УДК 372.881.111.1 ББК 74.268.1
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ)
К. Ю. Иванова
Аннотация. Данная статья посвящена особенностям обучения иноязычной письменной речи на профильном уровне. Представлена характеристика профильного обучения, характеризующегося углубленным изучением иностранного языка и блока филологических дисциплин. Проведен анализ типичных ошибок учащихся в письменных заданиях единого государственного экзамена; отражены данные анкетного опроса, направленного на установление интересов старших подростков в области письменного общения. Выявлены особенности обучения иноязычной письменной речи в профильной школе, обоснована возможность использования информационно-коммуникационных технологий для развития умений письменной речи учащихся профильного класса.
Ключевые слова: профильное обучение, иноязычная письменная речь, письменное общение, дискурсивные умения, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
FEATURES OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE WRITING IN A SPECIALIZED SCHOOL (PHILOLOGICAL PROFILE)
K. Yu. Ivanova
Abstract. The article considers the features of teaching foreign language writing in senior specialized schools (philological course). The peculiarities of the profile education, characterized by an in-depth study of a foreign language and a block of philological disciplines are presented. The article outlines the typical mistakes of written tasks in the Unified State Exam, represents the data of a questionnaire survey aimed at establishing the interests of schoolchildren in the field of written communication and substantiates the need for the use of information and communication technologies for the development of writing skills of students in a profile class (philological course).
Keywords: specialized training, foreign language writing, written communication, discourse, information and communication technologies (ICT).
Общественно-политические изменения, произошедшие за последние десятилетия в нашей стране, привели к изменениям в отечественной системе образования. Результатом данных преобразований стало введение двухуровневой системы подготовки школьников на старшей ступени средней общеобразовательной школы, что привело к разделению обучения на базовое и профильное и созданию профильных классов.
На профильно-ориентированной ступени обучения иноязычная письменная речь выступает средством самовыражения учащегося, способствуя формированию его личностного и филологического потенциала, развитию интересов в области изучения иностранного языка.
Необходимость развития у учащихся письменных умений объясняется важностью и ценностью письменного общения [1, с. 251]. На сегодняшний день 80% обмена информации в области образования, науки, делового общения осуществляется в письменном виде [2].
Таким образом, подготовка учеников на профильной ступени обучения к письменному общению является актуальной задачей иноязычного образования.
Предметом нашего исследования является выделение следующих особенностей обучения иноязычной письменной речи на профильном уровне: специфика профильного филологического класса; умения, которые должны быть сформированы при обучении письменной речи на профильной ступени обучения; выявление интересов старших подростков в области письменного общения; анализ типичных ошибок учащихся в письменных заданиях единого государственного экзамена; возможность использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для развития умений иноязычной письменной речи.
Обратимся к определению профильного обучения, предложенному И. Л. Бим: профильное обучение - система специализированной подготовки обучающихся на старшей ступени общеобразовательной
школы, направленная на учет индивидуальных особенностей и социализацию школьников [3, с. 29]. При этом подчеркивается, что изменения в структуре системы профильного обучения позволяют более полно учитывать интересы, способности учеников, создать условия для образования обучающихся, ориентируясь на их профессиональные интересы и намерения в отношении продолжения образования, и позволить выбрать профессию, востребованную на современном рынке труда.
Иностранный язык в качестве профильного учебного предмета представлен в филологическом классе, где на него выделено 6 академических часов в неделю. Однако обучение на профильном уровне не только нацелено на изучение иностранного языка, но и направлено на личностное развитие старшеклассников за счет углубленного изучения блока филологических дисциплин (литературы, русского языка), что способствует установлению межпредметных связей и раскрытию филологического потенциала учащихся. Стоит отметить, что обучение в профильном классе призвано способствовать преемственности между школьным и вузовским языковым образованием [3, с. 36].
Целью профильного обучения является формирование следующих умений письменной речи: описывать фактические события и явления; уметь писать личные и деловые письма; обладать знаниями о нормах письменного этикета в стране изучаемого языка [3, с. 33].
Важным аспектом обучения иноязычной письменной речи является умение учащихся практически использовать полученные знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни для создания успешных ситуаций общения, расширения возможностей участия старших подростков в профильно-ориентированных интернет-форумах, международных проектах, конкурсах, олимпиадах [3, с. 34].
По окончании обучения в профильном филологическом классе уровень развития умений иноязычной письменной речи вы-
пускников должен позволять им использовать письмо как средство учебной, профессиональной и самообразовательной деятельности, использовать разные виды письменного общения. Для этого обучающиеся должны уметь излагать факты, события, явления; выражать собственное мнение; аргументировать события и факты; создавать вторичные тексты (аннотация, реферат); фиксировать устную информацию в письменном виде; делать учебные записи [4, с. 21].
Средством контроля сформированно-сти умений иноязычной письменной речи учащихся выступает единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ). Обратимся к аналитическому отчету предметной комиссии о результатах ЕГЭ по английскому языку в 2018 г., рассматривающему типичные ошибки экзаменуемых. В содержание ЕГЭ по иностранному языку входят два задания, направленных на определение уровня сфор-мированности умений иноязычной письменной речи: личное письмо (базово-повы-шенный уровень сложности) и письменное высказывание с элементами рассуждения (высокий уровень сложности). Для оценки сформированности умений иноязычной письменной речи используются следующие критерии: решение коммуникативной задачи, организация текста, уровень сформиро-ванности лексического, грамматического, орфографического навыков.
В настоящей статье мы подробно рассматриваем первые два критерия оценивания развернутого высказывания с элементами рассуждения, так как данное задание позволяет наиболее точно определить уровень сформированности умений в области письменного общения: организация текста, решение коммуникативной задачи. Данные критерии оценивания выдвигают такие требования к учащимся, как умение построить текст, аргументировать свою точку зрения. По данным аналитического отчета [5, с. 30], в 2018 г. у 26,4% и 25,9% экзаменуемых соответственно оказались не сформированы как коммуникативные умения, так и умения организации текста.
Рассмотрим характерные ошибки в организации развернутого высказывания с элементами рассуждения. Экспертами отмечается неумение экзаменуемых строить высказывание в соответствии с планом или отклонение от плана в структуре высказывания. Во многих работах нарушена логика высказывания, проявляющаяся в перескакивании автора с одной мысли на другую при повторном возвращении к первой. Характерными ошибками являются неверное или избыточное употребление соединительных конструкций (линкеров), обеспечивающих логическую связь в предложении; неверное выстраивание причинно-следственных связей; отсутствие абзацев или логические ошибки в делении текста на абзацы.
Сложности, с которыми столкнулись экзаменуемые, свидетельствуют о необходимости развития дискурсивных умений учащихся. Вслед за И. А. Евстигнеевой мы понимаем под дискурсивными умениями умения, предполагающие логическое изложение мыслей при создании грамматически и лексически корректного текста адекватного ситуации общения [6, с. 8].
Профильный класс обладает не только расширенной сеткой часов, но и филологической направленностью обучения, способствующей развитию логики и риторики письменной речи. Подтверждение необходимости развития данных компонентов письменной речи мы видим в высказывании Л. С. Выготского, который писал: «Письменная речь -алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности. Письменная речь, подобно алгебре, вводит ребенка в самый высокий абстрактный план речи, перестраивая тем самым и устную речь» [7, с. 263].
По мнению А. А. Вейзе, одним из ключевых компонентов письменной речи является текстуальная грамотность, включающая в себя умение анализа дискурса, то есть овладение механизмами восприятия и понимания характерных особенностей структуры текста, что впоследствии дает возможность обучающему создать собственный вторичный текст [8, с. 15].
Отсутствие текстуальной грамотности приводит к нарушениям связей между предложениями и, соответственно, к отсутствию логики в письменной работе. Из-за нарушений правил актуального членения предложений и связи с лексико-граммати-ческой основой сверхфразового единства пишущий не сохраняет связь между предложениями и перестает заботиться, чтобы предыдущее высказывание включало в себя данные для последующих. Следствием этого является нарушение лексической преемственности между предложениями [8, с. 16].
Многие ученые (Каплич, Вейзе) выделяют дискурсивные умения в качестве ключевых умений в обучении письменной речи. Мы согласны с данной точкой зрения и рассматриваем необходимость развития дискурсивных умений учащихся как одну из основных особенностей обучения иноязычной письменной речи в филологическом профиле.
Проанализировав первый критерий, посвященный умению организации текста, перейдем к рассмотрению второго критерия оценивания уровня сформированности умений иноязычной письменной речи учащихся - решение коммуникативной задачи. Данный критерий направлен на оценку умения учащегося высказать аргументированную точку зрения (оценить справедливость утверждения). Экзаменуемые столкнулись со следующими сложностями при решении коммуникативной задачи: учащиеся не смогли четко сформулировать тему для рассуж-
дения, представить собственные рассуждения по предложенной теме [5, с. 31].
Поскольку для развития умения учащихся аргументировать свою точку зрения необходимо понимать интересы старших подростков в области письменного общения, нами был проведен анкетный опрос среди 52 подростков 17-18 лет. Анализ результатов данного опроса позволил установить следующее. Самым распространенным видом письменного общения старших подростков является общение в социальных сетях и мобильных чатах, в которых они проводят большую часть свободного времени (рис. 1).
40% опрошенных проводят более 4 часов онлайн. Более 50% респондентов тратят более 2 часов в день на социальные сети и мобильные чаты. Учащиеся указали, что не используют традиционную почту для письменного общения. В данной связи этот показатель не был внесен в график, представленный на рис. 2.
Одним из ключевых компонентов развития умения иноязычной письменной речи является мотивация письменной речи, то есть потребность учащихся использовать иноязычную письменную речь для реализации определенных жизненных целей [8, с. 26]. В данной связи актуальным является определение письменных заданий, представляющих интерес для учащихся. Результаты, представленные на графике (рис. 3), показывают, что 5% учащихся выбирают в качестве главного интереса написание рассказов, 13% отметило, что их ин-
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
социальные сети мобильные чаты электронная почта
Рис. 1. Самый распространенный вид письменного общения Наука и Школа № 3'2019 113
Рис. 2. Время, которое учащиеся проводят в социальных сетях
тересом является написание статей для микроблогов, но большая часть их письменного общения происходит в сети Интернет (76%).
Результаты, представленные на рис. 4, показывают, что 33% опрошенных выбирают написание рецензии к прочитанной книге или фильму в качестве самого интересного вида письменной деятельности. 15% опрошенных нравится выполнять творческие задания (написание рассказа, стихотворений на иностранном языке, составление развернутых планов и анкет, изучаемой темы, работа с личным портфолио на иностранном языке). Данные предпочтения свидетельствует о характерной для подростков потребности к самовыражению и высказыванию собственного мнения.
Многие зарубежные и отечественные ученные (Smith; Tompkins; Н. Ф. Коряковце-ва) рассматривают самостоятельную рабо-
ту как эффективное средство развития умений письменной речи школьников. В данной связи мы исследуем виды письменного общения, представляющие интерес для старших подростков в качестве самостоятельной работы. На рис. 5 представлены следующие результаты: 23% респондентов было бы интересно письменное общение с однокурсниками на иностранном языке в качестве самостоятельной работы; наибольший интерес (65%) в области самостоятельной письменной деятельности вызывает общение с носителями языка.
Для повышения мотивации учащихся в области письменной речи необходимо определить наиболее интересные темы для обсуждения в рамках школьной программы [9]. На рис. 6 отражены самые актуальные для учащихся темы в области письменного общения: взаимоотношения в семье, с друзьями, досуг, путешествия, современная
70% 60% 50% 40°% 30°% 20% 10% 0%
рассказ контент в переписка в сочинение социальных социальных сетях сетях
Рис. 3. Наиболее интересные виды письменного общения для старших подростков
35% 30% 25% 20% 15% 10%% 5% 0%
сочинение письмо рецензия на письменное творческие
книгу или изложение задания
фильм прочитанного рассказа
Рис. 4. Интересы подростков в области письменного общения на уроках иностранного языка
Я
Я
я
20% 10% 0% ■ 1 - - общение с общение с написание перевод онокурсниками носителями языка сценариев к видео
Рис. 5. Виды письменных работ, интересные учащимся в качестве самостоятельной работы
Рис. 6. Темы письменного общения, представляющие наибольший интерес
для старших подростков
жизнь, выдающиеся люди и глобальные проблемы современного мира. Эти результаты свидетельствуют о том, что для старших подростков наиболее интересными являются темы, затрагивающие их личный опыт и мировоззрение.
Проанализировав интересы старших подростков в области письменного общения, мы пришли к выводу, что основная часть их письменной деятельности происходит в социальных сетях и мобильных чатах. Большая часть опрошенных проводит более 2 часов в день в сети Интернет, более 33% респондентов проводят более 4 часов онлайн. Учащиеся отмечают, что для них представляет особый интерес письменное общение с одногруппниками и носителями языка.
В связи с повышенным интересом старших подростков к общению в сети Интернет нам представляется перспективным ис-
пользование ИКТ при обучении иностранному языку с целью повышения мотивации учащихся, более эффективного усвоения учебного материала. Это позволит пробудить их интерес к обсуждению учебных тем в рамках самостоятельной работы, что представляется важным для развития умения аргументировать собственное мнение.
В заключение отметим, что, проанализировав специфику профильного филологического класса, письмо как объект контроля в ЕГЭ и выявив интересы старших подростков в области письменного общения, мы пришли к выводу, что при обучении письменной речи особое внимание должно быть уделено развитию двух ключевых умений: умению организации текста и аргументации. Этого можно добиться благодаря развитию дискурсивных умений и использованию современных ИКТ в обучении иноязычной письменной речи.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Никитенко З. Н. Иностранный язык в начальной школе. Теория и практика. - М.: Флинта, 2018.
2. Лесохина Т. Б., Симакова Е. Ю. О преемственности между средней школой и вузом в контексте современной письменной коммуникации // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 5. - С. 4-6.
3. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 2007.
4. Мусницкая Е. В. Обучение письму (отрывок) // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. - М.: Русский язык, 1991. - С. 261-271.
5. Результаты единого государственного экзамена по английскому языку в 2018 году в Санкт-Петербурге: аналитический отчет предметной комиссии. - СПб.: ГПУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2018. - 48 с. - URL: https://www.ege.spb.ru/index.php?option=com_ phocadownload&view=category&download=750:anglijskij-yazyk&id=125:2018 (дата обращения: 21.02.2019).
6. Евстигнеева И. А. Методика развития дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2013.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: АПН РСФСР, 1956.
8. Вейзе А. А. Теория и практика порождения вторичного текста в курсе вузовского обучения иностранным языкам: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. - Минск, 1993.
9. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. Профильный уровень. - URL: http://window.edu.ru/resource/221/37221/files/04-2-s.pdf (дата обращения: 06.03.2019).
10. Горбенко И. А. Формирование мотивации письменной речи у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Иркутск, 2000.
REFERENCES
1. Nikitenko Z. N. Inostrannyy yazyk v nachalnoy shkole. Teoriya i praktika. Moscow: Flin-ta, 2018.
2. Lesokhina T. B., Simakova E. Yu. O preemstvennosti mezhdu sredney shkoloy i vuzom v kontekste sovremennoy pismennoy kommunikatsii. Inostrannye yazyki v shkole. 2003, No. 5, pp. 4-6.
3. Bim I. L. Profilnoe obuchenie inostrannym yazykam na starshey stupeni obshcheobrazo-vatelnoy shkoly. Moscow: Prosveshchenie, 2007.
4. Musnitskaya E. V. Obuchenie pismu (otryvok). In: Obshchaya metodika obucheniya inostrannym yazykam: khrestomatiya. Moscow: Russkiy yazyk, 1991. Pp. 261-271.
5. Rezultaty edinogo gosudarstvennogo ekzamena po angliyskomu yazyku v 2018 godu v Sankt-Peterburge: analiticheskiy otchet predmetnoy komissii. St. Petersburg: GPU DPO "SPbTsOKOilT", 2018. 48 p. Available at: https://www.ege.spb.ru/index.php?option= com_phocadownload&view=category&download=750:anglijskij-yazyk&id=125:2018 (accessed: 21.02.2019).
6. Evstigneeva I. A. Metodika razvitiya diskursivnykh umeniy studentov na osnove sovre-mennykh informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2013.
7. Vygotskiy L. S. Myshlenie i rech. Moscow: APN RSFSR, 1956.
8. Veyze A. A. Teoriya i praktika porozhdeniya vtorichnogo teksta v kurse vuzovskogo obucheniya inostrannym yazykam. ScD dissertation (Education). Minsk, 1993.
9. Primernye programmy po inostrannym yazykam. Angliyskiy yazyk. Profilnyy uroven. Available at: http://window.edu.ru/resource/221/37221/files/04-2-s.pdf (accessed: 06.03.2019).
10. Gorbenko I. A. Formirovanie motivatsii pismennoy rechi u detey mladshego shkolnogo vozrasta. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Irkutsk, 2000.
Иванова Ксения Юрьевна, аспирант Кафедры методики преподавания иностранных языков иностранных языков Института иностранных языков Московского педагогического государственного университета
e-mail: abyvera@mail.ru
Ivanova Ksenya Yu., post-graduate student, Methods of teaching foreign languages Department, Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University
e-mail: abyvera@mail.ru
Статья поступила в редакцию 09.04.2019 The article was received on 09.04.2019