Правовые акценты регистрации произведений науки в форме электронных образовательных ресурсов
Галкина Александра Ивановна Почетный работник науки и техники России, руководитель Объединенного фонда электронных ресурсов "Наука и образование" федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт управления образованием Российской академии образования" (495) 625-20-24, (915) 285-74-64 galkina3 @yandex.ru
Аннотация
Настоящая статья посвящена вопросам превентивной защиты педагогических идей и решений, высказанных авторами в произведениях науки в форме электронных образовательных ресурсов.
This article is devoted to the issues of preventive protection of pedagogical ideas and solutions expressed by the authors in the works of science in the form of electronic educational resources
Ключевые слова
авторское право, образовательные учреждения, превентивная защита, произведения науки, электронные образовательные ресурсы copyright, educational institutions, preventive protection, works of science, e-learning resources
Введение
Применимость авторского права на произведения литературы, произведения искусства, произведения науки, в том числе, в форме электронных образовательных ресурсов определяет способы защиты авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Произведения науки в форме электронных образовательных ресурсов (ЭОР), не являющиеся объектами, государственной системы учета и регистрации РИД, этой системой не защищаются. Однако, в силу множественности и значительного совокупного объема произведений науки в форме электронных образовательных ресурсов по отношению к общему объему РИД, востребована защита авторских прав на данную разновидность интеллектуальной собственности в условиях задачи коммерциализации научных и образовательных учреждений, регламентируемой Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года №1007.
Состояние вопроса отраслевой регистрации произведений науки
Формирование информационно-образовательной среды (ИОС) на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов является одним из приоритетных направлений развития
российских университетов. В контексте данной статьи важными представляются следующие нововведения:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2016 г. № 1399 "О внесении изменений в показатели мониторинга системы образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 14", в соответствии с которым в перечень показателей проводимого мониторинга образовательных учреждений включается показатель "наличие собственных электронных образовательных и информационных ресурсов".
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 376 от 31 марта 2017 года, в соответствие с которым в структуру государственной программы "Развитие образования" интегрируется ряд приоритетных проектов по направлению стратегического развития "Образование", в том числе проект "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации". Цель проекта - создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства.
3. Постановление от 25 августа 2017 года №1007. Внесены изменения в Правила управления государственными заказчиками правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения. Это расширит возможности коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.
На сегодня сложилась система государственного учета и регистрации РИД, участники которой определились в объектах рассмотрения и функциях учета.
Однако, ни одна, из существующих ныне структур государственного учета и регистрации результатов интеллектуальной деятельности, не рассматривает электронные образовательные ресурсы в качестве объекта учета и регистрации:
Ниже приведена сводная таблица объектов регистрации участников государственной системы учета и регистрации результатов научно-исследовательской и интеллектуальной деятельности._
Объекты учета и регистрации ЕГИСУ НИОКТ Р ГОСЗАДАНИЕ.Р Ф РОСПАТЕН Т НЭ Б НТЦ ИНФОРМРЕГИСТ Р
ПРОЕКТЫ V V
ОТЧЕТЫ V V
ДИССЕРТАЦИИ V V
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ монографи и V V V
патенты V V
учебные пособия V V
другое V
Изобретение V V V
РИД Программа для ЭВМ V V V
Полезная модель V V V
База данных V V V
Промышленный образец V V V
Топология интегральных микросхем А А А
Селекционны е достижения А А А
Товарный знак и знаки обслуживани я А А А
Секрет производства (ноу-хау) А А А
Коммерческо е обозначение А А А
Алгоритм А А А
Генетический ресурс А А А
Единая технология А А А
Электронные издания А
Рис.1. Сводная таблица объектов регистрации участников государственной системы учета и регистрации РИД
Анализ объектов деятельности участников государственной системы учета и регистрации РИД демонстрирует, что произведения науки в форме электронных образовательных ресурсов, проще - ЭОР - не являются объектом деятельности участников системы.
Однако по оценкам специалистов электронные образовательные ресурсы составляют 76% от всей совокупности результатов научно-педагогической деятельности в сфере образования страны.
Существующая система государственного учета и регистрации РИД не позволяет:
■ исключить дублирование при формировании государственного задания;
■ учитывать качество научной продукции для сферы образования;
■ выявить перспективные векторы развития педагогической науки;
■ осуществить взаимосвязь регистрации произведений науки в сфере образования с процедурами аттестации педагогов и образовательных организаций.
Государственная система регистрации произведений науки
' V Оборона
V
4 ч 4 V ^ Транспорт
41N 4 4 ч Здравоохранение
х-.;
Ч N s ,
РОСПАТЕНТ
Образование
г
л Отраслевая
9 система
■ регистрации
научной
продукции
-Л
Рис. 2. Система отраслевой регистрации результатов интеллектуальной деятельности в различных сферах хозяйства страны, обеспечивающих ее
безопасность
Эти четыре "НЕ" решает отраслевая регистрация произведений науки в форме электронных образовательных ресурсов. На начало 2000-х годов отраслевая регистрация осуществлялась в обороне, медицине, транспорте, образовании, т.е. в тех сферах, которые отвечают за безопасность страны, в широком смысле этого слова.
Начиная с 1991 года, в образовании был накоплен значительный опыт по регистрации произведений науки в форме электронных образовательных ресурсов:
Фонд алгоритмов и программ высшей школы (ФАП BLU) Госкомвуза России (1991 — 2000)
Ж
Российский фонд компьютерных учебных программ (РОСФОКОМП) Министерства образования РФ (1992-2000)
Отраслевой фонд алгоритмов и программ (ОФАП) Министерства образования и науки Российской Федерации (2000-февраль 2009)
Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО) (июнь 2009 г.- по н/вр.)
Рис. 3. Опыт решения проблемы отраслевой регистрации произведений науки в
форме ЭОР в сфере образования
Отраслевая регистрация произведений науки в форме электронных образовательных ресурсов обеспечивает:
• аккумулирование информации о произведениях науки в форме электронных ресурсов;
• стандартизацию и унификацию слабоструктурированной информации об электронных ресурсах;
• оценку новизны произведений науки в форме ЭОР;
• каталогизацию электронных образовательных ресурсов;
• превентивную защиту авторских прав на произведения науки в форме
ЭОР;
• моделирование вектора перспективного развития сферы образования и направления развития педагогических прикладных наук;
• обеспечение доступного, полного и прозрачного оповещения научного и педагогического сообщества страны о последних достижениях в области произведений науки в форме электронных образовательных ресурсов;
• мониторинг образовательных учреждений по показателю "собственные электронные образовательные ресурсы".
Перед образовательными и научными учреждениями поставлена задача коммерциализации учреждений, с учетом прав на результаты интеллектуальной деятельности [3,4].
На результаты интеллектуальной деятельности применительно авторское
право.
Наравне с произведениями литературы и произведениями искусства авторское право применительно к произведениям науки.
Авторское право применительно к произведениям науки в любой форме, в том числе к произведениям науки в форме электронного образовательного ресурса.
Рис. 4. Разновидности результатов интеллектуальной деятельности
Защита авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности возможна тремя способами:
■ патентованием;
■ опубликованием;
регистрацией.
Электронные образовательные ресурсы не являются объектом патентования, следовательно, патентование как процедура защиты авторских прав в отношении ЭОР - невозможна.
Опубликование - крайне редко используемая процедура для электронных образовательных ресурсов. До недавнего времени, электронные образовательные ресурсы сразу после завершения работы над ними, помещались в закрытые локальные сети университетов. Опубликование, включающее в себя редакционно-издательскую обработку и тиражирование в промышленных масштабах - процедура затратная. Следовательно, опубликование не является процедурой защиты авторских прав на электронные образовательные ресурсы.
В качестве процедуры защиты авторских прав на произведение науки в форме электронных образовательных ресурсов выступает процедура отраслевой регистрации в Объединенном фонде электронных ресурсов "Наука и образования (ОФЭРНиО)".
Наличие электронных образовательных ресурсов фиксируется в ОФЭРНиО в соответствии с заявленной формой собственности на ЭОР на основании формы и содержания сопровождающих ЭОР документов.
Определение "собственные" [1] предполагает, подтверждение прав собственности (имущественное право) на электронные образовательные ресурсы. Имущественные права являются составной частью авторского права, наравне с авторским правом на имя.
Для произведения науки его форма, охраняемая авторским правом, вторична, а ключевым является содержание, под указанную охрану не подпадающее.
Однако, отраслевая регистрация произведений науки в форме электронных ресурсов, предоставляет единственную возможность обнародовать, закрепить и защитить авторские права в части новых педагогических идей, методов, новых определений, методических и дидактических решений и т.д.
Регистрации в ОФЭРНиО подлежат как служебные произведения, так и инициативные. Служебные произведения - это произведения, выполненные в результате функциональных обязанностей, на компьютерной технике учреждения, в рабочее время, под "зарплату". Авторское право на служебные произведения распределяется следующим образом: авторское право на имя принадлежит авторам с момента окончания работы над результатом интеллектуальной деятельности; имущественное право принадлежит учреждению - работодателю авторов -физических лиц.
25% от всего объема произведений науки в форме электронных образовательных ресурсов - это инициативные разработки [5]. Инициативные разработки, как правило, малобюджетные разработки, отличающиеся оригинальностью методологических, педагогических, технологических, программных решений - реализация идей авторов (физических лиц), реализация "живой" творческой мысли, накопленного, осмысленного практического опыта авторов. В случае инициативных работ авторское право на имя и имущественные права на разработку принадлежат авторам.
Превентивная защита авторских прав на электронные образовательные ресурсы обеспечиваются не только процедурой отраслевой регистрации в ОФЭРНиО, но и оперативной публикацией результатов регистрации на портале ОФЭРНиО и в изданиях ОФЭРНиО.
Информация о разработке, включая наименование учреждения (в случае регистрации служебного произведения), ФИО авторов, наименование ЭОР, программно-аппаратные средства разработки, реферативное описание, дата окончания работы над ЭОР доступна научно-педагогическому сообществу в день регистрации ЭОР.
Информационный портал Объединенного фонда электронных ресурсов "Наука и образование" - общедоступный, абсолютно открытый портал, не требующий регистрации пользователей. Портал открыт для работы с порталом и с содержимым Базы Данных ОФЭРНиО, с электронной Библиотекой Рекламно-Технических Описаний - полнотекстовых документов, описывающих регистрируемую разработку.
Сегодня аудитория портала:
А 98 стран мира;
А 82 субъекта Российской Федерации;
А 745 организаций и учреждений России;
А более 60 000 авторов страны.
Для превентивной защиты авторских прав произведений науки в форме ЭОР служит не только оперативное оповещение научно-преподавательского сообщества о
новинках в области ЭОР на портале ОФЭРНиО, но и многочисленные публикации информации о результатах регистрации произведений науки в форме электронных образовательных ресурсах в сетевых и электронных изданиях фонда:
■ сетевое издание (бюллетень) "Хроники Объединенного фонд электронных ресурсов "Наука и образования";
■ сетевое издание (журнал) "Навигатор в мире науки и образования ";
■ сетевое издание (журнал) "The navigator in the world of science and education";
■ электронное издание "Российские инициативные разработки (Инициатива. Предприимчивость. Смекалка") [5]
На данном этапе развития проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" востребована коммерциализация научных и образовательных учреждений с учетом прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе на произведения науки в форме электронных образовательных ресурсов.
Стремясь зафиксировать результаты научно-педагогической деятельности в части разработки электронных образовательных ресурсов и закрепить авторские права на новые педагогические идеи, методы, методические и дидактические решения, реализованные в ЭОР, начиная с этого года принято решение, о присвоении doi всем рекламно-техническим описаниям электронных образовательных ресурсов, регистрируемых в фонде.
Заключение
Резюмируя все вышесказанное, формируются следующие выводы:
1. Произведения науки в форме электронных образовательных ресурсов, которые составляют 76% от всего объема результатов интеллектуальной деятельности, не являются объектами деятельности участников государственной системы учета и регистрации РИД, решающей задачи защиты авторских прав на новые педагогические идеи, методы, методические и дидактические решения, реализованные в ЭОР;
2. К произведениям науки в форме электронных образовательных ресурсов наравне с произведениями литературы и произведениями искусства применительно авторское право;
3. Авторское право на новые педагогические идеи, методы, методические и дидактические решения, реализованные в электронных образовательных ресурсах, может быть защищено только процедурой регистрации в Объединенном фонде электронных ресурсов "Наука и образование";
4. Закрепление авторского права на новые педагогические идеи, методы, методические и дидактические решения произведения науки, реализованные в произведениях науки в форме ЭОР, осуществляется регистрацией в Объединенном фонде электронных ресурсов "Наука и образование", заявочно и превентивно;
5. В Объединенном фонде электронных ресурсов "Наука и образование" регистрируются как служебные произведения, так и инициативные;
6. Все возможности Объединенного фонда электронных ресурсов "Наука и образование": портал, сетевые издания, электронные издания сконцентрированы на обеспечение предания гласности произведений науки в форме электронных образовательных ресурсов в целях превентивной защиты авторских прав на педагогические идеи и решения.
Сегодня Объединенный фонд электронных ресурсов "Наука и образование" констатирует:
■ повышение уровня юридической грамотности авторов электронных образовательных ресурсов;
■ оживление в вопросах коммерциализации образовательных и научных учреждений включением в основные средства электронные образовательные ресурсы (включение в уставной капитал учреждения);
■ осознание, что главным богатством страны является человеческий капитал и результаты его интеллектуальной деятельности
и предлагает:
1. Провести интеграцию и синхронизацию участников государственной системы учета, регистрации и фиксации результатов интеллектуальной деятельности в части дублируемых объектов регистрации, что позволит избежать дублирования функционала участников государственной системы учета, регистрации и фиксации результатов интеллектуальной деятельности;
2. Интегрировать Объединенный фонд электронных ресурсов "Наука и образование" с государственной системой учета, регистрации и фиксации результатов интеллектуальной деятельности в целях учета итогов регистрации ЭОР в процедурах аттестации педагогов и образовательных организаций
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2016 г. № 1399 "О внесении изменений в показатели мониторинга системы образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 14"
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 376 от 31 марта 2017 года
3. Постановление от 25 августа 2017 года №1007.
4. Галкина, А.И., Бобкова, Е.Ю. Актуальные проблемы правового регулирования объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в ОУ РФ в рамках развития инновационной составляющей образовательного процесса (раздел в коллективной монографии) / А.И. Галкина, Е.Ю. Бобкова - USA, Missouri, Saint-Louis: Publishing House Science and Innovation Center, 2016. - С. 133-149
5. Неустроев С.С., Предыбайло В.А, Галкина А.И., Бурнашева Е.А., Гришан И.А. "Российские инициативные разработки (Инициатива. Предприимчивость. Смекалка)" [электронный ресурс] / М.: ФГБНУ ИУО РАО - 2017. - № 1
6. Неустроев С.С., Предыбайло В.А, Галкина А.И., Бобкова Е.Ю., Бурнашева Е.А., Гришан И.А. Методологические подходы к отраслевой регистрации произведений науки как инструменту управления системой образования / М. : РАЕ //Журнал "Международный журнал экспериментального образования". - 2017. - № 3-2, с. 222-223