Научная статья на тему 'Ресурсы школьного музея в воспитании и развитии личности'

Ресурсы школьного музея в воспитании и развитии личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / МЕЖШКОЛЬНЫЙ АБОНЕМЕНТ / MUSEUM EDUCATION / LOCAL HISTORY PRINCIPLE / CULTURAL COMMUNICATION / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / EVALUATIVE ATTITUDE / INTERSCHOLASTIC CABINET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приставкина Татьяна Афанасьевна

Музей как форма представленности мира. Образовательный процесс регионального и школьного музеев. Организация работы с музейной аудиторией. Изучение культурного наследия. Сетевое взаимодействие школьных музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсы школьного музея в воспитании и развитии личности»

Р ЕСУГСЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ в воспитании и развитии личности

Татьяна Афанасьевна Приставкина,

заведующая центром духовно-нравственного воспитания, доцент кафедры теории и методики воспитания Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, кандидат педагогических наук

• музейная педагогика • краеведческий принцип • культурная коммуникация

• гражданско-патриотическое воспитание • ценностное отношение

• межшкольный абонемент

Любовь к родному краю, знание истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Д.С. Лихачёв

Мы хранимы, пока храним...

Группа учащихся вновь посещает музей, школьный. «Опять о войне», — звучат невысказанные скептические слова в глазах некоторых старшеклассников. «Что ещё можно узнать о прошлом? Что любили и сражались за родину... А может, нас не надо было освобождать. Мы бы сейчас баварское пиво пили», — мелькают предательские мыслишки в некоторых представителях молодёжи «из будущего». Но как умолкает говорливая группа, вытягивает шею, чтобы лучше рассмотреть рисунки из концлагеря угнанного в неволю жителя родного города. С удивлением слушает рассказ, о том, что в том парке, где ничто не напоминает о военной поре, захоронены десятки расстрелянных мирных жителей, а в школьном

дворе после пыток были повешены ученики — ровесники — за то, что помогали партизанам. Молчаливо рассматривают фотографии женщин, которые рыли окопы, строили железную дорогу, сыгравшую важную роль в завершении коренного перелома в ходе военных событий. Вызывают интерес подлинные музейные предметы военный поры, передающие трагедию и величие деяний земляков, участников Великой Отечественной войны.

Так где лежит путь к сердцу, к разуму современного растущего человека, сформированного подчас массовой интернет-культурой, с «клиповым сознанием». В умелом рассказе? В личном соприкосновении с памятниками истории и культуры? Что даёт личности региональный школьный музей: знания? эмоционально-оценочное отношение к национальной истории и культуре? эффект погружения в прошлое?

Музей — форма представленности мира в его историко-культурологическом материализованном виде, деятельность которого рассматривается в теории культурной коммуникации. Являясь хранителем

культурного наследия, музей проводит аксиологический отбор наиболее значимых для развития этноса, цивилизаций памятников истории и культуры, которые аккумулируют в себе ценности, нормы, идеалы, опосредованный креативный опыт человечества.

В теории музееведения понятие «региональный музей» не имеет общепринятой трактовки. Как правило, в семантическое поле этого понятия входит понимание такого вида музея, в котором отражены географический принцип классификации, то есть «находящийся в провинции», а также специфика выполнения функции документирования (отражение региональных природных, историко-культурных явлений). Имеет свою особенность и функция хранения, что сказывается в профиле фондовых коллекций.

В региональных школьных музеях ярче проявляется краеведческий принцип комплектования фондов (связь с местной природой, историей, культурой, со знаменательными событиями региона, с жизнью и деятельностью известных уроженцев региона; с историей школы); тесная связь с семьёй (сохранение «родовой памяти» о нескольких поколениях земляков, оставивших свой след в местной истории); высокая степень включённости в учебно-воспитательный процесс, шире — социума (особенно в сельской местности). Это относится, например, к школьным музеям, входящим в школу-социокультурный комплекс. Так в селе Шелаево Валуйского района Белгородской области школьный музей находится в Доме культуры. Его работа включает не только учебные, воспитательные задачи, но и догуговые, студийные формы работы; чествование односельчан, с проведением престольных, традиционных народных, государственных праздников.

Образовательный процесс регионального музея, в том числе и школьного, — это особый вид культурной коммуникации, ос-

нованный на личном соприкосновении с музейными предметами — источниками информации, в специально организованной, образно-наполненной среде. Он включает познавательную, оценочную, коммуникативную деятельность и творческую активность учащихся.

В настоящее время в музейной сети Белгородской области действует более 400 школьных музеев, в том числе в г. Белгороде — 23 школьных музея.

Содержание работы школьного музея

Содержание культурно-образовательной деятельности отечественного музея любого типа, вида выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с системой образования. Большинство исследователей выделяют следующие базовые формы: лекция, экскурсия, консультация, научные чтения, кружки, студии, клубы, литературные вечера, киносеансы, концерты, встречи с интересными людьми, праздники, исторические игры, конкурсы и викторины.

Музейно-педагогическую работу в современной школе проводят специалисты государственных, муниципальных музеев, а в школьном музее актив и Совет музея, а также учителя-предметники, классные руководители, которые в зависимости от образовательно-воспитательных задач, фондовых коллекций в рамках национально-регионального, школь -ного компонентов проводят уроки по предмету «Окружающий мир» в начальной школе; по истории, литературе, географии, информатике, ИЗО, православной культуре; уроки краеведения.

Кроме того, в настоящее время школьные музеи — центры гражданско-пат-риотического воспитания, проводя многочисленные акции, как, например, в рамках недели «Музей и дети», так

и ставших традиционными в конкретной школе. Например, школьный музей истории ВМФ в школе № 29 имени Д.Б. Мураче-ва в г. Белгороде представляет собой комплекс выставочных залов, учебных классов: морской подготовки, основ военной подготовки и безопасности жизнедеятельности, краеведения, а также включает экспозицию, посвящённую памяти погибшего на АПРК «Курск» выпускника школы Дмитрия Борисовича Мурачёва. Многие экспонаты изготовлены руками детей: модели, макеты, флажки.

В музее проводятся занятия обучающихся кадетских классов, экскурсии: «Он был одним из лучших...», «Создание Российского флота», «Под Андреевским флагом», «Наследники «Орла»; музейные уроки по истории, литературе, географии; Дни памяти Д.Б. Мурачё-ва, уроки мужества.

В лицее № 32 работает школьный музей имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева. В музее проводятся уроки: для учащихся 1—5-х классов — «Д.М. Карбышев — Герой Советского Союза», «Героическое прошлое нашего города», «Городские крепостные рубежи», «Ими гордится Земля белгородская», «Святые купола Белгородчи-ны», «С гордостью о нашем лицее»; для учащихся 6—11-х классов — «Честь и слава (Д.М. Карбышев)», «Депортация белгород-цев в годы войны», «Культурные и духовные памятники Белгородчины», «Город в годы военного лихолетья». Также проводятся экскурсии-лекции — «Белгород — город-крепость», «Заповедные места Белгородчины», «Во благо родной земли», «Знаменитые уроженцы Белгородчины», «Ратные подвиги белгородцев», «Военный подвиг Д.М. Карбышева», «Культурные памятники Белгорода», «Развитие промышленности в Белгородской области».

Интересный опыт в работе школьных музеев сложился в Грайворонском районе: внешняя кооперация сети школьных музеев проявляется в объединённой системе культурно-просветительных и образовательных учреждений района, результатом которой стала программ развития сельского туризма, традиционных народных ремесел. Учащиеся разрабатывают

малоизученную историко-культурную проблематику, выступают в качестве волонтеров-экскурсоводов, знакомя туристов с достопримечательностями родной земли.

В музее В.Г. Шухова, который находится в МОУ СОШ им. В.Г. Шухова, работает научное общество «Наследие Шухова», школа юных экскурсоводов. Музею оказывает поддержку международный фонд «Шуховская башня», потомки выдающегося русского инженера. Здесь же реализуется и новая форма культурно-образовательной деятельности: «музейная азбука изобретений В.Г. Шухова»: изучение исследований земляка с опорой на подлинные книги, рукописи и использование возможностей ИКТ.

Образовательный процесс в школьном музее

Структура образовательных целей складывается при соотнесении обучающих, развивающих, воспитательных задач в системе исторического, филологического, художественного образования с краеведением, с использованием возможностей музейной педагогики. Учащиеся получают дополнительные знания по краеведению, формируются навыки оценки памятников истории и культуры, приобретается художественный, творческий опыт, развивается коммуникативная культура. Вместе с этим формируется ценностное отношение к культурному наследию.

Проиллюстрируем образовательный процесс в школьном музее на примере музея-мастерской традиционных народных художественных ремёсел Белгородской области имени А.В. Рябчи-кова в школе № 46 г. Белгорода.

а

Профиль музея: этнографический. Основу экспозиции составляет коллекция керамической посуды п. Борисовки

Белгородской области, а также творческие работы учащихся, выполненные по образцам гончарной утвари борисовских мастеров (кринка, миска, корчага, форма для выпечки куличей и др.).

Народная глиняная игрушка Белгородской области представлена работами таких мастеров, как сёстры Ольга Михайловна и Наталья Михайловна Гончаровы (г. Старый Оскол), В. Пырьева (г. Старый Оскол), А. Калашников (с. Купино), а также работами мастеров г. Белгорода: А. Лашиной, М. Алексеевой. Большое место в разделе экспозиции занимают коллективные и индивидуальные работы юных мастеров глиняной игрушки, выполненные в 1993—1997 гг. по темам: «Ми-фо-семантические образы дохристианской эпохи», «Служилые люди Бел-Города», «Белгородские скоморохи», «Звонкая песня земли Белгородской», в которых отражены мифология древних славян, историческое прошлое Белгородчины, народный костюм и ритмика в танках и карагодах, исполняемых фольклорными коллективами на Белгородчине.

В экспозиции представлены также работы борисовских мастеров лозоплетения, изделия из соломки мастеров из Красной Яруги, картины из бересты и резьба по дереву, полотенца конца XIX в., выполненные руками белгородских мастериц, традиционный народный костюм конца XIX в.

На основе подлинных музейных предметов, хранящихся в коллекции (костюмы, глиняные игрушки) учащиеся школы создают глиняные игрушки, отражающие все многообразие народного костюма Белго-родчины (сарафанный, поневный, юбочный комплексы).

В музее реализуется несколько программ: музейно-образовательная программа для младшего школьного возраста «Идём в страну говорящих вещей» (Музей — страна говорящих вещей (экскурсия-игра),

Волшебная глина (путешествие-сказка: знакомство с гончарным промыслом Белгородчины); музейно- образовательная программа для среднего школьного возраста «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго» (Белгородчина — край мастеров. Мастер-класс «Керамика и глиняная игрушка п. Борисовка и г. Старый Оскол», Доброе ремесло. Музейный урок-путешествие «Об истории берестяного ремесла Русского Севера и технологии художественной обработки бересты»); музейно-образовательная программа для старшего школьного возраста «Древо жизни» ^Народный костюм Белгородчины. Экскурсия-лекция (об особенностях традиционного костюма, о его синкретичном характере и разнообразии комплексов одежды), История глиняной игрушки юга России. Музейный урок о традиционной народной глиняной игрушке Курской, Орловской, Липецкой и Белгородской областей.)

Особенность музейно-образовательной деятельности — тесная связь с детскими объединениями (дети из актива музея — члены школьного фольклорного коллектива «Обережки», художественной студии, работающей на базе школьного музея).

Межшкольный музейный абонемент

Проведение музейных уроков, разработка музейно-образовательных программ стали в школьных музеях г. Белгорода традиционными, помимо экскурсий, встреч, музейных праздников, благотворительных акций в микрорайоне. Это позволило апробировать межшкольный абонемент, который нашёл отражение в содержании справочного пособия «Культурно-образовательная деятельность школьных музеев г. Белгорода» (авторский коллектив: Е.В. Дубинина, Г.Н. Зеленская, Т.А. Приставкина).

В настоящее время учащиеся школ г. Белгорода посещают все школьные музеи (особенно обучающиеся групп продлённого дня, в дни школьных каникул), расширяя границы познания истории и культуры родного края, традиций ученических коллективов. Например, межшкольный абонемент реали-

зуется на базе школьного музея 52 гвардейской дивизии имени Г.Г. Пантюхова в лицее № 10 г. Белгорода (табл. 1 с учётом кор ректировки после апробации)1.

Таблица 1

Межшкольный абонемент

1-й класс

№ Форма проведения Содержание

1 Экскурсия-игра «Встречи в школьном музее». Учащиеся знакомятся с музеем, его историей

2-4-е классы

№ Форма проведения Содержание

1 Экскурсия-путешествие «Из истории создания музея 52-й дивизии». Экскурсоводы знакомят учащихся с основными битвами Великой Отечественной войны. Рассказывают об истории создания и боевом пути 52-й дивизии, о героях 52-й дивизии: Г.Г. Пантюхове, разведчике Н. Короле, основателях музея О.И. и Н.Г. Бондаренко, П.В. Романовиче

2 Экскурсия-путешествие «Смотри и помни». Экскурсия посвящена выставке картин художника Е.И. Болотова, судьбе бывшего узника фашизма Е.И. Болотова

3 Викторина «Великая Отечественная война». Занимательные вопросы для учащихся младшего школьного возраста из истории Великой Отечественной войны

5-8-е классы

№ Форма проведения Содержание

1 Тематическая экскурсия «Боевые подруги на Курской дуге». Экскурсия проходит с использованием материалов стенда «Боевые подруги на Курской дуге». В основу её положена книга МА Сабельникова «Боевые подруги на Курской дуге»

2 Тематическая экскурсия «Афганистан живёт в моей душе». В экскурсии рассказывается о войне в Афганистане (1979-1989); о жизни и подвиге В. Долгорева, В. Чеченева и А. Загайко, бывших учеников лицея № 10

3 Викторина Викторина «Наш земляк — Н.Ф. Ватутин». Викторина разработана сучётом поездки на родину великого полководца. Вопросы и задания носят тестовый и творческий характер (например, написание эссе «Наш земляк — Н.Ф. Ватутин»). Предполагает работу с компьютером — создание презентации на основе предложенного материала

4 Викторина «Улицы и памятники города Белгорода». Викторина разработана на основе книги А.Н. Крупенкова «Пройдёмся по старому Белгороду». Проходит в два тура: выявление краеведческих знаний, выполнение практического задания (определить на карте-схеме расположение центральных улиц города)

5 Экскурсия-диалог на основе видеоматериалов «Ветеран АЛ. Дубицкий. Боевой путь 52-й дивизии». Используются видеозаписи встреч с ветераном 52-й дивизии АЛ. Дубицким. Можно проводить как музейный урок или использовать во внеурочной форме

1 Полностью тематика межшкольного абонемента на базе лицея № 10 представлена в электронной версии журнала.

9-И-е классы

1 Тематическая экскурсия «История создания и боевой путь дивизии». В экскурсии рассказывается о Второй мировой и Великой Отечественной войнах; об основных сражениях войны сучётом материалов учебных пособий 9, 11-х классов. Продолжается знакомство с историей создания и боевым путём 52-й дивизии. Способствует закреплению знаний учащихся о 1ёроях Советского Союза и ветеранах 52-й дивизии

2 Тематическая экскурсия «Непокорённые». Экскурсия расширяет знания учащихся о судьбе бывшего узника фашизма Е.И. Болотова и К.И. Чуевой. В основу экскурсии положена книга «Память непокорённых». Учащиеся знакомятся с историей создания выставки картин художника Е.И. Болотова

3 Музейный урок «Участие 52-й гвардейской дивизии в Сталинградской битве». Музейный урок разработан с опорой на экспонаты «Люди одной дивизии», связанные с Г.Г. Пантюховым. Урок посвящён одной из основных битв Великой Отечественной войны — битве под Сталинградом. Накануне урока учащимися выполняется опережающее задание: «Участие 52-ой дивизии в Сталинградском сражении». В конце урока выполняется ряд творческих заданий, проводится рефлексия

В школе № 20 г. Белгорода, где проходит региональный эксперимент «Технологические алгоритмы функционирования школы-лаборатории, работающей на краеведческой основе», в школьном музее 89-й гвардейской стрелковой дивизии в течение учебного года предлагаются помимо экскурсий, тематических занятий уроки мужества (при использовании подлинных музейных предметов: писем военных лет, археологического оружия, фотографий, личных вещей участников Великой Отечественной войны, книг, воспоминаний) (табл. 2).

В школе № 45 посетителям предлагают экскурсию по экспозиции школьного музея на русском и английском языках, а также знакомство с уникальной энтомологической коллекцией.

Использование межшкольного абонемента позволяет углубить учебную, практико-ориентированную подготовку музейного актива, расширить образовательно-воспитательное пространство региона; способствует созданию банка виртуальных экскурсий; организации сетевого сообщества (многие школы имеют на сайте свои «музейные страницы»).

В год 65-летия Победы

В год празднования 65-летия победы в Великой Отечественной войне появились новые формы работы школьных музеев. Проведён фестиваль школьных музеев г. Белгорода, где особенно ярко

Таблица 2

Тематика уроков мужества

№ п/п Темы Сроки проведения

1. День воинской славы России. Битва под Москвой .Январь

2. День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда «На «Невском берегу» Февраль

3. День воинской славы России. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. «Не забывай великие года, когда кипела волжская вода» Февраль

4. День воинской славы России. День защитника Отечества Февраль

5. День воинской славы России. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Праздник улицы Н. Шершнёва Май

были представлены коллекции школьных музеев, традиции школ, разнообразные культурно-образовательные приёмы. Дети исполняли песни военных лет, декламировали стихи, показывали драматические этюды (сцены из жизни школьных музеев).

Появилась новая форма «Творческая методическая мастерская актива школьных музеев г. Белгорода», которая проведена на базе Белгородского Дворца детского творчества. Учащиеся стали участниками викторины, проводили атрибуцию музейных предметов, показывали мастерство экскурсоводов по военно-исторической и краеведческой тематике, пробовали силы в виртуальной экскурсии «Заочное путешествие по отечественным и зарубежным музеям». В конце мастерской (дети работали в группах) выполняли проект «Музей будущего». Цель подобных встреч — обобщение знаний детей, работающих в активе, Совете музея по краеведению (в контексте военно-исторических событий); совершенствование навыков проведения экскурсий, знакомство с новыми формами культурно-образовательной деятельности, в том числе и виртуальными; совершенствование опыта проектной деятельности.

В начале 2010 г. школьные музеи Белгорода и области стали участниками историко-крае-ведческой акции «Военная реликвия», посвя-щённой 65-летию Великой Победы, которую инициировал департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области. В федеральный музей-заповедник «Прохоровское поле» передано 46 уникальных музейных предметов из фондовых коллекций, связанных с военной историей для экспонирования в новой экспозиции музея, которая открыта в дни празднования 65-летия победы в Великой Отечественной войне. Цель конкурса — активизация музейной, поисковой и исследовательской работы школьников и педагогов по военно-исторической тематике, сохранения исторической памяти народа. Из 132 представленных предметов практически из всех муниципальных образований области переданы: оружие периода Великой Отечественной войны, форменная одежда, предметы военного быта, трофеи, печатные материалы, документы, письма и дневники, принадлежавшие участникам бо-

евых действий и труженикам тыла. В новой экспозиции найдут место: крыло самолёта ЯК-7, ложка американского солдата, которую советский воин получил в обмен на свою при встрече на Эльбе, и ложка узника концлагеря; книжка гвардейца трудового фронта с записью о выполнении задания на 770%; кирка работницы, принимавшей участие в строительстве железнодорожной ветки Старый Ос-кол — Ржава, созданной под вражеским огнём в 1943 году за 32 дня; засушенный цветок в треугольнике фронтового письма. Среди переданных предметов — раритеты военной поры: дар Анастасии Вольваковой, участницы археологического научного общества «Наследие» гимназии № 6 города Губкина — нагрудный знак «Гвардия», остановивший вражескую пулю, что спасло жизнь советскому воину.

Символическую запись прочтут посетители музея на пожелтевшем газетном листе за сентябрь 1941 года — «оставить для будущего». Участники акции представили и литературные описания уникальных экспонатов в виде эссе.

Перспективы школьных музеев в России

Особенно актуально на Белгородской земле звучат слова Е.С. Савченко, губернатора Белгородской области, на территории которой война оставила после Великой Отечественной войны более 450 братских могил; на территории которой и по сей день «плачут берёзы» на противотанковых рвах вдоль трассы, где шли тяжкие бои в период Курской битвы: «Очень важно, чтобы и мы, ныне живущие, и те, кто придёт к нам на смену, помнили о своих истоках, преемственности поколений, неразрывной связи времён. Чтобы честное прочтение прошлого облагораживало, при соприкосновении с былым не покидала гордость за свою малую

Родину, а будущее звало к новым вершинам созидания. Чтобы нас вела к новым достижениям гордость за своих дедов, отцов, старших братьев, а желание достойно продолжать начатое ими дело — было бы смыслом жизни и делом чести каждого. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные, обретённые земляками, прорастали крепкими и надёжными побегами в душах и характерах новых поколений молодых жителей России».

Подобный опыт мы наблюдаем в Самаре, в Челябинске, в Республике Саха, где в рамках стандартов по краеведению активно познаётся и осваивается культурная, природная среда.

Сохраняя культурное достояние, транслируя национальные социокультурные коды через музейную коммуникацию, повышая краеведческую компетентность, музейную культуру детей и взрослых, участников об разовательного процесса в школьном музее; профессиональную культуру педагога,

необходимо понимать, что «культура. в корнях своих двухосновна — она опирается на повторяющееся в жизни человечества и проявляется в неповторимом обновлении, она требует взаимодействия традиционного с креативным» (М.С. Каган).

Основной критерий результативности деятельности региональных музеев, в том числе и школьных, — это уровень сфор мированности гражданственности, патриотизма в целом, духовной культуры общества и отдельной личности, проявляющийся в мировоззрении, в системе ценностей, в социально значимом поведении и деятельности на благо Отечества.

.Вновь видим группу детей, учащихся начальных классов, бегущих после экскурсии с криком «За Родину.» по аллее, покидая музей-диораму «Курская битва. Белгородское направление».

Мы хранимы. Пока храним. НО

В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА

Подготовка молодых специалистов — организаторов каникулярного отдыха детей. Современные требования, проблемы и находки

Н.В. Новичихина

Вопросы подготовки и формирования готовности студентов к организации оздоровительно-образовательной деятельности детей в условиях детского летнего лагеря. Блочно-модульная программа для детского оздоровительно-образовательного лагеря. Важность и приоритетность образовательного модуля «Я-личность», направленного на самопознание и саморазвитие молодых людей, принявших решение заниматься оздоровительно-образовательной деятельностью с детьми в каникулярный период, быть вожатым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.