ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
УДК/UDC 37.02
Поступила в редакцию 25.04.2021 г.
Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Мезинов1 Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Захарова1 Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Карпачева1
1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец
EXTRACURRICULAR SERVICE MASTERING MODEL FOR SCHOOL PHYSICAL EDUCATION TEACHERS
Professor, Dr. Hab. V.N. Mezinov1 Associate Professor, PhD M.A. Zakharova1 Associate Professor, PhD I.A. Karpacheva1
1Yelets State University named after I.A. Bunin, Yelets
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников. Методика и организация исследования. Готовность к внеурочной деятельности учителя физической культуры в исследовании рассматривается как комплекс освоенных компетенций, практических навыков, тесно связанных с личностным развитием и рефлексией; как совокупность мотивационно-ценностного, когнитивного и операционного и деятельностного компонентов. Оценка сформированности компонентов готовности будущих учителей физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников проведена с использованием методики К. Замфир, тестов и тестовых заданий на определение уровня сформированности когнитивного операционного и деятельностного компонентов. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. В исследовании приняли участие 162 студента 2-4-х курсов. Результаты исследования и выводы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что формирование готовности будущих учителей физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников обеспечивается единством следующих условий: создание мотивационно-ценностных установок на овладение профессиональными компетенциями; организация практико-ориентированного освоения знаний и умений в области внеурочной деятельности; включение в аудиторную работу интерактивных технологий, в программу практик - проведение внеурочных занятий со школьниками; организация социального партнерства с общеобразовательными организациями; стимулирование рефлексии результатов учебно-творческой деятельности студентов.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, готовность к организации внеурочной деятельности школьников, педагогическая деятельность, образовательный процесс.
Abstract
Objective of the study was to analyze and prioritize the key institutional and pedagogical provisions for the extracurricular service competency formation in future school physical education teachers.
Methods and structure of the study. The extracurricular service mastering model testing experiment was run at Institute of Physical Education, Sports and Life Safety of the Bunin Yelets State University in 2019-2021. We sampled the 2-4-year students (n=162) majoring in the Physical Education and Life Safety specialties under 44.03.05 Pedagogical Education discipline; and split them up into EG (n=80) and RG (n=82).
Results and conclusion. The extracurricular service mastering model testing experiment found its benefits for the future school physical education teachers in the following components:
- Motivations and values in the extracurricular service providing domain;
- Practical learning and training to form due extracurricular service knowledge and skills;
- Experience in complementing the regular physical education curricula by interactive technologies (case studies, business games, brainstorming, focused training) to facilitate progress of schoolchildren in the extracurricular service formats;
- Establishing social partnerships with the relevant educational organizations for internships, and with the relevant municipal agencies; and
- Stimulating reflection to analyze the own and students' progress in the extracurricular service process versus the past and present benchmarks and practical experiences to fairly rate, analyze and find solutions for every new situation in the extracurricular service process.
Success of an extracurricular service heavily depends on the actual professional motivations and values, didactic provisions, students' and teachers' personal progress agendas, teaching staff, applied interactive technologies, and generally on a progress facilitating climate that should be friendly and cooperative to effectively address every issue and mission in the extracurricular training process.
Keywords: extracurricular service, extracurricular service competences, teaching service, educational process.
Введение. Современная система общего образования сталкивается с необходимостью решения проблемы организации внеурочной деятельности школьников. Актуальность исследования усилена на современном этапе педагогической практики тем, что готовность будущего учителя физи-
ческой культуры к организации внеурочной деятельности школьников обеспечит реализацию валеологической составляющей воспитания и работы с молодежью в образовательной организации в соответствии с современной государственной политикой в сфере образования.
□
U
"(О U
£ а
■а с
ID
^
о ш
■С
I-
Проблема формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников находит отражение в работах отечественных и зарубежных ученых [1].
Цель исследования - выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников.
Методика и организация исследования. Готовность к внеурочной деятельности учителя физической культуры нами рассматривается как комплекс освоенных компетенций, практических навыков, тесно связанных с личностным развитием и рефлексией; как совокупность мотивационно-ценностного, когнитивного и операционного и деятельност-ного компонентов.
Мотивационно-ценностный компонент готовности будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности учащихся состоит из следующих компонентов: профессиональная мотивация и профессиональные ценности педагогической деятельности; профессиональная мотивация и профессиональные ценности личностно-про-фессионального саморазвития; способности оценки и рефлексии профессиональной педагогической деятельности, профессионального саморазвития.
В структуру когнитивного компонента входят: знание специфики внеурочной деятельности, ее основные задачи; основных программ спортивного направления; знание моделей организации внеурочной деятельности: линейная, модульная, смешанная; знание способов реализации.
Структура операционного компонента включает в себя: умения анализировать программы внеурочной деятельности, анализировать возрастные, индивидуальные и физиологические особенности школьников, в том числе и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью; разрабатывать программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления, в том числе и в рамках адаптированной основной образовательной программы, адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
Деятельностный компонент включает: наличие навыков и знаний в области педагогической технологии; опыт применения интерактивных методов и технологий; технологий сохранения и укрепления здоровья школьников, применяемых во внеурочной деятельности; опыт диагностики уровня сформированности физкультурно-спортивных компетенций школьников, планируемых результатов.
В качестве диагностирующего инструментария определения уровня сформированности компонентов готовности будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников в исследовании были использованы следующие методы: методика К. Замфир (в модификации А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности» [4]; тест на определение уровня сформи-рованности когнитивного компонента; тестовые задания на определение уровня сформированности операционного и деятельностного компонентов.
В процессе исследования цель достигалась посредством организации самостоятельной работы студентов в виде проектной и научно-исследовательской деятельности; работа с методическим кейсом осуществлялась с использованием таких методов, как коучинг, менторинг, lesson study. Осуществлялось написание научных статей, организовывались выступления на научно-практических конференциях, велось использование наработок при написании курсовых работ и выпускных квалификационных работ. Практика студентов
Деятельностный
Операционный
Когнитивный
Мотивационно-ценностный
ЭГ после; ( ЭГ до; 55
КГ после; 56 КГ до; 55
Динамика сформированности компонентов готовности к организации внеурочной деятельности в ЭГ и КГ, %
была организована как стажерская проба, в качестве заданий студенты получали: анализ занятий внеурочной деятельности; составление трехуровневых задач; разработке индивидуальных образовательных программ, программ внеурочной деятельности.
Экспериментальная работа была проведена на базе института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И. А. Бунина» в 2019-2021 гг. Объем выборки - 162 студента 2-4-х курсов (80 - в ЭГ, 82 -в КГ), обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) - «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности».
Результаты исследования и их обсуждение. На рисунке представлены эмпирические данные сформированности компонентов готовности будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников и динамика их развития у студентов контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы.
Исследование показало незначительную динамику сформированности компонентов готовности в контрольной группе, что подтверждает необходимость целенаправленной работы в вузе.
Достоверность диагностируемых изменений оценена с помощью критерия хи-квадрат, который рассчитывается по формуле:
(Л+я) х (Л+С) х (С+£>) х (я+£>)'
где А, В соответственно для ЭГ и КГ равны количеству студентов, у которых сформирован компонент готовности, С, D - не сформирован, а N - общее количество испытуемых. Применительно, например, к деятельностному компоненту, получаем Хэмп = 56,8. По таблице критическое значение Хыт = 6,635 для р< 0,01. Поскольку Хэмп попало в зону значимости (больше либо равно критического значения), мы принимаем гипотезу о том, что различия в сформированно-сти деятельностного компонента готовности у студентов контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента статистически достоверны.
Выводы. В ходе экспериментальной работы доказана эффективность условий формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников:
- создание мотивационно-ценностных установок на развитие обучающихся и на профессиональное саморазвитие;
36
http://www.teoriya.ru
№2^ 2022 Февраль | February
- организация практико-ориентированного освоения знаний и умений в области внеурочной деятельности;
- включение в аудиторную работу интерактивных технологий (кейсы, деловые игры, мозговой штурм, тренинги); в программу практик - проведение внеурочных занятий со школьниками;
- организация социального партнерства с общеобразовательными организациями, выполняющими роль стажировоч-ных площадок, а также с муниципальными методическими службами;
- стимулирование рефлексии результатов учебно-творческой деятельности студентов. Рефлексивная практика включает в себя наблюдение аспектов собственной деятельности, осознание существующего и предыдущего опыта, их анализ, что приводит к осознанию и принятию новой ситуации.
Большое влияние на результат оказывают сформированные профессиональная мотивация и ценности, педагогические условия, личностное саморазвитие студентов, преподавательский состав, применение интерактивных технологий, а также позитивный климат, благожелательная атмосфера совместного решения поставленных задач.
Литература
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников // Методический конструктор: пособие для учителя. М., 2010. 223 с.
2. Егорова С.В. Обеспечение дифференцированного подхода к одаренным учащимся во внеурочной деятельности по физической культуре // Сборник: Современные тенденции развития системы образования (к 85-летию Чувашского республиканского института образования). Сборник материалов Международной науч.-практ. конференции. 2019. С. 15-20.
3. Кравцова Л.М. Развитие готовности будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности со школьниками: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск. 2010. 22 с.
4. Методика «Мотивация профессиональной деятельности» / К. Замфир (в модификации А. Реана). А.А. Реан, Я.Л. Коломин-ский // Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. С. 235-237.
5. Митусова Е.Д., Митусов В.В., Андрианов М.В. Программно-методическое обеспечение реализации внеурочной деятельности по предмету «физическая культура» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 5. С. 55-57.
6. Ханин П.А. Специфика внеурочной деятельности как формы и вида учебной деятельности (на примере спортивно-оздоровительного направления) [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. - Т. 5. № 2. С. 49-53.
References
1. Grigoryev D.V., Stepanov P.V. Vneurochnaya deyatelnost shkolnikov. Metodicheskiy konstruktor [Extracurricular activities of schoolchildren. Methodological constructor]. Teacher's guide. M., 2010. 223 p.
2. Egorova S.V. Obespechenie differentsirovannogo podkhoda k odarennym uchashchimsya vo vneurochnoy deyatelnosti po fizicheskoy kulture [Differentiated approach for gifted students in extracurricular physical education activities]. Sovremennye tendentsii razvitiya sistemy obrazovaniya (k 85-letiyu Chuvashskogo respublikanskogo instituta obrazovaniya) [Modern trends in development of educational system (to the 85th anniversary of Chuvash Republican Institute of Education)]. Proc. International research-practical conference. 2019. pp. 15-20.
3. Kravtsova L.M. Razvitie gotovnosti budushchego uchitelya fizicheskoy kultury k vneurochnoy deyatelnosti so shkolnikami [Development of competences of future physical education teacher for extracurricular activities with schoolchildren]. PhD. diss. abstract: 13.00.08. Chelyabinsk. 2010. 22 p.
4. Zamfir K. (modified by A. Rean); Rean A.A., Kolominskiy Ya.L. Metodika «Motivatsiya professionalnoy deyatelnosti» [Methodology "Motivation of professional activity"]. Sotsialnaya pedagogicheskaya psikhologiya [Social pedagogical psychology]. St. Petersburg, 1999. pp. 235-237.
5. Mitusova E.D., Mitusov V.V., Andrianov M.V. Programmno-metodicheskoe obespechenie realizatsii vneurochnoy deyatelnosti po predmetu «fizicheskaya kultura» [Programmatic and practical provisions for off-class practices in Physical Education]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2017. No. 5. pp. 55-57.
6. Khanin P.A. Spetsifika vneurochnoy deyatelnosti kak formy i vida uchebnoy deyatelnosti (na primere sportivno-ozdorovitelnogo napravleniya) [Specifics of extracurricular activities as form and type of educational activity (case study of sports and health direction)] [Electronic resource] Grigoriev D.V., Stepanov P.V. Extracurricular activities of schoolchildren. Methodological constructor: a guide for the teacher. M., 2010. 223 p.
1. Egorova S.V. Obespechenie differentsirovannogo podkhoda k odarennym uchashchimsya vo vneurochnoy deyatelnosti po fiziches-koy kulture [Differentiated approach to gifted students in extracurricular activities in physical education]. In: Modern trends in the development of the education system (to the 85th anniversary of the Chuvash Republican Institute of Education). Proc. International research-practical conference. 2019.pp. 15-20.
7. Kravtsova L.M. Razvitie gotovnosti budushchego uchitelya fizicheskoy kultury k vneurochnoy deyatelnosti so shkolnikami [Development of competences of future physical education teacher for extracurricular activities with schoolchildren]. PhD diss. abstract: 13.00.08. Chelyabinsk. 2010. 22 p.
8. Zamfir K. (modified by A. Rean). Rean A.A., Kolominsky Y.L. Metodika «Motivatsiya professionalnoy deyatelnosti» [Methodology "Motivation for professional activity"]. Social pedagogical psychology. St. Petersburg, 1999. pp. 235-237.
9. Mitusova E.D., Mitusov V.V., Andrianov M.V. Programmno-metodicheskoe obespechenie realizatsii vneurochnoy deyatelnosti po predmetu «fizicheskaya kultura» [Programmatic and practical provisions for off-class practices in physical education]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2017. No. 5. pp. 55-57.
10. Khanin P.A. Spetsifika vneurochnoy deyatelnosti kak formy i vida uchebnoy deyatelnosti (na primere sportivno-ozdorovitelnogo napravleniya) [Specifics of extracurricular activities as form and type of educational activity (case study of health and fitness direction) [Electronic resource] Internet journal "World of Science". 2017. V. 5. No. 2. pp. 49-53.
НОВЫЕ КНИГИ
ЯКОВЛЕВ Б.П. МОТИВАЦИЯ И ЭМОЦИИ В СПОРТИВНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 3-Е ИЗД., СТЕР. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ЛАНЬ, 2022. 312 С. ISBN 978-5-8114-9700-3. ТЕКСТ: ЭЛЕКТРОННЫЙ // ЛАНЬ: ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА. URL: HTTPS://E.LANBOOK.COM/BOOK/198611 (ДАТА ОБРАЩЕНИЯ: 02.02.2022). РЕЖИМ ДОСТУПА: ДЛЯ АВТОРИЗ. ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ.
В учебном пособии спортивного психолога, доктора психологических наук Б.П. Яковлева проанализирован целый ряд вопросов, касающихся методологических подходов, особенностей мотивации и эмоций, их огромного влияния на результативность и качество тренировочной и соревновательной деятельности. Представлены основные взгляды, теории, сущность мотивации и эмоций в условиях спортивной подготовки. Даны практические рекомендации на повышение мотивации спортсмена. Предложены методы саморегуляции мотивации и эмоций. Теоретические аспекты, содержащиеся в учебном пособии, проверены автором экспериментально на квалифицированных спортсменах. Книга рассчитана на широкий круг специалистов, студентов, спортсменов, тренеров, педагогов в области теории и методики спортивной подготовки, психологии физической культуры и спорта.