Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ И СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

НОРМАТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ И СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / НОРМАТИВНАЯ ТРАКТОВКА / СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шипицина И.А.

В статье рассмотрены общерегулятивные нормы об опеке и попечительстве в законодательстве Российской Федерации и ряда стран ближнего зарубежья (Азербайджан, Беларусь, Молдова, Украина). Проведено сравнение нормативных трактовок понятий «опека» и «попечительство», целей, стоящих перед этим правовым институтом. Сделаны выводы о сходстве и различиях в подходах законодателей разных стран к определению правовой сущности опеки и попечительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE DEFINITION OF GUARDIANSHIP AND GUARDIANSHIP IN RUSSIA AND NEIGHBORING COUNTRIES: COMPARATIVE LEGAL ASPECT

The article examines the general regulatory norms on guardianship and guardianship in the legislation of the Russian Federation and a number of neighboring countries (Azerbaijan, Belarus, Moldova, Ukraine). A comparison of the normative interpretations of the concepts of "guardianship" and "guardianship", the goals facing this legal institution. Conclusions are drawn about the similarities and differences in the approaches of legislators of different countries to the definition of the legal essence of guardianship and guardianship.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ И СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 347.642

Шипицина И.А. студент

Научный руководитель: Кирсанова А.В.

Тольяттинский государственный университет

НОРМАТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ И СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация: В статье рассмотрены общерегулятивные нормы об опеке и попечительстве в законодательстве Российской Федерации и ряда стран ближнего зарубежья (Азербайджан, Беларусь, Молдова, Украина). Проведено сравнение нормативных трактовок понятий «опека» и «попечительство», целей, стоящих перед этим правовым институтом. Сделаны выводы о сходстве и различиях в подходах законодателей разных стран к определению правовой сущности опеки и попечительства.

Ключевые слова: опека, попечительство, правовой институт, нормативная трактовка, сравнительно -правовой аспект.

Shipitsina I.A. student

Scientific adviser: Kirsanova A. V.

Togliatti State University

NORMATIVE DEFINITION OF GUARDIANSHIP AND GUARDIANSHIP IN RUSSIA AND NEIGHBORING COUNTRIES: COMPARATIVE LEGAL ASPECT

Summary: The article examines the general regulatory norms on guardianship and guardianship in the legislation of the Russian Federation and a number of neighboring countries (Azerbaijan, Belarus, Moldova, Ukraine). A comparison of the normative interpretations of the concepts of "guardianship " and "guardianship", the goals facing this legal institution. Conclusions are drawn about the similarities and differences in the approaches of legislators of different countries to the definition of the legal essence of guardianship and guardianship.

Keywords: guardianship, guardianship, legal institution, normative interpretation, comparative legal aspect.

Проблема биологического и социального сиротства продолжает оставаться значимой для современного общества, поскольку, к сожалению, несмотря на усилия государств по урегулированию этой проблемы,

ежегодно в мире фиксируются тысячи случаев гибели родителей, неисполнения родителями обязанностей в отношении своих детей, отказа родителей от детей и пр. В силу этого одним из важнейших социальных институтов современного общества, призванных участвовать в решении острых социальных проблем несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, продолжает оставаться институт опеки и попечительства.

Сегодня данный правовой институт существует в большинстве развитых стран мира. Опыт Российской Федерации в развитии института опеки и попечительства над несовершеннолетними сегодня требует проведения сравнительно-правового анализа норм, действующих в данной сфере, что позволяет выявлять правовые лакуны и вырабатывать механизмы совершенствования национального законодательства об опеке и попечительстве.

В российском праве нормативное определение понятий «опека» и «попечительство» сегодня закреплено в двух базовых федеральных законах - №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [1] и №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [1].

Согласно закону №159-ФЗ, опека и попечительство рассматриваются как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целями установления опеки в отношении детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, в законе названы:

- осуществление содержания, воспитания и образования таких детей;

- защита их прав и интересов (абз. 7 ст. 1).

Закон №159-ФЗ определяет, что ключевое различие между опекой и попечительством лежит в возрасте несовершеннолетних, попадающих под неродительское попечение. Граница проходит по возрасту 14 лет. Над детьми, не достигшими этого возраста, устанавливается опека, а над детьми 14 лет и старше (до 18 лет) вводится попечительство (абз. 7 ст.1).

Более развернуто определяются термины «опека» и «попечительство» в законе №48-ФЗ. В частности, согласно ст. 1 закона применительно к сфере жизнеустройства детей опека понимается как «форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) (...), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия» (п.1 ст.1). В свою очередь попечительство характеризуется как «форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (...), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны:

- оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей;

- охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц» (п.2 ст. 1).

Как видно из трактовок, представленных в федеральном законе №48 -ФЗ, являясь близкими по своей социальной сути, институты опеки и попечительства не тождественны. Опекунство предполагает, во -первых, более младший возраст несовершеннолетних (до 14 лет), а во-вторых, полный перечень прав для опекунов совершать от имени опекаемых и в их интересах все юридически значимые действия. В свою очередь попечительство подразумевает, во-первых, более взрослый возраст несовершеннолетних (от 14 до 18 лет), а во-вторых, только ограниченный перечень прав попечителей в отношении их.

Нормативные трактовки терминов «опека» и «попечительство», выработанные в российском праве, в целом можно считать рабочими, поскольку они закрепляют главную, сущностную особенность этих понятий - то, что опека и попечительство являются формами устройства несовершеннолетних граждан в тех случаях, когда родительское попечение утрачено.

Однако такое определение опеки и попечительства требует уточнения деятельностными характеристиками, а именно - указанием на то, в каких действиях опекунов и попечителей проявляется устройство несовершеннолетних. Это действия по осуществлению социальной заботы о них, по защите их прав и содействию в реализации их законных интересов и в исполнении обязанностей во всех сферах жизнедеятельности несовершеннолетних, а также по охране несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Как было отмечено выше, в зарубежных странах сегодня правовой институт опеки и попечительства также существует, однако подчас он имеет несколько иное, чем в России, правовое регулирование и доктринальное осмысление. Это можно увидеть на ряде примеров.

Так, в современном законодательстве Беларуси закреплено, что опека и попечительство устанавливаются в отношении несовершеннолетних в тех случаях, когда они не проживают совместно с родителями и те уклоняются от обязанностей по их воспитанию. Органы опеки и попечительства Республики Беларусь в этом случае наделены правом требовать в судебном порядке лишения родителей родительских прав и назначения опекунов или попечителей (ст.148 Кодекса Республики Беларусь «О браке и семье» [7]). В то же время в Беларуси, как и в России, предусмотрено, что опека устанавливается в отношении только малолетних детей до 14 лет, а попечительство - в отношении несовершеннолетних 14-18 лет (п.1 ст. 32 и п.1 ст. 33 Гражданского кодекса Республики Беларусь [4]).

Законодательство Украины в вопросах определения опеки и попечительства в целом тождественно российскому. В частности, ч.1 ст. 243 Семейного кодекса Украины указывает, что «опека, попечительство устанавливается над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечения», при этом «опека устанавливается над ребенком, не достигшим четырнадцати лет, а попечительство - над ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет» (ч.2 ст. 244 СК Украины) [9]. Цели установления опеки и попечительства в законодательстве Украины определены в Гражданском кодексе страны, где, в частности, отмечается, что «опека и попечительство устанавливаются с целью обеспечения личных неимущественных и имущественных прав и интересов малолетних, несовершеннолетних лиц» (ч.1 ст.55 ГК Украины [6]).

Интересно в этом вопросе законодательство Азербайджана. В Гражданском кодексе республики определено, что опека и попечительство устанавливаются над несовершеннолетними «при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие физические лица по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо от защиты их прав и обязанностей» (ч. 33.3 ст. 33 ГК Азербайджана [3]). Целями установления опеки и попечительства в стране называются «содержание, воспитание, образование, а также защиту прав и обязанностей» несовершеннолетних (ч.136.1 ст. 136 СК Азербайджана) [8]. Как и в России, опека в Азербайджане устанавливается для малолетних до 14 лет, а для детей старше этого возраста и до 18 лет - вводится попечительство.

В законодательстве Молдовы вопросы опеки и попечительства также рассматриваются в Гражданском кодексе страны (в книге первой). Здесь, в частности, определено, что «опека или попечительство над несовершеннолетним устанавливается в случае, если ему присвоен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, или статус ребенка, временно оставшегося без попечения родителей» (ч.2 ст. 50 ГК Молдовы [5]). С обретением полной дееспособности опека и попечительство над такими лицами прекращается (ч.1 ст. 50 ГК Молдовы). В возрастных границах установления опеки и попечительства в Молдове нет расхождений с нормами российского права, однако в функциях попечителей, например, имеются. В частности, ГК Молдовы возлагает на попечителей несовершеннолетних функции не только по оказанию подопечным содействия в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, но и по «охране их от злоупотреблений со стороны третьих лиц» (ч.3 ст. 52 ГК Молдовы).

Таким образом, проведенный анализ показывает, что в настоящее время правовые институты опеки и попечительства закреплены в

законодательстве России и ближайших к ней стран-соседей (участников СНГ) в очень сходном или идентичном виде. Опека устанавливается в отношении детей до 14 лет (малолетних), а попечительство вводится, если ребенку от 14 до 18 полных лет.

Несколько по-разному видятся в национальном законодательстве разных стран только цели и задачи опеки и попечительства и конкретные функции опекунов и попечителей.

Однако в целом по итогам анализа различных трактовок опеки и попечительства можно говорить, что под опекой и попечительством следует понимать две альтернативные формы устройства несовершеннолетних граждан разного возраста в тех случаях, когда родительское попечение в отношении них утрачено, при которых на опекунов (попечителей) возлагаются обязанности предпринимать действия по осуществлению социальной заботы о несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения, по защите их прав и содействию в реализации их законных интересов и в исполнении обязанностей во всех сферах жизнедеятельности несовершеннолетних, а также по охране несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 17.02.2021) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант+» : [сайт]. - URL: https://online3.consultant.ru (дата обращения: 11.01.2021).

2. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об опеке и попечительстве» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант+» : [сайт]. - URL: https://online3.consultant.ru (дата обращения: 21.04.2022).

3. Гражданский кодекс Азербайджанской Республики (утвержден Законом Азербайджанской Республики от 28 декабря 1999 года № 779-IQ) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.05.2021 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Континент» : [сайт]. - URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30420111# pos=1751;-48 (дата обращения: 11.10.2021).

4. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года № 218-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.01.2021 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Континент» : [сайт]. - URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30415161 (дата обращения: 11.10.2021).

5. Гражданский кодекс Республики Молдова (Книга первая. Общие положения) от 6 июня 2002 года № 1107 -XV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.07.2020 г.) [Электронный ресурс] //

Справочно-правовая система «Континент» : [сайт]. - URL: http://continent-online. com/Document/?doc_id=30420386#pos=944;-56 (дата обращения: 11.10.2021).

6. Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 года № 435 -IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2021 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Континент» : [сайт]. - URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30418568 (дата обращения: 11.10.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

7. Кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 278-З «О браке и семье» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.12.2019 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Континент» : [сайт]. - URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30414964 (дата обращения: 11.10.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

8. Семейный кодекс Азербайджанской Республики (утвержден Законом Азербайджанской Республики от 28 декабря 1999 года № 781-IQ) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.04.2021 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Континент» : [сайт]. - URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30420386 #pos=944;-56 (дата обращения: 11.10.2021).

9. Семейный кодекс Украины от 10 января 2002 года № 2947-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.12.2020 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Континент» : [сайт]. - URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30418309 (дата обращения: 11.10.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.