РАЗДЕЛ II. МОРСКОЕ ПРАВО
Борисова А.С.
Студентка АНО Высшего образования «Санкт-Петербургская юридическая академия»
Алёшина А.В., к.ю.н., научный руководитель
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: В статье исследуется вопрос международно-правового регулирования отношений, связанных с процессом загрязнения морской среды. Приводится классификация международных конвенций исходя из их целей. Проведен анализ понятия «загрязнение морской среды», используемого в отечественном и международном праве, сделаны предложения по совершенствованию данного понятия. По результатам анализа основных конвенций, регулирующих сферу защиты окружающей среды от загрязнений, а также положений научной доктрины, автор приходит к выводу о роли международного регулирования данных правоотношений, а также о значимости деятельности Международной морской организации в этой области.
Ключевые слова: загрязнение морской среды, международно -правовые стандарты, Международная морская организация, экологическая безопасность
INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF TRANSPORTATION OF DANGEROUS FREIGHTS BY THE MARINE TRANSPORT
Summary: In this article, the issue of international legal regulation of relations related to the process of marine pollution, is considered. Author gave the classification of international conventions which is based on their goals. In addition, author analysed the concept of «pollution of the marine environment», used in domestic and international law, made proposals to improve this concept. Relying on the analysis of the main conventions which regulate the sphere of environmental protection from pollution and the provisions of the scientific doctrine, the author came to the conclusion about the role of international regulation of these legal relations, as well as the importance of the International Maritime organization in this area.
Keywords: marine pollution, international legal standards, international Maritime organization (IMO), environmental safet
Каждый год морская среда подвергается колоссальному негативному воздействию со стороны человека. Этому способствуют весьма часто происходящие в мире такие инциденты, как аварии на танкерах, перевозящих нефть, незаконные выбросы отходов в открытое море, загрязнение морей от процесса судоходства и другие происшествия. Так, например, одна из последних катастроф, которую относят к одной из крупнейших именно в области загрязнения морской среды - это катастрофа, произошедшая 07 января в Восточно-Китайском море, которая считается крупнейшей после трагедии 2010 года на платформе Deepwater Horizon. Иранский нефтяной танкер «Sanchi» столкнулся с сухогрузом CF Crystal, который направлялся из Гонконга на расстоянии примерно 300 км от китайского побережья. После столкновения на танкере начался пожар, содержимое грузовых танков вылилось в море. Вышеописанное событие, является отличным примером того, что вопрос урегулирования обеспечения охраны морской среды от загрязнения имеет большое практическое значение.
Как отмечает А.Ю. Книжников, руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России, «...уроки этой аварии намного важнее и в первую очередь для нашей страны. В декабре прошлого года был запущен проект «Ямал СПГ» и скоро помимо сжиженного природного газа из порта Сабетта начнут вывозить конденсат. На протяжении всего прошлого года WWF России просил ознакомить заинтересованную общественность с планом ликвидации аварийных разливов конденсата, но до сих пор мы так и не получили от оператора проекта подтверждений что у них есть эффективные технологии и средства ликвидации разливов конденсата в ледовых условиях Арктики» [8]. Из чего можно сделать вывод, что в очередной раз для того, чтобы действительно начались действия, необходимые для предотвращения загрязнения морской среды, нужно, чтобы произошла катастрофа, которая нанесет не только урон морской среде, но и унесет за собой жизни людей.
Возвращаясь к вопросу об урегулированности перевозки опасных грузов, необходимо отметить следующее, 06 марта 1948 года ООН утвердило Конвенцию о создании Межправительственной морской консультативной организации, которая вступила в силу 17 марта 1958 года, позволив организации в полной мере приступить к практической части своей деятельности. На 9-й сессии в соответствии с Резолюцией A.358 (IX) Ассамблеи ИМКО от 22 мая 1982 г. её название было изменено на Международную морскую организацию (далее - ИМО). Членами данного специализированного учреждения ООН к настоящему моменту являются около 170 государств.
Генеральная ассамблея ООН на своей 56 сессии, в декабре 2001 года, выразила беспокойство по поводу ухудшающегося состояния морской среды, одной из главных причин данной обеспокоенности стала одна из крупнейших катастроф 2000 года, а именно разлив нефти в Бразилии. В воды бухты Гуанабара, на берегу которой расположен Рио-де-Жанейро, из трубопровода компании «Петробраз» попало свыше 1,3 миллиона литров нефти, что привело к крупнейшей за всю историю мегаполиса экологической катастрофе. Бразильские биологи сравнили масштабы экологического бедствия с последствиями войны в Персидском заливе. К счастью нефть удалось остановить. Часть сырья удалили с поверхности реки, часть разлилась по вырытым в экстренном порядке специальным отводным каналам. Оставшиеся же 80 тысяч галлонов из миллиона (4 млн. литров), попавших в водоем, рабочие вычерпывали вручную [9]. В связи с этим была принята резолюция, призывающая даже те государства, которые не являются участниками Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, присоединиться к ней, а в случае отрицательного ответа, согласовать своё национальное законодательство с положениями этой Конвенции.
В настоящее время, когда отголосок реализации данных предупредительных мероприятий достаточно ощутим, основным направлением научного и практического подхода к исследованию и использованию морей и океанов стало не только изучение, но и практическая реализация положений этой Конвенции. Хотя ещё сравнительно недавно нормы международного права по борьбе с загрязнением в основном сводились к регулированию предотвращения загрязнения рек. В настоящее время, как справедливо отмечают О.А. Жаркова В.Ф. Сидорченко, центр тяжести в вопросах международного контроля над загрязнением переместился с пресных вод на морскую среду [1, с. 726], хотя с данным фактом также можно поспорить, так как изначально принцип принятия конвенций основывался именно на защите морской среды, а также океанов, так как именно данная площадь относится к области международных правоотношений.
Вклад ИМО в регулирование вопроса перевозки опасных грузов морским транспортом, можно выделить в виде определенных групп Конвенций, в каждую из которых входят определенные международное нормативно-правовые акты, то есть можно выделить три основные подгруппы регулирования данного вопроса:
1. regulations of pollution prevention - Правила по предотвращению загрязнения.
К правилам по предотвращению загрязнения можно отнести следующие международно-правовые акты: Международная Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, Международный Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом 1983 года.
Одним из важнейших нормативных актов в вышеперечисленной группе является Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, которая имеет шесть приложений - дела, сделки, вопросы, связанные с нефтяным загрязнением, загрязнением химическими веществами, перевозимые наливом, вредные вещества в упаковке, сточные воды, мусор и загрязнение воздушной среды. Данная конвенция является основополагающей в регулировании вопроса по предотвращению загрязнения [2].
2. regulations of response - Правила ответа и реакции.
Ко второй группе актов относятся: Международная конвенция о вмешательстве в открытом море в случае загрязнения веществами иными, чем нефть 1969 года, Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979, Конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990.
В вышеуказанной группе конвенции отдельного внимания требует Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года - международно-правовой акт, создающий международную систему поиска и спасания (САР) с целью обеспечить, чтобы независимо от района Мирового океана, в котором происходит авария, действия по поиску и спасанию терпящих бедствие людей координировались между расположенными в этом районе службами САР [3].
3. reaction and regulations of liability and compensation - Положения об ответственности и компенсации.
Чтобы справиться с последствиями различных инцидентов, ИМО был разработан целый ряд конвенций, регулирующих вопросы ответственности и установления режимов компенсации
жертвам загрязнения. В числе таких актов Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969, Протокол 1976 к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов, Протокол 1992 к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб, в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 года.
Стоит обратить внимание на тот факт, что легальное определение загрязнения морской среды впервые было дано только в 1969 году объединенной Группой экспертов по научным аспектам загрязнения моря (ГЕСАМП). Под загрязнением морской среды стали понимать «введение человеком прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, влекущее вредные последствия, сказывающиеся на состоянии природной среды, и представляющие опасность для здоровья людей» [5, с. 71].
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, основополагающий Международный договор в сфере морского права, утвердила определение, основанное на предыдущей устоявшейся формулировке, предложенной ГЕСАМП, вместе с тем значительно расширив пределы дефиниции.
Так, в соответствии с данным документов, под загрязнением морской среды понимается привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, включая эстуарии, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха [6]. Другие международные конвенции, посвященные охране морской среды, в целом используют аналогичный подход к загрязнению морской среды или загрязнителям; в них учитывается не только наступивший вред, но и возможность его наступления.
Определения «загрязнения окружающей среды» в международном праве несколько отличаются от понятия, принятого в Российской Федерации.
В статье 252 УК РФ, предусматривающей ответственность за загрязнение морской среды, данное явление описано крайне сжато и не раскрыто полностью: в случае загрязнения из находящихся на суше источников законодатель не указывает конкретные способы совершения данного вида деяния, следовательно, оно может быть совершено любыми способами и включать все виды загрязнения. Однако в случае загрязнения морской среды из источников, находящихся непосредственно в морской среде, либо над ней, законодатель раскрывает признаки деяния путем описания способов его совершения, указывая при этом сброс и захоронение веществ и материалов (с нарушением правил), таким образом, исключая некоторые виды загрязнения, например энергией [7].
На наш взгляд, наиболее емкое и полное определение термина «загрязнение морской среды» дано в Конвенции по морскому праву 1982, так как в нем оно рассматривается не только как процесс, приводящий к негативным изменениям морской среды, но и как процесс, который создает угрозу наступления таких последствий.
По нашему мнению, для более полной защиты морской среды необходимо, чтобы понятие загрязнения включало все виды и способы, которыми оно может быть совершено, а не только самые распространенные, так как интенсивность освоения и использования морской среды растет и будет продолжать расти, поскольку увеличивающиеся быстрыми темпами население Земли все больше будет нуждаться в Океане как источнике минеральных и биологических богатств, альтернативной энергии, как транспортной системе, связывающей собой все части света. Таким образом, в недалеком будущем те виды и способы загрязнения морской среды, которые в настоящий момент еще не являются основными, могут развиться до угрожающих масштабов.
Подводя итог, автор делает вывод, что обеспечение экологической безопасности возможно лишь при защите всех компонентов окружающей среды, и именно правовая охрана морской среды в настоящее время занимает одно из центральных мест в многообразной деятельности государств. Правовая природа проблемы защиты морской среды и всемирный характер правонарушений и преступлений в этой области объективно предопределяют приоритет международных норм и стандартов в указанной профильной сфере международно-правового регулирования.
Деятельность Международной морской организации, направленная на устранение пробелов и коллизий в вопросе урегулирования перевозки опасных грузов морским транспортом, весьма обширна. И на сегодняшний момент остро стоит вопрос не только об ужесточении контроля за соблюдением уже имеющих юридическую силу нормативных положений, а также о введении новых, отвечающих требованиям современной промышленности, правовых предписаний международно-правового характера.
Пристатейный библиографический список:
1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года // Собрание законодательства Российской Федерации. № 48. 01.12.1997. Ст. 5493.
2. Международная Конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года (САР-79) (Гамбург, 27 апреля 1979 года) // Сборник международных договоров СССР. М. 1990. вып XLIV. С.225-238.
3. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ) (Лондон, 2 ноября 1973 г.) (с изменениями и дополнениями) // СПС ГАРАНТ.
4. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) (Лондон, 1 ноября 1974 года) (с изменениями и дополнениями) // СПС ГАРАНТ.
5. Протокол 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года» (КГО/CLC) (Вместе со «Свидетельством о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью») (Подписан в г. Лондоне 27.11.1992) // Собрание законодательства РФ. 12 апреля 2004 г. № 15. Ст. 1345.
6. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Заключена в г. Гамбурге 31.03.1978) (вместе со Статусом Конвенции Организации Объединенных наций о морской перевозке грузов 1978_ (Гамбург, 31 марта 1978 г.) // Консультант Плюс.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954.
8. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. № 203 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1997 года об изменении Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 апреля 2011 г. № 14. Ст. 1928.
9. Морское право: Учебник. В 2 т. Т.1: Общая часть // отв. ред. О.А. Жаркова, В.Ф. Сидорченко. СПб: Изд. дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006 г. 726 с.
10. Белякович Е.В. К вопросу о действии правовых норм на территориях со смешанным правовым режимом // Ленинградский юридический журнал. 2008. № 4. С. 178-192.
11. Валиуллина К.Б. Международное морское право: международно-правовые проблемы защиты и сохранения морской среды // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 152. № 4. С. 66-75.
12. Перцева В. На грани катастрофы. Чему учит Россию гибель танкера в Восточно-Китайском море // Forbes [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.ru/biznes/356285-na-grani-katastrofy-chemu-uchit-rossiyu-gibel-tankera-v-vostochno-kitayskom-more.
13. Крупнейшие разливы нефти в истории человечества //Neftegas.ru [Электронный ресурс] URL: https://neftegaz.ru/analisis/ecology/329375-krupneyshie-razlivy-nefti-v-istorii-chelovechestva/.
14. Скаридов А.С. Морское право: Учебник. В 2 т. Т.1: Международное публичное морское право. М: ЮРАЙТ, 2017. 395 с.
Зайцева А. И.
студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова Цветкова Ю.С.
Научный руководитель, Старший преподаватель кафедры Международного и морского права ГУМРФ адмирала С.О. Макарова
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОДНОГО КОДЕКСА В ОТНОШЕНИИ ЗАГРЯЗНЕНИЙ АКВАТОРИИ ФИНСКОГО ЗАЛИВА СТОЧНЫМИ И ЛЬЯЛЬНЫМИ ВОДАМИ
Аннотация: Представлен анализ потенциальных рисков загрязнения акватории Финского залива г. Санкт-Петербург в результате пассажирского судоходства в навигацию 2016 г., выполненный расчетным методом ФБУ «Балтийская дирекция по техническому обеспечению надзора на море». На основе данных, полученных в следствие проведенной экспертизы и информации, полученной от судоходных компаний - особое внимание уделено загрязнению сточными и льяльными водами. Ключевые слова: охрана и использование водной среды; Водный кодекс; сточные воды; судоходство; Финский залив.
SOME ISSUES OF THE APPLICATION OF THE WATER CODE IN RELATION TO POLLUTION OF THE GULF OF FINLAND BY SEWAGE
AND BILGE WATER