Научная статья на тему 'Организация повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС: из опыта Калининградской области по реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора'

Организация повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС: из опыта Калининградской области по реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единое образовательное пространство / научно-методическое сопровождение / дополнительное профессиональное образование / повышение квалификации педагогов / ФГОС / программы / unified educational space / scientific and methodological support / additional professional education / professional development of teachers / FSES / programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вейдт Валерия Павловна

В статье рассматривается понятие единого образовательного пространства, которое в настоящий момент времени выступает гарантом получения равного доступа обучающихся к качественному образованию. Успешность реализации обновленных ФГОС как ключевое условие обеспечения единства образовательного пространства во многом зависит от качества подготовки педагогических работников. В целях унификации подходов к повышению квалификации учителей для работы по обновленным стандартам в субъекты Российской Федерации на основании заключения лицензионного договора с ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» были переданы две программы и обучающий контент к ним. В статье отмечается, что для реализации программ необходимо присвоение методистами / специалистами института направленной информации через ее осмысление, переработку и адаптацию с учетом региональной специфики. Представленная организационно-деятельностная модель реализации программ, переданных в регионы, включает два этапа (организационный и деятельностный) и шесть тактов (аналитическая деятельность; разработка дистанционных курсов с учетом региональной специфики, экспертиза и доработка дистанционных курсов; подготовка команды региональных методистов, в том числе апробация дистанционных курсов; корректировка дистанционных курсов, доработка учебных материалов; массовое обучение по программе повышения квалификации, являющееся частью научно-методического сопровождения педагогических работников). На основании прохождения этапов апробации, доработки и реализации организационно-деятельностной модели реализации программ в течение двух последних лет делается вывод об универсальности и применимости в других регионах представленной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of teachers professional development for working on the updated FSES: the experience of the Kaliningrad Region in the implementation of the programs transferred to the regions on the basis of a licensing agreement

The article deals with the concept of a common educational space, which acts as a guarantor of the equal access of students to high-quality education at the present time. The success of the implementation of the updated FSES as a key condition for ensuring the unity of the educational space mainly depends on the quality of training of pedagogical staff. In order to unify approaches to the teachers professional development for the work on the updated standards, two programs and their training content were transferred to the subjects of the Russian Federation on the basis of a license agreement with the Academy of the Ministry of Education of Russia. The article notes that for the implementation of the programs it is necessary for methodologists / specialists of the institute to assign the directed information through its comprehension, processing and adaptation taking into account the regional specifics. The presented organizational and activity model of the implementation of the programs transferred to the regions includes two stages (organizational and activity) and six steps (analytical activity; distance courses development taking into account the regional specifics; expertise and distance courses rework; regional methodologists team training, including an approbation of distance courses; distance courses correction, training materials revision; mass training under the professional development program, which is a part of scientific and methodological training of the pedagogical staff). The conclusion is made about the universality and applicability the presented model in other regions of Russia on the basis of passing the stages of approbation, refinement and implementation of the organizational and activity model of the programs implementation for the last two years.

Текст научной работы на тему «Организация повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС: из опыта Калининградской области по реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора»

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Организация повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС: из опыта Калининградской области по реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 13-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo402/

Вейдт Валерия Павловна | v.veidt@koiro.edu.ru

Кандидат педагогических наук Проректор по научно-методической работе Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Организация повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС: из опыта Калининградской области по реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора

Аннотация. В статье рассматривается понятие единого образовательного пространства, которое в настоящий момент времени выступает гарантом получения равного доступа обучающихся к качественному образованию. Успешность реализации обновленных ФГОС как ключевое условие обеспечения единства образовательного пространства во многом зависит от качества подготовки педагогических работников. В целях унификации подходов к повышению квалификации учителей для работы по обновленным стандартам в субъекты Российской Федерации на основании заключения лицензионного договора с ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвеще-ния России» были переданы две программы и обучающий контент к ним. В статье отмечается, что для реализации программ необходимо присвоение методистами / специалистами института направленной информации через ее

осмысление, переработку и адаптацию с учетом региональной специфики. Представленная организационно-деятель-ностная модель реализации программ, переданных в регионы, включает два этапа (организационный и деятельност-ный) и шесть тактов (аналитическая деятельность; разработка дистанционных курсов с учетом региональной специфики, экспертиза и доработка дистанционных курсов; подготовка команды региональных методистов, в том числе апробация дистанционных курсов; корректировка дистанционных курсов, доработка учебных материалов; массовое обучение по программе повышения квалификации, являющееся частью научно-методического сопровождения педагогических работников). На основании прохождения этапов апробации, доработки и реализации организационно-деятельностной модели реализации программ в течение двух последних лет делается вывод об

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Организация повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС: из опыта Калининградской области по реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 13-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo402/

универсальности и применимости в других регионах представленной модели.

Ключевые слова: единое образовательное пространство, научно-методическое сопровождение, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации педагогов, ФГОС, программы.

Ключевым вектором государственной политики в сфере образования в настоящее время выступает создание единого образовательного пространства Российской Федерации как ответ на вызов по обеспечению равного доступа детей к качественному образованию, вне зависимости от места проживания ребенка [5]. В Федеральном законе от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понятие «единство образовательного пространства» употребляется в двух контекстах: как один из ведущих принципов, на основании которого выстраивается государствен-ная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования [п. 1, ст. 3, 10], и как следствие реализации ФГОС [п. 1, ст. 11. Там же].

Становление системы научно-методического сопровождения педагогических работников является одним из основных условий формирования единого образовательного пространства России, поскольку именно учителям предстоит реализовывать обновленные стандарты [2]. Развитие профессионального мастерства как результат такого сопровождения осуществляется в первую очередь

за счет реализации программ дополнительного профессионального образования [9]. Сегодня для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды успешно функционирует единый федеральный портал дополнительного профессионального образования, который, во-первых, позволяет унифицировать подходы к организации непрерывного развития профессионального мастерства педагогов; во-вторых, предоставляет доступ работникам системы образования к качественным программам, прошедшим профессионально-общественную экспертизу и размещенным в федеральном реестре [3].

Таким образом, курсовая подготовка учителей для работы по обновленным стандартам общего образования является необходимым условием для формирования единого образовательного пространства. Кроме того, обязательность повышения квалификации для реализации программ, например, основного общего образования, зафиксирована в соответствующем ФГОС [п. 39.2, 7]. Вместе с тем профессиональный стандарт педагога, задающий требования к квалификации учителя и являющийся основой для проектирования программ повышения квалификации, в рамках трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» фиксирует такое трудовое действие учителя, как осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС [п. 3.1.1, 8]. Получается, повышение квалификации учителя для работы по обновленным стандартам

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Организация повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС: из опыта Калининградской области по реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 13-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo402/

призвано, с одной стороны, обеспечить педагога ответами на вопросы «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?»; с другой — создать условия для получения детьми качественного образования [4].

На федеральном уровне, чтобы минимизировать риски реализации некачественных программ повышения квалификации педагогов для работы по обновленным стандартам, было предпринято два шага:

1) на основании конкурсного отбора приказом Минпросвещения России утвержден перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС [6]. Фактически документ определяет государственные и частные учреждения, которые могут реа-лизовывать программы повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС;

2) в субъекты Российской Федерации на основании заключения лицензионных договоров с ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» о предоставлении права использования

дополнительной профессиональной программы и обучающего контента в 2022 году передана вместе с учебными материалами программа «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя», а в 2023 году — программа «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя» (предмет(-ы)). Важно отметить, что упомянутые программы на основании профессионально-общественной экспертизы были включены в федеральный реестр1.

Важно зафиксировать, что для системы дополнительного профессионального образования деятельность по реализации программ, не принадлежащих организации, является беспрецедентной. Получение программы и обучающего контента ставит вопрос о присвоении информации методистами / специалистами институтов развития образования (повышения квалификации) путем ее осмысления, пере- и доработки, а также адаптации с учетом региональной специфики. Только тогда, когда с помощью различных мыслительных операций информация будет присвоена, то есть

1 Ссылка на программу «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя», включенную в федеральный реестр и размещенную на федеральном портале дополнительного профессионального образования: https://dppo.apkpro.ru/ bank/detai[/4683.

Ссылка на программу «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя» (предмет(-ы)), включенную в федеральный реестр и размещенную на федеральном портале дополнительного профессионального образования: https://dppo. apkpro.ru/bank/detail/11012.

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Организация повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС: из опыта Калининградской области по реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 13-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo402/

она станет знанием, которое не может быть оторвано от личности, включенной в процесс деятельности и мышления [1, с. 38], допустимо переходить к следующему этапу — обучению слушателей.

Таким образом, сложившая в Калининградской области организацион-но-деятельностная модель реализации

программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора (рисунок 1), помимо деятельностного этапа, предусматривает организационный, от которого, на наш взгляд, зависит качество подготовки педагогов для работы по обновленным ФГОС. Рассмотрим реализуемую в регионе модель.

Аналитическая деятельность

Массовое обучение по программе

повышения квалификации (по потокам)

Научно-методическое сопровождение

Ч Д у

Разработка дистанционных курсов с учетом региональной специфики

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

Корректировка дистанционных курсов, доработка учебных материалов

Подготовка команды региональных методистов, в т. ч. апробация дистанционных курсов

Экспертиза и доработка дистанционных курсов

Рисунок 1 — Организационно-деятельностная модель реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Организация повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС: из опыта Калининградской области по реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 13-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo402/

Для начала необходимо отметить, что рассматриваемая модель имеет цикличный характер — деятельность обязательно начинается с аналитики и ею же заканчивается, выходя на новый виток развития.

Итак, организационный этап включает в себя три такта: 1) аналитическую деятельность, 2) разработку дистанционных курсов с учетом региональной специфики, 3) экспертизу и доработку дистанционных курсов.

На первом такте аналитической деятельности работа ведется по двум направлениям:

1) анализ данных региональной картотеки педагогических работников и отчетов об образовательной деятельности методистов / специалистов Калининградского областного института развития образования;

2) анализ программ и обучающего контента, переданных в субъекты Российской Федерации ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».

Аналитика, организованная по первому направлению, призвана ответить на такие вопросы, как «Кого мы учим?», «Чему надо учить?», «Каких результатов мы хотим достигнуть?» и дать обобщенное представление о профессиональных дефицитах и образовательных потребностях педагогов в разрезе предметных областей. Так, анализ данных региональной картотеки педагогических работников позволяет составить «портреты» учителей-предметников, включающие сведения о наличии / отсутствии квалификационной категории, педагогическом стаже, внутреннем и внешнем совмещении, месте работы (включая деление в разрезе «Город — село») и пр. Отчеты об образовательной деятельности, которые методисты / специалисты института готовят раз в полгода (в июне и декабре), также достаточно информативны, поскольку в них содержатся данные самодиагностики учителей, информация о вызывающих профессиональные затруднения вопросах, а также результаты итоговой аттестации слушателей по программам планового повышения квалификации2.

2 Плановое повышение квалификации — повышение квалификации работников системы образования, осуществляемое за счет средств областного бюджета в рамках исполнения Калининградским областным институтом развития образования государственного задания (из Положения об организации планового повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций в государственном автономном учреждении Калининградской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», утвержденного заседанием Ученого совета от 14.12.2022 года, протокол № 15).

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Организация повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС: из опыта Калининградской области по реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 13-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo402/

Результатом аналитической деятельности по второму направлению является получение ответов на такие вопросы, как «Сколько часов отвести на очное обучение, сколько — на дистанцион-ное?»3, «Какие темы изучать в очном формате, какие — в дистанционном?», «Как организовать очные занятия наиболее продуктивным образом?», «Где и кто должен проводить очные занятия?» и др. Таким образом, исходя из данных аналитической деятельности по первому направлению, методисты / специалисты института с учетом анализа программы и обучающего контента самостоятельно определяют перечень тем и количество часов, которые будут реализованы в очном и дистанционном форматах (при этом установлено, что на очные занятия необходимо отвести не менее 6 академических часов и посвятить их изучению наиболее сложных тем курса). Фактически первый такт являет собой способ присвоения информации, о котором говорилось выше.

На втором такте организационного этапа осуществляется разработка дистанционных курсов с учетом региональной специфики. Чтобы снизить нагрузку на методистов / специалистов института, курирующих учителей-предметников, принято решение, что общие для всех части дистанционных курсов (инвариантный модуль — субкурс 1 и анкету обратной связи — субкурс 2) разрабатывают

специалисты, не имеющие прямого отношения к реализации программ повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС. Только после того, как будет разработан модуль по предмету (вариативная часть — «сердце» программы) и представлена итоговая аттестация, субкурсы прикрепляются к дистанционному курсу и становятся его неотъемлемой составной частью. Схематично организация деятельности по разработке дистанционных курсов изображена на рисунке 2.

Важно отметить, что к зоне ответственности методистов / специалистов института, курирующих учителей-предметников, относится не просто размещение обучающего контента, переданного ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», но и, самое главное, представление материалов с учетом региональной специфики, что подразумевает под собой следующее:

- разработка методических рекомендаций и указаний;

- комментирование и разъяснение сложных вопросов курса, расстановка акцентов при изучении нормативных документов;

- подготовка видеолекций по темам, вызывающим наибольшие затруднения у педагогов;

- подбор и представление дополнительного материала, различающегося по уровню сложности.

3 Институт развития образования (повышения квалификации) определяет форму реализации программы самостоятельно.

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Организация повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС: из опыта Калининградской области по реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 13-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo402/

Рисунок 2 — Схема организации деятельности по разработке дистанционных курсов (такт 2)

На третьем такте организуется деятельность по экспертизе и доработке дистанционных курсов, основная цель которой заключается в том, чтобы, с одной стороны, избежать содержательных ошибок при проектировании курса; с другой

— сделать дистанционный курс максимально удобным, интуитивно понятным и логичным для слушателей. Оценка курсов осуществляется привлеченными экспертами по шести параметрам (направлениям):

- К1 — оценка блока «Общие сведения» (описание курса, контактные данные куратора, приветственное слово куратора и др.);

К2 — оценка информационно-организационного блока (инструкция по изучению дистанционного курса, учебно-тематический план дистанционного курса, описание практикума, список литературы, словарь терминов и др.); К3 — оценка коммуникационного блока (форум и / или чат с возможностью добавлять комментарии, вопросы); К4 — оценка содержания дистанционного курса (текстовые лекции, видеоролики, указание источников заимствования информации и др.); К5 — оценка контролирующего блока (форма и критерии оценивания аттестационных работ);

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Организация повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС: из опыта Калининградской области по реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 13-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo402/

- К6 — оценка технического состояния дистанционного курса (настройка отслеживания выполнения элементов дистанционного курса, обеспечение вложенных файлов только в формате PDF, работоспособность гиперссылок и др.).

Итак, на третьем такте после того, как экспертиза проведена, методистами / специалистами наосновании полученных замечаний и рекомендаций осуществляется доработка дистанционных курсов, после которой обязательно происходит проверка внесенных исправлений.

Вслед за организационным следует деятельностный этап, который включает следующие такты: 4) подготовка команды региональных методистов, в том числе апробация дистанционных курсов; 5) корректировка дистанционных курсов, доработка учебных материалов; 6) массовое обучение по программе повышения квалификации (по потокам), которое является частью научно-методического сопровождения педагогических работников.

В целях организации методического сопровождения педагогов для работы по

обновленным ФГОС из регионального методического актива4 привлекаются методисты, часть которых будет сопровождать дистанционное обучение педагогов на курсах, другие станут проводить очные занятия (практикумы). В функции региональных методистов также включено оказание консультационной помощи учителям, анализ результатов обучения по программе, при необходимости — сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Однако помимо подготовки команды региональных методистов четвертый такт деятельностного этапа предполагает также апробацию дистанционных курсов. Таким образом, региональные методисты не только оценивают качество и удобство разработанных курсов, но и сами совершенствуют свои компетенции в области реализации обновленных стандартов. Отметим, что важно осуществлять подготовку региональных методистов на 15 % больше необходимого количества, поскольку в силу различных обстоятельств часть их «отсеивается».

Пятый такт предполагает деятельность по корректировке дистанционных курсов на основании обратной связи от региональных методистов (при необходимости),

4 Региональный методический актив — объединение региональных методистов, сформированное из числа педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников (из Положения о формировании регионального методического актива Калининградской области, утвержденного приказом Калининградского областного института развития образования от 15.03.2023 года № 110-ОД).

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Организация повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС: из опыта Калининградской области по реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 13-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo402/

а также по доработке учебных материалов для проведения очных занятий, методических и инструктивных материалов для успешной реализации дистанционного обучения.

Наконец, на шестом такте осуществляется запуск обучения педагогических работников по программе. Учителям предлагается выбрать поток, в который они хотят пройти повышение квалификации. Количество потоков варьируется в зависимости от количества учителей-предметников, при этом Калининградский областной институт развития образования реализует не менее двух потоков в год (для небольших категорий педагогических работников — например, учителей физики), но не более десяти потоков (к примеру, для учителей начальных классов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здесь же еще раз необходимо акцентировать внимание на том, что повышение квалификации без организации научно-методического сопровождения педагогических работников малоэффективно. Среди способов организации методической поддержки наиболее эффективны следующие:

- консультирование педагогов посредством ответов на волнующие вопросы по реализации стандартов в предметных группах (чатах) в Telegram (сейчас — в «Сферум»);

- проведение еженедельного вебинара «Час предмета», на котором происходит не только обсуждение сложных тем курса, но и разрешение вопросов, связанных с реализацией обновленных ФГОС;

- посещение уроков, их разбор (при этом основная функция методиста заключается в оказании помощи, но ни в коем случае не надзора).

По итогам обучения слушателей каждого потока осуществляется анализ обратной связи от педагогических работников, который в дальнейшем послужит основой для проектирования новых программ, разработки учебных и методических материалов.

Представленная организационно-дея-тельностная модель реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора, прошла этапы апробации, доработки и реализации в течение двух лет (2022-2023 гг.). На наш взгляд, модель универсальна, а потому может быть применима в других субъектах Российской Федерации для реализации программ по лицензионному договору.

Список литературы

1. Вейдт, В. П. Педагогический тезаурус: Учебное пособие для вузов / В. П. Вейдт. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 227 с.

2. Иванова, С. В. Актуальные вопросы совершенствования методологии исследования образовательного пространства / С. В. Иванова, О. Б. Иванов // Ценности и смыслы. — 2023. — № 3 (85). — С. 61-73.

3. Мансурова, С. Е. Коммуникативные проблемы формирования педагогического сообщества в условиях

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Организация повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС: из опыта Калининградской области по реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 13-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo402/

цифровой образовательной среды / С. Е. Мансурова, Т. В. Расташанская, К. А. Табаровская // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2023. — № 207.

— С. 58-67.

4. Мансурова, С. Е. Содержательный анализ обновленных ФГОС и проблема реализации их требований в работе учителя [Электронный ресурс] / С. Е. Мансурова // Педагогика и просвещение. — 2023. — № 2. — URL: https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id=40608 (дата обращения: 24.09.2023).

5. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс] // Минпросвещения России.

— URL: https://edu.gov.ru/application/ frontend/skin/default/assets/data/ national_pro¡ect/main/Паспорт_ национального_проекта_Образова-ние.pdf (дата обращения: 21.09.2023).

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.02.2022 года № 96 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» [Электронный ресурс] // Издательский дом «Первое сентября». — URL: https://1sept.ru/documents/minprosv_ prikaz 96 2022-02-28.pdf (дата обращения: 28.09.2023).

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021

года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // Единое содержание общего образования. — URL: https://edsoo. ru/wp-content/upl.oads/2023/08/ Приказ-№-287-от-31.05.2021-Ф-rOC_OOO.pdf (дата обращения: 25.09.2023).

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. — URL: https://www.consul.tant. ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 25.09.2023).

9. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15.12.2022 года № Р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержден -ную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174» [Электронный ресурс] // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. — URL: https://docs. edu.gov.ru/document/3fc484bc2dcf59 2bee7e324ca2bfda90/download/5420/ (дата обращения: 25.09.2023).

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Организация повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС: из опыта Калининградской области по реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 13-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo402/

10. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.09.2023).

Valeriya P. Veidt

Kaliningrad Regional Institute of educational development Kaliningrad, Russia

Organization of teachers professional development for working on the updated FSES: the experience of the Kaliningrad Region in the implementation of the programs transferred to the regions on the basis of a licensing agreement

Abstract. The article deals with the concept of a common educational space, which acts as a guarantor of the equal access of students to high-quality education at the present time. The success of the implementation of the updated FSES as a key condition for ensuring the unity of the educational space mainly depends on the quality of training of pedagogical

staff. In order to unify approaches to the teachers professional development for the work on the updated standards, two programs and their training content were transferred to the subjects of the Russian Federation on the basis of a license agreement with the Academy of the Ministry of Education of Russia. The article notes that for the implementation of the programs it is necessary for methodologists / specialists of the institute to assign the directed information through its comprehension, processing and adaptation taking into account the regional specifics. The presented organizational and activity model of the implementation of the programs transferred to the regions includes two stages (organizational and activity) and six steps (analytical activity; distance courses development taking into account the regional specifics; expertise and distance courses rework; regional methodologists team training, including an approbation of distance courses; distance courses correction, training materials revision; mass training under the professional development program, which is a part of scientific and methodological training of the pedagogical staff). The conclusion is made about the universality and applicability the presented model in other regions of Russia on the basis of passing the stages of approbation, refinement and implementation of the organizational and activity model of the programs implementation for the last two years.

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Организация повышения квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС: из опыта Калининградской области по реализации программ, переданных в регионы на основании лицензионного договора // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 13-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo402/

Keywords: unified educational space, scientific and methodological support, additional

professional education, professional development of teachers, FSES, programs.

Статья поступила в редакцию 18.10.2023; одобрена после рецензирования 31.10.2023; принята к публикации 07.11.2023.

The article was submitted 18.10.2023; approved after reviewing 31.10.2023; accepted for publication 07.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.