Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ развития Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование»'

Ретроспективный анализ развития Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИКЛАДНЫЕ НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTELLECTUAL PROPERTY / APPLIED RESEARCH AND DEVELOPMENT / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Предыбайло Валерий Анатольевич, Галкина Александра Ивановна

Статья посвящена развитию деятельности Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование», анализу результатов его работы, а также результатам интеллектуальной деятельности в части непрерывного образования, зарегистрированным в указанном фонде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Предыбайло Валерий Анатольевич, Галкина Александра Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF THE POOLED FUND OF ELECTRONIC RESOURCES «SCIENCE AND EDUCATION»

The article is devoted to the development of The Pooled Fund of Electronic Resources «Science and Education», analysis of the results of his work, as well as the results of intellectual activity in the part of the continuing education registered in that fund.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ развития Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование»»

Управление образованием: теория и практика

2015 №3 (19)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Предыбайло Валерий Анатольевич,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заместитель директора,

[email protected]

Галкина Александра Ивановна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заведующий отделом, [email protected]

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОБЪЕДИНЕННОГО ФОНДА ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ «НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ»

Аннотация

Статья посвящена развитию деятельности Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование», анализу результатов его работы, а также результатам интеллектуальной деятельности в части непрерывного образования, зарегистрированным в указанном фонде. Ключевые слова:

результаты интеллектуальной деятельности; прикладные научные разработки; электронные образовательные ресурсы; информационные и коммуникационные технологии.

Непрерывность является принципом современной системы образования, согласно которому обучение длится в течение всей жизни человека, включая обновление, расширение и углубление его общих и профессиональных компетенций. Перед лицом резких перемен, которым подвержена деятельность, и особенно темпа научно-технического прогресса, образование, полученное в школьной системе, постепенно становится устаревшим. Поэтому необходимостью является продолжение обучения в течение всей жизни в таких организационных формах и таких объемах, которые для каждой конкретной личности являются оптимальными, т.е. дающими возможность обновления и расширения общих и профессиональных компетенций [1].

Непрерывность образования стала успешной на этапе глобального внедрения информационных и коммуникационных технологий в систему образования и создания открытого, полного, масштабного информационнообразовательного пространства страны.

55

Управление образованием: теория и практика

2015 №3 (19)

Началом этого процесса стала компьютеризация образования в середине 80-х годов прошлого века и появление предмета «Информатика» в школе.

В 2015 г. исполняется 30 лет информатике в школе, а в 2016 г. -25 лет Объединенному фонду электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО).

За 25 лет ОФЭРНиО прошел непростой, эволюционный путь: от Фонда алгоритмов и программ (ФАП) к Фонду электронных ресурсов науки и образования (ОФЭРНиО).

ОФЭРНиО был создан в 1991-1992 гг. как распределенный фонд, состоящий из:

• Фонда алгоритмов и программ высшей школы (ФАП ВШ), который был предназначен для оценки и регистрации разработок системы высшего профессионального образования:

• Российского фонда компьютерных учебных программ (РОСФОКОМП), предназначенного для оценки и регистрации разработок системы общего образования и высшего педагогического образования.

На рисунке 1 изображены этапы развития ОФЭРНиО.

Рис. 1. Этапы развития отраслевого фонда системы образования

Вначале 90-х годов ОФЭРНиО выполнял задачу регистрации (учета, оценки, подтверждения заявленных авторских прав) разработок

образовательного назначения в программном коде в целях устранения дублирования программных средств, разработка которых выполнялась за счет бюджетных средств. Тем самым решалась задача оптимизации бюджетных средств, выделяемых на разработку компьютерных учебных программ в условиях ограниченного бюджета на этапе постиндустриального развития страны.

56

Управление образованием: теория и практика

2015 №3 (19)

По мере развития индустрии программных средств и по мере внедрения информационных технологий в образование стали меняться задачи ОФЭРНиО.

В 1993 году, ФАП ВШ и РОСФОКОМП совместно разработали и опубликовали каталог «Компьютерные учебные программ» №2(3)’1993. В этом каталоге, состоящем из информации о разработках в программном коде, обратил на себя внимание «Сборник документов по организации товарищества» в цифровом коде (комплект текстов), разработанный Саратовским государственным университетом, и зарегистрированный ФАП ВШ (№791 от 1991 года). Это была первая текстовая разработка, зарегистрированная на отраслевом и государственном уровнях.

В 2000 г. произошло объединение ФАП ВШ и РОСФОКОМП в Отраслевой фонд алгоритмов и программ (ОФАП). Это обстоятельство, а также, появление в 2004 г. сайта ОФАП, стали мощнейшими стимулами популяризации процедуры регистрации результатов интеллектуальной деятельности в области науки и образования, что привело к увеличению потока разработок, прежде всего в цифровом коде (текстовые документы, такие как методические и учебные пособия, сценарии уроков, сборники задач и т.п.). Если проанализировать количественное изменение разработок в программном и цифровом коде с момента основания ОФЭРНиО в 1992 г. по настоящее время, то можно увидеть следующую картину (рис. 2).

Рис. 2. Количественное соотношение разработок в программном и цифровом коде (в сравнении данных 1992 года и 2014 года)

По мере дальнейшего развития и внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование, объектом деятельности ОФЭРНиО становятся электронные ресурсы - компоненты информационнообразовательной среды образовательных учреждений.

Количественный анализ регистрируемых в ОФЭРНиО электронных ресурсов по функциональности позволяет сделать заключение о преобладании электронных образовательных ресурсов (ЭОР) - 57,8% от общего количества электронных ресурсов (рис. 3).

57

Управление образованием: теория и практика

2015 №3 (19)

Рис. 3. Количественное распределение электронных ресурсов

по функциональности

К электронным образовательным ресурсам относятся:

• электронные ресурсы для решения организационно-экономических задач системы образования;

• электронные ресурсы образовательного назначения;

• электронные ресурсы поддержки образовательного процесса;

• энциклопедии, справочники, словари;

• информационные ресурсы;

• развивающие компьютерные игры.

Наличие и качество информационно-образовательной среды

образовательного учреждения является определяющим при подготовке высококвалифицированных трудовых и научных кадров, востребованных отраслями экономики страны, что соответствует государственным программам построения современного информационного общества.

58

Управление образованием: теория и практика

2015 №3 (19)

По Классификации Центра информационных технологий и систем органов исполнительно власти (ЦИТиС) электронные образовательные ресурсы относятся к группе «Прочее», их выявляется заметное преимущество (рис. 4).

Рис. 4. Количественное распределение ЭОР по разновидностям

Форма «Прочее» регистрируемых ЭОР содержит более 600 подвидов. Количество подвидов формы «Прочее» увеличивается год от года, отражая совершенствование форм компонентов информационно-образовательной среды образовательных учреждений в зависимости от реформирования и модернизации самой системы образования.

Разработка Правительством страны законопроекта об обязательном электронном экземпляре печатного издания (июнь 2015 г.), который направлен на урегулирование отношений по предоставлению копии печатного обязательного экземпляра документов в электронном виде, уже сегодня диктует ОФЭРНиО расширение объектов регистрации, в частности за счет электронных версий печатных изданий.

Информатизация образования послужила толчком к разработке ЭОР, созданию информационно-образовательной среды образовательных учреждений, образовав подобие «лоскутного материала», которое в настоящее время переросло в общее информационно-образовательное пространство страны.

Вся информация, поступающая в ОФЭРНиО, находится в полном и прямом доступе для научно-педагогического сообщества на Информационном портале Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» www.ofemio.ru.

Сегодня пользователями ОФЭРНиО являются 672 учреждения, более 40 000 авторов, специалисты 89 стран мира.

Открытость Информационного портала ОФЭРНиО соответствует Положениям Стандарта открытости [2].

59

Управление образованием: теория и практика

2015 №3 (19)

Открытость, доступность и информативность Информационного портала ОФЭРНиО были по достоинству оценены педагогическим сообществом страны и других стран мира. Портал ОФЭРНиО - победитель Конкурсов РУНЕТ в 2005 и 2014 годах.

Принцип непрерывного образования способствует личностному и карьерному росту каждого гражданина страны. Деятельность ОФЭРНиО систематизирует накопленный опыт в этой области, тем самым вносит свой вклад в процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей его жизни.

Литература

1. Кравченко А.И. Непрерывное образование: гибкость и рост

[Электронный ресурс] // Элитариум 2.0: [сайт].

URL: http://sdo.elitarium.ru/nepreryvnoe_obrazovanie/ (дата обращения:

09.09.2015) .

2. Стандарт открытости [Электронный ресурс] // Правительство

России: [портал]. URL: http://government.ru/dep_news/11645 (дата обращения:

09.09.2015) .

3. Статистика результативности и эффективности научного обеспечения системы образования / А.И. Галкина, Е.А. Сошникова, Е.Ю. Бобкова, И.А. Гришан // Информатизация образования и науки. 2014. №4(24). С. 177-190.

60

Управление образованием: теория и практика

2015 №3 (19)

Predy'bajlo ValerijAnatolievich,

The Federal State Budgetary Scientific Institution

«Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education», the Deputy director,

[email protected]

Galkina Aleksandra Ivanovna,

The Federal State Budgetary Scientific Institution

«Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education»,

the Head of Department,

[email protected]

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF THE POOLED FUND OF ELECTRONIC RESOURCES «SCIENCE AND EDUCATION»

Annotation

The article is devoted to the development of The Pooled Fund of Electronic Resources «Science and Education», analysis of the results of his work, as well as the results of intellectual activity in the part of the continuing education registered in that fund.

Keywords:

intellectual property; applied research and development; electronic educational resources; information and communication technologies.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.