Научная статья на тему 'Цифровой наставник в системе внутришкольного повышения квалификации'

Цифровой наставник в системе внутришкольного повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративное обучение / цифровая трансформация / образовательная среда / информационная система / ИКТ-компетенции / цифровой наставник / электронный ресурс / дистанционное обучение / corporate training / digital transformation / educational environment / information system / ICT competences / digital mentor / electronic resource / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулагин Дмитрий Юрьевич, Пустоваченко Нина Николаевна

В статье описывается опыт Калининградского областного института развития образования по сопровождению педагогических коллективов региона в освоении цифровых инструментов вместе с цифровыми наставниками. Авторы статьи, являясь действующими кураторами проекта, описывают опыт его организации, процесс формирования группы цифровых наставников, включая критерии отбора, проведение обучения и оценку их компетентности. Особое внимание уделено непрерывному повышению квалификации педагогов внутри коллектива и новой роли наставника, консультирующего своих подопечных не только в ходе освоения цифровых инструментов, но и в конкретных педагогических ситуациях. В статье описывается информационная база проекта, включающая портал, дистанционные курсы и коммуникационную платформу, а также инструменты для оценки сформированных компетенций педагогов, которых сопровождают цифровые наставники. В заключении статьи авторы делают вывод, что внутришкольное повышение квалификации с привлечением академического ресурса цифровых наставников является эффективным инструментом развития педагогического сообщества. Описывается положительный просветительский эффект среди всех участников образовательного процесса и высокие результаты по показателям использования цифровых инструментов, внедренных в образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулагин Дмитрий Юрьевич, Пустоваченко Нина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital mentor in the system of internal school professional development

The article describes the experience of the Kaliningrad Regional Institute of education development in supporting the region's pedagogical staff in mastering digital tools accompanied by digital mentors. The authors of the article, being current project curators, describe their experience in organizing the project, the process of forming a group of digital mentors, including selection criteria, conducting training, and evaluating their competence. Special attention is paid to the continuous professional development of teachers within the collective and the new role of mentors, providing a guidance to their mentees not only in the process of mastering digital tools, but also in specific educational situations. The article describes the project information base, including the portal, distance courses, and communication platform, as well as tools for assessing teachers' acquired competencies, which are supported by digital mentors. In conclusion, the authors of the article conclude that in-school professional development with the involvement of academic resources of digital mentors is an effective tool for the development of the pedagogical community. The article describes the positive enlightening effect among all participants of the educational process and the high results in the indicators of using digital tools implemented in educational organizations within the framework of the federal project "Digital Educational Environment".

Текст научной работы на тему «Цифровой наставник в системе внутришкольного повышения квалификации»

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Цифровой наставник в системе внутришкольного повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. - № 4 (20) / декабрь. — С. 25-35. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo403/

Кулагин Дмитрий Юрьевич| kulagin@baltinform.ru

Начальник центра информатизации образования Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Пустоваченко Нина Николаевна | n.pustovachenko@baltinform.ru

Заместитель начальника центра информатизации образования Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Цифровой наставник в системе внутришкольного повышения квалификации

Аннотация. В статье описывается опыт Калининградского областного института развития образования по сопровождению педагогических коллективов региона в освоении цифровых инструментов вместе с цифровыми наставниками. Авторы статьи, являясь действующими кураторами проекта, описывают опыт его организации, процесс формирования группы цифровых наставников, включая критерии отбора, проведение обучения и оценку их компетентности. Особое внимание уделено непрерывному повышению квалификации педагогов внутри коллектива и новой роли наставника, консультирующего своих подопечных не только в ходе освоения цифровых инструментов, но и в конкретных педагогических ситуациях. В статье описывается информационная база проекта, включающая портал, дистанционные курсы и коммуникационную платформу, а также инструменты для оценки сформированных компетенций

педагогов, которых сопровождают цифровые наставники. В заключении статьи авторы делают вывод, что внутришколь-ное повышение квалификации с привлечением академического ресурса цифровых наставников является эффективным инструментом развития педагогического сообщества. Описывается положительный просветительский эффект среди всех участников образовательного процесса и высокие результаты по показателям использования цифровых инструментов, внедренных в образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда».

Ключевые слова: корпоративное обучение, цифровая трансформация, образовательная среда, информационная система, ИКТ-компетенции, цифровой наставник, электронный ресурс, дистанционное обучение.

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Цифровой наставник в системе внутришкольного повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. - № 4 (20) / декабрь. — С. 25-35. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo403/

В условиях бурного развития цифровых технологий и их стремительного проникновения во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в деятельность педагогическую, на первое место выходит потребность непрерывного повышения квалификации педагогических кадров. Для системы образования данный вопрос особенно актуален в свете реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Данный проект реализуется в школах и организациях среднего профессионального образования региона с 2019 года. За этот период созданы условия для эффективного применения в образовательном процессе цифровых технологий и средств электронного обучения: обновлена материально-техническая база, расширены каналы связи подключения к сети Интернет, модернизирована сетевая инфраструктура и внедрена единая сеть передачи данных. Без сомнения, главной задачей всех преобразований инфраструктуры является внедрение и использованием цифровых сервисов платформы ФГИС «Моя школа» — в настоящее время активно внедряется в практику работы педагогов и учащихся библиотека электронных образовательных материалов, подсистема тестирования, облачное хранилище, информационно-коммуникационная платформа «Сферум», а также другие сервисы и цифровые помощники информационной системы «Моя школа».

В рамках проекта уделяется особое внимание компетенциям пользователей цифровых сервисов платформы

ФГИС «Моя школа». Федеральные координаторы проводят большую просветительскую работу среди педагогических работников и руководителей образовательных организаций: научно-практические конференции, циклы вебинаров и практикумов. Кроме того, разработаны инструкции пользователей и методические рекомендации по применению внедренных решений в образовательный процесс. Регион как флагман федерального проекта «Цифровая образовательная среда» также представлял свой опыт на федеральных мероприятиях — школьные учителя и работники Калининградского областного института развития образования проводили онлайн-занятия и мастер-классы по применению в образовательном процессе ресурсов библиотеки контента, а амбассадоры информационно-коммуникационной платформы «Сферум» делились опытом по созданию школьных сетевых сообществ.

Внутри региона выстроена особая система популяризации цифровых сервисов в рамках реализации программ повышения квалификации, межкурсовой подготовки и просветительской работы с общественностью:

- реализуются программы повышения квалификации для педагогических работников по вопросам реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и применению цифровых сервисов в образовательном процессе («Применение цифровых технологий в образовании в условиях информационного общества», «Практическое применение

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Цифровой наставник в системе внутришкольного повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 25-35. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo403/

инструментов цифровой образовательной среды в образовательном процессе»);

- в течение восьми лет в регионе реализуется просветительский проект «Лекторий центра информатизации», в рамках которого еженедельно проводятся мероприятия по вопросам цифровизации образования социальной сферы с учетом специфики аудитории и ее запросов;

- рганизуются конференции, семинары и мастер-классы, секции в рамках ежегодного Августовского педагогического форума.

Просветительская работа позволяет не только своевременно информировать педагогическую общественность о внедрении новых инструментов и характере их использования, но и предвосхищать отдельные изменения в системе образования, что формирует положительное отношение к цифровизации и в перспективе исключает социальную напряженность на этапе апробации и внедрения технологических решений.

Перечисленные выше формы работы со слушателями ориентированы на конкретного педагога и не всегда учитывают на этапе внедрения и апробации первостепенные проблемы и ценностные ориентиры конкретной образовательной организации и ее педагогического коллектива [5, с. 240]. Поэтому акцент на внутришкольное повышение квалификации (корпоративное обучение) крайне важен для региональной системы повышения квалификации, ведь регулярное

наблюдение за работой коллег и взаимное обучение приводят к более эффективным результатам, в том числе с позиции профессионального роста каждого члена коллектива. Это формирует новые векторы развития для педагогического коллектива и позволяет сделать процесс внедрения цифровых решений в образовательной организации совместным, с распределением ролей, обязательств, быстрым реагированием в конкретных производственных ситуациях.

Многие исследователи отмечают положительную ведущую роль корпоративного образования в системе профессионального развития сотрудников. Так, В. А. Стародубцев, М. А. Соловьев определяют корпоративное образование «как повышение человеческого ресурса конкретного учреждения» и отмечают, что «взаимодействие в реальном времени с наставниками, опытными специалистами, практиками способствует росту человеческого капитала» [Цит. по: 13, с. 13]. Исследователи А. М. Ковалев, Е. В. Ефанова [6, с. 26], А. Н. Матукина [7, с. 66], А. Х. Чугалаев [15, с. 24] и др. считают внутрикорпоративное обучение педагогических кадров наиболее эффективной формой повышения квалификации.

В своих исследованиях, посвященных повышению квалификации, ученые используют понятия «внутришкольное повышение квалификации» [5], «внутрифирменная подготовка» [12], «внутриуч-режденческое повышение квалификации» [4], «корпоративная подготовка» [3],

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Цифровой наставник в системе внутришкольного повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 25-35. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo403/

«внутрикорпоративное обучение» [7], «внутришкольная форма работы» [8] и др. Между такими понятиями, по мнению О. Д. Федорова и О. И. Николенко, можно поставить знак тождества [14], поскольку, как считает А. Н. Матукина, «обучающие взаимодействуют с обучающимися с целью профессионального развития последних по инициативе образовательной организации и в рамках программы профессионального развития, спроектированной самой организацией» [Цит. по: 7, с. 65].

В этом аспекте нам представляется наиболее приемлемым термин «внутри-школьное повышение квалификации». Обладая признаками системы (целенаправленность, автономность, целостность, управляемость), оно максимально ориентировано на решение первостепенных проблем, стоящих перед организацией, стимулирует педагогический коллектив к развитию и выработке единых ценностных ориентиров. В своем исследовании И. К. Кобзенко и Л. В. Абда-лина выделяют следующие требования к системе внутришкольного повышения квалификации: ориентация на актуальные проблемы практической деятельности; понимание педагогами целей и задач изучаемой темы и программы; применение активных методов, в том числе непосредственно на рабочем месте; стимулирование педагогов к приобретению новых знаний и развитие системы самообразования [5, с. 240].

К традиционным формам внутришкольного повышения квалификации

относятся практические занятия, лектории, семинары, мастер-классы, конференции, фестивали, конкурсы. Особая организационная и академическая роль в данной системе отводится наставнику. Традиционно вопросы наставничества связаны с молодыми педагогами. Однако в условиях цифровой трансформации понятие «наставничество» приобретает современное звучание — «цифровое наставничество». И если ранее наставничество рассматривалось как помощь молодым педагогам, в современных реалиях «цифровое наставничество» связано с необходимостью передачи опыта, оказания квалифицированной помощи, поддержки и сопровождения педагогических работников, обучающихся при работе в цифровой образовательной среде. На рынке труда в сфере высшего профессионального образования появляются вакансии цифрового комиссара, отвечающего за процессы автоматизации и компетентное использование сотрудниками ресурсов информационных систем и цифровых решений.

В научной литературе цифровое наставничество рассматривается как

- «метод подготовки молодежи к использованию цифровых технологий в обучении и повседневной деятельности, основанный на демонстрации положительного опыта и имеющий обратную связь» (Т. А. Бороненко, В. С. Федотова) [Цит. по: 2, с. 36];

- инновационный формат образования и управления талантами (И. Ф. Сибга-туллина-Денис, А. Ванчова, И. Е. Нур-гатина, Е. В. Павлухина) [11];

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Цифровой наставник в системе внутришкольного повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. - № 4 (20) / декабрь. — С. 25-35. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo403/

- форма поддержки обучающихся, находящихся в удаленном доступе (В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев) [1].

В нашем понимании цифровой наставник

— это человек, обладающий ИКТ-компе-тентностями, владеющий технологиями электронного обучения, дистанционными образовательными технологиями, навыками работы с электронными образовательными ресурсами, цифровыми сервисами и информационными системами в сфере образования, способный поделиться своим опытом с участниками образовательных отношений и в первую очередь — с педагогическими работниками.

В августе 2023 года Калининградский областной институт развития образования объявил о формировании на основе конкурсного отбора команды цифровых наставников для организации внутришкольного повышения квалификации педагогических работников региона. Основная задача кампании — найти людей, понимающих и на практике грамотно использующих цифровые инструменты экосистемы «Моя школа», способных обучать своих коллег их использованию, в том числе на личном примере. Они должны иметь опыт работы со взрослой аудиторией, высокие показатели по использованию цифровых инструментов, быть практикующими учителями, пользующимися цифровыми сервисами.

План реализации проекта включал в себя семь этапов.

1. Информационная кампания, создание базы контента для реализации проекта, информационного ресурса и коммуникационной платформы.

2. Прием заявок от потенциальных кандидатов.

3. Обучение наставников, творческий конкурс.

4. Конкурсный отбор, формирование первичного рейтинга цифровых наставников.

5. Организация обучения наставниками своих педагогических коллективов, коррекция рейтинга наставников.

6. Организация обучения педагогических коллективов на основании поданных заявок от руководителей.

7. Формирование итогового рейтинга наставников, выплата вознаграждения за текущую работу и дополнительного поощрения по результатам активности школ.

На этапе информирования сведения о проекте направлялись непосредственно в образовательные организации с приглашением к участию в апробации новой модели внутришкольного повышения квалификации с цифровым наставником, подготовленным командой Калининградского областного института развития образования. Проект широко освещался на информационных ресурсах и госпаб-ликах системы образования региона. Также велась большая подготовительная работа к реализации проекта по созданию

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Цифровой наставник в системе внутришкольного повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 25-35. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo403/

следующих информационных ресурсов и обучающего контента проекта:

- информационный ресурс «ИТ Наставник», включающий систему коммуникации наставников со слушателями и функционально позволяющий размещать как общедоступные материалы о проекте и его визитную карточку, так и дистанционные курсы в закрытом контуре, систему записи на них;

- дистанционный курс для обучения наставников, инструкции по работе со слушателями, итоговый тест и материалы для проведения творческого конкурса наставников;

- дистанционный курс для массового обучения педагогов, реализована технология изолированных групп, позволяющая педагогическому коллективу работать в едином пространстве вместе со своим цифровым наставником;

- итоговый тест для оценки результата обучения, шаблон итогового сертификата слушателя, инструкция для слушателя.

Итоговый тест для слушателей является частью дистанционного курса, функциональная схема которого позволяет получить сертификат о прохождении обучения лишь после успешной сдачи итогового теста. После окончания завершения слушатели не отчисляются для того, чтобы иметь постоянный доступ к его учебным материалам для использования в педагогической практике.

Заявки от потенциальных цифровых наставников принимались также на

сайте проекта. Всего было принято 116 заявок от школьных учителей (информатики, математики, начальных классов, биологии, дополнительного образования), представителей администрации школ, системных администраторов и специалистов муниципальных органов управления образованием. Каждый кандидат заполнял анкету, в которой должен был оценить и подтвердить свои навыки работы с цифровыми ресурсами, а также добавить мотивационное письмо о своем участии в проекте. Уровень понимания кандидатами задач цифровизации образования и владения цифровыми сервисами оказался высоким (среднее значение — более 85 %). География кандидатов охватывала все муниципальные образования региона, что являлось перспективным в плане сопровождения слушателей в малых городах и поселках Калининградской области.

На этапе повышения квалификации кандидатам были представлены учебные материалы и инструкции по работе с сервисами платформы ФГИС «Моя школа», а также методические рекомендации по применению сервисов в образовательном процессе. Конкурсный отбор цифровых наставников проходил в два этапа: выполнение итогового теста и творческого задания. Спецификация теста включала в себя вопросы по государственной политике в области цифровой трансформации образования, функционал базовой платформы ФГИС «Моя школа» и ее цифровых сервисов. Творческое задание включало в себя анализ конкретных педагогических ситуаций

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Цифровой наставник в системе внутришкольного повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 25-35. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo403/

по использованию цифровых сервисов, а также по формированию стратегии взаимодействия с наставляемыми в ходе освоения функционала внедряемых цифровых решений. Работа кандидата оценивалась по следующим критериям: методический опыт, убедительность и коммуникация, понимание стратегии и задач цифровой трансформации образования, грамотность речи.

Максимально по итогам тестирования и творческого конкурса кандидат мог получить 100 баллов. Оценка формировала предварительный рейтинг наставника. Высший возможный результат получили четыре человека, они были почетно включены в региональный методический актив [9]. Команда цифровых наставников была сформирована в сентябре 2023 года из кандидатов, набравших более 70 баллов и успешно прошедших творческий конкурс. Из 116 кандидатов было отобрано 60 человек, получивших удостоверение о повышении квалификации и статус цифрового наставника, позволяющий продолжить работу и обучать сотрудников своих педагогических коллективов. Список наставников и их рейтинг утверждаются приказом ректора Калининградского областного института развития образования1. Каждый наставник получил пакет документов, инструкции по работе со слушателями, персональный код для зачисления слушателей на дистанционный курс

и демонстрационные материалы для выступления на собрании со слушателями. География сформированной команды цифровых наставников также позволяла охватить все муниципальные образования региона.

На следующем этапе цифровые наставники сопровождали своих коллег-учителей, осваивавших функционал цифровых сервисов платформы ФГИС «Моя школа». Традиционно такая работа начинается с общего собрания, на котором наставник рассказывает о функционале и назначении цифровых сервисов, а также сообщает персональный код для зачисления на дистанционный курс. Далее взаимодействие строится в плоскости изучения материалов дистанционного курса и выполнения его заданий. Важно для наставника верно позиционировать себя как постоянного помощника, ведь его работа не завершится после окончания слушателем курса — он будет рядом всегда и поможет педагогу в его работе, ответит на вопрос, посодействует в подборе правильного инструмента для решения поставленных задач.

В период с октября по ноябрь 2023 года цифровые наставники сопровождали обучение 3,5 тысяч педагогов. Успешно завершили обучение и получили итоговый сертификат 3 350 человек из 88 школ региона. Это почти половина от всего количества педагогических работников

1 Приказ Калининградского областного института развития образования от 26.09.2023 года № 542-ОД «О результатах конкурсного отбора и утверждении методических материалов».

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Цифровой наставник в системе внутришкольного повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. - № 4 (20) / декабрь. — С. 25-35. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo403/

(45,8 %) и организаций (50,2 %) системы общего образования Калининградской области. Средний результат итогового теста этих слушателей составил 61,17 баллов из 100 возможных. Более 85 баллов получили 723 человека (21,5 % от общего числа), а максимальный результат — 148 человек (4 % от общего числа). Работа наставника продолжается в новом качестве — теперь они уже не сопровождают обучение своего коллеги, а консультируют его по вопросам использования

Работа цифрового наставника с педагогическим коллективом оценивалась по следующим критериям:

- доля охвата обучением на дистанционном курсе педагогических работников в коллективе;

- соблюдение слушателями сроков обучения на дистанционном курсе и

цифровых инструментов в конкретных педагогических ситуациях.

После завершения обучения всем слушателям дистанционного курса стала доступна итоговая анкета обратной связи, где они имели возможность оставить свой отзыв и оценить работу наставника, качество контента и ценность самого проекта. Свой отзыв оставили 2 437 человек. Средний балл по критериям представлен в таблице 1.

своевременный выход на итоговое тестирование;

доля слушателей, успешно прошедших итоговое тестирование; доля слушателей, выполнивших итоговый тест на 90 и более баллов; наличие слушателей, получивших максимально возможный результат;

Таблица 1 — Результаты анкетирования слушателей

Критерий Средний результат (балл от 1 до 5) Доля максимальной оценки, %

Качество теоретического материала 4,79 86

Польза для применения на практике 4,63 74

Качество тестовых материалов 4,68 80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качество дополнительных материалов для изучения 4,75 82

Работа цифрового наставника 4,65 82

Работа организаторов проекта 4,72 83

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Цифровой наставник в системе внутришкольного повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. - № 4 (20) / декабрь. — С. 25-35. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo403/

- доля положительных отзывов о работе наставника в итоговой анкете.

Итоги обучения слушателей и их оценка работы своего куратора влияют на рейтинг цифровых наставников. Наиболее опытным наставникам организаторы проекта предлагают сопровождать слушателей из соседних школ или из соседних муниципалитетов. Заявки от школ региона на обучение с цифровым наставником принимаются постоянно на сайте проекта.

Помимо интересного опыта и высокой оценки его результата со стороны слушателей регион демонстрирует положительную динамику в разрезе показателей использования цифровых инструментов в образовательном процессе. Калининградская область вновь занимает лидирующую позицию среди других регионов (первое место) по активности школ в системе ФГИС «Моя школа», а педагоги по своей активности занимают четвертое место среди других регионов. Отмечается почти двукратное увеличение показателя востребованности контента из библиотеки электронных образовательных материалов портала — учителя проявили интерес к 1 981 ресурсу библиотеки (в прошлом году это значение составляло 1 070 ресурсов). Все педагоги региона активно используют в своей профессиональной деятельности коммуникационную площадку «Сферум». Отмечается высокий рост активности и новых регис-траций учащихся и родителей на портале ФГИС «Моя школа» — в период реализации проекта к системе присоединились

23 тысячи учеников и 12 тысяч родителей [10], что указывает также на эффективную просветительскую функцию проекта цифровых наставников.

В грядущем 2024 году цифровые наставники продолжат работу по сопровождению педагогических работников своих школ, а также обучат педагогов из соседних образовательных организаций и из школ ближайших муниципалитетов, запланирована разработка новых дистанционных курсов по применению цифровых помощников (новые сервисы ФГИС «Моя школа») и материалов для слушателей, посвященных вопросам цифровой дидактики и методики использования электронных образовательных ресурсов на уроке.

Список литературы

1. Блинов, В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 3. — С. 4-18.

2. Бороненко, Т. А. Цифровое наставничество: готовы ли учителя участвовать в формировании цифровой грамотности школьников? / Т. А. Бороненко, В. С. Федотова // Ярославский педагогический вестник. — 2020. — № 4 (115). — С. 33-44.

3. Власова, Е. З. Корпоративная подготовка преподавателей на основе электронного обучения / Е. З. Власова // Современное образование: традиции и инновации. — 2017. — № 2. — С. 28-34.

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Цифровой наставник в системе внутришкольного повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. - № 4 (20) / декабрь. — С. 25-35. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo403/

4. Докучаева, М. Н. Внутриучрежден-ческая система повышения квалификации педагогов-музыкантов: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Докучаева Марина Николаевна. — Саратов, 2005. — 26 с.

5. Кобзенко, И. К. Характеристика процесса внутришкольного повышения квалификации педагога / И. К. Кобзенко, Л. В. Абдалина // Социально-экономические явления и процессы.

— 2010. — № 6. — С. 238-241.

6. Ковалев, А. М. Внутрикорпоративное обучение педагогических работников как фактор повышения качества образования / А. М. Ковалев, Е. В. Ефанова // Педагогика, образование, инновации: Сб. ст. международной науч.-практич. конф. 27 июля 2023 года. — Пенза: Наука и Просвещение, 2023. — С. 25-27.

7. Матукина, А. Н. Внутрикорпоративное обучение педагогов как способ формирования нового педагогического профессионализма [Электронный ресрус] / А. Н. Матукина // Russian Journal of Education and Psychology.

— 2018. — № 6. — С. 61-75. — URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/ article/view/10954 (дата обращения: 10.11.2023).

8. Просвирнина, И. В. Развитие профессиональной компетентности учителя образовательной школы в условиях внутришкольной формы работы: авто-реф. дисс. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Просвирнина Ирина Владимировна.

— Н. Новгород, 2005. — 27 с.

9. Региональный методический актив [Электронный ресурс] //

Калининградский областной институт развития образования. — URL: https://koiro.edu.ru/kafedry-i-centry/ cnppm/proekty-cnppm/rma/ (дата обращения: 17.11.2023).

10. Сервис аналитики ЦОС [Сайт]. — URL: https://data.edu.ru/ (дата обращения: 10.11.2023).

11. Сибгатуллина-Денис, И. Ф. Цифровое наставничество в системе бенч-маркинга востребованных форматов образования и управления талантами [Электронный ресурс] / И. Ф. Сиб-гатуллина-Денис [и др.] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. — 2021. — № 1 (21). — С. 15-22. — URL: https://www.ppfsvfu. ru/jour/article/view/102/102 (дата обращения: 10.11.2023).

12. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / А. П. Тря-пицына [и др.]. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.

13. Стародубцев, В. А. Неформальная поддержка высшего образования / В. А. Стародубцев, М. А. Соловьев // Высшее образование в России. — 2013. — № 3. — С. 10-19.

14. Федоров, О. Д. Внутрикорпоративное обучение в системе непрерывного педагогического образования / О. Д. Федоров, О. И. Николенко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2021. — № 3 (48). — С. 57-70.

15. Чугалаев, А. Х. Эффективное повышение квалификации педагогов внутри школы / А. Х. Чугалаев // Инно-

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Цифровой наставник в системе внутришкольного повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. - № 4 (20) / декабрь. — С. 25-35. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo403/

вационные проекты и программы в образовании. — 2010. — № 4. — С. 23-24.

Dmitry Y. Kulagin

Kaliningrad Regional Institute of education development Kaliningrad, Russia

Nina N. Pustovachenko

Kaliningrad Regional Institute of education development Kaliningrad, Russia

Digital mentor in the system of internal school professional development

Abstract. The article describes the experience of the Kaliningrad Regional Institute of education development in supporting the region's pedagogical staff in mastering digital tools accompanied by digital mentors. The authors of the article, being current project curators, describe their experience in organizing the project, the process of forming a group of digital mentors, including selection criteria, conducting training, and evaluating their

Статья поступила в редакцию 17.11.2023; одобрена после рецензирования 07.12.2023; принята к публикации 08.12.2023.

competence. Special attention is paid to the continuous professional development of teachers within the collective and the new role of mentors, providing a guidance to their mentees not only in the process of mastering digital tools, but also in specific educational situations. The article describes the project information base, including the portal, distance courses, and communication platform, as well as tools for assessing teachers' acquired competencies, which are supported by digital mentors. In conclusion, the authors of the article conclude that in-school professional development with the involvement of academic resources of digital mentors is an effective tool for the development of the pedagogical community. The article describes the positive enlightening effect among all participants of the educational process and the high results in the indicators of using digital tools implemented in educational organizations within the framework of the federal project "Digital Educational Environment".

Keywords: corporate training, digital transformation, educational environment, information system, ICT competences, digital mentor, electronic resource, distance learning.

The article was submitted 17.11.2023; approved after reviewing 07.12.2023; accepted for publication 08.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.