Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / СОЦИУМ / СИРОТСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Умарова Амала Алиевна, Зумакулова Зарема Ахматовна

В статье анализируются правоотношения, возникающие по поводу опеки и попечительства. Предмет включает нормы ряда законов и подзаконных актов, представленных гражданским, семейным, административным и другими направлениями законодательства. Результат исследования сводится к получению целостного и многоаспектного представления о том, какой является правовая природа рассматриваемого института, предполагает поиск имеющихся и остро стоящих проблем, выработку методов их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF LEGAL POLICY RESEARCH IN THE FIELD OF GUARDIANSHIP

The article analyzes the legal relations arising in relation to guardianship and guardianship. The subject includes the norms of a number of laws and by-laws submitted by civil, family, administrative and other areas of legislation. The result of the study boils down to obtaining a holistic and multidimensional idea of what the legal nature of the institution in question is, involves the search for existing and acute problems, the development of methods for their elimination.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_3_162 УДК 347.1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE STUDY LEGAL POLICY IN THE FIELD OF GUARDIANSHIP

УМАРОВА Амала Алиевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова». 364907, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Шерипова, 32. Е-mail: umarova1984@mail.ru;

ЗУМАКУЛОВА Зарема Ахматовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ИПЭиФ, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова». 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. E-mail: zarema.zum@mail.ru;

UMAROVA Amala Alievna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure, FGBOU HE "Chechen State University named after A.A. Kadyrov". 32 Sheripova str., Grozny, Chechen Republic, 364907. E-mail: umarova1984@mail.ru ;

ZUMAKULOVA Zarema Akhmatovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law and Process of IPEiF, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, 360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Chernyshevsky str., 173. E-mail: zarema.zum@mail.ru

Краткая аннотация: в статье анализируются правоотношения, возникающие по поводу опеки и попечительства. Предмет включает нормы ряда законов и подзаконных актов, представленных гражданским, семейным, административным и другими направлениями законодательства. Результат исследования сводится к получению целостного и многоаспектного представления о том, какой является правовая природа рассматриваемого института, предполагает поиск имеющихся и остро стоящих проблем, выработку методов их устранения.

Abstract: the article analyzes the legal relations arising in relation to guardianship and guardianship. The subject includes the norms of a number of laws and by-laws submitted by civil, family, administrative and other areas of legislation. The result of the study boils down to obtaining a holistic and multidimensional idea of what the legal nature of the institution in question is, involves the search for existing and acute problems, the development of methods for their elimination.

Ключевые слова: опека, попечительство, правовая политика в сфере опеки и попечительства, социум, сиротство.

Keywords: guardianship, guardianship, legal policy in the field of guardianship and guardianship, society, orphanhood.

Для цитирования: Умарова А.А., Зумакулова З.А. Теоретические основы исследования правовой политики в сфере опеки и попечительства //Право и государство: теория и практика. 2023. № 3(219). С. 162-164. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_162.

For citation: Umarova A.A., Zumakulova Z.A. Theoretical foundations of the study of legal policy research in the field of guardianship // Law and state: theory and practice. 2023. No. 3(219). pp. 162-164. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_162.

Статья поступила в редакцию: 02.02.2023

Одна из актуальнейших проблем России в контексте социальной политики представлена как сиротство. Место и роль сирот в рамках социума - сложная и неоднозначная тема, заслуживающая особого внимания. Один из аспектов отмеченной проблемы сводится к тому, что течение жизни детей, оставшихся без внимания биологических родителей, сопровождается множеством объективных сложностей и трудностей.

Текущие условия, складывающиеся в России, характеризуются наличием ряда проблемных аспектов, в том числе связанных с отмеченной темой. Дети, оставшиеся без внимания и заботы, усыновляются, опека и попечительство как значимый институт при этом стремительно развиваются, но продолжают характеризоваться как имеющие ряд пробелов. Есть сложные бюрократические моменты, осложняющие взаимодействие между потенциальными опекунами, попечителями и детьми, нуждающимися в заботе и любви.

Отметить нужно, что актуальным в представленном контексте является вопрос, тесно связанный с функционированием детских домов и подобных им учреждений. Есть мнение, согласно которому они должны быть ликвидированы в пользу тотальной популяризации института опеки и попечительства. Аргумент «за» в данном контексте сводится к тому, что в детских домах и подобных им учреждениях аспекты развития личности и становления детьми полноценными гражданами буквально страдают. Негативной становится социализация, она не дает эффекта, оптимального в контексте личностного развития.

Вернуться следует к институту опеки и попечительства. Он известен разным правовым системам достаточно давно. Имеет место запрос со стороны общества в части развития данного института. Объясняется это отчасти тем, что количество сирот демонстрирует стремительный прирост в последние годы. Это требует пересмотра ряда концепций в части их устройства в приемные семьи, а также в аспектах установления опеки или попечительства.

Тесно связана с темой проблема, касающаяся материальной стороны вопроса. Выплаты приемным семьям - стимул и мотив для взрослых, однако часто они сопровождаются корыстным интересом. И пусть как таковые специальные пособия и другие материальные стимулы в

Частно-правовые (цивилистические) науки

контексте целенаправленности исключены, определенные денежные выплаты получает тот или иной ребенок. В некоторых ситуациях опекун или попечитель может расходовать их на предусмотренные законами нужды. Часто российская практика установления опеки или попечительства сопровождается случаями, когда денежный интерес взрослых преобладает над стремлением к развитию и воспитанию полноценной личности. При этом следует отметить очевидное: в отдельных и достаточно распространенных ситуациях поддержка приемных семей со стороны государства - необходимость, особенно на фоне текущей экономической обстановки. Некоторые эксперты полагают, что исключение мер помощи из практики опеки и попечительства стало бы причиной того, что институт постепенно начал бы разрушился. При этом и повышение уровня финансовой поддержки не является рациональным. Бюджетные средства лучше пускать на популяризацию и совершенствование механизмов опеки и попечительства.

Специалисты в области гражданского права полагают, что законы и подзаконные акты, прямо или косвенно касающиеся рассматриваемого института, говорят о том, что отнесение опеки и попечительства только к гражданскому законодательству в аспектах регламентации и регулирования нецелесообразно. Природа правовых отношений, складывающихся между субъектами института, до сих пор порождает ряд вопросов и дискуссий.

Значимым направлением в настоящее время на фоне неоднозначности подходов к определению природы правоотношений между субъектами опеки и попечительства является упрощение ряда механизмов.

Так, к примеру, для стабилизации социальной ситуации в контексте сиротства целесообразным видится смягчение ряда административных и бюрократических барьеров, препятствующих установлению опеки и попечительства в отношении нуждающихся граждан страны независимо от половозрастных характеристик.

Необходимо отметить, что рассматриваемый институт по сравнению с усыновлением или удочерением характеризуется определенными ограничениями в отношении опекунов и попечителей. Примером можно считать отсутствие правомочий в части родства с опекаемым лицом. Вписать ребенка в паспорт нельзя, дать ему свою фамилию - то же. В целом институт является сложным и полнящимся противоречиями, ограничениями, порой субъективными, иногда объективными. По этим причинам эксперты в области гражданского и семейного законодательства утверждают, что усыновление или удочерение приоритетнее опеки. Это выражается в практике деятельности соответствующих учреждений, отвечающих за решение ряда сопутствующих проблеме задач. Так, если одна семья претендует на ребенка и планирует взять его под опеку, а другая стремится к усыновлению (удочерению), приоритет будет установлен в отношении последней.

Вопросы правовой политики как специальной категории общей теории права активно стали рассматриваться в последние двадцать лет. Различным аспектам проявления правовой политики и проблематике института опеки и попечительства посвящены работы И.А. Банникова [1], Л.Ю. Михеевой [2], В.А. Цветкова [3] и многих других; договор о патронатном воспитании исследовался в работах Е.П. Лапиной [4].

Тем не менее, за рамками указанных и других исследований остался целый ряд проблем правового регулирования опеки и попечительства, прежде всего теоретических, к примеру, переосмысления системы правоотношений по опеке и попечительству.

За рамками ряда современных исследований остаются отдельные проблемы, касающиеся правового регулирования анализируемого института. Речь, например, о переосмыслении самой сути правовых отношений, возникающих между субъектами, участвующими в мероприятиях и совершающих действий в рамках опеки и попечительства [5,с.48].

Благодаря проделанной работе удалось обнаружить ряд остро стоящих проблем и пробелов, касающихся прямо и косвенно действующих законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих вопросы опеки и попечительства.

Сегодня посредством инструментов и механизмов опеки и попечительства государство получает возможность обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся по объективным причинам без родителей. Речь о тех правомочиях, которые они не могут самостоятельно реали-зовывать в полной мере. Опека и попечительство как социальный институт - это современный и эффективный способ устройства детей. Система мероприятий по социальной защите, связанная с анализируемым институтом, отчасти обеспечивает национальную безопасность государства. Это важно понимать, особенно в текущих условиях, характеризующихся как реформационные и затрагивающие все сферы социальной жизни граждан.

Опека и попечительство - приоритетные формы воспитания и развития детей, оставшихся без родителей. Институт обладает рядом характерных отличий от аналогичных. При этом нужно понимать, что правовые статусы субъектов опеки и попечительства строго регламентированы. Опекуны и попечители не имеют возможности заместить биологических родителей. Они выполняют функции по сопровождению, содействию лицам, не достигшим совершеннолетия. Дети же сохраняют условную автономность, независимость, их права не нарушаются по причине установления опеки или попечительства. При этом имеет место договорная основа. Плюс опеки и попечительства сводится к тому, что данный институт способствует решению ряда проблемных задач, связанных с социализацией детей, оставшихся без родителей, в обществе [6,с.105].

Существенные и многозначащие детерминанты в контексте стимулирования и мотивации приема детей в семьи биологическими родственниками сводятся помимо всего прочего сводятся к повышению уровня пособий и иных выплат, предназначенных для содержания сирот и иных лиц, нуждающихся по объективным причинам в установлении опеки или попечительства. Еще один важный детерминант - это улучшение принципов функционирования учреждений, решающих задачи, связанные с анализируемым институтом.

Установлено, что ключевые принципы, которыми должны быть «пронизаны» нормы, посвященные опеке и попечительству, следующие:

- свобода в части принятия опеки (попечительства) или отказа от нее независимо от субъекта волеизъявления;

- контроль деятельности опекунов и попечителей со стороны соответствующих государственных учреждений;

- стремление к обеспечению качества защиты прав и интересов лиц, в отношении которых установлены опека и попечительство;

- поддержка лиц, прямо или косвенно влияющих на защиту прав и интересов детей, оставшихся без родителей по объективным причинам.

Регламентация института сразу несколькими правовыми отраслями должна рассматриваться в качестве аспекта, указывающего помимо всего прочего на успешность развития государственной политики в сфере. Это во многом способствует улучшению условий, в которых протекают отношения между субъектами опеки и попечительства. Отметить нужно и то, что устранение имеющихся проблем возможно не только правовыми инструментами. Необходимой является масштабная социальная работа. Каждый гражданин страны должен понимать, что дети, оставшиеся без родителей, нуждаются в любви и заботе, в воспитании и корректном развитии во всех аспектах [7,с.58].

В ходе анализа научных воззрений определено что под правовой политикой понимается система основных политико-правовых начал и принципов, обусловленных сознательной, волевой и согласованной деятельностью субъектов правовой действительности по научному обоснованию и использованию права для правильной организации общественной жизни.

В ходе исследования нами выработано авторское определение правовой политики в сфере опеки и попечительства - это система приоритетов в юридической деятельности в сфере правового регулирования данного вида правоотношений, которая находит свое основное выражение в правовых актах, входящих в субъекты систем опеки и попечительства, основанных на конституционных принципах и общепризнанных нормах международного права. Она ориентирует соответствующие институты общества, органы государственной власти и местного самоуправления в решении актуальных вопросов, таких как защита прав и законных интересов субъектов опеки и попечительства, прогрессивное развитие и совершенствование правового регулирования деятельности учреждений опеки и попечительства. Правовая политика необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы в сфере опеки и попечительства.

В ходе исследования выявлен ряд проблем, образующихся в результате применения правовых норм при установлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми: 1) проблема определения правового статуса несовершеннолетнего родителя в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, который не состоит в зарегистрированном браке и не является эмансипированным гражданином. В целях обеспечения и реализации прав и законных интересов несовершеннолетнего родителя и его ребенка предлагается внести дополнения в действующее законодательство; 2) проблема, затрагивающая порядок реализации полномочий органов опеки и попечительства в нематериальной сфере жизни подопечного гражданина.

Отмеченное в полной мере и без дополнительных оговорок будет способствовать дальнейшему совершенствованию института опеки и попечительства в нашей стране, при этом помощь детям, нуждающимся в ней, постепенно выйдет на новый уровень.

Библиогра фия:

1. Банников И.А. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью в Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2017. 213 с.

2. Михеева Л.Ю. О совершенствовании института опеки и попечительства // Известия АлтГУ. 2022. №2. С. 55-59.

3. Цветков В.А. Приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник ОмГУ. 2015. №3. С. 102-105.

4. Лапина Е. П. Правовое регулирование договора об устройстве ребенка в патронатную семью в Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2010. 161 с.

5. Ламейкина Е.Ю. Новые формы устройства детей, оставшихся без попечения. Судебная практика // Государственная служба и кадры. 2019. №3.

С. 44-52.

6. Калина Е.А. Генезис развития института опеки и попечительства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. №9. С. 103-108.

7. Бурдо Е.П. Проблемы правового регулирования опеки и попечительства над детьми в Российской Федерации // Марийский юридический вестник. 2015. №3 (14). С. 57-59.

References:

1. Bannikov I.A. Agreement on the transfer of a child to foster care in the Russian Federation: dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences. M., 2017. 213

p.

2. Mikheeva L.Yu. On improving the institution of guardianship and guardianship // News of AltSU. 2022. No.2. pp. 55-59.

3. Tsvetkov V.A. Foster family and other forms of placement of children left without parental care // Bulletin of OmSU. 2015. No. 3. pp. 102-105.

4. Lapina E. P. Legal regulation of the agreement on the placement of a child in a foster family in the Russian Federation: dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences. M., 2010. 161 p.

5. Lameikina E.Yu. New forms of arrangement of children left without care. Judicial practice // Civil service and personnel. 2019. No.3. pp. 44-52.

6. Kalina E.A. Genesis of the development of the Institute of guardianship and guardianship // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. No.9. pp. 103-108.

7. Burdo E.P. Problems of legal regulation of custody and guardianship of children in the Russian Federation // Mari Legal Bulletin. 2015. No.3 (14). pp. 57-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.