DOI: 10.17805/trudy.2019.3.3 ФИЛОЛОГИЯ
РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНОЙ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
М. Б. Ясинская Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье рассматривается проблема обучения продуктивной письменной речи, нацеленной на формирование знаниевого, умениевого, владениевого уровня выпускника, результатом которого должно быть достижение письменной речевой компетенции: от формальных языковых признаков письменного текста к созданию письменного высказывания — текста как единицы коммуникации.
Ключевые слова: компетентностный подход; коммуникативная компетенция; коммуникативный функционально-ориентированный подход; текст; продуктивная письменная речь; рецензирование
REVIEW AS A METHOD OF TEACHING PRODUCTIVE WRITTEN SPEECH
M. B. Yasinskaya Moscow University for the Humanities
Abstract: The article deals with the issue of teaching productive written speech, targeted at the formation of the knowledge possession and skill leverage level, which should result in the achievement of written speech competence: from the formal language signs of written text to the creation of written statement — the text unit of communication.
Keywords: competence approach; communication competence; communicative function-oriented approach; text; productive written speech; review
Человек, запутанный в словах, теряет ощущение реальности.
М. Ю. Лотман
Новые государственные образовательные стандарты предопределяют компетентностный подход как ведущий в сфере высшего образования, что, в свою очередь, и определяет не только цели, задачи и содержание обучения, но и поиски новых способов, приёмов, технологий формирования знаниевого, умениевого, владениевого уровня выпускника (Ясинская, 2016).
В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», профилю подготовки «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере» (уровень бакалавриата) область профессиональной деятельности (выделено нами. — М. Я.) выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает: коммуникационные процессы в межличностной, социальной, политической, экономической, культурной, образовательной и научной сферах; техники и технологии массовых, деловых и персональных коммуникаций; технологии и техники пропаганды конкурентных свойств товаров, услуг, коммерческих компаний, некоммерческих и общественных организаций, государственных органов и учреждений, их позиционирование в рыночной среде; общественное мнение; виды профессиональной деятельности (выделено нами. — М. Я.), к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: организационно-управленческая; проектная; коммуникационная; рекламно-информационная; рыночно-исследовательская и прогнозно-аналитическая; информационно-технологическая (ФГОС ВО ... , Электр. ресурс). Область и виды профессиональной деятельности направлены на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция, включающая в себя совокупность языковой, социокультурной и речевой составляющих.
Продуцирование речевого высказывания является одной из самых трудных задач для современного студента; создание методических рекомендаций, направленных на формирование у обучающегося знаний, умений и владения коммуникативной компетенцией и определяет методическую компоненту работы педагога.
Вопрос развития устной и письменной речи, традиционно рассматривается с точки зрения многих наук: филологии (А. А. Потебня, М. Ю. Лотман,
B. Е. Хализев и др.), в области педагогики, методики русского языка (В. В. Голубков, Т. А. Ладыженская, М. А. Рыбникова) и литературы (О. Ю. Богданова,
C. А. Леонов, В. Ф. Чертов и др.), психологии восприятия текста (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.), методике обучения письму (Я. М. Кол-кер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева, Г. В. Лагвешкина и др.).
По сравнению с другими видами речевой деятельности уровень владения продуктивной письменной речью развит чрезвычайно низко. В процессе обучения наблюдаются факты, свидетельствующие о значительных затруднениях обучающихся в коммуникативно-прагматической сфере: не владеют композиционной структурой текста; не могут определить про-блему(проблематику) текста; вычленить идею текста; не владеют синтак-тико-логическими связями, определяющими логику развития текста; не
могут оформить высказывание с помощью лексических и грамматических средств языка; отсутствует навык саморедактирования.
Способность реализовывать письменное речевое общение — это достижение коммуникативной компетенции в продуктивной письменной речи (письменной речевой компетенции).
Одним из способов обучения продуцирования связного текста является рецензирование самостоятельно прочитанных, затем проанализированных на семинарских занятиях по дисциплине «Литература» текстах художественной литературы. Под рецензией мы понимаем критический отзыв о каком н. сочинении, спектакле, фильме (Ожегов, Шведова, 1992). Рецензии предлагаются написать на художественные произведения: Д. И. Фонвизин «Недоросль», Ж.-Б. Мольер «Тартюф», М. Ю. Лермонтов «Тамань», П. Мериме «Кармен», М. А. Шолохов «Судьба человека», У Голдинг «Повелитель мух».
Вышеперечисленные произведения относятся к разным литературным методам, к разным культурно-историческим литературным направлениям, к разным жанрам, что и определяет методические и учебные задачи:
- знать основные этапы развития русской и зарубежной литературы и их взаимодействие в контексте культуры; особенности развития литературных жанров;
- уметь интерпретировать знаковые (словесные) образы авторского литературного текста, основываясь на знаковой модели «слово — образ»;
- владеть методикой антропоцентрического подхода к исследованию литературных текстов в соответствии с дискурсивным и прагматическим аспектами; технологией интерпретирования семиотических моделей (дискурсивный и прагматический аспекты) в соответствии с коммуникативной целью.
Коммуникативный функционально-ориентированном подход к обучению продуктивной письменной речи предлагает следующий алгоритм работы:
1. Самостоятельное чтение художественного текста;
2. Анализ художественного текста: обсуждение, дискуссия на семинарских занятиях;
3. Написание рецензии на прочитанное произведение.
Первый этап — самостоятельное чтение художественного текста — предполагает и одновременную работу с текстом: обучающиеся в процессе чтения должны работать над текстом, отвечая и отмечая (письменно) следующие вопросы: 1. Направление, к которому относится произведение; 2. род, жанр, композиция, статические и динамические детали, язык художественного произведения; 3. содержание: тема (тематика) — проблема (проблематика) — идея (пафос); 4. система образов; 5. афоризмы (крылатые
слова и выражения); 6. актуальность произведения.
Второй этап — анализ художественного текста подразумевает отработку навыков продуцирования устной речи: обсуждение, дискуссии. Эти важнейшие формы коммуникации позволяют усваивать языковые явления как коммуникативно-значимые; приобретаются умения свободного общения и навыки частично или подготовленной речи (продумывается содержание и цель высказывания, композиции, ход выступления, необходимые примеры, средства словесной образности).
На третьем этапе — собственно написание рецензии — особую роль играет планирование и контроль высказывания. В помощь обучающемуся предлагается схема написания рецензии: рецензия — это письменный разбор, предполагающий: 1. комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.); 2. обобщенную аргументированную оценку; выводы о значимости работы (Культура устной и письменной речи, 2012). Типовой план написания рецензии состоит из названий тем и речевых формул:
Актуальность темы/проблемы
Актуальность (злободневность, острота, жизненность, насущность, современность, важность, значительность) темы/проблемы обусловлена...; актуальность темы/проблемы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...); тема/проблема не утратила своей актуальности...; тема/проблема приобретает особую актуальность в связи с.; в ...условиях ещё большую актуальность приобретают вопросы.;
Предмет анализа
В тексте автора...; в рецензируемом художественном произведении...; в предмете анализа... ;
Выражение позиции автора
Автор соглашается (согласен), возражает, противоречит, спорит, опровергает, полемизирует, критикует, расходится во взглядах, выдвигает (приводит) возражения, аргументы (доказательства); полагаем.; важно отметить, что; сущность этого сводится к следующему; необходимо подчеркнуть, что;убежден,уверен; считать, полагать; с точки зрения автора; автор убедительно доказывает, что...; это доказывает, что...; нет сомнения в том, что...; автор отстаивает точку зрения...;
Общая оценка
ГТ-1 V г* ХУ
Таким образом, рассматриваемый...; безусловной заслугой автора является...; автор, безусловно, углубляет наше представление...; художествен-
ный текст, бесспорно, открывает...; представляется, что ... имеет важное значение. несомненный интерес представляют выводы автора о том, что....
В качестве образца рецензирования могут быть использованы материалы московских и всероссийских олимпиад школьников по литературе 1998-2008 гг. (Московские областные олимпиады ... , 2003; Литература. ... , 2008).
Обучаемый, задействованный в создании целостной организации письменного высказывания, должен овладевать и речевыми процессами; подчеркнём и дисциплинирующее значение письма — в процессе изложения текст может критически переосмысливаться: многократно возвращаясь к написанному и исправляя прежние варианты, мы также исправляем прежний ход мыслей на новый и более эффективный. Нет сомнений, что навыки работы за письменным столом формируют наше сознание в определённом плане и влияют на наше мировоззрение в целом (Соломоник, 1992).
Первичным этапом создания речедеятельной модели продуктивной письменной речи основывается на обучении общим закономерностям структуры письменного речевого текста, как наиболее продуктивным методом обучения письму.
Полагаем, что формирование письменных речевых умений необходимо с первых курсов обучения в высшем учебном заведении. Существуют универсальные методы создания текстов разных жанров. Овладение «универсальными» умениями способствует и обучение рецензированию, жанра, связанного с общими закономерностями построения письменного речевого произведения. В основе письменной речевой компетенции лежат базовые речевые умения, которые позволяют овладеть функционально-жанровым разнообразием письменных текстов на последующих этапах обучения.
Таким образом, коммуникативный функционально-ориентированный подход основывается на коммуникативном обучении продуктивной письменной речи, актуализирующей знаниевый, умениевый, владениевый уровни выпускника, результатом которого должно быть достижение письменной речевой компетенции: от формальных языковых признаков письменного текста к созданию письменного высказывания — текста как единицы коммуникации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФГОС ВО по направлению 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» и профилю подготовки «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере» [Электронный ресурс] // Минобрнауки РФ. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/10456 (дата обращения: 26.05.2019).
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум (2012) / Водина Н. С., Иванова, А. Ю., Клюев, В. С., Лопаткина, О. Р., Панова, М. Н., Поспелова, Г. М., Рожкова. И. М., Толстопятова, М. Ф., То-пильская, Н. Ф. 18-е изд. М. : Флинта ; Наука. 315 с.
Литература. Всероссийские олимпиады (2008) / сост. Л. В. Тодоров, Е. И. Белоусова. М. : Просвещение. 223 с.
Московские областные олимпиады школьников по литературе. 9-11 классы. 1998-2001 годы (2003) : метод. пособие / под ред. Л. В. Тодоро-ва. М.: Дрофа. 192 с.
Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. (1992) Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / РАН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. М.: Азъ, 955 с.
Соломоник, А. (1992) Язык как знаковая система. М. : Наука. 233 с.
Ясинская, М. Б. (2016) Особенности преподавания дисциплины «Основы языкознания» в контексте компетентностного подхода // Высшее образование для XXI века. XIII Международная научная конференция : сборник докладов и материалов / отв. ред. М. Б. Ясинская. М.: Московский гуманитарный университет. С. 94-98.
Дата поступления: 30.05.2019 г.
Ясинская Милена Борисовна — кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков и лингвистики Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-69-35. Эл. адрес: [email protected]
Yasinskaya Milena Borisovna, Candidate of Philology, Associate Professor, Professor, Department of Foreign Languages and Linguistics, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-69-35. E-mail: [email protected]
Для цитирования:
Ясинская М. Б. Рецензирование как метод обучения продуктивной письменной речи [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 3. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/992 (дата обращения: дд.мм. гг.). DOI: 10.17805/trudy.2019.3.3