Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ В УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ В УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙ ТРЕНАЖЕР / УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернобай Татьяна Александровна

В статье рассматривается структура и содержание учебного занятия с воспитателями дошкольных образовательных организаций на курсах повышения квалификации с применением обучающих тренажеров. Раскрывается вопрос формирования предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций воспитателей в области проектирования воспитательных целей и задач к мероприятиям календарного плана рабочей программы воспитания. Представлен образец учебного занятия с применением обучающих тренингов по включению задач воспитания рабочей программы воспитания в календарно-тематический план основной образовательной программы дошкольного образования. Описаны элементы структуры учебного занятия с применением обучающих тренажеров. Представлены ссылки для работы на обучающих тренажерах с использованием платформы eTreniki, LearningApps.org. Большое внимание в статье уделено опыту создания обучающих тренажеров по освоению базовых ценностей воспитания. На примере практического занятия со слушателями повышения квалификации раскрыты особенности организации каждого этапа занятия по освоению воспитателями дошкольных образовательных организаций новых способов проектирования воспитательной работы и разработке календарно-тематических планов с учетом принципов, подходов, направлений современной нормативно-правовой базы в области дошкольного образования. В статье приведена примерная форма индивидуальной программы профессионального развития педагога, являющаяся логическим завершением практического занятия-тренажера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернобай Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF USING TRAINING SIMULATORS IN THE STUDY SESSION OF ADVANCED TRAINING COURSES FOR TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article discusses the structure and content of the training session with teachers of preschool educational organizations at advanced training courses using training simulators. The article reveals the issue of the formation of subject, methodological, psychological, pedagogical and communicative competencies of educators in the field of designing educational goals and objectives for the events of the schedule of the Work program of education. A sample of a training session with the use of study sessions about adding the objectives of education to the Work program of education in the calendar and thematic plan of the basic educational program of preschool education is presented. The elements of the structure of the study session with the use of training simulators are described. The Links for working on training simulators using the eTreniki platform, learningapps.org are provided. Much attention is paid in the article to the experience of creating training simulators for mastering the basic values of education. Using the example of a practical lesson with advanced training students, the features of the organization of each stage of the lesson on the development by teachers of preschool educational organizations of new ways of designing educational work and the development of calendar and thematic plans taking into account the principles, approaches, directions of the modern regulatory framework in the field of preschool education are revealed. The article presents an approximate form of an individual professional development program for a teacher, which is the logical conclusion of a practical training simulator.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ В УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Чернобай Т. А. Практика применения обучающих тренажеров в учебном занятии курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 14-21. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo102/

Чернобай Татьяна Александровна | [email protected]

Доцент кафедры дошкольного и начального образования Институт развития образования Омской области Омск, Россия

Практика применения обучающих тренажеров в учебном занятии курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Аннотация. В статье рассматривается структура и содержание учебного занятия с воспитателями дошкольных образовательных организаций на курсах повышения квалификации с применением обучающих тренажеров. Раскрывается вопрос формирования предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций воспитателей в области проектирования воспитательных целей и задач к мероприятиям календарного плана рабочей программы воспитания. Представлен образец учебного занятия с применением обучающих тренингов по включению задач воспитания рабочей программы воспитания в календарно-тематический план основной образовательной программы дошкольного образования. Описаны элементы структуры учебного занятия с применением обучающих тренажеров. Представлены ссылки для работы на обучающих тренажерах с использованием платформы eTreniki, LearningApps.org. Большое внимание в статье уделено опыту создания обучающих тренажеров

по освоению базовых ценностей воспитания. На примере практического занятия со слушателями повышения квалификации раскрыты особенности организации каждого этапа занятия по освоению воспитателями дошкольных образовательных организаций новых способов проектирования воспитательной работы и разработке календарно-тематических планов с учетом принципов, подходов, направлений современной нормативно-правовой базы в области дошкольного образования. В статье приведена примерная форма индивидуальной программы профессионального развития педагога, являющаяся логическим завершением практического занятия-тренажера.

Ключевые слова: обучающий тренажер, учебное занятие, воспитание, профессиональные компетенции.

Современная система повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений направлена на

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Чернобай Т. А. Практика применения обучающих тренажеров в учебном занятии курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 14-21. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo102/

формирование предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций, которые в дальнейшем будут способствовать развитию умений переносить имеющиеся знания на решение практико-ориенти-рованных задач в условиях дошкольной образовательной организации (далее

- ДОО).

Особенностью организации повышения квалификации воспитателей ДОО является поиск новых видов учебных занятий, на которых будут многократно отрабатываться профессиональные действия, освоенные самостоятельно или в процессе взаимодействия с преподавателем и направленные на повышение качества дошкольного образования. Эта потребность обусловлена ситуацией обновления нормативно-правовой базы дошкольного образования. Появление таких документов, как федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [1], федеральная образовательная программа дошкольного образования [2], рабочая программа воспитания [3] требует от воспитателей ДОО освоения новых способов действий:

- проектировать образовательную деятельность с учетом принципов, подходов, направлений современной нормативно-правовой базы;

- разрабатывать календарно-темати-ческие планы с учетом задач основной образовательной программы и рабочей программы воспитания;

- моделировать и создавать развивающую предметно-пространственную

среду в соответствии с рекомендациями по формированию инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования.

Практика организации образовательной деятельности с воспитателями ДОО на курсах повышения квалификации показала эффективность проведения учебных занятий в форме обучающих (имитационных) тренажеров для выработки и тренировки профессиональных навыков. Обучающий тренажер позволяет педагогам ДОО за короткий промежуток времени приобрести новые компетентности по конструированию идентичной оригиналу развивающей образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Структура учебного занятия с применением обучающих тренажеров содержит следующие обязательные элементы:

1) изучение инструкции;

2) переход к обучающему тренажеру;

3) многократная отработка действий с обучающими элементами в соответствующем порядке;

4) рефлексия.

Рассмотрим каждый структурный компонент отдельно на примере учебного занятия с применением обучающих тренажеров по включению мероприятий рабочей программы воспитания в календарно-тематический план воспитательно-образовательной работы ДОО.

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Чернобай Т. А. Практика применения обучающих тренажеров в учебном занятии курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 14-21. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo102/

Работа с обучающим тренажером начинается с инструкции для педагогов, которая размещена на информационной страничке образовательного портала. Использование компьютеров при работе на образовательном портале является обязательной, так как способствуют большей динамичности и более высокой степени освоения необходимых умений. Инструкция содержит в себе четкий алгоритм работы на обучающем тренажере. Первое знакомство воспитателей с инструкцией и тренажером начинается самостоятельно на образовательном портале Института развития образования Омской области. Самостоятельное знакомство с тренажером обусловлено необходимостью, так как в основе организации образовательного процесса института лежит технология «Перевернутый класс», которая в соответствии с Регламентом института предполагает дистанционное обучение на первой неделе обучения и очное — на второй.

Второй структурный компонент учебного занятия с применением обучающих тренажеров предполагает самостоятельное ознакомление слушателей с тренажером на этапе дистанционного обучения.

После изучения инструкции воспитатели переходят к работе на тренажере по отработке профессиональных умений. В нашем случае воспитатели отрабатывают умение соотносить задачи воспитания с его направлением и конкретным мероприятием рабочей программы. Формулировки задач воспитания, направления воспитания и тема мероприятия предлагаются слушателям в готовом виде. На данном этапе не предусмотрена формулировка воспитательных задач педагогами ДОО, так как цель тренажера заключается не в разработке, а в запоминании педагогами новых направлений рабочей программы воспитания.

В таблице 1 представлен фрагмент тренажера: в первой колонке сформулирована воспитательная задача, вторая и третья колонки «Направления воспитания» и «Мероприятие» остаются свободными. Ниже перечислены шесть направлений воспитания и шесть мероприятий, относящихся к какому-либо направлению воспитания. Количество попыток для педагогов не ограничено, поэтому воспитатели могут выполнять задания столько раз, сколько потребуется для достижения результата.

Таблица 1 — Задачи воспитания, направления и мероприятия календарно-тематического плана

Задачи воспитания Направления воспитания Мероприятие

Воспитывать у детей умение передавать свои эмоции при подготовке и проведении фотоконкурса «Золотая осень» Пусто Пусто

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Чернобай Т. А. Практика применения обучающих тренажеров в учебном занятии курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 14-21. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo102/

Для размещения направления воспитания во второй колонке надо выбрать из представленного перечня то, которое соответствует задаче воспитания: физическое и оздоровительное, этико-эстети-ческое, патриотическое, познавательное, трудовое или социальное.

В третьей колонке из перечня мероприятий воспитатели выбирают то, которое соответствует задаче и направлению воспитания: спортивно-музыкальный праздник «День защитника Отечества», фотоконкурс «Золотая осень», праздник «Синичкин день», фольклорный вечер «Ярмарка потешек», выставка совместного творчества детей, родителей и педагогов «Весеннее вдохновение», спортивный праздник «Зимняя олимпиада».

На этапе очного обучения продолжается освоение воспитателями образовательного тренажера, но уже не самостоятельно, а в сопровождении преподавателя. Нами разработаны тренажеры, которые включаются в учебное занятие для решения конкретных задач.

Так, например, разработанный на платформе еТге^^ тренажер по теме «Ключевые слова воспитания»1 позволяет

акцентировать внимание воспитателей на основных понятиях воспитания.

Для освоения понятий, относящиеся к базовым ценностям воспитания, также на платформе еТге^^ разработан тренажер по теме «Базовые ценности направлений воспитания»2, который способствует развитию умений распределять базовые ценности, обозначенные в рабочей программе воспитания, в соответствии с направлением воспитания.

Тренажер «Найди пару»3 разработан на платформе LearningApps.org с целью развития у педагогов ДОО умений проводить соответствие межу направлением воспитания и мероприятиями. Таким образом, воспитатели отрабатывают новые для себя профессиональные навыки.

Следующий компонент очного учебного занятия с применением обучающего тренажера - многократная отработка действий, профессиональных умений с обучающими элементами в определенном порядке. Педагогам предлагается продемонстрировать освоенные умения при разработке мероприятия по всем направлениям воспитания. Для этого слушатели распределяются на шесть

1 Задание «Ключевые слова воспитания» доступно по ссылке: https://etreniki.ru/ UUR58N4SVL.

2 Задание «Базовые ценности направлений воспитания» доступно по ссылке: https:// etreniki.ru/RZ7R112S2V.

3 Тренажер «Найди пару» доступен по ссылке: https://learningapps.org/ disp[ay?v=p0z6y0e4¡22.

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Чернобай Т. А. Практика применения обучающих тренажеров в учебном занятии курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 14-21. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo102/

групп (по количеству направлений воспитания) и выбирают для работы одно из направлений воспитания с предложенной преподавателем темой мероприятия для детей определенного возраста.

Первая группа воспитателей тренируется в формулировке воспитательных задач к мероприятию «Беседа с родственниками на тему "Слушаем воспоминания о Великой Отечественной войне"» по патриотическому направлению воспитания; вторая группа разрабатывает воспитательные задачи по теме «Чтение и обсуждение рассказов о маме» социального направления воспитания; третья - по теме «Семейный спортивный зимний праздник» физического и оздоровительного направления воспитания; четвертая группа формулирует задачи познавательного направления воспитания по теме «Фестиваль семейных проектов в ДОО»; пятая - по теме «Акция. Собираем макулатуру» трудового направления воспитания; наконец, шестая группа формулирует задачи эти-ко-эстетического направления воспитания по теме «Выставка творческих работ».

Воспитатели ДОО тренируются в формулировке воспитательных задач к конкретным мероприятиям календарного плана рабочей программы воспитания в соответствии с предложенным преподавателем алгоритмом, который состоит из четырех шагов.

Шаг 1 — необходимо выбрать мероприятие из рабочей программы воспитания

в соответствии с темой недели календарного-тематического плана основной образовательной программы дошкольного образования.

Шаг 2 — необходимо определить направление воспитания в соответствии с выбранным мероприятием.

Шаг 3 — необходимо изучить задачи основной образовательной программы дошкольного образования своей возрастной группы.

Шаг 4 — необходимо сформулировать воспитательные задачи к предложенному преподавателем мероприятию.

Далее педагоги распределяются по парам и формулируют воспитательные задачи воспитания к мероприятию по всем возрастным группам, используя пособия программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.

В таблице 2 предложен образец социального направления воспитания с указанием страниц программы для тренажера по формулировке воспитательных задач. Так как цель данного образовательного тренажера — тренировка в формулировании воспитательных задач к одному мероприятию для разных возрастных групп, то в целях экономии учебного времени в таблице указаны страницы программы, где можно изучить воспитательные задачи.

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Чернобай Т. А. Практика применения обучающих тренажеров в учебном занятии курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 14-21. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo102/

Таблица 2 — Воспитательные задачи социального направления воспитания программы «От рождения до школы»

Мероприятие 2-я младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

Вторая группа. Социальное направление. Тема: «Чтение и обсуждение рассказов о маме» Программа «От рождения до школы» (с. 166, 172) Программа «От рождения до школы» (с. 194, 204) Программа «От рождения до школы» (с. 225, 228, 239) Программа «От рождения до школы» (с. 262, 265, 278)

Учебное занятие-тренинг завершается подведением итогов, рефлексией. Преподаватель предлагает изучение планируемых результатов, зафиксированных в рабочих тетрадях слушателей. Один из возможных вариантов планируемых результатов можно сформулировать следующим образом:

- будете знать: способы включения воспитательных задач рабочей программы воспитания в календарно-тематический план конкретной возрастной группы;

- будете уметь: формулировать воспитательные задачи к мероприятиям календарно-тематического плана рабочей программы воспитания.

После изучения планируемых результатов воспитатели записывают в индивидуальную программу профессионального развития (далее — ИППР) четыре задачи (предметную, методическую, психолого-педагогическую и коммуникативную), направленные на совершенствование

профессиональной компетентности по данной теме. В таблице 3 представлен образец формы ИППР для воспитателя ДОО.

Таким образом, завершающим этапом учебного занятия с применением обучающего тренажера является рефлексия, которая обозначит точки дальнейшего совершенствования обучающих тренажеров.

Выводы. Разработка и применение обучающих тренажеров на учебном занятии курсов повышения воспитателей ДОО выступает инструментом внедрения в образовательный процесс новых подходов к формированию профессиональных компетенций слушателей, обогащения информационной электронной среды новым содержанием. На сегодняшний день применение обучающих тренажеров является одним из направлений эффективного освоения инновационных направлений дошкольного образования.

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Чернобай Т. А. Практика применения обучающих тренажеров в учебном занятии курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 14-21. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo102/

Таблица 3 — Форма индивидуальной программы профессионального развития педагога в межкурсовой период на 2023-2024 гг.

№ п/п Компетенции Ведущая задача по развитию профессиональной компетентности Трудовая функция Необходимые знания и умения Что предполагаю для этого сделать Ожидаемый результат Сроки реализации задач

1. Предметная

2. Методическая

3. Психолого-педагогическая

4. Коммуникативная

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // ФГОС. - URL: https://fgos.ru/fgos/ fgos-do (дата обращения: 07.02.2023).

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 года № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202212280044 (дата обращения: 07.02.2023).

3. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 01.07.2021 года № 2/21) [Электронный ресурс]. — URL: https://fgosreestr.ru/ uploads/files/203d1cc2470263db4c1 7c5f117e02ce8.pdf (дата обращения: 07.02.2023).

Tatiana A. Chernobai

Institute of Education Development of the Omsk region Omsk, Russia

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-методический электронный журнал

Чернобай Т. А. Практика применения обучающих тренажеров в учебном занятии курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 1 (17) / апрель. - С. 14-21. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/05apr2023/ kvo102/

Practice of using training simulators in the study session of advanced training courses for teachers of preschool educational institutions

Abstract. The article discusses the structure and content of the training session with teachers of preschool educational organizations at advanced training courses using training simulators. The article reveals the issue of the formation of subject, methodological, psychological, pedagogical and communicative competencies of educators in the field of designing educational goals and objectives for the events of the schedule of the Work program of education. A sample of a training session with the use of study sessions about adding the objectives of education to the Work program of education in the calendar and thematic plan of the basic educational program of preschool education is presented. The elements of the

Статья поступила в редакцию 07.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 07.03.2023.

structure of the study session with the use of training simulators are described. The Links for working on training simulators using the eTreniki platform, learningapps.org are provided. Much attention is paid in the article to the experience of creating training simulators for mastering the basic values of education. Using the example of a practical lesson with advanced training students, the features of the organization of each stage of the lesson on the development by teachers of preschool educational organizations of new ways of designing educational work and the development of calendar and thematic plans taking into account the principles, approaches, directions of the modern regulatory framework in the field of preschool education are revealed. The article presents an approximate form of an individual professional development program for a teacher, which is the logical conclusion of a practical training simulator.

Keywords: training simulator, study session, education, professional competencies.

The article was submitted 07.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 07.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.