Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ЧЕРНОГО МОРЯ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ЧЕРНОГО МОРЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
694
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРНОЕ МОРЕ / АКВАТОРИЯ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ЭКОСИСТЕМА / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ЧЁРНОГО МОРЯ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ / BLACK SEA / WATER AREA / POLLUTION / ECOSYSTEM / INTERNATIONAL LEGAL ACT / ENVIRONMENTAL POLICY / CONVENTION ON THE PROTECTION OF THE BLACK SEA AGAINST POLLUTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коляда Н.И., Чернядьева Н.А.

В статье исследуются актуальные международно-правовые способы защиты акватории Черного моря от загрязнения. Проводится анализ действующих в данной области международно-правовых актов, делается вывод об эффективности их применения. Обосновывается необходимость срочного реагирования и участия всех заинтересованных субъектов международного права в создании нового международного соглашения, устанавливающего общие нормы и предусматривающего единый уровень допустимого загрязнения и меры ответственности за его превышение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL-LEGAL COMBATING POLLUTION OF THE BLACK SEA

The article examines the current international legal ways to protect the Black sea water area from pollution. The current international legal acts are analyzed. The conclusion is made about the effectiveness of their application. The article substantiates the need to create a new international agreement that establishes common standards and provides for a single level of permissible pollution and measures of responsibility for its excess.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ЧЕРНОГО МОРЯ»

РАЗДЕЛ III. ИНОСТРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Коляда Н.И.

Студентка магистратуры «Российского государственного университета правосудия», г. Симферополь

Научный руководитель: Н.А. Чернядьева

Д.ю.н, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ЧЕРНОГО МОРЯ

Аннотация. В статье исследуются актуальные международно-правовые способы защиты акватории Черного моря от загрязнения. Проводится анализ действующих в данной области международно-правовых актов, делается вывод об эффективности их применения. Обосновывается необходимость срочного реагирования и участия всех заинтересованных субъектов международного права в создании нового международного соглашения, устанавливающего общие нормы и предусматривающего единый уровень допустимого загрязнения и меры ответственности за его превышение.

Ключевые слова: Черное море, акватория, загрязнение, экосистема, международно-правовой акт, экологическая политика, Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения.

THE INTERNATIONAL-LEGAL COMBATING POLLUTION OF THE BLACK SEA

Abstract. The article examines the current international legal ways to protect the Black sea water area from pollution. The current international legal acts are analyzed. The conclusion is made about the effectiveness of their application. The article substantiates the need to create a new international agreement that establishes common standards and provides for a single level of permissible pollution and measures of responsibility for its excess. Keywords: Black sea, water area, pollution, ecosystem, international legal act, environmental policy, Convention on the protection of the Black sea against pollution.

В настоящее время проблемы экологического характера приобретают острый характер и связаны с различными мировыми экосистемами. Во второй половине прошлого столетия наблюдался интенсивный рост глобальной экономики, который сопровождался высоким потреблением природных ресурсов. Экономическое воздействие оказало существенное влияние на почву и водные экосистемы. Следствием этого влияния стало то, что сегодня множество видов растений и животных, находится под угрозой исчезновения или уже исчезли.

Все естественные экосистемы, ландшафты, также, как и отдельные виды нуждаются в эффективных мерах защиты, сохранении и восстановлении. Это является необходимым фактором для благополучия будущих поколений [1].

Вопросы загрязнения Черного моря уже давно приобрели особую остроту, что обосновывает непосредственную актуальность данной темы. На его экосистемы антропогенное воздействие оказывают промышленно развитые страны, расположенные в бассейнах рек Днестра, Дуная, Днепра, Южного Буга, Дона, Кубани и др. Большой объем загрязнений в регион приносят трансграничные переносы воздушных масс - в силу своего географического положения и близости к району аварии на Чернобыльской АЭС, Черное море подверглось интенсивному радиоактивному загрязнению.

Значительный вред морским экосистемам наносится из-за действующих газовых и нефтяных платформ, разведывательного бурения на шельфе, аварий и катастроф морских судов и авиации, отходов военно-морских баз, морских судов, городов, применения химических веществ в сельском хозяйстве, эвтрофикации, выбросов твердых бытовых отходов и др. [2]

Устаревшие очистительные сооружения не могут в полной мере обеспечить фильтрацию выбросов в акваторию, следствием становится попадание в море множества таких ядовитых веществ как: ртуть, свинец, никель, цинк, цианиды - они приводят к гибели морских существ, что в свою очередь подпитывает лежащий на глубине ниже 100 метров сероводородный слой, уровень которого неизменно повышается, а где-то даже выходит на поверхность [3].

Все эти факторы приобретают высокую степень угрозы в связи с естественным природным строением - Черное море является замкнутой акваторией.

Экологическая ситуация в Черноморском регионе привлекла внимание международной научной общественности, что стало толчком к созданию международно -правовых механизмов по защите акватории Черного моря.

Основным документом общего характера, в котором определена основная терминология и порядок совместного и суверенного использования морских территорий, является Конвенция ООН по морскому праву [4]. Ценность данного международного документа в том, что помимо общих правил он установил определенные правовые возможности для национальных экологических политик: статья 211 Конвенции, разрешает государствам-участникам, в определенных случаях, действуя через компетентную международную организацию или общую дипломатическую конференцию, устанавливать международные нормы и стандарты для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды. В пункте 6 этой же статьи отмечено, что прибрежное государство может принять в отношении отдельных районов специальные законы и правила, осуществляя такие международные нормы и стандарты или практику мореплавания, которые признаются применимыми к особым районам.

Примером особого района является Черное море. Такой статус был присвоен принятой под эгидой Международной морской организации Конвенцией МАРПОЛ 73/78. Под «особым районом» в Конвенции МАРПОЛ 73/78 понимается - морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям и специфике судоходства, по нему необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения моря нефтью [5].

Конвенция наделяет Черное море статусом «особого района», предусматривающим специальный природоохранный режим, однако прибрежные государства не получают особыме полномочия по контролю в отношении иностранных морских судов. В рамках указанной Конвенции каждое прибрежное государство вправе принимать дополнительные законы и правила, направленные на предотвращение загрязнения с судов.

Таким образом, в силу сразу двух универсальных конвенций черноморские государства имеют возможность коллективными усилиями в сотрудничестве с международной организацией установить в отношении использования Черного моря особые экологические стандарты, отражающие природные и техногенные особенности данного регионального моря.

Основным документом в области охраны Черного моря является Бухарестская Конвенция о защите Черного моря от загрязнений [6], ее подписали представители Болгарии, Грузии, России, Турции, Румынии и Украины.

При составлении и принятии Бухарестской Конвенции прежде всего государства участники исходили из естественных и антропогенных особенностей Черного моря - это видно при анализе преамбулы Конвенции, где указано, что учитывая особые гидрологические и экологические условия Черного моря и повышенную чувствительность его флоры и фауны к изменениям температуры и состава морской воды, а также важность черноморского побережья, как крупного международного курортного района, где причерноморские страны вложили большие средства в здравоохранение и развитие туризма, отмечая, что загрязнение морской среды Черного моря происходит также из находящихся на суше источников в других странах Европы, главным образом через реки.

Конвенция посвящена вопросам сотрудничества государств-участников, разработке и принятию всех необходимых мер в соответствии с международным правом, в целях охраны и защиты черноморского региона от загрязнения и сохранения его морской среды и обитателей. В Конвенции перечисляются конкретные виды загрязнений, с которыми необходимо бороться, при этом, не нарушая естественного баланса жизни морских обитателей (статья 6 - 13).

Большое внимание Бухарестская Конвенция уделяет вопросам создания механизмов ее реализации: государства-участники обязаны принимать нормы и правила, касающиеся ответственности за ущерб, причиненный физическими или юридическими лицами морской среде Черного моря в районах, над которыми они осуществляют свой суверенитет, суверенные права или юрисдикцию (статья 16).

Отдельное положение касается сотрудничества государств в разработке и согласовании законов, правил и процедур, касающихся ответственности, оценки и компенсации ущерба, причиненного загрязнением морской среды Черного моря, с тем чтобы в максимальной степени обеспечить предохранение и защиту от загрязнения Черного моря в целом.

Также Бухарестская Конвенция предусматривает создание специального международного органа - Комиссии по защите морской среды Черного моря от загрязнения [7], функциями которой являются, в первую очередь, надзор и контроль за осуществлением положений Конвенции, а также достижение сформулированных в ней целей (статьи 17-18).

Неотъемлемой частью Бухарестской Конвенции являются четыре Протокола:

- Протокол о защите морской среды Черного моря от загрязнения из наземных источников;

- Протокол о сотрудничестве в борьбе с загрязнением морской среды Черного моря нефтью и другими вредными веществами в чрезвычайных ситуациях;

- Протокол о защите морской среды Черного моря от загрязнения, вызванным захоронением.

- Протокол о сохранении биоразнообразия и ландшафтов Черного моря, включающий «Список видов, важных для Черного моря» (2002 г.).

Необходимо отметить, что Бухарестская Конвенция охватывает весьма широкий круг вопросов относительно улучшения экологического состояния в Черноморском регионе [8, с. 294-297]. Обращает внимание, что среди поднятых проблем практически не выделяются свойственные черноморской акватории проблемы. Нормы Бухарестской Конвенции следуют за общемировыми проблемами, оставляя не затронутыми специфические локальные вопросы Черного моря.

Анализ практики применения норм и положений Бухарестской Конвенции приводит к выводу о необходимости существенного изменения ее положений. Основной смысл таких изменений должен заключаться, как представляется, в усилении международно-правового влияния на формирование национальных экологических норм и стандартов, а также создании четкого механизма реализации международной и внутригосударственной ответственности в случае нарушения экологических норм [9, с. 58; 10 с. 178].

Подобный подход позволил бы отразить специфику черноморского морского бассейна и сформировать региональные процедуры необходимые для установления и соблюдения экологических стандартов.

Думается, что еще одной значимой проблемой, связанной с действующими экологическими стандартами на Черноморской акватории, является распространение норм Бухарестской Конвенции исключительно на территориальное море причерноморских государств. На сегодняшний день отсутствует надлежащая правовая основа для борьбы с загрязнением морской среды с судов государств, не являющихся участниками Бухарестской Конвенции, в исключительной экономической зоне. Таким образом, основной задачей для охраны Черноморской акватории является тесное сотрудничество причерноморских государств для создания экологически-правовых норм, действие которых распространялось бы не только на внутренние воды и территориальное море, но и за их пределы. Особые условия экосистемы Черного моря вызывают необходимость предусмотреть более жесткие стандарты хозяйственной деятельности в регионах приморских государств.

Представляются недостаточными рамочные соглашения, действующие по вопросам охраны и защиты Черного моря. Особо важным является вопрос предотвращения нанесения и компенсации экологического ущерба акватории судоходством иностранных государств.

В пределах территориального моря приморские государства последовательно осуществляют контроль за соблюдением своего национального законодательства относительно защиты и охраны морской среды от загрязнения судоходством, однако в исключительных экономических зонах такой контроль существенно ослабевает, что непременно приводит к загрязнению акватории Черного моря при плавании иностранных судов.

Существенно повысить степень защиты морской среды, способствовать скорейшему достижению целей, прописанных в универсальных и региональных документах и, тем самым, стать решением данной проблемы может интеграция действующих в национальном и международном праве стандартов судоходства на исключительные экономические зоны Черного моря.

В силу естественных факторов, сформировавших географическое положение Черного моря, на нем отсутствуют участки, на которые распространялся бы режим открытого моря, предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву - море полностью разделено на исключительные экономические зоны прибрежных государств. Указанная специфика обуславливает уникальную возможность установления единых экологических стандартов, касающихся мореплавания, хозяйственной и иной деятельности на всей акватории Черного моря. Необходимо, чтобы Черное море рассматривалось как единый комплекс для осуществления причерноморскими государствами природоохранных мер, только тогда такие меры могут стать достаточно эффективными для защиты акватории от загрязнения.

В соответствии со статьей 56 Конвенции ООН по морскому праву, прибрежные государства имеют в исключительной экономической зоне юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды. Таким образом, причерноморские государства наделены правом установить особый природоохранный режим в черноморском регионе. Как уже говорилось выше, статья 211 Конвенции по Морскому праву разрешает устанавливать международные нормы и стандарты для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, действуя через компетентную международную организацию или общую дипломатическую конференцию. Следовательно, причерноморским государствам необходимо согласованно определить экологические стандарты для всей акватории Черного моря и представить единый проект в Международную Морскую Организацию [11, с. 21] в Лондоне, такой вариант учитывает принцип суверенного равенства и равного учета интересов всех заинтересованных государств.

В настоящий момент складывается ситуация, при которой приморские государства устанавливают свои собственные экологические нормы независимо друг от друга, что не может оказать положительного влияния на общую экологическую обстановку черноморской акватории. Во-первых, сложившая система разобщенного регулирования приводит к различной степени загрязнения отдельных участков Черного моря. В связи с его естественным замкнутым строением это означает загрязнение всего водоема в целом. Во-вторых, многообразие существующих правовых норм различных государств сильно затрудняет свободу судоходства в акватории для иностранных государств. В-третьих, неурегулированность исключительных экономических зон и загрязнение их судами неприбрежных государств также пагубно влияет на состояние Черного моря.

Другим особо важным аспектом, влияющим на экологическую политику приморских государств, является площадь черноморского водосборного бассейна, которая включает в себя территории более чем 20 государств, большинство из которых не являются прибрежными. Учитывая, что большая половина водных поступлений в акваторию Черного моря обеспечивается за счет речного стока, особо актуальным и значимым становится экологическое состояние рек, несущих в него свои воды [12]. На сегодняшний день негативная экологическая ситуация в черноморской акватории в значительной мере обусловлена низким качеством речной воды. Данное обстоятельство опосредует вывод о необходимости вовлечения в сферу регионального экологического сотрудничества не только прибрежные государства, но и государства, расположенные в границах водосборного бассейна.

Подводя итог необходимо отметить, что согласованных усилий одних только прибрежных государств будет недостаточно для решения существующих экологических проблем Черного моря. Установление единых, императивных экологических стандартов для мореплавания не имеет смысла, так как в море ежедневно поступают миллионы кубометров загрязненной речной воды. В этой связи актуальным становится вопрос о субрегиональном трансграничном сотрудничестве государств, без которого интересы

причерноморских стран не могут быть защищены в необходимой степени, а также о заинтересованности других государств региона в экологическом сотрудничестве.

Решением данной проблемы представляется создание единого международно-правого документа, подписанного всеми причерноморскими государствами, а также государствами, на территории которых расположены реки, впадающие в Черное море, в котором будут установлены обязательные нормы, позволяющие снизить уровень загрязнения и удерживать его на допустимом уровне, а также закрепляющие ответственность за превышение допустимого уровня загрязнений. Думается, что такой документ существенно облегчит международное судоходство, определив единые на всей черноморской акватории нормы и правила для судоходства.

Пристатайный библиографический список:

1. Secretary-General's message on World Oceans Day. 08 June 2018 [Электронный ресурс] // URL: https://clck.ru/SXJH6

2. The Greenpeace Report about scale of accumulated environmental damage in Russia. 04.03.2020 [Электронный ресурс] URL: https://greenpeace.ru/news/2020/03/04/doklad-greenpeace-jeksperty-ocenili-masshtaby-nakoplennogo-jekologicheskogo-ushherba-v-rossii/

3. Интервью с руководителем отдела морской санитарной гидробиологии Института морских биологических исследований им. А.О. Ковалевского РАН, кандидатом биологических наук Алемовым С.В. День Черного моря: стало ли оно чище за последние 20 лет. От 31.10.2016 [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/v-strane/3747932

4. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10.12.1982 // Собрание законодательства РФ. 1 декабря 1997 г. N 48. Ст. 5493.

5. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов от 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901764502

6. Конвенция о защите Черного моря от загрязнения от 21.04.1992 [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901892843

7. The Commission on the Protection of the Black Sea Against Pollution [Электронный ресурс] URL: http://blacksea-commission.org

8. Скаридов, А. С. Морское право в 2 т. Том 2. Международное морское коммерческое право: учебник для вузов / А. С. Скаридов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 225 с.

9. Чумаченко В.А. Современные правовые проблемы международного сотрудничества в области защиты и сохранения морской среды от загрязнения и пути их преодоления // Океанский менеджмент. 2020. №2 (7). - с. 57-59.

10. Валиуллина К.Б. Международно-правовая охрана и защита Мирового океана от загрязнения: дис. канд. юрид. наук: 12.00.10 / К.Б. Валиуллина. - Казань, 2018. - 250 с.

11. Беленко Т.А. United Nations Development Program - Global Environmental Facility (UNDP-GEF) Black Sea Environmental Programme. Black Sea Ecosystems Recovery Project. Экологические проблемы Чёрного и Азовского морей - естественнонаучные и социальные аспекты. - Таганрог, 2014. - 96 с

12. Международная морская организация [Электронный ресурс] URL: https://www.imo.org

Для цитирования: Коляда Н.И. Международно-правовая борьба с загрязнением Черного моря / Научный руководитель: Н.А. Чернядьева, д.ю.н, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь // Океанский менеджмент. 2020. № 4(9). С.37-41.

Нукуева К.М.

Магистрант ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Кафедра Международного и морского права

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ В АКВАТОРИЯХ КАСПИЙСКОГО МОРЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, относящиеся к правовому регулированию предотвращения загрязнения с судов в акваторий Каспийского моря. В частности автором были рассмотрены такие вопросы как главные причины загрязнений с судов и были исследованы разные действующие акты содержащиеся в национальных законодательствах, региональных и двухсторонних соглашениях, а также в международных конвенциях, которые регулируют вопросы загрязнения моря с судов. В дополнение были даны некоторые выводы и решения проблемы загрязнения моря на законодательном уровне. Ключевые слова: Каспийское море, экологическая безопасность, загрязнение моря, окружающая среда, Международное морское право, законодательные акты, международные договоры, прикаспийские государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.