Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА: СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА: СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1041
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вейдт Валерия Павловна

В статье с учетом обоснования актуальности рассматриваются содержание и основные направления деятельности по научно-методическому сопровождению педагога в условиях модернизации системы образования. На основе анализа ряда источников определены понятия «сопровождать», «сопровождение», «научно-методическое сопровождение»; делается вывод о необходимости уточнения содержания и направлений деятельности по научно-методическому сопровождению педагогического работника, несмотря на разработанность проблемы в педагогической науке и образовательной практике. С учетом анализа Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, а также научных трудов выявлено и представлено содержание деятельности по научно-методическому сопровождению педагога. В целях структурирования такой деятельности выделены и описаны девять направлений научно-методического сопровождения: обучающее, диагностическое, информационное, мотивирующее / стимулирующее, консультационное, психологическое, коррекционное, адаптационное, аналитическое. На примере деятельности Калининградского областного института развития образования показано, через какие мероприятия могут реализовываться заявленные направления по научно-методическому сопровождению педагога. Выделены ключевые подходы - деятельный и компетентностный, на основании которых должно реализовываться научно-методическое сопровождение педагога. Перечислены андрагогические принципы научно-методического сопровождения педагога (вариативности, адресности, индивидуализации, совместной деятельности, интерактивности, открытости) и представлены примеры их реализации в системе дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE TEACHER: CONTENT AND DIRECTIONS OF ACTIVITY

Taking into account the justification of relevance, the article deals with the content and main directions of the scientific and methodological support of a teacher in the conditions of educational system modernization. Based on the analysis of several sources, the concepts of "accompany", "support", "scientific and methodological support" are defined; the conclusion about the need to clarify the content and directions of activities on scientific and methodological support of a pedagogue is made despite the fact of the elaboration of the problem in Pedagogical Science and educational practice. Taking into account the analysis of the Concept of creating a unified federal system of scientific and methodological support of pedagogical workers and management personnel, as well as scientific works, the content of scientific and methodological support activities of a teacher is identified and presented. In order to structure such activity, nine directions of scientific and methodological support were identified and described: training, diagnostic, informational, motivating/stimulating, advisory, psychological, correctional, adaptive, analytical. By the activities of Kaliningrad Regional Institute of the educational development it was shown which activities could be realized to implement the stated directions of scientific and methodological support for a teacher. Such key approaches as activity-based and competence-based are highlighted, on the basis of which the scientific and methodological support of a teacher should be implemented. Andragogical principles of scientific and methodological teacher support (variability, targeting, individualization, joint activities, interactivity, openness) are listed and examples of their realization in the system of additional professional education are given.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА: СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 371.14:37.011

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. - № 3 (15) / сентябрь. — С. 14-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo302/

Вейдт Валерия Павловна | valeriya.veidt@gmail.com

Кандидат педагогических наук Проректор по научно-методической работе Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности

Аннотация. В статье с учетом обоснования актуальности рассматриваются содержание и основные направления деятельности по научно-методическому сопровождению педагога в условиях модернизации системы образования. На основе анализа ряда источников определены понятия «сопровождать», «сопровождение», «научно-методическое сопровождение»; делается вывод о необходимости уточнения содержания и направлений деятельности по научно-методическому сопровождению педагогического работника, несмотря на разработанность проблемы в педагогической науке и образовательной практике. С учетом анализа Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, а также научных трудов выявлено и представлено содержание деятельности по научно-методическому сопровождению педагога. В целях структурирования такой деятельности выделены и описаны девять направлений научно-методического сопровождения: обучающее, диагностическое,

информационное, мотивирующее / стимулирующее, консультационное, психологическое, коррекционное, адаптационное, аналитическое. На примере деятельности Калининградского областного института развития образования показано, через какие мероприятия могут реализовываться заявленные направления по научно-методическому сопровождению педагога. Выделены ключевые подходы — деятельный и компетен-тностный, на основании которых должно реализовываться научно-методическое сопровождение педагога. Перечислены андрагогические принципы научно-методического сопровождения педагога (вариативности, адресности, индивидуализации, совместной деятельности, интерактивности, открытости) и представлены примеры их реализации в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: научно-методическое сопровождение, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, непрерывное развитие педагога.

УДК 371.14:37.011

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. - № 3 (15) / сентябрь. — С. 14-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo302/

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации 2023 год объявлен Годом педагога и наставника [14]. Данное закономерное решение обусловлено множеством фактором, среди которых особое место занимает следующий: в настоящее время во всех регионах России утверждено Положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, тем не менее проблема содержания, направлений, условий деятельности, ролевого репертуара и пр. по научно-методическому сопровождению требует более серьезного анализа и поиска новых эффективных способов ее организации.

Хотя история научно-методического сопровождения педагога насчитывает не одно десятилетие, в настоящее время в условиях реализации национального проекта «Образование» [10] особое внимание уделяется модернизации существующих подходов к организации этой деятельности. Так, должны быть апробированы различные программы наставничества педагогических работников; выявлены и растиражированы эффективные педагогические практики; оказана методическая поддержка в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций; проведены мероприятия обучающего характера в новых, практико-ориентированных, в том числе нестандартных, форматах. Всё это в совокупности задает необходимость пересмотра сложившихся

подходов к осуществлению научно-методического сопровождения педагогических работников.

Таким образом, исходя из актуальности рассматриваемой проблемы целью настоящей статьи является определение содержания и основных направлений деятельности по научно-методическому сопровождению педагога в условиях модернизации образования.

Определим ключевые понятия, используемые в тексте.

Слово «сопровождение» есть действие от глагола «сопровождать», имеющего такие значения, как идти вместе, следовать или находиться рядом, напутствовать, посылать пожелания или замечания [6]. Таким образом, при первичном анализе термина сразу можно выделить как минимум две характеристики, присущие процессу сопровождения: во-первых, активность субъектов сопровождения и деятельностный характер их взаимодействия; во-вторых, субъектность процесса сопровождения, выражающаяся в сотрудничестве в отношениях. Можно дополнить эти характеристики другими смысловыми акцентами, выделенными А. В. Воронцовой и А. Г. Самохваловой, — интерсубъектностью (совместностью, единством, общностью) и динамичностью, демонстрирующей движение и продолжительность взаимодействия субъектов сопровождения [4]. Однако следование рядом и напутствие не возникают сами по себе — эти процессы являются ответом на какие-либо вызовы (проблемы).

УДК 371.14:37.011

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 14-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo302/

Следовательно, сопровождение также можно трактовать как оказание помощи, поддержки в условиях возникновения каких-либо затруднений. Важно при этом отметить, что дефиниция «сопровождать» (гуманистический подход) не тождественна значению слова «направлять» [9] (авторитарный, субъект-объектный подходы). На необходимую самостоятельность субъекта сопровождения указывают также Е. И. Казакова и А. П. Тряпицина [7].

Понятие научно-методического сопровождения педагога считается достаточно устоявшимся в науке; под ним большинство исследователей (например, Е. Р. Бобровникова [2], М. А. Варзанова, [3], М. Н. Певзнер [9] и мн. др.) понимает комплекс мероприятий или систему действий, направленных на оказание помощи педагогическому работнику в целях его профессионального развития (роста). Важно отметить, что данный тип сопровождения — научно-методический — предполагает синтез педагогический науки и практики [11, с. 31], что может оказать существенное влияние на повышение качества образования.

Тем не менее, несмотря на разработанность понятия, возникает закономерный вопрос, связанный с содержанием и направлениями деятельности по научно-методическому сопровождению педагога.

На современном этапе развития системы образования, в том числе в условиях перехода на обновленные

федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, научно-методическое сопровождение педагога может реализовываться в различных форматах — как классических (например, в форме консультаций), так в более современных (например, в рамках проведения коуч-сессий). При этом одним из важнейших этапов научно-методического сопровождения должна выступать рефлексия собственной профессиональной деятельности [5], осуществляемая педагогом либо при активной фасилитирующей поддержке наставника / тьютора / методиста, либо самостоятельно.

В Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров [12] научно-методическое сопровождение предполагает включенность педагога в систему формального (повышение квалификации, профессиональная переподготовка), неформального (участие в семинарах, мастер-классах, тренингах, конференциях, встречах общественно-профессиональных объединений и пр.) и информального (самообразование, осуществляемое посредством чтения учебной литературы, просмотра познавательных видеороликов, общения со специалистами в своей области и пр.) образования. Предполагается, что создание единого научно-методического пространства обеспечит непрерывное и планомерное профессиональное развитие работников системы образования.

УДК 371.14:37.011

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 14-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo302/

При этом содержание деятельности по

научно-методическому сопровождению

педагогических работников включает

1) реализацию актуальных для системы образования дополнительных профессиональных программ, предварительно прошедших профессионально-общественную экспертизу, в том числе в формате стажировок;

2) разработку и апробацию новых подходов к организации непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе с учетом достижений в области информатизации образования;

3) проведение прикладных исследований в сфере образования, в том числе выявление и тиражирование успешных педагогических практик;

4) оказание адресной информационно-методической поддержки педагогическим работникам, в том числе посредством создания условий для разработки и реализации индивидуальных траекторий развития с привлечением тьюторов;

5) стимулирование педагогических работников к внедрению инноваций в профессиональной деятельности;

6) координация деятельности профессиональных сообществ и методических объединений, создание условий для вступления педагогов в общественно-профессиональные объединения;

7) оказание методической поддержки молодым педагогам, в том числе содействие в реализации программ наставничества [Там же].

Научно-методическое сопровождение, являясь процессом индивидуализированным и адресным, должно выстраиваться в соответствии с профессионально-образовательным потенциалом, сложившимся к данному этапу профессиональной карьеры педагога [11, с. 32]. Одновременно с этим сопровождающему специалисту необходимо, учитывая различные условия профессиональной деятельности педагога (социальные, психологические, методические), побуждать его к поиску самостоятельных решений, помогать ему осознать ответственность за принятые решения.

Направления деятельности по научно-методическому сопровождению, несмотря на широчайшее разнообразие форм, а также различность условий, в которых работают педагоги, в первую очередь должны отражать систему действий и мероприятий сопровождающего специалиста и сопровождаемого педагога; более того, система действий обязана соответствовать поставленным задачам и цели по научно-методическому сопровождению. Системность, по мнению Е. В. Коротаевой, должна проявляться на всех этапах сопровождения педагога [8] — от подготовительного до рефлексивного. Кроме того, важно, чтобы научно-методическое сопровождение педагога имело адресный (персонифицированный) характер, а планируемые результаты были конкретными и достижимыми.

УДК 371.14:37.011

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 14-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo302/

В целях структурирования деятельности по научно-методическому сопровождению педагога можно выделить следующие направления:

1) обучающее — формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических работников через включение их в систему формального, неформального и информального образования;

2) диагностическое — оценка уровня сформированности профессиональных компетенций педагога с целью определения «точек» его дальнейшего профессионального роста;

3) информационное — информирование педагогического сообщества о возможностях и способах профессионального развития с учетом необходимости осуществления опережающей профессиональной подготовки;

4) мотивирующее / стимулирующее — создание специальных условий для формирования и развития у педагога желания (мотивации, стимулов) овладевать новым содержанием образования, быть в курсе ключевых тенденций в педагогической сфере;

5) консультационное — оказание помощи педагогу в части имеющейся профессиональной проблемы через анализ сложившейся ситуации и (совместный) поиск возможных вариантов ее разрешения;

6) психологическое — содействие в преодолении педагогом каких-либо психологических проблем, в том числе обучение навыкам эффективной коммуникации (с детьми, коллегами, родителями), а также оказание психологической поддержки педагогу в кризисный период;

7) коррекционное — создание условий для изменения (корректировки) сложившихся у педагога подходов в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения;

8) адаптационное — обеспечение согласованности ожиданий и возможностей педагогического работника с реализацией необходимых требований в сфере образования, в том числе «удержание» учителя в профессии;

9) аналитическое — выявление, анализ, систематизация и тиражирование (при необходимости) информации по той или иной проблематике в сфере образования.

Для большей наглядности в таблице 1 представлены примеры мероприятий, организуемых Калининградским областным институтом развития образования, для разных категорий педагогических работников в рамках каждого из направлений деятельности по научно-методическому сопровождению.

УДК 371.14:37.011

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. - № 3 (15) / сентябрь. — С. 14-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo302/

Таблица 1 — Направления деятельности Калининградского областного института развития образования по научно-методическому сопровождению педагога

Направление Примеры мероприятий Сопровождающий специалист Сопровождаемый педагог

Обучающее Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций Тьютор центра непрерывного повышения профессионального мастерства Калининградского областного института развития образования Учитель-предметник

Серия семинаров в рамках регионального проекта «Ученикам XXI века» Тренер (тьютор) регионального проекта «Ученикам XXI века» Участник регионального проекта «Ученикам XXI века» — учитель общеобразовательной школы

Диагностическое Процедура оценки компетенций, необходимых для осуществления воспитательной деятельности учителями в общеобразовательной школе Специалист центра непрерывного повышения профессионального мастерства Калининградского областного института развития образования Классный руководитель

Входное оценивание уровня профессиональных компетенций в рамках курсов планового повышения квалификации1 Методист Калининградского областного института развития образования Педагогический работник, зачисленный на курсы планового повышения квалификации

Информационное Анонсирование предстоящих мероприятий (курсов, семинаров, консультаций и пр.) на специально созданном ресурсе https:// время-учиться39. рф с возможностью регистрации Тьютор центра непрерывного повышения профессионального мастерства Калининградского областного института развития образования Работник образовательной организации

1 Плановое повышение квалификации — повышение квалификации работников системы образования, осуществляемое за счет средств областного бюджета в рамках исполнения Калининградским областным институтом развития образования государственного задания.

УДК 371.14:37.011

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. - № 3 (15) / сентябрь. — С. 14-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo302/

Направление Примеры мероприятий Сопровождающий специалист Сопровождаемый педагог

Мотивирующее / стимулирующее Образовательная встреча участников профессиональ-но-сообщества — клуба «Янтарный пеликан» Методический актив клуба «Янтарный пеликан» Участник клуба «Янтарный пеликан» — педагогический работник, планирующий принимать участие в конкурсах профессионального мастерства)

Образовательная экскурсия на базе ведущих промышленных предприятий региона Специалист центра развития управленческих кадров и профессионального образования Калининградского областного института развития образования Преподаватель организации среднего профессионального образования

Консультационное Серия консультационных мероприятий «Час предмета» Методист Калининградского областного института развития образования Учитель из школы с низкими образовательными результатами

Психологическое Серия тренингов, направленных на овладение приемами профилактики профессионального выгорания педагогов Преподаватель Калининградского областного института развития образования Педагог-психолог образовательной организации

Коррекционное Стратегические сессии по цифровиза-ции образования Преподаватель Калининградского областного института развития образования Учитель информатики и ИКТ

Образовательные стажировки на базе ведущих школ региона по реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Учитель — участник регионального методического актива Учитель, готовящийся к реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов

Адаптационное Разработка и реализация программы наставничества Опытный учитель — член регионального методического актива Молодой педагог

УДК 371.14:37.011

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. - № 3 (15) / сентябрь. — С. 14-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntL2022/kvo302/

Направление Примеры мероприятий Сопровождающий специалист Сопровождаемый педагог

Региональный этап конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют» Специалист центра непрерывного повышения профессионального мастерства Калининградского областного института развития образования Молодой учитель общеобразовательной школы

Аналитическое Выявление и тиражирование эффективного педагогического опыта /инновационных практик Специалист центра непрерывного повышения профессионального мастерства Калининградского областного института развития образования Педагог, подавший заявку на предъявление эффективного педагогического опыта / инновационных практик

Важно отметить, что научно-методическое сопровождение педагога может быть продуктивным только при создании специальных условий, среди которых особое место занимает реализация деятельного и компетентностного подходов с опорой на андрагогические принципы, как то: принцип вариативности (пример реализации: построение индивидуальной программы профессионального развития или индивидуального образовательного маршрута исходя из «веера» предложений — курсов, образовательных модулей, событий и пр.); принцип адресности (пример реализации: построение индивидуального учебного плана на курсах повышения квалификации с учетом имеющихся дефицитов профессиональных компетенций и (или) профессиональных запросов); принцип индивидуализации (пример реализации: консультирование педагогического

работника по запросу); принцип совместной деятельности (пример реализации: совместная разработка и осуществление программы наставничества для молодого учителя); принцип интерактивности (пример проявления: участие педагогических работников в мероприятиях общественно-профессиональных объединений); принцип открытости (пример проявления: своевременное информирование учителя об актуальных образовательных мероприятиях, организуемых различными организациями дополнительного профессионального образования) и др. По мнению М. Г. Сергеевой и А. С. Соколовой, научно-методическое сопровождение должно обязательно учитывать опыт педагога, его возможности и запросы, а также необходимость применения полученных знаний в реальной педагогической практике [13, с. 221]. Одновременно с этим согла-

УДК 371.14:37.011

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 14-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo302/

симся с Е. А. Александровой [1, с. 19] в том, что суть научно-методического сопровождения необходимо свести к созданию мотивирующей среды для профессионального роста педагога, его самовыражения и педагогического творчества.

Список литературы

1. Александрова, Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов / Е. А. Александрова // Ярославский педагогический вестник. — 2020. — № 6 (117). — С. 14-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бобровникова, Е. Р. Научно-методическое сопровождение деятельности учителей на основе совместной деятельности субъектов образовательного пространства / Е. Р. Бобровникова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2012. — № 2. — С. 24-28.

3. Варзанова, М. А. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Варзанова Мария Александровна. — Ярославль, 2020. — 263 с.

4. Воронцова, А. В. Подходы к пониманию педагогического сопровождения стратегии развития воспитания в Российской Федерации / А. В. Воронцова, А. Г. Самохвалова. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. — № 2. — С. 6-11.

5. Галицких, Е. О. Научно-методическое сопровождение педагогов в

современных условиях развития школы / Е. О. Галицких, О. В. Давлят-шина // Педагогический ИМИДЖ. — 2016. — № 3 (32). — С. 16-27.

6. Значение слова «сопровождать» [Электронный ресурс] // КАРТАСЛОВ. РУ — Карта слов и выражений русского языка. — URL: https://kartaslov. ru/значение-слова/сопровождать (дата обращения: 17.08.2022).

7. Казакова, Е. И. Диалог на лестнице успеха: Книга для учителей и родителей / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. — СПб.: Петербург XXI век; Пресс-Атташе, 1997. — 157 с.

8. Коротаева, Е. В. О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования [Электронный ресурс] / Е. В. Коро-таева // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 4. — URL: http://journals.uspu.ru/attachments/ article/888/06.pdf (дата обращения: 18.08.2022).

9. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / М. Н. Певзнер [и др.] / под ред. М. Н. Певзнера, О. М. Зай-ченко. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. — 316 с.

10. Нацпроект «Образование» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. — URL: https://edu.gov.ru/ national-project/ (дата обращения: 19.08.2022).

УДК 371.14:37.011

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 14-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo302/

11. Постников, П. Г. Научно-методическое сопровождение профессионального поведения учителя / П. Г. Постников // Образование и наука. — 2005. — № 4 (34). — С. 27-37.

12. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 года № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» [Электронный ресурс] // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации. — URL: https://docs.edu.gov. ru/document/3fc484bc2dcf592bee7 e324ca2bfda90/ (дата обращения: 17.08.2022).

13. Сергеева, М. Г. Научно-методическое сопровождение непрерывности профессионального совершенствования педагогов / М. Г. Сергеева, А. С. Соколова // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 67-1. — С. 219-222.

14. Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 года № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» [Электронный ресурс] // Официальный портал правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202206270003 (дата обращения: 19.08.2022).

Valeriya P. Veidt

Kaliningrad Regional Institute of education development Kaliningrad, Russia

Scientific and methodological support of the teacher: content and directions of activity

Abstract. Taking into account the justification of relevance, the article deals with the content and main directions of the scientific and methodological support of a teacher in the conditions of educational system modernization. Based on the analysis of several sources, the concepts of "accompany", "support", "scientific and methodological support" are defined; the conclusion about the need to clarify the content and directions of activities on scientific and methodological support of a pedagogue is made despite the fact of the elaboration of the problem in Pedagogical Science and educational practice. Taking into account the analysis of the Concept of creating a unified federal system of scientific and methodological support of pedagogical workers and management personnel, as well as scientific works, the content of scientific and methodological support activities of a teacher is identified and presented. In order to structure such activity, nine directions of scientific and methodological support were identified and described: training, diagnostic, informational, motivating/stimulating, advisory, psychological, correctional,

УДК 371.14:37.011

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 14-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo302/

adaptive, analytical. By the activities of Kaliningrad Regional Institute of the educational development it was shown which activities could be realized to implement the stated directions of scientific and methodological support for a teacher. Such key approaches as activity-based and competence-based are highlighted, on the basis of which the scientific and methodological support of a teacher should be implemented. Andragogical principles of

Статья поступила в редакцию 19.08.2022; одобрена после рецензирования 01.09.2022; принята к публикации 05.09.2022.

scientific and methodological teacher support (variability, targeting, individualization, joint activities, interactivity, openness) are listed and examples of their realization in the system of additional professional education are given.

Keywords: scientific and methodological support, additional professional education, professional development, constant teacher development.

The article was submitted 19.08.2022; approved after reviewing 01.09.2022; accepted for publication 05.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.