ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Общие вопросы / General problems Оригинальная статья / Original article УДК 341.1:574.5(262.81) DOI: 10.18470/1992-1098-2017-1-16-29
К ВОПРОСУ О ВКЛАДЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОХРАНЕНИЕ ЗАПАСОВ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ КАСПИЙСКОГО МОРЯ
1Рифат Т. Асанов, 2Елена А. Барскова*, 2Валерий Н. Пальцев, 2Сергей В. Шипулин
представительство Федерального агентства по рыболовству в Исламской республике Иран, Тегеран 2Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства,
Астрахань, Россия, [email protected]
Резюме. Цель. Оценить деятельность международных организаций и определить их вклад в сохранение и рациональное использование водных биологических ресурсов Каспийского моря и среды их обитания в период после 1991 г. Результаты. Продемонстрирован высокий уровень управления состоянием запасов водных биологических ресурсов на протяжении большей части истории рыбного хозяйства бассейна. Уровень управления запасами, осуществляемый по преимуществу одной страной, включая меры охраны и искусственного воспроизводства, позволял оперативно реагировать на угрозы отдельным видам ВБР вплоть до конца XX века. Показано, что деятельность многих вне региональных и (или) негосударственных международных организаций, усилившаяся последние десятилетия, ограничивается информационной составляющей, складывающейся из сбора сведений о бассейне или подготовке почвы для принятия обязывающих решений в международном правовом поле, часто в негативном для Российской Федерации контексте. Отмечен лидирующий вклад специализированных государственных ведомств, учреждений и организаций в охрану, воспроизводство, изучение водных биоресурсов и среды их обитания, достижения и результаты, деятельности которых интегрировались в рамках работы Комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря. Заключение. Даны предложения по деятельности уполномоченной международной организации с учетом вступления в силу Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря.
Ключевые слова: водные биологические ресурсы, осетровые рыбы, Каспийское море, комиссия, конвенция, международные организации, рыбное хозяйство, соглашение.
Формат цитирования: Асанов Р.Т., Барскова Е.А., Пальцев В.Н., Шипулин С.В. К вопросу о вкладе международных организаций в сохранение запасов водных биоресурсов Каспийского моря // Юг России: экология, развитие. 2017. Т.12, N1. C.16-29. DOI: 10.18470/1992-1098-2017-1-16-29
TO THE TOPIC ON THE CONTRIBUTION OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS TO THE PRESERVATION OF THE BIO-RESOURCES STOCKS OF THE CASPIAN SEA
Rifat T. Asanov, 2Elena A. Barskova*, 2Valerii N. Pal'tsev, 2Sergei V. Shipulin
1Head of the Federal Agency for Fisheries of representation in the Islamic Republic of Iran, Teheran 2Сaspian Research Institute of the Fisheries, Astrakhan, Russia, [email protected]
Abstract. Aim. The purpose of the work was to assess the activity of international organizations and determine theirs contribution to the preservation and rational use of water biological resources of the Caspian Sea and their inhabitant in the period after 1991. Results. The work presents a high management level of the state of water-
biological resources during the history of the fishery basin. The management level of stocks, carried out by one country, including protection measures and artificial reproduction, allows to quickly respond to the dangers till the end of the XX century. It is shown that the activity of many out-regional and (or) non-state international organizations, heightened during the last the last-day period, is limited to piece of information, comprised of data collection about basin and preparing of the base for the adoption of binding decisions in the international legal field , often there is in a negative context for the Russian Federation. It is noted the leading input of specialized state departments, institutes and organizations to the protection, reproduction, researching of water bio-resources and their inhabitant, the results of which were integrated in the frames of work of the Commission on water bio-resources of the Caspian Sea. Main conclusions. The abstract presents suggestions on activity of designated global institution taking into account the beginning of the Agreement on protection and rational use of water biological resources of the Caspian Sea. The article presents proposals for the activity of international organizations at the Caspian basin. Keywords: water bio-resources, sturgeons, Caspian Sea, commission, convention, global institutions, fishing industry, agreement.
For citation: Asanov R.T., Barskova E.A., Pal'tsev V.N., Shipulin S.V. To the topic on the contribution of international organizations to the preservation of the bio-resources stocks of the Caspian Sea. South of Russia: ecology, development. 2017, vol. 12, no. 1, pp. 16-29. (In Russian) DOI: 10.18470/1992-1098-2017-1-16-29
ВВЕДЕНИЕ
Каспий - самый крупный внутренний, обособленный от мирового океана, водоем планеты с уникальным растительным и животным миром, который привлекает особое внимание международного сообщества последние десятилетия. Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства (КаспНИРХ) почти 120 лет занимается исследованиями Каспийского моря. На осно-
МАТЕРИАЛЫ
На протяжении большей части истории Каспийское море было морем двух государств. Их взаимоотношения основывались на Рештском договоре [1], Гянджинском договоре [2], Гюлистанском мирном договоре [3], Туркманчайских мирном и торговом договорах [4; 5] и других документах. Учитывая культурные и бытовые традиции, значение рыбного хозяйства для нашей страны, ведение рыбного хозяйства в бассейне и его реках достаточно подробно регламентировалось внутренними документами Российской Империи. Менее чем через сто лет после присоединения Астраханского ханства к России центральное правительство дарует церковным властям [6] и военным структурам [7] привилегии в рыбной ловле и торговле рыбопродукцией, с начала 18-го века государство принимает активное участие в управлении рыбным хозяйством, вводятся сборы с рыбных ловель [8], принимаются документы о содержании казенных рыбных промыслов [9]. Систематическое внимание государства к вопросам рыбного хозяйства продолжалось и в 19-ом веке выходом документов об устройстве рыбных на
вании его исследований неоднократно принимались решения, критически важные для рыбного хозяйства моря, экосистемы его и впадающих рек. Работа института с международными организациями позволяет сделать предположения относительно их вклада в вопросы сохранения, воспроизводства и изучения водных биоресурсов по отношению к вкладу государственных структур прикаспийских стран.
ИССЛЕДОВАНИЯ
Каспийском море промыслов [10; 11,]. и было усилено переходом управления рыболовством со второй половины века на научную базу [12; 13] Интенсивная работа по регулированию рыболовства и обобщению накопленных знаний о состоянии запасов водных биоресурсов продолжалась и в 20-м веке изданием новых сборников обязательных постановлений и местных правил по рыбопромышленности [14] выходом законов и инструкций по рыболовству [15; 16].
Советский период продолжился выходом значимых для рыболовства документов «Сборник Декретов и постановлений «О рыбной промышленности и рыболовстве» [17], заключением договоров с Персией (Ираном) об эксплуатации рыбных промыслов [18], о торговле и мореплавании [19-21]. Продолжился этап усовершенствования производства рыбного промысла и охраны запасов выходом бассейновых нормативных документов, правил производства рыбного промысла в Севе-ро-Каспийском рыболовном районе [22], Правила рыболовства в Среднем и Южном Каспии с впадающими реками [23]. Большое зна-
чение придавалось мнению научных рыбохо-зяйственных организаций в регулировании рыболовства [24; 25]. На основании научных данных были заложены основы сохранения наиболее продуктивной Северной части Каспийского моря, объявлены заповедные зоны в Северной части Каспийского моря [26; 27].
В послевоенный период был создан ряд современных правовых механизмов охраны окружающей среды. Так, в 1948 г. образован Международный союз охраны природы, в 1971 г. была принята Рамсарская конвенция [28], которая является важным документом по охране околоводных экосистем, в 1977 г. СССР взял на себя обязательства в ее рамках по охране дельты р. Волги.
Таким образом, многолетнее управление запасами водных биологических ресурсов Каспийского моря успешно осуществлялось двумя государствами, а на некоторых этапах и одним государством (Россией, в том числе СССР, сумевшего сохранить концессионные соглашения в области рыбного хозяйства (1927, 1963), что означало и сохранение запасов на высоком уровне, и их эксплуатацию с экономической выгодой).
В 90-е годы не только началась интенсивная конкуренция между прикаспийскими государствами за «даровой» высоколиквидный ресурс моря - отдельные виды ВБР и продукцию из них, но и последовало «вхождение» в бассейн большого числа международных организаций, доступ которых был ранее невозможен или затруднен.
Говоря об этих международных организациях, мы подразумеваем как организации «общего значения», такие как Организация
объединенных наций (ООН), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Программа развития ООН (ПРО-ОН), Специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), Международная морская организация (ИМО), Международный валютный фонд (МВФ), Морской совет, так и организации, специализирующиеся в области защиты окружающей среды, государственные и частные фонды, неправительственные организации: Международный союз охраны природы (МСОП), Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Конвенция по международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), Международная независимая неправительственная экологическая организация (Гринпис), Всемирный фонд охраны природы (WWF), Европейский союз по охране прибрежных территорий (ЕСОПТ), Международный зеленый крест (МЗК), Международная программа ЮНЕСКО "человек и биосфера" (МАБ), Фонд Сороса, Фонд Мак-Артуров и др.
В связи с ограниченным объемом данной статьи, будут оценены известные вклады только некоторых работающих на бассейне международных организаций, преимущественно с точки зрения российского рыбного хозяйства.
РЕЗУЛЬТАТЫ И
После распада СССР в 1992 году для сохранения и рационального использования водных биологических ресурсов Каспийского моря полномочные представители рыбохозяй-ственных ведомств четырёх новых прикаспийских государств (Азербайджан, Казахстан, Российская Федерация и Туркменистан) создали по инициативе Российской Федерации и при активном участии ученых КаспНИРХ Комиссию по водным биоресурсам Каспийского моря (далее Комиссия) [29].
К первоначально четырехсторонней Комиссии в 2002 году присоединился Иран, и она стала пятисторонней.
Как ранее отмечалось, в бассейне Каспийского моря действует большое количество
ОБСУЖДЕНИЕ
международных организаций, привлекающих в качестве членов участников из прикаспийских государств, охватывающих достаточно широкий и расширяющийся круг целей. Однако единственным уполномоченным органом всех прикаспийских государств в области рыбного хозяйства остается Комиссия, которая вносила и вносит наибольший вклад в искусственное воспроизводство, сохранение водных биологических ресурсов и изучение Каспийского моря. За период 1992-2016 гг. проведено всего тридцать семь заседаний Комиссии, в том числе внеочередное (август 2014 года, Москва, Российская Федерация).
36-е заседание состоялось в июне 2016 года в Астане (Казахстан) и стало последним
для этой межведомственной организации. На площадках ее заседаний происходил систематический добровольный доверительный обмен существенными данными и обстоятельствами, характеризующими текущее состояние рыбного хозяйства в целом, его воспроизводственного комплекса, запасов водных биоресурсов и среды их обитания. Преимущественное внимание на Комиссии уделялось видам совместного пользования, большую пользу приносит обмен информацией и по другим сторонам рыбного хозяйства прикаспийских стран, по другим видам водных биоресурсов. В ряду достижений Комиссии следует отметить сложившийся консенсус между прикаспийскими странами по вопросу моратория на добычу осетровых, в последующем закрепленного в некоторых национальных законодательствах (Постановление Правительства Республики Казахстан..., 2010 и др.) [30], выработку мер реагирования на биологическое загрязнение, обсуждение борьбы с ННН-промыслом, подготовку инициированного учеными КаспНИРХ в начале 1990-х годов Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря, учет мнения участников Комиссии при обсуждении вопроса о правовом статусе Каспийского моря. Значение и опыт работы Комиссии будут еще долго анализироваться и, безусловно, использоваться в деятельности созданной межправительственной Комиссии, о чем будет сказано ниже.
В рамках двухстороннего взаимодействия, Российская Федерация и Исламская Республика Иран заключили Соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства [31], согласно которому была создана Российско-Иранская комиссия по вопросам рыбного хозяйства. Всего за период 1996-2016 гг. проведено семь заседаний ее, последнее в апреле 2016 г. в г. Астрахань, Российская Федерация. Роль и значимость этой формально существующей международной организации оказалась незначительной, однако в связи с активизацией всего комплекса российско-иранских отношений в последнее время есть надежда на исправление положения.
Независимые прикаспийские государства в эти годы создают национальные законы, регулирующие рыбное хозяйство: Азербайджанская Республика - «Закон о рыболовстве...» [32], Исламская Республика Иран -«Закон о сохранении...» [33], Российская Федерация - «Закон о рыболовстве и сохране-
нии...» [34], Республика Казахстан - «Закон об охране, воспроизводстве...» [35]; Туркменистан - «Закон о рыболовстве и сохранении... » [36] и сопутствующие нормативные акты.
В исключительной, или преобладающей степени указанные и иные процессы в области сохранения, воспроизводства, изучения осуществлялись и осуществляются систематически при государственном финансировании, либо, по крайней мере, под управлением государства - к таким процессам можно отнести, например, мероприятия искусственного воспроизводства, осуществляемые в качестве компенсационных за разнообразные негативные воздействия на окружающую среду со стороны производственной деятельности, выполнение рыбохозяйственных научно-исследовательских работ и осуществление экологического мониторинга. Авторы оценивают, на основании располагаемых данных по Российской Федерации за 2013-2014 гг., суммарный ежегодный вклад прикаспийских государств в решение означенных проблем на уровне, превышающем 75-100 млн долларов США.
С гордостью можно отметить, что в отдельные годы ХХ1-го века государственное финансирование ФГБНУ «КаспНИРХ» позволяло выполнять особо значимые исследовательские и научно-практические работы. На системной основе проводились всекаспийские съемки осетровых, выполнены исследования по возможности акклиматизации гребневика Вегое ovata для борьбы с вселенцем Мпеть opsis leidyi, проведена аэрофотосъемка каспийского тюленя для уточнения его численности, выполнены работы по использованию БЛА для оценки состояния нерестовых массивов, подготовлены предложения по рациональному управлению водными ресурсами и рыбохозяйственной мелиорации в рамках Федеральных целевых программ. С 2015 г. начата реализация большой работы по осетровому хозяйству, в частности, подразумевающая генетический контроль выращенной на российских предприятиях молоди осетровых.
Осуществляется работа по другим направлениям сохранения окружающей среды. Прикаспийские государства заключили «Тегеранскую рамочную конвенцию...» [37], которая фактически начинает работать только сейчас, после подписания ряда протоколов к ней.
Отдельно коротко остановимся на деятельности СИТЕС и ФАО.
Хотя Конвенция по международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, была принята в 1973 году (Вашингтон, США), ее действие на бассейн Каспийского моря было распространено только после включения в 1997 году 28 видов осетровых рыб в Приложения I и II к этой Конвенции. Как известно, в Каспийском море и впадающих в него реках обитает только шесть видов. Несмотря на это, исполнительные органы СИТЕС наиболее пристальное внимание стали уделять именно каспийским осетровым и соответственно деятельности прикаспийских государств [38; 39]. В своих рекомендациях, которые приобрели обязательный характер, организация стала ввергаться в сферы, не относящиеся к её компетенции, в том числе в методику оценки запасов осетровых, регулирование аквакультуры осетровых, на это российская сторона особо указывала исполнительным органам СИТЕС.
Что касается ФАО и его рыбохозяй-ственного подразделения (КОФИ), существует значительное количество объединений и организаций, объединяющих на основе различных принципов сообщества людей, организаций и государств, сплоченных едиными целями, в том числе регионального значения. Однако до последнего времени взаимодействие этой организации в части рыболовства в Каспийском море носило разовый характер. Так, летом 2011 г. представитель ФАО принял участие в организованном Российской Федерацией международном семинаре по методам оценки запасов осетровых.
В свете завершения ратификационных процедур и повышения статуса Комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря, поддерживаем интенсификацию контактов между Комиссией и ФАО, направленной на признание Комиссии единственной рыбохозяйствен-ной организацией региона и снижение роли существующей региональной рыбохозяй-ственной организации по Кавказу и Центральной Азии в области аквакультуры, включающей нерегиональные компоненты.
Рассматривая деятельность разнообразных международных организаций, направленной формально на те же цели - сохранение, воспроизводство, рациональное использование и исследования водных биологических ресурсов и среды их обитания, невозможно не отметить другие её составляющие.
Появление различных международных организаций и начало их активности совпада-
ет с трудным экономическим периодом в жизни постсоветских стран, периодом оформления новой государственности. Это время характеризовалось преимущественной утилизацией западными партнерами значительных накопленных «советских» данных и данных, накапливающихся в продолжающихся по инерции масштабных исследованиях. Сбор накопленной информации под предлогом поддержания научных коллективов или отдельных ученых осуществлялся преимущественно в форме грантов, нередко в форме организации рыночной конкуренции между исследователями по соотношению их доступа к данным и экономическим запросам. Помимо собственно утечки информации, это приводило также к «обобществлению» знаний о водных биоресурсах вообще [40], важнейших технологий осетровой аквакультуры и, собственно, биологического материала, в дальнейшем обеспечившей критически важной информацией существенные успехи зарубежного осетроводства на фоне отсутствия параллельного опережающего развития отечественных технологий.
Следом за сбором информации последовал период её использования с целью создания долгосрочных конкурентных преимуществ западным государствам или оказание влияния на внутреннюю политику прикаспийских государств и их хозяйственную деятельность. Наиболее ярким примером стоит выделить бурные баталии с ЕС/США, касающиеся осетровых, на рубеже 2000-х годов, политика этих (над-)государственных образований под надуманным предлогом привела сначала к череде ограничений и запретов на экспорт продукции осетровых из естественных водоемов на мировые рынки для всех прикаспийских государств, при понимании того, что в этот период неразвитости энергетических проектов Каспия, торговля черной икрой являлась существенным источником поступления валюты. Сам механизм введения «санкций» подразумевал инициирование первоначального противостояния между Ираном и другими прикаспийскими странами, когда ЕС вводились повышенные на 7 процентных пунктов импортных пошлин на икру осетровых для всех прикаспийских государств, кроме Ирана (22 % против 15 %), а Секретариат СИТЕС устанавливал нулевые экспортные квоты на продукцию из осетровых, включая икру для всех прикаспийских стран (то есть фактически запрещал экспорт), кроме Ирана. Эти ограни-
чения сопровождались активной информационной компанией в ведущих мировых СМИ, поддерживались авторитетными организациями, научной прессой [41-45]. Наказание государств за ННН-промысел осетровых сочеталось с либеральной пропагандой экономического успеха любой ценой и соответствующими законодательными новеллами в национальных законодательствах.
Устранение конкурентов и продвижение «правильных» своих продуктов также находит поддержку в СМИ [46; 47].
По мере исчерпания «накопленной информационной базы» времен СССР, закономерно стало появление проектов, обеспечивающих присутствие «на местах» зарубежных исследователей. «Ведущие ученые», принимавшие участие в проектах, нередко крайне слабо были знакомы хотя бы с литературными данными о бассейне, что позволяет предполагать их квалификацию и роль. Так, многолетние заверения сотрудников института - для представителей международных организаций в том, что, во-первых, промысел каспийского тюленя не ведется в Российской Федерации много лет, и, во-вторых, специализированного ННН-промысла его не существует, в том числе по экономическим причинам, до сих пор не находят адекватного отклика, что заставляет говорить об ангажированности таких представителей, их направленности, вне зависимости от реальности, на запрограммированный результат. Активное нежелание знакомиться с историей рыбохозяйственных проблем и методов решения влекло, кроме прочего, за собой и порочные попытки навязывания т.н. мирового опыта, как якобы наилучших образцов, в действительности таковыми не являющимися.
Отдельное беспокойство вызывает и одновременное проникновение адептов «зеленых взглядов» в образование, на деле направленное на формирование поколения, ориентированного против устойчивого развития собственных стран.
В целом, соразмерно реально затраченных средств и реализуемых целей, сколько-нибудь заметных эффектов деятельности многочисленных действующих в регионе международных организаций для благополучия водных биоресурсов - их сохранения, преумножения, использования и исследования - не отмечено. Такая деятельность явным образом не предполагает серьезных вложений на перспективу, в том числе (хотя бы) в поддержа-
ние существующей воспроизводственной, охранной, научно-исследовательской инфраструктуры. Выделяемые извне средства не соответствуют собственному вкладу прикаспийских государств и распыляются между многими исследователями, не будучи способными обеспечить приемлемый результат.
После наступления первой и второй (современный период) волн мирового экономического кризиса и сужения зарубежной грантовой базы, с переводом её на преимущественное обеспечение собственных, национальных, исследователей, в страну и бассейн вернулись многие исследователи, сделавшие научное имя вдалеке от региона и потянувшиеся сюда в поисках средств. Нередко их деятельность сводится к банальному шантажу хозяйствующих субъектов с целью выбить деньги на, как бы, проведение научно-исследовательских работ, тем самым вызывая ограничение их производственной деятельности и дополнительную финансовую нагрузку. Наблюдаются попытки за счет все более мелких «новых» структур и «научно-исследовательских» групп продемонстрировать «смерть» Каспийского моря как рыбохо-зяйственного водоема. Заметны их усилия по сохранению только «декоративных» популяций немногих интересных «золотому миллиарду» видов водных биоресурсов, разрушение традиционной деятельности (и среды) населяющих берега моря жителей, замораживание достигнутого, в том числе, в широком смысле, их алармистскими усилиями на берегах моря «состояния экологической катастрофы» [4851].
Вероятно, первоначальные усилия по созданию такого образа Каспия относятся к периоду планирования и попыток реализации транскаспийских трубопроводных прожектов для избежания обременений ТНК компенсациями при разрушении окружающей среды моря и прибрежий, в настоящее время они направленны скорее на создание худших конкурентных условий для национальных компаний в ущерб ТНК, созданием негативного информационного фона и стимулирования непроизводительных затрат. На наш взгляд, достаточно часто представители государственных природоохранных ведомств прикаспийских государств попадают в ловушку имитационной охраны природы, направленной скорее на демонстрацию красивого результата, нежели на действительное восстановление такого разнообразия и обилия водных биоре-
сурсов, которое было бы способно устойчиво поддерживать традиционные прибрежные общины.
Любопытным представляется интерес к проблеме водных биоресурсов Каспия и изучение ситуации разрушения ресурсов с точки зрения устойчивости социума со стороны государственных органов США и ЕС, фондов, вмешивающихся в дела чужих стран или создающих предпосылки для этого [52-55] и погружение добытой информации о бассейне в специализированные учебные пособия, по существу под предлогом заботы об общечеловеческих ценностях.
Зачастую, при решении критически важных для водных биоресурсов, среды обитания и экосистемы Каспийского моря вопросов, удовлетворительное разрешение которых позволяет достичь действительно лучших
условий охраны и воспроизводства водных биоресурсов и направлено на устойчивое развитие и долговременную перспективу, мнения так называемых международных организаций не только не слышно, но и не видно на протяжении многих лет. Только собственными, национальными, государственными усилиями в последние годы ужесточена ответственность за ННН-промысел ВБР [56; 57], реализуются масштабные мероприятия по выпуску разноразмерной молоди осетровых [58; 59], достигается, после десяти лет усилий, успех в установлении нормы вылова на одного рыбака любителя [60; 61], обсуждаются на высоком уровне вопросы регулирования режима работы Волжско-Камского каскада в обеспечении сохранения уникальной экосистемы Нижней Волги и Северного Каспия [62-65].
ВЫВОДЫ
В рамках реально работающих государственных и межгосударственных механизмов в целях сохранения, воспроизводства и изучения водных биоресурсов, основанных на доброй воли сторон и ответственности за сохранение окружающей среды перед будущими поколениями, представляется важным в ближайшие годы добиться восстановления проведения регулярной Всекаспийской траловой учетной съемки осетровых, расширить генетические исследования осетровых с научными и контрольными целями, проводимые в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (Постановление Правительства
РФ, 2014), подпрограммы № 8 «Развитие осетрового хозяйства» на все прикаспийские государства, восстановить единство управления воспроизводственным комплексом моря, стремиться к максимально объединенным усилиям по борьбе с ННН-промыслом. Принимая во внимание вступившее в действие с 24 мая 2016 года Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биоресурсов Каспийского моря, предлагаем учитывать изложенные в настоящей статье соображения при работе над проектом Конвенции о правовом статусе Каспийского моря и актуализации стратегии Российской Федерации на Каспии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Трактат между Россией и Персией (Решт, 21 января 1732 г.) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. СПб., 1830. Т. 8, закон 5935. С. 614-620.
2. Трактат между Россией и Персией (Гянджа, 10 марта 1735 г.) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. СПб., 1830. Т. 9, закон 6707. С. 492-496.
3. Трактат вечного мира и дружбы (Гюлистан, 12 октября 1813 г.) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. СПб., 1830. Т. 32, закон 25466. С. 641-645.
4. Трактат о мире между Россией и Персией (Туркманчай, 10 февраля 1828 г.) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб., 1830. Т. 3, закон 1794. С. 125-130.
5. Трактат О торговле российских и персидских подданных (Туркманчай, 10 февраля 1828 г.) //
Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб., 1830. Т. 3, закон 1795. С. 130-134.
6. О пожаловании Святейшему Патриарху Никону в Астрахани Учюга Комызяк (февраль 1653 г.) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. СПб., 1830. Т. 1, закон 93. С. 286.
7. О пожаловании Астраханских конных Стрельцов за их службу и за частыя посылки, рыбными ловлями в реке Волге на пять верст (29 февраля 1684 г.) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. СПб., 1830. Т. 2, закон 1065. С. 578.
8. О ведении сбора с рыбных ловель всего Государства в Семеновской Приказной Палате (18 января 1704 г.) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. СПб., 1830. Т. 4, закон 1958. С. 240.
9. О содержании и размножении казенных рыбных промыслов (30 апреля 1743 г.) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. СПб., 1830. Т. 11, закон 8730. С. 795-802.
10. Об устройстве рыбных промыслов на Каспийском море (11 сентября 1803 г.) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. СПб., 1830. Т. 27, закон 20933. С. 882-890.
11. О устройстве рыбных на Каспийском море промыслов (9 ноября 1842 г.) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб., 1843. Т. 17, отд. 2, закон 16190. С. 101-104.
12. Записка о Проекте новых постановлений для Каспийских рыбных и тюленьих промыслов: [рукопись, машинописный текст]. Б. м., [1860]. 220 с.
13. Вешняков В.И. Рыболовство и законодательство. СПб.: Тип. Тренке и Фюсно, 1894. 1059 с.
14. Сборник обязательных постановлений и местных правил по рыбопромышленности / Департамент Земледелия. СПб.: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1903. 219 с.
15. Законы и инструкции по рыболовству. Баку, 1910. 38 с.
16. Законы и инструкции, действующие в Каспийско-Волжском рыболовном районе / Управление Каспийско-Волжских рыбных и тюленьих промыслов. 2-е изд. Астрахань, 1913. 132 с.
17. О рыбной промышленности и рыболовстве: Декрет Совета Народных Комиссариатов РСФСР от 31 мая 1921 г. // С6орник Декретов и постановлений по Народному комиссариату земледелия РСФСР. 1921. Январь-июнь. С. З9-40.
18. Договор между Российской Социалистической Федеративной Республикой и Ираном (Персией) // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1944. С. 970-975.
19. Соглашение об эксплуатации рыбных промыслов южного побережья Каспийского моря (октябрь 1927 г.) // Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства СССР, отд. II, N 41, 24 августа 1928 г. С. 1062-1083.
20. Конвенция о поселении, о торговле и мореплавании (Тегеран, 27 октября 1931 г.) // Документы внешней политики СССР. Том XIV. М., 1968. С. 595-606.
21. Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном (Тегеран, 25 марта 1940 г.) // Сборник торговых договоров и соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству СССР с иностранными государствами (на 1 января 1977 г). М., 1977. Т. 1. С. 301-313.
22. Правила производства рыбного промысла в Северо-Каспийском рыболовном районе. Астрахань, 1934. 64 с.
23. Правила рыболовства в Среднем и Южном Каспии с впадающими реками. М., 1955. 11 с.
24. Развитие рыбохозяйственных исследований на Каспии // Труды КаспНИРХ. Т. 24. / Отв. ред. Т.В. Астахова. М.: Пищевая промышленность, 1968. 264 с.
25. Павлов А.В. Оценка влияния нового режима рыболовства на запасы осетровых // Труды ВНИРО, 1970. Т. 71. С. 20-30.
26. Об объявлении заповедной зоны в северной части Каспийского моря: Постановление Совета министров Казахской ССР от 30 апреля 1974 г. // ЭкоИнфоПраво: Информационно-правовая база. URL: http://ecoinfo.kz/wp-content/uploads/qq261 .pdf (дата обращения 02.09.2016)
27. Об объявлении заповедной зоны в северной части Каспийского моря: Постановление Совета министров РСФСР от 31 января 1975 г. N 78 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901904787 (дата обращения: 02.09.2016)
28. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 2 февраля 1971 г.) // EX SITU. URL: http://www.ex-situ.ru/documents/105-ramsarskaya-konventsiya (дата обращения: 02.09.2016)
29. Комиссия по водным биологическим ресурсам Каспийского моря: Сборник документов 1992-2002 гг. / Под ред. Т.Ф. Мамедли. Баку, 2002. 199 с.
30. О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан: Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 июня 2010 года № 566 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Адилет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P100000566_ (Дата обращения: 03.09.2016)
31. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в области рыбного хозяйства (Тегеран, 18 мая 1996 г.) // Сборник международных конвенций и соглашений Российской Федерации по вопросам рыболовства. М.: Проспект, 2010. С. 422-424.
32. О рыболовстве: Закон Азербайджанской Республики 27 марта 1998 года N 457-!Г // Законодательство Азербайджанской Республики. URL: http://www.zewo.ru/laws/0457-1q.html (дата обращения: 03.09.2016)
33. О сохранении и использовании водных биологических ресурсов: Закон Исламской Республики Иран N 1383 от 6 июня 2004 г.
34. Федеральный Закон Российской Федерации N 166-ФЗ от 20.12.2004 г. "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". М.: Изд-во ВНИРО, 2007. 197 с.
35. Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира: Закон Республики Казахстан N 593
от 9 июля 2004 г. // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Адилет». URL:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z040000593_#z10 (дата обращения: 03.09.2016)
36. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Закон Туркменистана N 197-IV от 21 мая 2011 г. // Законодательство стран СНГ: база данных. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=43418 (дата обращения: 03.09.2016)
37. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеран, 4 ноября 2003 г.) // The Tehran Convention. URL: http://www.tehranconvention.org (дата обращения: 03.09.2016)
38. Convention on international trade in endangered species of wild fauna and flora. Forty-fifth meeting of the Standing Committee Paris (France), 19-22 June 2001 // CITES. URL: https://www.cites.org/sites/default/files/eng/com/sc/45ZE 45-12-2.pdf (дата обращения: 03.09.2016)
39. Conservation of and trade in sturgeons and paddlefish, 2001 // CITES. URL: https://www.cites.org/eng/res/12/12-07R16.php (дата обращения: 03.09.2016)
40. Graham. L.J., Murphy B.R. The Decline of the Beluga Sturgeon: A Case Study about Fisheries Management // Journal of Natural Resources & Life Sciences Education. 2007, vol. 36. pp. 66-75.
41. Banned in the USA. Beluga Caviar 2000. // CNNMoney. URL: http://money.cnn.com/pf/features/popups/banned_produ cts/frameset.6.exclude.html (дата обращения: 03.09.2016)
42. Revkin A.C. U.S. Is Asked to Ban Beluga Caviar Imports // The New York Times. 2000. December 19. URL: http://www.nytimes.com/2000/12/19/science/us-is-asked-to-ban-beluga-caviar-imports.html (дата обращения: 03.09.2016)
43. Caviar Crisis Spurs Caspian Sea Summit // National Geographic: News. 2001. June 13. URL: http://news.nationalgeographic.com/news/2001/06/0613 _caviar.html (дата обращения: 03.09.2016)
44. Goodman S. Battle to save beleaguered beluga // Nature. 12 July 2001. V. 412, p. 108. DOI:10.1038/35084355
45. New CITES quotas allow more caviar export, further jeopardize endangered sturgeon // Science Codex: URL:
http://www.sciencecodex.com/new_cites_quotas_allow_ more_caviar_export_further_jeopardize_endangered_st urgeon (дата обращения: 03.09.2016)
46. Caviar to the World // Arabian Gazette. 2011, June 12. URL: http://www.arabiangazette.com/caviar-to-the-world/ (дата обращения: 03.09.2016)
47. Anucyia V. Is this the most expensive food in the world? Caviar made from albino fish eggs and laced
with 22-carat gold goes on sale... but a TEASPOON will set you back $ 27,000 // Daily Mail (Mail Online) 17 February 2015. URL:
http://www.dailymail.co.uk/femail/food/article-2957023/Is-expensive-food-world-Teaspoon-Strottarga-Bianco-caviar-costs-27-000.html (дата обращения: 03.09.2016)
48. Beluga caviar at risk of "extinction" within a decade // Asia News. 05.10.2008. URL: http://www.asianews.it/news-en/Beluga-caviar-at-risk-of-extinction-within-a-decade-12210.html (дата обращения: 03.09.2016)
49. WWF Says Illegal Caviar Trade Threatens Sturgeon With Extinction // Voice of America (VOA). October 29, 2009. URL: http://www.voanews.com/a/a-13-wwf-says-illegal-caviar-trade-threatens-sturgeon-with-extinction-67519582/284211.html (дата обращения: 03.09.2016)
50. Harkonen T., Harding K.C., Wilson S., Baimukanov M., Dmitrieva L., Svensson C., Goodman J. Collapse of a Marine Mammal Species Driven by Human Impacts // PLOS ONE. 2012. September. Volume 7. Issue 9. e43130. URL: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journ al.pone.0043130 (дата обращения: 03.09.2016)
51. Saving sturgeons: A global report on their status and suggested conservation strategy / Written by R. Reinartz and P. Slavcheva (wWf Danube-Carpathian Programme). 2016. 84 p. URL: http://d2ouvy59p0dg6k.cloudfront.net/downloads/saving _sturgeons_full_report_16_may_2016.pdf (дата обращения: 03.09.2016)
52. New rules to combat illegal caviar trade (Brussels, 15 May 2006) // European Commission: Press releases database. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-06-611_en.htm?locale=en (дата обращения: 03.09.2016)
53. Roe woes: russian caviar on the ropes (created 09.07.2007) // Wikileaks: Russia. URL: https://wikileaksru.wordpress.com/2007/07/09/07mosco w3348-roe-woes-russian-caviar-on-the-ropes/#par1 (дата обращения: 03.09.2016)
54. Review of four sturgeon species from the Caspian Sea basin: A report to the European Commission (April, 2010) // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/environment/cites/pdf/reports/caspia n_sea_sturgeon.pdf (дата обращения: 03.09.2016)
55. Coffey L. A Secure and Stable Caspian Sea Is in America's Interest (December 4, 2015) // The Heritage Foundation. URL: http://www.heritage.org/research/reports/2015/12/a-secure-and-stable-caspian-sea-is-in-americas-interest (дата обращения: 03.09.2016)
56. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 150-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. N 27, ст. 3442.
57. О внесении изменения в статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон
от 03 июля 2016 N 330-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. N 27, ст. 4263 (часть II).
58. Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам: Приказ Федерального агентства по рыболовству от 25 ноября 2011 г. N 1166 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 27.
59. Федосеева Е.А. К вопросу о выращивании молоди осетровых укрупненной навески в целях пополнения их природных популяций // Материалы расширенного заседания Ученого совета по вопросу оптимизации искусственного воспроизводства осетровых рыб (27-28 июня 2013 г.). Астрахань: КаспНИРХ, 2014. С. 63-70.
60. Костюрин Н.Н., Барабанов В.В., Асейнов Д.Д. Определение влияния любительского рыболовства на водные биологические ресурсы Волго-Каспийского рыбохозяйственного подрайона (Астраханская область) в 2012 г. // Вестник рыбохозяйственной науки. 2014. Т. 1, N 1 (1). С. 1015.
61. О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования
распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов: Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 349-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. N 27, ст. 4282 (часть II).
62. Перечень поручений Президента РФ ПР-2607 от 5 сентября 2011 г. // Президент России. URL: http://www.kremlln.ru/acts/asslgnments/orders/12572 (дата обращения: 05.09.2016)
63. О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах": Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2012 г. N 350 // Собрание законодательства РФ. 2012. N 18, ст. 2219.
64. Перечень поручений Президента РФ по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса ПР-1943 от 16 августа 2013 г. // Союз рыбопромышленников Севера: Нормативная база рыбной отрасли. URL: http://srps.ru/index.php/normativnaja-baza-rybnoj-otrasli.html (дата обращения: 05.09.2016)
65. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса": Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 314 // Собрание законодательства РФ. 2014. N 18, ст. 2160 (часть II).
REFERENCES
1. Traktat mezhdu Rossiei i Persiei (Resht, 21 yanvarya 1732 g.) [The treaty between the Russian Empire and Safavid Empire (Resht, January 21, 1732)]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie pervoe [Complete collection of laws of the Russian empire. The first collection]. St. Petersburg, 1830, vol. 8, Law 5935, pp. 614-620.
2. Traktat mezhdu Rossiei i Persiei (Gyandzha, 10 marta 1735 g.) [The treaty between the Russian empire and Persia (Ganja, March 10, 1735.)]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie pervoe [Complete collection of laws of the Russian empire. The first collection]. St. Petersburg, 1830, vol. 9, Law 6707, pp. 614-620.
3. Traktat vechnogo mira i druzhby (Gyulistan, 12 oktyabrya 1813 g.) [The treaty of everlasting peace and harmony (Gulistan, October 1813)]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie pervoe [Complete collection of laws of the Russian empire. The first collection]. St. Petersburg, 1830, vol. 32, Law 25466, pp. 641-645.
4. Traktat o mire mezhdu Rossiei i Persiei (Turkmanchai, 10 fevralya 1828 g.) [The treaty between the Russian empire and Persia (Turkmenchay, February 10, 1828)]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie vtoroe [Complete collection of laws of the Russian empire. The second collection]. St. Petersburg, 1830, vol. 3, Law 1794, pp. 125-130.
5. Traktat O torgovle rossiiskikh i persidskikh poddannykh (Turkmanchai, 10 fevralya 1828 g.) [The
treaty of the trade of Russian and Persian nationals (Turkmenchay, February 10, 1828)]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie vtoroe [Complete collection of laws of the Russian empire. The second collection]. St. Petersburg, 1830, vol. 3, Law 1795, pp. 130-134.
6. O pozhalovanii Svyateishemu Patriarkhu Nikonu v Astrakhani Uchyuga Komyzyak (fevral' 1653 g.) [The act of the grant of the Uchug Kamyzyak to His Holiness Nikon Patriarch in Astrakhan (February 1653)]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie pervoe [Complete collection of laws of the Russian empire. The first Collection]. St. Petersburg, 1830, vol. 1, Law 93, 286 p.
7. O pozhalovanii Astrakhanskikh konnykh Strel'tsov za ikh sluzhbu i za chastyya posylki, rybnymi lovlyami v reke Volge na pyat' verst (29 fevralya 1684 g.) [The act of the grant of Astrakhan cavalry archer for their service and often sending by fishing catches in the Volga River for five miles (29 February 1684)]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie pervoe [Complete collection of laws of the Russian empire. The first collection]. St. Petersburg, 1830, vol. 2, Law 1065, 578 p.
8. O vedenii sbora s rybnykh lovel' vsego Gosudarstva v Semenovskoi Prikaznoi Palate (18 yanvarya 1704 g.) [On the introduction of the gathering fishing catches of the State at the Semenovsk mandatory Chamber (18 January 1704)]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie pervoe [Complete collection of laws of
the Russian empire. The first collection]. St. Petersburg, 1830, vol. 4, Law 1958, 240 p.
9. Stat'i ob otdache rybnykh lovel' na otkup (1 yanvarya 1705 g.) [The articles on farm out fishery catches (1 January 1705)]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie pervoe [Complete collection of laws of the Russian empire. The first collection]. St. Petersburg, 1830, vol. 4, Law 2007, pp. 276-278.
10. Ob ustroistve rybnykh promyslov na Kaspiiskom more (11 sentyabrya 1803 g.) [On the fisheries at the Caspian Sea (11 September 1803)]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie pervoe [Complete collection of laws of the Russian empire. The first collection]. St. Petersburg, 1830, vol. 27, Law 20933, pp. 882-890.
11. O ustroistve rybnykh na Kaspiiskom more promyslov (9 noyabrya 1842 g.) [On the fisheries at the Caspian Sea (9 November 1842)]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie vtoroe [Complete collection of laws of the Russian empire. The second collection]. St. Petersburg, 1843, vol. 17, Section 2, Law 16190, pp. 101-104.
12. Zapiska o Proekte novykh postanovlenii dlya Kaspiiskikh rybnykh i tyulen'ikh promyslov [Note about the draft of new regulations for Caspian and seal fisheries]. [The manuscript, typescript]. 1860, 220 p.
13. Veshnyakov V.I. Rybolovstvo i zakonodatel'stvo [Fishery and legislative]. St. Petersburg, Trenke and Fusno Publ., 1894. 1059 p.
14. Sbornik obyazatel'nykh postanovlenii i mestnykh pravil po rybopromyshlennosti [Collection of mandatory regulations and local regulations on the fishing industry]. Department of Agriculture. St. Petersburg. V.F. Kirshbaum Publ., 1903. 219 p.
15. Zakony i instruktsii po rybolovstvu [Laws and Instructions on the fishery]. Baku. 1910. 38 p.
16. Zakony i instruktsii, deistvuyushchie v Kaspiisko-Volzhskom rybolovnom raione [Laws and Instructions, functional on the Volga-Caspian fishing area]. The management of the Volga-Caspian and seal fisheries. Second edition. Astrakhan, 1913. 132 p.
17. O rybnoi promyshlennosti i rybolovstve: Dekret Soveta Narodnykh Komissariatov RSFSR ot 31 maya 1921 g. [On the fishing industry and fishery: The decree-law of the Council of People's Commissars RSFSR, dated May 31, 1921]. Sbornik Dekretov i postanovlenii po Narodnomu komissariatu zemledeliya RSFSR [The Collection of decree-laws and Regulations of the People's Commissariat for Agriculture of the Russian SFSR]. 1921, January-June, pp. 39-40.
18. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Sotsialisticheskoi Federativnoi Respublikoi i Iranom (Persiei) [The Agreement between the Russian Federative Socialist Republic and Iran (Persia)]. Sobranie uzakonenii i rasporyazhenii pravitel'stva za 1921 g. [The Collection of laws and regulations of the government for 1921]. Moscow, The management of People's Commissars the USSR Publ., 1944. pp. 970-975.
19. Soglashenie ob ekspluatatsii rybnykh promyslov yuzhnogo poberezh'ya Kaspiiskogo morya (oktyabr' 1927 g.) [The agreement on the exploitation of fisheries of the Southern cost of the Caspian sea (October 1927)]. Sobranie zakonov i rasporyazhenii Raboche-krest'yanskogo Pravitel'stva SSSR [The collection of laws and regulations of the Workers 'and Peasants' Government of the USSR]. Part II, no. 41. August 24, 1928, pp. 1062-1083.
20. Konventsiya o poselenii, o torgovle i moreplavanii (Tegeran, 27 oktyabrya 1931 g.) [The convention on the colonies, trade and shipping (Tehran, October 27, 1931)]. Dokumenty vneshnei politiki SSSR [The documents of the international policy of the USSR]. Moscow, 1968, vol. 14. pp. 595-606.
21. Dogovor o torgovle i moreplavanii mezhdu Soyuzom Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik i Iranom (Tegeran, 25 marta 1940 g.) [The Agreement on trade and shipping between USSR and Iran (Tehran, March 25, 1940)]. Sbornik torgovykh dogovorov i soglashenii po torgovo-ekonomicheskomu sotrudnichestvu SSSR s inostrannymi gosudarstvami (na 1 yanvarya 1977 g.) [The Collection of trade agreements on trade-economical cooperation between USSR and foreign states, dated by January 1, 1977]. Moscow, 1977, vol. 1, pp. 301-313.
22. Pravila proizvodstva rybnogo promysla v Severo-Kaspiiskom rybolovnom raione [The regulations of fishery production at the Northern Part of the Caspian Sea]. Astrakhan, 1934. 64 p.
23. Pravila rybolovstva v Srednem i Yuzhnom Kaspii s vpadayushchimi rekami [Regulations of the fishery in the Middle and Southern parts of the Caspian Sea with coastal rivers]. Moscow, 1955. 11 p.
24. Astakhova T.V., ed. Razvitie rybokhozyaistvennykh issledovanii na Kaspii [The development of the fishery researches on the Caspian Sea]. Trudy KaspNIRKh. [Writings of the CaspNIRkh]. Moscow, Food industry Publ., vol. 24. 1968. 264 p.
25. Pavlov A.V. [The assessment of the impact new fishery regime on stocks of sturgeons]. Trudy VNIRO [The writings VNIRO]. 1970. vol. 71, pp. 20-30.
26. Ob ob"yavlenii zapovednoi zony v severnoi chasti Kaspiiskogo morya: Postanovlenie Soveta ministrov Kazakhskoi SSR ot 30 aprelya 1974 g. [On the declaration of protected area in the northern part of the Caspian Sea: The Enactment of the Council of Ministers of the Kaz.S.S.R., dated by April 30, 1974]. Available at: http://ecoinfo.kz/wp-content/uploads/qq261.pdf (accessed 02.09.2016)
27. Ob ob"yavlenii zapovednoi zony v severnoi chasti Kaspiiskogo morya: Postanovlenie Soveta ministrov RSFSR ot 31 yanvarya 1975 g. no. 78 [On the declaration of protected area in the northern part of the Caspian Sea: The Enactment of the Council of Ministers of the Russian SFSR, dated January 31, 1975. no. 78]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/901904787 (accessed 02.09.2016)
28. Konventsiya o vodno-bolotnykh ugod'yakh, imeyushchikh mezhdunarodnoe znachenie glavnym obrazom v kachestve mestoobitanii vodoplavayushchikh ptits (Ramsar, 2 fevralya 1971 g.) [The Convention on Wetlands of International Importance Especially as Waterfowl Habitat (Ramsar, February 2, 1971)]. Available at: http://www.ex-situ.ru/documents/105-ramsarskaya-konventsiya (accessed 02.09.2016)
29. Mamedli T.F., ed. Komissiya po vodnym biologicheskim resursam Kaspiiskogo morya: Sbornik dokumentov 1992-2002 gg. [The Commission on water biological resources of the Caspian Sea: the Collection of documents 1992-2002]. Baku, 2002. 199 p.
30. O vnesenii izmenenii i dopolnenii v nekotorye resheniya Pravitel'stva Respubliki Kazakhstan: Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazakhstan no. 566 ot 14 iyunya 2010 g. [About modification and additions in some decisions of the Government of the Republic of Kazakhstan: decree of the Government of the Republic of Kazakhstan no. 566, dated by June 14, 2010]. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P100000566_ (accessed 03.09.2016)
31. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii i Pravitel'stvom Islamskoi Respubliki Iran o sotrudnichestve v oblasti rybnogo khozyaistva (Tegeran, 18 maya 1996 g.) [The Agreement between Russian federation and Government of Iran on the collaboration in the fisheries (Tehran, May 81, 1996.)]. Sbornik mezhdunarodnykh konventsii i soglashenii Rossiiskoi Federatsii po voprosam rybolovstva [The Collection of international conventions and agreements of Russian Federation in fisheries]. Moscow, Prospect Publ., 2010, pp. 422-424. (In Russian)
32. O rybolovstve: Zakon Azerbaidzhanskoi Respubliki 27 marta 1998 goda no. 457-IG [On the fishery: Law of the Azerbaijan Republic, dated March 27, 1998. no. 457]. Available at: http://www.zewo.ru/laws/0457-1q.html (accessed 03.09.2016)
33. O sokhranenii i ispol'zovanii vodnykh biologicheskikh resursov: Zakon Islamskoi Respubliki Iran no. 1383 ot 6 iyunya 2004 g. [On saving and using of the water biological resources: Law of the Islamic Republic of Iran no. 1383, dated by June 6, 2004].
34. Federal'nyi Zakon Rossiiskoi Federatsii no. 166-FZ ot 20.12.2004 g. "O rybolovstve i sokhranenii vodnykh biologicheskikh resursov" [Federal Law of the Russian Federation no. 166, dated by December 20, 2004 "On the fishery and saving of water biological resources"]. Moscow, VNIRO Publ., 2007. 197 p.
35. Ob okhrane, vosproizvodstve i ispol'zovanii zhivotnogo mira: Zakon Respubliki Kazakhstan no. 593 ot 9 iyulya 2004 g. [On saving, reproduction and using of the animal world: Law of the Kazakh Republic no. 593, dated by July 9, 2004]. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z040000593_#z10 (accessed 03.09.2016)
36. O rybolovstve i sokhranenii vodnykh biologicheskikh resursov: Zakon Turkmenistana no. 197-IV ot 21 maya 2011 g. [On the fishery and saving water biological resources: Law of Turkmenistan no. 197, dated by May 21, 2011]. Available at: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=43418 (accessed 03.09.2016)
37. Ramochnaya konventsiya po zashchite morskoi sredy Kaspiiskogo morya (Tegeran, 4 noyabrya 2003 g.) [Framework Convention for the Protection of the Marine Environment of the Caspian Sea (Tehran, November 4, 2003)]. Available at: http://www.tehranconvention.org (accessed 03.09.2016)
38. Convention on international trade in endangered species of wild fauna and flora. Forty-fifth meeting of the Standing Committee Paris (France), 19-22 June 2001. Available at: https://www.cites.org/sites/default/files/eng/com/sc/45ZE 45-12-2.pdf (accessed 03.09.2016)
39. Conservation of and trade in sturgeons and paddlefish, 2001. Available at: https://www.cites.org/eng/res/12/12-07R16.php (accessed 03.09.2016)
40. Graham. L.J., Murphy B.R. The Decline of the Beluga Sturgeon: A Case Study about Fisheries Management. Journal of Natural Resources & Life Sciences Education. 2007, Vol. 36, pp. 66-75.
41. Banned in the USA. Beluga Caviar 2000. Available at:
http://money.cnn.com/pf/features/popups/banned_produ cts/frameset.6.exclude.html (accessed 03.09.2016)
42. Revkin A.C. U.S. Is Asked to Ban Beluga Caviar Imports. Available at: http://www.nytimes.com/2000/12/19/science/us-is-asked-to-ban-beluga-caviar-imports.html (accessed 03.09.2016)
43. Caviar Crisis Spurs Caspian Sea Summit. Available at:
http://news.nationalgeographic.com/news/2001/06/0613 _caviar.html (accessed 03.09.2016)
44. Goodman S. Battle to save beleaguered beluga. Nature, July 12, 2001. Volume 412. P. 108. D0I:10.1038/35084355
45. New CITES quotas allow more caviar export, further jeopardize endangered sturgeon. Available at: http://www.sciencecodex.com/new_cites_quotas_allow_ more_caviar_export_further_jeopardize_endangered_st urgeon (accessed 03.09.2016)
46. Caviar to the World. Available at: http://www.arabiangazette.com/caviar-to-the-world/ (accessed 03.09.2016)
47. Anucyia V. Is this the most expensive food in the world? Caviar made from albino fish eggs and laced with 22-carat gold goes on sale... but a TEASPOON will set you back $ 27,000. Available at: http://www.dailymail.co.uk/femail/food/article-2957023/Is-expensive-food-world-Teaspoon-Strottarga-Bianco-caviar-costs-27-000.html (accessed 03.09.2016)
48. Beluga caviar at risk of "extinction" within a decade. Available at: http://www.asianews.it/news-en/Beluga-caviar-at-risk-of-extinction-within-a-decade-12210.html (accessed 03.09.2016)
49. WWF Says Illegal Caviar Trade Threatens Sturgeon With Extinction. Available at: http://www.voanews.com/aZa-13-wwf-says-illegal-caviar-trade-threatens-sturgeon-with-extinction-67519582/284211.html (accessed 03.09.2016)
50. Harkonen T., Harding K.C., Wilson S., Baimukanov M., Dmitrieva L., Svensson C., Goodman J. Collapse of a Marine Mammal Species Driven by Human Impacts. Available at: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journ al.pone.0043130 (accessed 03.09.2016)
51. Saving sturgeons: A global report on their status and suggested conservation strategy / Written by R. Reinartz and P. Slavcheva (wWf Danube-Carpathian Programme). 2016. 84 p. Available at: http://d2ouvy59p0dg6k.cloudfront.net/downloads/saving _sturgeons_full_report_16_may_2016.pdf (accessed 03.09.2016)
52. New rules to combat illegal caviar trade (Brussels, 15 May 2006). Available at: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-06-611_en.htm?locale=en (accessed 03.09.2016)
53. Roe woes: russian caviar on the ropes (created 09.07.2007). Available at: https://wikileaksru.wordpress.com/2007/07/09/07mosco w3348-roe-woes-russian-caviar-on-the-ropes/#par1 (accessed 03.09.2016)
54. Review of four sturgeon species from the Caspian Sea basin: A report to the European Commission (April, 2010). Available at: http://ec.europa.eu/environment/cites/pdf/reports/caspia n_sea_sturgeon.pdf (accessed 03.09.2016)
55. Coffey L. A Secure and Stable Caspian Sea Is in America's Interest (December 4, 2015). Available at: http://www.heritage.org/research/reports/2015/12/a-secure-and-stable-caspian-sea-is-in-americas-interest (accessed 03.09.2016)
56. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 2 iyulya 2013 g. no. 150-FZ [On making amendments in several legal acts of the Russian Federation: Federal Law, dated by July 2, 2013 no. 150]. [Collection of Legislative Acts of the Russian Federation]. 2013, no. 27, art. 3442.
57. O vnesenii izmeneniya v stat'yu 256 Ugolovnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 03 iyulya 2016 no. 330-FZ [On making amendments in article256 of the Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law, dated by July 03, 2016 no. 330]. [Collection of Legislative Acts of the Russian Federation]. 2016, no. 27, art. 4263 (part II).
58. Ob utverzhdenii Metodiki ischisleniya razmera vreda, prichinennogo vodnym biologicheskim resursam: Prikaz Federal'nogo agentstva po rybolovstvu ot 25 noyabrya 2011 g. no. 1166 [On approval of the
methodology for calculating the damages caused to water biological resources: Order of the Federal Agency for Fishery, dated by November 25, 2011 no. 1166]. [Bulletin of normative acts of the federal bodies of executive power] 2012, no. 27.
59. Fedoseeva E.A. K voprosu o vyrashchivanii molodi osetrovykh ukrupnennoi naveski v tselyakh popolneniya ikh prirodnykh populyatsii [To the topic of the cultivation of young sturgeons to supplement their natural populations]. Materialy rasshirennogo zasedaniya Uchenogo soveta po voprosu optimizatsii iskusstvennogo vosproizvodstva osetrovykh ryb (27-28 iyunya 2013 g.) [The materials of the Meeting on the optimization of the artificial reproduction of sturgeons, 27-28 June 2013]. Astrakhan, KaspNIRH Publ., 2014, pp. 63-70. (In Russian)
60. Kostyurin N.N., Barabanov V.V., Aseinov D.D. The determination of the impact of fishery on the water biological resources of the Volga-Caspian fishery sub-area (Astrakhan region) in 2012. Vestnik rybokhozyaistvennoi nauki [Journal of Fisheries Science]. 2014, vol. 1, no. 1 (1). pp. 10-15. (In Russian)
61. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «O rybolovstve i sokhranenii vodnykh biologicheskikh resursov» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v chasti sovershenstvovaniya raspredeleniya kvot dobychi (vylova) vodnykh biologicheskikh resursov: Federal'nyi zakon ot 03.07.2016 g. no. 349-FZ [On Amending the Federal Law "On fishing and preservation of aquatic biological resources" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation in terms of improving the distribution of quotas (catch) of aquatic biological resources: FL-349, dated by July 3, 2016]. [Collection of Legislative Acts of the Russian Federation]. 2016, no. 27, art. 4282 (part II).
62. Perechen' poruchenii Prezidenta Rossiiskoi Federatsii PR-2607 ot 5 sentyabrya 2011 g. [The list of instructions of the President of the Russian Federation, 2607, September 5, 2011]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/12572 (accessed 05.09.2016)
63. O federal'noi tselevoi programme "Razvitie vodokhozyaistvennogo kompleksa Rossiiskoi Federatsii v 2012-2020 godakh": Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19 aprelya 2012 g. no. 350 [About the federal target program" Development of the Russian Federation, the water complex in 2012-2020": Government Resolution of April 19, 2012 no. 350]. [Collection of Legislative Acts of the Russian Federation]. 2012, no. 18, art. 2219.
64. Perechen' poruchenii Prezidenta Rossiiskoi Federatsii PR-1943 ot 16 avgusta 2013 g. [The list of instructions of the President of the Russian Federation, 1943. August 16, 2013]. Available at: http://srps.ru/index.php/normativnaja-baza-rybnoj-otrasli.html (accessed 5.09.2016)
65. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii "Razvitie rybokhozyaistvennogo kompleksa": Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15
aprelya 2014 g. no. 314 [On Approval of the Russian 2014 no. 314]. [Collection of Legislative Acts of the Federation, the state program "Development of the Russian Federation]. 2014, no. 18, art. 2160 (part II). Fisheries Industry": Government Resolution of April 15,
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Рифат Т. Асанов - руководитель представительства Федерального агентства по рыболовству в Исламской республике Иран, г. Тегеран, тел. +79061778282, E-mail: [email protected]
Елена А. Барскова* - начальник отдела правового и кадрового обеспечения ФГБНУ «Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства», тел. 8(8512) 44-16-60. Почтовый адрес: 414056 г. Астрахань, ул. Савушкина, 1, E-mail: [email protected] Валерий Н. Пальцев - заместитель директора ФГБНУ «Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства», г. Астрахань, Россия. E-mail: [email protected] Сергей В. Шипулин - кандидат биологических наук, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства», г. Астрахань, Россия. E-mail: [email protected]
Критерии авторства Рифат Т. Асанов - сбор и анализ информации о прикаспийских странах; Елена А. Барскова - поиск и работа с источниками, в том числе в области управления рыбным хозяйством, подведение итогов; Валерий Н. Пальцев - общая редакция, предоставление информации о работе комиссии по водным биологическим ресурсам каспийского моря и иным международным рыбохозяй-ственным вопросам; Сергей В. Шипулин - научная редакция и анализ материалов. Авторы в равных долях имеют отношение к написанию рукописи и одинаково несут ответственность за плагиат.
Конфликт интересов Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Поступила в редакцию 16.09.2016 Принята в печать 24.10.2016
AUTHORS INFORMATION Affiliations
Rifat T. Asanov - Head of the Federal Agency for Fisheries of representation in the Islamic Republic of Iran, Teheran. cell number +79061778282, E-mail: [email protected]
Elena A. Barskova* - Head of Legal and staff assistance of FSBSU "Caspian Research Institute of the Fisheries", tel. 8 (8512) 44-16-60. Mailing address: 414056, Astrakhan, 1 Savushkina Street, E-mail: [email protected]
Valerii N. Pal'tsev - Deputy Director of FSBSU "Caspian Research Institute of the Fisheries", Astrakhan, Russia. E-mail: [email protected]
Sergei V. Shipulin - Ph.D Deputy Director for Science of FSBSU "Caspian Research Institute of the Fisheries", Astrakhan, Russia. E-mail: [email protected]
Contribution
Rifat T. Asanov - footwork and analyze the information on the Caspian states; Elena A. Barskova - searching and working with sources, including the totaling; Valerii P. Pal'tsev - general editing, reporting of data for the work of the Commission on water biological resources of the Caspian Sea and other international fishery questions. Sergey V. Shipulin - scientific editing and analysis of materials. The authors were relevant to the manuscript writing in equal portions and assume responsibility for the plagiarism equally.
Conflict of interest
The authors declare no conflict of interest.
Received 16.09.2016 Accepted for publication 24.10.2016