Научная статья на тему 'РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ'

РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саморазвитие / студенты / университет / образовательная среда / ресурсы / высшее образование / личностные качества / студенческие организации / self-development / students / university / educational environment / resources / higher education / personal qualities / student organizations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.П. Купрук

Статья посвящена рассмотрению осознания важности саморазвития для современных студентов во время получения высшего образования и ресурсов, которые предлагают университеты для максимально эффективной помощи в этом процессе. Период обучения в вузе – это не только получение знаний и навыков в выбранной области будущей профессиональной деятельности, но и время, когда молодые люди могут активно работать над своим личностным развитием. Саморазвитие играет ключевую роль в успехе студента как в учебе и будущей карьере, так и в повседневной жизни, влияя на его самоопределение, эффективность и удовлетворенность собой. В процессе анализа научных работ зарубежных и отечественных ученых автор пришел к заключению, что рассматриваемая проблема остается актуальной и требует дальнейших исследований. Научная новизна исследования состоит в получении возможности понять отношение студентов 2 курса к вопросу саморазвития в данное время и того, как они оценивают значимость предоставляемых вузом ресурсов для саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR STUDENTS’ SELF-DEVELOPMENT

The period of study at a university is not only acquisition of knowledge and skills in the chosen field of future professional activity, but also time when young people can actively work on their personal development. Self-development plays a key role in a student’s success both in their studies and future career, and in everyday life, influencing their self-determination, effectiveness and self-satisfaction. The article is devoted to the consideration of the awareness of the importance of self-development for modern students while receiving higher education and the resources that universities offer for the most effective assistance in this process. In the process of analyzing the scientific works of foreign and Russian scientists, the author comes to a conclusion that the problem under consideration remains relevant and requires further research. The scientific novelty of the work is ensured by the fact that, based on the analysis of a survey of students, the study helps to get an idea of the degree to which they understand the importance of self-development and how significant the university resources currently provided in this process are.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ»

языком и свидетельствуют о ее привлекательности в качестве педагогического инструмента в контексте преподавания иностранного языка.

Процесс отбора микроигр Jeopardy для нашего исследования включал в себя выявление соответствующих ресурсов и составление коллекции, подходящей для изучения грамматики и лексики в соответствии с рабочей программой дисциплины. С помощью онлайн-платформы https://jeopardylabs. com/ был составлен список игр Jeopardy, посвященных грамматике и лексике. Ключевыми критериями были ясность и точность языковых подсказок, соответствие целевым языковым задачам, уровень интерактивности и вовлеченности, а также общее удобство игрового интерфейса. Отобранные игры были разнообразны по содержанию, охватывали различные уровни владения языком и грамматические структуры, чтобы обеспечить всестороннюю языковую практику.

В процессе исследования приняли участие 66 студентов-бакалавров Финансового университета при Правительстве РФ, которые использовали выбранные микроигры Jeopardy в рамках учебной программы по изучению языка. Участники получили доступ к играм Jeopardy и взаимодействовали с ними через онлайн-платформу для закрепления грамматических и лексических понятий и категорий.

В соответствии с учебным планом из коллекции платформы Jeopardy были подобраны грамматические игры на тренировку времен, страдательного залога и инфинитивных конструкций. Для отработки лексики были выбраны две основные тематики: работа и образование. Отобранные игры были интегрированы в занятия по английскому языку в 4 подгруппах, в эксперименте было задействовано 2 преподавателя Финансового университета. После проведения всех микроигр студентам было предложено пройти опрос, а с преподавателями проведены индивидуальные интервью.

На основании анализа опроса студентов было выяснено, что 83,3% отметили высокий уровень вовлеченности и мотивации, так как микроигры помогли создать нестандартные и увлекательные учебные задания, основанные на соревновательном характере игрового процесса. Изучение грамматики и новых

Библиографический список

слов в процессе игры с выявлением победителей побудил студентов к активному участию. 66,6% респондентов заметили, что запоминание новой лексики проходило легче и быстрее, по сравнению с традиционными занятиями. Студенты выразили уверенность в том, что способны использовать полученные знания в новых коммуникативных контекстах, так как получили уверенность в приобретенных навыках. 92,4% участников считают микроигры легкодоступными и простыми в навигации, их интерфейс был интуитивно понятным и способствовал взаимодействию игроков. Студенты высоко оценили совместимость игр с различными устройствами и особенно наличие мобильной версии, так как большинство пользовались телефонами во время занятий.

В ходе интервью преподаватели, применявшие микроигры в учебном процессе, отметили желание студентов достичь лучших результатов за счет соревновательного компонента, и чем больше они играли, тем выше оказывался результат. Кроме того, они указали на то, что микроигры Jeopardy создают атмосферу сотрудничества за счет слаженной командной работы и способствуют взаимодействию внутри группы, создавая положительный психологический климат в аудитории. Преподаватели высказали также мнение о том, что формат микроигр является лучшим способом передачи образовательного контента, он улучшает понимание учебного материала, а, следовательно, положительно влияет на удовлетворенность обучением.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что микроигры Jeopardy имеют большой потенциал для повышения эффективности обучения иностранному языку. Интерактивный и динамичный аспект микрои-гр способен стимулировать мотивацию, развивать навыки командной работы и сотрудничества, улучшать грамматические навыки и расширять словарный запас. Повторяющийся характер микроигр позволяет многократно повторять и закреплять изучаемый материал, что положительно отражается на результатах итоговых аттестационных работ. Микроигры способны улучшить учебный процесс в целом, превратить скучные и обязательные занятия в имитацию телешоу, преодолеть апатию и превратить пассивных слушателей в активных участников образовательного процесса.

1. Rahmadi F., Lavicza Z., Houghton T. Defining microgames in education context. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2021; Т. 16, № 22: 4-16.

2. Lukosch H., Kurapati S., Groen D., Verbraeck A. Microgames for situated learning: A case study in interdependent planning. Simulation & Gaming. 2016; Т. 47, № 3: 346-367.

3. De Castell S., Perry N., Bailey L., Jenson J. Microgames and Language Learning: Performance Before Competence. European Conference on Games Based Learning. 2023; T. 17, № 1: 143-153.

4. Корухова Л.В., Яллина К.А. Микрообучение и мастермайнд как современные методы изучения английского языка. Вопросы науки и образования. 2024; Т. 2, № 174: 11-16.

5. Авраменко А.И. Индивидуализация процесса формирования иноязычной лексической компетенции на основе микрообучения. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020; Т. 25, № 184: 25-34.

6. Mayer R. What should be the role of computer games in education? Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences. 2016; Т. 3, № 1: 20-26.

7. Kusumaningrum W., Binarti Е. Jeopardy classroom instruction: Fostering students' motivation to learn English vocabulary. JEES (Journal of English Educators Society). 2021; Т. 6, № 1: 155-162.

8. Suryani S., Kareviati Е. The students' difficulties in learning reading comprehension using cooperative learning through Jeopardy game. PROJECT (Professional Journal of English Education). 2021; Т. 4, № 1: 23.

References

1. Rahmadi F., Lavicza Z., Houghton T. Defining microgames in education context. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2021; T. 16, № 22: 4-16.

2. Lukosch H., Kurapati S., Groen D., Verbraeck A. Microgames for situated learning: A case study in interdependent planning. Simulation & Gaming. 2016; T. 47, № 3: 346-367.

3. De Castell S., Perry N., Bailey L., Jenson J. Microgames and Language Learning: Performance Before Competence. European Conference on Games Based Learning. 2023; T. 17, № 1: 143-153.

4. Koruhova L.V., Yallina K.A. Mikroobuchenie i mastermajnd kak sovremennye metody izucheniya anglijskogo yazyka. Voprosy nauki i obrazovaniya. 2024; T. 2, № 174: 11-16.

5. Avramenko A.I. Individualizaciya processa formirovaniya inoyazychnoj leksicheskoj kompetencii na osnove mikroobucheniya. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2020; T. 25, № 184: 25-34.

6. Mayer R. What should be the role of computer games in education? Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences. 2016; T. 3, № 1: 20-26.

7. Kusumaningrum W., Binarti E. Jeopardy classroom instruction: Fostering students' motivation to learn English vocabulary. JEES (Journal of English Educators Society). 2021; T. 6, № 1: 155-162.

8. Suryani S., Kareviati E. The students' difficulties in learning reading comprehension using cooperative learning through Jeopardy game. PROJECT (Professional Journal of English Education). 2021; T. 4, № 1: 23.

Статья поступила в редакцию 22.05.24

УДК 378.2

Kupruk O.P., postgraduate, senior teacher, National University of Science and Technology MISIS (Moscow, Russia), E-mail: kupruk@yandex.ru

RESOURCES OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR STUDENTS' SELF-DEVELOPMENT. The period of study at a university is not only acquisition of knowledge and skills in the chosen field of future professional activity, but also time when young people can actively work on their personal development. Self-development plays a key role in a student's success both in their studies and future career, and in everyday life, influencing their self-determination, effectiveness and self-satisfaction. The article is devoted to the consideration of the awareness of the importance of self-development for modern students while receiving higher education and the resources that universities offer for the most effective assistance in this process. In the process of analyzing the scientific works of foreign and Russian scientists, the author comes to a conclusion that the problem under consideration remains relevant and requires further research. The scientific novelty of the work is ensured by the fact that, based on the analysis of a survey of students, the study helps to get an idea of the degree to which they understand the importance of self-development and how significant the university resources currently provided in this process are.

Key words: self-development, students, university, educational environment, resources, higher education, personal qualities, student organizations

О.П. Купрук, ст. преп., Национальный университет науки и технологий МИСИС, г. Москва, E-mail: kupruk@yandex.ru

РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена рассмотрению осознания важности саморазвития для современных студентов во время получения высшего образования и ресурсов, которые предлагают университеты для максимально эффективной помощи в этом процессе. Период обучения в вузе - это не только получение знаний и навыков в выбранной области будущей профессиональной деятельности, но и время, когда молодые люди могут активно работать над своим личностным развитием. Саморазвитие играет ключевую роль в успехе студента как в учебе и будущей карьере, так и в повседневной жизни, влияя на его самоопределение, эффективность и удовлетворенность собой. В процессе анализа научных работ зарубежных и отечественных ученых автор пришел к заключению, что рассматриваемая проблема остается актуальной и требует дальнейших исследований. Научная новизна исследования состоит в получении возможности понять отношение студентов 2 курса к вопросу саморазвития в данное время и того, как они оценивают значимость предоставляемых вузом ресурсов для саморазвития.

Ключевые слова: саморазвитие, студенты, университет, образовательная среда, ресурсы, высшее образование, личностные качества, студенческие организации

Актуальность исследования обусловлена быстрыми темпами изменения современного общества, которые могут повлечь за собой необходимость пересмотра обязательных ресурсов образовательной среды современного университета для саморазвития студентов.

Целью данного исследования является изучение ресурсов образовательной среды вуза, предлагаемых в данный момент, оценка студентами их доступности и эффективности в процессе саморазвития.

Задачи исследования:

- рассмотреть теоретические основы необходимости саморазвития студентов в процессе получения высшего образования;

- провести обзор ресурсов, предлагаемых вузами для саморазвития студентов;

- исследовать эффективность предлагаемых ресурсов.

Научная новизна работы обеспечивается тем, что на основе анализа опроса студентов исследование помогает получить представление о степени понимания ими важности саморазвития и того, насколько значимы в этом процессе предоставляемые в настоящий момент ресурсы университета.

Теоретическая значимость данной работы состоит в получении актуальной информации, связанной с процессом саморазвития студентов.

Практическая значимость исследования состоит в возможности анализа текущего состояния дел. Постоянно меняющимся фактором являются не только запросы общества в отношении саморазвития студентов, но и интересы, и психологический портрет самих студентов. Оба аспекта могут повлечь за собой необходимость изменения методов работы или же пересмотр перечня необходимых ресурсов для полноценного саморазвития студентов.

Невозможно не учитывать быстрый рост противоречий между возрастающим объемом информации и относительными ограничениями возможностей людей. Это требует внимания к обучению способностям саморазвития, в том числе и в условиях получения высшего образования.

Теоретические основы саморазвития личности в процессе получения образования заложены в работах таких классиков педагогики, как Я.А. Коменский, И.П Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский и др. Я.О. Коменский считал, что важно учить детей мыслить самостоятельно, формировать вопросы и искать на них ответы [1]. И.П Песталоцци пропагандировал концепцию развития внутренних потенциалов, присущих каждому человеку, идею о том, что каждая способность человека обладает стремлением к преодолению инертности и достижению развития [2]. По мнению Л.С. Выготского, всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание, а саморазвитие является неотъемлемой частью жизни [3]. Все указанные авторы подчеркивали важность направленности учебного процесса на раскрытие потенциальных возможностей человека и его способности к саморазвитию.

В педагогике саморазвитие связывают с раскрытием способностей человека и усвоением им определенных навыков, в психологии саморазвитие - это желание самого индивида самосовершенствоваться, постоянно развивая свои способности, что в итоге приведет к полному раскрытию потенциала. В разные годы понятие «саморазвитие» толковалось по-разному. Австрийский психолог В.Э. Франкл определял саморазвитие как поиск смысла жизни. Позднее американский психолог У. Джеймс разработал «Я-концепцию», согласно которой саморазвитие - это результат постоянной деятельности человека [4]. На наш взгляд, саморазвитие можно охарактеризовать как непрерывный процесс личностного самосовершенствования и приобретения необходимых на определенном жизненном этапе компетенций.

Современные исследователи саморазвития личности (В.И. Андреев, В.П. Маралов, И.А. Шаршов и др.) рассматривают идею саморазвития личности как ключевой фактор в обновлении системы образования.

Как показывают многолетние исследования и наблюдения, в юности человек часто оказывается в центре противоречивых ценностей и ролевых ожиданий, не может самостоятельно справиться со стремительно меняющейся действительностью, что приводит к состоянию внутренней эмоциональной неустойчивости. Поэтому студенческие годы представляют собой важный период личностного развития, охватывающий все аспекты внутреннего мира молодого человека: формирование мировоззрения, создание целостного представления о себе, развитие профессионального самоопределения и способности к личностному росту. Саморазвитие не представляет собой отдельную деятельность, изолированную от других сфер жизни, не соседствующую с обучением, трудом или общением,

оно переплетается с ними, обогащает их содержание и смысл своими целями и методами.

Процесс саморазвития сложный и многоступенчатый. Его успешность во многом зависит от уровня самоорганизации человека: чем выше этот уровень, тем меньше человек подвержен влиянию внешних факторов, и тем быстрее он приблизится к желаемому результату.

Разные исследователи выделяют общие отличительные черты личности с высоким уровнем саморазвития: такой человек имеет устойчивую систему ценностей, сформированную «Я-концепцию», то есть он точно, знает какими качествами и характеристиками обладает, у него развитая мотивационная сфера, он активен и эмоционально зрел [5].

Первый корень сложного слова «саморазвитие» - «сам» - несет следующую смысловую нагрузку: человек должен самостоятельно выполнять определенные действия, направленные на его личностный рост. Несмотря на самостоятельный характер процесса работы над собой, современные вузы стараются обеспечить студента разнообразными ресурсами, чтобы помочь ему на пути саморазвития.

Одним из главных ресурсов развития и саморазвития студентов современных вузов является информационно-образовательная среда (ИОС), в которой происходит их основная учебная деятельность и формируются личностные качества.

С.А. Назаров характеризует вуз как единую информационно-образовательную среду, в которой в единстве представлены компьютерные средства, информационные образовательные ресурсы, педагогические средства и методы и технологии. Все это способствует формированию личности, развитой интеллектуально и социально адаптированной [6].

Информационно-образовательную среду вуза также представляют библиотечный фонд, методические и учебные пособия кафедр и другие ресурсные средства, словом, все составляющие учебного процесса.

Все элементы информационно-образовательной среды университета облегчают студенту возможность заниматься учебной деятельностью и личностным развитием. Студенты могут использовать электронные учебно-методические материалы, имеющиеся в ИОС, для подготовки к занятиям, экзаменам и курсовым проектам.

Дополнительные возможности предоставляет автоматизированная система контроля текущей и итоговой аттестации студентов. Именно она позволяет создать условия для работы как преподавателей, так и студентов: работа преподавателя по текущему оцениванию существенно облегчается, а студенты получают возможность контролировать свои оценки и вовремя реагировать на снижение успеваемости.

Однако для того чтобы процесс саморазвития студента был эффективен, недостаточно наличия развитой информационно-образовательной среды.

Посударственная образовательная политика страны уделяет значительное внимание участию студентов во внеучебных мероприятиях, рассматривая их не только как дополнение к учебному процессу, но и как важный элемент саморазвития [7].

Обычно такая деятельность организуется студенческими сообществами под руководством опытных кураторов. Основным принципом работы общественных организаций является добровольность, а также партнерство. Это помогает развивать творческую деятельность обучающихся, обеспечивает им саморазвитие и выбор профессиональной карьеры в будущем.

В таких сообществах поддерживается и поощряется инициатива как кураторов, так и самих студентов. Участие в студенческих организациях открывает молодым людям возможности для саморазвития в различных сферах. У каждого студента есть возможность выбрать одно или несколько сообществ в соответствии с его интересами и желаемым направлением развития.

Студенческие организации мотивируют студентов к участию в мероприятиях, направленных на расширение кругозора, развитие коммуникативных навыков, самостоятельности и ответственности. Участие в различных акциях и программах помогает студентам выйти за рамки учебного процесса и понять реальные проблемы общества. Такие мероприятия способствуют формированию у студентов гражданской ответственности, уважения к окружающим и окружающей среде, а также развивают ключевые навыки, необходимые в современном обществе, такие как коммуникация, умение эффективно работать в команде, справляться с конфликтными ситуациями, быстро принимать решения. Активное участие в социальных проектах способствует формированию общечеловеческих ценностей, таких как чувство справедливости, толерантность, солидарность и патриотизм.

Участие в социально значимых проектах также способствует развитию эмоционального интеллекта студентов - способности к сопереживанию и терпимости. Студенты учатся уважать и ценить различия, а также развивают свои навыки в межкультурном общении. Подводя итог всему сказанному, можно заключить: студенческие сообщества и проводимые ими мероприятия являются ценным ресурсом в образовательном процессе. Они обогащают учебный опыт, способствуют всестороннему развитию личности и готовят студентов к жизни во взрослом мире. Это инвестиции в будущее, приносящие значительные позитивные результаты.

Для изучения влияния ресурсов университета на способность студентов к саморазвитию в процессе обучения нами была проведена опытно-исследовательская работа в 6 группах студентов 2 курса направления «Лингвистика». В исследовании приняли участие 98 студентов Национального университета науки и технологий МИСИС, город Москва. Данное исследование проводилось в групповой форме.

НИТУ МИСИС предоставляет студентам широкий спектр ресурсов для саморазвития: современная информационно-образовательная среда университета является одной из самых развитых в Москве, также в университете активно работают 22 студенческие организации, занимающиеся различными видами деятельности [8].

Составленный нами опрос состоял из 7 вопросов, 6 из которых были закрытыми вопросами разного типа (с возможностью ответа да/нет, с 3 предполагаемыми ответами, с просьбой оценить степень чего-то по шкале от 1 до 10) и 1 открытого вопроса, на который студенты должны были дать краткий ответ:

1. Оцените важность саморазвития в период обучения в университете по шкале от 1 до 10 (10 - максимально важно).

2. Вы занимаетесь саморазвитием на регулярной основе (да/нет)?

3. Что из предложенного оказывает наибольшее влияние на Ваше саморазвитие:

A. Учебный процесс.

B. Участие в социальных проектах и студенческих объединениях МИСИС.

C. Собственный вклад в процесс саморазвития.

4. Считаете ли Вы участие в студенческих объединениях университета эффективным способом саморазвития (да/нет)?

5. Какой из ресурсов, предоставляемых университетом, наиболее эффективен для Вас? Дайте краткий ответ.

6. Достаточно ли ресурсов для саморазвития предоставляет университет (да/нет)?

7. Оцените Ваше желание к дальнейшему саморазвитию от 1 до 10 (10 -максимальное желание).

■ 10. -9. -8. -7. -6. -5. -4.

Рис.Юценкаважности саморазвития впериодобучения по шкале от 1 до 10

Рис.2.Регулярностьпроцесса саморазвития: да/нет

Рис. 3. Наибольшее влияние на сааораивитие: А. Учебный сроцесс, ЕВ. Риистие в социаеьных ифоеяиах а втдаеивееких обоодинени-чс МИСИС, С Сябитвеясыйвкпад всаморазвитие

рис. 4. Эффеятиеиосхьдчастив в бтвбеняосиьх объединениях МШОСреи в°оцесса саморазвития:да/нет

Всс. 5. Наиболееэффективный сеьурс(фаткийответ)

Ряс. (3. Достаточнокай ресуести для семоранбстия, ноидосевкесе-мыт смснврситетом:да/нет

Рис. 7 . Оценкажелания дальнейшего саморазвития по шкале от 1 до 10

Итак, по резупьтасааопросаиж% студснмовоце ниванкисжноенксимо^и-вития в петиас абучепинвднивписижетнсамымиоысосижиНЮ) %атлами. 8У% студентов азсерошенныхктоимаютдя уораувжтитиe% км псстсякнеИoрнеиe. Собственныйсеедв своектож^зндтнм cоиузжтнaиоoеуeрaжоые64% спрошенных, чниговнуосавысоксм yиязмозcезн8оьocти,c кото% ойстусаиты 2курио подходят к данномснсзиуиусн% cтндниисиршиныюы нкист ие п cиyдeтчeаноаяЗъ-единениях университета эффективным способом саморазвития, называя участие в соцнaпьйезричнмыxоpзeвиун, еoзмoжнoынкиймнгaть8юыыык ксдонным, организацнюмсеoп%ият%ри зжасися взвыжаздными шагамнна пртнк cзыуияиeи-шенствованию. Молодые люди также высоко оценивают возможность общаться с большим као%оeутвoмююдой сaеныxвoзыоcтoр куксззесоой отраныляисиз-зв рубежа. 84% суодетув (юзсaют,з%oмоиваеcииeтжрвуе<гrовляесд^ь^^ывь^с^^ ки-личество ресурсов для их саморазвития. 55% студентов оценивают в 10 баллов свое желаиов%оекнсйшeгocaмopaзниеоя.

Резумзаaты сиатостяки уиянен ресурюв ннпьйииитeтнеыcоaop^:^ривкя студентов в процессе обучения на примере студентов 2 курса НИТУ МИСИС города Моасны ноl<aзоыи, что бoлжшииыжва ирнььoсoзнa%тиуж^юнтд сввсраз-вития и акезььоyчacрвyюн у кснц^сдни, кoтоeыeсиocoбcтеиют этому. Они сами организуют прoцeвcннуныo сaмopaпиниеп, но ждеыияд актанпапсжьзвесcяиня-ми возможностями, предостаьляeмымн уняве^ятеияд. Стнмюижывтовегя были выбнипы едPияcладoвaния невийкяйне:к кoеинвтopoга кэда седину они оставялрпoжыдтрпжeлый мдсп8сдненеын жepездlеoтсныЗдлииcяy расных студентов от 1 до 2 семестров первого курса. Молодые люди познакомились со всеми ресвисaaж вниввpтитeтa, нун^лнп0птый0натьр80няпны вис^нпк стуяен-ческих обнясиконинситузженеыc мерoптистияиlиoззнзoмилисьрпpeпoдндa-тельским составом и своими наставниками, к которым всегда можно обратиться за советом,ecыинуяддй%lыcие Студеины ы cежleстрeвтoпoro

курса уже емнюндoстеточневнlcoмзШирoвпнь 3^^ я псаиeстькгасoзсепи нкяю потребность в дальнейшем саморазвитии.

руиyльиуеыиcиыeдоюйиеяьe дасиифшйньь пoдaзютeауй,то есть не № твопн ^^с^н о га атяицо н ия илу же полиoroйp иь^тьс в сес иecyрияьежн саморазвития, которые предоставляет университет. Это связано с тем, что каждый человюпеж,биpяынcвoп прть caмoтаP8итияlктo-то внядиaeя ттyкытoeHнoынк в более зрауoд иoпиocто, с^^^и^^яос тарькoниоyедЯнню нктивнаeызиунтоль-ко сам учeезызжияпуиc cффeррнииlи% сжннeаум yоеерaзв8тзи,зто-то уе нижйи необходимости иеенуиыeеп жслсиия«yимopазвивaткyр»

Однако общая картина такая: большая часть опрошенных студентов удовлетворены ресурсами, которые предоставляет университет для их саморазвития. Высокий уровень активности в процессе саморазвития характеризуется высокой внутренней мотивацией к получению знаний и развитию личностных качеств, активной жизненной позицией и желанием развиваться дальше.

Исследование вносит новизну в область понимания текущего отношения студентов к вопросу саморазвития при наличии максимального количества ресурсов, предоставляемых современным вузом.

Результаты данного исследования имеют теоретическую значимость, они демонстрируют тот факт, что даже при наличии всех современных средств саморазвития в университете некоторые студенты будут отказываться от этого процесса и отрицать его значимость. Практическая значимость заключается в том, что кураторам, преподавателям и наставникам (тьюторам) необходимо вести дополнительную разъяснительную работу для вовлечения большего количества студентов в процесс саморазвития, объяснять его необходимость в стремительно меняющемся мире, вовлекать студентов в обязательные организационные мероприятия, которые могут послужить началом последующей активной деятельности.

Дальнейшие исследования саморазвития студентов вуза могут быть направлены на более глубокое изучение влияния каждой из социальных практик, в которые вовлечены студенты НИТУ МИСИС, на процесс их саморазвития.

Ресурсы университета для саморазвития студентов играют важную роль в их обучении, росте и успешной адаптации к жизни после окончания учебы. Правильное использование этих ресурсов позволяет студентам полноценно раскрыть свой потенциал, развить необходимые навыки и знания, а также быть успешными не только в карьере, но и в личной жизни. В конечном итоге ресурсы университета - это инвестиция в будущее каждого студента, способствующая его личностному и профессиональному росту.

Библиографический список

1. Гусейнов А.З. Я.А. Коменский - классик научной педагогики: учебное пособие. Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г Чернышевского», 2015.

2. Зауторова Э.А. Педагогические взгляды И.Г Песталоцци на воспитание подрастающего поколения. Проблемы педагогики. 2018; № 5 (37): 5-6.

3. Дорохова Т.С. Развитие навыков самовоспитания в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов. Педагогическое образование в России. 2011; № 4: 39-43.

4. Бубнов И.Ю. Профессиональное саморазвитие студента как психолого-педагогическая проблема. Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XVII Международной научно-практической Internet-конференции. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2021.

5. Шаршов И.А. Теоретические основы модели профессионально-творческого саморазвития личности студента. Вестник ТГУ. 2001; № 3-4 (23): 9-12.

6. Назаров С.А. Педагогические условия проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Об утверждении методики расчета показателей федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование». Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 15 апреля 2019 № 118. Available at: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosmolodezhi-ot-15.04.2019-N-118

8. Университет науки и технологий МИСИС (НИТУ МИСИС): официальный сайт. Москва, 2024. Available at: https://misis.ru

References

1. Gusejnov A.Z. Ya.A. Komenskij - klassiknauchnojpedagogiki: uchebnoe posobie. Saratov: FGBOU VPO «Saratovskij gosudarstvennyj universitet imeni N.G. Chernyshevskogo», 2015.

2. Zautorova 'E.A. Pedagogicheskie vzglyady I.G. Pestalocci na vospitanie podrastayuschego pokoleniya. Problemypedagogiki. 2018; № 5 (37): 5-6.

3. Dorohova T.S. Razvitie navykov samovospitaniya v processe professional'noj podgotovki social'nyh pedagogov. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011; № 4: 39-43.

4. Bubnov I.Yu. Professional'noe samorazvitie studenta kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Lichnostnoe i professional'noe razvitie buduschego specialista: materialy XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii. Tambov: Izdatel'skij dom "Derzhavinskij", 2021.

5. Sharshov I.A. Teoreticheskie osnovy modeli professional'no-tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti studenta. Vestnik TGU. 2001; № 3-4 (23): 9-12.

6. Nazarov S.A. Pedagogicheskie usloviya proektirovaniya lichnostno-razvivayuschej informacionno-obrazovatel'noj sredy tehnicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2006.

7. Ob utverzhdenii metodiki rascheta pokazatelej federal'nogo proekta «Social'naya akíivnost'» nacional'nogo proekta «Obrazovanie». Prikaz Federal'nogo agentstva po delam molodezhi ot 15 aprelya 2019 № 118. Available at: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosmolodezhi-ot-15.04.2019-N-118

8. Universitet nauki i tehnologij MISIC (NITU MISIS): oficial'nyj sajt. Moskva, 2024. Available at: https://misis.ru

Статья поступила в редакцию 21.05.24

УДК 371

Kuptsova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Life Safety Education Methods, Herzen State Pedagogical University of Russia

(Saint Petersburg, Russia), E-mail: kupsv@yandex.ru

THEORETICAL AND PRACTICAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF A SAFETY CULTURE FOR SCHOOLCHILDREN USING MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES. The article studies a problem of development of life safety culture in schoolchildren. The main objective of the research is to clarify the content, forms and methods in developing life safety culture among high school students by means of extracurricular activities in the educational environment of a school. The concept of life safety culture is clarified. The author carries out diagnostic work on revealing the level of developed life safety culture among high school students. The work determined the content, forms and methods of development of life safety culture in students. The complex of extracurricular activities for schoolchildren aimed at forming life safety culture with the help of modern information technologies has been developed and tested. The proposed set of extracurricular activities can be used by teachers in extracurricular activities when teaching life safety in the educational environment of the school for the development of life safety culture.

Key words: life safety culture, extracurricular activities, information technologies, school educational environment, high school students

С.А. Купцова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: kupsv@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена проблеме формирования культуры безопасности жизнедеятельности у школьников. Основная задача исследования - определить содержание, формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у школьников во внеурочной деятельности в образовательной среде школы. Уточнено понятие «культура безопасности жизнедеятельности». Проведена диагностическая работа по выявлению уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности у школьников. Определены содержание, формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся. Разработан и апробирован комплекс внеурочных занятий для школьников, направленный на формирование культуры безопасности жизнедеятельности с использованием современных информационных технологий. Предложенный комплекс внеурочных занятий может быть использован педагогами во внеурочной деятельности при обучении ОБЖ в условиях образовательной среды школы для формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, внеурочные занятия, информационные технологии, образовательная среда школы, старшеклассники

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у молодежи является важнейшей задачей современного общества и образования - это залог благополучия личности и социального прогресса в стране [1, с. 32]. Исследования показали необходимость формирования культуры безопасности жизнедеятельности в системе образования [2, с. 111; 3, с. 5]. При этом необходимо не только передать знания и навыки будущим поколениям, но и сделать формирование культуры безопасности приоритетным для личности, общества и государства. Это определяет поиск и реализацию новых подходов к подготовке школьников в сфере безопасности жизнедеятельности, содержание которых было бы направлено в первую очередь на формирование личности, готовой эффективно действовать в постоянно меняющихся социально-экономических, экологических условиях. В этой связи важнейшими требованиями к подрастающему поколению являются сформи-рованность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства [4, Гл. 2 ст. 12; 5, с. 8]. Образование должно быть направлено на создание условий для формирования у школьников культуры безопасности жизнедеятельности через определение содержания, форм и методов работы в предметной области «основы безопасности жизнедеятельности» (Н.П. Абаскалов, В.В. Гафнер, В.Н. Мошкин, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Л.А. Михайлов и др.)

[6, с. 5; 7, с. 4]. В связи с этим цель исследования - определить содержание, формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у школьников во внеурочной деятельности в образовательной среде школы. Объект исследования: подготовка школьников в общеобразовательной организации. Задачи исследования: уточнить понятие «культура безопасности жизнедеятельности»; провести диагностическое исследование для выявления уровня сформи-рованности культуры безопасности жизнедеятельности у школьников; определить содержание, формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в общеобразовательной организации; разработать и апробировать комплекс внеурочных занятий для старшеклассников, направленный на формирование культуры безопасности жизнедеятельности с использованием современных информационных технологий; проанализировать полученные результаты исследования.

Методы исследования: теоретический метод для анализа научной литературы по теме исследования, уточнения понятия «культура безопасности жизнедеятельности» и определения содержания занятий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности у школьников в общеобразовательной организации. Анкетирование для определения уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности у школьников. Эксперимент для апробации различных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.