строительства>>//шsarchives.ш>state/primorskiv.gorodskov-okшg Архивный отдел Городского административного округа г. Находка Приморского края
9. Перечень профессий для подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических училищах. Сб. 5. Профессии транспорта, связи, морского и речного флота, рыбного хозяйства. 1987 год//КонсультантПлюс
10. Ивановский А. В. Ростовский-на-Дону политехникум водного транспорта//Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24. С. 64-67.
11. Алекумов В.М. «Мореходным классам - быть!..» Ростов-на-Дону: МП КНИГА». 2002.
12. Справочник для поступающих в морские техникумы наркоморфлота СССР в 1940 году. Госмориздат. Москва. 1940.
13. Постановление Государственного Комитета Обороны СССР от 05 марта 1944 года № 5311 «О подготовке командных кадров для морского флота»//Госархив РФ. Фонд 5446. Опись 1
14. Справочник для поступающих в мореходные училища наркомморфлота СССР в 1944 году. Издательство «Морской транспорт», Москва -1944. Колесников В.И. Из истории морского образования в Астрахани (к 60-ти летию мореходного училища - морского колледжа и 128-летию морского образования в Астрахани). ООО «Типография «Нова»», 2004
15. Справочник для поступающих в мореходные училища Министерства морского флота /Центр. упр. учеб. заведениями. - Москва: Мор. транспорт, 1946 - 24 с.: ил.; 20 см.
16. рт^^^аУ/официальный сайт Одесского морского колледжа технического флота Одесской национальной морской академии
17. Справочник для поступающих в техникумы Министерства строительства военных и военно-морских предприятий в 1947(8) году. - Москва: Отд. учеб. заведений и подготовки кадров, 1947 (тип. Хозупр. М-ва военморстроя СССР). - 27 с. : ил.; 20 см.
18. Справочник для поступающих в техникумы Министерства строительства предприятий машиностроения в 1949 году - Москва, 1949, (тип. Хозупр. МСПМ), 55 с.
19. кпазк.ги//официальный сайт Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа.
20. Справочник для поступающих в средние специальные заведения СССР (техникумы, училища, школы) в 1991 году//Авт.-сост. Л.И. Алешина, В.А. Слюсаренко, Т.Б. Горшкова, Л.И. Личинина М.: Высшая школа, 1991.574 с.
21. Постановление Государственного Совета СССР от 14.11.1991 года № ГС-13 «Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР»//КонсультантПлюс
22. Приказ минморфлота СССР № 75 от 04.12.1991 г. «Об упразднении министерства морского флота СССР»//КонсультантПлюс
Для цитирования: Иванова А.А., Полищук А.В. Организационно-правовое регулирование международного сотрудничества в области охраны и защиты морской среды // Океанский менеджмент. 2021. № 1(10). С. 1317.
Иванова А.А.
Севастопольский государственный Университет Юридический институт, магистрант Научный руководитель: Полищук А.В.
Севастопольский государственный Университет Юридический институт, к.и.н., доцент
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ
Аннотация. В данной статье рассматривается нормативно-правовая база международного сотрудничества в области охраны и защиты морской среды. Показан исторический аспект сотрудничества государств по защите Мирового океана от загрязнения.
Ключевые слова. Загрязнение, морская среда, Мировой океан, международное сотрудничество в области охраны и защиты морской среды.
ORGANIZATIONAL AND LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF PROTECTION AND PROTECTION OF THE
MARINE ENVIRONMENT
Abstract. This article discusses the legal framework for international cooperation in the protection and protection of the marine environment. The historical aspect of the cooperation of States in protecting the oceans from pollution is shown.
Keywords. pollution, marine environment, oceans, international cooperation in the field of protection and protection of the marine environment.
В связи с увеличением воздействия хозяйственной деятельности на природу, на сегодняшний день защита окружающей среды приобретает всё большую актуальность. Среди общей проблемы защиты окружающей среды одной из главных ее частей является загрязнение Мирового океана, ведь многовековое использование океанов и распределение их благ имеют первостепенное значение для человечества.
Термин «Мировой океан» вел в научный оборот великий русский учёный-географ, океанограф Ю.М. Шокальский. Под этим термином он имел в виду «совокупность той водной оболочки земного шара, главная особенность которой -соленость» [4, с. 410].
Океаны покрывают около 72% поверхности Земли. К настоящему времени стало общеизвестно, что состояние океанов существенно влияет на наш климат и погодные условия, которые в значительной степени зависят от взаимодействия между океаном и атмосферой
Мировой океан имеет исключительное значение в жизнеобеспечении Земли. Значительная часть вдыхаемого нами кислорода образуется за счет морской флоры, а океанские течения переносят тепло и играют важную роль в поддержании умеренного климата. Океан - это источник питания населения земного шара и сосредоточение огромных богатств полезных ископаемых. Еще с древних времен Мировой океан играл огромную роль в торговом мореплавании и в удовлетворении потребностей хозяйственных нужд всего человечества, что и по сей день это является актуальным.
Однако истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, водной среды, морской, в том числе, использование Мирового океана для военных целей, торговли, перевозки нефти и опасных для человеческой жизни отходов, научно-технические революции и другие сопутствующие факторы - всё это незамедлительно приводит к загрязнению морских пространств, к нарушению экологического равновесия в Мировом океане и к экологической катастрофе в целом.
На сегодняшний день перед человечеством стоит глобальная задача - срочно ликвидировать ущерб, нанесенный Мировому океану, восстановить нарушенное равновесие и создать гарантии сохранения его в будущем.
Загрязнение морской среды означает привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ и энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным последствий, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание препятствий для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества морской воды и ухудшение условий отдыха. [1]
Одни из самых опасных видов загрязнения - это загрязнение нефтью и нефтепродуктами, отходами промышленных и бытовых сточных вод, радиоактивными веществами, а также выбросы химических удобрений (пестицидов).
Как отмечает Л.В. Сперанская, охрана морской среды - чрезвычайно сложная комплексная проблема. Для ее решения потребуются усилия представителей различных отраслей науки: географии и физики, химии и экологии, океанографии и геологии и многих других [11, с .176]. Охрана морской среды включает в себя множество проблем, одной из которых является проблема международного контроля за соблюдением международных договорных обязательств государств в области охраны и защиты морской среды. Международный контроль является средством для соблюдения государствами международных норм, а также обязательным условием эффективной защиты Мирового океана от загрязнения. Но на сегодняшний день, данный правовой институт не совершенен и, к сожалению, не всегда эффективен. Вследствие этого, некоторые государства могут безнаказанно загрязнять океанские воды, нарушая свои обязательства, предусмотренные международными договорами в области экологии [12, с.58]. По мнению Л.В. Сперанской, можно разработать такую эффективную систему контроля и ответственности за нанесенный ущерб, которая смогла бы гарантировать осуществление норм по охране Мирового океана и предотвратить огромное количество загрязнений.
Говоря о проблеме загрязнения морской среды, необходимо обратиться к истории, а именно к одному из самых вредных загрязнений. Речь идет о загрязнении морской среды нефтью с судов, которая происходит при транспортировке нефти,
выбросов отходов, содержащих нефтепродукты, утечки нефти и нефтепродуктов, выбросы из танкеров, а также является следствием морских аварий и катастроф. Международное сообщество, понимая всю серьезность проблемы еще в 1921 г. на конференции судовладельцев в Лондоне пыталось разработать необходимые меры для противодействия загрязнению морской среды, а в 1926 г. на конференции в Вашингтоне установить районы и прибрежные зоны, запрещенные для сброса нефти.
Следующий шаг в борьбе за чистое море, был сделан Правительством Великобритании в 1934 г., когда Правительство передало этот вопрос на рассмотрение Лиги Наций. В 1936 г. Лига Наций начала обсуждать вопрос о запрете любого загрязнения прибрежных вод, но в результате Второй мировой войны, решения так и не были приняты [6, с. 960].
В 1954 г. в Лондоне была принята первая Международная конвенция по предупреждения загрязнения моря нефтью, которая получила название «ОЙЛПОЛ54» (International Convention for the Prevention of Pollution of the Sea by Oil). Главная ее цель определялась в защите морей и океанов от загрязнения нефтью и установление «запретных зон» для любого сброса на 50 миль от прилегающей земли.
Информированность общественности об экологических проблемах лишь возросла, в частности, из-за серии аварий с нефтяными танкерами, начавшихся в конце 60-х годов, выбросов с нефтяных скважин, сброса ядерных и других отходов и обнаружения опасных химических веществ в пищевой цепи [13, с. 328]. Это повышение осведомленности общественности находит свое отражение в развитии международного морского права. принимая во внимание Женевские конвенции 1958 года (Конвенция о континентальном шельфе; Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов открытого моря; Конвенция об открытом море; Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне).
Попытка всестороннего комплексного урегулирования проблемы загрязнения морских вод была осуществлена на третьей конференции ООН по морскому праву, которая завершилась принятием в 1982 г. конвенции, регулирующей правовой режим морей и океанов. Специальная ее часть, касающаяся защиты морского среды, относится ко всем источникам загрязнения. [5, с. 383]
Однако принятие этой конвенции не означает, что отпала необходимость в разработке новых специальных международных соглашений по охране морской среды, которые могли бы расширить и конкретизировать ее положение.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. является «конституцией морского права», поскольку содержит достаточно значительный правовой материал по защите и сохранению морской среды (Часть XII «Защита и сохранение морской среды»). Так, ст. 197 говорится, что государства сотрудничают на всемирной основе и, когда это уместно, на региональной основе непосредственно или через компетентные международные организации в формулировании и разработке международных норм, стандартов и рекомендуемых практики и процедур, соответствующих настоящей Конвенции, для защиты и сохранения морской среды с учетом характерных региональных особенностей [2].
Как универсальные, так и региональные международные договоры требуют, чтоб при возникновении чрезвычайных ситуаций на море государства взаимодействовали и осуществляли все возможные меры для устранения реальной опасности и минимизации вреда морской среде.
Давая характеристику способам сотрудничества государств по преодолению проблем загрязнения морской среды необходимо обратить внимание не только на правовое регулирование, но и на институции. Основной из них является Международная морская организация.
Международная морская организация (ИМО) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, отвечающим за безопасность судоходства и предотвращение загрязнения моря и атмосферы судами; в этом качестве она играет существенную роль в достижении целевых показателей, указанных в названии миссии Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития " Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития».
Благодаря деятельности ИМО было начато создание масштабной программы, связанной с предотвращением и ликвидацией загрязнения морской среды, а также установлением ответственности. Главным итогом этой работы стало принятие в 1973 году Международной конвенции по предотвращению загрязнению с судов, широко известной под аббревиатурой МАРПОЛ [3]. Эта Конвенция является основной международной конвенцией по вопросам предотвращения загрязнения морской среды судами в процессе их эксплуатации или в результате аварии и была ратифицирована многими государствами.
С самого начала в МАРПОЛ рассматривалось загрязнение не только нефтью с судов (об этом говорится в приложении I), но и вредными веществами, такими как химические вещества, перевозимые наливом (приложение II); вредными веществами. перевозимыми морем в упаковке (приложение III); сточными водами с судов (приложение IV), а также мусором с судов (приложение V). В соответствии с приложением V общий запрет распространяется на сброс любого мусора с судов, при этом на сброс пластмасс наложен полный запрет, применяемый в глобальном масштабе.
Позже, в 1997 году, ИМО добавила в МАРПОЛ новое приложение VI, касающееся загрязнения атмосферы с судов. Сегодня в приложении VI рассматриваются вопросы загрязнения воздуха в результате выбросов серы и других вредных отходов.
В настоящее время расширенная, измененная и обновленная конвенция МАРПОЛ остается одним из наиболее значимых и всеобъемлющих международных договоров в сфере охраны и защиты морской среды. Обеспечивая прочную основу для значительного и постоянного сокращения загрязнения с судов, Конвенция сохраняет свою актуальность и сегодня.
Хоть и МАРПОЛ посвящена непосредственно аварийным и эксплуатационным выбросам с судов, ИМО также активно, хотя и косвенно занимается проблемами загрязнения морской среды из наземных источников, руководствуясь для этого Лондонской конвенцией о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года и Протоколом к ней от 1996 года. В Протоколе применяется умеренный подход, в соответствии с которым запрещается сброс отходов в море, за исключением нескольких видов, указанных в списке разрешенных отходов, таких как отходы драгирования.
Если обратиться к другим партнерствам, связанным с океанами, то ИМО выступает партнером и секретариатом Объединенной группы экспертов по научным аспектам защиты морской среды (ГЕСАМП), которая консультирует систему Организации Объединенных Наций в области научных аспектов защиты морской среды. ГЕСАМП проводит оценку экологической опасности вредных веществ, перевозимых на судах, и рассматривает заявления об использовании «активных веществ» в системах управления балластными водами, тем самым внося вклад в нормативную деятельность ИМО. ГЕСАМП также проводит систематический обзор новых и возникающих вопросов для информирования девяти поддерживающих ее организаций системы Организации Объединенных Наций [14, с. 87].
Совместно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций ИМО также является одним из соучредителей Глобального партнерства по морскому мусору - организации, занимающейся вопросами образующегося в море морского мусора, которая находится в ведении Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде [7].
Также ИМО сотрудничает с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) по разработке стандартов безопасности ядерных судов и предотвращения радиоактивному загрязнению при перевозке радиоактивных материалов морским путем.
Говоря об охране морской среды, ее сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия, следует отметить, что в ряде областей в последнее время были приняты или принимаются регламентационные меры. В частности, это касается применения ограничения по содержанию серы, введенного Международной морской организацией с 2020 года, управления балластными водами, мер по борьбе с биообрастанием, снижения загрязнения пластмассовыми отходами и микропластиком, требований обеспечения безопасности новых топливных смесей и альтернативных видов судового топлива, а также сохранения и устойчивого использования морского
биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции [10].
Опыт ИМО в минимизации загрязнения морей, океанов и атмосферы с судов говорит сам за себя. Организация твердо намерена продолжать силами своих государств-членов и партнеров разработку, поддержку и осуществление комплекса глобальных норм с целью обеспечения охраны и защиты Мирового океана.
Необходимо отметить, что наряду с Международной морской организацией, есть и другие международные организации, и органы, деятельность которых направлена на охрану и защиту морской среды. Среди них есть Международный орган по морскому дну, который в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 является межправительственной организацией, осуществляющей контроль за добычей полезных ископаемых с морского дна и защиту окружающей среды от любого вредного воздействия от такой деятельности [8].
Также, необходимо отметить Межправительственную океанографическую комиссию ЮНЕСКО, как органа ООН, который содействует международному сотрудничеству в сфере охраны морских пространств путем оценки морской среды и морского биологического разнообразия [9].
Подводя итоги данной работы, можно сделать вывод, что несмотря на постоянное развитие международно-правового регулирования отношений государств в сфере охраны окружающей природной среды, остается значительное количество проблем, требующих своего решения, связанных с сохранением морской среды и ее защитой. Одной из таких является проблема международного контроля за соблюдением международных договорных обязательств. Усилия государств должны быть направлены не только на развитие нормативной базы, а и на создание институтов, обеспечивающих достижения общих целей для всех участников международных отношений. В частности, важен опыт таких органов как Международная морская организация, ГЕСАМП, МАГАТЭ, Международный орган по морскому дну, Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО. Однако, несмотря на их деятельность, следует отметить, что и обязанностью каждого государства является обеспечение и контроль за сохранением морской среды, которая является основой жизнедеятельности всего человечества.
Пристатейный библиографический список:
1. Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (Бухарест, 21 апреля 1992 г.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901892843 (дата обращения: 10.04.2021).
2. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (подписана в Монтего-Бэй 10 декабря 1982 г., вступила в действие 1б ноября 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №48.
3. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов от 2 ноября 1973 г. (измененная Протоколом 1978 г. (MARPOL 73/78) (с изменениями па 2б сентября 1997 г.)) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901764502 (дата обращения: 10.04.2021).
4. Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное): Учеб. пособие для студ. Вузов / В.Н. Гуцуляк. - Ростов н/Д.: Феникс, 200б. - 410 с.
5. Ефремов В. С., Ефремов Н. В. Международное морское право о защите и сохранении морской среды. В кн.: Международно-правовой режим использования научно-исследовательских судов: Научное издание / Кол. авторов, рук. авт. кол. А. А. Щипцов. К.: «Наукова думка», 199б. - 383 с.
6. Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения: монография / А.А. Ковалев. М.: Научная книга, 2003. - 9б0 с.
7. Леусепко И.В. Международное сотрудничество в области охраны морской среды от загрязнения с судов / Вестник ОНУ имени И.И. Мечникова. М: «Правоведение». 2018. № 1.)
S. Международный орган по морскому дну [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций: [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/law/lawsea/seabed/ (дата обращения: 10.04.2021).
9. Межправительственная океанографическая комиссия Электронный ресурс] // Организация объединенных наций: [сайт]. URL: https://ru.unesco.org/courier/2021-1/mezhpravitelstvennaya-okeanograficheskaya-komissiya-istoriya-sozdaniya (дата обращения: 10.04.2021).
10. Обзор морского транспорта за 2020 год URL: https://unctad.org/system/files/official-document/rmt2020summary_ru.pdf (дата обращения: 10.04.2021).
11. Сперанская Л.В. Международно-правовая охрана морской среды. - М. : Наука, 1978. - 17б с.
12. Чумаченко В.А. Современные правовые проблемы международного сотрудничества в области защиты и сохранения морской среды от загрязнения и пути их преодоления/ // Океанский менеджмент №2(7) 2020 -58с.
13. The Law of the Sea (3rd Edition) by Churchill, Robin Rolf; Lowe, Alan Vaughan (1999), p.328.
14. United Nations Conference on Trade and Development, Review of Maritime Transport 201б (UNCTAD/RMT/201б), pp. X, p. 87.
Для цитирования: Васильев С.А. Проблемы обеспечения экологической безопасности торгового мореплавания // Океанский менеджмент. 2021. № 1(10). С. 18-22.
Васильев С.А.
Севастопольский государственный Университет Юридический институт Заместитель директора по развитию и научной работе, к.ю.н.
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ1
Аннотация. Осуществление общественных отношений в сфере осуществления международных торговых перевозок предполагают новые условия обеспечения их безопасности. Состояние защищенности в данном случае предполагает не только вопросы сохранности грузов, судов или экипажа, но и экологии. Современная литература вслед за градацией отраслей российского права разделяет вопросы обеспечения безопасности торгового мореплавания и защиты окружающей природной среды, однако целесообразней рассматривать данную проблематику комплексно, осуществляя тем самым поиск общих универсальных решений. Именно такой подход может позволить реализовать комплексные меры по сохранению нормального стабильного режима организации торгового мореплавания. Данная работа посвящена именно такому подходу при рассмотрении вопросов обеспечения экологической безопасности в морской среде. Параллельно были предложены отдельные организационно-правовые меры, а также поднята проблематика отдельных аспектов торгового мореплавания.
Основной вывод посвящен постановке вопроса о возможности объединения усилий различных субъектов для обеспечения комплексной безопасности торгового мореплавания, которые могут быть объединены в едином международно-правовом документе. Применение данного предложения на практике потенциально способно оказать организационно-правовое воздействие на политику различных государств и отдельных субъектов коммерческой деятельности в части обеспечения максимальной защищенности самого широкого круга субъектов морских торговых перевозок.
Ключевые слова. Торговое мореплавание; экология моря; морская среда; обеспечение безопасности; международное регулирование; морское право; морская политика; взаимодействие государств.
PROBLEMS OF ENSURING THE ECOLOGICAL SAFETY OF MERCHANT
SHIPPING
Abstract. The implementation of public relations in the field of international trade transportations presuppose new conditions for ensuring their safety. The state of security in this case involves not only the safety of cargo, ships or crew, but also the environment. The modern literature, following the gradation of the branches of Russian law, divides the issues of ensuring the safety of merchant shipping and the protection of the natural environment, however, it is more expedient to consider this issue in a comprehensive manner, thereby searching for common universal solutions. It is this approach that can make it possible to implement comprehensive measures to maintain a normal stable regime for organizing merchant shipping. This work is devoted to just such an approach when considering the issues of ensuring environmental safety in the marine environment. In parallel, certain organizational and legal measures were proposed, and the problems of certain aspects of merchant shipping were also raised. The main conclusion is devoted to raising the question of the possibility of combining the efforts of various actors to ensure the integrated safety of merchant shipping, which can be combined in a single international legal document. The application of this proposal in practice is potentially capable of exerting an organizational and legal impact on the policies of various states and individual subjects of commercial activity in terms of ensuring maximum protection of the widest range of subjects of maritime trade.
Keywords. Merchant shipping; ecology of the sea; marine environment; security; international regulation; maritime law, maritime policy; interaction of states.
Проблему обеспечения безопасности торгового мореплавания следует воспринимать, в том числе с точки зрения актуализации экологических угроз. Международное морское мореплавание влечет за собой серьезный ущерб окружающей природной среде, являющийся частью неуклонного ухудшения экологической обстановки на планете. Обозначенным тенденциям необходимо противодействовать, прежде всего, на международно-правовом уровне.
Немаловажную роль в решении организационных вопросов коммерческого судоходства играет Международная морская организация. Она занимается обеспечением безопасности морского судоходства и противодействием загрязнению окружающей среды [1]. Согласно требованиям ст. 39 Кодекса торгового мореплавания Российской
1 Данная научная работа была выполнена в рамках внутреннего гранта ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». Проект № 26/06-31 «Правовое регулирование финансовых, имущественных и организационных отношений в сфере торгового мореплавания».