УДК 343.2 Кудрявцева Н.А., Крючковский С.В.
Кудрявцева Н.А.
доцент кафедры юриспруденции Дальневосточного филиала Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ (г. Петропавловск-Камчатский, Россия)
Крючковский С.В.
студент 2 курса магистратуры Дальневосточного филиала Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ (г. Петропавловск-Камчатский, Россия)
РЕТРОСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Аннотация: исследование законодательства в ретроспективе его развития помогает отследить общую экономико-правовую политику государства. В то же время, изучение конкретных исторических условий позволяет выяснить природу принятого закона или правовой доктрины, что имеет немаловажное значение в анализе действующих нормативно-правовых актов, объясняет логику законодателя, причины принятия тех или иных законов, пробелы и коллизии в них, а соответственно и возможные проблемы в их реализации. Более того, исторический анализ может способствовать выявлению тенденций и закономерностей дальнейшего развития права.
Ключевые слова: загрязнение, окружающая среда, уголовная ответственность, экологическое преступление, морская среда.
Первые упоминания об ответственности за загрязнение окружающей среды мы встречаем в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., которые получают свое развитие в Уголовном уложении 1903 г.
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. имелись отдельные статьи, защищающие конкретные объекты природы от преступных посягательств, однако с точки зрения обеспечения защиты прав собственников (государства, частных лиц) [5].
Ответственность за посягательства на атмосферу и воды впервые вводится в отделе «О нарушении правил для охранения чистоты воздуха и безвредности воды». Это объясняется в первую очередь бурным индустриальным развитием Российской Империи в то время. Так, например, в статье 863 устанавливается ответственность за постройку фабрики, мануфактуры или завода, признанных по законам вредными для чистоты воздуха или воды в черте города или по течению реки», что является первым упоминанием об ответственности за загрязнение окружающей среды.
Уголовное уложение 1903 г., сохранив большинство статей, предусматривающих ответственность за посягательства на природу, дополнило этот перечень рядом новых.
Основная масса экологических статей была помещена в одну новую гл. 11 "О нарушении постановлений, ограждающих народное благосостояние". В главе содержалось 18 статей экологической направленности. Увеличился список норм об ответственности за посягательства на водные объекты: «порча воды, служащей для питья или для водопоя, бросанием, сваливанием, выливанием, спуском в неё или мочением в ней веществ, делающих воду непригодной для питья или водопоя» (ст. 220); «проведение трубы для отвода нечистот в реку или канал, где сие воспрещено законом или обязательным постановлением, или в непредназначенную для сего городскую трубу» (ст. 385). В статье "О нарушении правил об устройстве каналов и других водопроводных сооружений говорилось", в частности, о засорении водоемов (ст. 261).
Уголовное уложение 1903 года оказалось куда более прогрессивным в части регулирования экологических преступлений, а также принципов назначения наказания.
Однако гл. 11 Уголовного уложения в силу так и не вступила и вплоть до 1917 г. в части экологических преступлений продолжало действовать Уложение о наказаниях 1845 г. Вместе с тем в Уголовном уложении 1903 г. положено начало формированию системы экологических преступлений, что явилось шагом вперед по сравнению с Уложением о наказаниях, свидетельствует о той значительной работе, которая была проделана как учеными, так и законодателем по разработке системы экологических преступлений.
Правовое регулирование использования земли и других природных ресурсов в советский период началось с принятия II Всероссийским Съездом Советов 26 октября 1917г. Декрета «О земле», которым предусматривалась национализация не только земли, но и других природных ресурсов: недр, лесов, вод.
Принятая в 1918 году первая Конституция РСФСР закрепила новую систему государственных органов, осуществляющих управление в области землепользования, природопользования и охраны природы.
В 1922 года принят Уголовный кодекс РСФСР, однако в нем уголовная ответственность за загрязнение морской среды прямо не предусматривалась.
Связано это было с тем, что первые признаки нарушения экологического равновесия имели локальный характер и проявлялись в основном в городах, особенно там, где не было налажено снабжение населения качественной питьевой водой. Ухудшение качества окружающей среды в городах заставило государственные органы уделять большее внимание созданию системы контроля за качеством среды в городах, на предприятиях, в учебных заведениях.
УК РСФСР 1926 года увеличил количество норм об уголовной ответственности за экологические преступления, однако также как и УК
РСФСР прямых норм об ответственности за загрязнение морской среды не содержал.
В апреле—мае 1954 г. в Лондоне состоялась Международная дипломатическая конференция по предотвращению загрязнения моря нефтью, на которой была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. (далее — Конвенция 1954 г.). Участниками Конвенции 1954 г. являются 74 государства [2].
В СССР предотвращению загрязнения морской среды в результате судоходства начинает уделяется самое серьезное внимание. СССР участвует практически во всех универсальных договорах, прямо или косвенно направленных на защиту и сохранение морской среды. Основополагающими законодательными актами СССР в этой области являются Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик (действуют с 1 сентября 1971 г.) и соответствующие республиканские водные кодексы, а также ряд постановлений Союзного правительства. Одним из основных законодательных актов СССР является постановление Совета Министров СССР «Об усилении борьбы с загрязнением моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря» от 14 февраля 1974 г.
В соответствии с этим постановлением министерства и ведомства обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения с судов и других плавучих средств внутренних морских и территориальных вод СССР и вод открытого моря.
Основная ответственность за осуществление контроля по выполнению данного постановления возложена на Государственный комитет СССР по охране природы.
Капитанам советских судов следовало иметь в виду, что по законам большинства иностранных государств ответственность за сброс загрязняющих веществ в нарушение национальных законов и правил налагается непосредственно на капитана фактически независимо от его вины.
Предел ответственности судовладельца за ущерб, причиненный загрязнением нефтью и другими вредными веществами согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР № 11 «О размерах возмещения судовладельцем убытков, причиненных загрязнением нефтью и иными веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря» от 18 марта 1981 г., составляет 120 руб. за каждую регистровую тонну валовой вместимости судна при «потолке» ответственности 12, 5 млн. руб. за каждый случай загрязнения [1].
При разработке Уголовного кодекса РСФСР 1960 года ни законодатель, ни правоприменитель не осознавали специфику окружающей среды как объекта преступного посягательства. Экологические посягательства воспринимались скорее как посягательства экономические или санитарные. Так как кодекс еще не выделял отдельной главы, посвященной экологическим преступлениям, нормы об ответственности за них предусматривались в главах: «о преступлении против социалистической собственности», «о хозяйственных преступлениях» и «о преступлениях против общественной безопасности» [7].
Уголовная ответственность за загрязнение внутренних морских и территориальных вод СССР с советских и иностранных судов, а также за загрязнение вод открытого моря с советских судов в нарушение международных договоров, участником которых является СССР, установлена лишь в 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении ответственности за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря» от 26 февраля 1974 г. [3], которым был изменен и дополнен Указом от 21 мая 1980 г. (введена ст. 223. 1 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующие статьи уголовных кодексов республик) [8]. Согласно советскому законодательству к уголовной ответственности привлекаются физические лица, непосредственно виновные в загрязнении морских вод.
При этом под «загрязнением» понимается в данном случае не только наступление вредных последствий в результате сброса загрязняющих веществ
(например, причинение ущерба конкретным пользователям или морской среде), но и сам факт запрещенного советскими национальными правилами сброса, если сброс производится в пределах территориального моря СССР, либо международных норм, если сброс производится в открытом море.
Уголовная ответственность предусмотрена как за запрещенные сбросы, так и за захоронение отходов вопреки правилам Конвенции 1972 г. или иных применимых договоров.
7 января 1988 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В дальнейшем экологизация природоресурсного законодательства и хозяйственной деятельности связана с принятием 19 декабря 1990 года закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» [5].
Проведенный краткий обзор правовых актов, которые были приняты в досоветский и советский периоды, свидетельствует о том, что до принятия Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в Советском союзе не уделялось достаточного внимания вопросам ответственности за загрязнение морской среды. Уголовная ответственность появляется лишь в 1974 году после дополнения УК РСФСР ст. 223. 1.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Законодательство по предотвращению загрязнения моря с судов - URL: https://seaspirit.ru/morskie-konvencii/morskoe-pravo/zakonodatelstvo-po-predotvrashheniyu-zagryazneniya-morya-s-sudov.html?ysclid=m22ngkz8tl834141712;
2. Международная Конвенция по предотвращении загрязнения моря нефтью 12 мая 1954 г. Текст официально опубликован не был. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901884234?ysclid=lwsameb8qw827512484;
3. Об усилении ответственности за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря // Решения партии и
правительства по хозяйственным вопросам. Указ Президиума Верховного Совета СССР, 26 февраля 1974 г.: Сб. док. Т. 10. Октябрь 1973 г.-октябрь 1975 г. — М.: Политиздат, 1976. (113);
4. Об охране окружающей природной среды. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 № 2060-I// Российская газета от 3 марта 1992 г;
5. О коренной перестройке дела охраны природы в стране. Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 7 января 1988 г. № 32 // СП СССР. 1988 № 6;
6. Памятники русского права. Выпуск 6. / Под ред. доктора юридических наук К.А. Софроненко. - М., Государственное издательство юридической литературы. 1957. С.443. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/assets/uploads/pamjatniki-russkogo-prava/Pamyatniki_russkogo_prava-6_Sofronenko_K_A.pdf;
7. Саркисов, А. С. История развития уголовного законодательства об ответственности за экологические преступления / А. С. Саркисов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 215-217. — URL: https: //moluch.ru/archive/509/111786;
8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1980 г. № 2136-X О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР, 26 февраля 1974 г. Об усилении ответственности за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря
Kudryavtseva N.A., Kryuchkovsky S. V.
Kudryavtseva N.A.
All-Russian Academy of Foreign Trade Ministry of Economic Development of Russia (Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia)
Kryuchkovsky S.V.
All-Russian Academy of Foreign Trade Ministry of Economic Development of Russia (Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia)
RETROSPECTIVE OF DEVELOPMENT OF CRIMINAL LIABILITY FOR ENVIRONMENTAL POLLUTION
Abstract: the study of legislation in retrospect of its development helps to track the general economic and legal policy of the state. At the same time, the study of specific historical conditions makes it possible to clarify the nature of the adopted law or legal doctrine, which is of great importance in the analysis of existing normative legal acts, explains the logic of the legislator, the reasons for the adoption of certain laws, gaps and conflicts in them, and, accordingly, possible problems in their implementation. Moreover, historical analysis can help identify trends and patterns in the further development of law.
Keywords: pollution, environment, criminal liability, environmental crime, marine environment.