Научная статья на тему 'ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ ЧУКОТКИ'

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ ЧУКОТКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
308
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ ЧУКОТКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ / КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коломиец О.П.

Статья представляет собой этнодемографическую характеристику населения Чукотки c XVIII в. по настоящее время. Источниковая база исследования - статистические материалы, опубликованные документы, касающиеся численности и особенностей расселения, образа жизни коренных жителей Чукотки, научная литература по проблемам этнической демографии. В работе представлен сравнительный анализ результатов обследований и переписей населения Чукотки за 1897, 1926/27, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002, 2010 (и частично 2020) гг. Охарактеризованы основные компоненты изменения численности населения и национального состава региона (естественный, общий, миграционнный прирост населения) в советский и постсоветский периоды. В последние десятилетия заметно растёт доля коренного населения в общей структуре постоянных жителей региона. Продолжается отток населения из национальных сел в районные центры и города. Перепись населения 2020 г. показала значительную убыль населения из региона и сокращение числа постоянных жителей по сравнению с предыдущими периодами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF CHUKOTKA

The article presents an ethno-demographic characteristic of the population of Chukotka from the 18th century to the present. Until now. The source base of the study is statistical materials, published documents concerning the number and characteristics of settlement, the way of life of the indigenous people of Chukotka, scientific literature on the problems of ethnic demography. The paper presents a comparative analysis of the results of surveys and censuses of the population of Chukotka for 1897, 1926/27, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002, 2010 (and partly 2020) The main components of the change in the population and the national composition of the region (natural, general, migration population growth) in the Soviet and post-Soviet periods are characterized. According to the data of the 2002 and 2010 censuses, the number of Chukchi, Koryaks, and Yukagirs increased during the intercensal period; the number of Eskimos, Evens, Chuvans and Kereks decreased. The ambiguous demographic picture among indigenous peoples is connected, on the one hand, with the real processes of depopulation in some of them, and, on the other hand, with the qualitative side of the census. The main reasons for the decline in the number of indigenous people of Chukotka: problems with natural growth against the background of high birth and death rates. The decline in the birth rate is associated with a change in traditional attitudes towards having many children, a decrease in marriage rates and an increase in the proportion of single-parent families. Although the Chukchi, Eskimos, Evens and Yukagirs are classified by demographers as a group with an increased birth rate. The demographic situation is also influenced by the increase in the number of mixed marriages. It should be noted that despite the decline in the birth rate among the indigenous inhabitants of Chukotka, its rates are still higher than among the visiting population of the region. The increase in mortality rates in Chukotka is due to a change in the age structure of the inhabitants, since in the 1990s a significant part of the able-bodied population left the district, the growth in the share of indigenous people in the structure of total mortality increased. The life expectancy of indigenous peoples is significantly lower than the national and regional indicators. The current ethno-demographic situation in Chukotka will become clear after the publication of the results of the 2020 All-Russian Population Census. It can be stated with confidence that there is a significant decrease in the number of permanent residents of the region, and the number of indigenous people in the total population of the ChAO continues to increase.

Текст научной работы на тему «ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ ЧУКОТКИ»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 4 (36). С. 127-142. УДК 39:314.1(571.6)

Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(4).127-142

О. П. Коломиец

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ ЧУКОТКИ*

Статья представляет собой этнодемографическую характеристику населения Чукотки с XVIII в. по настоящее время. Источниковая база исследования - статистические материалы, опубликованные документы, касающиеся численности и особенностей расселения, образа жизни коренных жителей Чукотки, научная литература по проблемам этнической демографии. В работе представлен сравнительный анализ результатов обследований и переписей населения Чукотки за 1897, 1926/27, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002, 2010 (и частично 2020) гг. Охарактеризованы основные компоненты изменения численности населения и национального состава региона (естественный, общий, миграционнный прирост населения) в советский и постсоветский периоды. В последние десятилетия заметно растёт доля коренного населения в общей структуре постоянных жителей региона. Продолжается отток населения из национальных сел в районные центры и города. Перепись населения 2020 г. показала значительную убыль населения из региона и сокращение числа постоянных жителей по сравнению с предыдущими периодами.

Ключевые слова: население Чукотки; национальный состав; коренные жители; демографическая характеристика; переписи населения; изменения численности.

Демографическая характеристика народов Чукотки в исторической динамике -весьма не простая задача. Воспроизвести более или менее точную численность тех или иных этносов применительно к определённой территории затруднительно по нескольким причинам: слабая источниковая база, погрешности в статистистических документах и переписях, периодические изменения административно-территориальных границ, различные подходы учёных при демографических реконструкциях. Тем не менее, благодаря имеющимся материалам, можно выявить определённые закономерности в этно-демографическом развитии региона.

Сведений об этническом составе, численности, особенностях расселения коренных жителей Чукотки до середины XIX в. крайне мало. Материалы, собранные землепроходцами, путешественниками и учёными дают представление об этих народах на тот момент, когда они вступили в контакт с рус-

скими. Благодаря фундаментальным исследованиям нескольких поколений этнографов -В. Г. Богораза, Г. А. Меновщикова, Б. О. Долгих, И. С. Вдовина, И. С. Гурвича, В. В. Антроповой, Ю. Б. Симченко, И. И. Крупника, Г. М. Афанасьевой, Е. А. Михайловой и др. имеются весьма содержательные описания чукотского и эскимосского обществ (социумов) во второй половине XVII - XVIII в. [1, с. 26].

Первое упоминание о чукчах относится к 1641/1642 гг. [2, с. 47]. Согласно подсчётам Б. О. Долгих, к середине XVII в. на северо-восточных территориях жили около 2 тыс. оленеводов-кочевников чукчей, около 4 тыс. оседлых эскимосов-охотников, около 10 780 коряков. Эскимосы занимали узкую полосу от залива Креста на юге до мыса Рыркарпия на севере, чукчи - территорию к северу от Анадырского лимана до залива Креста и внутренние районы Чукотки до мыса Биллингса на севере, соприкасаясь с эскимосами на востоке и юкагирами-чуванцами

* Исследование выполнено при поддержке Минобрнауки России в рамках Программы фундаментальных и прикладных научных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020-2022 гг.

на западе. Территория расселения коряков простиралась от мыса Наварин до Укинского залива по Берингоморскому побережью. Колымский и Корякский хребты служили сухопутной границей между коряками и юкагирами. Юкагиров, живущих, на территории от Лены до устья Анадыря было в середине XVII в. менее 5 тыс. чел. [3, с. 553-554]. Некоторые исследователи полагают, что данные по численности чукчей и эскимосов в тот период занижены [1, с. 27]. Численность русского населения на р. Анадырь в конце

XVII в. составляла около 200 чел. [2, с. 61].

Согласно имеющимся источникам, чукчи

делились на две территориальные группы -«каменные» и «тундровые» колымско-алазей-ские чукчи (около 400 чел.); эскимосы - на четыре: уэленцы (около 1 500 чел.), пээки (около 600 чел.), айваны (около 1 400 чел.), вутээнцы (около 500 чел.) [3, с. 554].

Наиболее значительные этнические изменения на северо-востоке произошли в

XVIII в. в связи с включением Камчатки и Чукотки в состав Российского государства. Согласно мнению И. С. Гурвича, в первой половине XVIII в. соотношение береговых и тундровых жителей на Чукотке было приблизительно равным (4 тыс. оленеводов и 4 тыс. оседлых), а в конце века оно изменилось в пользу оленеводов (6 тыс. оленеводов и 4 тыс. оседлых). Учитывая переход части эскимосов в тундру и ассимиляцию их чукчами, численность их в XVIII в. осталась на уровне XVII в. или несколько уменьшилась (4-3,5 тыс. чел.). Исторические условия, сложившиеся на северо-востоке, позволяли чукчам увеличивать свои территориальные владения за счёт соседей и значительно расширить пастушеское оленеводство. Очевидно, это и привело к увеличению их численности [2, с. 117].

Образовалась новая группа старожильческого населения - анадырцы. Анадырский острог стал крупным центром сосредоточения русского населения на северо-востоке (в 1744 г. там находилось 400 служилых, в 1747 г. - 310; в 1760-е гг. - русских не менее 650-700 чел. [2, с. 123-124]. После упразднения в 1770 г. Анадырской крепости анадырцы переселились на Колыму.

По мнению И. С. Гурвича, безуспешные военные походы анадырских властей по при-

ведению в русское подданство чукчей привели к крайнему разорению северо-восточных юкагиров и оленных коряков. Чукчи-оленеводы, обитавшие в труднодоступных районах тундровой зоны, менее пострадали от этих походов. Воспользовавшись ослаблением своих соседей, чукчи стали совершать набеги на анадырских юкагиров и оленных коряков, отняли у них крупные стада оленей. В ходе борьбы чукчи привлекли на свою сторону некоторые группы береговых эскимосов и ассимилировали их. На крайнем северо-востоке Сибири в XVIII в. происходило, с одной стороны, интенсивное сплочение ряда этнических групп, сопровождающееся расширением территории их обитания (чукчи, эвены, русские старожилы), с другой -рассеивание (юкагиры, эскимосы) [2, с. 133]. Чукчи и азиатские эскимосы были приняты в русское подданство 11 октября 1789 г. и отнесены к сибирским «инородцам».

К 50-60-м гг. XIX в. чукчи освоили обширные пространства к юго-западу от Чаун-ской губы, ранее занятые юкагирским и эвенским населением. Одновременно на побережье Северного Ледовитого океана и Берингова моря шёл процесс вытеснения и частичной ассимиляции чукчами эскимосов, которые были расселены на Чукотском носу: на мысе Пээк, в селениях Чаплино и Сирениках. Таким образом, чукотский этнос занял зоны прибрежной и континентальной тундры крайнего северо-востока Сибири [4, с. 19-20].

Обширные сведения о населении Чукотского полуострова в конце XIX в. известны благодаря деятельности начальника Анадырской округи Н. Л. Гондатти. По его оценке, с момента отъезда из Маркова он лично посетил 38 «лагерей» (стойбищ) оленных чукчей с общим населением 487 чел. и 42 посёлка приморских чукчей и эскимосов с общим населением более 2 тыс. чел. Кроме того, в Уэлене он собрал сведения о 29 посёлках приморских чукчей вдоль северного побережья Чукотки и оценил их общее население в 1 152 чел. [5, с. 26]. Собранные им статистические материалы о численности и расселении жителей Чукотки вошли в Первую всеобщую перепись населения Российской империи 1897 г. [6]. Собственно с материалов Гондатти начинается анализ динамики численности жителей Чукотки, с конца

XIX в. и до наших дней [7, с. 22]. В публикации «Состав населения Анадырской округи» Гондатти даёт краткое, но очень ёмкое описание всех групп коренного населения, их образа жизни, мест проживания, маршрутов передвижения, степени включения в торговую экономику и т. п. [8]. При этом Гондатти не только назвал известные ранее коренные народы Чукотки - чукчей, ламутов (эвенов), юкагиров, чуванцев, коряков, смешанных обрусевших жителей долины Анадыря (мар-ковчан), но добавил новые - азиатских эскимосов и кереков. Он первым описал основные территориальные группы оленных чукчей с их русскими и чукотскими названиями (носовые / кауралэт, беломорские / онмы-лэт, анадырские / каургылэт, пакульней-ские / пэкульнэылэт, еропольские / эйгисхи-лэт, и туманские / телькапэлэт), а также указал места их сезонных кочевий и характер контактов с другими группами [7, с. 23].

Материалы Всеобщей переписи населения 1897 г. по Северо-Востоку опубликованы С. К. Паткановым. В них представлены, в том числе, сведения о жителях Анадырской округи [6]. Так, согласно данным С. К. Пат-канова, численность населения округи составляла 12 319 чел. Э. Е. Селитреник составил сводную таблицу, характеризующую население Чукотского национального округа по результатам переписи 1897 г. в современных границах (Анадырский, Чукотский районы (уезды), а также части Гижигинского и Колымского округов) (табл. 1). Согласно его подсчётам, численность населения округа составляла 14 706 чел. [9, с. 32-33].

На основе имеющихся источников XIX - начала XX в. И. И. Крупник реконструировал демографическую структуру бере-

говых охотников (эскимосов) и кочевых коллективов, в том числе чукотских. Так, оленные чукчи отличались высокой долей детей (40-45 %), повышенной долей стариков (6-10 %), пониженной долей лиц трудоспособного и репродуктивного возраста (50 %). Соотношение мужчин и женщин в трудоспособном возрасте - 88-90 мужчин на 100 женщин. Среднее чукотское стойбище насчитывало 20,7 чел. и состояло из 4 семей-домохозяйств (фактически 3,8). Для оленных чукчей из-за отсутствия прямых демографических данных показатели естественного прироста можно определить лишь косвенным путём. Так, у чаунских чукчей в 1850 и 1937 гг. средний размер одной годовой когорты в группе детей до 8 лет составлял 30-35 чел. на 1 000. Поскольку смертность детей до 1 года была у чукчей не ниже 30-35 % родившихся, реальный коэффициент рождаемости, скорее всего, приближался к 50-55 %. Из 53 новорождённых младенцев и детей в возрасте до 1 года, зарегистрированных в 1850 г. на группу из 1 350 чаунских чукчей, 23 % числились первыми в своей семье, 21 % - вторыми, 46 % -третьими и четвёртыми и 10 % - пятыми и более (максимально: 7-й живой ребёнок у матери 47 лет). Эти цифры подтверждают мнение В. Г. Богораза о высокой плодовитости и общей «жизнестойкости» оленных чукчей по сравнению с соседними народами. Основные пики смертности у чукчей приходились на первые годы жизни и возраст 40-45 и 55-65 лет. Учёный объясняет уменьшение доли трудоспособных мужчин среди чукчей спецификой чукотского оленеводства и крайне тяжелыми условиями выпаса стад [10, с. 92-96].

Таблица 1

Население Чукотского национального округа в современных границах,

по данным переписи 1897 г.

Население Русские Чукчи Эскимосы Чуванцы Ламуты (эвены) Юкагиры Коряки

Мужчины 65 5 381 631 221 646 42 257

Женщины 80 5 577 676 203 640 51 235

Всего 145 10 958 1 307 424 1 286 93 492

Из них: оседлое 138 2 963 1 307 262 44 81 155

кочевое 7 7 995 - 162 1 242 12 337

И. И. Крупник расчитал среднюю демографическую структуру эскимосского коллектива (общины) в конце XIX - начале XX в.: 25-27 % мужчин и 29 % женщин трудоспособного возраста (16-59 лет), 2-4 % нетрудоспособных стариков (старше 60 лет) и более 40 % детей и подростков с примерно равным соотношением мальчиков и девочек. Число взрослых мужчин определяло количество промысловых бригад. Бригада включала обычно 4-6 мужчин и нескольких подростков. Три-четыре бригады, т. е. 15-20 взрослых мужчин, были тем минимумом, который обеспечивал успешный промысел китов и моржей. Следовательно, устойчивое существование обеспечивалось группой не менее 60-80 человек разного возраста, а оптимальной для традиционного жизнеобеспечения азиатских эскимосов можно считать общину с 6-8 бригадами охотников (или 130-160 человек всего населения). Согласно данным регистрации смертности и рождаемости в 1920-1930-х гг., И. И. Крупник восстановил характер демографических процессов у эскимосов. В этот период наблюдалась очень высокая рождаемость (50-60 %), в среднем, женщина рожала 6-8 детей. Средний уровень смертности у эскимосов был весьма высоким (не менее 40-50 %). Значительная часть всех смертных случаев приходилась на детей до 10 лет, из них 40 % - на детей до 1 года. Следующий возрастной пик смертности падал на взрослое трудоспособное население (3540 лет) и был связан с повышенной смертностью мужчин-охотников среднего возраста и женщин в конце репродуктивного периода. Эта же возрастная группа страдала от заносимых эпидемий. Учёный считает, что для

азиатских эскимосов начала XX в. была характерна мобильность состава и численности коллективов, высокая рождаемость, способность к быстрому росту. Итоговый естественный прирост сдерживался высокой смертностью взрослого населения, сокращённой продолжительностью жизни лиц зрелого и пожилого возраста, всплеска эпидемий, голодовок, массовой гибели от несчастных случаев [10, с. 92-96].

П. Е. Терлецкий провёл анализ движения населения Крайнего Севера по данным переписи 1926/ 27 гг., а также сравнил полученные данные с результатами переписи 1897 г. К сожалению, результаты представлены автором в старых границах до национального районирования: «Чукчи - всё население с 11 771 чел. возросло до 12 321 или на 4,7 % при среднем годовом приросте в 0,15 %. Коряки - всё население возросло с 7 335 до 7 434 или на 1,3 %, при среднем годовом приросте в 0,04 %. Чуванцы - с 453 до 707 чел. или на 54,7 %, при годовом приросте в 1,47 %. Юкагиры - с 754 население упало до 441 или 41,5 %, при отрицательном годовом приросте в 1,25 %. Эскимосы -с 1 307 до 1 251, или уменьшилось на 4,3 % при средней годовой убыли в 0,12 %» [11, с. 62-63]. Автор отмечает, что приведённые данные среднего годового прироста за тридцатилетний период чрезвычайно разнятся друг от друга по отдельным народностям. Э. Е. Силетренник сопоставил данные переписей за 1897, 1926/27, 1939 и 1959 гг. (табл. 2). Согласно полученным результатам, численность коренного населения Чукотского национального округа значительно сократилась.

Таблица 2

Население Чукотского национального округа по данным переписей 1897, 1926/27, 1939, 1959 гг.

Население 1897 1926/27 1939 1959

Всего 14 706 13 515 21 524 46 689

Из них: чукчи 10 958 10 917 12 196 9 975

эскимосы 1 307 1 285 1 502 1 064

коряки 492 92 353 72

ламуты 1 286 391 965 820

юкагиры (чуванцы) 517 363 741 103

прочие малые народности - - - 39

прочее население 146 467 5 767 34 616

После установления в 1920-х гг. на Чукотке советской власти и советской системы управления начался интенсивный переход кочевого коренного населения на оседлый образ жизни, и этот процесс был завершён в основном к 1950 г. с образованием национальных сёл. В 1930-х гг., после открытия месторождений олова и вольфрама, запускается интенсивное промышленное освоение Чукотки. В 1958 г. началось становление золотодобывающей промышленности, а в 1960-х гг. была создана основная часть приисков, ГОКов, электростанций и объектов транспортной инфраструктуры. Для привлечения в регион трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров, начала действовать программа по материальному стимулированию труда в районах Крайнего Севера. Динамичное развитие народно-хозяйственных объектов и миграционный приток населения вызвали образование новых рабочих посёлков и посёлков городского типа. Согласно данным переписи 1939 г. чукчи, эвены и эскимосы составляли 69 % общей численности населения Чукотки, затем их доля постепенно снижалась и достигла 9 % в конце советского периода, что явилось абсолютным минимумом за всю историю Чукотки [12, с. 52-53].

Коренные малочисленные народы Севера всегда находились под пристальным вниманием советских учёных. Проблемы, связанные с их численностью, освещались в различных работах этнографов, демографов, социологов. Учёные отмечали, что численность народов Севера постоянно росла, но неоди-

наково в разные периоды и у каждого из них (табл. 3). Так, в целом численность народов Севера с 1959 по 1970 г. возросла на 16,6 %. Затем она стабилизировалась, не было ни большого роста, ни сильного уменьшения населения. Учёные объясняли данную ситуацию следующими причинами: общим для всей страны снижением рождаемости; ассимилятивными процессами; высокой смертностью на почве алкоголизма; существованием особых льгот для народов Севера, которые способствовали сохранению у народов Севера самосознания; недостатками медицинского обслуживания населения, что вело к сокращению средней продолжительности жизни коренного населения, высокой смертности, в том числе детской. С начала 1970-х гг. темпы естественного прироста коренного населения пошли на убыль. За 1970-1979 гг. естественный прирост уменьшился по сравнению с предшествующим десятилетием в 5 раз. Особенно упали показатели по саами, ненцам, чукчам, эвенам, нанайцам, корякам, долганам, ительменам, ульчам, орочам, уде-гейцам. В дальнейшем, в 1979-1987 гг. по данным Госкомстата РСФСР, численность народов Севера увеличилась на 11,3 %. За этот период, выросла в разной степени численность всех народов, в том числе и у тех, численность которых в предыдущие годы сокращалась [13, с. 7-11].

Далее приведём сведения окружного отдела статистики о численности коренного населения Чукотского автономного округа в период 1968-1988 гг. (табл. 4).

Народы 1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г.

число число % по отношению к численности в 1959 г. число % по отношению к численности в 1970 г. число % по отношению к численности в 1979 г.

Чукчи 11 727 13 597 115,9 14 000 103 15 183 108,4

Эвены 9 121 12 029 131,9 12 523 104,1 17 199 137,3

Коряки 6 287 7 487 119,1 7 879 105,1 9 242 117,3

Эскимосы 1 118 1 308 117 1 510 136,3 1 718 113,8

Юкагиры 442 615 139,1 835 135,8 1 142 136,8

Чуванцы - - - - - 1 511 -

Таблица 3

Динамика численности коренных народов Севера в СССР по данным Всесоюзных переписей населения 1959, 1970, 1979, 1989 г.

Таблица 4

Таблица 5

Демографические показатели ЧАО в период 1968-1988 гг.

Население

1968 г.

1988 г.

Общее число населения округа

97 тыс.

158 тыс.

Чукчи

11 119

12 217

Эскимосы

1 288

1 388

Юкагиры

113

157

Коряки

76

72

Эвены

897

1 131

Чуванцы, якуты и др.

241

622

Соотношение численности коренных народов Севера и численности всего населения административной единицы, %

1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г.

Чукотский АО 25,9 13 9,97 9,8

Естественный прирост народов Севера, проживающих на территории РСФСР, в целом был ниже, чем прирост всего населения РСФСР. Ряд демографических показателей по народам Крайнего Севера свидетельствовал о неблагополучном положении с их социальным обеспечением и медицинским обслуживанием. Так, коэффициент смертности оставался достаточно высоким - в 1,7 раза выше, чем для всего населения в районах их проживания. Доля умерших в возрасте до 60 лет среди общего числа умерших из народов Крайнего Севера - 70 %. По выборочным данным у народов Крайнего Севера продолжительность жизни была на 10-12 лет меньше среднесоюзных показателей [13, с. 11]. С конца 1950-х гг. шло неуклонное уменьшение процентного соотношения народов Севера с остальным населением. Так, Чукотский автономный округ (ЧАО) в 1989 г. показывал одни из самых низких значений (табл. 5).

В советский период население Чукотки, особенно городское, увеличивалось за счёт миграционного притока из других регионов РСФСР и республик СССР и естественного прироста (более высокого, чем в других регионах, из-за более молодой возрастной структуры населения) и достигло максимального показателя - 158 тыс. чел. в 1990 г. Приток некоренного населения вызвал изменение в национальном составе населения. Удельный вес русских увеличился до 68 %

по переписи 1979 г. (максимальный показатель за всю историю региона) и 66 % по переписи 1989 г. При этом доля чукчей и других коренных народов уменьшилась на порядок. [12, с. 54].

В конце 1980-х гг. учёные делали прогнозы на усиление межэтнических связей народов Севера, особенно с пришлым инонациональным населением, дисперстности расселения, процесса урбанизации, особенно в связи с промышленным освоением Крайнего Севера страны; последствия видели в усилении ассимилятивных процессов, сокращении численностии народов Севера.

В 1970-е гг. начался резкий рост городского населения среди народов Севера. Так, в 1979 г. этот прирост составил у эскимосов 22 %, чукчей 14,4 %; в 1989 г. у чуванцев -53,8 % [13, с. 17].

По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. в ЧАО проживало 163 934 чел., в том числе 118 986 горожан и 44 948 чел. в сельской местности. Так как собственные трудовые ресурсы округа были недостаточны для развивающейся промышленности, то к строительству индустриальных предприятий были привлечены специалисты и рабочие из разных областей и городов страны. В связи с этим отмечалось преобладание мужчин среди занятого городского населения. Значительная доля прироста населения обеспечивалась притоком извне. Для городского населения ЧАО были характерны вы-

сокая мобильность, низкая приживаемость, что связано с недостаточной социальной инфраструктурой. Пришлое население в основном проживало в городах Анадыре, Певеке, в рабочих посёлках Провидения, Эгвекинот, Билибино, в приисковых посёлках Вальку-мей, Красноармейский и др., имеющих повышенный уровень благоустройства по сравнению с сельскими поселениями.

Согласно учёту на начало 1987 г. в сельской местности ЧАО проживало 13 579 чел. из числа КМНС (в 1989 г. - 14 088 чел., в городе - 1 938 чел.). Большинство чукчей находились в Чукотском (2 876 чел.) и в Анадырском (1 994 чел.) районах. Значительная часть эвенов проживала в Билибинском (676 чел.) и Анадырском (272 чел.). Чуванцы жили главным образом в Анадырском районе (437 чел.), эскимосы в Провиденском (642 чел.), Чукотском (317 чел.), Иультин-ском (143 чел.) районах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В середине 1980-х гг. процесс урбанизации, охвативший коренных жителей, усилился. В центре округа г. Анадыре чукчи, чуван-цы, эвены, эскимосы, стали составлять заметную часть населения. В черте города без пригородного с. Тавайваам к концу 1980-х гг. проживало около 900 коренных жителей. Относительно большая группа городского населения образовалась в бухте Провидения. Там, по данным 1980 г. проживало 202 коренных жителя (чукчи, эскимосы, чуванцы), в 1987 г. - 229 чел.

В конце 1980-х гг. все сельские населённые пункты, где проживало коренное население, были смешанными по национальному составу, численностью от 400 до 1 500 жителей. В них много приезжих русских, украинцев и др. В целом социальная структура коренного местного населения в эти годы сблизилась со структурой приезжих. Незначительное количество коренного населения наблюдалось лишь в горнодобывающей промышленности [13, с. 218-219].

Большое влияние на демографические процессы в среде коренного населения оказывает развитие института семьи и брака. В качестве примера приведу развитие чукотской семьи. К концу 1960-х гг. чукотская семья состояла в основном из 2-3 поколений: престарелые родители, сын (дочь), его жена и их дети. В составе таких семей, кроме того,

иногда жили неженатые братья и незамужние сестры. Довольно часто встречались также семьи, в которых вместе с женатым сыном или замужней дочерью жили вдовые отец или мать. В 1970-х гг. практически исчезли большие неразделённые семьи. Зафиксированы единичные случаи существования таких семей, это связано с нехваткой жилья в сёлах. Средний размер чукотской семьи (совместно проживающие члены) составлял в округе в конце 1970-х - начале 1980-х гг. 4 человека, в том числе в сельской местности - 4,1, в городе - 3 человека. Эта цифра выше, чем в целом по СССР, но меньше, чем у других оленеводческих народов Севера, в частности коряков и ненцев.

Ещё в середине 1980-х гг. учёные обозначили серьёзную социальную проблему, связанную с диспропорцией в половозрастной структуре оленеводов. Оленеводам-мужчинам в силу сложных условий кочевого быта было крайне сложно найти себе спутницу жизни, разделяющую и поддерживающую традиционный уклад. По социологическим данным 1987 г., холостой молодёжи в оленеводческих бригадах Магаданской области насчитывалось до 69 %. К сожалению, в настоящее время эта проблема стала ещё острее. Многие мужчины-оленеводы вынуждены покидать тундру, переселяться в посёлки, менять профессию, так как жена и дети предпочитают сельский или городской образ жизни. Было много семей, не имеющих в своём составе супружеской пары. Например, в с. Сиреники в 1983 г. таких было до 39 % от общего количества (в основном разведённые женщины и матери-одиночки).

Межнациональные браки у чукчей и в прошлом были не редкость. Встречались чукотско-корякские браки, чукотско-эскимосские, чукотско-эвенские и изредка чукотско-русские. В 1970-1980-х гг. уже до половины всех семей в селах были смешанных в этническом плане. В с. Ново-Чаплино они составляли в 1962 г. 23 %, в 1983 г. -63,7 %. 18,5 % всех этнически смешанных чукотских семей в посёлках - семьи с участием русских, однако имелись также украинско-чукотские и молдавско-чукотские семьи. Удельный вес смешанных браков, их этническая структура зависели и зависят от хозяйственной специфики населенных пунк-

тов, соотношения приезжих и местных жителей, национального состава сёл вообще [14, с. 29-66].

Анализ структуры современной чукотской семьи показал, что ныне основной её формой, как и по всей стране, стала малая супружеская семья. Большинство составляют семьи, включающие представителей двух поколений. Трёхпоколенные семейные образования в основном состоят из женщин с детьми и одного (реже - двух) родителей этих женщин. Неразделенные семьи очень редки - взрослые дети после женитьбы (выхода замуж) обычно выделяются из семей родителей, образуя новые семьи. Численный состав чукотских семей различен: в однопо-коленных семьях число их членов равно 1-2, в двухпоколенных - 3-4, в трёхпоколенных -4-6 чел. Большинство семей имеют одного -двух детей. Многодетными являются в основном семьи оленеводов и охотников, то есть людей, занятых в традиционных отраслях хозяйства.

Сравнительно большой удельный вес в общем числе чукотских семей одиночек и семей, возглавляемых женщинами (без мужа), является показателем некоторой неустойчивости чукотских семей. Распадаются в основном молодые семьи. В настоящее время очень высока доля одиноких матерей из числа представителей коренных малочисленных народов. В статистических сведениях за 2010 г. мы видим, что из 1 297 матерей-одиночек 1 057, или 81,4 %, - коренные жительницы [15, с. 7]. В национальных сёлах не редкость, когда бабушки и дедушки воспитывают своих внуков, являясь их официальными опекунами, или же и вовсе усыновляют их.

Для примера приведу статистику по национальным сёлам Островное и Омолон Би-либинского района. В селе Островное по состоянию на 1 января 2014 г. проживало 400 человек. Из них 58 русских, 262 чукчей, 52 эвена, 1 юкагир, 2 эскимоса, 25 ненцев. В селе 41 полная семья (мать, отец, дети), 29 семей, в которых один родитель и дети. При этом 40 семей с одним ребёнком, 16 семей с двумя детьми и 13 семей с тремя и более детьми. Так же в селе довольно большое число пар, проживающих в незарегистрированном браке (так называемый гражданский

брак) - 27. В селе Омолон проживало 886 человек. Из них 174 русских, 170 чукчей, 495 эвенов, 30 юкагиров, 17 коряков. В селе 58 полных семей, 48 семей с одним родителем. При этом семей с одним ребёнком - 29, с двумя детьми - 37, с тремя и более - 40. Распространение многодетных семей в Омо-лоне связано с тем, что значительная часть коренного населения занята в традиционных отраслях хозяйства - в оленеводстве, рыболовстве, охоте.

Остановимся на проблеме смешанных браков в районах расселения коренного населения. Преобладающим вариантом являются семьи, образованные чукчами и русскими. Причём при опросе информанты подразумевают под словом «русские» и множество других национальностей (украинцы, башкиры, молдаване, татары и др.). По участию в национально-смешанных браках женщины коренной национальности значительно опережают мужчин, потому что на Север традиционно приезжают больше мужчин, чем женщин. Ещё одна причина такого дисбаланса заключается в том, что женщины не хотят выходить замуж за пьющих мужчин, а для мужчин коренной национальности проблема пьянства и алкоголизма очень актуальна.

При заключении браков чукчей с приезжими мужчины-мигранты в большинстве случаев старше жён, а в браках мужчин коренной национальности женщины обычно старше своих спутников жизни. Образовательный уровень и социальное положение супругов равны в большинстве межнациональных браков. Преобладают варианты определения национальности детей в смешанных браках по родителю коренной национальности (в основном по матери, так как женщины чаще вступают в эти браки).

Межэтнических браков становится всё больше, и в них втягиваются представители новых этносов. На заработки на Чукотку приезжали и приежают представители разных национальностей (русские, украинцы, молдаване, чуваши, мордвины и др.) и разных государств (Украина, Молдавия, Узбекистан, Таджикистан, Турция, Канада). Часть приезжего населения осела на территории, к ним присоединились члены их семьи, друзья и родственники, в результате

чего национальный состав поселений стал более разнообразным. Но пришлое население (в отличие от старожильческого), привлекаемое на Север высокой зарплатой, слабо закрепляется там. И каждые несколько лет происходит смена значительной части пришлого населения. Такая ситуация очень неблагоприятна для коренных жителей Севера. Именно эта часть приезжих создаёт неустойчивость семейно-брачных отношений, увеличивает число разведённых, детей без отцов. Однако некоторые из них, женившись на местных жительницах, оседают здесь и, возможно, станут со временем постоянными жителями, а возможно, даже сторожилами.

Межэтнические браки оказывают на этнос двоякое воздействие. К негативным воздействиям можно отнести то, что в северных этносах возрастает доля холостых мужчин. Кроме того, уменьшается число лиц, владеющих языками народов Севера. Однако, вряд ли можно категорически утверждать, что межэтнические браки представляют собой угрозу существованию северных этносов. Дело в том, что, во-первых, численность народов Севера в результате межэтнических браков не уменьшается, а наоборот - увеличивается. Во-вторых, среди лиц, состоящих в межэтнических браках, и среди метисов доля желающих покинуть места традиционного расселения невелика. В-третьих, несмотря на то, что доли хорошо знающих свой национальный язык как среди метисов, так и среди лиц, состоящих в межэтнических браках, несколько меньше, чем среди не «смешанного» населения и среди лиц, состоящих в однонациональных браках, очень многие представители этнически смешанных групп хотели бы выучить родной язык своего народа. К тому же лица, рождённые от этнически смешанных браков, имеют более высокий уровень образования. Их социально-профессиональный статус выше. Среди них меньше безработных. Их быт более крепко и надёжно обустроен. Их брачная ситуация более благополучна: среди них меньше разведённых и вдовствующих. Подавляющее большинство представителей народов Севера относится к межэтническим бракам одобрительно, что обусловлено отчасти и положительным

опытом предшествующих межэтнических браков [16].

Механический прирост населения на Чукотке начал падать с 1983 г. и стал отрицательным уже по итогам 1987 г. С этого времени начала меняться и этническая структура населения - процент пришлого населения неуклонно уменьшался, а коренного - возрастал. Однако, даже самые смелые прогнозы начала 1990-х гг. оказались слишком оптимистичными. Отток населения с Чукотки принял необратимый характер (табл. 6). В 1996 г. ЧАО был на первом месте по темпам снижения численности населения (5,6 %) из-за продолжающегося выезда жителей в основном в центральную часть России. В 1997 г. отрицательный миграционный прирост составил 4 692 чел. На 1 января 1998 г. численность населения Чукотки уменьшилась до 89 936 чел. [17, с. 182].

Таблица 6

Динамика численности населения Чукотского автономного округа (по итогам переписей населения)

Год Всё население Городское Сельское

1970 103 235 70 933 32 302

1979 139 944 96 356 43 588

1989 163 934 118 986 44 948

2002 53 824 35 869 17 955

2010 50 526 32 734 17 792

2020 47 490 32 389 15 101

В начале 2000-х гг. численность населения ЧАО стабилизировалась, после потери 2/3 его жителей. Основной проблемой демографического развития ЧАО является продолжающийся на фоне естественного прироста населения миграционный отток. Наличие миграционного оттока, превышающего естественный прирост, привело к снижению среднегодовой численности населения за период с 2002 по 2017 г. с 55,3 тыс. чел. до 49,3 тыс. чел. В 2018 и 2019 гг. наметился миграционный прирост населения, численность населения округа увеличилась. В 2020 г. вновь наблюдалась отрицательная динамика миграционных процессов (-760 чел.) (табл. 7).

Таблица 7

Компоненты изменения численности населения Чукотского АО

Год Численность населения на 1 января Общий прирост Естественный прирост Миграционный прирост Численность населения на 31 декабря

2002 55 309 -2172 42 -2 214 53 137

2003 53 137 -1204 117 -1 321 51 933

2004 51 933 -118 164 -282 51 815

2005 51 815 576 198 378 52 391

2006 52 391 522 186 336 52 913

2007 52 913 -88 206 -294 52 825

2008 52 825 -687 131 -818 52 138

2009 52 138 -959 55 -1 014 51 179

2010 51 179 -833 48 -881 50 346

2011 50 346 642 127 515 50 988

2012 50 988 -208 128 -336 50 780

2013 50 780 -225 129 -354 50 555

2014 50 555 -15 139 -154 50 540

2015 50 540 -383 206 -589 50 157

2016 50 157 -335 181 -516 49 822

2017 49 822 -474 182 -656 49 348

2018 49 348 315 78 237 49 663

2019 49 663 625 71 554 50 288

2020 50 288 -736 24 -760 49 500

Миграция в пределах Чукотки представлена в основном поэтапным процессом переселения сельского населения в посёлки и в города округа. На начало 2020 г. численность городского населения составляла 35 974 чел. (71,5 % от общего числа жителей), сельского - 14 314 чел. (28,5 %). Число

сельских жителей неуклонно снижается на протяжении ряда лет (табл. 8). Наиболее предпочтительным для переезда является окружной центр - г. Анадырь. Это единственный населённый пункт Чукотки, численность которого стабильно растёт.

Таблица 8

Городское и сельское население ЧАО

Год Все население В том числе В общей численности населения, %

городское население сельское население городское население сельское население

2010 50 526 32 734 17 792 64,8 35,2

2011 50 346 32 659 17 687 64,9 35,1

2012 50 988 33 675 17 313 66,0 34,0

2013 50 780 33 851 16 929 66,7 33,3

2014 50 555 34 110 16 445 67,5 32,5

2015 50 540 34 522 16 018 68,3 31,7

2016 50 157 34 720 15 437 69,2 30,8

2017 49 822 34 892 14 930 70,0 30,0

2018 49 348 34 795 14 553 70,5 29,5

2019 49 663 35 193 14 470 70,9 29,1

2020 50 288 35 974 14 314 71,5 28,5

В национальных селах ЧАО проживает преимущественно до 90-95 % коренного населения. До начала 1980-х гг. среди горожан проживало всего 10,1 % коренного населения. С 1980-х гг. идёт непрерывный процесс увеличения числа коренных жителей в общей численности городского населения, что связано и с массовым оттоком приезжего населения из региона в 1990-е гг. [18, с. 154; 20, с. 240-241].

За период с 2001 по 2010 гг. доля аборигенного населения г. Анадыря выросла с 16 до 23 %. Процесс переселения жителей из сельской местности в крупные посёлки и города Чукотки продолжается в настоящее время. В первую очередь национальные сёла покидает молодёжь, которая стремится закрепиться в районных центрах (Лаврентия, Провидения, Эгвекинот, Беринговский) и городах округа (Анадырь, Певек, Билибино). Основные причины оттока коренного населения из сёл в города: нехватка рабочих мест, низкий уровень заработной платы в

селах, изолированность, транспортная малодоступность, неразвитость культурно-досу-говой сферы, нежелание молодёжи работать в традиционных отраслях сельского хозяйства (в оленеводстве, морском зверобойном промысле, рыболовстве), заметно более низкий уровень жизни сельского населения по сравнению с городским [19, с. 240-241]. Зачастую, для современной чукотской молодёжи переезд из родных сёл в г. Анадырь, является лишь трамплином для дальнейшей миграции в другие регионы страны.

Согласно данным переписей 2002 и 2010 гг. (табл. 9), в межпереписной период увеличилась численность чукчей, коряков и юкагиров; уменьшилось количество эскимосов, эвенов, чуванцев и кереков. По мнению В. А. Тураева, неодназначная демографическая картина у коренных народов связана с одной стороны, с реальными процессами депопуляции у некоторых из них, с другой стороны, с качественной стороной переписи [20, с. 152].

Таблица 9

Количественный состав представителей коренных малочисленных народов РФ,

проживающих на территории ЧАО

Национальность Численность по итогам переписи 2002 г. Численность по итогам переписи 2010 г.

Чукчи 12 662 12 772

Эскимосы 1 534 1 529

Эвены 1 407 1 392

Чуванцы, 951 897

Коряки 55 69

Кереки 3 1

Юкагиры 185 198

Эвенки 37 18

Шорцы 6 4

Ханты 4 1

Ульчи 3 2

Тувинцы 4 -

Тофалары 2 -

Орочи 2 4

Нивхи 1 3

Ненцы 19 22

Негидальцы 1 -

Нанайцы 9 6

Камчадалы 8 6

Ительмены 13 9

Долганы 1 3

Статистические данные Главного управления здравоохранения Департамента социальной политики ЧАО, характеризующие демографические показатели коренного населения с 2001 по 2006 гг., демонстрируют некоторый рост рождаемости и естественного прироста. С 2007 г. отменена статистика медико-демографических показателей по ко-

ренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, поэтому приводим демографические показатели за 20062021 гг., которые касаются всего населения Чукотки (табл. 10). Согласно статистическим данным, в 2021 г. на Чукотке наблюдалась естественная убыль населения.

Таблица 10

Демографические показатели рождаемости, смертности, естественного прироста

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

населения Чукотки с 2001 по 2021 гг.

Год Родившиеся всего / коренное население Умершие всего / коренное население Естественный прирост всего /коренное население

2001 686 / 337 570 / 18 116 / 17

2002 719 / 370 701 / 266 18 / 104

2003 653 / 401 611/214 42 / 214

2004 679 / 405 562 / 225 117 / 180

2005 787 / 419 623 / 210 164 / 209

2006 795 / 419 597 / 214 198 / 205

2007 771 585 186

2008 801 595 206

2009 751 620 131

2010 695 640 55

2011 688 559 129

2012 711 580 131

2013 662 533 129

2014 690 551 139

2015 685 479 206

2016 679 498 181

2017 649 467 182

2018 625 547 78

2019 525 454 71

2020 546 522 24

2021 502 540 -38

Основные причины сокращения числа коренных жителей Чукотки: проблемы с естественным приростом на фоне высокой рождаемости и смертности. При этом в период между переписями 2002 и 2010 гг. доля детей в возрасте от 0 до 14 лет сократилась у чукчей с 31,7 до 28,8 %. Падение рождаемости связано со сменой традиционных установок на многодетность, снижением брачности и увеличением доли неполных семей. Хотя чукчей, эскимосов, эвенов и юкагиров демографы относят к группе с повышенной рождаемостью [20, с. 154]. На демографическую ситуацию оказывает влияние и увеличение

числа смешанных браков. Следует отметить, что несмотря на снижение рождаемости у коренных жителей Чукотки, её темпы всё-таки выше, чем у приезжего населения региона. В последние годы наблюдается снижение числа зарегистрированных браков (2013 г. - 427, 2014 г. - 404, 2015 г. - 418, 2016 г. - 356, 2017 г. - 415, 2018 г. - 356, 2019 г. - 360, 2020 г. - 282, 2021 г. - 297), а также разводов (2013 г. - 294, 2014 г. - 302, 2015 г. - 283, 2016 г. - 261, 2017 г. - 278, 2018 г. - 239, 2019 г. - 247, 2020 г. - 227, 2021 г. - 227).

Рост показателей смертности на Чукотке обусловлен изменением возрастной структуры жителей, так как в 1990-е гг. округ покинула значительная часть трудоспособного населения, увеличился рост доли коренных жителей в структуре общей смертности (в 2001 г. на долю коренных жителей приходилось 45,6 % всех смертей в ЧАО) [21, с. 119]. Продолжительность жизни коренных народов значительно ниже обшероссийских и региональных показателей, хотя в последние годы выросла с 59 до 64,2 лет. В 2020 г.

ожидаемая продолжительность жизни в регионе - 65,8 лет.

Текущая этнодемографическая ситуация на Чукотке прояснится после публикации результатов Всероссийской переписи населения 2020 г. Можно с уверенностью констатировать, что происходит значительное уменьшение количества постоянных жителей региона, продолжается увеличение числа коренных жителей в численности всего населения ЧАО (согласно переписи 2010 г. - 33,4 %).

ЛИТЕРАТУРА

1. Зуев А. С. Присоединение Чукотки к России (вторая половина XVII - XVIII в.). - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2009. - 444 с.

2. Гурвич И. С. Этническая история Северо-Востока Сибири. - М. : Наука, 1966. - 276 с. - (Труды института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия / АН СССР ; Т. 89).

3. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. - М. : Наука, 1960. - 622 с. -(Труды института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия / АН СССР ; Т. ЬУ).

4. Афанасьева Г. М. Чукчи. Популяционно-демографический статус (вторая половина XIX - первая половина XX вв.). - М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. - 269 с.

5. Гондатти Н. Л. Поездка из с. Маркова на р. Анадыре в бухту Провидения (Берингов пролив) // Записки Приамурского отдела ИРГО. - Хабаровск, 1898. - Т. 4. - Вып. 1. - С. 1-42, I-XXVI.

6. Патканов С. К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев // Записки Императорского Русского географического общества, Отделение статистики. - СПб., 1912. - Т. 11. - Вып. 1. - С. 433-999.

7. Прикладная этнология Чукотки: народные знания, музеи, культурное наследие : к 125-летию поездки Н. Л. Гондатти на Чукотский полуостров в 1895 году / под ред. О. П. Коломиец, И. И. Крупника. -М. : РгеззРазБ, 2020. - 468 с.

8. Гондатти Н. Л. Состав населения Анадырской округи // Записки Приамурского отдела ИРГО. - Хабаровск, 1897. - Т. 3. - Вып. 1. - С. 166-178.

9. Селитренник Э. Е. Численность населения Чукотского национального округа, по данным переписей 1897 г. и 1926-1927 гг. // Записки Чукотского краеведческого музея. - Вып. VI. - Магадан : Магад-ское кн. изд-во, 1973. - С. 30-37.

10. Крупник И. И. Арктическая этноэкология. - М. : Наука, 1989. - 272 с.

11. Терлецкий П. Е. Население Крайнего Севера (по данным переписей 1926/27 гг.). - Л., 1932. - 64 с. -(Труды научно-исследовательской ассоциации института народов Севера ЦИК СССР; Т. 1, вып. 1, 2).

12. Кумо К., Литвиненко Т. В. Население Чукотки в пространстве и времени // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2016. - Т. 3. - № 3. - С. 50-66.

13. Народы Советского Севера / под ред. И. С. Гурвича, З. П. Соколовой. - М. : Наука, 1991. - 264 с.

14. Пивнева Е. А. Современная Чукотская семья: структура и динамика развития (1970 - 1980-е годы). -М. : Изд-во ИЭА РАН, 1994. - 138 с.

15. Социально-экономическое положение коренных малочисленных народов Чукотского автономного округа. Июнь 2010 г. - Анадырь, 2010. - 14 с.

16. Мархинин В. В., Удалова И. В. Межэтнические браки: состояние, динамика, проблемные ситуации. -Новосибирск : Изд-во СО РАН, 1997. - 236 с.

17. Назаров А. В., Сулейманов С. Ш., Зекий О. Е. Среда обитания и здоровье народов Чукотки. - М. : Типография «Новости», 2000. - 288 с.

18. Российская Арктика: коренные народы и промышленное освоение. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2016. - 272 с.

19. Этнонациональные процессы в Арктике: тенденции, проблемы и перспективы. - Архангельск : САФУ, 2017. - 325 с.

20. Тураев В. А. Социально-демографические процессы у коренных малочисленных народов Дальнего Востока в 1989-2010 гг. // Россия и АТР. - 2019. - № 2. - С. 145-164. - БОГ 10.24411/10268804201910027.

21. Петренко Э. П. Медико-демографические особенности Чукотки: 1991-2001 гг. // Состояние здоровья населения Чукотки: проблемы и пути решения. - Магадан : Дальнаука, 2003. - С. 52-60.

Сведения об авторе

Коломиец Оксана Петровна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории истории и экономики СевероВосточного комплексного научно-исследовательского института им. Н. А. Шило ДВО РАН (Анадырь, Россия)

Адрес для корреспонденции: 689000, Россия,

Анадырь, ул. Энергетиков, 15

E-mail: okkolo@mail.ru

SPIN-код РИНЦ: 2916-0811

ORCID: 0000-0003-0027-7539

Scopus AuthorlD: 56902417700

Информация о статье

Дата поступления 25 сентября 2022 г.

Дата принятия в печать 15 октября 2022 г.

Для цитирования

Коломиец О. П. Этнодемографическая характеристика населения Чукотки // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 4 (36). С. 127-142. й01: 10.24147/2312-1300.2022.9(4).127-142.

O.P. Kolomiets

ETHNO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF CHUKOTKA

The article presents an ethno-demographic characteristic of the population of Chukotka from the 18th century to the present. Until now. The source base of the study is statistical materials, published documents concerning the number and characteristics of settlement, the way of life of the indigenous people of Chukotka, scientific literature on the problems of ethnic demography. The paper presents a comparative analysis of the results of surveys and censuses of the population of Chukotka for 1897, 1926/27, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002, 2010 (and partly 2020) The main components of the change in the population and the national composition of the region (natural, general, migration population growth) in the Soviet and post-Soviet periods are characterized.

According to the data of the 2002 and 2010 censuses, the number of Chukchi, Koryaks, and Yukagirs increased during the intercensal period; the number of Eskimos, Evens, Chuvans and Kereks decreased. The ambiguous demographic picture among indigenous peoples is connected, on the one hand, with the real processes of depopulation in some of them, and, on the other hand, with the qualitative side of the census.

The main reasons for the decline in the number of indigenous people of Chukotka: problems with natural growth against the background of high birth and death rates. The decline in the birth rate is associated with a change in traditional attitudes towards having many children, a decrease in marriage rates and an increase in the proportion of single-parent families. Although the Chukchi, Eskimos, Evens and Yukagirs are classified by demographers as a group with an increased birth rate. The demographic situation is also influenced by the increase in the number of mixed marriages. It should be noted that despite the decline in the birth rate among the indigenous inhabitants of Chukotka, its rates are still higher than among the visiting population of the region.

The increase in mortality rates in Chukotka is due to a change in the age structure of the inhabitants, since in the 1990s a significant part of the able-bodied population left the district, the growth in the share of indigenous people in the structure of total mortality increased. The life expectancy of indigenous peoples is significantly lower than the national and regional indicators.

The current ethno-demographic situation in Chukotka will become clear after the publication of the results of the 2020 All-Russian Population Census. It can be stated with confidence that there is a significant decrease in the number of permanent residents of the region, and the number of indigenous people in the total population of the ChAO continues to increase.

Keywords: population of Chukotka; ethnic composition; indigenous people; demographic characteristics; population censuses; population changes.

REFERENCES

1. Zuev A.S. Prisoedinenie Chukotki k Rossii (vtoraya polovina XVII - XVIII v.) [Accession of Chukotka to Russia (second half of the 17th - 18th centuries)], Novosibirsk, Publishing House of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2009, 444 p. (in Russian).

2. Gurvich I.S. Etnicheskaya istoriya Severo-Vostoka Sibiri [Ethnic history of the North-East of Siberia. Proceedings of the Institute of Ethnography], Trudy instituta etnografii im. N.N. Miklukho-Maklaya. Novaya seriya; Vol. 89, Moscow, Nauka Publ., 1966, 276 p. (in Russian).

3. Dolgikh B.O. Rodovoi i plemennoi sostav narodov Sibiri v XVII veke [Tribal and tribal composition of the peoples of Siberia in the 17th century], Trudy instituta etnografii im. N.N. Miklukho-Maklaya. Novaya seriya; Vol. LV, Moscow, Nauka Publ., 1960, 622 p. (in Russian).

4. Afanas'eva G.M. Chukchi. Populyatsionno-demograficheskii status (vtoraya polovina XIX - pervaya polovina XX vv.) [Chukchi. Population-demographic status (second half of the 19th - first half of the 20th centuries)], Moscow, Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences Publ., 1999, 269 p. (in Russian).

5. Gondatti N.L. Poezdka iz s. Markova na r. Anadyre v bukhtu Provideniya (Beringov proliv) [A trip from Markova on the river Anadyr to the Bay of Providence (Bering Strait)]. Zapiski Priamurskogo otdela IRGO [Notes of the Amur Department of the IRGO], Khabarovsk, 1898, vol. 4, no. 1, pp. 1-42, I-XXVI. (in Russian).

6. Patkanov S.K. Statisticheskie dannye, pokazyvayushchie plemennoi sostav naseleniya Sibiri, yazyk i rody inorodtsev [Statistics showing tribal composition population of Siberia, language and clans of foreigners].

Zapiski Imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva, Otdelenie statistiki [Notes of the Imperial Russian Geographical Society, Department of Statistics], St. Petersburg, 1912, vol. 11, no. 1, pp. 433-999. (in Russian).

7. Kolomiets O.P., Krupnik I.I. (eds.). Prikladnaya etnologiya Chukotki: narodnye znaniya, muzei, kul'turnoe nasledie [Applied ethnology in Chukotka: indigenous knowledge, museums, cultural heritage], To the Celebrating 125th anniversary of Nikolai L. Gondatti's 1895 trip to the Chukotka Peninsula, Moscow, PressPass Publ., 2020, 468 p. (in Russian).

8. Gondatti N.L. Sostav naseleniya Anadyrskoi okrugi [Composition of the population of the Anadyr district]. Zapiski Priamurskogo otdela IRGO [Notes of the Amur Department of the IRGO], Khabarovsk, 1898, vol. 3, no. 1, pp. 166-178. (in Russian).

9. Selitrennik E.E. Chislennost' naseleniya Chukotskogo natsional'nogo okruga, po dannym perepisei 1897 g. i 1926-1927 gg. [Population of the Chukotka National Okrug, according to the 1897 and 1926-1927 censuses.]. Zapiski Chukotskogo kraevedcheskogo muzeya [Notes of the Chukotka Museum of Local Lore], Issue VI, Magadan, Magadskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1973, pp. 30-37. (in Russian).

10. Krupnik I.I. Arkticheskaya etnoekologiya [Arctic ethnoecology], Moscow, Nauka Publ., 1989, 272 p. (in Russian).

11. Terletskii P.E. Naselenie Krainego Severa (po dannym perepisei 1926/27 gg.) [Population of the Far North (according to 1926/27 censuses)], Trudy nauchno-issledovatel'skoi assotsiatsii instituta narodov Severa TsIK SSSR; Vol. 1, no. 1, 2, Leningrad, 1932, 64 p. (in Russian).

12. Kumo K., Litvinenko T.V. Naselenie Chukotki v prostranstve i vremeni [The population of Chukotka in space and time]. Rossiiskie regiony: vzglyad v budushchee [Russian regions: a look into the future], 2016, vol. 3, no. 3, pp. 50-66. (in Russian).

13. Gurvich I.S., Sokolova Z.P. (eds.). Narody Sovetskogo Severa [Peoples of the Soviet North], Moscow, Nauka Publ., 1991, 264 p. (in Russian).

14. Pivneva E.A. Sovremennaya Chukotskaya sem'ya: struktura i dinamika razvitiya (1970 - 1980-e gody) [Modern Chukchi family: structure and dynamics of development (1970 - 1980s)], Moscow, IEA RAS Publishing House, 1994, 138 p. (in Russian).

15. Sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie korennykh malochislennykh narodov Chukotskogo avtonomnogo okruga. Iyun' 2010 g. [Socio-economic status of the indigenous peoples of the Chukotka Autonomous Okrug. June 2010], Anadyr, 2010, 14 p. (in Russian).

16. Markhinin V.V., Udalova I.V. Mezhetnicheskie braki: sostoyanie, dinamika, problemnye situatsii [Interethnic marriages: state, dynamics, problem situations], Novosibirsk, Publishing House of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 1997, 236 p. (in Russian).

17. Nazarov A.V., Suleimanov S.Sh., Zekii O.E. Sreda obitaniya i zdorov'e narodov Chukotki [Habitat and health of the peoples of Chukotka], Moscow, Novosti Publ., 2000, 288 p. (in Russian).

18. Rossiiskaya Arktika: korennye narody i promyshlennoe osvoenie [Russian Arctic: indigenous peoples and industrial development], Moscow, St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2016, 272 p. (in Russian).

19. Etnonatsional'nye protsessy v Arktike: tendentsii, problemy i percpektivy [Ethno-national processes in the Arctic: trends, problems and prospects], Arkhangelsk, NARFU Publ., 2017, 325 p. (in Russian).

20. Turaev V. A. Sotsial'no-demograficheskie protsessy u korennykh malochislennykh narodov Dal'nego Vostoka v 1989-2010 gg. [Socio-demographic processes of the indigenous peoples of the Far East in 19892010.]. Rossiya i ATR [Russia and Asia-Pacific], 2019, no. 2, pp. 145-164. DOI: 10.24411/10268804201910027. (in Russian).

21. Petrenko E.P. Mediko-demograficheskie osobennosti Chukotki: 1991-2001 gg. [Medical and demographic features of Chukotka: 1991-2001]. Sostoyanie zdorov'ya naseleniya Chukotki: problemy i puti resheniya [State of health of the population of Chukotka: problems and solutions], Magadan, Dal'nauka Publ., 2003, pp. 52-60. (in Russian).

About the author

Oksana P. Kolomiets - PhD in Historical Sciences, Leading Researcher of the History and Economics Laboratory of the North-East Interdisciplinary Scientific Research Institute n.a. N. A. Shilo of the Far East Branch of the Russian Academy of Sciences (Anadyr, Russia) Postal address: 15, Energetikov ul., Anadyr, 689000, Russia

E-mail: okkolo@mail.ru RSCI SPIN-code: 2916-0811 ORCID: 0000-0003-0027-7539 Scopus AuthorID: 56902417700

Article info

Received

September 25, 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Accepted October 15, 2022

For citations

Kolomiets O.P. Ethno-demographic Characteristics of the Population of Chukotka. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, vol. 9, no. 4 (36), pp. 127-142. DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(4). 127-142 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.