УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 152, кн. 4 Гуманитарные науки 2010
УДК 341.225.5
МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ И СОХРАНЕНИЯ МОРСКОЙ СРЕДЫ
К. Б. Валиуллина
Проблема сохранения природной среды в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед человечеством. Важной частью общей проблемы охраны природной среды от загрязнения является проблема борьбы с загрязнением Мирового океана. Хроническое загрязнение морской среды может в итоге привести к нарушению экологического равновесия всей планеты. Становится очевидным, что при развитии существующих тенденций жизнь на Земле будет поставлена под угрозу. В статье показан исторический аспект сотрудничества государств в сфере противодействия загрязнению морской среды, а также отражена сложность проблемы, имеющей технические, экономические, политические и правовые аспекты. Кроме того, в статье подробно описана современная экологическая обстановка в Мировом океане, рассмотрено понятие загрязнения морской среды, основные источники загрязнения и некоторые принципы международного морского права.
Ключевые слова: загрязнение, защита, сохранение, морская среда, актуальная проблема, основные принципы, источники загрязнения, последствия, сотрудничество между государствами.
Защита и сохранение морской среды приобретают сегодня особое значение и являются одной из важнейших проблем глобального характера, стоящих в настоящее время перед человечеством. Последствия научно-технической революции, активная деятельность человека, загрязнение окружающей среды вместе с истощением природных ресурсов и другие сопутствующие факторы, по мнению ведущих экологов мира, через два-три поколения могут в конечном счёте привести к гибели цивилизации.
Мировой океан играет главную роль в сохранении теплового баланса Земли. Он не только аккумулирует солнечное тепло, но и перераспределяет его. «Специальные расчеты показывают, - пишет профессор В.Х. Буйницкий, - что необходимый для существования органической жизни тепловой режим сложился на Земле исключительно благодаря существованию океанов» [1, с. 118].
Мировой океан выступает в качестве основного компонента биосферы Земли. Это своеобразные «легкие» нашей планеты, от освоения которых во многом зависит будущее человечества. Это огромный водный резервуар, являющийся «поглотителем» углекислоты и «производителем» кислорода. Около 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктоном.
В свете все более интенсивного использования государствами пространств Мирового океана можно утверждать, что проблема защиты морской среды относится к числу новых вызовов и угроз в международном морском праве. Повышенное внимание мирового сообщества к этой международно-правовой проблеме обусловлено в первую очередь тем, что Мировой океан представляет собой целостную систему, влияющую непосредственным образом на климат всей планеты, растительный и животный мир, а также на процессы жизнедеятельности человека.
В свою очередь, человек активно влияет на экологическое состояние морской среды. К сожалению, научно-техническая революция и интенсификация международного судоходства привели к появлению острых проблем с ярко выраженным глобальным характером, связанных прежде всего с загрязнением Мирового океана. Последствия крупных экологических катастроф в новейшей истории международного судоходства особенно наглядно демонстрируют возросшее давление на морскую среду. Вызывают озабоченность различные проявления этой международно-правовой проблемы: от нарушения сбалансированности всей экосистемы Мирового океана, в том числе ухудшения морского биологического разнообразия и сокращения рыбных запасов, до использования «удобных» флагов на судах, с тем чтобы уклониться от соблюдения мер по охране окружающей среды. Ни на одном этапе развития человечества не скапливалось столько отходов и не сбрасывалось в воду и на почву, не выбрасывалось в атмосферу такое количество загрязняющих и отравляющих веществ [2].
В течение многих веков население Земли пользуется Мировым океаном для целей судоходства. Специалисты считают, что если судоходство и не самый обильный источник загрязнения морской среды, то самый распространенный и постоянно действующий, особенно танкеры, химовозы и др. К числу наиболее серьёзных проблем относится загрязнение Мирового океана нефтепродуктами при их перевозке. Ежегодно в морские воды поступает около 6 млн. тонн нефтяных углеводородов. Обширные акватории океана постоянно покрыты нефтяной пленкой.
Огромный ущерб морской среде наносят аварийные морские происшествия с танкерами. Существование и эффективное функционирование современной цивилизации невозможно без танкерного судоходства: около 7 тыс. танкеров ежегодно перевозят около 60% всей потребляемой в мире нефти (что составляет до 40% перевозимых морем грузов) [4, с. 267].
Таким образом, все блага, которые приносит Мировой океан человечеству, одновременно влекут и его загрязнение. В настоящее время это загрязнение достигло такой степени, что во многих районах Мирового океана наступил предел возможности самоочищения его вод и человечество поставлено перед необходимостью срочной ликвидации нанесенного ущерба, восстановления нарушенного равновесия и предотвращения его нарушения в будущем. «Игнорировать океан, - писал Тур Хейердал, - значит игнорировать две трети нашей планеты. Уничтожить океан - значит убить нашу планету» (цит. по [3, с. 7]).
В научном и практическом подходе к решению проблемы освоения Мирового океана все большее значение приобретает международно-правовой аспект, то есть объективная необходимость совершенствования правового регулирования
морских межгосударственных отношений, совершенствования правового режима морей и океанов.
В настоящее время после вступления в силу важнейшего международноправового акта - Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. - основным направлением научного и практического подхода к исследованию и использованию морей и океанов является изучение и практическая реализация положений этой Конвенции [5, с. 3].
Несмотря на усилия отдельных государств и международных организаций, ухудшение морской среды продолжается. ГА ООН на своей 56 сессии в декабре 2001 г. выразила беспокойство по поводу продолжающейся деградации морской среды в результате наземной деятельности, отрицательного воздействия на морскую среду в результате загрязнения с морских судов, сброса в море нефти и других вредных веществ, опасных отходов, в том числе радиоактивных материалов, ядерных отходов и опасных химикатов. В этой связи ГА ООН приняла резолюцию, в которой призвала государства, не являющиеся участниками Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., присоединиться к ней, а также обратилась к государствам в первоначальном порядке согласовать своё национальное законодательство с положениями этой Конвенции и обеспечить последовательное применение этих положений на практике. Кроме того, указанная резолюция призывает международное сообщество оказывать в надлежащих случаях развивающимся странам и малым островным развивающимся государствам помощь в вопросах борьбы с загрязнением морской среды.
Решить проблему оздоровления Мирового океана, его сохранения и рационального использования его ресурсов, связанную с выживанием человечества, на основе старого мышления, исходившего из концепции «неисчерпаемости ресурсов Океана», его «самоочищения», Океана как «поля для свободной охоты», «Океан все выдержит» и др., сегодня уже невозможно [4, с. 267].
Как отмечает Л.В. Сперанская, охрана морской среды - чрезвычайно сложная комплексная проблема. Решена она может быть только на основе научных исследований, проводимых совместно представителями различных отраслей науки: географии и физики, химии и экологии, океанографии и геологии и многих других. Однако только в рамках международного права, привлекая строго обоснованные научные данные, можно установить определенные нормы поведения государств в целях обеспечения охраны морской среды и прежде всего предусмотреть обязательные для всех государств международные стандарты в этой области.
Основываясь на нормах международного права, пишет Л.В. Сперанская, можно также разработать такую эффективную систему контроля и ответственности за нанесенный ущерб, которая смогла бы гарантировать осуществление норм по охране Мирового океана. Вместе с тем для охраны Мирового океана совершенно необходимо, чтобы международное сотрудничество сочеталось с эффективными национальными мероприятиями [6, с. 8].
До недавнего времени нормы международного права по борьбе с загрязнением в основном сводились к регулированию предотвращения загрязнения рек. В настоящее время центр тяжести в вопросах международного контроля за загрязнением переместился с пресных вод на морскую среду [7, с. 165].
История борьбы с загрязнением моря путем заключения международных договоров началась в 1926 г. Тогда по приглашению правительства США в Вашингтоне собрались эксперты 13 морских держав для обсуждения мер по предотвращению загрязнения моря нефтью. США высказались за полное запрещение сбросов нефти с судов, включая даже военные корабли. Однако этот проект так и не был принят.
Следующий шаг был принят Лигой Наций в 1936 г., когда Совет Лиги по предложению Великобритании решил созвать международную конференцию для обсуждения проекта 1926 г., но конференция так и не была созвана.
Через 12 лет ООН учредила Межправительственную морскую консультативную организацию (ИМКО), но вступила она в силу только 17 марта 1958 г. В соответствии с Резолюцией Ассамблеи ИМКО от 22 мая 1982 г. ее название было изменено на Международную морскую организацию (ИМО). В России действует Международная комиссия РФ по делам Международной морской организации.
Первый международный договор по борьбе с загрязнением Мирового океана (Международная Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью (ОЙЛПОЛ - 54)) был заключен только в 1954 г. Понятие загрязнение морской среды впервые было дано в 1969 г. объединенной Группой экспертов по научным аспектам загрязнения моря (ГЕСАМП). Под загрязнением морской среды понималось введение человеком прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, включая эстуарии, влекущее такие вредные последствия, как ущерб живым ресурсам, опасность для здоровья людей, помехи морской деятельности, включая рыболовство, ухудшение качества морской воды и уменьшение ее полезных свойств.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. дала определение, основанное на формулировке, предложенной ГЕСАМП, но существенно его модифицировала. Эта модификация заключалась в том, что значительно было расширено понятие загрязнение. В определении 1969 г. под загрязнением понималось деяние, влекущее вредные последствия, а в определении 1982 г. - деяние, которое приводит или может привести к пагубным последствиям [7].
Прежде всего под загрязнением понимается как действие, причинившее пагубные последствия, так и такое действие или такая ситуация, возникшие в результате человеческой деятельности, которые «могут привести к таким пагубным последствиям». Согласно этому дополнению, загрязнением признаётся и ожидаемое или неминуемое наступление вредоносного результата, и наличие опасности загрязнения. Таким образом, расширяются возможности для принятия превентивных мер - до того, как начался процесс загрязнения, например, когда в результате аварии судна, его посадки на мель или другого инцидента создается опасность нанесения ущерба морской среде. Меры по предотвращению принимаются и тогда, когда имеются доказательства того, что нарушения могут быть потенциальным источником серьезного загрязнения, если не будут своевременно приняты меры1.
1 См. ст. IV «Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов» [8].
В основе правового регулирования защиты морской среды от загрязнения лежат основные принципы современного международного права, которые, как справедливо полагает Л.В. Скалова, являются фундаментом международного права независимо от сферы его применения. Конкретизацией основных принципов международного права применительно к охране морской среды являются принципы международного морского экологического права - комплексного института, сложившегося на границе двух отраслей - международного морского права и международного права окружающей среды. К таким специальным отраслевым принципам относятся: принцип охраны морской среды, принцип сохранения и рационального использования живых морских ресурсов, принцип непричинения ущерба территории других государств, принцип свободы открытого моря [4, с. 269].
Основные положения международно-правового режима защиты и сохранения морской среды воплощены в Конвенции ООН по морскому праву, в которой наряду с основополагающими принципами сформулированы некоторые конкретные нормы, касающиеся предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды.
Вопрос о международно-правовых принципах, которые должны применяться при создании и функционировании режима сохранения морской среды, достаточно широко обсуждался во время переговоров на III Конференции по морскому праву.
Наиболее обстоятельная дискуссия по этой проблеме состоялась на второй сессии III Конференции ООН по морскому праву в Каракасе (1974 г.) в связи с разработкой и выработкой основных положений Конвенции ООН по морскому праву. Независимо от различий в позициях участников, особенно по вопросам объема и содержания юрисдикции прибрежных государств, в ходе обсуждений установился консенсус по нескольким основным принципам, касающимся охраны морской среды. Они нашли концентрированное выражение в общей обязанности государств защищать и сохранять морскую среду, а также в связанных с ней более конкретных нормах. В контексте реализации общей обязанности по защите и сохранению морской среды широкое признание получили такие положения, как международное сотрудничество, согласование национальных законов с международными правилами и стандартами и т. д.
Задача Конференции ООН по морскому праву в области сохранения морской среды состояла не в разработке специфических положений технического характера по борьбе с различными видами загрязнения морской среды, а прежде всего в формулировании международно-правовых принципов, определяющих права и обязанности государств, использующих морские пространства, и прибрежных государств, которые могли бы пострадать от загрязнения.
«Основные принципы каждой системы международного права, - подчеркивает Р. Л. Бобров, - концентрированно отражают действующие в соответствующих международных отношениях ведущие закономерности общественного развития» [9, с. 77].
Принцип охраны морской среды является компонентом одного из основных принципов современного международного права - принципа охраны окружающей среды. Все международные соглашения [10, с. 5-21], относящиеся
к предупреждению и борьбе с загрязнением морской среды любыми видами загрязнителей из любых источников, фактически направлены на утверждение и закрепление этого принципа. Каким бы конкретным содержанием ни были наполнены те или иные договорные запретительные нормы, все они направлены на утверждение правового принципа охраны морской среды [6, с. 82-86].
Ф. Антуан, определяя противозаконность ущерба, нанесенного природной среде, в том числе морской, основывается на двух основополагающих принципах международного природоохранительного права: обязательстве государств не наносить ущерба окружающей среде за пределами своей территории и обязательстве государств беречь окружающую среду в целом. Эти принципы нашли подтверждение в ряде судебных и арбитражных решений, в текстах различных региональных и международных конвенций и в других международных документах [11, с. 18-19].
Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие отношения между государствами по защите и сохранению морской среды, в своей совокупности представляют собой важную подотрасль современного международного морского права. В настоящее время трудно себе представить систему морского права без этих принципов и норм, направленных на охрану морской среды от загрязнения, вызванного антропогенными факторами, то есть человеческой деятельностью. При этом необходимо учитывать наличие органической связи между различными видами использования морских пространств и эксплуатацией их ресурсов, с одной стороны, и состоянием морской среды - с другой. Регулирование различных видов морской деятельности обязательно должно учитывать экологические аспекты и их возможные последствия для морской среды.
В то же время принципы и нормы международного права по защите и сохранению морской среды являются важным компонентом находящегося в процессе формирования и прогрессивного развития права охраны окружающей среды, что отражает значение Мирового океана в глобальной системе биосферы [12, с. 49-50].
Что касается источников загрязнения морской среды, то Конвенция 1982 г. выделяет следующие: загрязнение из находящихся на суше источников; загрязнение, вызываемое деятельностью на морском дне; загрязнение, вызываемое деятельностью в районе; загрязнение, вызываемое захоронением; загрязнение с судов; загрязнение из атмосферы или через нее [13, с. 318].
В воды Мирового океана из наземных, морских и воздушных источников путем сбрасывания или косвенным путем попадают многочисленные органические, синтетические, минеральные, радиоактивные, химические и другие вредные вещества [4, с. 272].
Мировой океан имеет довольно сложную правовую структуру. Источникам загрязнения морской среды уделяется очень серьезное внимание, поскольку именно их особенностью зачастую предопределяется превалирующая роль национальных или международных средств регулирования.
В целом источники загрязнения Мирового океана можно разделить на две группы в зависимости от местонахождения - источники на суше и источники в море. Но есть и более детальная классификация, которая подразделяет источники
загрязнения на морское судоходство, подводную разработку и добычу минеральных ресурсов, речной сток, прямой сток с суши (терригенный сток), атмосферный перенос, естественные подводные выбросы нефти и газа. Можно сказать, что в основу этой классификации положен географический критерий. В основу же классификации источников загрязнения, данной Конвенцией 1982 г., положен так называемый юридический критерий, поскольку основной задачей III Конференции ООН по морскому праву было определение правового режима морского дна за пределами национальной юрисдикции прибрежных государств. В соответствии с этой Конвенцией к источникам загрязнения относятся: источники, находящиеся на суше, деятельность на морском дне в пределах национальной юрисдикции, деятельность в международном районе морского дна, захоронение отходов, морские суда, атмосфера [7, с. 167-168].
Благодаря пространственным и геофизическим особенностям, месту и роли в глобальных и региональных международных отношениях Россия является ведущей морской державой. Сохранение морской среды должно быть одной из основных целей во внешней и внутренней политике России. Комитет Государственной Думы Российской Федерации по экологии обратил внимание на то, что охрана морских вод от загрязнения и истощения биологической продуктивности морских акваторий, относящихся к юрисдикции Российской Федерации, представляется серьезной проблемой [14].
Несмотря на многочисленные меры по повышению безопасности использования морской среды, в водах Мирового океана все еще эксплуатируются суда, находящиеся в ненадежном состоянии, вдобавок перевозящие очень вредные для окружающей среды грузы; они становятся причиной масштабного ущерба, наносимого окружающей среде в результате аварий, при этом виновные в нанесении ущерба часто уходят от ответственности.
Несомненно, юридическая ответственность - один из основных инструментов защиты окружающей среды, в том числе и морской. Однако в Российской Федерации вопрос реализации юридической (и в особенности уголовной) ответственности за экологические преступления, в том числе за загрязнение морской среды, стоит крайне остро. Специалисты отмечают ее низкую эффективность. Так, уголовные дела о самых массовых и опасных нарушениях (таких, как загрязнения водного, воздушного бассейнов) составляют 0.96% от общего числа экологических преступлений [15, с. 20]. Случаи возмещения экологического вреда единичны. Меры дисциплинарной и административной ответственности за нарушение правил охраны и использования морской среды применяются крайне редко. Безусловно, юридическая ответственность является лишь одним из многих правовых инструментов, используемых для охраны ресурсов моря, но повышение ее эффективности необходимо. В Морской доктрине РФ установлено, что к основным национальным интересам Российской Федерации в Мировом океане относится и предотвращение загрязнения морской среды [16].
В своей экологической политике Россия исходит из необходимости обеспечения всеобщей безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущих поколений. Именно поэтому в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» международное сотрудничество провозглашено одним из принципов охраны окружающей среды.
На международном уровне подписываются договоры в области охраны окружающей природной среды о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, о нераспространении ядерного оружия и ряд других.
Реализуются многочисленные конвенции в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов: о запрещении военного и любого иного враждебного воздействия на природную среду, о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха, об охране мигрирующих видов животных, морских живых ресурсов Антарктики и пр.
Во многих странах создаются и активно действуют государственные и частные экологические фонды, деятельность которых направлена на поддержание и оздоровление природы. Сказанное позволяет дать следующее определение понятию международное сотрудничество в решении глобальных экологических проблем: это международная деятельность на правительственном и неправительственном уровнях, осуществляемая в рамках межгосударственных соглашений, международных программ ООН, ЮНЕСКО и др., экологических программ и проектов, осуществляемых частными и государственными экологическими фондами и направленных на объединение усилий государств, частных лиц и общественных объединений в преодолении глобальных экологических проблем человечества.
Хотя международное сотрудничество по вопросам защиты морской среды от загрязнения при чрезвычайных ситуациях направлено на охрану разумных частных интересов, при возникновении аварийных инцидентов на море международное право налагает на государства определенные обязательства. Эти обязательства обусловлены необходимостью строгого применения существующих международных документов (стандартов), регулирующих обеспечение безопасности на море, и имеют целью сохранение морской среды. В связи с этим, несомненно, особое место отводится универсальным международным договорам; при этом, как правило, такого рода документы содержат лишь общие нормы. Более детальное регулирование соответствующих вопросов зачастую предусмотрено в региональных договорах, направленных на борьбу с чрезвычайными загрязнениями на море. Как универсальные, так и региональные международные договоры требуют, чтобы при возникновении чрезвычайных ситуаций на море государства взаимодействовали и предпринимали наилучшие возможные меры для устранения реальной опасности и минимизации ущерба морской среде (см. [17, р. 145-152]).
Подводя итог, можно сделать вывод, что обеспечение экологической безопасности возможно лишь при защите всех компонентов окружающей среды, и именно правовая охрана морской среды в настоящее время занимает особое место в многообразной деятельности государств. Из всех природных объектов Мировой океан находится в наибольшей степени в общем использовании. Актуальность данной проблемы связана с тем, что Мировой океан - место сосредоточения важнейших видов хозяйственной, военной и научно-технической деятельности различных государств и в то же время место пересечения их интересов.
Поэтому комплексное решение проблем изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана является важнейшим приоритетом политики государств. Защита и сохранение морской среды осуществляется на основе сочетания международно-правового и национально-правового регулирования.
Summary
K.B. Valiullina. International Law of the Sea: International Legal Problems of Protection and Preservation of the Marine Environment.
At the present time the problem of preservation of natural environment is the most actual problem, which faces the whole mankind. An important part of the problem of preservation of natural environment is the control of pollution of the World Ocean. Chronic marine pollution can as a result lead to the disruption of the ecological balance of the whole planet. It becomes obvious that in case of further development of these tendencies, life on Earth will be under serious threat.
The article deals with the historical aspect of cooperation among states in the counteraction against the marine pollution and the complexity of this problem which has technical, economical, political and legal aspects. Besides, the article describes the current ecological situation in the World Ocean, as well as the concept of the marine pollution, the main sources of pollution, and some principles of the international law of the sea.
Key words: pollution, protection, preservation, marine environment, actual problem, basic principles, pollution sources, consequences, cooperation among states.
Литература
1. Буйницкий В.Х. Океаны и земная жизнь // Человек и стихия. Науч.-попул. гидрометеоролог. сб. на 1977 г. - Л.: Гидрометеоиздат. 1976. - С. 118-120.
2. Пелипенко Ю.Г., Болгарчук В.С. Охрана окружающей среды на море. - Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2006. - 64 с.
3. Сперанская Л.В. Международно-правовая охрана морской среды. - М.: Наука, 1978. - 176 с.
4. Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения. - М.: Науч. кн., 2003. - 415 с.
5. Тарханов И.Е. Конвенция ООН по морскому праву. - СПб.: Изд. центр СПбГМТУ, 1997. - 90 с.
6. Сперанская Л.В. Международно-правовая охрана морской среды. - М.: Наука, 1978. - 176 с.
7. Жаркова О.А., Сидорченко В.Ф. Морское право. - СПб.: Изд. дом С.-Петерб. ун-та, 2006. - 726 с.
8. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва - Вашингтон - Лондон - Мехико, 29 декабря 1972 г.). - URL: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1296796, свободный.
9. Бобров Р.Л. Современное международное право. Объективные предпосылки и социальное назначение. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. - 114 с.
10. Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. - М.: Юрид. лит., 1975. -256 с.
11. Антуан Ф. Международное гуманитарное право и охрана окружающей среды во время вооруженных конфликтов // Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве: Сб. ст. - М., 1995. - С. 17-3S
12. Мовчан А.П., Янков А. Мировой океан и международное право. Защита и сохранение морской среды. - М.: Наука, 1990. - 247 с.
13. Колодкин А.Л., ГуцулякВ.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. - М.: Статут, 2007. - 637 с.
14. «Об усилении ответственности за экологические правонарушения»: рекомендации парламентских слушаний // ЭКОСинформ. - 2006. - № 2. - С. iS-27.
15. БринчукM.M. Российское государство и охрана природы // Политика и общество. -2006. - № 6. - С. 5-26.
16. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. Президентом РФ от 27 июля 2001 г.). - URL: http://www.minsvyaz.ru/industry/i68i/i685.shtml, свободная.
17. Klein N. Dispute Settlement in the UN Convention on the Law of the Sea. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2005. - 456 p.
Поступила в редакцию 30.03.10
Валиуллина Ксения Борисовна - аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета.
E-mail: [email protected]