Научная статья на тему 'Рец. на кн.: О.П. КОЛОМИЕЦ, И.И. КРУПНИК (отв. ред.). ПРИКЛАДНАЯ ЭТНОЛОГИЯ ЧУКОТКИ: НАРОДНЫЕ ЗНАНИЯ, МУЗЕИ, КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ (К 125-ЛЕТИЮ ПОЕЗДКИ Н.Л. ГОНДАТТИ НА ЧУКОТСКИЙ ПОЛУОСТРОВ В 1895 ГОДУ). М.: PressPass, 2020. 468 с.'

Рец. на кн.: О.П. КОЛОМИЕЦ, И.И. КРУПНИК (отв. ред.). ПРИКЛАДНАЯ ЭТНОЛОГИЯ ЧУКОТКИ: НАРОДНЫЕ ЗНАНИЯ, МУЗЕИ, КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ (К 125-ЛЕТИЮ ПОЕЗДКИ Н.Л. ГОНДАТТИ НА ЧУКОТСКИЙ ПОЛУОСТРОВ В 1895 ГОДУ). М.: PressPass, 2020. 468 с. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антропологический форум
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Н.Л. Гондатти / Чукотка / наследие / музейные собрания / традиционные экологические знания / Nikolai L. Gondatti / Chukotka / heritage / museum collections / traditional ecological knowledge

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наталья Александровна Косяк

Коллективная монография под редакцией О.П. Коломиец и И.И. Крупника, посвященная памяти второго начальника Анадырской округи Н.Л. Гондатти как одного из основоположников этнографического изучения Чукотки, стала результатом работы коллектива из восемнадцати авторов. Под одной обложкой вышли очень разные по жанру тексты: аналитические работы, в том числе источниковедческие и социолингвистические, публикации архивных материалов Н.Л. Гондатти, полевые заметки, воспоминания, биографические очерки, эссе, письма, музееведческие статьи. В исследовательском фокусе — традиционное экологическое знание, локальная история поселений Чукотки, языки коренного населения, а также широко понимаемое культурное наследие. Кроме того, в книге предлагается пересмотр и расширение понятия «прикладная этнология». Сборник стал примером работы ученых в соавторстве с представителями коренных общин. В рецензии дается обзор глав монографии, особенностей структуры и жанрового многообразия составляющих книгу статей. Также уделяется внимание авторскому пониманию термина «прикладная этнология», особенно расширению этого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Review of O. P. KOLOMIETS, I. I. KRUPNIK (eds.), PRIKLADNAYA ETNOLOGIYA CHUKOTKI: NARODNYE ZNANIYA, MUZEI, KULTURNOE NASLEDIE (K 125-LETIYU POEZDKI N. L. GONDATTI NA CHUKOTSKIY POLUOSTROV V 1895 GODU) [APPLIED ETHNOLOGY IN CHUKOTKA: INDIGENOUS KNOWLEDGE, MUSEUMS, CULTURAL HERITAGE (CELEBRATING THE 125TH ANNIVERSARY OF NIKOLAI L. GONDATTI’S 1895 TRIP TO THE CHUKCHI PENINSULA)]. Moscow: PressPass, 2020, 468 pp.

This collective monograph, edited by O.P. Kolomiets and I.I. Krupnik, is dedicated to the memory of the colonial administrator of the Anadyr district Nikolai L. Gondatti as one of the founders of the ethnographic study of Chukotka. The collection of papers is the result of the work of a team of 18 authors and includes texts of different genres: analytical works, including historical and sociolinguistic papers, publications of archival documents by N.L. Gondatti, field essays, memoirs, biographical sketches, essays, letters, and articles about museum collections. In addition to the biography and heritage of Gondatti, the authors focus on traditional ecological knowledge, the local history of the settlements of Chukotka, indigenous languages, and cultural heritage. the authors propose rethinking the concept of applied ethnology and understanding it more broadly. The book is an example of co-authorship with representatives of indigenous communities. The review provides an overview of the chapters of the monograph, the structural features, and genre diversity of the articles in the book. Also in focus is the authors’ understanding of the term “applied ethnology” and, in particular, the expansion of this concept.

Текст научной работы на тему «Рец. на кн.: О.П. КОЛОМИЕЦ, И.И. КРУПНИК (отв. ред.). ПРИКЛАДНАЯ ЭТНОЛОГИЯ ЧУКОТКИ: НАРОДНЫЕ ЗНАНИЯ, МУЗЕИ, КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ (К 125-ЛЕТИЮ ПОЕЗДКИ Н.Л. ГОНДАТТИ НА ЧУКОТСКИЙ ПОЛУОСТРОВ В 1895 ГОДУ). М.: PressPass, 2020. 468 с.»

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ, 2023, № 59

форум Ч с59 ,\i

Рец. на кн.: О.П. КОЛОМИЕЦ, И.И. КРУПНИК (отв. ред.). ПРИКЛАДНАЯ ЭТНОЛОГИЯ ЧУКОТКИ: НАРОДНЫЕ ЗНАНИЯ,

МУЗЕИ, КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ (К 125-ЛЕТИЮ ПОЕЗДКИ Н.Л. ГОНДАТТИ НА ЧУКОТСКИЙ ПОЛУОСТРОВ В 1895 ГОДУ). М.: PressPass, 2020. 468 с.

Наталья Александровна Косяк

Европейский университет в Санкт-Петербурге 6/1A Гагаринская ул., Санкт-Петербург, Россия nkosyak@eu.spb.ru

Аннотация: Коллективная монография под редакцией О.П. Коломиец и И.И. Крупника, посвященная памяти второго начальника Анадырской округи Н.Л. Гондатти как одного из основоположников этнографического изучения Чукотки, стала результатом работы коллектива из восемнадцати авторов. Под одной обложкой вышли очень разные по жанру тексты: аналитические работы, в том числе источниковедческие и социолингвистические, публикации архивных материалов Н.Л. Гондатти, полевые заметки, воспоминания, биографические очерки, эссе, письма, музееведческие статьи. В исследовательском фокусе — традиционное экологическое знание, локальная история поселений Чукотки, языки коренного населения, а также широко понимаемое культурное наследие. Кроме того, в книге предлагается пересмотр и расширение понятия «прикладная этнология». Сборник стал примером работы ученых в соавторстве с представителями коренных общин. В рецензии дается обзор глав монографии, особенностей структуры и жанрового многообразия составляющих книгу статей. Также уделяется внимание авторскому пониманию термина «прикладная этнология», особенно расширению этого понятия.

Ключевые слова: Н.Л. Гондатти, Чукотка, наследие, музейные собрания, традиционные экологические знания. Для ссылок: Косяк Н. Рец. на кн.: О.П. Коломиец, И.И. Крупник (отв. ред.). Прикладная этнология Чукотки: народные знания, музеи, культурное наследие (К 125-летию поездки Н.Л. Гондатти на Чукотский полуостров в 1895 году). M.: PressPass, 2020. 468 с. // Антропологический форум. 2023. № 59. С. 197-206. doi : 10.31250/1815-8870-2023-19-59-197-206 URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/059/kosyak.pdf

ANTROPOLOGICHESKIJ FORUM, 2023, N0. 59

A Review of O. P. KOLOMIETS, I. I. KRUPNIK (EDS.), PRIKLADNAYA ETNOLOGIYA CHUKOTKI: NARODNYE ZNANIYA, MUZEI, KULTURNOE NASLEDIE (K125-LETIYU POEZDKI N. L. GONDATTINA CHUKOTSKIY POLUOSTROV V1895 GODU) [applied ETHNOLOGY IN CHUKOTKA:

indigenous knowledge, museums, cultural heritage

(CELEBRATING THE 125TH ANNIVERSARY OF NIKOLAI L. GONDATTI'S

1895 TRIP TO THE CHUKCHI PENINSULA)].

Moscow: PressPass, 2020, 468 pp.

Natalia Kosyak

European University at St Petersburg 6/^ Gagarinskaya Str., St Petersburg, Russia nkosyak@eu.spb.ru

Abstract: This collective monograph, edited by 0. P. Kolomiets and I. I. Krupnik, is dedicated to the memory of the colonial administrator of the Anadyr district Nikolai L. Gondatti as one of the founders of the ethnographic study of Chukotka. The collection of papers is the result of the work of a team of 18 authors and includes texts of different genres: analytical works, including historical and sociolinguistic papers, publications of archival documents by N. L. Gondatti, field essays, memoirs, biographical sketches, essays, letters, and articles about museum collections. In addition to the biography and heritage of Gondatti, the authors focus on traditional ecological knowledge, the local history of the settlements of Chukotka, indigenous languages, and cultural heritage. The authors propose rethinking the concept of applied ethnology and understanding it more broadly. The book is an example of co-authorship with representatives of indigenous communities. The review provides an overview of the chapters of the monograph, the structural features, and genre diversity of the articles in the book. Also in focus is the authors' understanding of the term "applied ethnology" and, in particular, the expansion of this concept.

Keywords: Nikolai L. Gondatti, Chukotka, heritage, museum collections, traditional ecological knowledge. To cite: Kosyak N., 'A Review of 0. P. Kolomiets, I. I. Krupnik (eds.), Prikladnaya etnologiya Chukotki: narodnye znaniya, muzei, kulturnoe nasledie (K 125-letiyu poezdki N.L. Gondatti na Chukotskiy poluostrov v 1895 godu) [Applied Ethnology

in Chukotka: Indigenous Knowledge, Museums, Cultural Heritage (Celebrating the 125th Anniversary of Nikolai L. Gondatti's 1895 Trip to the Chukchi Peninsula)]. Moscow: PressPass, 2020, 468 pp.', Antropologicheskij forum, 2023, no. 59, pp. 197-206.

d oi: 10.31250/1815-8870-2023-19-59-197-206

URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/059/kosyak.pdf

Рец. на кн.: О.П. Коломиец, И.И. Крупник (отв. ред.).

Прикладная этнология Чукотки: народные знания, музеи, культурное наследие (К 125-летию поездки Н.Л. Гондатти на Чукотский полуостров в 1895 году). М.: PressPass, 2020. 468 с.

Коллективная монография под редакцией О.П. Коломиец и И.И. Крупника, посвященная памяти второго начальника Анадырской округи Н.Л. Гондатти как одного из основоположников этнографического изучения Чукотки, стала результатом работы коллектива из восемнадцати авторов. Под одной обложкой вышли очень разные по жанру тексты: аналитические работы, в том числе источниковедческие и социолингвистические, публикации архивных материалов Н.Л. Гондатти, полевые заметки, воспоминания, биографические очерки, эссе, письма, музееведческие статьи. В исследовательском фокусе — традиционное экологическое знание, локальная история поселений Чукотки, языки коренного населения, а также широко понимаемое культурное наследие. Кроме того, в книге предлагается пересмотр и расширение понятия «прикладная этнология». Сборник стал примером работы ученых в соавторстве с представителями коренных общин. В рецензии дается обзор глав монографии, особенностей структуры и жанрового многообразия составляющих книгу статей. Также уделяется внимание авторскому пониманию термина «прикладная этнология», особенно расширению этого понятия. Ключевые слова: Н.Л. Гондатти, Чукотка, наследие, музейные собрания, традиционные экологические знания.

Наталья Александровна Косяк

Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия nkosyak@eu.spb.ru

Коллективная монография «Прикладная этнология Чукотки: народные знания, музеи, культурное наследие», вышедшая в 2020 г . и приуроченная к годовщине путешествия по Чукотке второго начальника Анадырской округи Николая Львовича Гондатти (1860— 1946), стала результатом совместного проекта Лаборатории истории и экономики Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института (СВКНИИ) ДВО РАН, Музейного центра «Наследие Чукотки» (МЦНЧ) и коллектива авторов из России и США, среди которых «этнографы, историки, музейные работники, специалисты по культурному наследию, родным языкам и национальным традициям коренных народов Севера» (С. 9). У книги два редактора — О . П . Коломиец (СВКНИИ ДВО РАН) и И .И . Крупник (Национальный музей естественной истории Смитсоновского института, США), они же выступают в качестве авторов ряда статей, а Крупник еще и в роли составителя

Книга объемом 468 страниц объединяет серию статей и публикаций материалов о Чукотке, разных по жанру, стилю, но соседствующих друг с другом. Среди ее авторов и исследователи, и представители коренных сообществ . Помимо научных статей и эссе, в томе опубликованы документальные материалы: архивные документы, письма, дневниковые записи, воспоминания, связанные с общей темой книги . Все они сгруппированы в четыре тематических части . Первые три («Народные знания», «Музеи и коллекции», «Национальные общины и культурное наследие»), по мнению авторов, близки интересам самого Гон-датти, «возвращение имени» которого заявлено как одна из задач книги . Четвертая часть состоит из биографических очерков о людях, внесших вклад в сохранение традиций и языков коренного населения Чукотки . Таким образом, рецензируемая книга организована по тематическому принципу, а внутри каждого тематического блока сочетаются тексты разных жанров и стилей.

Первая часть, посвященная народным знаниям, включает семь работ о языковых компетенциях, хозяйственном цикле оленеводов, наблюдениях за природой, в том числе историю формирования первой сети наблюдателей за морскими животными и ледовой обстановкой, в которую были набраны коренные жители (статья Е . С. Богословской «"Уважаемый товарищ Капитан": переписка капитана Л . М . Вотрогова с охотниками Чукотки (1975-1982 гг. )»). Именно эти систематические наблюдения, проводившиеся коренными жителями, стали, по мнению И . И . Крупника, первым проектом «гражданской науки» (citizens' science) на Чукотке и примером именно прикладного исследования (С. 149).

В этой части монографии хорошо видна жанровая разнородность составляющих ее текстов . За статьей о годовом производственном цикле оленеводческой бригады № 6 в 1984-1986 гг . , написанной по личным воспоминаниям и полевым записям В . Н . Нунаво, следует публикация (Н. И . Мымрин) наблюдений жителей береговых поселков — морских зверобоев, значительная часть из них — рассказы об охоте, которые не вошли в опубликованный ранее сборник «Пусть говорят наши старики» [Крупник 2000]. Далее идет статья О . Е . Ященко по локальной истории — опыт описания «судьбы одного из закрытых береговых поселений Чукотки через призму исторических данных, воспоминаний и интервью» (С 75) на основе полевой работы За ней идет социолингвистическая статья Д Н Моргуновой-Швальбе, которая показывает, как использование родного языка становится «неотъемлемой частью повседневной социальной практики» (C . 116) и каким образом через языковое поведение конструируется идентичность В тот же блок включен

текст о новых книгах, учебных пособиях и методике обучения родному языку, написанный с позиции преподавателя . И под конец биографический очерк о капитане Вотрогове, публикация адресованных ему писем (Е .С. Богословская) и воспоминания работавшего на Чукотке гидрографа (И .Я . Кобленц) возвращают читателя к наблюдениям и наблюдателям за природой.

Подобный жанровый калейдоскоп характерен для всей книги: аналитические статьи, публикации источников с той или иной степенью критики, путевые заметки, вновь аналитические статьи, письма, архивные документы, музейные коллекции, интервью и т . п. — все это при последовательном чтении создает элемент непредсказуемости и тем самым противостоит монотонности, часто присущей краеведческим или источниковедческим сборникам . За редкими исключениями каждая следующая статья не похожа на предыдущую и даже при близкой тематике не является ее продолжением в классическом понимании

Вторая часть посвящена институционально охраняемому наследию — музейным коллекциям и архивным материалам . Она состоит из трех статей и более однородна по сюжетам и составу авторов В первых двух работах (коллективная статья О П Ко-ломиец, В .Н . Нувано, Н .И. Вуквукай и Е .А . Церковниковой и статья О .Б . Расторгуевой) рассматриваются «пласт мира вещей» (С . 165) и история музейного дела на Чукотке, в том числе нынешнего Музейного центра «Наследие Чукотки», с обращением к классической музееведческой теме — формированию коллекций Завершает главу подготовленная О П Коломиец, О .Б. Расторгуевой и И .И . Романовой детальная источниковедческая характеристика комплекса рукописных материалов — чукотского архива Н .Л . Гондатти из фонда указанного музея с публикацией тематически сгруппированных фрагментов его дневника и тетрадей за 1896-1897 гг . Эта глава, как кажется, будет в большей степени интересна историкам и музейщикам

Третья часть «Национальные общины и культурное наследие» объединяет семь исторических и краеведческих работ о населенных пунктах или местностях Чукотки, выстроенных в последовательности, повторяющей маршрут самого Гондатти во время его восьмимесячного исследования Чукотки в 1895 г , с отправной точкой в селе Марково и конечной в Уэлене . Ее авторы — Е А Церковникова, И И Крупник, И А Загребин, С .Ю . Шокарев, М .А. Членов, Н.И . Вуквукай и В .К. Итевтегина (Вэк'эт).

Локальные исследования необязательно посвящены конкретным населенным пунктам, таким как Ново-Мариинск или Нау-кан Некоторые статьи сфокусированы на сообществах и их миграциях Так, Крупник, работая с генеалогиями по записям

устной традиции старейшин в сочетании с архивными данными, выстраивает текст, следуя за перемещениями эскимосов из района Бухты Провидения (С. 269-280). Статьи третьей части ближе всего к традиции краеведения и микроистории Внутри главы есть гиперссылки, авторы стараются связать отдельные истории воедино

Помимо уже упомянутой жанровой мозаичности, можно отметить и очень разный уровень публикаций Не все тексты, претендующие на исторический анализ, успешны в нем Пожалуй, в наименьшей мере это касается статьи И . А. Загребина о топонимических «легендах», представляющей по сути их пересказ Наиболее удачные и насыщенные, на наш взгляд, работы — это статья Е . А. Церковниковой «Источники по истории села Марково середины — конца XIX в. » и статьи И . И . Крупника.

Заключительная часть книги «"Золотой фонд" Чукотки» возвращает читателя к теме наследия . В ней опубликованы истории жизни людей, много сделавших для сохранения языков и культуры коренных общин Чукотки . Двое из них — старейшины: это Людмила Ивановна Айнана, педагог, автор букваря и учебных пособий на эскимосском языке, активистка, «одна из наиболее уважаемых старейшин Чукотки» (С . 406), и чукотская писательница Валентина Кагъевна Итэвтегина . Первый текст — воспоминания Айнаны о своей жизни — представляет собой переработанный вариант биографического интервью, взятого для журнала «Большой город» антропологом Д. А. Опариным. Второй — канонический биографический очерк Надежды Ивановны Вуквукай, специалиста по чукотской национальной одежде

Две другие истории, написанные И И Крупником, посвящены исследователям, собиравшим и изучавшим данные о языках коренного населения Чукотки и тексты на них. Это Майкл Краусс, американский лингвист, активист, защитник языков, «живой мост» между учеными и носителями аборигенных языков Аляски и Чукотки (С. 435), и Екатерина Семеновна Рубцова, педагог, лингвист и собиратель фольклорных материалов на эскимосских языках. Первый текст написан т тетопат, второй представляет собой рецензию на недавно вышедшую книгу «Тексты на языках эскимосов Чукотки в записи Е. С. Рубцовой» [Вахтин 2019].

В эпилоге составители, замыкая кольцевую композицию, вновь возвращают читателя к фигуре Николая Львовича Гондатти, чьим биографическим очерком открывался сборник На этот раз авторы обсуждают наследие Гондатти, не просто «возвращая имя» чиновника императорской России, белого эмигранта, «ученого-натуралиста, этнографа, к тому времени опытного исследователя <...> секретаря Общества любителей естество-

знания, антропологии и этнографии» (С. 14), собирателя этнографических коллекций1, но и отчасти противопоставляя Гон-датти его современникам Свою задачу они видят в том, чтобы показать, что чукотская этнография времен В .Г. Богораза существовала не только его силами Не один Богораз путешествовал по Чукотскому полуострову, писал дневники и статьи, собирал этнографические коллекции

Однако большая часть эпилога выполняет, как ни странно, задачу теоретического введения В частности, она посвящена возникновению и вариантам трактовки понятия прикладная этнология (в том числе практическое североведение, которое противопоставлено исторической этнографии советского периода — с 445) К этому вопросу я вернусь чуть позже

Особенности структуры

Структура книги и тематика включенных в нее текстов позволяют читать их как самостоятельные очерки Поддержание внутренней целостности общего повествования при уже упомянутом жанровом многообразии стало нетривиальной задачей для редакторов-составителей. Можно сказать, что им это удалось: постепенно статьи складываются в общее полотно Помимо географического единства, на протяжении всего сборника читатель видит регулярное обращение к фигуре начальника Анадырской округи Гондатти, его службе на Чукотке и научному наследию (биография во введении, публикация архива во второй части, косвенная отсылка через повторение его маршрута в третьей части, а в эпилоге авторы апеллируют к заложенной им традиции прикладных исследований) Всю книгу пронизывает несколько практикоориентированных исследовательских тем, в том числе темы наследия. Еще одна особенность — включение во все части книги текстов, созданных представителями коренных сообществ

Многие тексты книги связывает и глубокая эмоциональная привязанность к региону — то, что Л. Н . Хаховская в своей рецензии определила как «высокий уровень эмпатии» [Хаховская 2021: 191]. Авторы любят Чукотку, среди них не только родившиеся там люди, но и те, кто там долго жил и работал

Расширение «прикладной этнологии»

В эпилоге авторы обосновывают новое понимание прикладной этнологии, вынесенной в заглавие книги, и это самая дискус-

1 Основная часть коллекций Н.Л. Гондатти хранится в МАЭ РАН, по числу единиц хранения она сопоставима с этнографическими сборами В.Г. Богораза.

сионная часть издания Границы прикладной этнологии, как отмечают некоторые исследователи [Романов, Ярская-Смирно-ва 2004; Новикова 2016], неоднозначны, подвижны и часто определяются через противопоставление теоретическим ис-следованиям1 Включаясь в эту дискуссию, авторы рецензируемой монографии отталкиваются от противопоставления прикладных исследований не только теоретическим изысканиям, но и работам по исторической этнографии Предлагаемое ими определение прикладной этнологии противопоставлено и узкому подходу, существующему в отечественной науке Для них прикладная этнология подразумевает «изучение социально-экономического и культурного развития через изменения в относительно небольших общественных ячейках — общинах, поселках, региональных группах, особенно в среде малочисленных народов» (С 449) При таком расширенном понимании прикладная этнология приобретает статус зонтичного понятия, а его операциональность размывается, учитывая, что при подобном определении в поле прикладной этнологии попадают многие работы, выполненные как кейс-стади

Не углубляясь в рассуждения, в какой момент и для кого исследование оказывается прикладным или, наоборот, академиче-ским2, следует отметить, что сами составители не реализуют в монографии заявленный ими столь широкий подход, видимо понимая, что в таком случае под одной обложкой может оказаться практически что угодно Противореча положению, высказанному в эпилоге, содержание книги очерчивает прикладную этнологию гораздо уже: в фокусе оказываются традиционные экологические знания, микроистория, родной язык и широко понимаемое наследие — и научное наследие Гондатти, и культурное наследие сегодняшних коренных общин, и люди как хранители наследия3

К особенностям (и, на мой взгляд, достоинствам книги) следует отнести отсутствие алармистской тональности, часто сопровождающей сюжеты о традиционной культуре коренных народов . История уходящих в прошлое традиционных знаний, к которым принадлежат в том числе языковые компетенции, даже при свойственной ряду очерков эмоциональной вовлеченности, не сводится к сценариям угасания . Напротив, затрагивая проблем-

1 Об отношениях между прикладными и теоретическими исследованиями см.: [Форум 2010].

2 Например, отдельного обсуждения достоин вопрос, может ли статус прикладного исследования приобретаться или теряться в зависимости от принципиальной возможности использовать результаты конкретной работы, в каких случаях прикладной характер — неотъемлемая часть исследования, а когда он возникает в глазах читателя и т.д.

3 Возможно, в этом контексте проблематизация наследия оказалась бы более продуктивной, чем переоценка прикладной этнологии.

ные вопросы сегодняшнего дня, авторы ориентируются на возможность улучшения жизни коренных жителей, а это улучшение — как позитивная линия развития — предполагает сохранение традиционных знаний, навыков или занятий (например, таковы публикации В Г Леоновой «Родной язык и дети Чукотки» и О .Е . Ященко «"Наконец-то я дома": возвращение в родной Акани») Эта позиция с фокусом на возможных действиях по поддержанию или возрождению локальных практик, по мнению и авторов-составителей, и некоторых рецензентов, одна из отличительных черт прикладных исследований [Хаховская 2021: 189]. Наиболее явным прикладным результатом можно назвать возвращенное знание: имя и наследие Гондатти, страницы локальной истории, традиционное экологическое знание, память о локальных экспертах, старейшинах и авторитетных людях.

Разные голоса

Если перестать искать ответ на вопрос, зачем составителям понадобился такой широкий пересмотр прикладной этнологии (для меня он так и остался открытым), то стоит остановиться на другой немаловажной особенности сборника В гораздо большей степени ценным, чем дискуссии о прикладном характере текстов, мне представляется то, что читатель найдет в книге любопытную стратегию совмещения под одной обложкой сложных для объединения вещей: академических текстов и «"живых голосов" представителей локальных аборигенных сообществ» [Хаховская 2021: 192].

Читать эту книгу интересно именно в контексте других публикаций подобного рода Среди антропологических текстов, где речь идет о традиционных экологических знаниях, есть пример работы, когда авторы (исследователь и представитель изучаемого сообщества) пишут вместе Такова монография, посвященная традиционным экологическим знаниям эвенков, авторства А . Лаврилье и С . Габышева [ЬаупШег, ОаЬшЬеу 2017]. Есть примеры и другой стратегии, когда тексты сосуществуют под одной обложкой раздельно, но какому-то одному голосу отдается приоритет, например голосам коренного населения, как в упомянутом выше сборнике «Пусть говорят наши старики» . Как показывает критика [Мамонтова 2017], опыт сочетания разных по своему онтологическому статусу знаний как равных частей одного целого непрост и не всегда ведет к заявленным целям, а соавторство ученых и представителей исследуемых сообществ необязательно оказывается удачным способом уйти от иерархии типов знания

В «Прикладной этнологии Чукотки» авторы и составители предприняли нечастую для отечественной антропологии попытку

совмещения в одном издании знания академического, полученного при анализе конкретного материала (архивных, музейных, археологических источников, генеалогий и пр . ) и знания коренных (traditional knowledge), данного в наблюдениях, усвоенного в практиках, передаваемого в рассказах, словом, того знания, о котором «говорят наши старики»1. В одних и тех же главах, иногда чередуясь, как реплики в диалоге, соседствуют в равных позициях голоса носителей культуры2 и тексты авторов, которые анализируют происходящие в этой культуре процессы, причем первые не находятся в очевидной позиции объекта по отношению ко вторым. Это равные голоса.

Подводя итог, отметим, что безусловная ценность книги состоит в том, что авторы вводят в научный оборот значительный объем ранее неопубликованных архивных источников по истории Чукотки, особенно из Музейного центра «Наследие Чукотки» (а это трудоемкая и прекрасно выполненная источниковедческая работа), а также корпус современных данных по народным знаниям и культурному наследию на Чукотке в широком понимании этих терминов, реализуя, помимо возвращения на Чукотку имени Гондатти, идею возвращенного знания. Не менее важно, что «Прикладная этнология Чукотки» служит примером (и на мой взгляд, удачным) соавторства с представителями изучаемых сообществ

Библиография

Вахтин Н.Б. (подгот . к печати, ред. ). Тексты на языках эскимосов Чукотки в записи Е. С. Рубцовой. СПб . : Арт-Экспресс, 2019. 868 с. Крупник И.И. Пусть говорят наши старики: рассказы азиатских эскимосов-

юпик. Записи 1977-1987 гг. М. : Ин-т Наследия, 2000. 527 с. Мамонтова Н.А. Снежный ландшафт эвенкийской тайги: традиционные экологические знания vs научный дискурс // Сибирские исторические исследования. 2017 . № 4. С 230-243. doi: 10.17223/2312461X/18/14. Новикова Н.И. Прикладная антропология: на стыке наук // Комарова Г . А . (отв . ред . ). Феномен междисциплинарности в отечественной этнологии. М. : ИЭА РАН, 2016. С 440-453. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Прикладная антропология: управление и развитие // Полис. Политические исследования . 2004. № 6. С 136-150. doi: 10,17976/jpps/2004.06.18. Форум: Теоретические и прикладные исследования // Антропологический форум. 2010 . № 13 . С 9-144.

Ср. проект «Пусть говорят наши старики», который был полностью ориентирован на публикацию голосов представителей коренных общин, академическое оформление лишь предваряло и завершало его.

Например, воспоминания Людмилы Айнаны или письма жителей береговых поселков Чукотки капитану Л.М. Вотрогову (С. 137-147).

Хаховская Л.Н. Традиция Гондатти в современном этнографическом се-вероведении (рец. на: Прикладная этнология Чукотки: народные знания, музеи, культурное наследие (к 125-летию поездки Н .Л . Гондатти на Чукотский полуостров в 1895 году). М. , 2020. ) // Этнографическое обозрение. 2021. № 3. С. 189-192. doi: 10. 31857/ S086954150015504-4.

Lavrillier A., Gabushev S. An Arctic Indigenous Knowledge System of Landscape, Climate, and Human Interactions: Evenki Reindeer Herders and Hunters. Fürstenberg/Havel: Verlag der Kulturstiftung Sibirien, 2017 467 p

Наталья Косяк

A Review of O. P. Kolomiets, I. I. Krupnik (eds.), Prikladnaya etnologiya Chukotki: narodnye znaniya, muzei, kulturnoe nasledie (K 125-letiyu poezdki N.L. Gondatti na Chukotskiy poluostrov v 1895 godu) [Applied Ethnology in Chukotka: Indigenous Knowledge, Museums, Cultural Heritage (Celebrating the 125th Anniversary of Nikolai L. Gondatti's 1895 Trip to the Chukchi Peninsula)]. Moscow: PressPass, 2020, 468 pp.

Natalia Kosyak

European University at St Petersburg

6/1Ä Gagarinskaya Str., St Petersburg, Russia

nkosyak@eu.spb.ru

This collective monograph, edited by O . P . Kolomiets and I . I . Krupnik, is dedicated to the memory of the colonial administrator of the Anadyr district Nikolai L. Gondatti as one of the founders of the ethnographic study of Chukotka . The collection of papers is the result of the work of a team of 18 authors and includes texts of different genres: analytical works, including historical and socio-linguistic papers, publications of archival documents by N. L. Gondatti, field essays, memoirs, biographical sketches, essays, letters, and articles about museum collections. In addition to the biography and heritage of Gondatti, the authors focus on traditional ecological knowledge, the local history of the settlements of Chukotka, indigenous languages, and cultural heritage The authors propose rethinking the concept of applied ethnology and understanding it more broadly. The book is an example of co-authorship with representatives of indigenous communities. The review provides an overview of the chapters of the monograph, the structural features, and genre diversity of the articles in the book Also in focus is the

AHTPono^orMHECKMM «OPYM 2023 № 59

206

authors' understanding of the term "applied ethnology" and, in particular, the expansion of this concept.

Keywords: Nikolai L. Gondatti, Chukotka, heritage, museum collections, traditional ecological knowledge.

References

'Forum: Teoreticheskie i prikladnye issledovaniya' [Forum: The Place of Applied Research in the Humanities and Social Sciences], Antropologicheskij forum, 2010, no . 13, pp. 9-144. (In Russian). Khakhovskaya L. N. , 'Traditsiya Gondatti v sovremennom etnograficheskom severovedenii (rets, na: Prikladnaya etnologiya Chukotki: narodnye znaniya, muzei, kulturnoe nasledie (k 125-letiyu poezdki N . L. Gondatti na Chukotskiy poluostrov v 1895 godu). M. , 2020. )' [Gondatti's Traditions in Contemporary Ethnographic Studies of the North (A Review of Applied Ethnology in Chukotka: Indigenous Knowledge, Museums, Cultural Heritage (Celebrating 125th Anniversary of N. L. Gondatti's Trip to the Chukchi Peninsula in 1895). Moscow, 2020)], Etnograficheskoe obozrenie, 2021, no. 3, pp. 189-192. doi: 10. 31857/S086954150015504-4. (In Russian). Krupnik I . I . , Pustgovoryat nashi stariki: rasskazy aziatskikh eskimosov-yupik. Zapisi 1977-1987 gg. [Let Our Elders Speak: Stories of the Siberian Yupik Eskimo, 1975-1990]. Moscow: Russian Heritage Institute Press, 2000, 527 pp (In Russian) Lavrillier A. , Gabushev S . , An Arctic Indigenous Knowledge System of Landscape, Climate, and Human Interactions: Evenki Reindeer Herders and Hunters. Fürstenberg/Havel: Verlag der Kulturstiftung Sibirien, 2017, 467 pp . Mamontova N A , 'Snezhnyy landshaft evenkiyskoy taygi: traditsionnye eko-logicheskie znaniya vs nauchnyy diskurs' [The Snow Landscape of Evenki Taiga: Traditional Environmental Knowledge Versus Scientific Discourse], Sibirskie istoricheskie issledovaniya, 2017, no . 4, pp . 230-243. doi: 10.17223/2312461X/18/14. (In Russian) . Novikova N. I . , 'Prikladnaya antropologiya: na styke nauk' [Applied Anthropology at the Junction of Academic Fields], Komarova G . A . (ed. ), Fenomen mezhdistsiplinarnosti v otechestvennoy etnologii [The Phenomenon of Interdisciplinarity in Russian Ethnology]. Moscow: IEA RAS Press, 2016, pp . 440-453. (In Russian). Romanov P . V . , Yarskaya-Smirnova E. R . , 'Prikladnaya antropologiya: uprav-lenie i razvitie' [Applied Anthropology: Management and Development], Polis. Politicheskie issledovaniya, 2004, no . 6, pp . 136-150. doi: 10.17976/ jpps/2004.06.18. (In Russian). Vakhtin N . B . (ed. ), Teksty na yazykakh eskimosov Chukotki v zapisi E. S. Rub-tsovoy [Texts in Yupik Eskimo Languages of Chukotka Recorded by Ekaterina Rubtsova]. St Petersburg: Art-Express, 2019, 868 pp. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.