расходного материала координаторами, если материала требуется больше, то изучают причины и принимают меры по их устранению. Те же действия осуществляют при экономии расходного материала;

- обучают координаторов в процессе трудовой деятельности и мотивируют их к проявлению креативного поведения;

- возглавляют совещания группы координаторов, разъясняют, в чем состоят прогресс и их действия, поощряют наиболее отличившихся.

Примерные функциональные обязанности старшего координатора.

В основном действия старшего координатора, направлены на обучение подчиненных, т.е. бригадиров, а через них координаторов, и заключаются в следующем:

• информировать подчиненных о появлении новых технологий в сфере досуговой деятельности, применительно к действующей программе центра;

• готовит длительные программы индивидуального обучения координаторов;

• проверяет дневники координаторов и добивается безусловного исполнения пунктов утвержденной программы;

• проводит обучение навыкам воспитательной деятельности в процессе деловых игр с координаторами;

• руководит формированием стандартов по отработке навыков, используя при этом прошлый опыт и практику деятельности координаторов;

• обучает координаторов эффективным приемам работы с оборудованием и средствами технического сопровождения;

• проверяет, дополняет, исправляет инструкции по выполнению тех или иных воспитательных действий;

• решает внутренние вопросы взаимодействия: координатор-координатор, координатор-ребенок, ребенок-координатор, группа-координатор, координатор-группа;

• руководит адаптацией вновь поступивших на работу координаторов, отслеживает, как они ориентируются в различных межличностных ситуациях, при необходимости помогает выработать необходимые навыки поведения;

• способствует проведению неофициальных мероприятий между координаторами и персоналом;

• выступает в качестве старшего консультанта, относительно качества выполняемой воспитательной работы координаторами;

• осуществляет стимулирование на подачу предложений, и идей по улучшению досуговой деятельности;

• проводит индивидуальные консультации с координаторами, не проявляющими активности в своей деятельности;

• анализирует предложения и идеи;

• проводит совещания и формирует позитивную рабочую атмосферу;

• проверяет выполнение правил и инструкций, как отдельными координаторами, так и группами детей;

• поддерживает и стимулирует координаторов работающих сверхурочно.

Примерные функциональные обязанности главных специалистов.

Описывая функциональные обязанности координаторов, бригадиров, старших координаторов можно конкретизировать и уточнять их действия. Между тем роль главного специалиста определяется менее конкретно, поскольку он должен:

■ устанавливать основную политику досуговой деятельности в центре и цели;

■ разрабатывать стратегию достижения целей;

■ проводить систематический анализ отрядных (групповых) целей;

■ вырабатывать контрмеры для решения задач;

■ помогать подчиненным, если итоги их работы неудовлетворительны;

■ решать задачи в рамках полномочий главного специалиста;

■ добиваться 100% выполнения программы, для этого создавать удобные формы отчета исполнителей.

Таким образом, учитывая современные потребности общества в организации эффективного управления временными детскими коллективами, а также коллективами, координирующими эту деятельность, мы предлагаем выше описанную форму менеджмента детского центра. Наше глубокое убеждение, подкрепляемое многолетним опытом работы в детских оздоровительных центрах, говорит о том, что организовывая, таким образом работу, мы стимулируем развитие умственных способностей у координаторов. У них появляется потребность в самосовершенствовании, что в сою очередь трансформируется на детей их окружающих.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Болл А., Болл Б. Основы лагерного менеджмента. СПб.: «Взрослые - детям», 1993.

2. Вараксин В.Н. Мастерство вожатого: игры, планы, технологии. Таганрог. Изд-во Кучма Е.А., 2003.

3. Вараксин В.Н. Организация досуговой деятельности детей и подростков. Таганрог. Изд-во Кучма Ю. Д., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Вараксин В.Н., Болдырева-Вараксина А.В. Рождение лидера. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2002.

5. СлепцоваА.С. Как нанять «спеца»? М.: Эксмо, 2005.

6. Шапарь В.Б. Ликбез молодого начальника: 70 способов эффективного управления персоналом. М.: Эксмо, 2004.

М.Ч. Ларионова, Н.А. Сенина РЕЦЕНЗИЯ

Беляева И.А. Система жанров в творчестве И.С. Тургенева.

М.: Изд-во Московского городского педагогического ун-та. 2005. 250 с.

В последние годы изучение наследия Тургенева в России заметно активизировалось, возрос интерес к малоизвестным аспектам биографии и творчества писателя, наметилась потребность в более глубоком осмыслении роли и значения тургеневской художественно-философской мысли в контексте отношений России и Европы. Несомненно, что творчество Тургенева, как и наследие многих замечательных русских писателей XIX и XX веков, не прочитано и не может быть прочитано до конца, а научная его интерпретация многогранна. Свидетельством тому и служит рецензируемая книга И.А. Беляевой, в которой предложено исследование жанровой системности творчества Тургенева.

Собственно, сама проблема изучения жанров, довольно многообразных в творчестве писателя, не является принципиально новой. Однако именно системный подход к их изучению, который впервые осуществлен в настоящей книге, позволяет действительно увидеть особенность взаимоотношения разных жанров в творчестве Тургенева - лирических, эпических, драматических, понять их неповторимую специфику и в то же время взаимозависимость. Системный подход раскрывает диалектику жанрового «общения», тем самым, выявляя внутреннюю логику и единство художественного мира писателя. Действительно, творчество Тургенева предстает в книге наиболее полно и объемно - от ранних лирических опытов до последних замыслов в области повествовательной прозы. Исследование выстраивается таким образом, что становится очевидной связь между всеми творческими этапами, всеми «элементами» жанровой системы писателя.

В первой главе книги «Жанровый диапазон творчества Тургенева 1830 -1850-х годов» интересно и глубоко проанализированы циклические процессы, наблюдающиеся в ранней лирике Тургенева. Также основательно рассмотрено драматургическое наследие, исследованы жанровые приоритеты писателя в этой области, предложена собственная трактовка своего рода «неудач» Тургенева-драматурга и причин его охлаждения к драматургическим формам. Особое внимание уделяется содержательным возможностям жанров, к которым обращался писатель, к их способности выразить сложные, противоречивые метафизические представления о мире и человеке. Эпический цикл «Записки охотника» и ранние стихотворные новеллы Тургенева рассматриваются в работе именно в данном ключе. Справедливо отмечается интерес писателя к универсализму, к всеобъемлющим жанровым формам, способным осмыслить бытие человека наиболее полно, а также, во многом как следствие этого, особое внимание к «идее» романного жанра, хотя в 1840-е годы Тургенев с романом, особенно с пушкинской его разновидностью, скорее полемизирует.

В этой главе есть немало интересных, но дискуссионных утверждений и выводов, которые еще, вероятно, будут требовать осмысления в будущем. Одно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.