Научная статья на тему 'Повышение квалификации на основе исследования педагогической деятельности'

Повышение квалификации на основе исследования педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
андрагогика / исследование действием / практико-исследовательский проект / кооперативное обучение / дополнительная профессиональная программа / повышение квалификации / andragogy / action research / practical research project / cooperative learning / additional professional program / advanced training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самкова Ирина Николаевна

В статье рассматривается методология исследования действием и ее использование в организации повышения квалификации педагогов. Данная методология предлагает учителю пошаговый алгоритм для апробации теоретических знаний, транслируемых в процессе повышения квалификации, в практической деятельности. Основной задачей статьи является представление пошагового алгоритма проведения практико-исследовательского проекта, который может быть предложен педагогам по итогам прохождения курсов повышения квалификации. Проект проводится с целью развития рефлексивных навыков и профессиональной самостоятельности учителя в выборе новых методов и форм работы для их апробации на практике. Главными условиями разработки и проведения практико-исследовательского проекта являются работа педагогов в малых группах, соблюдение пошагового алгоритма и презентация результатов. Проект будет отличаться от научного исследования своей практической направленностью и наличием сформулированного практико-исследовательского вопроса для группы участников по решению конкретного профессионального затруднения. Для получения ответа на вопрос проекта педагоги разрабатывают технологическую карту урока для своей категории обучающихся, проводят его и осуществляют наблюдение по заранее разработанным критериям. Практическая значимость использования методологии исследования действием в организации мероприятий по повышению квалификации заключается в том, что формирует у педагога привычку рассматривать любое обучение с точки зрения решения своих профессиональных затруднений и необходимости предварительной апробации любого теоретического знания на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самкова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional development based on the pedagogical activity research

The article discusses the methodology of action research and its usage in the organization of advanced teacher training. This methodology offers the teacher a step-by-step algorithm for testing theoretical knowledge transmitted in the process of advanced training, in practical activities. The main objective of the article is to present a step-by-step algorithm for conducting a practical research project, which can be offered to teachers after completing advanced training courses. The project is carried out with the aim of developing reflective skills and professional independence of the teacher in choosing new methods and forms of work for testing them in their practice. The main conditions for the development and implementation of the practical research project are the work of teachers in small groups, following a step-by-step algorithm and presentation of the results. The project will differ from scientific research in its practical orientation and the presence of a formulated practical research question for a group of participants to solve a specific professional difficulty. To get an answer to the project question, teachers develop a technological map of the lesson for their category of students, conduct it and carry out observations according to pre-developed criteria. The practical significance of using the action research methodology in the organization of professional development activities lies in the fact that it forms by the teacher the habit of considering any training as an opportunity to solve professional difficulties and cultivates the need for preliminary testing of any theoretical knowledge in the practice.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации на основе исследования педагогической деятельности»

УДК 371.146

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Самкова И. Н. Повышение квалификации на основе исследования педагогической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 36-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/26dec2023/kvo404/

Самкова Ирина Николаевна | isamkowa@yandex.ru

Начальник отдела тьюторского сопровождения педагогических работников центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Повышение квалификации на основе исследования педагогической деятельности

Аннотация. В статье рассматривается методология исследования действием и ее использование в организации повышения квалификации педагогов. Данная методология предлагает учителю пошаговый алгоритм для апробации теоретических знаний, транслируемых в процессе повышения квалификации, в практической деятельности.

Основной задачей статьи является представление пошагового алгоритма проведения практико-исследовательского проекта, который может быть предложен педагогам по итогам прохождения курсов повышения квалификации. Проект проводится с целью развития рефлексивных навыков и профессиональной самостоятельности учителя в выборе новых методов и форм работы для их апробации на практике.

Главными условиями разработки и проведения практико-исследовательского проекта являются работа педагогов в

малых группах, соблюдение пошагового алгоритма и презентация результатов. Проект будет отличаться от научного исследования своей практической направленностью и наличием сформулированного практико-исследователь-ского вопроса для группы участников по решению конкретного профессионального затруднения. Для получения ответа на вопрос проекта педагоги разрабатывают технологическую карту урока для своей категории обучающихся, проводят его и осуществляют наблюдение по заранее разработанным критериям.

Практическая значимость использования методологии исследования действием в организации мероприятий по повышению квалификации заключается в том, что формирует у педагога привычку рассматривать любое обучение с точки зрения решения своих профессиональных затруднений и необходимости предварительной апробации любого теоретического знания на практике.

УДК 371.146

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Самкова И. Н. Повышение квалификации на основе исследования педагогической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 36-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/26dec2023/kvo404/

Ключевые слова: андрагогика, исследование действием, практико-исследова-тельский проект, кооперативное обучение, дополнительная профессиональная программа, повышение квалификации.

В современном мире термин «непрерывное образование» становится особенно актуальным для педагога, которому для воспитания и обучения подрастающего поколения необходимо не только постоянно искать новые методы и приемы обучения, но и быть в курсе содержательных изменений в преподаваемой учебной области, и, следовательно, находиться в непрерывном профессиональном развитии. В связи с новыми потребностями и запрашиваемыми профессиональными компетенциями современного мира появляются новые виды формального, неформального и информального образования взрослых, учитывающие особенности их обучения и создающие уникальные и разнообразные условия подготовки [3, с. 61].

Педагоги имеют сегодня большой выбор различных мероприятий по повышению квалификации, которые варьируются по времени, содержанию и формам работы. Повышение квалификации является для учителей таким способом профессионального обучения, которое позволяет в сжатые сроки повысить уровень теоретических знаний и совершенствовать практические навыки по актуальным темам и запросам.

С появлением андрагогики как теории обучения, раскрывающей

закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности [1], ученые размышляют о связи теории и практики в повышении квалификации, так как именно от их гармоничного сочетания зависит эффективность процесса обучения для каждого отдельно взятого педагога.

В настоящий момент времени основными требованиями педагога к повышению квалификации являются практико-ори-ентированный подход и узконаправленная тематика. Это означает, что учитель, имея актуальный профессиональный запрос, ожидает того, что, пройдя курсы повышения квалификации или посетив любое другое образовательное мероприятие, он сможет не только узнать о современных педагогических тенденциях, но и овладеть конкретными практическими умениями, необходимыми ему на данном этапе профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что, несмотря на увеличение потребности педагогов в приобретении новых практических навыков в ограниченные сроки, значительная часть мероприятий по повышению квалификации продолжает оставаться в большей степени теоретической и предлагает слушателям курсов, семинаров и конференций прослушивание или изучение лекций, выполнение тестовых контрольных заданий или самостоятельных работ, которые носят условно практический характер, так как выполненное задание остается в виртуальном пространстве онлайн-курса или

УДК 371.146

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Самкова И. Н. Повышение квалификации на основе исследования педагогической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 36-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/26dec2023/kvo404/

на электронном носителе педагога и не находит практического применения на уроке или внеурочном занятии. Поэтому при получении обратной связи от учителей по окончании курсовой подготовки можно часто слышать, что их ожидания не оправдались и знание теории может несколько расширить их профессиональный кругозор, но не слишком поможет в практической деятельности. А зачастую вызывает и негативную реакцию, так как многие педагоги считают, что для проведения ежедневных уроков им совершенно не требуются концептуальные теоретические знания. Это в свою очередь не означает, что изучение теории как части обучения не должно присутствовать в программах повышения квалификации. Поэтому перед авторами дополнительных профессиональных программ повышения квалификации стоит задача разработки таких программ, которые смогут удовлетворить запрос каждого педагога путем формирования у него конкретных практических навыков.

Для решения этой проблемы при разработке дополнительных профессиональных программ и организации мероприятий по повышению квалификации целесообразно использовать методологию «исследование действием» или "action research", разработанную германо-американским социальным психологом К. Левиным, под которой понимается ситуативное исследование в профессиональной сфере, проводимое небольшой группой людей и имеющее циклическую структуру [4].

Для обоснования актуальности использования методологии исследования действием в повышении квалификации следует проанализировать отношения педагогов к теоретическим знаниям в процессе обучения.

Как уже упоминалось ранее, учителя могут выражать недовольство итогами мероприятий по повышению квалификации, если в их содержании теория значительно преобладала над практикой. Научное теоретическое знание само по себе не представляет ценности для педагога, так как он зачастую не видит возможности его применения на практике. В случае, если в процессе обучения были предоставлены возможности практического использования научного знания и впоследствии учитель применил его в деятельности, то такое знание становится практическим, присваивается педагогом и может перерасти в профессиональное умение. Профессор М. Легутке выделяет еще один вид знания, которое может формироваться у педагога после трансформации научного знания в практическое через рефлексию полученного практического опыта. Такое рефлексивное знание будет формироваться через формулирование педагогом конкретного профессионального запроса, выполнение практических действий по его решению и последующий анализ результативности своих действий. Таким образом, в процессе повышения квалификации происходит не только освоение нового содержания, но и развитие у педагога профессиональных умений и, что самое

УДК 371.146

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Самкова И. Н. Повышение квалификации на основе исследования педагогической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 36-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/26dec2023/kvo404/

главное, формирование рефлексивных навыков в ходе исследования своей практической деятельности. Еще одной важной особенностью методологии исследования действием является совместная работа педагогов, так как дает им возможность в ходе исследования обменяться опытом друг с другом и сравнить свои результаты с результатами коллег. Групповая работа является неотъемлемой частью обучения педагогов, так как предоставляет им возможность профессионального взаимообогащения и дает психологическую поддержку в процессе работы [7, с. 154-161].

Таким образом, исследование действием представляет собой исследование педагогом своей практики с целью ее дальнейшего совершенствования и основывается на апробации в деятельности новых приемов, форм, методов работы и последующем рефлексивном анализе результатов апробации.

Методология исследования действием основывается на таких методах эмпирического исследования, как наблюдение, сравнение и измерение, которые используются педагогом для сбора данных и их последующего рефлексивного анализа по итогам апробации нового знания на практике в ограниченный промежуток времени. Отличительной особенностью данного подходаотпроведения научного педагогического исследования является подход практико-ориентированный, при котором педагог не разрабатывает гипотезу для ее последующего подтверждения или опровержения, а формулирует

конкретный вопрос, ответ на который он планирует получить в ходе проведения одного или двух уроков и сделать выводы о возможности внедрения данного опыта в свою педагогическую практику. При соблюдении определенного алгоритма действий педагог может проводить такие практические исследования каждый раз, когда получает новые теоретические знания, апробируя их таким образом в своей педагогической практике и анализируя результаты апробации.

Исследование педагогической деятельности происходит в соответствии с планом, включающим семь этапов, и носит цикличный характер.

1. Анализ исходной ситуации: педагог сталкивается в своей практике с профессиональным затруднением и формулирует запрос, который он планирует решить при прохождении одного или нескольких мероприятий по повышению квалификации.

2. Формулирование ожидаемых результатов: педагог делает предположения о результатах решения своего запроса по итогам обучения и апробации конкретного содержания на практике.

3. Анализ целевой группы и учебных условий: прежде, чем запланировать мероприятие по решению профессионального затруднения педагог анализирует ситуацию и условия, в рамках которых он планирует проводить свое исследование.

4. Планирование и проведение исследования: педагог разрабатывает технологическую карту урока, на

УДК 371.146

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Самкова И. Н. Повышение квалификации на основе исследования педагогической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 36-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/26dec2023/kvo404/

котором он планирует апробировать новое содержание, и проводит его.

5. Наблюдение процессов и сбор данных: в процессе урока педагог самостоятельно или с помощью приглашенного коллеги фиксирует, что происходит во время апробации новых форм или методов работы и фиксирует данные с целью их дальнейшего анализа.

6. Интерпретация результатов и выводы: на основе наблюдаемых фактов педагог анализирует, насколько эффективным оказалось апробированное нововведение и каковы перспективы присвоить его как часть практической деятельности, или же отсутствие положительных результатов свидетельствует о том, что в текущей учебной ситуации такое нововведение не является подходящим для данной группы учеников.

7. Документирование и презентация результатов: педагог обобщает результаты исследования, обсуждает их с коллегами в группе и презентует в педагогическом сообществе [5].

Данная методология была положена авторами М. Легутке и М. Шартом в основу концепции «Учимся обучать немецкому» и преобразована в дальнейшем в пошаговый алгоритм, который может быть перенесен в практику организации повышения квалификации педагогов любых предметных областей.

С целью использования методологии исследования действием в практике повышения квалификации авторами был разработан алгоритм проведения

практико-исследовательского проекта как итогового мероприятия для педагогов, под которым понимается педагогический проект исследования конкретных аспектов собственной педагогической практики [2, с. 91]. После освоения определенного объема теоретических знаний в процессе повышения квалификации педагогам предлагается познакомиться с алгоритмом проведения практико-исследовательского проекта, реализуя который они смогут применить полученные знания на практике и оценить необходимость их использования на своих уроках.

Алгоритм подготовки и реализации практико-исследовательского проекта включает в себя десять шагов [6].

1. Объединение в группы по интересам.

Участники проекта объединяются в группы по три человека и, как было обозначено выше, групповая работа над проведением исследования дает возможность поделиться имеющимся опытом с коллегами и в дальнейшем сравнить индивидуальные результаты исследования.

2. Выбор аспектов для совместного исследования.

На данном этапе педагоги обсуждают содержание мероприятия по повышению квалификации, выделяют наиболее интересные и актуальные содержательные аспекты их и размышляют, как они могут быть апробированы на практике. Во время обсуждения могут быть поставлены следующие вопросы: «Что

УДК 371.146

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Самкова И. Н. Повышение квалификации на основе исследования педагогической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 36-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/26dec2023/kvo404/

было для меня новым / интересным?», «Что меня удивило?», «Что я бы хотел(-а) попробовать применить в своей практике?» и др.

3. Формулировка вопроса для практи-ко-исследовательского проекта.

На данном этапе педагоги совместно формулируют вопрос исследования, содержащий один аспект, который они решают применить на практике. Например, вопрос может быть сформулирован так: «Как изменится отношение ребят к выполнению домашнего задания, если на уроке я использую прием взаимопроверки и шкалу самооценки?» Особенность вопроса для практико-иссле-довательского проекта заключается в его конкретной формулировке и сроках проведения самого проекта. Задачей методиста на данном этапе будет организация групповой работы и консультирование педагогов с целью направить их внимание на один конкретный аспект и не уйти в глобальные и всеобъемлющие формулировки, так как исследование вопроса, который сформулирован точно и конкретно, может быть проведено в течение одного-двух уроков. В итоге педагоги в краткие сроки смогут увидеть результативность используемого приема и оценить необходимость его дальнейшего применения. Также нужно учесть тот факт, что один и тот же практико-исследовательский вопрос формулируется для всей группы педагогов, поэтому на данном этапе большая роль отводится групповому обсуждению и управлению дискуссией со стороны методиста.

4. Анализ условий, в которых планируется проведение практико-исследова-тельского проекта.

На данном этапе педагоги продумывают, сколько уроков им необходимо провести, чтобы получить ответ на вопрос проекта, а также насколько следующие в календарно-тематическом планировании уроки содержательно и структурно подходят для реализации практико-исследовательского проекта. Возможно, что для получения ответа необходимо посетить и проанализировать один-два урока своего коллеги или, к примеру, посмотреть несколько видеоуроков на сайте «Учитель года России».

5. Планирование практико-исследова-тельского проекта.

На пятом этапе проекта каждый участник группы продумывает организационные вопросы проведения проекта. Например, как будут фиксироваться данные в ходе проекта: через заполнение анкеты наблюдения или с помощью приглашенного на урок коллеги. Или как учитель планирует получить обратную связь от учеников: в письменной или устной форме? Считает ли он целесообразным информировать своих учеников о том, что апробирует новые приемы в обучении? Отвечая на подобные вопросы, педагог готовит сопутствующие материалы и оборудование, например, опросники для обучающихся, видеокамеру для записи урока, анкету для наблюдения аспектов урока и т. п. Затем педагог разрабатывает технологическую карту урока, на котором будет проводиться практико-исследова-тельский проект.

УДК 371.146

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Самкова И. Н. Повышение квалификации на основе исследования педагогической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 36-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/26dec2023/kvo404/

6. Проведение проекта и сбор данных.

Каждый участник проводит один или два урока и фиксирует данные, полученные в ходе реализации проекта.

7. Оценка результатов практико-иссле-довательского проекта.

Участники проекта индивидуально анализируют результаты через анализ анкет наблюдения аспектов урока, обратную связь обучающихся или коллеги, посетившего урок. Для определения успешности или неуспешности проведенного проекта необходимо наличие количественных показателей в анкетах наблюдения, таких как «количество ребят, выполнивших домашнюю работу», «количество ребят, положительно оценивших предложенную форму работы и желающих ее повторить» или «процент ребят, верно выполнивших предложенное задание» и т. п. Имея четко сформулированные аспекты наблюдения урока, учителю будет легко оценить результативность проведенного практико-исследовательского проекта и сделать выводы о целесообразности или нецелесообразности использования новой формы работы в дальнейшем. Необходимо также отметить, что результаты проекта могут быть как положительными, так и отрицательными, когда нововведение, апробированное учителем, не дало ожидаемых результатов, не было понято или принято обучающимися или отвергнуто самим педагогом. В данном случае, несмотря на отрицательный результат, проект будет считаться эффективным, так как в процессе его подготовки и проведения состоялась рефлексия педагогической

деятельности. Учитель провел анализ текущей ситуации и, используя новое знание, полученное в процессе повышения квалификации, сумел применить его на практике с целью устранения своего профессионального затруднения.

8. Совместный анализ результатов проекта.

На этом этапе участники проекта обсуждают и сравнивают свои результаты в группе. После обсуждения они готовят общую презентацию, на основе которой будут представлять итоги проекта в общей группе.

9. Презентация итогов проекта.

После завершения практико-иссле-довательского проекта и подготовки совместной презентации каждая группа представляет свой проект перед всеми участниками мероприятия по повышению квалификации.

10. Документирование итогов проекта.

Участники готовят индивидуальные отчеты о проведении практико-иссле-довательского проекта и сдают руководителю мероприятия по повышению квалификации в качестве документа, подтверждающего прохождение итоговой аттестации.

Включение практико-исследовательского проекта в содержание дополнительных профессиональных программ как возможного варианта прохождения итоговой аттестации может помочь педагогу изменить привычный взгляд на повышение квалификации и рассматривать

УДК 371.146

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Самкова И. Н. Повышение квалификации на основе исследования педагогической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 36-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/26dec2023/kvo404/

предлагаемую тематику как основу для практического решения профессиональных затруднений через исследование своей педагогической деятельности и встраивание приобретенных умений в повседневную практику.

Основным риском при использовании такого подхода в повышении квалификации может стать сопротивление педагогов, что обусловлено естественным нежеланием изменения привычного способа мышления и действий и боязнь самого понятия «практико-исследовательский», которое автоматически ассоциируется с понятием «научное исследование», а значит, с большим объемом сложной теоретической информации. Избежать или минимизировать данные риски поможет методическое сопровождение педагогов во время обучения, своевременное консультирование и доброжелательная атмосфера.

Итак, использование подхода к организации повышения квалификации на основе исследования педагогической деятельности

- мотивирует педагога рассматривать любое содержание мероприятий по повышению квалификации как импульс к исследованию своей педагогической деятельности;

- вызывает интерес к апробации получаемых знаний на практике;

- формирует профессиональную привычку наблюдать за своими действиями в ходе урока и реакцией обучающихся на предлагаемые формы работы;

- способствует постоянному обмену опытом среди коллег;

- развивает у учителя рефлексивные навыки, которые помогают ему анализировать свои профессиональные действия и их результаты в повседневной практике, что, в свою очередь, ведет к значительному улучшению качества образовательного процесса и напрямую влияет на успехи обучающихся.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Андрагогика [Электронный ресурс] // Карта слов и выражений русского языка. — URL: https://kartaslov.ru/ карта-знаний/Андрагогика (дата обращения: 17.11.2023).

2. Едличко, А. И. Терминологический справочник к программе «Учимся обучать немецкому» / А. И. Едличко, О. Л. Захарова, А. В. Мишнова. — М.: Издательство Московского университета, 2022. — 192 с.

3. Суйкова, О. А. Андрагогические принципы в реализации непрерывного образования взрослых [Электронный ресурс] / О. А. Суйкова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2018. — № 4 (37). — С. 61-67. — URL: https:// sciup.org/140243221 (дата обращения: 17.11.2023).

4. Adelman, C. Kurt Lewin and the Origins of Action Research [Electronic resource] / C. Adelman // Educational Action Research. — 1993. — Vol. 1. — № 1. — Pp.7-24. — URL: https://www.tandfonline.com/doi/ epdf/10.1080/0965079930010102?nee-dAccess=true (accessed 15.11.2023).

5. Altrichter, H. Lehrerinnen und Lehrer erforschen ihren Unterricht /

УДК 371.146

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Самкова И. Н. Повышение квалификации на основе исследования педагогической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 36-44. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2023/26dec2023/kvo404/

H. ALtrichter, P. Posch, H. Spann. - Bad Heilbrunn: Verlag Julius KLinkhardt, 2018. - 368 p.

6. Goethe Institut Brasilien. Magazin Sprache [Electronic resource] // Goethe-Institut. - URL: https:// www.goethe.de/ins/br/de/spr/ mag/21467467.html (accessed 12.11.2023).

7. Schart, M. Lehrkompetenz und Unterrichtsgestaltung / M. Schart, M. Legutke. — Munich: Langenscheidt, 2012. — 197 p.

Irina N. Samkova

Kaliningrad Regional Institute of education development Kaliningrad, Russia

Professional development based on the pedagogical activity research

Abstract. The article discusses the methodology of action research and its usage in the organization of advanced teacher training. This methodology offers the teacher a step-by-step algorithm for testing theoretical knowledge transmitted in the process of advanced training, in practical activities.

The main objective of the article is to present a step-by-step algorithm for conducting a practical research project, which can be offered to teachers after completing

Статья поступила в редакцию 17.11.2023; одобрена после рецензирования 04.12.2023; принята к публикации 05.12.2023.

advanced training courses. The project is carried out with the aim of developing reflective skills and professional independence of the teacher in choosing new methods and forms of work for testing them in their practice.

The main conditions for the development and implementation of the practical research project are the work of teachers in small groups, following a step-by-step algorithm and presentation of the results. The project will differ from scientific research in its practical orientation and the presence of a formulated practical research question for a group of participants to solve a specific professional difficulty. To get an answer to the project question, teachers develop a technological map of the lesson for their category of students, conduct it and carry out observations according to pre-developed criteria.

The practical significance of using the action research methodology in the organization of professional development activities lies in the fact that it forms by the teacher the habit of considering any training as an opportunity to solve professional difficulties and cultivates the need for preliminary testing of any theoretical knowledge in the practice.

Keywords: andragogy, action research, practical research project, cooperative learning, additional professional program, advanced training.

The article was submitted 17.11.2023; approved after reviewing 04.12.2023; accepted for publication 05.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.