УДК 341 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10472
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА В ИРАНЕ
Араз Огтай оглы МУРСАЛИЕВ, аспирант кафедры международного права Московского международного института международных отношений (МГИМО) МИД России Email: [email protected]
Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право
Аннотация. В статье рассматривается национальное законодательство Исламской Республики Иран, регламентирующее вопросы защиты окружающей среды Каспийского моря и прибрежного региона. Иран, как и другие Прикаспийские государства, осознает необходимость охранять и защищать морскую среду Каспия, от которой зависит состояние прибрежных провинций и благополучие местного населения. Автор исследует основные правовые акты Ирана, которые регулируют, в частности, защиту морской среды от загрязнения нефтью, рыболовство и защиту биологических ресурсов, водно-болотных угодий.
Методологическую основу исследования составили такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, формально-юридический и исторический методы.
Внутреннее законодательство Ирана по вопросам охраны окружающей среды в целом было сформировано во второй половине XX в., однако некоторые акты были изменены или вновь приняты в течение последних 20 лет.
В заключение автор приходит к выводу, что национальное законодательство Ирана, за исключением некоторых правовых актов, прямо указывающих, что их действие распространяется на Каспийское море, регулирует защиту окружающей среды в целом.
Ключевые слова: экология, Каспийское море, окружающая среда, международное морское право, прикаспийская пятерка, Иран.
Annotation. The article examines the national legislation of the Islamic Republic of Iran, which regulates the environmental protection of the Caspian Sea and the coastal region. Iran, like other Caspian states, is aware of the need to protect and protect the marine environment of the Caspian Sea, on which the state of coastal provinces and the well-being of the local population depend. The author explores the main legal acts of Iran that govern, in particular, the protection of the marine environment from oil pollution, fisheries and the protection of biological resources, wetlands.
The methodological basis of the study was such methods as analysis and synthesis, induction and deduction, formal-legal and historical methods.
Iran's domestic environmental legislation as a whole was formed in the second half of the 20th century, however, some acts have been amended or re-enacted over the past 20 years.
In conclusion, the author concludes that Iran's national legislation, with the exception of some legal acts that explicitly indicate that their effect extends to the Caspian Sea, regulates the protection of the environment as a whole.
Keywords: ecology, Caspian Sea, environment, international maritime law, Caspian Five, Iran.
В процессе урегулирования проблемы определения правового статуса Каспийского моря Исламская Республика Иран исходила из уникальности Каспия, его жизненно важного значения для прибрежных государств и необходимости решать связанные с мо-
рем вопросы на основе консенсуса «Прикаспийской пятерки» и нести равную ответственность за сохранение его экосистемы1.
Экологические проблемы Каспийского моря, такие, как загрязнение морской среды и прибрежных районов, истощение биоресурсов,
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
инвазивные виды, сокращение биоразнообразия, требовали незамедлительных и согласованных действий всех Прикаспийских стран, поскольку в силу физико-географических характеристик моря данные проблемы приобретали трансграничный характер.
Результатом переговорных усилий сторон стала Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, подписанная 4 ноября 2003 г. в Тегеране2. Конвенция, которая вступила в силу 12 августа 2006 г. после ратификации всеми сторонами, стала основой природоохранного сотрудничества Прикаспийских государств и устойчивого развития региона. Особое внимание прибрежные государства уделили вопросам военной деятельности, зачастую оказывающей негативное влияние на окружающую сре-ду3, установив принципы использования моря в мирных целях и недопущения присутствия на Каспии вооруженных сил третьих стран4. Однако вопросы защиты окружающей среды Каспийского моря решались не только на региональном, но и на национальном уровне.
В настоящее время значение Каспийского моря для Ирана обусловлено политическими, социальными, культурными и экономическими интересами, в частности, связанными с разработкой углеводородов, рыболовством, судоходством и туризмом5, т.е. с деятельностью, которая может оказывать негативное влияние на морскую среду. Основным источником загрязнения является добыча углеводородов6 и их транспортировка. И хотя сегодня Иран не ведет нефтегазодобывающую деятельность на Каспии, а только планирует совместную с Азербайджаном разработку месторождений нефти и газа7, иранская часть Каспия подвергается загрязнению нефтью и нефтепродуктами, что объясняется отсутствием проточности, а также вертикальным и горизонтальным обменом вод.
В Иране основными источниками загрязнения Каспия являются сточные воды, сельскохозяйственная деятельность и городские стоки8. На побережье Каспийского моря расположены останы (провинции) Гилян, Мазендеран и Го-лестан.
Население Гиляна практически круглогодично занято в сельском хозяйстве (сельскохозяйственные угодья занимают примерно треть территории), однако в последнее десятилетие наблюдается ускорение индустриализации и урбанизации. Структура промышленности представлена такими отраслями, как текстильная, целлюлозно-бумажная, пищевая (чайная и рисоочиститель-
ная). Развиваются рыболовство и туризм. В оста-не разрабатываются месторождения минерально-строительного сырья (гипс, полевой шпат, известняк), эксплуатируются ресурсы угля, железной руды, серебра и золота. В Гиляне развивается транспортно-логистическая инфраструктура, важная роль при этом отведена порту Энзели и железной дороге Казвин — Решт — Энзели — Астара, которая входит в международный транспортный коридор «Север — Юг»9.
Основной отраслью экономики в Мазенде-ране является сельское хозяйство. Выделяются также промышленность (пищевая, текстильная, деревообрабатывающая, рыбная, табачная, автомобильная и др.), торговля, транспорт и туризм. Здесь расположены морские порты Ноушехр и Амирабад, а также три аэропорта, в том числе международный «Даште-Наз».
Голестан также характеризуется аграрной специализацией. В то же время здесь представлены такие отрасли промышленности, как пищевая, текстильная, автомобильная, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая. В остане расположены крупнейшие на севере Ирана электростанция и нефтеперерабатывающий завод10.
Прибрежный регион отличается разнообразием климатических условий (влажный и мягкий климат в Гиляне и Мазендеране, в Голестане влажность снижается по мере продвижения на восток), разнообразием ландшафтов (влажно-лесные гирканские, широколиственные, болотные, луговые и проч.11), биоразнообразием. Именно здесь расположены так называемые Каспийские (Гирканские) леса — смешанные леса южного побережья Каспийского моря, богатые реликтовыми и эндемичными видами растений.
В Гиляне находится пресноводная лагуна Энзели, среда которой связана с Каспием и которая играет ключевую роль в устойчивости и продуктивности среды Каспийского моря. Лагуна имеет международное значение для размножения, стоянки и зимовки водоплавающих птиц.
В связи с колебанием уровня Каспия и загрязнением воды в 1993 г. лагуна Энзели была включена в Протокол Монтрё (Рамсарская Конвенция 1971 г. об охране водно-болотных угодий)12. В Голестане расположен Национальный парк Голестан13, который благодаря климатическому разнообразию отличается многообразием флоры и фауны. Все это привлекает в регион туристов не только из других иранских провинций, но и из других стран.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
Таким образом, с Каспийским морем связаны уровень жизни населения прибрежных провинций Ирана и состояние их окружающей среды. Рост антропогенной нагрузки на Каспийское море, обусловленный интенсивным развитием сельского хозяйства, промышленности и туризма, увеличивает уязвимость экосистемы Каспийского региона для различных источников загрязнения.
Действующее законодательство Ирана, регулирующее вопросы охраны окружающей среды, начало формироваться примерно во второй половине XX в.
Статья 45 Конституции Ирана, утвержденной в 1979 г. и измененной в 1989 г., относит моря, озера, реки и иные водные объекты к общественному достоянию, которое находится в ведении государства и используется в общих интересах. Охрана окружающей среды, согласно ст. 50, признается общественным долгом, а деятельность (экономическая и любая другая), неразрывно связанная с загрязнением окружающей среды и наносящая ей непоправимый ущерб, запрещается14. При этом закрепляется право нынешнего и будущих поколений на благополучное существование в охраняемой окружающей среде, что подразумевает достижение как внутрипоколенной, так и межпоколенной справедливости.
Основным правовым актом, направленным на защиту и улучшение окружающей среды, является Закон об охране окружающей среды 1974 г., с изменениями 1992 г. (the Environmental Protection Law15). Данный Закон предусматривает положения и меры по защите окружающей среды и управлению ею. Меры, принимаемые Департаментом окружающей среды (Department of Environment) и Высшим советом по охране окружающей среды (High Council of Environmental Protection), должны способствовать сохранению экологического баланса, созданию системы мониторинга за дикими животными и морскими ресурсами, проведению исследований, направленных на защиту и улучшение окружающей среды, предотвращению загрязнения воздуха, воды и почвы.
Согласно ст. 9 Закона запрещается любое загрязнение окружающей среды, при этом под загрязнением понимается распространение или смешение посторонних веществ с водой, воздухом и почвой в той мере, в которой физические, химические или биологические свойства последних изменяются так, что могут быть опасными для человека, иных живых организмов, расте-
ний, зданий и сооружений. Положения ст. 11 предусматривают, что деятельность предприятий, не принимающих меры по устранению загрязнений, может быть остановлена.
Закон о справедливом распределении воды 1983 г. (Law on Fair Distribution ofWater16) содержит положения о распределении воды внутри страны и между бытовыми, сельскохозяйственными и промышленными потребителями. Морские воды, реки, озера, поверхностные воды, подземные воды, минеральные воды и другие внутренние воды признаются водами общественного пользования и принадлежат государству. При этом закрепляется необходимость защиты и восстановления ресурсов таких вод. Нарушение положений Закона карается штрафом или лишением свободы.
В статье 46 указанного Закона устанавливается, что загрязнение воды запрещено, а Департамент окружающей среды ответствен за предотвращение и прекращение загрязнения воды. В 1994 г. было утверждено разработанное Департаментом постановление, предусматривающее процедуру предотвращения загрязнения.
К загрязняющим веществам указанное постановление относит любые вещества или физические, химические или биологические факторы, которые вызывают загрязнение воды или способствуют ему. Загрязнение может быть вызвано изменением температуры, иных физических, химических или биологических свойств, в результате чего вода становится опасной или не может использоваться в целях, для которых она предназначена. Запрещается как преднамеренное, так и непреднамеренное загрязнение. Источником загрязнения может быть любая деятельность, которая приводит к загрязнению (промышленность, сельское хозяйство, домашнее хозяйство)17.
Закон об охоте и рыболовстве 1967 г. (Law on Hunting and Fishing18) предусматривает обязательное получение лицензии для занятия охотой и рыболовством. При этом указанная деятельность запрещена в охраняемых районах.
В области управления биоресурсами в Иране также действуют такие правовые акты, как Закон об эксплуатации и охране водных ресурсов Исламской Республики Иран 1976 г. (Law on the Exploitation and Protection ofAquatic Resources of the Islamic Republic of Iran19), Закон о защите и эксплуатации рыбных ресурсов Исламской Республики Иран 1995 г. (Law of Protection and Exploitation of the Fisheries Resources of the Islamic Republic of Iran20), действие которых распрост-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
раняется на воды, находящиеся под юрисдикцией Ирана.
Центральная роль по управлению и сохранению рыбных и водных ресурсов отводится Организации по рыбоводству и рыболовству (Ши-лат), на которую возложены обязанности по реализации государственной политики в указанных сферах, а также по лицензированию, контролю и мониторингу.
Положение о наказании за несанкционированное рыболовство в Каспийском море и Персидском заливе 1979 г. (Regulation on Punishment of Unauthorized Fishing in the Caspian Sea and Persian Gulf21) запрещает промысел в Персидском заливе, Каспийском море и всех других внутренних водах, продажу, хранение и транспортировку рыбных ресурсов без разрешения Шилат. Снаряжение и орудия лова, используемые для незаконного промысла, подлежат конфискации.
Закон о защите моря и судоходных рек от загрязнения нефтью 2010 г. (Law on Protection of the Sea and Navigable Rivers against Oil Pollution) направлен на защиту вод Персидского залива, Аравийского (Оманского) и Каспийского морей, а также всех судоходных рек от загрязнения нефтью. Закон предусматривает обязанность всех судов и танкеров, находящихся в указанных водах, страховать свою ответственность за причинение ущерба, вызванного загрязнением нефтью. В случае загрязнения капитан судна обязан незамедлительно уведомить местные власти. Нарушение положений Закона влечет штраф или лишение свободы.
Следует отметить, что в отношении Персидского залива и Аравийского моря действует также Закон 1993 г. о морских районах Исламской Республики Иран в Персидском заливе и Оманском море (Acton the Marine Areas of the Islamic Republic of Iran in the Persian Gulf and the Oman Sea22), в котором можно выделить следующие положения.
Для признания прохода иностранных судов мирным такой проход не должен приводить к загрязнению морской среды, не должен быть связан с рыболовством и эксплуатацией морских ресурсов (ст. 6). В исключительной экономической зоне Иран осуществляет суверенные права и юрисдикцию в отношении разработки, эксплуатации, сохранения и управления всеми природными ресурсами, как живыми, так и неживыми, морского дна, его недр и покрывающих вод, а также принятия и обеспечения исполнения законов о защите и сохранении морской среды (п. а, b ст. 14). Правительство Ирана прини-
мает необходимые меры для защиты и сохранения морской среды и надлежащей эксплуатации живых и других ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа (ст. 18).
Подобный Закон в отношении Каспийского моря отсутствует.
В 2017 г. был принят Закон о сохранении, восстановлении и управлении водно-болотными угодьями (Law of Conservation, Restoration and Management of the Country's Wetlands), к которым, например, относится лагуна Энзели в Иранском Прикаспии. Закон запрещает любую эксплуатацию водно-болотных угодий и деятельность, которая ведет к непоправимому ущербу и загрязнению таких угодий. Кроме того, запрещается интродуцировать в водно-болотные угодья вредные, чужеродные виды растений и животных. На Департамент окружающей среды возложена обязанность по составлению списка таких вредных видов и пересмотру его каждые два года. Лица, нарушившие закон, обязаны прекратить запрещенную деятельность и выплатить штраф в размере трех- или
пятикратной (шести--восьмикратной при
повторном нарушении) суммы ущерба23.
Ответственность за правонарушения в сфере охраны окружающей среды установлена в Законе об исламском наказании 1996 г. (Islamic Punishment Act), который предусматривает:
■ лишение свободы или денежный штраф за убийство или причинение увечья животному, охота на которое запрещена (ст. 679), за незаконную охоту на охраняемых диких животных (ст. 686);
■ возмещение ущерба и штраф за незаконную вырубку и уничтожение деревьев (ст. 686);
■ лишение свободы в случае, если загрязнение угрожает здоровью населения (ст. 688)24.
Исследование показало, что деятельность по охране окружающей среды в Иране имеет достаточно развитые правовые основы. Действующие правовые акты регулируют данную сферу в целом. Лишь в некоторых из них есть прямое указание на то, что их действие распространяется на Каспийское море.
Следует отметить, что Каспий был признан объектом, требующим особого внимания, только в Четвертом Национальном плане развития (2005 — 2009)25. В связи с этим были определены природоохранные мероприятия на Каспии, в
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
частности, по управлению отходами в прикаспийских провинциях Ирана.
1 Кукушкина А.В. Проблема определения территориального статуса Каспийского моря и охрана его окружающей среды (Международно-правовые аспекты) // Десять лет внешней политики России: Матер. Первого Конвента Рос. ассоциации междунар. исслед. / Под ред. А.В. Торкунова. М., 2003. С. 573—574.
2 Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеран, 4 ноября 2003 г.) // Бюллетень международных договоров. 2016. № 11.
3 Кукушкина А.В. Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов (На примере кризиса в Персидском заливе) // Гос-во и право. 1994. № 1. С. 103.
4 Заявление президентов Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана по итогам Четвертого каспийского саммита. 29 сентября 2014 г. // URL: http://kremlin.ru/supplement/4754 (Дата обращения: 10.06.2019)
5 Хоссейнзадех В. Политика Ирана в Каспийском регионе на современном этапе: итоги и перспективы // Проблемы постсоветского пространства. 2017. 4 (3). С. 221— 228.
6 Mottaghi A. Environmental geopolitics of the Caspian basin energy interactions // Caspian J. Environ. Sci. 2016. Vol. 14. № 1. P. 85.
7 $20bn Investment Projects on Offer in Caspian Sea. Khazar Exploration and Production Company (KEPCO) // URL: http://en.kepco.ir/index.aspx?fkeyid = &siteid = 2&pageid=187&newsview=1356 (accessed on June 10, 2019)
8 Каспийское море. Состояние окружающей среды / Доклад временного Секретариата Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря и бюро управления и координации проекта «КАСПЭКО» // Tehran Convention. 2011. С. 30 // URL: http:// www.tehranconvention.org/IMG/pdf/Caspian_SoE_Rus_ fin.pdf (дата обращения: 10.06.2019)
9 Бабурин В.Л., Данъшин А.И., Катроеский А.П. Трансформация природно-хозяйственных систем Северного Ирана // Вестник Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2017. № 2. С. 53—54.
10 Там же. С. 56.
11 Физико-географическое районирование Прикаспийского региона: Электронный атлас Каспийского моря / / URL: http://www.geogr.msu.ru/casp/ (Дата обращения: 10.06.2019)
12 Anzali Wetland // URL: https://anzaliwetland.com/anzali-wetland/ (accessed on June 10, 2019)
13 Национальный парк расположен также на территории останов Хорасан и Семнан.
14 The Constitution of the Islamic Republic of Iran. Ministry of Foreign Affairs of the IRI // URL: http://en.mfa.ir/ index.aspx?siteid=3&pageid=2144 (accessed on June 10, 2019)
15 URL: http://www.fao.org/faolex/results/details/en/cZ LEX-FA0C034983 (accessed on June 10, 2019)
16 URL: http://www.fa0.0rg/fa0lex/results/details/en/c/ LEX-FAOC159738 (accessed on June 10, 2019)
17 Heidari F., Dabiri F. andHeidari M. Legal System Governing on Water Pollution in Iran // Journal of Geoscience and Environment Protection. 2017. № 5. P. 47—48.
18 URL: http://www.fao.org/faolex/results/details/en/cZ LEX-FAOC167683 (accessed on June 10, 2019)
19 URL: http://www.fao.org/faolex/results/details/en/c/ LEX-FA0C001671 (accessed on June 10, 2019)
20 URL: http://www.fao.org/faolex/results/details/en/c/ LEX-FA0C016944 (accessed on June 10, 2019)
21 URL: http://www.fao.org/faolex/results/details/en/c/ LEX-FA0C159625 (accessed on June 10, 2019)
22 URL: https://www.un.org/Depts/los/LEGISLATIO-NANDTREATIES/PDFFILES/IRN_1993_Act.pdf (accessed on June 10, 2019)
23 Iran: Law to Protect Wetlands. Library of Congress. 2017 // URL: https://www.loc.gov/law/foreign-news/article/iran-law-to-protect-wetlands/ (accessed on June 10, 2019)
24 Taghvaee A., Khodashanas S.M., Gholamalizadeh H. Environmental Problems in Iran's Law // Biological Forum. Research Trend. 2015. Vol. 7. №. 1. P. 112.
25 Fourth economic, social and cultural development plan of the Islamic Republic or Iran: 2005 — 2009 // URL: https:// paris21.org/knowledge-database?keyword= &country% 5B%5D=IRAN&date-from=&date-to=&page= (accessed on June 10, 2019)
Библиографический список
1. Бабурин В.Л., Данъшин А.И., Катроеский А.П. Трансформация природно-хозяйственных систем Северного Ирана // Вестник Моск. унта. Сер. 5. География. 2017. № 2. С. 49-58.
2. Заявление президентов Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана по итогам Четвертого каспийского саммита. 29 сентября 2014 г. // http:// kremlin.ru/supplement/4754 (Дата обращения: 10.06.2019)
3. Каспийское море. Состояние окружающей среды / Доклад временного Секретариата Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря и бюро управления и координации проекта «КАСПЭКО» // Tehran Convention. 2011 // http://www.tehranconven-tion.org/IMG/pdf/Caspian_SoE_Rus_fin.pdf (Дата обращения: 10.06.2019).
4. Кукушкина А.В. Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов (На примере кризиса в Персидском заливе) // Гос-во и право. 1994. № 1С. 102-108.
5. Кукушкина А.В. Проблема определения территориального статуса Каспийского моря и охрана его окружающей среды (Международно-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019
правовые аспекты) // Десять лет внешней политики России: Матер. Первого Конвента Рос. ассоциации междунар. исслед. / Под ред. А.В. Тор-кунова. М., 2003.
6. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеран, 4 ноября 2003 г.) // Бюллетень международных договоров. 2016. № 11.
7. Физико-географическое районирование Прикаспийского региона: Электронный атлас Каспийского моря // http://www.geogr.msu.ru/ casp/ (Дата обращения: 10.06.2019)
8. Хоссейнзадех В. Политика Ирана в Каспийском регионе на современном этапе: итоги и перспективы // Проблемы постсоветского пространства. 2017. № 4 (3). С. 221-228.
9. $20bn Investment Projects on Offer in Caspian Sea. Khazar Exploration and Production Company (KEPCO). Mode of access // http:// en.kepco.ir/index.aspx?fkeyid=&siteid=2&pageid= 187&newsview=1356 (accessed on June 10, 2019)
10. Act on the Marine Areas of the Islamic Republic of Iran in the Persian Gulf and the Oman Sea 1993. Mode of access // https://www.un.org/ Depts/los/LEGISLATIONANDTREATIES/ PDFFILES/IRN_1993_Act.pdf(accessed on June 10, 2019)
11. Anzali Wetland. Mode of access // https:// anzaliwetland.com/anzali-wetland/ (accessed on June 10, 2019)
12. Environmental Protection Law. Mode of access // http://www.fao.org/faolex/results/details/ en/c/LEX-FAOC034983 (accessed on June 10, 2019)
13. Fourth economic, social and cultural development plan of the Islamic Republic or Iran: 2005 — 2009. Mode of access // https://paris21.org/ knowledge-database?keyword=&country%5B% 5D= IRAN&date-from=&date-to=&page= (accessed on June 10, 2019)
14. Heidari F., Dabiri F. and Heidari M. Legal System Governing on Water Pollution in Iran // Journal of Geoscience and Environment Protection. 2017. № 5. P. 36-59.
15. Iran: Law to Protect Wetlands. Library of Congress. 2017. Mode of access // https:// www.loc.gov/law/foreign-news/article/iran-law-to-protect-wetlands/ (accessed on June 10, 2019)
16. Law of Protection and Exploitation of the Fisheries Resources of the Islamic Republic of Iran. Mode of access // http://www.fao.org/faolex/results/ details/en/c/LEX-FA0C016944 (accessed on June 10, 2019)
17. Law on Fair Distribution of Water. Mode of access // http://www.fao.org/faolex/results/details/ en/c/LEX-FA0C159738 (accessed on June 10, 2019)
18. Law on Hunting and Fishing. Mode of access // http://www.fao.org/faolex/results/details/en/cZ LEX-FA0C167683 (accessed on June 10, 2019)
19. Law on the Exploitation and Protection of Aquatic Resources of the Islamic Republic of Iran. Mode of access // http://www.fao.org/faolex/results/ details/en/c/LEX-FA0C001671 (accessed on June 10, 2019)
20. Mottaghi A. Environmental geopolitics of the Caspian basin energy interactions // Caspian J. Environ. Sci. 2016. Vol. 14. № 1. P. 81-90.
21. Regulation on Punishment of Unauthorized Fishing in the Caspian Sea and Persian Gulf. Mode of access // http://www.fao.org/faolex/results/ details/en/c/LEX-FA0C159625 (accessed on June 10, 2019)
22. Taghvaee A., Khodashanas S.M., Ghola-malizadeh H. Environmental Problems in Iran's Law // Biological Forum. Research Trend. 2015. Vol. 7. №. 1. P. 111-114.
23. The Constitution of the Islamic Republic of Iran. Ministry of Foreign Affairs of the IRI. Mode of access // http://en.mfa.ir/index.aspx?siteid= 3&pageid=2144 (accessed on June 10, 2019)
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019