УДК 371.7
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Засыпкин Т. В., Мальков О. А., Засыпкина О. А. Здоро-вьесбережение как современная проблемаобразовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 45-56. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo405/
Засыпкин Тимофей Владиславович | [email protected]
Магистрант факультета физической культуры и спорта Сургутский государственный педагогический университет Сургут, Россия
Мальков Олег Алексеевич | [email protected]
Доктор медицинских наук, доцент
Профессор кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности
Сургутский государственный педагогический университет Сургут, Россия
Засыпкина Ольга Алексеевна | [email protected]
Преподаватель кафедры физического воспитания Сургутский государственный педагогический университет Сургут, Россия
Здоровьесбережение как современная проблема образовательной среды
Аннотация. В статье проводится обзор проблем здоровьесбережения в образовательной среде с особым вниманием к высшему образованию. Авторы отмечают, что здоровье играет важную роль в жизни человека, поэтому целенаправленная работа по его сохранению должна осуществляться в том числе и в образовательной среде. В статье рассматриваются особенности здоровьесбере-жения в организациях высшего образования с фокусом на физической культуре и спорте. Занятия физической культурой целенаправленно воздействуют на процесс физического развития и совершенствования жизненно важных физических качеств и способностей человека, а также
способствуют формированию здорового образа жизни у обучающихся. Один из выделенных аспектов — проблема реализации здоровьесберегающего сопровождения медико-биологическими методами в тренировочном процессе спортивных команд образовательных организаций. Учебно-тренировочный процесс в спортивных секциях в первую очередь направлен на подготовку к соревнованиям, и показатели здоровья спортсменов напрямую влияют на их результаты. В свете этого авторы статьи подчеркивают важность проведения здоровьесберегающего сопровождения учебно-тренировочного процесса спортсменов. Анализируя эти проблемы,
УДК 371.7
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Засыпкин Т. В., Мальков О. А., Засыпкина О. А. Здоро-вьесбережение как современная проблемаобразовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 45-56. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo405/
авторы статьи приходят к выводу о необходимости изучения вопроса по здоровьесберегающему сопровождению сборных команд образовательных организаций.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесбе-режение, образовательные организации, высшее образование, физическая культура, спорт, здоровьесберегающее сопровождение.
Для любого человека самое ценное — это здоровье, и всю свою жизнь мы сталкиваемся с множеством испытаний, предъявляющих большие требования к его сохранению. Процесс сохранения здоровья человека позволяет увеличить продолжительность жизни путем развития физиологических, психических качеств, функциональной работоспособности и социальной активности [14].
Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения «здоровьем является состояние полного физического, душевного и социального благополучия» [Цит. по: 25]. Состояние здоровья человека складывается из совокупности различных факторов: экологических, социокультурных особенностей окружающей среды, генетических предрасполо-женностей индивида и других внешних и внутренних факторов [7, 14].
Факторы, провоцирующие ухудшение физического потенциала человека, мешают обеспечению высокого уровня здоровья населения, который подразумевает благополучие всего общества и
отдельных государств. Неблагоприятные условия окружающей среды, такие как высокий темп жизни, негативный информационный фон, загрязнение среды обитания и иные причины, создают предпосылки для понижения физического потенциала населения [Там же]. В связи с этим необходима разработка и применение целого комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, которые будут сопровождать человека всю жизнь и влиять на его работоспособность в зависимости от сферы его деятельности. Поэтому в современном обществе особое место отводится внедрению здоровьесберегающих технологий на всех этапах развития и деятельности человека [9, 10].
В настоящий момент в Российской Федерации сохранению здоровья населения уделяется огромное внимание. Приняты и действуют нормативные акты, которые определяют порядок организации работы исполнительных органов в Российской Федерации по здоровьесбере-жению граждан:
1) Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
2) Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 года № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года»;
3) Указ Президента Российской Федерации от21.07.2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
УДК 371.7
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Засыпкин Т. В., Мальков О. А., Засыпкина О. А. Здоро-вьесбережение как современная проблемаобразовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 45-56. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo405/
4) Федеральный закон от04.12.2007 года № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Так, на региональном уровне в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре с 2020 года разработана и утверждена модель воспитательной системы, ориентированная на применение здо-ровьесберегающих технологий, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни и сохранения психического здоровья несовершеннолетних. Данная модель регламентирует работу образовательных организаций начального, основного и среднего общего образования в сфере здоро-вьесбережения [21].
Здоровьесбережение определяется как процесс, направленный на улучшение различных сфер жизнедеятельности человека посредством использования специальных методов сохранения здоровья — здоровьесберегающих технологий [1, 28]. Целью здоровьесбережения является внедрение в обиход человека основ здорового образа жизни. Здоровый образ жизни представляет собой способ существования, обеспечивающий физическое, социальное и духовное благополучие путем формирования поведенческих установок осознанного отношения к ценности собственного здоровья. Таким образом, здоровьесбереже-ние воздействует на человека не только с помощью осуществления мероприятий по укреплению и поддержанию состояния организма, но и помогая развитию его личности [Там же]. Из этого следует,
что здоровьесбережение выступает в качестве компонента образовательной среды.
Понятие «образовательная среда» в исследовании А. П. Надточима, где выделяются особенности ее формирования, рассматривается как «...многомерное пространство, которое предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, включающее взаимодействие большого количества локальных образовательных сред, в которых функционирует личность ("я-ситуация", семья, учебная группа, учебное заведение, Интернет, микрорайон и др.) и, которые обеспечивают познание и развитие.» [Цит. по: 19, с. 9]. В своей работе ученый также приводит ряд свойств образовательной среды, к которым относятся защита психического здоровья и внутреннего мира субъекта среды; обеспечение комфорта, эмоциональной стабильности, сохранение здоровья, психологической устойчивости и необходимой системы для повышения качества жизни индивида.
Исходя из анализа особенностей выделенных понятий здоровьесбережения и образовательной среды можно представить их в качестве единой системы, где здоровьесбережение является инструментом, формирующим образовательную среду. Из этого следует, что содействие осознанию человеком значимости принимаемых правил здорового образа жизни и сохранения здоровья является одной из ключевых проблем воспитательного процесса [17, 28].
УДК 371.7
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Засыпкин Т. В., Мальков О. А., Засыпкина О. А. Здоро-вьесбережение как современная проблемаобразовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 45-56. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo405/
Наиболее важным аспектом в сохранении здоровья населения является целенаправленная работа над здоровьесбе-режением на всех уровнях системы образования — начиная с детского сада и заканчивая высшим учебным заведением. Согласованная работа в данном направлении на всех этапах образования позволит получить положительный результат [15, 28].
Здоровьесбережение в образовательных организациях представляет собой набор систематизированных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для улучшения эмоционального, духовного, интеллектуального и физического здоровья, и на повышение качества образованности и обучения человека в области сбережения собственного здоровья [Там же].
Сохранение здоровья в процессе обучения и воспитания является главной целью здоровьесбережения юного поколения. Необходимость обеспечивать высокий уровень здоровья в таком возрасте обуславливается потребностью в реализации дальнейших жизненных планов обучающихся, в удовлетворении их запросов и интересов. В рамках проведения здоровьесберегающих мероприятий предусматривается привитие обучающимся навыков и умений здорового образа жизни, формирование культуры здоровья [24].
Компетентность педагогов и родителей в области здоровьесбережения играет ключевую роль в создании современных
условий безопасной воспитательной среды на любом уровне образования [17, 24]. Так, в дошкольных и школьных образовательных организациях основой здоровьесберегающей деятельности является единство и взаимодействие всех сторон образовательных отношений. Сотрудничество в таком направлении благотворно влияет на формирование здоровьесберегающей среды для обучающихся, которая включает в себя развитие ценностно-смысловых, гигиенических, медико-профилактических, психолого-педагогических и физкультурно-оздоровительных компонентов
[17].
В вузе организация здоровьесбере-гающей деятельности осуществляется за счет актуализации педагогической составляющей, которая предоставляет возможность образовывать ценностные установки в мировоззрении молодежи по формированию здорового образа жизни. При рассмотрении социально-педагогических, экологических, биологических, психологических и других сторон здо-ровьесбережения решаются задачи по проработке у студентов вуза компетенций в области сохранения собственного здоровья [13].
Организация физкультурно-оздоровительного пространства обучающихся вуза имеет очень важное значение в процессе здоровьесбережения. Активное участие непосредственно обучающихся в создании данного пространства способствует формированию личности, готовой обустраивать свое жизненное
УДК 371.7
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Засыпкин Т. В., Мальков О. А., Засыпкина О. А. Здоро-вьесбережение как современная проблемаобразовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 45-56. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo405/
пространство (учебное, досуговое, рабочее), учитывая собственные возможности [Там же].
Период обучения в вузе является важным рубежом на пути во взрослую жизнь. Этот период играет огромную роль в формировании личности студента, его профессионального развития и перехода в самостоятельную жизнь. Для успешного личностного развития студентов вуза необходимо активно развивать их способности к грамотному и эффективному планированию режима труда и отдыха, сохранению работоспособности [Там же].
В процессе обучения в вузе очень важно сформировать личность обучающегося, способную самостоятельно организовать жизненное пространство с опорой на свои физические и психические возможности. По мнению М. Р. Арпентьева, для этого необходимо выстраивать среду, в которой обучающийся являлся бы активным участником и одновременно осмысленным пользователем физкультурно-оздоровительного пространства вуза [1].
В формировании физкультурно-оздоровительного пространства неотъемлемой частью процесса здоровьесбережения обучающихся являются занятия физической культурой. С одной стороны, физическая культура целенаправленно воздействует на процесс физического развития и совершенствования жизненно важных физических качеств и способностей человека, а с другой — содействует формированию здорового образа жизни [6].
Вузы предоставляют студентам возможность заниматься физической культурой как в аудитории, так и за ее пределами. Главная цель данных занятий заключается не только в их освоении, но и в последующем самостоятельном использовании студентами физкультурно-оздоровительных методик. Благодаря этому студенты приобретают знания по оценке своих физических кондиций для тщательного подбора тренировочных средств и программ, направленных на оздоровление во время самостоятельных занятий. В результате силами обучающихся сохраняется их собственное здоровье, достигается физическое совершенствование и развиваются адаптационные возможности организма [13].
Для стимулирования физической активности студентов применяются разнообразные виды и методы физического воспитания: соревновательные и игровые, психорегулирующие и идеомотор-ные упражнения, калланетика, стретчинг, ритмическая, атлетическая и дыхательная гимнастики, другие тренировочные системы способствуют достижению цели сохранения и укрепления здоровья на занятиях физической культурой [24].
Вместе с тем, на занятиях по физическому воспитанию в вузе особое внимание необходимо уделять методам восстановления после физической нагрузки. Таким образом, в рамках самостоятельных занятий могут применятся такие методы оздоровления систем организма, как дыхательная гимнастика, медитация, стретчинг, йога, аутогенные тренировки
УДК 371.7
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Засыпкин Т. В., Мальков О. А., Засыпкина О. А. Здоро-вьесбережение как современная проблемаобразовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 45-56. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo405/
и другие. Данные методы способствуют релаксации и улучшению концентрации внимания. Учебные занятия по физической культуре проводятся не ежедневно, зависят от расписания, практических занятий, каникул и других факторов, поэтому стоит отметить, что самостоятельные занятия физической культурой обеспечивают постоянную физическую активность студентов [10].
Также необходимо обучать студентов самостоятельной организации своего режима дня в соответствии с принципами здорового образа жизни. Соблюдение данных принципов подразумевает установление режима дня в соответствии с уровнем здоровья, утреннюю зарядку, физические упражнения в течение учебного дня, проведение мероприятий по личной и общественной гигиене, а также использование природных и рекреационных ресурсов. Студентам необходимо научиться планировать и организовывать различные виды деятельности, найти оптимальное соотношение между ними и регулировать их интенсивность в соответствии с их самочувствием.
Важно сформировать у обучающихся потребность путем ежедневного выполнения конкретных действий в обеспечении полноценного режима восстановления и сна, правильном питании, активном отдыхе, профилактике сезонных вирусных заболеваний и т. д. Таким образом, можно добиться закрепления данных действий в повседневной жизни, преобразовать их в здоровьесберегающие привычки [Там же].
Одной из разновидностей физической активности является закаливание, а именно — солнечные и воздушные ванны, обливание, обтирание тела холодной водой, принятие холодного душа с последующим растиранием, купание в холодной воде и пр. Закаливание способствует укреплению иммунитета за счет повышения сопротивляемости внешним факторам среды, поэтому используется в качестве средства профилактики простудных и сезонных вирусных заболеваний [2, 26].
Важное место для обеспечения досуга обучающихся занимает организация секционных занятий по различным видам спорта. Спортивные секции на базе образовательных учреждений предоставляют возможность для физического развития и формирования здорового образа жизни обучающихся. Однако для достижения целей здоровьесбережения необходимо создавать безопасную среду, способствующую сохранению и укреплению здоровья занимающихся. Учебно-тренировочный процесс в спортивных секциях в первую очередь проводится с целью подготовки к соревнованиям. Результативность в соревновательной деятельности напрямую связано с показателями здоровья спортсменов [4, 13]. В связи с этим нужно выделить важность проведения мероприятий по здоровьсбере-гающему сопровождению учебно-тренировочного процесса. Согласимся с В. В. Кириченко, который под здоро-вьесберегающим сопровождением
учебно-тренировочного процесса
понимает «...систему организа-
УДК 371.7
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Засыпкин Т. В., Мальков О. А., Засыпкина О. А. Здоро-вьесбережение как современная проблемаобразовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 45-56. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo405/
ционно-педагогических, образовательных, физиолого-гигиенических и медицинских мер, которые направлены на укрепление и сохранение здоровья, повышение адаптационных возможностей организма спортсменов, профилактику травматизма, формирование валеологических знаний и устойчивой мотивации к спортивной деятельности в избранном виде спорта» [Цит. по: 8, с. 76].
Среди организационно-педагогических мер по обеспечению благоприятных условий тренировочных занятий большую роль играет подбор тренером-преподавателем оптимальной физической нагрузки в соответствии с уровнем подготовленности и состоянием здоровья спортсменов [23]. Для этого необходимо проведение педагогических и медико-биологических тестирований занимающихся в процессе спортивной подготовки, что является основой для осуществления индивидуального подхода [5]. Разнообразие используемых средств и методов тренировочного воздействия также способствует проявлению здоровьесберегающих функций в учебно-тренировочном процессе [8].
Образовательные мероприятия по здо-ровьсбережению в спортивных секциях подразумевают получение занимающимися основных знаний о здоровом образе жизни, об адаптационных процессах организма к физическим нагрузкам, о дисциплине и навыках самоконтроля. Физиолого-гигиеничес-кие и медицинские меры включают в
себя проведение комплексного мониторинга функционального состояния и здоровья спортсменов и разработку индивидуальных рекомендаций по их коррекции [Там же]. Осуществляются обследования спортсменов с использованием медико-биологических методов для оценки функций и резервов карди-о-респираторной системы, физической и умственной работоспособности, выявления морфологических особенностей и т. д. [4, 21].
Все вышеперечисленные мероприятия по здоровьесбережению занимающихся в спортивных секциях в образовательных учреждениях повсеместно используются в тренировочном процессе, однако, по мнению М. М. Безруких, существует ряд фундаментальных проблем, мешающих в полной степени обеспечить безопасность и сохранность здоровья при применении здоровьесберегающих технологий. Во-первых, образовательные учреждения редко обладают полной информацией о состоянии здоровья обучающихся. На фоне этого технологии здоровьсбережения чаще всего применяются не по назначению и могут оказать противоположный эффект. Во-вторых, решением задач оздоровления чаще всего занимаются некомпетентные в этом вопросе лица (например, педагоги, берущие на себя функции медицинских работников и использующие методы коррекции здоровья). В-третьих, здо-ровьесберегающее сопровождение на практике чаще всего проводится ситуативно либо стихийно, без определенного системного подхода [3, с. 10-13].
УДК 371.7
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Засыпкин Т. В., Мальков О. А., Засыпкина О. А. Здоро-вьесбережение как современная проблемаобразовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 45-56. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo405/
В научно-исследовательских работах по теме научного сопровождения спортивных команд в подавляющем большинстве изучаются вопросы использования медико-биологических методов с целью контроля за уровнем подготовленности спортсменов, повышению работоспособности и лишь косвенно рассматриваются аспекты здоровьесбережения [11, 18, 27]. Спортивный результат напрямую зависит от состояния здоровья спортсмена, поэтому при подготовке к соревнованиям, в первую очередь, необходимо ставить задачу сохранения и укрепления здоровья [4]. Уделяя внимание контролю за функциональными показателями сопряженно с анализом динамики уровня тренировочных и соревновательных результатов, можно получить информацию о влиянии физических нагрузок на организм и на основании этих данных выстраивать индивидуальный подход в подготовке не только для абстрактного здоровьесберегающего эффекта, но и для прогресса спортивных результатов в долгосрочной перспективе [5, 20].
В случае подготовки спортивных команд образовательных учреждений, помимо усвоения тренировочных занятий, спортсменам приходится сталкиваться и с интеллектуальными нагрузками в учебном процессе. Нерациональное сочетание умственной и физической работы может негативно влиять на работоспособность мозга и снижать эффективность занятий спортом [16, 20, 22]. Сочетание подобного рода нагрузок является одной из главных проблем при планировании дня обучающимися [19].
В таких условиях особо важен контроль за функциональными показателями организма и использование инновационных медико-биологических технологий поддержки в рамках осуществления программы здоровьесберегающего сопровождения [4]. Опираясь на исследование И. Ю. Костючик, в работе которой рассматривается вопрос контроля спортивной подготовленности с позиции антропологии и физиологии, в рамках программы здоровьесберегающего сопровождения спортивных команд образовательных учреждений можно включить следующие мероприятия:
- ведение морфофункционального профиля спортсмена;
- мониторинг функционального состояния кардиореспираторной системы;
- диагностика психофизиологических показателей [12, с. 68-69].
В Российской Федерации медико-биологическое сопровождение сборных команд на национальном и региональном уровнях осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 года № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023 года) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 42.1). В связи с этим актуализируется проблематика реализации данного вида сопровождения в тренировочном процессе спортивных команд образовательных учреждений.
Проведенный анализ данной проблематики позволяет утверждать, что внедрение программ здоровьесберегающего сопровождения спортивных команд
УДК 371.7
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Засыпкин Т. В., Мальков О. А., Засыпкина О. А. Здоро-вьесбережение как современная проблемаобразовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 45-56. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo405/
образовательных учреждений требуют
дальнейшего изучения.
Список литературы
1. Арпентьева, М. Р. Здоровьесбереже-ние в вузе: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / М. Р. Арпен-тьева // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2018. - № 4 (11). - C. 14-36. -URL: http://hpcas.ru/article/view/4689 (дата обращения: 20.10.2023).
2. Арсентьев, В. В. О пользе проведения занятий по физической культуре со студентами на свежем воздухе [Электронный ресурс] / В. В. Арсентьев // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности: Сб. науч. трудов всерос. науч.-прак-тич. конф. 20 ноября 2020 года.
— Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2020.
- С. 194-196. - URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=44490618&pff=1 (дата обращения: 01.11.2023).
3. Безруких, М. М. Здоровьесберегаю-щая образовательная среда и факторы, препятствующие ее созданию / М. М. Безруких // Человек и образование. - 2012. - № 2. - C. 10-16.
4. Букреева, Н. О. Этапное комплексное спортивное тестирование в велоспорте / Н. О. Букреева, Ю. Д. Овчинников // Шаг в науку. - 2020. -№ 2. - C. 119-123.
5. Быков, Е. В. Методологические подходы при организации научных исследований в сфере физической культуры и спорта [Электронный ресурс] /
Е. В. Быков [и др.] // Педагогико-пси-хологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2019. - № 1. - C. 176-184. - URL: http://journalsport.ru/index. php/ru/arkhiv-nomerov?id=562 (дата обращения: 14.09.2023).
6. Гребенюк, А. А. Проблема физического воспитания различных категорий граждан в России [Электронный ресурс] / А. А. Гребенюк, О. П. Кокоу-лина // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности: Сб. науч. трудов всерос. науч.-практич. конф. 20 ноября 2020 года. - Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2020. - С. 32-37. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn =xzbbxo&ysclid = lpl7tstk1b810489466 (дата обращения: 01.11.2023).
7. Гуляева, С. С. Стратегические ориентиры здоровьесбережения нации / С. С. Гуляева // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - № 1. -C. 57-63.
8. Кириченко, В. В. Оптимизация здо-ровьесберегающего сопровождения учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе / В. В. Кириченко // СибСкрипт. -2013. - № 4 (56). - С. 75-79.
9. Клементьева, Д. П. Формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры [Электронный ресурс] / Д. П. Клементьева, А. В. Неймышев // E-Scio. - 2022. -№ 4 (67). - С. 485-491. - URL: https:// e-scio.ru/?p=17163 (дата обращения: 01.11.2023).
УДК 371.7
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Засыпкин Т. В., Мальков О. А., Засыпкина О. А. Здоро-вьесбережение как современная проблемаобразовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 45-56. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo405/
10. Ключкина, Г. О. Проблемы формирования здорового образа жизни современной российской студенческой молодежи [Электронный ресурс] / Г. О. Ключкина, П. С. Самыгин, С. И. Самыгин // Национальное здоровье. — 2015. — № 1. — С. 80-89. — URL: https://www.national-zdorov.ru/ userfiles/file/o6hwnsc3ikfwq0unim5l ifu1o0quncp6.pdf (дата обращения: 01.11.2023).
11. Корженевский, А. Н. Использование комплексной диагностики для оценки тренированности тяжелоатлетов / А. Н. Корженевский [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. — 2019. — № 2. — С. 45-50.
12. Костючик, И. Ю. Современные медико-биологические аспекты отбора и контроля спортивной подготовленности: взгляд с позиции антропологии и физиологии / И. Ю. Костючик // Здоровье для всех. — 2022. — № 1. — С. 66-71.
13. Лапшин, И. Е. Компетентность в области здоровьесбережения: проблема формирования в вузе / И. Е. Лапшин // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 71-2. — С. 223-226.
14. Логунова, Н. А. Здоровье населения как приоритет и детерминанта устойчивого развития социо-эколого-экономической системы (на примере Республики Крым): Монография / Н. А. Логунова, А. Ю. Семенова. — Симферополь: Ариал, 2019. — 231 с.
15. Магдич, Е. А. Здоровьесберегаю-щие технологии в сфере образования физической культуры и спорта /
Е. А. Магдич // Физическая культура и спорт, туризм и гостеприимство: взгляд студенческого научного общества: Сб. материалов науч.-практич. конф. 07 июня 2022 года. — М.: Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский государственный университет спорта и туризма», 2022. — С. 212-218.
16. Макунина, О. А. Психофизиологические характеристики студентов-спортсменов в условиях «двойной карьеры» / О. А. Макунина, И. Ф. Харина // Психология. Психофизиология. — 2022. — № 4. — С. 94-105.
17. Маринович, М. А. Современные подходы к формированию здоро-вьесберегающей среды дошкольной образовательной организации / М. А. Маринович, О. С. Трофимова // Ученые записки университета Лесгафта. — 2022. — № 9 (211). — С. 286-290.
18. Михайлова, Э. И. Оценка подготовленности команд, специализирующихся в разных видах фитнес-аэробики [Электронный ресурс] / Э. И. Михайлова, Н. Г. Михайлов, Е. Б. Деревлева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2022. — № 4. — С. 27-32. — URL: http://journalsport. ru/index.php/ru/arkhiv-nomerov/135-17-4/1317-otsenka-podqotovlennosti-komand-spetsializiruyushchikhsya-v-raznykh-vidakh-fitnes-aerobiki (дата обращения: 15.09.2023).
19. Надточий, А. П. Формирование образовательной среды / А. П. Надточий,
УДК 371.7
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Засыпкин Т. В., Мальков О. А., Засыпкина О. А. Здоро-вьесбережение как современная проблемаобразовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 45-56. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo405/
B. Ю. Луньков // Современное педагогическое образование. - 2020. -№ 3. - С. 8-12.
20. Полиевский, С. А. Функциональное состояние студентов-спортсменов в динамике учебно-тренировочного дня [Электронный ресурс] /
C. А. Полиевский [и др.] // Вестник новых медицинских технологий.
- 2021. - № 1. - С. 120-126. - URL: http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/ E2021-1/3-6.pdf (дата обращения: 18.09.2023).
21. Приказ Департамента образования и молодежи Югры от 30.12.2020 года № 10-П-2088 «Об утверждении модели воспитательной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ориентированная на применение здоровьесберегающих технологий, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни и сохранение психологического здоровья несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // Департамент образования и науки ХМАО. - URL: https://depobr. admhmao.ru/upload/iblock/17d/ Prikaz-D0iMP-ot-30.12.2021-_2088-_-Model-vospitatelnoy-sistemy-KHMAO. pdf (дата обращения: 22.11.2023).
22. Ревякин, Н. Д. Взаимосвязь физической активности и умственной работоспособности / Н. Д. Ревякин // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2022.
- № 6 (70). - С. 20-25.
23. Стрыгин, М. Ю. Особенности организации физического воспитания обучающихся в высшей школе / М. Ю. Стрыгин, Л. А. Колыванова, Г. О. Асланян // Известия Самарского
научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2022.
- № 83. — С. 78-83.
24. Тихомирова, Л. Ф. Современные подходы к формированию здоровьесбе-регающей среды образовательного учреждения / Л. Ф. Тихомирова, Т. В. Макеева // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 6. — С. 19-24.
25. Часто задаваемые вопросы [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). — URL: https://www.who.int/ru/about/ frequently-asked-questions (дата обращения: 30.10.2023).
26. Черкашина, Н. В. Формирование основ здорового образа жизни обучающихся средствами физической культуры / Н. В. Черкашина, Ю. П. Воробьев // Развитие науки, образования и технологий в XXI веке: Сб. науч. трудов международной науч.-прак-тич. конф. 31 октября 2021 года. — М.: Индивидуальный предприниматель Туголуков Александр Валерьевич, 2021. — C. 130-133.
27. Шибкова, Д. З. Отбор и медико-биологическое сопровождение одаренных обучающихся, реализующих образовательную и спортивную деятельность [Электронный ресурс] / Д. З. Шибкова [и др.]. // Science for Education Today.
— 2020. — № 5. — С. 196-210. — URL: http://sciforedu.ru/article/4548 (дата обращения: 30.10.2023).
28. Шлюбуль, Е. Ю. Проблемы в определении понятия «здоровьесбере-жение» в контексте педагогической
УДК 371.7
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Засыпкин Т. В., Мальков О. А., Засыпкина О. А. Здоро-вьесбережение как современная проблемаобразовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 45-56. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo405/
деятельности / Е. Ю. Шлюбуль // Образовательные технологии. — 2020. — № 1. — С. 10-19.
Timofey V. Zasypkin
Surgut State Pedagogical University Surgut, Russia
Oleg A. Malkov
Surgut State Pedagogical University Surgut, Russia
Olga A. Zasypkina
Surgut State Pedagogical University Surgut, Russia
Health preservation
as a modern issue
in the educational environment
Abstract. The article provides an overview of health preservation issues in the educational environment, with particular attention to higher education. The authors note that health plays an important role in a person's life, so targeted work to preserve it should be carried out in the educational environment, in particular. The article discusses the
Статья поступила в редакцию 17.11.2023; одобрена после рецензирования 29.11.2023; принята к публикации 05.12.2023.
peculiarities of health preservation in higher education institutions, with a focus on physical culture and sports. Physical education classes have a purposeful impact on the process of physical development and improvement of vital physical qualities and abilities of a person, as well as they contribute to the formation of a healthy lifestyle. One of the highlighted aspects is the problem of implementing health-preserving support through medical and biological methods in the training process of sports teams in educational institutions. The educational and training process in sports sections is primarily aimed at preparing for competitions, and the health indicators of athletes directly affect their results. In light of this, the authors of the article emphasize the importance of conducting health-preserving support for the educational and training process of athletes. Analyzing these problems, the authors of the article come to the conclusion about the necessity of studying the issue of health-preserving support for national teams in educational institutions.
Keywords: health, health preservation, educational organizations, higher education, physical education, sport, health-supporting assistance.
The article was submitted 17.11.2023; approved after reviewing 29.11.2023; accepted for publication 05.12.2023.