причерноморских стран не могут быть защищены в необходимой степени, а также о заинтересованности других государств региона в экологическом сотрудничестве.
Решением данной проблемы представляется создание единого международно-правого документа, подписанного всеми причерноморскими государствами, а также государствами, на территории которых расположены реки, впадающие в Черное море, в котором будут установлены обязательные нормы, позволяющие снизить уровень загрязнения и удерживать его на допустимом уровне, а также закрепляющие ответственность за превышение допустимого уровня загрязнений. Думается, что такой документ существенно облегчит международное судоходство, определив единые на всей черноморской акватории нормы и правила для судоходства.
Пристатайный библиографический список:
1. Secretary-General's message on World Oceans Day. 08 June 2018 [Электронный ресурс] // URL: https://clck.ru/SXJH6
2. The Greenpeace Report about scale of accumulated environmental damage in Russia. 04.03.2020 [Электронный ресурс] URL: https://greenpeace.ru/news/2020/03/04/doklad-greenpeace-jeksperty-ocenili-masshtaby-nakoplennogo-jekologicheskogo-ushherba-v-rossii/
3. Интервью с руководителем отдела морской санитарной гидробиологии Института морских биологических исследований им. А.О. Ковалевского РАН, кандидатом биологических наук Алемовым С.В. День Черного моря: стало ли оно чище за последние 20 лет. От 31.10.2016 [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/v-strane/3747932
4. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10.12.1982 // Собрание законодательства РФ. 1 декабря 1997 г. N 48. Ст. 5493.
5. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов от 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901764502
6. Конвенция о защите Черного моря от загрязнения от 21.04.1992 [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901892843
7. The Commission on the Protection of the Black Sea Against Pollution [Электронный ресурс] URL: http://blacksea-commission.org
8. Скаридов, А. С. Морское право в 2 т. Том 2. Международное морское коммерческое право: учебник для вузов / А. С. Скаридов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 225 с.
9. Чумаченко В.А. Современные правовые проблемы международного сотрудничества в области защиты и сохранения морской среды от загрязнения и пути их преодоления // Океанский менеджмент. 2020. №2 (7). - с. 57-59.
10. Валиуллина К.Б. Международно-правовая охрана и защита Мирового океана от загрязнения: дис. канд. юрид. наук: 12.00.10 / К.Б. Валиуллина. - Казань, 2018. - 250 с.
11. Беленко Т. А. United Nations Development Program - Global Environmental Facility (UNDP-GEF) Black Sea Environmental Programme. Black Sea Ecosystems Recovery Project. Экологические проблемы Чёрного и Азовского морей - естественнонаучные и социальные аспекты. - Таганрог, 2014. - 96 с
12. Международная морская организация [Электронный ресурс] URL: https://www.imo.org
Для цитирования: Коляда Н.И. Международно-правовая борьба с загрязнением Черного моря / Научный руководитель: Н.А. Чернядьева, д.ю.н, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь // Океанский менеджмент. 2020. № 4(9). С.37-41.
Нукуева К.М.
Магистрант ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Кафедра Международного и морского права
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ В АКВАТОРИЯХ КАСПИЙСКОГО МОРЯ
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, относящиеся к правовому регулированию предотвращения загрязнения с судов в акваторий Каспийского моря. В частности автором были рассмотрены такие вопросы как главные причины загрязнений с судов и были исследованы разные действующие акты содержащиеся в национальных законодательствах, региональных и двухсторонних соглашениях, а также в международных конвенциях, которые регулируют вопросы загрязнения моря с судов. В дополнение были даны некоторые выводы и решения проблемы загрязнения моря на законодательном уровне. Ключевые слова: Каспийское море, экологическая безопасность, загрязнение моря, окружающая среда, Международное морское право, законодательные акты, международные договоры, прикаспийские государства.
LEGAL REGULATION FOR THE PREVENTION OF POLLUTION BY SHIPS AT
THE CASPIAN SEA
Abstract. This article discusses issues related to the legal regulation of the prevention of pollution by ships at the Caspian Sea. In particular, the author considered such issues as the main causes of pollution from ships and researched various existing acts contained in national legislation, regional and bilateral agreements, as well as in international conventions that regulate the issues of marine pollution by ships. In addition, some conclusions and solutions to the problem of sea pollution at the legislative level were given.
Keywords: Caspian Sea, environmental safety, pollution of the Sea, environment, International Maritime Law, legislative acts, international treaties, Caspian states.
На Земле есть такого рода водные объекты, которые благодаря своей уникальности нуждаются в установлении особого правового режима охраны окружающей среды. К числу такого рода водных объектов относится и Каспийское море.
На состояние среды Каспийского моря негативное воздействие оказывает развитие нефтяной промышленности. Разливы небольшого масштаба случаются, как правило, во время транспортировки нефти с танкера на танкер и с танкера на нефтеперерабатывающий завод. В Каспийском море в настоящее время танкеры ежегодно перевозят около 14 млн. тонн нефти. При этом за один год эти танкеры совершают примерно 2500 рейсов. Столь интенсивное движение судов в акваториях Каспийского моря значительно увеличивает вероятность крупных аварий. И особенно учитывая погодные условия в Каспийском море и неудовлетворительное техническое состояние некоторых судов, что в свою очередь увеличивает вероятность аварийных ситуаций на море. Поэтому, для того чтобы избежать сильного экологического загрязнения с судов в акваториях Каспийского моря, требуется разработка правового регулирования.
Такого вида действующие акты содержатся в национальных законодательствах, региональных и двухсторонних соглашениях, а также в международных конвенциях, которые регулируют вопросы загрязнения моря с судов.
Одно из таких соглашений - "Двухстороннее Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о разграничении дна северной части Каспийского моря 1998 года". В соответствии со статьей 6 которой "стороны защищают и сохраняют экологическую систему Каспийского моря и все ее компоненты. В этих целях Стороны самостоятельно или совместно принимают все возможные меры и сотрудничают для сохранения биологического разнообразия Каспийского моря".
Основная региональная Конвенция по защите окружающей среды Каспийского моря - «Тегеранская Конвенция», также известная как Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря. Конвенцией предусматривается ряд мер по предотвращению, снижению и контролю загрязнения Каспийского моря из разных источников, в том числе загрязнение с судов. В соответствии со статьей 9 части III "все прибрежные государства, входящие в каспийскую пятерку, должны принимать все надлежащие меры для предотвращения, контроля и сокращения загрязнения с судов".
Но, к сожалению, специалисты считают, что Конвенция не играет той всеобъемлющей роли, которая предусмотрена ее текстом. Причина состоит в том, что государства не исполняют достаточно точно свои обязательства по Конвенции. Поэтому существует необходимость учреждения межгосударственного органа по мониторингу и контролю морской среды.
В то же время в Конвенции не предусмотрен исполнительный орган, который бы мог ставить вопрос об ответственности неисполняющего государства.
В дополнение, поскольку указанная конвенция носит рамочный характер, она регулирует только общие положения. И с целью осуществления этих установочных положений Рамочной конвенции представляется необходимым скорейшее принятие прикаспийскими странами Протокола по защите морской среды Каспийского моря от загрязнения с судов.
"Конвенции о правовом статусе Каспийского моря" также регламентирует положения относительно защиты окружающей среды Каспийского моря. Согласно статье 15 "стороны обязуются защищать и сохранять экологическую систему Каспийского моря и все ее компоненты".
Также Конвенция МАРПОЛ - 73/78, Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков, и Боннская конвенция (которая ставит своей целью сохранение наземных и морских мигрирующих животных) регламентируют положения по защите морской среды, которые на мой взгляд могут привести к минимизации загрязнения акваторий Каспийского моря.
В дополнение существуют национальные законодательства. В Республике Казахстан действуют "Правила по предотвращению загрязнений с судов", которые в большей мере ссылаются на положения Конвенции МАРПОЛ.
В Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации и Республики Азербайджан правовым аспектам предотвращения загрязнения морской среды посвящены главы XVIII и XIX.
Основываясь на вышеупомянутом можно заключить следующие выводы:
1. Для экологической безопасности Каспия необходимо принять прикаспийскими государствами "Протокола по защите морской среды Каспийского моря от загрязнения с судов". Это позволило бы реализовать установочные положения Рамочной конвенции. Следует учредить межгосударственный орган по мониторингу и контролю морской среды.
2. Необходима единая стандартизация, единые нормативные, методические и правовые документы регулирующие совместные действия прикаспийских государств по защите морской среды в процессе эксплуатации морских судов, которые бы минимизировали негативное техногенное воздействие на экосистему Каспия.
3. Конвенцией не предусмотрен исполнительный орган, который бы мог ставить вопрос об ответственности неисполняющего государства.
Таким образом, данные предложения совместно с реализацией уже действующих конвенций по защите морской среды, на мой взгляд может привести к минимизации влияния судов на окружающую среду Каспийского моря.
Пристатейный библиографический список:
1. Каспийский филиал Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН (КФ ИО РАН) под руководством директора учреждения Владимира Борисовича Ушивцева. Главные экологические проблемы Каспийского моря. Режим доступа: URL: http://casp-geo.ru/glavnye-ekologicheskie-problemy-kaspijskogo-morya/.
2. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 5 апреля 2003 года. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/901889338.
3. Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря (англ. Framework Convention for the Protection of the Marine Environment of the Caspian Sea) от 4 ноября 2003 г. вступила в силу 12 августа 2006 года. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/420383107.
4. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря 12 августа 2018 года. Режим доступа: URL: //http://www.kremlin.ru/supplement/5328.
5. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78). Режим доступа: URL: http://volgainsur.ru/2010-02-21 -19-48-42/25-1973-.html.
6. Кодекс торгового мореплавания (КТМ РФ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/popular/shipping/.
7. Правила по предотвращению загрязнений с судов Республики Казахстан от 30 июля 2019 года. Режим доступа: URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1900019157.
8. Тагиева Севиндж Чингизкызы. Международно-правовая защита среды Каспийского моря. Автореферат и диссертационная работа. М.. 2012. - 31 с.
9. Шинкарецкая Галина Георгиевна. Правовые проблемы охраны окружающей среды Каспийского моря, 2019 год.
Для цитирования: Нукуева К.М. Правовое регулирование предотвращения загрязнения с судов в акваториях Каспийского моря // Океанский менеджмент. 2020. № 4(9). С.41-43.