Научная статья на тему 'Роль социальных практик в самоопределении студентов вузов и развитии их межличностных коммуникативных навыков'

Роль социальных практик в самоопределении студентов вузов и развитии их межличностных коммуникативных навыков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные практики / самоопределение / межличностные навыки / студенты / social practice / self-determination / interpersonal skills / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оксана Павловна Купрук

Расширение понятия концепции образования повлекло за собой включение социальных практик в процесс подготовки студентов высших учебных заведений. Рассматривается значение понятия «социальные практики» и то, как они влияют на самоопределение студентов и развитие их межличностных коммуникативных навыков в процессе получения высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оксана Павловна Купрук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of social practices in the self-determination of university students and the development of their interpersonal communication skills

The expansion of the education concept entailed the inclusion of social practice in the process of training students in higher educational institutions. In this article, the author examines the meaning of the concept of «social practice» and how it influences studentsself-determination and the development of their interpersonal communication skills in the process of obtaining higher education.

Текст научной работы на тему «Роль социальных практик в самоопределении студентов вузов и развитии их межличностных коммуникативных навыков»

Научная статья УДК 378.2; ББК 74.48

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-130-134 EDN: https://elibrary.ru/GOPYMF NIION: 2018-0077-4/23-401 MOSURED: 77/27-024-2023-04-600

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Роль социальных практик в самоопределении студентов вузов и развитии их межличностных коммуникативных навыков

Оксана Павловна Купрук

Университет науки и технологий МИСИС, Москва, Россия, kupruk@yandex.ru

Аннотация. Расширение понятия концепции образования повлекло за собой включение социальных практик в процесс подготовки студентов высших учебных заведений. Рассматривается значение понятия «социальные практики» и то, как они влияют на самоопределение студентов и развитие их межличностных коммуникативных навыков в процессе получения высшего образования.

Ключевые слова: социальные практики, самоопределение, межличностные навыки, студенты Для цитирования: Купрук О. П. Роль социальных практик в самоопределении студентов вузов и развитии их межличностных коммуникативных навыков II Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 4. С. 130-134. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-130-134. EDN: GOPYMF.

Original article

The role of social practices in the self-determination of university students and the development oftheir interpersonal communication skills

Oksana P. Kupruk

University of Science and Technology MISIS, Moscow, Russia, kupruk@yandex.ru

Abstract. The expansion of the education concept entailed the inclusion of social practice in the process of training students in higher educational institutions. In this article, the author examines the meaning of the concept of «social practice» and how it influences students' self-determination and the development of their interpersonal communication skills in the process of obtaining higher education.

Keywords: social practice, self-determination, interpersonal skills, students

For citation: Kupruk O. P. The role of social practices in the self-determination of university students and the development of their interpersonal communication skills II Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(4):130-134. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-130-134. EDN: GOPYMF.

Введение. Интенсивное включение социальных практик в общую подготовку студентов высших учебных заведений в последнее время напрямую связано с расширением концепции образования, которая включает также цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального благополучия человека.

15 апреля 2019 г. вышел Приказ Федерального агентства по делам молодежи № 118 «Об утверждении методики расчета показателей федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование», который направлен на решение задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая

2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1]. Основополагающие цели и задачи проекта - развитие добровольческой деятельности, содействие в раскрытии и дальнейшем развитии способностей и талантов подрастающего поколения посредством поддержки общественных инициатив и социально значимых программ. Согласно проекту, к 2024 г. планируется привлечь 20 % граждан к участию в волонтерских кампаниях, вовлечь 45 % представителей молодого поколения в творческую и созидательную деятельность и 70 % студентов высших учебных заведений в клубное студенческое движение.

© Купрук О. П., 2023

130

В рамках реализации идей социально-педагогического подхода в профессиональной подготовке студента происходит привлечение ресурсов как самого образования, так и других сфер общественной практики, обуславливающих широкие возможности для обучения студентов субъективно новым формам, методам, приемам самостоятельной профессиональной активности в различных сферах жизнедеятельности [2]. Важнейшая задача профессиональной подготовки состоит в том, чтобы приобщить студентов к обобщенному опыту социальной практики общества.

Социальные практики открывают новые возможности для студентов не только в области профессионального развития, но и в достижении личностного и социокультурного роста. В этой статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты применения социальных практик в подготовке студентов высших учебных заведений и их важность в учебно-воспитательном процессе.

Что такое социальные практики? В широком смысле социальные практики обычно понимаются педагогами как ситуации, в которых человек получает социальный опыт [3]. Они являются важным аспектом жизни, определяющим взаимодействия человека с окружающим миром и формирующим его социальную реальность. Это понятие относится к различным видам деятельности, которые осуществляются в обществе и влияют на его развитие и функционирование. Социальные практики могут быть индивидуальными или коллективными, спонтанными или планируемыми, они включают в себя широкий спектр деятельности, начиная от повседневных рутинных действий, и заканчивая более сложными и организованными формами деятельности, такими как участие в политических или благотворительных акциях.

Одной из основных характеристик социальных практик является то, что они не только отражают социальные нормы и ценности, но и активно формируют их. Например, общественные акции и протесты могут привести к изменению законов, а участие в добровольческой работе может способствовать формированию более справедливого и социально ответственного общества. Участие в различных социальных инициативах помогает каждому отдельному человеку определиться с ценностями, интересами и целями, а также найти поддержку и признание со стороны других людей. Все это играет важную роль в формировании самоидентификации и социальной принадлежно сти.

Социальные практики также являются средством передачи знаний и практических умений от одного поколения к другому. Социальное наследование -это активное усвоение ребенком социально-психологического опыта своих родителей и всех, кто его окружает [4]. Человек знакомится с культурой общества, в котором живет, его традициями и историей, у него формируются представления о том, какими

должны быть отношения с другими людьми. Однако необходимо отметить, что такое социальное наследование не всегда является положительными и конструктивными, оно может нести в себе негативные аспекты и противоречить основным социокультурным ценностям. Например, дискриминация, насилие и эксплуатация также являются социальными практиками, с которыми необходимо бороться.

Итак, социальные практики являются неотъемлемой частью жизни каждого человека и общества в целом. Они формируют социальную реальность, определяют взаимоотношения отдельного индивидуума с другими людьми, помогают ему стать более активным и ответственным участником общества, способным вносить позитивные изменения и строить лучшее будущее.

Социальные практики и самоопределение студентов. Одним из ключевых показателей состояния общества является положение молодежи, так как будущее государства непосредственно связано с перспективами ее развития. Процесс самоопределения молодого человека имеет огромное значение и может привести как к позитивным результатам социализации личности, так и к негативным последствиям. Самоопределение - сложный динамический процесс выбора личностью своей собственной позиции. Одним из наиболее значимых социальных институтов, оказывающих существенное влияние на этот процесс, является высшее учебное заведение, чья основной задача - подготовка компетентных специалистов на основе их способности к самостоятельному самоопределению и субъектной позиции относительно собственной жизни [5].

Социальные практики играют важную роль в процессе самоопределения студентов. Участие в различных формах социальной деятельности помогает им выявлять свои предпочтения, интересы и цели. В число наиболее значимых видов социальных практик, способствующих самоопределению молодого человека, входит участие в студенческих объединениях. Студенческое объединение - это добровольное объединение молодых людей, созданное для совместного решения различных вопросов, связанных с улучшением качества жизни и деятельности студенческого сообщества. Основная цель этих объединений заключается в самореализации и самовоспитании студентов. Виды студенческих организаций различаются в зависимости от направления их деятельности: научно-исследовательские, творческие, волонтерские, патриотические, спортивные, общественные и другие [6], и участие в них позволяет студентам найти единомышленников, развить свои навыки и увлечения, а также определиться с тем, чего они хотят достичь и какие ценности им близки.

Разные области деятельности студенческих объединений выполняют разные функции в формировании личности. Любой студент имеет возможность стать членом одной или нескольких студенческих организаций, при выборе руководствуясь своими

СКИЕНАУКИ 131

интересами и желанием двигаться в нужном ему направлении. В настоящее время эти сообщества активно развиваются и привлекают в свои ряды все большее количество членов. В качестве примера приведу студенческие объединения двух известных московских вузов. Университет науки и технологий МИСИС (занимает тринадцатое место среди лучших российских вузов по версии Forbes в рейтинге 2022 г. [7]) в настоящий момент насчитывает 21 студенческую организацию, которые занимаются разными видами деятельности [8]. В другом крупнейшем московском вузе, Высшей школе экономики (занимает первое место в рейтинге лучших российских вузов по версии Forbes, 2022 [7]), более 100 студенческих объединений социальной, научной, спортивной и творческой направленности [8]. Приведенные цифры еще раз подчеркивают, что МИСИС и ВШЭ, равно как и любой другой современный университет нашей страны, это не только экономика и наука, но и возможность профессионального и социального самоопределения во многих других областях. Вузы предоставляют студентам широкие возможности для развития и самоутверждения, укрепления дружеских и профессиональных связей, спортивных достижений, а студенты с готовностью пользуются предоставленными возможностями. Это является показателем того, что в рамках получения высшего образования молодые люди интересуются не только развитием в профессиональных областях своей будущей деятельности, что способствует решению одной из основных задач модернизации системы высшего профессионального образования - подготовка компетентных специалистов, способных адаптироваться в сложных социокультурных условиях.

Развитие межличностных навыков и коммуникации. Социальные практики, в которых задействованы студенты высших учебных заведений, способствуют также формированию и развитию межличностных навыков и умений коммуникации. Участие в проектах, требующих сотрудничества и взаимодействия с другими студентами и сторонними организациями, помогает научиться устанавливать взаимоотношения, работать в команде, разрешать конфликты и эффективно общаться с людьми из различных социокультурных сред.

Прежде всего, межличностные отношения связывают студентов друг с другом. Отношения «студент-студент» относятся к горизонтальному уровню взаимодействия, которое определяется интенсивностью неформального общения, удовлетворением психологических потребностей индивидуумов, формированием черт характера и свойств личности [10]. Общение с ровесниками позволяет молодыми людям осознать свой статус и отработать коммуникативные навыки и стили общения в студенческой социальной среде.

Важным моментом взаимодействия является развитие эмпатии - способности постижения эмоционального состояния другого человека.

Кроме общения со сверстниками, студенты участвуют в различных студенческих организациях, проектах и инициативах, связанных с социальными проблемами и общественным развитием. В рамках этих проектов они взаимодействуют с разными людьми, работают в команде и на практике учатся находить компромиссы, осваивают навыки управления группой.

По данным крупнейшей платформы, объединяющей волонтеров нашей страны «Добро.рф», в Москве насчитывается 126 активно работающих студенческих волонтерских объединений при разных высших учебных заведениях [11]. Волонтерское движение НИТУ МИСИС - это 1500 волонтеров и участие в более чем 580 мероприятиях за пять лет существования организации [8]. В Центре лидерства и волонтерства ВШЭ свыше 5000 членов, которые только за последний год приняли участие в более чем 270 проектах [9].

Участие в волонтерских программах часто связано с сопереживанием и со-распределением эмоциональной нагрузки. Студенты взаимодействуют с людьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в поддержке. Они проводят время с детьми из детских домов, оказывают помощь пожилым людям в домах престарелых и работают с людьми с ограниченными возможностями. Такой опыт позволяет на практике осознать и понять эмоциональное состояние и потребности других людей, он обогащает студентов, позволяя им быть более внимательными и отзывчивыми в их взаимодействии с окружающими, стимулирует проявлять эмпатию и бескорыстие, развивает способность понимать и отзываться на потребности других людей [12], одновременно с этим формируя такие межличностные навыки, как толерантность, эффективная коммуникация и умение работать с разными людьми.

Студентам высших учебных заведений также предоставляется возможность познакомиться с разными культурами и традициями. Участие в межкультурном обмене, международных конференциях и проектах позволяет расширить свой кругозор, научиться взаимодействовать с представителями разных стран и культур, сформировать навыки межкультурного общения. Большой популярностью среди студентов пользуется Международный студенческий совет НИТУ МИСИС - студенческое объединение, которое занимается оказанием всесторонней поддержки студентам из других стран. Организация проводит регулярные мероприятия на разных языках, что дает возможности иностранным студентам заводить друзей и общаться с местными и международными сообществами, осуществляя культурный обмен и укрепляя чувство поддержки внутри университета [8].

Развитие межкультурной коммуникации помогает молодому человеку преодолеть сформированные стереотипы о поведении представителей другой культуры. Приобретенные навыки и умения помогут уверенно общаться на другом языке и предугадывать

реакцию собеседника. Что не менее важно, формирование межкультурной компетенции обычно направлено не только на познание культурных особенностей и менталитета других людей, но и понимание самого себя и осознание своего места в мировом сообществе. Сформированная межкультурная компетенция имеет высокую практическую значимость для успешной конкуренции на рынке труда и расценивается как важная составляющая успешного и образованного молодого специалиста [13].

Участие в различных социальных практиках позволяет студентам убедиться в правильности выбранного пути, подтвердить свои склонности и предпочтения, а также узнать, какие области и сферы деятельности лучше всего соответствуют их способностям, потребностям и талантам, что является основой для развития и реализации успешной карьеры.

Заключение. Применение социальных практик в подготовке студентов высших учебных заведений имеет важное значение для их личностного и профессионального роста. Эти педагогические методы оказывают важное влияние на развитие самоопределения, социальных навыков и навыков коммуникации. Посредством социальных практик молодые люди получают возможность участвовать в реальной практической деятельности, понимать различия и сложности социальной сферы и развивать навыки взаимодействия с другими людьми. Совокупность совершенствования профессиональных компетенций в процессе получения высшего образования, помощи педагогов и высокой социальной активности помогает студентам быстрее и точнее определиться с тем, какие ценности им близки и каких целей они хотят достичь в дальнейшем, подготовиться к будущей профессиональной карьере и внести позитивный вклад в общество.

Кроме того, социальные практики способствуют развитию социальных навыков и эмоционального интеллекта студентов. Участие в общественных акциях, благотворительных мероприятиях и волонтерской работе помогает молодым людям развить эмпатию, терпимость и умение работать в команде, помогает осознать свою роль в обществе и влияние, которое они могут оказывать на окружающий мир.

Важно отметить, что социальные практики должны быть осознанными и основываться на ценностях справедливости, равенства и уважения к другим людям. Студенты должны быть активными участниками общества и стремиться к позитивным изменениям.

Библиографический список

1. Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 15 апреля 2019 г. № 118 «Об утверждении методики расчета показателей федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование» // URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosmolodezhi-ot-15.04.2019-N-118 (дата обращения: 30.10.2023).

2. Пак, Л. Г. Профессиональная подготовка студента вуза в контексте социально-педагогического подхода / Л. Г. Пак, А. В. Богданов II Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21666 (дата обращения: 30.10.2023).

3. Никитина, Г. В. Использование различных форм социальных практик в процессе подготовки будущего учителя (бакалавра образования) / Г. В. Никитина, С. Д. Созонова II Материалы II Международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования» (г. Пермь, май 2012 г.). С. 162-165. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2354/ (дата обращения: 30.10.2023).

4. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов -100 ответов : учебное пособие для вузов / И. П. Подласый. М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

5. Цыгина, О. Д. Проблема самоопределения студентов вузов / О. Д. Цыгина, А. С. Огнев II Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 8. С. 60-64. URL: https://expeducation.ru/ru/ article/view?id=3884 (дата обращения: 30.10.2023).

6. Голубева, О. В. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза / О. В. Голубева, А. В. Хижная, А. А. Бушуева II Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. № 6. URL: http:// psihdocs.ru/studencheskie-obedineniya-mesto-i-role-vo-vneuchebnoj-deyatele.html?page=4 (дата обращения: 30.10.2023).

7. Черепанова, Ю. Рейтинг лучших университетов России 2022 по версии Forbes / Ю. Черепанова II Forbes Education. URL: https://education.forbes.ru/authors/rating-vuzov-2022 (дата обращения: 01.11.2023).

8. URL: https://misis.ru (дата обращения: 01.11.2023).

9. URL: https://www.hse.ru (дата обращения: 01.11.2023).

10. Мороз, В. А. Межличностные отношения студентов, влияющие на процесс становления личности / В. А. Мороз, Т. Ю. Антюшина II Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-4. С. 735-739. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10663 (дата обращения: 01.11.2023).

11. Крупнейшая платформа для добрых дел Добро, ru: официальный сайт II URL: https://dobro.ru (дата обращения: 01.11.2023).

12. Чагин, А. Е. О роли волонтерской деятельности в студенческой среде / А. Е. Чагин II Молодой ученый. 2015. № 10. С. 1327-1329. URL: https://moluch.ru/ archive/90/19268 (дата обращения: 01.11.2023).

13. Ториков, В. Е. Профессионально-творческое саморазвитие в рамках формирования межкультурной коммуникации в вузе / В. Е. Ториков, М. В. Семышев, В. М. Семышева II Межкультурная коммуникация и цифровизация: вопросы подготовки кадров к глобальному сотрудничеству : коллективная монография / под общ. ред. М. В. Резуновой, О. А. Овчинниковой. Брянск : Изд-во Брянского филиала РАНХиГС, 2021. 144 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

133

Bibliographic list

1. Order of the Federal Agency for Youth Affairs dated April 15, 2019 No. 118 «On approval of the methodology for calculating indicators of the federal project «Social Activity» of the national project «Education» // URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosmolodezhi-ot-l 5.04.2019-N-118 (date ofrequest: 10/30/2023).

2. Pak, L. G. Professional training of a university student in the context of a socio-pedagogical approach / L. G. Pak, A. V. Bogdanov II Modern problems of science and education. 2015. No. 5. URL: https://science-education. ru/ru/article/view?id=21666 (date ofrequest: 10/30/2023).

3. Nikitina, G. V. The use of various forms of social practices in the process of preparing a future teacher (bachelor of education) / G. V. Nikitina, S. D. Sozonova II Proceedings of the II International Scientific Conference «Problems and prospects of education development» (Perm, May 2012). P. 162-165. URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/58/2354 / (date addresses: 10/30/2023).

4. Podlasy, I. P. Pedagogy: 100 questions - 100 answers : a textbook for universities /1. P. Podlasy. M. : VLA-DOS-press, 2004. 365 p.

5. Tsygina, O. D. The problem of self-determination of university students / O. D. Tsygina, A. S. Ognev II International Journal of Experimental Education. 2013. No. 8. P. 60-64. URL: https://expeducation.ru/ru/article/ view?id=3884 (date ofapplication: 10/30/2023).

6. Golubeva, O. V. Student associations: place and role in extracurricular activities of the university / O. V. Golubeva, A. V. Khizhnaya, A. A. Bushueva II The online magazine «World of Science». 2017. Vol. 5. No. 6. URL:

http://psihdocs.ru/studencheskie-obedineniya-mesto-i-role-vo-vneuchebnoj-deyatele.html?page=4 (date of request: 10/30/2023).

7. Cherepanova, Yu. Rating of the best universities in Russia 2022 according to Forbes / Yu. Cherepanova II Forbes Education. URL: https://education.forbes.ru/au-thors/rating-vuzov-2022 (date of access: 11/01/2023).

8. URL: https://misis.ru (date ofaccess: 11/01/2023).

9. URL: https://www.hse.ru (date of application: 01.11.2023).

10. Moroz, V. A. Interpersonal relationships of students influencing the process of personality formation / V. A. Moroz, T. Y. Antyushina II International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. No. 11-4. P. 735-739. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10663 (date ofaccess: 11/01/2023).

11. The largest platform for good deeds ^oöpo.rn : official website // URL: https://dobro.ru (date of application: 01.11.2023).

12. Chagin, A. E. On the role of volunteer activity in the student environment / A. E. Chagin II Young Scientist. 2015. No. 10. P. 1327-1329. URL: https://moluch.ru/ar-chive/90/19268 (date ofapplication: 11/01/2023).

13. Torikov, V. E. Professional and creative self-development within the framework of the formation of intercultural communication in higher education / V. E. Torikov, M. V. Semyshev, V. M. Semysheva II Intercultural communication and digitalization: issues of personnel training for global cooperation : a collective monograph / edited by M. V. Rezunova, O. A. Ovchinnikova. Bryansk : Publishing house ofthe Bryansk branch ofRANEPA, 2021. 144 p.

Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 15.11.2023; approved after reviewing 12.12.2023; accepted for publication 25.12.2023.

Психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» / под науч. ред. И. В. Трошева, В. Л. Цветко-ва; под общ. ред. В. Ф. Родина, И. Б. Лебедева. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 311 с. ISBN 978-5-238-03625-0

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность». Рассмотрены основы психологии для сотрудников правоохранительных органов.

Для курсантов, студентов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.