Научная статья на тему 'Ретроспективный и компаративный анализ эволюции оперативно-розыскного предупреждения экономических и коррупционных преступлений'

Ретроспективный и компаративный анализ эволюции оперативно-розыскного предупреждения экономических и коррупционных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ганы внутренних дел / подразделения ЭБиПК / оперативно-розыскное предупреждение преступлений / экономическая и коррупционная их направленность / объекты сферы бюджетного финансирования / internal affairs bodies / economic security and anti-corruption units / operational and investigative prevention of crimes / their economic and corruption orientation / objects of the sphere of budget financing

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Пётр Иванович

Актуальность: в настоящей статье анализируются различные точки зрения исследователей по вопросу эволюции оперативно-розыскного предупреждения преступлений экономической и коррупционной направленности в современных условиях. Между тем автор не ставит перед собой цель всестороннего освещения всех вопросов, связанных с указанным направлением деятельности органов внутренних дел и их подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, ибо она в отдельно взятой статье вряд ли достижима. Утверждается, что на повышение эффективности оперативно-розыскного предупреждения в первую очередь направлено создание оптимальной современной модели организации деятельности указанных подразделений по осуществлению оперативно-розыскного предупреждения экономических и коррупционных преступлений, совершаемых, в частности, на объектах сферы бюджетного финансирования. Постановка проблемы: ее суть заключается в разрешении существующего противоречия в условиях интенсивного проявления в сфере бюджетного финансирования новых вызовов и угроз экономической безопасности между острой потребностью на этом фоне повышения эффективности осуществления оперативно-розыскного предупреждения экономических и коррупционных преступлений как ответной реакции со стороны органов внутренних дел и их названных подразделений и отсутствием на сегодня разработанной современной модели его организации. Цель исследования: выработка научно выверенной указанной модели на основе обобщения передового отечественного и зарубежного опыта, а также создание предпосылок для формирования частной теории оперативно-розыскного предупреждения преступлений. Методы исследования: общенаучные, включающие формально-логические (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), частнонаучные (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ документов). Результаты и ключевые выводы: учет уже познанных закономерностей при разработке современной модели организации оперативно-розыскного предупреждения экономических и коррупционных преступлений должен выступить в качестве объективной для этого предпосылки. Автором в настоящей научной статье предпринята попытка теоретически обосновать важность разработки указанной модели с учетом современных реалий, которая, по его мнению, является своеобразным инструментом оптимизации рассматриваемого вида деятельности. Одновременно высказано предложение о необходимости заблаговременно подвергнуть научному осмыслению организационно-правовой механизм претворения ее в жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Пётр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retrospective and Comparative Analysis of the Evolution of Operational Investigative Prevention of Economic and Corruption Crimes

The relevance: this article analyzes the various points of view of researchers on the evolution of operational investigative prevention of crimes of economic and corruption orientation in modern conditions. Meanwhile, the author does not set himself the goal of comprehensive coverage of all issues related to this area of activity of the internal affairs bodies (ATS) and their economic security and anti-corruption units, because it is hardly achievable in a single article. It is stated that, first of all, the creation of an optimal modern model of organizing the activities of these units for the implementation of operational and investigative prevention of economic and corruption crimes committed, in particular, at the objects of the sphere of budget financing is aimed at improving the effectiveness of operational and investigative prevention. The problem statement: its essence is to resolve the existing contradiction in the conditions of intensive manifestation of new challenges and threats to economic security in the sphere of budget financing between the urgent need against this background to increase the effectiveness of the operational search prevention of economic and corruption crimes as a response from the Department of Internal Affairs and their named units and the absence of a developed modern model of its organization. The purpose of the study: to develop a scientifically verified specified model based on the generalization of advanced domestic and foreign experience, as well as developments in the theory of crime prevention. The research methods: general scientific, including formal-logical (analysis, synthesis, generalization, hypotheses), private scientific (observation, questioning, interviewing, content analysis of documents). Results and key conclusions: taking into account already known patterns in the development of a modern model of the organization of operational investigative prevention of economic and corruption crimes should act as an objective prerequisite for this. The author in this scientific article attempts to theoretically substantiate the importance of developing this model taking into account modern realities, which, in his opinion, is a kind of tool for optimizing the type of activity under consideration. At the same time, a proposal was made on the need to subject the future organizational and legal mechanism of its implementation to scientific understanding in advance.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный и компаративный анализ эволюции оперативно-розыскного предупреждения экономических и коррупционных преступлений»

Petr Ivanovich Ivanov,

Doctor of Law, Professor,

Merited Lawyer of the Russian Federation,

Chief Researcher of the Research Center,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

ORCID 0000-0002-2367-3369

E-mail: ivanovpi1952@yandex.ru

Scientific specialty: 5.1.4. Criminal Law Sciences

Иванов Пётр Иванович,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

ORCID 0000-0002-2367-3369

E-mail: ivanovpi1952@yandex.ru

Научная специальность: 5.1.4. Уголовно-правовые науки

УДК 343.9

DOI 10.24412/2072-9391-2023-367-97-107

Дата поступления статьи: 4 мая 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 18 сентября 2023 г.

Ретроспективный и компаративный анализ эволюции оперативно-розыскного предупреждения экономических и коррупционных преступлений

Retrospective and Comparative Analysis of the Evolution of Operational Investigative Prevention of Economic and Corruption Crimes

Аннотация

Актуальность: в настоящей статье анализируются различные точки зрения исследователей по вопросу эволюции оперативно-розыскного предупреждения преступлений экономической и коррупционной направленности в современных условиях. Между тем автор не ставит перед собой цель всестороннего освещения всех вопросов, связанных с указанным направлением деятельности органов внутренних дел и их подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, ибо она в отдельно взятой статье вряд ли достижима.

Утверждается, что на повышение эффективности оперативно-розыскного предупреждения в первую очередь направлено создание оптимальной современной модели организации деятельности указанных подразделений по осуществлению оперативно-розыскного предупреждения экономических и коррупционных преступлений, совершаемых, в частности, на объектах сферы бюджетного финансирования1.

1 В дальнейшем наряду с использованием полного словосо-

Abstract

The relevance: this article analyzes the various points of view of researchers on the evolution of operational investigative prevention of crimes of economic and corruption orientation in modern conditions. Meanwhile, the author does not set himself the goal of comprehensive coverage of all issues related to this area of activity of the internal affairs bodies (ATS) and their economic security and anti-corruption units, because it is hardly achievable in a single article.

It is stated that, first of all, the creation of an optimal modern model of organizing the activities of these units for the implementation of operational and investigative prevention of economic and corruption crimes committed, in particular, at the objects of the sphere of budget financing is aimed at improving the effectiveness of operational and investigative prevention.

The problem statement: its essence is to resolve the existing contradiction in the conditions of intensive manifestation of new challenges and threats to economic security in the sphere of budget financing between the urgent need against this

Постановка проблемы: ее суть заключается в разрешении существующего противоречия в условиях интенсивного проявления в сфере бюджетного финансирования новых вызовов и угроз экономической безопасности между острой потребностью на этом фоне повышения эффективности осуществления оперативно-розыскного предупреждения экономических и коррупционных преступлений как ответной реакции со стороны органов внутренних дел и их названных подразделений и отсутствием на сегодня разработанной современной модели его организации.

Цель исследования: выработка научно выверенной указанной модели на основе обобщения передового отечественного и зарубежного опыта, а также создание предпосылок для формирования частной теории оперативно-розыскного предупреждения преступлений.

Методы исследования: общенаучные, включающие формально-логические (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), частнонаучные (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ документов).

Результаты и ключевые выводы: учет уже познанных закономерностей при разработке современной модели организации оперативно-розыскного предупреждения экономических и коррупционных преступлений должен выступить в качестве объективной для этого предпосылки. Автором в настоящей научной статье предпринята попытка теоретически обосновать важность разработки указанной модели с учетом современных реалий, которая, по его мнению, является своеобразным инструментом оптимизации рассматриваемого вида деятельности. Одновременно высказано предложение о необходимости заблаговременно подвергнуть научному осмыслению организационно-правовой механизм претворения ее в жизнь.

background to increase the effectiveness of the operational search prevention of economic and corruption crimes as a response from the Department of Internal Affairs and their named units and the absence of a developed modern model of its organization.

The purpose of the study: to develop a scientifically verified specified model based on the generalization of advanced domestic and foreign experience, as well as developments in the theory of crime prevention.

The research methods: general scientific, including formal-logical (analysis, synthesis, generalization, hypotheses), private scientific (observation, questioning, interviewing, content analysis of documents).

Results and key conclusions: taking into account already known patterns in the development of a modern model of the organization of operational investigative prevention of economic and corruption crimes should act as an objective prerequisite for this. The author in this scientific article attempts to theoretically substantiate the importance of developing this model taking into account modern realities, which, in his opinion, is a kind of tool for optimizing the type of activity under consideration. At the same time, a proposal was made on the need to subject the future organizational and legal mechanism of its implementation to scientific understanding in advance.

четания «оперативно-розыскное предупреждение экономических и коррупционных преступлений, совершаемых на объектах сферы бюджетного финансирования», также используются термины «оперативно-розыскное предупреждение» либо «предупреждение».

Ключевые слова: органы внутренних дел; подразделения ЭБиПК; оперативно-розыскное предупреждение преступлений; экономическая и коррупционная их направленность; объекты сферы бюджетного финансирования.

Keywords: internal affairs bodies; economic security and anti-corruption units; operational and investigative prevention of crimes; their economic and corruption orientation; objects of the sphere of budget financing.

98

Оперативно-розыскное предупреждение экономических и коррупционных преступлений на объектах сферы бюджетного финансирования ведомственной Кон-

цепцией2, разработанной на основании и во

2 Об утверждении Концепции реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной

исполнение основных положений Стратегии экономической безопасности3, рассматривается на сегодня как одно из приоритетных направлений деятельности ФСБ России, а также органов внутренних дел (далее — ОВД) и их подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК), поскольку криминализация экономических отношений и коррупция наряду с другими явлениями и процессами включены в число основных вызовов и угроз экономической безопасности страны.

Указанная разновидность предупреждения4, базирующаяся на криминологической, криминалистической теории и практике, в содержательном плане включает в себя: общую и индивидуальную профилактику; недопущение совершения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также пресечение покушений на преступление. В представленном виде мы обнаруживаем некоторую схожесть структурных элементов предупреждения преступлений в теории оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) и криминологии. В действительности по форме они не отличаются. Что же касается содержания, то, в частности, оперативно-розыскное предупреждение существенным образом отличается от криминологического как по субъектам, его осуществляющим, так и объектам превентивного воздействия, не говоря уже о средствах и методах его практического осуществления. Многолетняя практика убедительно доказала эффективность оперативно-розыскного предупреждения особенно по делам об организованной преступности, носящей межрегиональный, трансграничный и международный характер, в том числе экономической направленности.

В теории ОРД оперативно-розыскное предупреждение рассматривается в нескольких значениях: как одна из задач ОРД, ее функция и как организационно-тактическая форма.

Если вести речь о задачах, то они условно делятся на общие5 и частные. Среди частных за-

политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации : приказ МВД России от 14 октября 2021 г. № 760.

3 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Рос. Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDo c=1&lastDoc=1&nd=102432051 (дата обращения: 24.04.2023).

4 Помимо указанных документов стратегического планирования правовая основа оперативно-розыскного предупреждения содержит и федеральные законы. Об этом см.: Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федер. закон № 182-ФЗ : принят Гос. Думой 10 июня 2016 г. : одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 24.04.2023).

5 Об этом см.: Оперативно-розыскная деятельность : учеб. для

студ. вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. И. А. Климова. 3-е изд., перераб. и доп. Москва,

2017.С. 50.

дач оперативно-розыскное предупреждение экономических и коррупционных преступлений на объектах сферы бюджетного финансирования на сегодня является наиболее востребованной (насущной, приоритетной) особенно правоприменительной практикой деятельности подразделений ЭБиПК ОВД, ибо на сегодня эта служба считается головной в системе ОВД по противодействию экономическим и коррупционным преступлениям, в том числе средствами и методами оперативно-розыскного предупреждения. Законодатель, закрепляя в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 2) предупреждение как задачу, скорее всего, имеет в виду рассматриваемую нами разновидность.

Исследователи справедливо отмечают, что среди множества разновидностей криминоло-гическое6, уголовно-процессуальное, криминалистическое, судебно-экспертное и оперативно-розыскное предупреждения занимают особое место. Это во многом, на наш взгляд, обусловлено нахождением их в единой системе наук криминального цикла, а также законодательным закреплением оперативно-розыскного предупреждения. Разумеется, этого недостаточно, ибо «вести целенаправленную борьбу с различными проявлениями преступности и эффективно выбирать меры воздействия на личность преступника, тактические приемы проведения оперативно-розыскных действий затруднительно без знаний оперативными сотрудниками основ криминологии»7, в частности, общей теории предупреждения преступлений, а также теории оперативно-розыскного предупреждения как системы научных идей, базирующихся на обобщенном практическом опыте и закономерностях и включающих совокупность следующих ключевых (концептуальных) положений:

— специфическую систему знаний, изучающих тайные действия преступников, типичные признаки латентных преступлений и наиболее эффективные, преимущественно негласные силы, средства и методы, применяемые оперативными подразделениями полиции для их своевременного выявления, предупреждения и раскрытия;

— ряд закономерностей, используемых при углубленном познании предмета названной теории (раскрывающие ее сущность, причинно-следственные связи механизма предупреждения, правоотношения, а также организацию,

6 Об этом см.: Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федер. закон № 182-ФЗ : принят Гос. Думой 10 июня 2016 г. : одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant. ru (дата обращения: 24.04.2023).

7 Оперативно-розыскная деятельность : учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. И. А. Климова. 3-е изд., перераб. и доп. Москва, 2017. С. 38.

100

тактику и методику оперативно-розыскного предупреждения);

— результаты анализа интенсивного развития (совершенствования) информационно-коммуникационных технологий и его влияние на состояние деятельности по предупреждению преступлений (криминогенной ситуации по линии предупреждения). Цифровая среда начинает рассматриваться как источник новых вызовов и угроз экономической безопасности. В частности, к числу угроз мы относим противоправное использование цифровой валюты, дистанционное мошенничество, киберпреступность, уход от налогообложения путем использования криптовалюты. Заметим, что на сегодня повышенную опасность представляет криминально-коррупционная угроза;

— меры защиты экономических интересов добросовестных предпринимателей и их собственности от преступных посягательств. Практическая реализация данного положения, как видится, может идти двумя путями: посредством вытеснения криминальных структур из легальной экономики и недопущения расширения теневого сектора путем вовлечения в оборот «грязных» денег. Не исключены случаи, когда указанные структуры открывают собственное дело, используя при этом легализованные ими средства. Благодаря принятию комплекса оперативно-розыскных и иных мер, удается вскрыть факты использования аффилированных организаций с целью придания правомерного вида освоению бюджетных средств, предназначенных для реализации целевых программ (проектов), а также воспрепятствовать созданию фирм-однодневок для обналичивания средств. Более того, в процессе осуществления оперативно-розыскного предупреждения нередко выявляются коррупционные связи криминальных структур в органах власти и управления.

В специальной и юридической литературе указанный вид предупреждения рассматривается как в узком, так и в широком смысле слова. Так, авторы одного из учебников полагают, что предупреждение преступлений заключается в деятельности по установлению лиц, замышляющих конкретное преступление, и принятию необходимых мер, исключающих реализацию их намерений8. Нетрудно заметить, что приведенное определение может послужить примером узкого его понимания. Что же касается предупреждения в широком смысле, то его определение приведем чуть ниже по ходу наших рассуждений.

8 Оперативно-розыскная деятельность : учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. И. А. Климова. 3-е изд., перераб. и доп. Москва, 2017. С. 52.

Между тем проведенное нами выборочное изучение монографических работ убедительно показывает, что в настоящее время среди специалистов оперативно-розыскной науки нет единого мнения относительно понятия, сущности и содержания оперативно-розыскного предупреждения преступлений. Забегая вперед, отметим, что понятие на сегодня существует в двух разновидностях: общее (единое) и специальное (частное, особенное). Так, в частности, в Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной приказом МВД России от 17 января 2006 г., предупреждение преступлений вообще определяется как деятельность служб, подразделений и сотрудников ОВД, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением. Как видим, при этом ведомственным нормативным правовым актом, на наш взгляд, подчеркиваются три ключевых момента: 1) многообразие субъектов, осуществляющих его в пределах их компетенции; 2) нацеленность на недопущение противоправных уголовно-правовых деяний; 3) способ достижения цели (выявление и устранение причин и условий, оказание профилактического воздействия на подучетных лиц, от которых можно ожидать совершения указанных деяний). Исходя из приведенных положений, можно сделать вывод о том, что вся эта работа, несмотря на происходящие в обществе криминогенные процессы, преследует по большому счету одну единственную цель — сдерживание и сокращение преступности.

Как нам представляется, вышеприведенное нами определение содержит один недостаток: в нем ничего не сказано про приготовление лицом к преступлению и покушение на него. Как известно из криминологической теории предупреждения преступлений, названные противоправные действия составляют неотъемлемый элемент системы предупреждения, а потому их не следует выбрасывать из общего контекста.

Особенности предупреждения обусловлены множеством существующих факторов, в том числе организационным построением самой системы МВД России, которая на сегодня имеет 5 уровней управления: федеральный, региональный, окружной, межрегиональный и муниципальный (районный). В соответствии с ним и различают пять видов (уровней) предупреждения преступлений, а это накладывает свой отпечаток на его организацию (упорядочение).

Мы считаем, что при определении понятия «предупреждение преступлений» следует исхо-

дить из совокупности системообразующих признаков, состоящих из общих и специальных черт (свойств). Укажем их.

Общими признаками, характеризирующими деятельность по предупреждению преступлений, на наш взгляд, являются: историческая обусловленность; занятие в иерархии видов правоохранительной деятельности в качестве главного его направления; наличие системы профилактических мероприятий; нацеленность на недопущение преступлений; представление как одного из элементов системы противодействия преступности; законодательное и иное нормативно-правовое регулирование; многоцелевой ее характер; многосубъектность.

К числу специальных признаков следует отнести: сочетание гласных и негласных видов деятельности, подпитываемых из различных источников информации; использование при принятии предупредительных мер оперативно-розыскных сил, средств, методов и мероприятий; наличие «ядра» предупреждения в виде оперативно-розыскной профилактики (общей и индивидуальной); внешнюю выраженность процесса предупреждения в таких формах, как оперативно-профилактические мероприятия и операции; выделение из общего числа субъектов предупреждения особой группы в виде оперативных подразделений полиции и их сотрудников; относительную самостоятельность в системе организационно-тактических форм ОРД оперативно-розыскного предупреждения; взаимообусловленность и взаимозависимость форм ОРД; совокупность специфических причин и условий (детерминантов) преступности, отличительными чертами которых выступают неочевидность, скрытость, невидимость от посторонних глаз.

Чтобы убедиться, насколько названные признаки принимались исследователями во внимание при определении понятия «оперативно-розыскное предупреждение», мы решили привести существующие на сегодня точки зрения на этот счет.

Следует заметить, что одним из первых в теории ОРД изучением проблемы предупреждения преступлений вплотную занялся профессор А. Г. Лекарь [8], который вводит в ее понятийно-категориальный аппарат «новый» термин «предотвращение преступлений» [5], вкладывая в его понятие следующие составляющие: причины и условия (детерминанты), пресечение уголовно наказуемых деяний и покушение на совершение преступления. Как видим, он вовсе не употребляет слово «предупреждение», аргументируя в своей монографической работе авторскую позицию.

Спустя некоторое время указанный термин незаметно «исчезает» из понятийно-категори-

ального аппарата теории ОРД, взамен приходит «оперативно-розыскное предупреждение» или просто «предупреждение».

Продолжателями исследования проблемы предупреждения уже в новых социально-экономических и иных условиях выступили профессора Б. Е. Богданов, В. Г. Бобров, В. М. Ат-мажитов, Г. К. Синилов [10], Е. В. Токарев [12] и другие, которые в своих научных работах обосновали оперативно-розыскное предупреждение преступлений как общеприемлемый термин, одновременно утверждая необходимость его признания в качестве главного направления деятельности ОВД и их подразделений службы экономической безопасности. Из широко развернувшейся среди ученых полемики удалось все же отстоять авторскую позицию, убеждая оппонентов в следующем: оперативно-розыскное предупреждение — одна из основных организационно-тактических форм ОРД; оно выступает в качестве главного направления деятельности оперативных подразделений ОВД; наконец, предложенный ими термин есть собирательное системное понятие, что является, по их мнению, ключевым.

По сей день эти принципиально важные положения в оперативно-розыскной науке остаются незыблемыми и ими исследователи, продолжая дальнейшее изучение проблемы предупреждения, постоянно руководствуются. Но жизнь не стоит на месте, поскольку она также подчинена законам материалистической диалектики, не говоря уже о достижениях представителей оперативно-розыскной науки в области предупредительной деятельности на определенном этапе развития общества.

Указанные авторы в своих научных трудах, в частности, констатируют, что оперативные подразделения полиции в своей повседневной работе должны мобилизовать свои усилия и возможности в плане предупреждения преступлений по трем основным направлениям, преследующим цель:

— выявления и устранения (нейтрализации) скрытых (неочевидных) обстоятельств, способствующих их совершению прежде всего в организованной форме. Такая работа, в частности, непосредственно осуществляется в рамках оперативно-розыскной профилактики как составной части оперативно-розыскного предупреждения рассматриваемых видов преступлений;

— установления лиц, осуществляющих приготовление к преступлению экономической и коррупционной направленности и (или) покушение на них, и принятия оперативно-розыскных мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством об ОРД;

102

— выявления и постановки в установленном порядке на оперативно-розыскной профилактический учет лиц, склонных к совершению преступлений экономической и коррупционной направленности.

Между тем некоторые специалисты в области теории ОРД (А. В. Журавлев [3], И. А. Королев [7], Э. В. Марзаев [9], В. В. Сонин [11] и другие), говоря об оперативно-розыскном предупреждении, придерживаются несколько иной точки зрения. В частности, они предлагают употреблять другой термин — «оперативно-розыскной комплекс», приводят его обоснование (свою аргументацию) и формулируют определение. По их мнению, оперативно-розыскной комплекс в содержательном плане есть взаимоувязанная система мер, носящих теоретический, правовой, организационный, тактический, информационный, экономический и иной характер, и принимаемых оперативными подразделениями полиции в целях недопущения совершения преступлений, успешного решения оперативно-тактических задач, стоящих перед ними. Данный комплекс рассматривается ими как собирательное понятие и выступает своеобразным инструментом разрешения возникающих задач в рамках следующих типичных криминальных ситуаций: «от подучетного лица — к преступлению», «от преступного события — к подучетному лицу», «от преступно нажитого имущества — к механизму его формирования», «от предикатного преступления — к легализации доходов, полученных от его совершения», «от формирования умысла — к мерам по его пресечению», «от жертвы [4] — к лицу (лицам), склонным к преступлениям».

По мнению указанных авторов, предложенный ими оперативно-розыскной комплекс, будучи научно выверенный и не противоречащий действующему законодательству и иным нормативным правовым актам, несет в себе достаточно много преимуществ в плане противодействия преступности, включая выявление и пресечение преступлений. Особый акцент делается на использование в интересах предупреждения возможностей всех организационно-тактических форм ОРД путем своевременного получения оперативно значимой информации о лицах, представляющих оперативный интерес, фактах преступного события, криминогенных обстоятельствах, предметах, наиболее часто выступающих в качестве источника и носителя следовой информации. К числу названных форм авторы предлагают относить также оперативный контроль9, в частности, к тако-

9 Оперативный контроль есть: 1) одна из форм целенаправленного воздействия руководителей территориальных органов МВД России и их подразделений ЭБиПК на объекты сферы бюджетного финансирования; 2) система наблюдения и проверки соот-

му выводу они пришли, анализируя этап расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов (программ). Данный вид контроля по делам экономической и коррупционной направленности носит сквозной характер.

Мы также разделяем высказанную точку зре-ния10, ибо гласная форма контроля не всегда дает положительный эффект. К тому же в настоящее время объявлен мораторий на его осуществление в сфере предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты которой выступают основными бюджетополучателями.

Заслуживает особого внимания предложение о выстраивании многоуровневой системы отслеживания движения денежных средств, выделенных для реализации национальных проектов (программ), крупных инвестиционных проектов. Трудно не согласиться с исследователями в той части, что в современных условиях это задача первостепенной важности. По их мнению, такая система должна функционировать в виде трех взаимосвязанных между собой уровней, предполагающих: 1) задействование оперативно-розыскного комплекса оперативных подразделений полиции; 2) подключение консолидированных усилий контрольно-надзорных и правоохранительных органов, включая органы, осуществляющие ОРД; 3) наконец, создание специальной подсистемы противодействия со стороны органов власти и управления. Разумеется, найдутся оппоненты, которые могут не согласиться с таким утверждением, ибо отдельные (некоторые) из этих органов, с одной стороны, могут сами выступать объектом пристального оперативного внимания11, с другой — субъектом противодействия, оказываемого ими, чтобы выделенные бюджетные средства не стали предметом преступного посягательства. Думается, что такой риск на сегодня реально существует в силу наличия совокупности криминогенных факторов.

Неслучайно считают целесообразным внедрение метода риск-ориентированного подхода [6] в предупреждение преступлений экономической направленности, что обеспечивало бы исключение вероятности нанесения вреда (ущерба) экономическим интересам прежде всего бизнес-сообщества в результате реализа-

ветствия процессов их функционирования принятым указанными руководителями управленческим решениям (заданным требованиям); 3) одна из функций управления, обеспечивающая обратную связь между объектом (подчиненными) и субъектом управления (руководителями).

10 Иванов П. И. Оперативный контроль как разновидность организационно-тактической формы ОРД // Актуальные проблемы оперативного контроля расходования бюджетных средств, выделенных в рамках реализации национальных проектов: сб. межведомственного круглого стола. Москва, 2022. С. 157-168.

11 Объекты первоочередной оперативной заинтересованности

по признаку коррупциогенной зависимости.

ции угрозы, исходящей от уголовно наказуемых деяний.

В настоящее время среди специалистов теории ОРД существует и такое мнение, суть которого заключается в допустимости включения в научный оборот применительно к предупреждению преступлений такого термина, как «оперативно-розыскное обеспечение», подчеркивающего не только познавательный, деятель-ностный, организационный подход, но и обеспечительный его характер. В таком понимании специфика, безусловно, очевидна. Она проявляется прежде всего в разведывательно-поисковой направленности в интересах «обслуживания» оперативно-розыскного предупреждения рассматриваемых видов преступлений, поскольку имеем дело с неочевидными (скрытыми) обстоятельствами, способствующими их совершению.

Сторонники этой позиции (В. В. Антонов [1], А. В. Анников [2], А. Б. Янишев-ский [15] и др.) полагают, что оперативно-розыскное обеспечение деятельности по предупреждению, будучи составной частью системы противодействия преступности экономической и коррупционной направленности, находится, с одной стороны, во взаимосвязи с другими ее элементами, с другой — существует как относительно самостоятельный вид деятельности, несущий большую нагрузку в части недопущения уголовно наказуемых ее проявлений.

Указанные авторы по результатам проведенного ими исследования сформулировали целый комплекс предложений и рекомендаций, в том числе обосновали вывод о том, что эффективность деятельности по предупреждению преступлений достигается, как правило, в рамках двух таких форм, как целевые комплексные программы и специальные планы по профилактике преступности либо по пресечению отдельных преступлений. Как нам представляется, эти формы могли бы быть эффективны при предупреждении преступлений экономической и коррупционной направленности, совершаемых в сфере бюджетного финансирования.

В работах названных авторов содержатся по-настоящему новаторские идеи, суть которых заключается в трех взаимосвязанных положениях: 1) необходимость внедрения метода риск-ориентированного подхода в деятельность по оперативно-розыскному противодействию экономическим и коррупционным преступлениям12; 2) авторская позиция об обоснованности декриминализации эконо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мических составов преступлений13 в условиях предстоящей модернизации уголовного законодательства в экономической сфере, в том числе предпринимательской; 3) целесообразность формирования оперативно-розыскной политики в условиях реализации государственной политики по обеспечению экономической безопасности. Кроме того, элементы новизны содержатся и в предлагаемом мониторинге в сфере оперативно-розыскного предупреждения как одного из компонентов организационной основы функционирования системы предупреждения рассматриваемых нами видов преступлений. Подразделения ЭБиПК проводят его и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в пределах их компетенции. Такой мониторинг, по мнению вышеуказанных исследователей, представляет систему наблюдений за состоянием деятельности по предупреждению посредством анализа и прогнозирования прежде всего причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической и коррупционной направленности, а также оценки деятельности по их предупреждению.

На основе обобщения и анализа вышеприведенных суждений мы сформулировали свое собственное определение понятия «оперативно-розыскное предупреждение экономических и коррупционных преступлений», представляемое нами как взаимосвязанная система мер теоретического, социального, правового, организационного, тактического, информационного, кадрового и иного характера, принимаемых оперативными подразделениями полиции в соответствии с федеральными законами «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» и во взаимодействии с другими правоохранительными, контрольно-надзорными органами и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях превентивного воздействия на условия и причины, способствующие совершению указанных деяний, или на поведение конкретного лица (группы лиц), чтобы не допустить с его стороны совершения рассматриваемых видов преступлений, исключить (не допустить) факты противоправного завладения бюджетными средствами, выделяемыми на реализацию национальных проектов (программ), путем оперативного вмешательства в процесс формирования умысла либо подготовки преступлений, а также своевременного пресечения фактов покушения на них.

12 О дальнейшем развитии высказанной идеи см.: Иванов П. И. Внедрение метода риск-ориентированного подхода в деятельность по оперативно-розыскному противодействию экономическим и коррупционным преступлениям (в порядке постановки проблемы) // Юристъ-Правоведъ. 2023. № 1 (104). С. 80-89.

13 Иванов П. И. Как может повлиять декриминализация экономических преступлений на оперативно-розыскное противодействие: точка зрения // Вестник Уральского юридического института

МВД России. 2023. № 1 (37). С. 136-142.

104

Оперативно-розыскное предупреждение14, располагая широким арсеналом специальных (негласных) мер, противостоит тайным, замаскированным и организованным противоправным действиям лиц, склонных к их совершению. Указанные меры позволяют своевременно предотвращать и быстро раскрывать, несмотря на высокую степень маскировки, заранее планируемые и скрытно подготавливаемые ими противоправные действия.

Одновременно хотим подчеркнуть, что такое предупреждение, будучи составной частью системы противодействия, например, налоговой преступности, призвано:

— обеспечить своевременное выявление «лазеек», используемых недобросовестными предпринимателями в целях уклонения от уплаты налогов (сборов);

— пресекать факты выполнения недобросовестным налогоплательщиком многоходовых финансово-хозяйственных операций, не направленных на какой-либо явный экономический результат. При этом невольно возникает вопрос о его возможной аффилированности с контрагентом с целью завуалирования истинной финансово-хозяйственной деятельности;

— не допустить совершения взяточничества и иных коррупционных преступлений со стороны высокопоставленных должностных лиц налоговых органов, имеющих широкие полномочия. Как известно, уклонение от уплаты налогов негативно сказывается на формировании консолидированного бюджета страны;

— способствовать установлению бенефициарных владельцев хозяйствующих субъектов, злостно уклоняющихся от уплаты налогов (сборов), с целью полного возмещения причиненного ими ущерба. Одной из мер, принимаемых для этого, может выступить недопущение лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления, совершенные в сфере экономики, к бенефициарному владению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом;

— обнаружить и нейтрализовать скрытые (неочевидные) противоправные действия со стороны отдельных представителей бизнес-сообщества и органов власти и управления, выступающие как угрозоносители, и тем самым предотвратить наступления общественно опасных последствий. Следует учесть, что названные субъекты, намеревающиеся нанести своими противоправными действиями материальный и иной ущерб добросовестным предпринимате-

14 Структура самой системы оперативно-розыскного предупреждения состоит из объектов и субъектов его осуществления, совокупности мер, основ взаимодействия и координации, а также из мониторинга. Раскрытие содержания каждого указанного элемента — предмет отдельно взятой статьи.

лям, чаще всего при этом преследуют цель получения собственной выгоды.

Проведенное нами выборочное изучение убедительно показывает, что неотъемлемой частью предмета познания теории предупреждения преступлений выступают закономерно-сти15, проявляющиеся в виде:

— причинно-следственной связи между целью, задачами и функциями предупреждения. Данная группа закономерностей, в свою очередь, выступает следствием реализации Концепции государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, определившей ведомственный сегмент (системы МВД России)16. Перед научной общественностью и правоохранительными органами стоит задача (с учетом принятой долгосрочной стратегии обеспечения экономической безопасности) разработки современной модели системы предупреждения преступлений в первую очередь в сфере бюджетного финансирования, предполагающей соответствующий организационно-правовой механизм ее реализации;

— взаимосвязей и взаимообусловленностей между предупреждением преступлений в широком смысле этого слова и аналогичным видом деятельности по предупреждению экономических и коррупционных преступлений, совершаемых в указанной сфере, осуществляемого оперативно-розыскным путем. Заметим, практическая реализация целей и задач, решаемых в процессе их осуществления, во многом зависит от ресурсного обеспечения (информационного, кадрового, материально-технического и финансового);

— межотраслевых связей и отношений между такими областями научных знаний, как уголовное и уголовно-исполнительное право, криминология, криминалистика, социология, с одной стороны, с другой — теория управления и ОРД. Это, на наш взгляд, подразумевает тесную сопряженность существующих закономерностей между собой. Разумеется, возможны более частные закономерности, например, связанные с оперативно-розыскной профилактикой в аспекте ее общей либо частной составляющей;

— взаимозависимости между современной системой оперативно-розыскного предупреждения преступлений и происходящими преобразованиями в государственном масштабе, обусловленными прежде всего переходом на цифровую экономику. Принимая во внима-

15 Под закономерностью нами понимается объективно существующие, необходимые, устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся взаимосвязи между противоправными деяниями и факторами, способствующими их распространению.

16 Об утверждении Концепции реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации : приказ МВД России от 14 октября 2021 г. № 760.

ние данную закономерность, важно установить корреляционные связи между действиями, направленными на предупреждение, и средой функционирования ОВД с целью углубленного изучения самого механизма их взаимозависимости. Правоохранительная система и ее деятельность (цель, задачи и функции) на этом фоне претерпевают коренные изменения, что может сказаться на ранее познанных закономерностях развития правоохранительной сферы в целом. Говоря об этом, А. А. Ходусов [13, с. 334] справедливо отмечает, что нерегулируемые или неадекватно регулируемые, например, азартные онлайн-игры уже много лет используются в целях отмывания денег. Такие услуги управляют огромными объемами операций и денежными потоками, что облегчает сокрытие сравнительно небольших объемов незаконной деятельности, и не облагаются налогом во многих юрисдикциях. Это дает преступникам возможность скрывать и переводить активы, избегая при этом обнаружения правоохранительными органами.

Не умаляя роль и значение цифровой экономики, заметим, что цифровая среда привела к появлению теневого рынка специализированных структур, легализующих (отмывающих) «грязные» деньги (платежных механизмов для обналичивания киберпреступниками виртуальных доходов с наименьшим риском изобличения). В целом можно согласиться с мнениями специалистов, что цифровиза-ция несет определенные уголовно-правовые риски [14, с. 134]. Иными словами, происходит индустриализация преступности, которая на сегодня представляется в виде совокупности цифровых преступлений (киберпресту-плений).

Другим не менее значимым компонентом, учитываемым при организации оперативно-розыскного предупреждения, являются принципы11. Знание и учет их в практической деятельности подразделений ЭБиПК позволяет успешно решить триединые задачи: сконцентрировать основные усилия на упреждении негативных последствий; конкретизировать из большого множества рисков наиболее типичные для данной ситуации; точечно определить уязвимые места, которые могут способствовать криминальным проявлениям.

Для удобства пользования все известные теории и практике ОРД принципы мы условно делим на общие и специальные. К первой груп-

пе относим законность, гласность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, приоритет упреждающих и профилактических мер, комплексное использование сил и средств, неотвратимость наказания за совершение, в частности, преступлений экономической и коррупционной направленности, сотрудничество подразделений ЭБиПК с общественными и иными организациями, гражданами в их предупреждении. Ко второй группе18 считаем целесообразным отнести такие принципы, как активность и наступательность, конспирация, сочетание целей, задач и практической деятельности по предупреждению, а также сочетание гласных и негласных методов и средств. Говоря о принципах, отметим следующие важные положения: организация оперативно-розыскного предупреждения экономической и коррупционной преступности основывается на совокупности принципов, являющихся связующим звеном в системе19 противодействия; перечисленные принципы не существуют сами по себе, вне какой-либо деятельности, они, благодаря ей, получают в содержательном плане конкретное организационное и тактическое наполнение; названные руководящие идеи носят императивный, властно-повелительный характер и содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом оперативно-розыскных сил, средств, методов и мероприятий.

Подытоживая, отметим следующее.

Во-первых, в настоящее время, как показало выборочное изучение, оперативно-розыскное предупреждение представлено в виде трех блок-модулей: организационно-тактической формы ОРД, оперативно-розыскного комплекса, оперативно-розыскного обеспечения деятельности по предупреждению преступлений экономической и коррупционной направленности. Сторонники каждого из приведенных подходов высказывают вполне обоснованные аргументы и доводы, что свидетельствует об их возможном существовании в рамках оперативно-розыскной науки.

Во-вторых, оперативно-розыскное предупреждение экономических и коррупционных преступлений на объектах сферы бюджетного финансирования на фоне массированного негативного влияния на них новых вызовов и угроз экономической безопасности выступает

11 Принципы ОРД - это закрепленные в законодательных и иных нормативных правовых актах и выработанные оперативно-розыскной практикой руководящие идеи, основополагающие начала, а также нравственные представления общества относительно сущности, цели и задач организации и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов.

18 Об оперативно-розыскной деятельности : Федер. закон № 144-ФЗ : принят Гос. Думой 5 июля 1995 г. : в ред. от 29 дек. 2022 г. № 638-ФЗ // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (дата обращения: 24.04.2023).

19 Под системой мы понимаем объединение некоторого разнообразия в единое и одновременно четко расчлененное целое.

одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел и их подразделений ЭБиПК.

В-третьих, на повышение его эффективности направлены внедрение метода риск-ориентированного подхода в правопримени-

тельную практику, результатов обобщения положительного опыта осуществления оперативного контроля в целях недопущения рассматриваемых видов преступлений, а также разработка современной модели оперативно-розыскного предупреждения.

106

Список литературы:

1. Антонов В. В. Оперативно-розыскные меры по борьбе с экономическими преступлениями в аграрном секторе экономики (по материалам подразделений БЭП ОВД) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2003. 25 с.

2. Анников А. В. Выявление и раскрытие подразделениями ЭБиПК ОВД экономических и коррупционных преступлений в сфере закупок для нужд оборонно-промышленного комплекса : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2019. 24 с.

3. Журавлев А. В. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию фальшивомонетничества : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2021. 24 с.

4. Иванов П. И. Оперативно-розыскная вик-тимологическая профилактика преступлений — неотъемлемая часть оперативно-розыскной профилактики (в порядке постановки проблемы) // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2022. № 4 (61). С. 112—118.

5. Иванов П. И., Шеметов А. С. Теоретико-методологические основы предотвращения преступлений: парадигма их разработки и развития (от трудов А. Г. Лекаря до наших дней) // Оперативник (сыщик). 2017. № 4. С. 29—33.

6. Иванов П. И. Внедрение метода риск-ориентированного подхода в деятельность по оперативно-розыскному противодействию экономическим и коррупционным преступлениям (в порядке постановки проблемы) // Юристъ-Правоведъ. 2023. № 1 (104). С. 80—89.

7. Королев И. А. Оперативно-розыскные меры по борьбе с экономическими преступлениями в сфере производства и оборота табака и табачной продукции (по материалам подразделений БЭП ОВД) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2004. 25 с.

8. Лекарь А. Г. Предотвращение преступлений органами охраны общественного порядка : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 1967. 367 с.

9. Марзаев Э. В. Оперативно-розыскные меры по борьбе с экономическими преступлениями в сфере государственных внебюджет-

References:

1. Antonov V. V. Operativno-rozysknye mery po bor'be s ekonomicheskimi prestupleniyami v agrarnom sektore ekonomiki (po materialam podrazdelenij BEP OVD) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2003. 25 s.

2. Annikov A. V. Vyyavlenie i raskrytie podrazdele-niyami EBiPK OVD ekonomicheskih i korrup-cionnyh prestuplenij v sfere zakupok dlya nuzhd oboronno-promyshlennogo kompleksa : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2019. 24 s.

3. Zhuravlev A. V. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' organov vnutrennih del po preduprezhdeniyu i raskrytiyu fal'shivomonetnichestva : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2021. 24 s.

4. Ivanov P. I. Operational-investigative victimo-logical prevention of crimes is an integral part of operational—investigative prevention (in the order of problem formulation) // Bulletin of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 4 (61). P. 112-118.

5. Ivanov P. I., Shemetov A. S. Theoretical and methodological foundations of crime prevention: the paradigm of their development and development (from the works of A. G. Lekar to the present day) // Operative (detective). 2017. № 4. P. 29-33.

6. Ivanov P. I. Introduction of the risk-based approach method into the activities of operational investigative counteraction to economic and corruption crimes (in the order of the problem statement) // Jurist-Pravoved. 2023. № 1 (104). P. 80-89.

7. Korolev I. A. Operativno-rozysknye mery po bor'be s ekonomicheskimi prestupleniyami v sfere proizvodstva i oborota tabaka i tabachnoj produkcii (po materialam podrazdelenij BEP OVD) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2004. 25 s.

8. Lekar'A. G. Predotvrashchenie prestuplenij organami ohrany obshchestvennogo poryadka : avtoref. dis. . d-ra yurid. nauk. Moskva, 1967. 367 s.

9. Marzaev E. V. Operativno-rozysknye mery po bor'be s ekonomicheskimi prestupleniyami v sfere gosudarstvennyh vnebyudzhetnyh fond-ov (po materialam podrazdelenij BEP) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2009. 24 s.

ных фондов (по материалам подразделений БЭП) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2009. 24 с.

10. Синилов Г. К. Правовые и тактические основы оперативно-розыскной деятельности советской милиции : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 1982. 486 с.

11. Сонин В. В. Оперативно-розыскные меры по выявлению и раскрытию экономических преступлений в сфере реализации целевых программ в приоритетных отраслях экономики (по материалам подразделений ЭБиПК ОВД) : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Москва, 2016. 28 с.

12. Токарев Е. В. О целях, задачах и организационной структуре службы БЭП МВД России в современной экономической обстановке. Организация деятельности службы БЭП МВД России в новых экономических условиях // Актуальные проблемы борьбы с экономической преступностью: труды. Москва, 1998. С. 3-8.

13. Ходу сов А. А. Экономические преступления в условиях цифровизации // Уголовно-правовое воздействие на бизнес: моногр. / под общ. и науч. ред. Э. Л. Сидоренко, А. Г. Во-леводза, К. К. Клевцова, О. И. Семыкиной. Москва, 2021. С. 334.

14. Чучаев А. И. Цифровизация и ее уголовно-правовые риски // Правосудие. 2019. Т. 1. № 2. С. 134.

15. Янишевский А. Б. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями в сфере бюджетного финансирования (теоретические, правовые и организационно-тактические основы) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2019. 50 с.

10. Sinilov G. K.. Pravovye i takticheskie osnovy op-erativno-rozysknoj deyatel'nosti sovetskoj mi-licii : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Moskva, 1982. 486 s.

11. Sonin V. V. Operativno-rozysknye mery po vy-yavleniyu i raskrytiyu ekonomicheskih prestu-plenij v sfere realizacii celevyh programm v pri-oritetnyh otraslyah ekonomiki (po materialam podrazdelenij EBiPK OVD) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2016. 28 s.

12. Tokarev E. V. O celyah, zadachah i organiza-cionnoj strukture sluzhby BEP MVD Rossii v sovremennoj ekonomicheskoj obstanovke. Or-ganizaciya deyatel'nosti sluzhby BEP MVD Rossii v novyh ekonomicheskih usloviyah // Aktual'nye problemy bor'by s ekonomicheskoj prestupnost'yu: trudy. Moskva, 1998. S. 3—8.

13. Hodusov A. A. Ekonomicheskie prestupleniya v usloviyah cifrovizacii // Ugolovno-pravovoe vozdejstvie na biznes: monogr. / pod obshch. i nauch. red. E. L. Sidorenko, A. G. Volevodza, K. K. Klevcova, O. I. Semykinoj. Moskva, 2021.

14. Chuchaev A. I. Digitalization and its criminal risks // Justice. 2019. Vol. 1. № 2.

15. Yanishevskij A. B. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' organov vnutrennih del po bor'be s ekonomicheskimi prestupleniyami v sfere by-udzhetnogo finansirovaniya (teoretichesk-ie, pravovye i organizacionno-takticheskie os-novy) : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Moskva, 2019. 50 s.

Для цитирования:

For citation:

Иванов Пётр Иванович. Ретроспективный и компаративный анализ эволюции оперативно-розыскного предупреждения экономических и коррупционных преступлений // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 3 (61). С. 91-101.

Ivanov Petr Ivanovich. Retrospective and Comparative Analysis of the Evolution of Operational Investigative Prevention of Economic and Corruption Crimes // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 3 (67). P. 97-107.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.