Научная статья на тему 'Коммуникативно-информационное поле эссе как формы делового иноязычного письменного общения'

Коммуникативно-информационное поле эссе как формы делового иноязычного письменного общения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
699
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭССЕ / ВИДЫ ЭССЕ / КОММУНИКАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ПИСЬМЕННАЯ ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАДАЧА / ESSAY / TYPES OF ESSAYS / COMMUNICATIVE AND INFORMATION FIELD / WRITTEN BUSINESS COMMUNICATION / COMMUNICATIVE TASK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузьмина Елена Сергеевна

Деятельность специалиста в области рекламы и связей с общественностью связана с получением, передачей, переработкой и обменом информацией. Коммуникативно-информационное поле характеризуется интенсивностью информации, направленностью, способом и формой ее производства. Нередко формами производства информации в сфере рекламы и связей с общественностью являются письменные продукты, по общим характеристикам схожие с жанром эссе. В настоящей статье рассматривается письменный жанр эссе и его характеристики с точки зрения литературы, журналистики, а также как одна из форм делового иноязычного письменного общения в сфере рекламы и связей с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sphere of advertising and public relations is linked with getting, communicating, processing and exchanging of information. Communicative and information field is characterized by the intensity of the information and its releasing, manner and form of its production. Some of the written products of advertising and PR are similar with an essay genre by some general characteristics. The article examines an essay genre and its main characteristics from the point of view of literature, journalism and as one of the form of business written communication in the sphere of advertising and PR.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-информационное поле эссе как формы делового иноязычного письменного общения»

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири

№2 (14). Июнь 2014 (http://md.islu.ru/)

УДК 81’1 ББК 81.0

Е.С. Кузьмина

КОММУНИКАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ ЭССЕ КАК ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ПИСЬМЕННОГО

ОБЩЕНИЯ

Деятельность специалиста в области рекламы и связей с общественностью связана с получением, передачей, переработкой и обменом информацией. Коммуникативноинформационное поле характеризуется интенсивностью информации, направленностью, способом и формой ее производства. Нередко формами производства информации в сфере рекламы и связей с общественностью являются письменные продукты, по общим характеристикам схожие с жанром эссе. В настоящей статье рассматривается письменный жанр эссе и его характеристики с точки зрения литературы, журналистики, а также как одна из форм делового иноязычного письменного общения в сфере рекламы и связей с общественностью.

Ключевые слова: эссе; виды эссе; коммуникативно-информационное поле; письменная деловая коммуникация; коммуникативная задача

E.S. Kuzmina

COMMUNICATIVE AND INFORMATION FIELD OF ESSAY AS FORMS OF BUSINESS WRITTEN COMMUNICATION

The ^ph^re of advertising and public relations is with getting, comm-^nicating, pro-

cessing and exchanging of information. Communicative and information field is characterized by the intensity of the information and its releasing, manner and form of its production. Some of the written products of advertising and PR are similar with an essay genre by some general characteristics. The article examines an essay genre and its main characteristics from the point of view of literature, journalism and as one of the form of business written communication in the sphere of advertising and PR.

Key words: essay; types of essays; communicative and information field; written business communication; communicative task

Современные системы коммуникаций и технологий управления общественным мнением требуют особого подхода к изложению мыслей в письменной

© Кузьмина Е.С., 2014

форме. Информация должна быть изложена кратко, но в то же время отображать основную идею автора или его позицию. Исследование речевых коммуникаций, публикаций в прессе, материалов, написанных специалистами по рекламе и связям с общественностью, спичрайтерами, показало, что существуют общие принципы, которыми они руководствуются в своей работе: проблемность, публицистичность, фрагментарность, кольцевое обрамление, емкость смысла. Все эти характеристики по существу схожи с таким письменным жанром, как эссе. Именно умение написать эссе, на наш взгляд, должно лечь в основу формирования иноязычной коммуникативной письменной компетенции бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью».

На сегодняшний день эссе является одним из самых востребованных и популярных письменных жанров как в России, так и за рубежом.

Согласно С.В. Ляпун, «эссе признано жанром-лидером XXI в., одним из самых продуктивных видов творчества как в западноевропейской и восточноевропейской культурах, так и в русской национальной культуре» [Ляпун, 2011, с. 5].

Этот жанр занял прочные позиции в школьной программе (умение писать эссе включено в одно из требований федерального государственного образовательного стандарта в школе), на олимпиадах, вступительных экзаменах. В зарубежных вузах написание эссе является одной из необходимых форм при поступлении в вуз (Application Essay). Эссе можно увидеть на страницах газет и журналов, интернет-страничках.

Повышенное внимание к жанру эссе привело к введению новых понятий в публицистике: «эссеистика», «эссеистический дискурс», «эссеизация», «эссеи-стическое мышление». Почему же именно жанр эссе завоевал такую популярность? Что это за жанр? Попробуем разобраться.

Считается, что первые эссе написал французский мыслитель Мишель Мон-тень («Опыты», конец XVI в). Однако, по наблюдениям Л.Г. Кайда, эссеистиче-

ский стиль восходит к античным временам: декламации Лукиана, диалоги Платона, трактаты об ораторском искусстве Марка Тулия Цицерона [Кайда, 2008].

На сегодняшний день нет единого мнения, что такое эссе и какие виды эссе существуют. Определения эссе весьма различны. Согласно «Большой советской энциклопедии» и словарю Ожегова, эссе - прозаическое сочинение небольшого объема, выражающее индивидуальные впечатления. В словаре иностранных терминов, эссе - жанр критики, публицистики, прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному. По энциклопедии Кольера, эссе -это литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора [URL: http://www.slovopedia.com/14/221]. «Большой энциклопедический словарь» определяет эссе как жанр философской, литературно-критической, историкобиографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь» [URL: http://www.edudic.ru/bes].

Некоторые авторы не признают эссе как жанр и находят его «сомнительным», другие авторы подмечают такие характеристики, как универсальность и сложность. Разнообразие определений обусловлена тем, что этот жанр имеет непосредственную близость к научной, публицистической и художественной литературе, однако не относится целиком ни к одной из них.

Эссе как форма учебной деятельности в школе появилась совсем недавно. И нередко многие авторы, создавая учебно-методические пособия по написанию эссе, ставят между терминами «эссе» и «сочинение» знак равенства. Однако это не совсем верно. Классическое сочинение по литературе - это рассуждение на заданную тему по определенному плану на конкретном материале. Особенностью же эссе является выражение позиции автора. Это подтверждает и Л.Г. Белова, которая пишет, что «сочинение и эссе строго дифференцируются. В сочинении учащиеся представляют факты как они существуют, в эссе же они представляют личную интерпретацию фактов, т.е. выражают свои собственные

идеи, мнения и чувства» [Белова, 2010, с. 138]. На наш взгляд, свободные темы сочинений - свободные от регламентации в подборе материала, от единообразного плана, предполагающие стилистическую и творческую самостоятельность, -более всего можно соотнести с жанром эссе.

Согласно Л.Г. Кайда, существует два типа эссеистики: литературной - в художественной словесности и нелитературной - в газетной документальной публицистике.

В русской литературе ближе всего к эссе стоит «слово» - оригинальный жанр древнерусской литературы, в котором авторы размышляли над проблемами философии, религии, бытия. Такие произведения, как «Слова и речи» Феофана Прокоповича и эссеистический сериал «Слово о...» М.В. Ломоносова, которые по всем признакам близки к эссе, также могут считаться истоками мировой эссеистики [Кайда, 2008, с. 46].

В литературе существует общепринятая классификация видов эссе - это повествование, сравнение (или противопоставление), объяснение (установление причины или анализ результатов) и доказательство. Но это деление принято считать условным, так как большинство эссе сочетают характерные черты разных видов. Подобную классификацию мы находим и за рубежом: narrative essays (повествование), compare and contrast essay (сравнение и противопоставление), cause and effect essay (объяснение), persuasive essays (доказательство). По литературной форме эссе могут быть представлены в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма, отзыва и др.

В журналистике эссе находится на границе между аналитическими и художественно-публицистическими жанрами. Уже в XVIII—XIX вв. эссе являлся одним из ведущих жанров английской и французской журналистики. В Российской прессе это достаточно новый жанр, который складывался исходя из политических и социальных перемен, происходящих в стране. Эссе называют жанровым гибридом, который заключил в себя такие жанры, как памфлет, фельетон, очерк, передовая статья. Появление жанра эссе в журналистике - это ответ на потребности общества в информации, требующей осмысления происходя-

щих процессов в целом. Средства массовой информации перешли на цифровые технологии. Борьба компаний за потребителя информации, разворачиваемая в виртуальном мире, настолько велика, что обычный читатель поглощает информацию, не анализируя ее. Все меняется на наших глазах так быстро, что почти не поддается описанию и анализу. Все более востребованными являются СМИ аналитического характера.

Оперативное комментирование становится характерным признаком обновленной российской прессы, ориентированной на то, чтобы интерес читателя к «горячим» фактам или событиям поддерживался их осмыслением. «Читателю бывает интересно предположить, каким образом его можно интерпретировать, и «подсказка» журналиста в этом направлении воспринимается как дополнительное, не менее интересное сообщение, предложенный ракурс взгляда на факт, новое сведение и к тому же толчок к собственным размышлениям» [Ля-пун, 2011, с. 4].

Популярность эссе во всем культурном мире послужила появлению огромного числа работ, которые по своей структуре не являются эссе, но так называются. Так, Л.Г. Кайда продемонстрировала это в следующем определении: «эссе - это то, что хочу так назвать, или все, что пишу, уверенный в своей оригинальности и праве на публикацию любого текста под рубрикой, предполагающей жанр «эссе», или без всякой рубрики, но с претензией на «фигуру высшего пилотажа» [Кайда, 2008, с. 65]. В силу того, что эссе часто напоминает обычные рассуждения, с которыми мы постоянно имеем дело в повседневной жизни, может возникнуть иллюзия, что подготовить эссе не составит никакого труда каждому желающему. Конечно, попытаться написать эссе может попробовать любой человек, но это не означает, что его ждет успех у аудитории. Интерес к тексту может возникнуть только в том случае, если уровень мысли, демонстрируемый автором, окажется достаточно высоким для того читателя, которому адресовано эссе. А чтобы подобный уровень был достигнут, эссеисту нужно быть компетентным в той области, к которой относятся его рассуждения. Толь-

ко отличное знание предмета и может стать основой интересной, необычной мысли, которая выступает главным содержанием данного типа текстов.

А.А. Тертычный выделяет несколько видов эссе в журналистике: публицистическое, литературно-критическое, искусствоведческое, научно-популярное, философское.

1. Публицистическое. Особенностью данного эссе являются размышления автора, близкие к обыденному размышлению. Поводом для издания публицистических эссе обычно выступают актуальные вопросы, вызывающие повышенное внимание аудитории.

2. Литературно-критическое. Такого рода публикации представляют собой общие суждения о литературном произведении. В отличие от рецензии, литературно-критическое эссе не претендует на детальный анализ произведения, скрупулезную оценку его достоинств и недостатков. Эссеист в данном случае рассуждает о неких общих закономерностях литературного творчества, о судьбах литературы, ценностях, которым она призвана служить.

3. Искусствоведческое. Речь в подобных публикациях идет о художественном творчестве, искусстве театра и кино. При этом автор обычно обращается к тем или иным шедеврам, которые сегодня оказались в центре внимания публики. Темы искусствоведческого эссе связаны с рассуждениями о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве.

4. Научно-популярное. Публикации, относящиеся к этому виду эссе, посвящаются общенаучным проблемам. Причем чаще всего эти проблемы рассматриваются в связи с жизнью общества как такового, техническими достижениями и судьбами цивилизации и т.п.

5. Философское. Автор такого эссе чаще всего озабочен вопросами бытия и его смыслом для отдельного человека и общества в целом [Тертычный, 2009, с. 330].

В зарубежных источниках, печатных изданиях и интернет-ресурсах классификации видов еще более разнообразны [URL: http://www.professays.

com/essay/types-of-essay/; http://www.ukessays.com/essay-help/essay-types/; http://

www.explorewriting.co.uk/typesofessays.html]. Мы приведем наиболее часто встречающиеся виды.

1. Opinion Essay. Название уже говорит нам о том, что при написании такого эссе задачей будет выразить и аргументировать свое мнение по какому-либо спорному вопросу. В отличие от аргументативного эссе, аргументами не обязательно должны быть факты, статистика, ссылки на авторитетные издания. Аргументы могут приводиться из личного опыта, опыта знакомых, также данный вид эссе является наиболее эмоциональным.

2. Scholarship essay. Целью эссе является представить себя с лучшей стороны, с целью получения гранта. Популярными темами такого рода эссе являются следующие: «The Person Who Influenced My Views», «The Goals I Will Achieve in10Years»,«MyDreams».

3. Response Essay (Reaction Essay) является литературным видом эссе. Данный тип эссе представляет из себя отзыв, отклик на прочитанное литературное произведение, увиденный фильм и т.п.

4. Research Essay, или эссе-исследование. Данный вид эссе можно сопоставить с курсовой или дипломной работой студентов высшего профессионального образования. Студент выбирает тему исследования, сопоставляет, анализирует, делает собственные выводы.

5. Persuasive Essay, или эссе-убеждение. Основная цель данного эссе - убедить читателя в том, что точка зрения автора верная. Согласно некоторым источникам, Persuasive Essay и Argumentative Essay (аргументативное эссе) являются синонимами, так как и в том, и в другом случае автору нужно убедить читателя, а это невозможно без приведения аргументов. Однако различие вытекает из цели каждого эссе. Основная цель Persuasive Essay - убедить читателя, вне зависимости от количества и качества аргументов, в то время как основной целью аргументативного эссе - вынести на обсуждение тезис, рассмотреть отрицательные и положительные стороны (pros and cons), найти слабые и сильные стороны рассматриваемого вопроса. В качестве примера, можно рассмотреть

данные заголовки эссе:

Persuasive: Abortions should be banned. Argumentative: Should abortions be banned?

6. Compare and contrast essay (эссе - сравнение и сопоставление). Целью эссе является сравнение и сопоставление каких-либо объектов. Примером данного эссе может быть следующая тема: “What is better an American or a Japanese car?” Этот вид эссе напоминает нам рекламные обзоры, где покупателю предлагается на обозрение один и тот же предмет, но есть различия в странах-производителях, функциональных характеристиках и т.д.

7. Analysis/Interpretation essay (эссе-осмысление, толкование). Данный вид эссе набирает популярность за рубежом как часть вступительного экзамена в учебные заведения. Студенту предлагается цитата в 2-3 предложения, которую нужно интерпретировать. Данный вид эссе, на наш взгляд, схож с Opinion Essay, где студент также выражает свою точку зрения.

8. Process Essay, по нашему мнению, близок к жанру журналистики «How-to articles» (руководство, инструкция). Цель данного произведения - научить читателя чему-либо, дать полезные советы и т.д. В области рекламы и связей с общественностью также можно найти сходство с данным типом эссе. Например, на Иркутском сайте «Ирк.ру» в статье «Как провести выходные?» отмечаются конкретные рестораны, клубы и т.д. Или в статье «Как правильно выбрать фотоаппарат?» указываются определенные фирмы.

Несмотря на различные классификации видов эссе, существует ряд общих требований ко всем видам: логическая выраженность рассуждения, явно выраженная авторская интенциональность и апеллятивность. В эссе должна быть ярко выражена авторская позиция. Это дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем. Хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений. Эс-

сеистика позволяет осознать свою индивидуальность, собственную личност-ность, то есть выполняет важнейшую коммуникативную задачу.

Область рекламы и связей с общественностью, используя различные коммуникативные средства, представляет собой динамическую и гибкую систему управления общественностью в самых разнообразных областях человеческой деятельности - в бизнесе, политике, образовании, медицине, благотворительности, развлечениях, спорте и др. Но среди широкого набора коммуникативных средств письменная коммуникация занимает одно из важнейших мест. Специалист по связям с общественностью должен уметь не только точно, правильно и лаконично выражать на письме мысли и идеи (свои и своего руководства), но и облекать их в соответствующую форму, которая диктуется письменной коммуникацией и ситуацией. Проанализировав различные виды эссе, мы обнаружили значительные сходства с некоторыми письменными продуктами, которые создает специалист в области рекламы и связей с общественностью. На наш взгляд, умение писать эссе на иностранном языке поможет студентам направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» успешно освоить азы профессиональной деятельности, а именно: писать рекламные обзоры, аналитические справки, прогнозы и статьи. Научившись писать эссе на иностранном языке, у студентов вырабатываются умение анализировать, сопоставлять, критически мыслить, красиво и правильно выражать собственную позицию на проблему в письменном виде - все это неотъемлемые составляющие написания эссе.

Библиографический список

1. Белова, Г.В. Обучение письменной речи на английском языке в контексте диалога культур [Электронный ресурс] / Г.В. Белова. - Режим доступа: http://edit.muh.ru/content/mag/trudy/11 2010/13.pdf (дата обращения: 03.03.2014).

2. Ляпун, С.В. Смена приоритетов в жанровой системе периодической печати постсоветского периода [Электронный ресурс] / С.В. Ляпун // Вестник Адыгейского Государственного Университета Сер. 2. Филология и искусствоведение . - 2011. - №3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/smena-prioritetov-v-zhanrovoy-sisteme-periodicheskoy-pechati-postsovetskogo-perioda (дата обращения: 10.03.2014).

3. Кайда, Л.Г. Эссе: стилистический портрет [Текст] / Л.Г. Кайда. - М.: Наука, Флинта, 2008. - 181 с.

4. Тертычный, А.А. Аналитическая журналистика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 352 с.

5. URL: http://www.slovopedia.com/14/221 (дата обращения: 12.05.2014).

6. URL: http://www.edudic.ru/bes (дата обращения: 12.04.2014).

7. URL: http://ozhegov-online.ru (дата обращения: 12.03.2014).

8. URL: http://www.professays.com/essay/types-of-essay/ (дата обращения: 12.05.2014).

9. URL: http://www.ukessays.com/essay-help/essay-types/ (дата обращения: 15.05.2014).

10. URL: http://www.explorewriting.co.uk/typesofessays.html (дата обращения: 15.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.