Научная статья на тему 'Загрязнение морской среды: вопросы законодательной регламентации и квалификации'

Загрязнение морской среды: вопросы законодательной регламентации и квалификации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2476
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / МОРСКАЯ СРЕДА / УМЫСЕЛ / НЕОСТОРОЖНОСТЬ / СУЩЕСТВЕННЫЙ ВРЕД / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАКАЗАНИЕ / ENVIRONMENT / CRIME / POLLUTION / MARINE ENVIRONMENT / INTENT / NEGLIGENCE / SIGNIFICANT HARM / CRIMINAL RESPONSIBILITY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боковня А. Ю., Сундуров Ф. Р.

В предлагаемой статье исследуются вопросы законодательной регламентации и квалификации действий, сопряженных с загрязнением морской среды. Авторы обращают внимание на неоправданно различный подход к регламентации достаточно сходных по своему назначению составов загрязнения вод и загрязнения морской среды. Отмечается определенное несовершенство в регламентации последствий и субъективных признаков загрязнения морской среды, в частности, подчеркивается, что законодатель в одних составах экологических преступлений (ст. 246, ч. 1 ст. 248, ч. 2 ст. 250, ч. 2 ст. 251, ч. 1 ст. 254 УК РФ) указывает на причинение вреда, а в других на причинение существенного вреда здоровью человека. Авторы предлагают внести определенность в регламентацию в ч. 1 ст. 252 УК РФ последствий, если в ней идет речь о процессе загрязнения либо о его результате, а также провести соответствующую унификацию составов загрязнения вод и загрязнения морской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Боковня А. Ю., Сундуров Ф. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLLUTION OF THE MARINE ENVIRONMENT: ISSUES OF LEGISLATIVE REGULATION AND QUALIFICATION

The proposed article explores the issues of legislative regulation and qualification of actions associated with pollution of the marine environment. The authors draw attention to an unjustifiably different approach to the regulation of sufficiently similar compositions of water pollution and pollution of the marine environment. There is a certain imperfection in regulation of consequences and subjective signs of pollution of the marine environment, in particular, it is emphasized that the legislator in some of the environmental crimes (Article 246, Part 1, Article 248, Part 2, Article 250, Part 2, Article 251, Part 1, Article 254 of the Criminal Code) indicates the causing of harm, and in others the causing of significant harm to human health. The authors propose to introduce certainty into the regulation in Part 1 of Art. 252 of the Criminal Code of the Russian Federation, whether it refers to the progress of pollution or its result, as well as to carry out an appropriate unification of the composition of water pollution and pollution of the marine environment.

Текст научной работы на тему «Загрязнение морской среды: вопросы законодательной регламентации и квалификации»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

УДК: 343.241

ББК: 67.0

Боковня А.Ю., Сундуров Ф.Р.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ: ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

Bokovnya A.Yu., Sundruv F.R.

POLLUTION OF THE MARINE ENVIRONMENT: ISSUES OF LEGISLATIVE REGULATION AND QUALIFICATION

Ключевые слова: окружающая среда, преступление, загрязнение, морская среда, умысел, неосторожность, существенный вред, уголовная ответственность, административная ответственность, наказание.

Keywords: environment, crime, pollution, marine environment, intent, negligence, significant harm, criminal responsibility, administrative responsibility, punishment.

Аннотация: в предлагаемой статье исследуются вопросы законодательной регламентации и квалификации действий, сопряженных с загрязнением морской среды. Авторы обращают внимание на неоправданно различный подход к регламентации достаточно сходных по своему назначению составов загрязнения вод и загрязнения морской среды. Отмечается определенное несовершенство в регламентации последствий и субъективных признаков загрязнения морской среды, в частности, подчеркивается, что законодатель в одних составах экологических преступлений (ст. 246, ч. 1 ст. 248, ч. 2 ст. 250, ч. 2 ст. 251, ч. 1 ст. 254 УК РФ) указывает на причинение вреда, а в других - на причинение существенного вреда здоровью человека. Авторы предлагают внести определенность в регламентацию в ч. 1 ст. 252 УК РФ последствий, если в ней идет речь о процессе загрязнения либо о его результате, а также провести соответствующую унификацию составов загрязнения вод и загрязнения морской среды.

Abstract: the proposed article explores the issues of legislative regulation and qualification of actions associated with pollution of the marine environment. The authors draw attention to an unjustifiably different approach to the regulation of sufficiently similar compositions of water pollution and pollution of the marine environment. There is a certain imperfection in regulation of consequences and subjective signs of pollution of the marine environment, in particular, it is emphasized that the legislator in some of the environmental crimes (Article 246, Part 1, Article 248, Part 2, Article 250, Part 2, Article 251, Part 1, Article 254 of the Criminal Code) indicates the causing of harm, and in others - the causing of significant harm to human health. The authors propose to introduce certainty into the regulation in Part 1 of Art. 252 of the Criminal Code of the Russian Federation, whether it refers to the progress of pollution or its result, as well as to carry out an appropriate unification of the composition of water pollution and pollution of the marine environment.

Стремительное развитие морского судоходства, интенсивное использование морской фауны и флоры, разработка морских недр остро поставили перед человечеством проблемы предотвращения загрязнения морской среды, поддержания экологического равновесия в Мировом океане в целом и отдельных его районах. Мировой океан занимает 71% поверхности нашей планеты, а

Россия является крупнейшей морской державой, 12 морей омывают ее территорию, а ее морские границы составляют 38,8 тысяч километров. На берегах ее морей проживают десятки миллионов жителей России и других сопредельных стран. Острота проблемы обусловливается и тем, что наиболее загрязненными являются Азовское, Балтийское и Черное моря.

Загрязнение морской среды, по многочисленным свидетельствам, достигло такого уровня, который уже превышает возможности самоочищения его вод, подрывает экологическую безопасность. Оно сопряжено с причинением вреда здоровью людей и даже смерти человека, с гибелью, уничтожением либо повреждением животного и растительного мира, дестабилизацией жизни многих миллионов людей, проживающих на островах, побережье морей и океанов.

На международно-правовом и национальном уровнях, начиная с ХХ столетия, предпринимаются организационно-правовые меры по предотвращению загрязнения морской среды и усилению ответственности за такого рода деяния.

Эти меры предусмотрены прежде всего в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.1, Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. , Конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г.3, Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.4 Все указанные международно-правовые акты были ратифицированы СССР и являются обязательными для Российской Федерации. В соответствии с ними в России были приняты законы, подзаконные акты по предотвращению загрязнения внутренних вод и открытых морей и ответственности за эти действия. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 июля 1974 г. УК РСФСР был дополнен ст. 2231 «Загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами» . Данная статья была помещена в главу 10 УК РСФСР, то есть родовым объектом этого преступления законодатель признал общественную безопасность, общественный порядок и здоровье населения, а групповым объектом - здоровье населения.

Повышенная общественная опасность загрязнения морской среды выражается в

1 URL: http://www.un.org, свободный.

2 URL: http://www.conventions.ru, свободный.

3 URL: http://www.ecolife.ru, свободный.

4 URL: http://www.un.org, свободный.

5 URL: https://base.garant.ru, свободный.

том, что эти преступные деяния приводят к катастрофическим последствиям - загрязнению радиоактивными, химическими веществами, нефтью огромных морских пространств и причинению особо тяжкого вреда здоровью людей, животному и растительному миру. Этот вред зачастую носит трансграничный характер. Показательной в этом отношении является авария на нефтедобывающей платформе нефтяной компании British Petroleum (Великобритания) в Мексиканском заливе в 2010 г., в результате которой в море вылились около 5 млн баррелей нефти, а нефтяное пятно достигло площади 75 000 кв. км6.

По мнению В.Б. Волкова, общественная опасность загрязнения морской среды выражается в том, что оно ставит под угрозу нормального существования все живое на Земле (жизнь и здоровье человека, живые ресурсы моря и морская среда)7. А.И. Чучаев видит общественную опасность этого загрязнения в том, что оно причиняет вред морской среде, живым ресурсам моря, препятствует законному использованию морской среды8. Опасность для человечества массового загрязнения Мирового океана заключается также в том, что оно способно привести (а в ряде случаев уже приводит) к изменению морских течений, изменению климата в планетарном масштабе и подрыву экосистемы в целом.

Следует признать обоснованной регламентацию ответственности за загрязнение морской среды в самостоятельной статье УК РФ (ст. 252). В УК некоторых государств установлена общая норма об ответственности за загрязнения любой водной среды. Например, в § 324 УК ФРГ предусмотрен состав загрязнения водоема безотносительно от того, идет ли речь о внутренних водах или, допустим, открытом море и др.

6URL:http://www.aif.ш/dontkmws/file/avariya_v_ meksikanskom_zalive_hronika_sobytiy_i_ekologicheskie_ posledstviya, свободный.

7 Волков В.Б. Экологические преступления // Уголовное право: в 2т. - Т. 2: Особенная часть: учебник для вузов / Под ред. М.А. Кириллова, В.И. Омигова. -Чебоксары: ЧКИ РУК, 2009. - С. 397-398.

8 Чучаев А.И. Экологические преступления России. Особенная часть: учебник / Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. - М.: Статут, 2012. - С. 547.

В Российской Федерации предусматривается и административная ответственность за нарушения правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в ее исключительной экономической зоне (ст. 8.19 КоАП РФ).

Характер общественной опасности преступления, как уже отмечалось, главным образом обусловливается объектом преступного посягательства. Большинство авторов непосредственным объектом данного преступления признают отношения по охране морской среды. Однако в предлагаемых определениях имеются и различия. Так, Ю.И. Ляпунов непосредственным объектом признает общественные отношения в сфере охраны морской природной среды1. Э.Н. Жевлаков непосредственным объектом загрязнения морской среды признает отношения по обеспечению глобальной экологической безопасности в сфере охраны вод и живых ресурсов моря2. В.Б. Волков таковым считает общественные отношения, направленные на охрану и безопасность морской воды от загрязнения3. Отношения по обеспечению охраны морской природной воды, а также морепродуктов от загрязнения признает в качестве объекта рассматриваемого преступления Н.И. Ветров4. А.И. Чучаев таковым признает отношения по обеспечению морской среды от загрязнения, а также правомерности ее использо-вания5. Н.С. Куделькин трактует этот объект преступления в качестве отношений, сложившихся в результате охраны и использования морской природной среды и ее компонентов6. Не со всеми предложенными

1 См.: Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник для вузов / Под ред. Н.Г. Кадникова. -М.: Городец, 2006. - С. 680.

2 Жевлаков Э.Н. Экологические преступления // Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А.В. Бриллиантова. - М.: Проспект, 2016. - С. 848.

3 Волков В.Б. Указ. соч. С. 398.

4 Ветров Н.И. Уголовное право. Особенная часть. - М.: Юнити-Дана, Закон и право. - 1999. -С. 243.

5 Чучаев А.И. Экологические преступления России. Особенная часть: учебник / Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. - М.: Статут, 2012. - С. 547.

6 Куделькин Н.С. Юридическая ответственность за загрязнение морской среды: дис. ... канд. юрид.

определениями объекта загрязнения морской среды можно согласиться. Например, нельзя сводить понятие «морская среда» к морской воде, поскольку морская среда представляет собой определенную экосистему с соответствующим набором взаимодействующих между собой компонентов; здесь, конечно, и морская природная вода, и морская флора, и морская фауна, и даже атмосфера над водным морским пространством. Как нам представляется, не следует также отрывать друг от друга понятия морской и природной среды.

Однако возникает вопрос - насколько оправдан различный подход к формулированию диспозиций, достаточно схожих по своему содержанию норм; если в ст. 250 УК РФ используется понятие загрязнения вод, то в ст. 252 УК - загрязнение морской среды. При загрязнении вод также может причиняться вред речной или озерной флоре и фауне. Характерно также то, что в ряде международно-правовых актах используется понятие загрязнения моря, а не морской среды. Обращает на себя внимание и диспозиция ст. 2231 УК РСФСР 1960 г., в которой речь шла о загрязнении моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами. Загрязнение моря предполагает причинение вреда как морской воде, так флоре и фауне.

С учетом приведенных соображений можно предложить следующее определение объекта рассматриваемого преступления: это общественные отношения, обеспечивающие охрану моря от загрязнения».

Предметом анализируемого состава преступления являются открытое море, внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. В ст. 1 Конвенции об открытом море 1958 г. под открытым морем понимаются все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. Свобода открытого моря включает право государств проводить научные исследования, связанные с рыболовством, изучением рельефа дна океанов и т.п. В то же время на государствах лежит обя-

наук. - М., 2009. - С. 29.

занность предотвращать загрязнение моря радиоактивными отходами, химическими и иными вредными для моря веществами1.

Внутренние морские воды и территориальное море определяются в ст. 5 Федерального закона РФ от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне»2. К внутренним морским водам относятся внутренние моря, морские воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов и проливов, которые определяются установленной системой отсчета. А внутренние моря - это такие морские территории (моря), которые глубоко вдаются в сушу и сообщаются с океаном прилегающими к морю проливами. При этом внутренние моря могут быть как межматериковыми (например, Средиземное, Красное) и внутриматериковыми (Азовское, Балтийское и др.) Предмет загрязнения морской среды не охватывает озера, водохранилища, образуемые в результате сооружения плотин на реках и т.п.

В литературе обоснованно выделяется и дополнительный объект анализируемого преступления. В качестве такового признаются жизнь и здоровье человека (в случае причинения смерти или существенного вреда здоровью), а также общественные отношения по охране и использованию водных биологических ресурсов, окружающей среды, зон отдыха и другие общественные отношения, которые могут быть нарушены данным преступлением3. Эти отношения могут признаваться дополнительным объектом только тогда, когда им в результате загрязнения причиняется существенный вред. С трактовкой дополнительного объекта можно согласиться за одним исключением. Причинение вреда окружающей среде пре-зюмируется и в ч. 1 ст. 252 УК РФ, иначе говоря, окружающая среда характеризует основной объект указанного преступления.

Деяние в ст. 252 УК РФ, в отличие, к примеру, от преступлений, предусмотренных в ст. 250 - 251 УК РФ, характеризуется

1 См.: Курс международного права: в 6 т. - Т. 3: Основные институты и отрасли современного международного права / Ред. кол.: В.М. Чхиквадзе (рук.) и др. - М.: Наука, 1967. - С.232-285.

2 URL: https://base.garant.ru, свободный.

3 См.: Куделькин Н.С. Указ. соч. С. 30.

одним понятием - загрязнение.

В ч. 1 ст. 252 УК РФ объективная сторона рассматриваемого преступления определяется путем характеристики источников загрязнения морской среды (они могут находиться на суше - промышленные предприятия, очистные сооружения и др., либо в море - на искусственных сооружениях, транспортных средствах), путем указания на вещества и материалы, вредные для: 1) здоровья человека и 2) живых ресурсов моря, либо препятствующие правомерному использованию морской среды. Как уже отмечалось, в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнением окружающей среды, в том числе отдельных ее объектов, признается поступление в окружающую среду веществ и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывает на нее негативное воздействие. А к загрязняющим веществам ст. 1 данный Закон относит вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышает установленные для химических веществ, в том числе и радиоактивных, других веществ и микроорганизмов нормативы и тем самым оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Очевидно, что загрязнение окружающей среды и ее компонентов рассматривается здесь в динамическом аспекте, то есть как процесс, результатом которого (а это уже не деяние, а последствие) является превышение установленных нормативов качества окружающей среды и допустимого воздействия на нее.

Что касается загрязнения морской среды, то его определения даются как в региональных, так и универсальных международно-правовых актах. Так, в Конвенции по защите природной морской среды района Балтийского моря 1992 г. дано такое определение этого загрязнения - с суши от наземных источников, согласно которому это загрязнение моря сбросами с суши от всех видов точечных или рассредоточенных источников, что поступают в море водным или воздушным путем либо непосредственно с побережья. Загрязнение может быть и результатом любого преднамеренного удаления с суши на морское дно посредством

тоннеля, трубопровода или другим путем1.

Более обстоятельное, а мы бы сказали, универсальное определение загрязнения морской среды дано в Конвенции по морскому праву 1982 г.

Многими авторами предлагаются и доктринальные определения загрязнения морской среды. Так, Э.Н. Жевлаков под таким загрязнением понимает: 1) сброс вредных веществ; 2) поступление иным способом в море таких веществ; 3) образование в его водах вредных веществ, негативно влияющих на биологические ресурсы моря, на состояние дна и берегов морей. Автор, как видим, указывает на негативное воздействие на дно и берега. Такая детализация не лишена практического смысла3.

Следует согласиться в том, что понятие «загрязнение» и с суши, и совершенное непосредственно в морской среде или над ней должно включать в себя все виды и способы, которыми оно может быть совершено, поскольку интенсивность освоения и использования морской среды растет. Исходя из данной посылки, он предложил свою редакцию ч. 1 ст. 252 УК РФ: загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо с транспортных судов или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений .

Не можем не обратить внимание на то, что законодатель использует понятие «транспортное средство». Под ним, как представляется, он понимает как морские, так и воздушные суда, как надводные, так и подводные суда. Но возникает вопрос: охватываются ли этим понятием военные морские суда? Военное судно в буквальном смысле означает плавучее сооружение для военных целей5. Поэтому мы считаем, что в ч. 1 ст. 252 УК РФ вместо слов «с транспортных средств» надо указать «с морских

1 См.: Сборник рекомендаций Хельсинской комиссии: справочно-методическое пособие. - СПб: РОО Экология и Бизнес, 2001. - С. 19-66.

2 URL: http://www.un.org, свободный.

3 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко, науч. ред. А.С. Михлин. - М.: Спарк, 2000. - С. 586.

4 Там же. С. 48.

5 См.: Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энцикл., 1985. -С. 1280.

или воздушных судов».

Рассматриваемое преступление может совершаться как путем действия, когда, например, происходит умышленный незаконный сброс загрязняющих веществ, так и бездействием, если, допустим, не принимаются меры по предотвращению загрязнения.

Загрязнение морской среды может осуществляться путем сброса или захоронения вредных веществ. Загрязнение - это сброс или поступление иным способом в море, а также образование в его водах вредных веществ, которые ухудшают качество вод моря, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние его обитателей и растительности. Средствами загрязнения признаются вредные для здоровья людей, животного и растительного мира вещества и материалы.

Перечень такого рода веществ установлен в международных соглашениях и нормативных правовых актах РФ. К ним отнесены ядовитые вещества, различные кислоты, ртутные соединения, нефть и нефтепродукты. К вредным веществам относятся минеральные удобрения, технические жиры и масла, пластмассы, балластные и промывочные воды и др. К загрязняющим веществам относятся и радиоактивные материалы в твердом либо жидком состоянии.

В отличие от сброса, захоронение предполагает погружение в море вредных материалов, веществ, предварительно помещенных, например, в бочку, контейнер и др., или их складирование во впадинах, щелях, иных складках рельефа дна, а также их закапывание в недрах морского дна.

Воспрепятствованием правомерному использованию морской среды, то есть загрязнением, следует признавать загрязнение пляжей, зон отдыха химическими соединениями, нефтью, нефтепродуктами, уничтожение рыбных запасов, повреждение или уничтожение плантаций морских промысловых водорослей и др.

В отличие от составов загрязнения вод и атмосферы, в ч. 1 ст. 252 УК РФ не раскрывается понятие «загрязнение морской среды», оно не увязывается с каким-либо негативным изменением качества этой среды. Неопределенность в регламентации объективной стороны загрязнения морской

среды породила в литературе разночтения. Так, А.Г. Кибальник считает, что объективную сторону данного преступления образует любое деяние, повлекшее последствие в виде загрязнения морской среды. Состав преступления, по его мнению, сконструирован как материальный1. Противоположную позицию занимают Ю.В. Надточий2. Н.С. Куделькин3. Н.И. Ветров4, признавая состав загрязнения морской среды, сформулированный в ч. 1 ст. 252 УК РФ, формальным.

Следует подчеркнуть, что определение объективных признаков загрязнения морской среды в УК РФ основывается на его понимании в Конвенции по морскому праву, в которой загрязнение понимается как процесс, а не результат.

В ч. 1 ст. 252 УК РФ не указывается на наступление каких-то конкретных общественно опасных последствий, как это предусмотрено в составе загрязнения вод (ст. 250 УК РФ), в котором последствия выражаются в существенном вреде животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Поэтому исходим из того, что состав загрязнения морской среды является формальным, а временем окончания этого преступления следует считать момент совершения каких-либо действий по загрязнению. По существу, процесс загрязнения даже в самом его начале формально образует объективную сторону рассматриваемого преступления. Как справедливо отмечает Э.Н. Жевлаков, оконченным преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 252 УК РФ, признается с момента загрязнения морской среды5.

Логика законодателя заключается в том, чтобы изложить состав загрязнения в

1 См.: Уголовное право России: практический курс: учебно-практическое пособие / Под общ. ред. А.И. Бастрыкина, под науч. ред. А.В. Наумова. - М.: Волтерс-Клувер, 2007. - С. 606.

2 Надточий Ю.В. Уголовно-правовая охрана морской природной среды: дис. ... канд. юрид. наук. -Владивосток, 2005. - С. 232.

3 Куделькин Н.С. Указ. соч. С. 51-53.

4 Ветров Н.И. Уголовное право. Особенная часть: учебник. - М: Юнити-Дана, 2000. - С. 332.

5 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / С.А. Боженок, Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова [и др.]; отв. ред. А.И. Рарог. - М.: Проспект, 2016. - С. 668.

соответствии с Конвенцией по морскому праву и усилить ответственность за такого рода деяния, если они даже не повлекли каких-либо из указанных выше последствий. Однако данный состав крайне сложно отграничить от состава правонарушения, предусмотренного в ст. 8.19 КоАП РФ «Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации». Скорее всего, в трудностях разграничения этих составов в судебной практике и кроется причина подмены уголовной ответственности административной.

В отличие от ч. 1 ст. 252 УК РФ, в последующих частях 2 и 3 этой статьи сконструированы материальные составы преступлений. В качестве последствий в ч. 2 предусмотрены существенный вред: 1) здоровью человека; 2) окружающей среде; 3) зонам отдыха; 4) другим охраняемым законом интересам, а в ч. 3 данной статьи -смерть человека, причиненная по неосторожности.

Прежде всего отметим, что в других составах загрязнения не выделяется причинение существенного вреда окружающей среде в качестве самостоятельного признака. В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде определяется как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст. 1). Существенность вреда окружающей среде, как нам думается, следует устанавливать исходя из дефиниции накопленного вреда, также предусмотренной в данной статье (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В судебной практике и литературе возникли трудности относительно понимания вреда применительно к составам экологических преступлений. В п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ № 21 от 18 октября 2012 г. «О применении судами законодательства об ответственности за

нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъясняется, что под причинением вреда здоровью человека при совершении преступлений, предусмотренных ст. 246, ч. 2 ст. 247, ч. 1 ст. 248, ч. 2 ст. 250, ч. 2 ст. 251, ч. 1 и 2 ст. 254 УК РФ, следует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам. А трактовка понятия «существенный вред» в п. 6 постановлении дается лишь применительно к преступлению, предусмотренному в ч. 1 ст. 247 УК РФ; он выражается в тяжком или средней тяжести вреда здоровью, хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде - в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья.

Хотелось бы обратить внимание на то, что законодатель в одних составах экологических преступлений указывает на причинение вреда здоровью человека (ст. 246, ч. 1 ст. 248, ч. 2 ст. 250, ч. 2 ст. 251, ч. 1 ст. 254 УК РФ), а в других - на причинение существенного вреда здоровью человека. Казалось бы, в УК РФ предусмотрены два родственных состава - загрязнение вод (ст. 250) и загрязнение морской среды (ст. 252), однако в первом квалифицирующим признаком признается причинение вреда здоровью человека, а во втором - причинение существенного вреда здоровью человека. Указание на угрозу причинения существенного вреда здоровью человека содержится в ч. 1 ст. 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов». Для того, чтобы избежать осложнений в трактовке этого преступного последствия, было бы правильным в ч. 2 ст. 252 УК РФ вместо слов «существенный вред» указать «вред здоровью человека, существенный вред» (далее по тексту). При такой трактовке и причинение легкого вреда здоровью человека при загрязнении морской среды имело бы квалифицирующее значение, как в случае причинения вреда при загрязнении вод.

Характеризуя последствия рассматриваемого преступления, О.Л. Дубовик подчеркивает, что при загрязнении морской среды может наступать не поддающийся измерению вред различным природным объектам: атмо-

сферному воздуху, земле, недрам, лесам, животному миру и др. 1 Эти деяния могут причинять существенный вред и другим интересам охраняемым Законом, например собственности, праву на отдых и, безусловно, праву человека на благоприятную окружающую среду и др.

Несовершенство состава загрязнения морской среды проявляется и в трактовке признаков субъективной стороны. В своем постановлении № 21 от 18 октября 2012 г. в п. 4 Пленум Верховного Суда РФ разъяснил: исходя из положений ч. 2 ст. 24 УК РФ, если в диспозиции статьи гл. 26 УК РФ форма вины не конкретизирована, то соответствующее экологическое преступление может совершаться либо умышленно, или по неосторожности, при условии, что об этом свидетельствуют содержание деяния, способы его совершения и иные признаки объективной стороны состава экологического преступления. В качестве примеров он привел здесь ряд норм (ст. 246, ч. 2 ст. 247, ч. 2 ст. 250 и др. статьи УК РФ), умолчав при этом относительно субъективной стороны загрязнения морской среды (ст. 252 УК РФ).

Возникает, например, вопрос: может ли предусмотренное в ч. 1 ст. 252 УК РФ деяние признаваться преступлением, если оно совершено по неосторожности? Если исходить из того, что в ч. 1 ст. 252 УК РФ предусмотрен формальный состав, соответственно и предусмотренное в ней преступление может совершаться только умышленно. Известно, что неосторожность, как форма вины, возможна лишь при совершении преступлений с материальным составом.

Преступные деяния, предусмотренные в ч. 2 ст. 252 УК РФ, могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности, а деяния в смысле ч. 3 ст. 252 УК РФ - и при наличии двойной формы вины.

Таким образом, проведенный анализ объективных и субъективных признаков состава загрязнения морской среды показывает несовершенство их регламентации, в частности, неопределенность отражения последствий в ч. 1 ст. 252 УК РФ, то ли речь идет о загрязнении как процессе либо как о его результате.

1 Дубовик О.Л. Экологические преступления: комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. - М.: Спарк, 1998. - С. 206.

Нет определенности и в регламентации субъективной стороны данного преступления. Отсюда одни авторы считают, что оно может совершаться только с умыслом, а другие - как умышленно, так и по неосторожности. Не внес какой-либо определенности в понимание субъективных признаков загрязнения морской

среды и Пленум Верховного суда РФ.

Кроме того, следовало бы провести определенную унификацию признаков по существу родственных составов преступлений -загрязнения вод и загрязнения морской среды, а также усилить уголовную ответственность за эти общественно опасные деяния.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. - URL: http://www.un.org, свободный.

2. Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.

- URL: http://www.conventions.ru, свободный.

3. Конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г. - URL: http://www.ecolife.ru, свободный.

4. Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. - URL: http://www.un.org, свободный.

5. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 июля 1974 г. - URL: https://base.garant.ru, свободный.

6. URL:http://www.aif.ru/dontknows/file/avariya_v_meksikanskom_zalive_hronika_sobytiy_ i_ekologicheskie_posledstviya, свободный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Волков, В.Б. Экологические преступления // Уголовное право: в 2т. - Т. 2: Особенная часть: учебник для вузов / под ред. М.А. Кириллова, В.И. Омигова. - Чебоксары: ЧКИ РУК, 2009. - 612 с.

8. Чучаев, А.И. Экологические преступления России. Особенная часть: учебник / под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. - М.: Статут, 2012. - 943 с.

9. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для вузов / под ред. Н.Г. Кадникова. - М.: Городец, 2006. - 911 с.

10. Жевлаков, Э.Н. Экологические преступления // Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник // Под ред. А.В. Бриллиантова. - М.: Проспект, 2016. - 1184 с.

11. Ветров, Н.И. Уголовное право. Особенная часть. - М.: Юнити-Дана, Закон и право.

- 1999. - 415 с.

12. Куделькин, Н.С. Юридическая ответственность за загрязнение морской среды: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. - 270 с.

13. Курс международного права: в 6 т. - Т. 3: Основные институты и отрасли современного международного права / ред. кол.: В.М. Чхиквадзе (рук.) и др. - М.: Наука, 1967. - 451 с.

14. Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне». - URL: https://base.garant.ru, свободный.

15. Сборник рекомендаций Хельсинской комиссии: справочно-методическое пособие.

- СПб.: РОО Экология и Бизнес, 2001. - С. 19-66.

16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.И. Радченко, науч. ред. А.С. Михлин. - М.: Спарк, 2000. - 862 с.

17. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энцикл., 1985. - 1600 с.

18. Уголовное право России: практический курс: учебно-практическое пособие / под общ. ред. А.И. Бастрыкина, под науч. ред. А.В. Наумова. - М.: Волтерс-Клувер, 2007. - 808 с.

19. Надточий, Ю.В. Уголовно-правовая охрана морской природной среды: дис. . канд. юрид. наук. - Владивосток, 2005. - 254 с.

20. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / С.А. Боженок, Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова [и др.]; отв. ред. А.И. Рарог. - М.: Проспект, 2016. - 952 с.

21. Дубовик, О.Л. Экологические преступления: комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. - М.: Спарк, 1998. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.