Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ОПЕКУНСТВО / ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / КАТЕГОРИИ ПОДОПЕЧНЫХ / СОЦИАЛЬНАЯ ОПЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Умарова Амала Алиевна

Проведен анализ вопросов становления опеки и попечительства в России, с целью выявления основных черт и тенденций ее становления. Автором выявлены основные черты правовой политики государства и основные этапы становления опеки и попечительства как института права. В ходе исследования установлено, что необходимо определить на законодательном уровне не только момент установления опеки, но и правила ее осуществления, а также процедурные нормы, регулирующие управление и прекращение опеки. Автор приходит к выводу о том, что в результате, на определенном этапе истории необходимость широкого правового регулирования отношений опеки и попечительства привела к существованию общей системы опеки и попечительства, включающей как общие положения, так и положения, регулирующие отдельные виды опеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF LEGAL POLICY IN THE FIELD OF GUARDIANSHIP AND GUARDIANSHIP IN RUSSIA

The analysis of the issues of the formation of guardianship and guardianship in Russia, in order to identify the main features and trends of its formation. The author identifies the main features of the legal policy of the state and the main stages of the formation of guardianship and guardianship as an institution of law. The study found that it is necessary to determine at the legislative level not only the time of establishment of guardianship, but also the rules for its implementation, as well as procedural rules governing the management and termination of guardianship. The author comes to the conclusion that as a result, at a certain stage of history, the need for broad legal regulation of guardianship and guardianship relations led to the existence of a common system of guardianship and guardianship, including both general provisions and provisions regulating certain types of guardianship.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ

DOI 10.47643/1815-1337_2022_12_189 УДК 347.1

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ RETROSPECTIVE ANALYSIS OF LEGAL POLICY IN THE FIELD OF GUARDIANSHIP AND GUARDIANSHIP IN RUSSIA

УМАРОВА Амала Алиевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова». 366007, Чеченская Республика, г. Грозный, пр. Бульвар Дудаева, 17. Е-mail: umarova1984@mail.ru;

UMAROVA Amala Alievna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure, A.A. Kadyrov Chechen State University

17 Dudaev Boulevard Ave., Grozny, Chechen Republic, 366007. E-mail: umarova1984@mail.ru

Краткая аннотация: проведен анализ вопросов становления опеки и попечительства в России, с целью выявления основных черт и тенденций ее становления. Автором выявлены основные черты правовой политики государства и основные этапы становления опеки и попечительства как института права. В ходе исследования установлено, что необходимо определить на законодательном уровне не только момент установления опеки, но и правила ее осуществления, а также процедурные нормы, регулирующие управление и прекращение опеки. Автор приходит к выводу о том, что в результате, на определенном этапе истории необходимость широкого правового регулирования отношений опеки и попечительства привела к существованию общей системы опеки и попечительства, включающей как общие положения, так и положения, регулирующие отдельные виды опеки.

Abstract: the analysis of the issues of the formation of guardianship and guardianship in Russia, in order to identify the main features and trends of its formation. The author identifies the main features of the legal policy of the state and the main stages of the formation of guardianship and guardianship as an institution of law. The study found that it is necessary to determine at the legislative level not only the time of establishment of guardianship, but also the rules for its implementation, as well as procedural rules governing the management and termination of guardianship. The author comes to the conclusion that as a result, at a certain stage of history, the need for broad legal regulation of guardianship and guardianship relations led to the existence of a common system of guardianship and guardianship, including both general provisions and provisions regulating certain types of guardianship.

Ключевые слова: опека, попечительство, опекунство, психические расстройства, категории подопечных, социальная опека.

Keywords: guardianship, guardianship, guardianship, mental disorders, categories of wards, social guardianship.

Для цитирования: Умарова А.А. Ретроспективный анализ правовой политики в сфере опеки и попечительства в России // Право и государство: теория и практика. 2022. № 12(216). С. 189-190. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_189.

For citation: Umarova A.A. Retrospective analysis of legal policy in the field of guardianship and guardianship in Russia // Law and state: theory and practice. 2022. No. 12(216). pp. 189-190. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_189.

Статья поступила в редакцию: 20.11.2022

Важность анализа правовой политики в сфере опеки и попечительства обусловлена, тем, что опека и попечительство как условно единый институт давно известны праву и законодательства и является весьма значимым и связанным с обеспечением правомочий и законных интересов членов общества, по объективным причинам, не являющихся способными к реализации и защите их без помощи со стороны условно сторонних лиц - опекунов.

Следует подчеркнуть, что вопреки правовому обеспечению сферы, а это важно понимать, постепенно и даже регулярно все связанные с ней области трансформируются. Меняются такие аспекты как правовое положение субъектов опеки и попечительства, порядок усыновления и удочерения, круг подопечных и т.д.

При этом функции и назначение каждой из областей рассматриваемого института условно неизменны. Они обеспечивают и облегчают жизнедеятельность незащищенных категорий граждан страны - сирот.

Закон о личности, браке, семье и опеке 1918 года предусматривал опекунство над "душевнобольными", то есть над теми, кого признавала Медицинская комиссия, созданная на основании Декрета об освидетельствовании душевнобольных, который был приложен к статье 193 того же закона. Статья 246 того же закона также гласит, что опека может быть установлена в случаях расточительности или когда установлено, что соответствующее лицо обладает свойствами, которые делают его опасным или невозможным без общественной защиты.

Е.М. Холодковская указывает, что даже по современному английскому праву "сделка является недействительной только в том случае, если будет доказано, что больной в момент ее совершения явно действовал неразумно", работник был "не в состоянии разумно выполнять свои обязанности" из-за психического заболевания или слабоумия. [1,с.21].

Как видно из вышеизложенного, основания для признания недееспособности в каждом случае определяются по-разному, в зависимости от правовых норм. Например, согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации 1964 года, гражданин может быть признан недееспособным, если он не способен понимать значение своих действий или руководить ими вследствие душевной болезни или слабоумия. Однако в статье 29 действующего Гражданского кодекса причиной таких действий названо психическое расстройство в целом, а не психическая болезнь или слабоумие. Такой подход является более точным и отражает современные данные психиатрии.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 12(216)

До начала 20 века в России не существовало такого понятия, как "социальная сирота". В истории российского права проблема создания правового места для детей, потерявших родителей, особенно остро стоит в настоящее время. Правового понятия "дети, оставшиеся без родителей", раскрытого в статье 121.1 Семейного кодекса Российской Федерации, долгое время не существовало. Статья 121, пункт 1 Семейного кодекса Российской Федерации. Использовался термин "сирота" [2,с.11].

До начала XX века опека (родительская власть) над ребенком устанавливалась, как правило, только в случае смерти родителей ребенка. Довольно долгое время в российском законодательстве не было положений о лишении или ограничении родительских прав, главным образом из-за существования института родительства; Г.Ф. Шершеневич отмечал, что в своем историческом развитии родительство возникло как форма собственности и «отец имеет право над жизнью и смертью своего ребенка» [3, с.426]. Такое положение вещей продолжалось, по существу, до времен Петра Великого, до начала 20 века. «Родительские права предоставляются родителям как средство принятия на себя возможности воспитывать своих будущих граждан» [4,с.55]. Иными словами, закон уже не рассматривал детей как объекты правоотношений, а признавал их правоспособность как субъектов и формировал юридические гарантии их прав.

С другой стороны, есть еще одна причина, по которой долгое время законодатели не чувствовали необходимости устанавливать нормы, касающиеся раздельного проживания родителей. Уровень жизни, социальная структура, исторические, культурные и национальные традиции способствовали общему уважительному отношению родителей к своим детям и не являлись основанием для вмешательства закона в частную жизнь семьи. Лишение родительских прав впервые было предусмотрено в Законе о личности, браке, семье и опеке 1918 года (статьи 153, 159 и 169) и, как известно, во всех последующих основных законах о семье.

Хотя многие дети потеряли своих родителей во время Гражданской войны, голода и Великой Отечественной войны, термин "социальный сирота" (сирота, родители которого живы) появился в социологии только в современную эпоху.

В последнее время появилось много случаев лишения опеки по причине хронического алкоголизма, но случаи жестокого обращения с детьми и лишения опеки не редкость. Лишение родительских прав до сих пор неизвестно ни в одной правовой системе, и в большинстве случаев основанием для оставления ребенка за границей является отсутствие родителя. Например, в семейном законодательстве Канады нет норм, касающихся лишения родительских прав.

В современной России, согласно статье 34 Гражданского кодекса РФ, органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления. Их действия или бездействие могут быть обжалованы в суде.

В современной литературе предлагается создать специальную систему семейных судов, которые могли бы решать вопросы, связанные именно с опекой (попечительством). Однако идея делегирования функции надзора за опекой судебным органам не представляется реалистичной в нынешних условиях.

Краткий обзор эволюции государственного регулирования опеки и попечительства позволяет сделать следующие выводы.

Долгое время опека не имела законодательного определения и понималась как общее понятие, прежде всего как сочетание опеки и траста. Приоритетной задачей ведомства являлась защита интересов наиболее важной категории лиц, нуждающихся в социальной опеке, - детей. С реализацией этой задачи связано появление "социальных сирот".

Нормы, касающиеся опеки и попечительства, были законодательно закреплены только тогда, когда государственные учреждения стали эффективно контролировать тех, кто осуществлял опеку. До этого опека контролировалась семьями, общинами, кланами под влиянием обычного права и не нуждалась в контроле со стороны государственных органов.

Как мы полагаем необходимо определить на законодательном уровне не только момент установления опеки, но и правила ее осуществления, а также процедурные нормы, регулирующие управление и прекращение опеки. В результате, на определенном этапе истории необходимость широкого правового регулирования отношений опеки и попечительства привела к существованию общей системы опеки и попечительства, включающей как общие положения, так и положения, регулирующие отдельные виды опеки.

Круг лиц, подлежащих опеке или попечительству, всегда различен и определяется, в том числе, преобладающей целью (защита лица и его имущества). Отношения опеки и попечительства не всегда основаны на альтруистических принципах и могут быть возмездными.

Библиогра фия:

1. Холодковская Е.М. Опека и попечительство: современное состояние и перспективы развития // Молодой ученый. 2022. № 8. С. 18-23.

2. Константиновский И.В. Русское законодательство об умалишенных, его история и сравнение с иностранными законодательствами. СПб., 1887.

299 с.

3. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001. 789 с.

4. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву: Учебное пособие. М.: Наука, 1995. 391 с.

References:

1. Kholodkovskaya E.M. Guardianship and guardianship: the current state and prospects of development // Young scientist. 2022. No. 8. pp. 18-23.

2. Konstantinovsky I.V. Russian legislation on the insane, its history and comparison with foreign legislation. St. Petersburg, 1887. 299 p.

3. Shershenevich G.F. Course of civil law. Tula, 2001. 789 p.

4. Antokolskaya M.V. Lectures on family law: Textbook. Moscow: Nauka, 1995. 391 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.