Князькина А. К.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ
5.6. ПРОБЕЛЫ В УГОЛОВНОПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ (СТ. 252 УК РФ)
Князькина А.К., аспирантка кафедры уголовного права МГЮА
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Установление уголовной ответственности за загрязнение морской среды продиктовано необходимостью выполнения соответствующих международных обязательств. Первым документом, запретившим на международном уровне загрязнение моря (слив нефти или нефтесодержащей смеси), стала Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью (г. Лондон, 1954 г.) .
Статья 24 Конвенции об открытом море обязывает государства «издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с кораблей или из трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр, принимая при этом во внимание постановления действующих договоров по данному вопросу», а ее ст. 25 - принимать меры для предупреждения загрязнения моря или воздушного пространства над ним от всякой деятельности, которая включает применение радиоактивных материалов или других вредоносных веществ, а
2
также погружение радиоактивных отходов .
В соответствии с Лондонской Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов от 29 декабря 1972 г.3 государства «способствуют эффективной борьбе со всеми источниками загрязнения морской среды и обязуются, в особенности, принимать все возможные меры для предотвращения загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, которые могут представить опасность для здоровья людей, повредить живым ресурсам и жизни в море, нанести ущерб зонам отдыха или препятствовать другим законным видам использования моря».
Согласно Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРР01_) (г. Лондон, 1973 г.)4 запрещается загрязнения морской среды вредными веществами или стоками, содержащими такие вещества, путем их сброса в нарушение положений Конвенции.
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (г. Хельсинки, 1975 г.)5 провозглашает сотрудничество государств, в том числе в области охраны морской среды от загрязнения с суши,
1 СПС «КонсультантПлюс».
2 Заключена в г. Женеве 29 апреля 1958 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1962. № 46. Ст. 457.
3 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1978. С. 540-549.
4 Ийр://мм«.8УоЬоЬа1п<:о.ога/1п<:о/рпп1Ьос?^=&пЬ= 901764502& ргеуЭос=2100159377 (последнее посещение - 4 ноября 2007 г.).
5 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,
заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI.
М., 1977. С. 544-589.
с судов и других плавучих средств, вредными веществами.
Статья 1 Конвенции ООН по морскому праву (ШМСЮв) дает общее определение понятия «загрязнение морской среды» - это привнесение человеком прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, включая эстуарии, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха.
Несколько статей Конвенции ООН по морскому праву посвящены собственно загрязнению моря. Так, государства берут обязательство принимать законы, правила и другие меры, с соблюдением действующих международных норм, для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды: 1) из находящихся на суше источников, в том числе рек, эстуариев, трубопроводов и водоотводных сооружений (ст. 207); 2) вызываемого или связанного с деятельностью на морском дне, подпадающей под юрисдикцию государств-участников, и искусственными островами, установками и сооружениями под их юрисдикцией (ст. 208); 3) вызываемого деятельностью в Районе дна морей и океанов и его недр, осуществляемой судами, установками, сооружениями и другими устройствами, несущими их флаг или зарегистрированными в них, или эксплуатируемыми под их властью в зависимости от обстоятельств (ст. 209); 4) в результате захоронения6 (ст. 210); 5) производимого с судов, плавающих под флагом государства-участника или зарегистрированных в нем (ст. 211); 6) из атмосферы или через нее, применимые к воздушному пространству под суверенитетом государств-участников, к судам, плавающим под их флагом, и судам или летательным аппаратам, зарегистрированным в них (ст. 212).
Хельсинкская Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря от 9 апреля 1992 г.7 устанавливает, что государства обязуются принимать меры по предотвращению и ликвидации загрязнения морской среды района Балтийского моря, вы-
6 В соответствии со ст. 1 Конвенции ООН по морскому праву «захоронение» признается:
I) любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций;
и) любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций;
Ь) «захоронением» не считается:
I) удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций и их оборудования, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, платформами или другими искусственно сооруженными в море конструкциями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, платформам или другим искусственно сооружаемым в море конструкциям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, платформах или конструкциях;
и) помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящей Конвенции.
7 Сборник рекомендаций Хельсинкской комиссии. Справочнометодическое пособие. СПб.: РОО «Экология и Бизнес», 2001. С. 19-66.
Пробелы в российском законодательстве
2'2008
званного вредными веществами от всех источников (ст. 5), от наземных источников (ст. 6), с судов (ст. 8), сжиганием отходов или других материалов в море с целью их уничтожения термическим методом (ст. 10), захоронением, то есть любым преднамеренным удалением в море или на морское дно отходов или других материалов с судов, прочих искусственных сооружений в море или самолетов, а также любым преднамеренным удалением в море судов, других искусственных сооружений или самолетов (ст. 11).
Бухарестская Конвенция о защите Черного моря от загрязнения от 21 апреля 1992 г. более детально регламентирует защиту указанного района. Помимо запрета загрязнения опасными веществами или материалами (ст. VI), из находящихся на суше источников (ст. VII), с судов (ст. VIII), вызываемого захоронением (ст. X), она предусматривает защиту от загрязнения, вызываемого деятельностью на континентальном шельфе, включая разведку и разработку природных ресурсов континентального шельфа (ст. XI), а также от загрязнения из атмосферы или через нее (ст. XII). Также Конвенция дополнена специальным Протоколом «О защите морской среды Черного моря от загрязнения из источников, находящихся на суше».
Таким образом, международное право очень детально регулирует защиту морской среды. Результатом имплементации этих международных норм стало появление ст. 252 УК РФ. Современная ее редакция предусматривает ответственность за загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды.
Как представляется, данная норма не в полном объеме вобрала действующие конвенционные запреты. Ее формулировка нуждается в уточнении.
Н.А. Чертова полагает, что необходимо включить в ее диспозицию «иное изменение природных свойств морской среды» 9 Кроме этого, по мнению автора, ее следует дополнить словосочетанием «заражение морской среды», которое включает также радиоактивное воздействие на водную среду10.
В целом предложения видятся удачными, однако их текстуальное воплощение должно быть откорректировано. Так, вместо иного изменения или заражения необходимо использовать термин «иное загрязнение», как более отвечающий требованиям международного права. Думается, что упомянутые в законе «вредные вещества и материалы» также охватывают и радиоактивные вещества и материалы, однако для усиления ответственности за воздействие последних на морскую среду можно предусмотреть их в качестве квалифицирующего признака.
М.И. Веревичева обосновывает необходимость привлечения к ответственности за загрязнение морской среды вследствие нарушения правил охраны окружающей природной среды11.
Такая формулировка представляется удачной, однако, на наш взгляд, необходимо конкретно перечислить деяния, входящие в объективную сторону данного состава.
Думается, что существующие пробелы можно устранить, изложив ч. 1 ст. 252 УК РФ следующим образом: «Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие сжигания отходов или других материалов в море, либо нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря, либо препятствующих правомерному использованию морской среды, а равно иное загрязнение вследствие нарушения правил охраны окружающей природной среды, в том числе от загрязнения из атмосферы или через нее, - наказываются...».
9 Чертова Н.А. Уголовная ответственность за преступные посягательства на экологическую безопасность водной среды (По материалам Архангел. обл.): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 92-93.
10 Там же. С. 94, 97.
11 См.: Веревичева М.И. Понятие и система экологических преступлений (Методологические аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2004. С. 183. См. также: Гареев А.А. Экологические
--------------------------------------- преступления: уголовно-правовое противодействие: дис. ... канд.
8 СПС «КонсультантПлюс». юрид. наук. СПб., 2006. С. 85.