Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ НА ЗАНЯТИИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ НА ЗАНЯТИИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ГУМАНИЗМ / LANGUAGE LEADER / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ТЕМЫ / УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ / ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Нина Васильевна, Зиновьева Ольга Владимировна, Вдовина Елена Константиновна

Актуальность. Социальная направленность воспитания является подготовкой студентов к социализации, которая рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и особенно социологическим факторам, которые недостаточно раскрыты в педагогической литературе. Цель исследования - рассмотрение практических примеров реализации социально-ориентированной воспитательной цели на примерах содержательных аспектов аутентичного учебника по английскому языку Language Leader Intermediate. Методы исследования. На основе теоретического анализа научной литературы и систематизации существующих гуманистических воспитательных концепций выявлены и обоснованы педагогические и методические условия актуализации социального аспекта воспитания в обучении иностранному языку в университете. Результаты исследования. Выявлено, что формулировка воспитательной цели занятия и ее имплементация на занятиях по иностранному языку вызывает сложности у многих студентов педагогического профиля. Рассмотрена социальная значимость следующих тем: личность, путешествия, работа, исчезающие языки, реклама, бизнес, дизайн, образование, техника, тенденции, искусство и массмедиа, преступность. Предложены конкретные учебные задания для аудиторной и самостоятельной работы студентов с использованием ресурсов сети Интернет для обсуждения социального контента в форматах презентаций, эссе, диалогов, дебатов. Текстотека учебника расширяется за счет выполняемых обучающимися креативных заданий, сфокусированных на таких аспектах современного гражданского общества, как подвижничество волонтеров, социальные последствия технократии, этические дилеммы бизнеса, инклюзивное образование, экологические проблемы, социальная реклама, уважение к явлениям культуры, границы гуманности и толерантности в отношении к преступникам и др. Выводы. Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по иностранному языку в университете должна осуществляться путем акцентирования сущностных содержательных связей между тематикой уроков изучаемого пособия по иностранному языку Language Leader Intermediate и существующими в современном обществе проблемами. Формируемые ценностные ориентации обучающихся связаны с более глубоким проникновением в сущность социальных проблем, развитием их гражданского сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Нина Васильевна, Зиновьева Ольга Владимировна, Вдовина Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF SOCIALLY ORIENTED EDUCATIONAL GOAL IN FOREIGN LANGUAGE CLASS AT UNIVERSITY

Importance. Social orientation of upbringingis aimed at preparing students for socialization, which is seen as the process of a person’s entering the social environment and adaptation to cultural, psychological and, especially, sociological factors that are not sufficiently considered in pedagogical literature. The goal of the article is to study practical examples of the socially oriented upbringing goal implementation with the examples of the content aspects in an authentic English textbook Language Leader Intermediate. Research methods. Drawing on the theoretical analysis of scientific literature and systematization of existing humanistic upbringing concepts, the pedagogical and methodological conditions for realization of the social upbringing aspect in teaching a foreign language at the university are identified and substantiated. Results and Discussion. It was revealed that the formulation of the educational goal and its implementation in a foreign language classroom causes difficulties for many students of a pedagogical profile. The social significance of the following topics is considered: personality, travel, work, endangered languages, advertising, business, design, education, technology, trends, art and mass media, crime . Specific learning tasks are proposed for classroom and independent work of students, using the resources of the Internet, to discuss social content in the formats of presentations, essays, dialogues, debates. The textbook is thus expanded due to creative tasks performed by students, focusing on such aspects of modern civil society as selflessness of volunteers, social consequences of technocracy, ethical dilemmas of business, inclusive education, environmental problems, social advertising, respect for cultural phenomena, boundaries of humanity and tolerance in relation to criminals , etc. Conclusion. The implementation of a socially oriented educational goal in a foreign language class at a university should be carried out by emphasizing the essential meaningful links between the topics of the studied foreign language manual Language Leader Intermediate and the problems existing in contemporary society. The students’ value orientations being formed are associated with a deeper insight into the essence of social problems, the development of their civic consciousness.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ НА ЗАНЯТИИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 2 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 2 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Научная статья УДК 372.881.111.1

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-317-333

Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по иностранному языку в вузе

Нина Васильевна ПОПОВА *, Ольга Владимировна ЗИНОВЬЕВА ,,

Елена Константиновна ВДОВИНА

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» 195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 *Адрес для переписки: ninavaspo@mail.ru

Актуальность. Социальная направленность воспитания является подготовкой студентов к социализации, которая рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и особенно социологическим факторам, которые недостаточно раскрыты в педагогической литературе. Цель исследования - рассмотрение практических примеров реализации социально-ориентированной воспитательной цели на примерах содержательных аспектов аутентичного учебника по английскому языку Language Leader Intermediate.

Методы исследования. На основе теоретического анализа научной литературы и систематизации существующих гуманистических воспитательных концепций выявлены и обоснованы педагогические и методические условия актуализации социального аспекта воспитания в обучении иностранному языку в университете.

Результаты исследования. Выявлено, что формулировка воспитательной цели занятия и ее имплементация на занятиях по иностранному языку вызывает сложности у многих студентов педагогического профиля. Рассмотрена социальная значимость следующих тем: личность, путешествия, работа, исчезающие языки, реклама, бизнес, дизайн, образование, техника, тенденции, искусство и массмедиа, преступность. Предложены конкретные учебные задания для аудиторной и самостоятельной работы студентов с использованием ресурсов сети Интернет для обсуждения социального контента в форматах презентаций, эссе, диалогов, дебатов. Текстотека учебника расширяется за счет выполняемых обучающимися креативных заданий, сфокусированных на таких аспектах современного гражданского общества, как подвижничество волонтеров, социальные последствия технократии, этические дилеммы бизнеса, инклюзивное образование, экологические проблемы, социальная реклама, уважение к явлениям культуры, границы гуманности и толерантности в отношении к преступникам и др.

Выводы. Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по иностранному языку в университете должна осуществляться путем акцентирования сущностных содержательных связей между тематикой уроков изучаемого пособия по иностранному языку Language Leader Intermediate и существующими в современном обществе проблемами. Формируемые ценностные ориентации обучающихся связаны с более глубоким проникновением в сущность социальных проблем, развитием их гражданского сознания.

© Попова Н.В., Зиновьева О.В., Вдовина Е.К., 2023

317

Ключевые слова: воспитание, иностранный язык, студенты вуза, гуманизм, Language Leader, социальная направленность, темы, учебные задания, гражданские ценности Для цитирования: Попова Н.В., Зиновьева О.В., Вдовина Е.К. Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по иностранному языку в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 317-333. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-317-333

Original article

https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2023-28-2-317-333

Implementation of socially oriented educational goal in foreign language class at university

Nina V. POPOVA *, Olga V. ZINOVIEVA , Elena K. VDOVINA

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University 29 Politekhnicheskaya St., St. Petersburg, 195251, Russian Federation Corresponding author: ninavaspo@mail.ru

Importance. Social orientation of upbringingis aimed at preparing students for socialization, which is seen as the process of a person's entering the social environment and adaptation to cultural, psychological and, especially, sociological factors that are not sufficiently considered in pedagogical literature. The goal of the article is to study practical examples of the socially oriented upbringing goal implementation with the examples of the content aspects in an authentic English textbook Language Leader Intermediate.

Research methods. Drawing on the theoretical analysis of scientific literature and systematization of existing humanistic upbringing concepts, the pedagogical and methodological conditions for realization of the social upbringing aspect in teaching a foreign language at the university are identified and substantiated.

Results and Discussion. It was revealed that the formulation of the educational goal and its implementation in a foreign language classroom causes difficulties for many students of a pedagogical profile. The social significance of the following topics is considered: personality, travel, work, endangered languages, advertising, business, design, education, technology, trends, art and mass media, crime. Specific learning tasks are proposed for classroom and independent work of students, using the resources of the Internet, to discuss social content in the formats of presentations, essays, dialogues, debates. The textbook is thus expanded due to creative tasks performed by students, focusing on such aspects of modern civil society as selflessness of volunteers, social consequences of technocracy, ethical dilemmas of business, inclusive education, environmental problems, social advertising, respect for cultural phenomena, boundaries of humanity and tolerance in relation to criminals, etc.

Conclusion. The implementation of a socially oriented educational goal in a foreign language class at a university should be carried out by emphasizing the essential meaningful links between the topics of the studied foreign language manual Language Leader Intermediate and the problems existing in contemporary society. The students' value orientations being formed are associated with a deeper insight into the essence of social problems, the development of their civic consciousness. Keywords: upbringing, foreign language, university students, humanism, Language Leader, social orientation, themes, learning tasks, civic values

For citation: Popova, N.V., Zinovieva, O.V., & Vdovina, E.K. (2023). Implementation of socially oriented educational goal in foreign language class at university. Vestnik Tambovskogo universite-ta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 2, pp. 317-333. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-317-333

АКТУАЛЬНОСТЬ

В педагогике высшей школы воспитание рассматривается как целенаправленное формирование и развитие личности, что предполагает управление этим процессом, создание необходимых для этого условий, наличие специально организованной воспитательной системы, взаимодействие воспитателя и вос-питуемого, основанное на их партнерских взаимоотношениях, самовоспитание. Цель гуманистического воспитания - формирование целостной, всесторонне развитой личности. В личностно ориентированной системе воспитания при характеристике личности как субъекта воспитания выделяют следующие процессы: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, саморегуляция.

Гуманизация - это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценностей учащегося как личности, его прав на свободу, счастье и социальную защиту, развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Гуманизация образования означает, что каждая учебная дисциплина должна повернуться лицом к человеку, его природе, его истории, его духовным потребностям и интересам, эмоциям, устремлениям. Воспитание должно соответствовать также требованиям общества. Если это правовое демократическое государство, то студентов необходимо воспитывать в духе гражданственности и уважения к законам государства.

Воспитание студентов вуза может иметь различную направленность, например, эстетическую, патриотическую, физическую, нравственную, экологическую и т. д., поэтому при осуществлении воспитательного процесса в формате определенной дисциплины необходимо определиться с выбором направленности воспитательного процесса. Воспитательная направленность, как нам

представляется, в значительной степени зависит от содержания изучаемой дисциплины, а также в некоторой мере от личностных качеств преподавателя. В нашем случае мы решили остановиться на социальной направленности воспитания, а именно, на подготовке студентов к социализации, которая рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и особенно социологическим факторам, которые мы считаем наиболее актуальными [1].

В процессе социализации или адаптации к жизни общества человек становится личностью и обретает способность выполнять социальные функции. Такая социализация предполагает развитие, самоопределение и самореализацию личности. Вне воспитательного процесса социализация происходит стихийно, что представляет некоторую опасность, особенно в связи с резким расширением информационного поля. В современных условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на обучающихся обрушивается поток низкопробной продукции, которая может отвлекать их от здорового образа жизни. Воспитание, таким образом, выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации молодого поколения [2; 3].

Обучение в вузе является педагогически важным этапом воспитания личности, хотя преподаватели вузовских дисциплин часто об этом забывают и формируют только профессиональные знания, умения и навыки. Многие считают, что воспитывать детей нужно в школе, а в вуз человек приходит уже сформировавшейся личностью, которую нужно принять как данность и не заниматься нравоучениями и нотациями. Мы считаем это распространенное мнение ошибочным, поскольку молодые люди студенческого воз-

раста, исходя из наших наблюдений, весьма восприимчивы к различным воспитательным воздействиям педагогов и чутко на них отзываются. Особенно благодатным в воспитательном плане нам представляется использование педагогического потенциала гуманитарных дисциплин, в частности, больших воспитательных возможностей дисциплины «Иностранный язык».

Воспитательные потенции дисциплины «Иностранный язык» очевидны, поскольку иностранный язык способствует приобщению студентов к истории, культуре и традициям стран изучаемого языка в сравнении с культурными традициями своего народа. Иностранный язык (ИЯ) формирует культуру личности и культуру межнациональных отношений, в основе которой лежит воспитание уважения обучающихся к представителям других стран, понимание их мировосприятия, сочувствие их чаяниям. В процессе коммуникации иностранный язык является одним из способов самопознания и самовыражения личности, формирует у студентов нравственные качества, способствует развитию их социальной компетенции и социализации.

Цель исследования - рассмотрение практических примеров реализации социально-ориентированной воспитательной цели на примерах содержательных аспектов аутентичного учебника по английскому языку Language Leader Intermediate.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе теоретического анализа научной литературы и систематизации существующих гуманистических воспитательных концепций выявлены и обоснованы педагогические и методические условия актуализации социального аспекта воспитания в обучении иностранному языку в университете. Был также проведен анализ учебной литературы, сравнение материалов сети Интернет для выявления социально-значимых содержательных элементов путем аппроксимации, обобщения, конкретизации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обзор литературы. Воспитательные аспекты дисциплины иностранный язык (ИЯ) -это тема, интересующая многих преподавателей ИЯ школы и вуза. Многие исследователи отмечают, прежде всего, необходимость ознакомления с культурой других стран, формирования взаимопонимания между людьми разных культур и сообществ, воспитания культуры межличностных отношений1. Наибольшее внимание уделяется развитию и совершенствованию коммуникативных навыков, культуре общения или межкультурной коммуникации, чему способствует использование таких технологий, как деловые игры, дискуссии, проведение пресс-конференций на определенную тематику. Некоторые исследователи делают акцент на том, что воспитательные возможности ИЯ реализуются не только через содержание используемых материалов, но и посредством использования определенных методических приемов [4].

Логично, что в преподавании ИЯ мы обращаемся к диалогу культур. Только в процессе общения, при наличии определенной цели и мотивации, в условиях, близких к реальным, может возникнуть такой диалог, который и образовывает, и воспитывает одновременно. Поэтому использование технологии диалога культур является одним из важнейших средств воспитания толерантности на уроках ИЯ [5].

Исследователи выступают, как правило, за коммуникативный, личностно-ориентиро-ванный подход к обучению. Воспитательные возможности курса ИЯ в вузе реализуются в процессе формирования коммуникативной компетенции. Интересным представляется замечание одного из ученых о необходимости поиска «резервов» воспитательного воздействия на молодежь по причине ныне существующей тенденции дефицита культуры в целом и, в частности, культуры общения.

1 Соколова Е.Р., Ильчик Е.В. Пути реализации воспитательного потенциала урока иностранного языка. URL: https://педпроект.рф/соколова-е-р-ильчик-е-в/

Одними из таких резервов являются, по мнению Р.В. Батыршиной, ориентация на культуру страны изучаемого языка и знание правил речевого этикета. Помимо того, что ИЯ -средство приобщения к духовной культуре других народов, ИЯ - это средство познания действительности, а также способ самопознания и самовыражения [6]. Овладение воспитательным, образовательным, развивающим потенциалом ИЯ дает возможность личности интегрироваться в общественно значимые процессы в современном мире, что совершенно справедливо2.

Некоторые исследователи не обходят вниманием и социальную тематику, стремясь воспитывать гражданское сознание обучающихся. Воспитание, по их мнению, является составляющим компонентом образовательного процесса и направлено на социализацию личности. Процесс самопознания и самоопределения личности тесно связан с социально-сущностной стороной воспитания в процессе обучения [6]. Исследователи задумываются о том, какой окажется личность в человеческом обществе, и для реализации этого направления воспитательного воздействия дисциплины иностранный язык на учащихся в процессе обучения служит включение в школьный курс иностранного языка историко-фактологического материала. Актуализация междисциплинарных связей в учебном процессе представляется нам интересным воспитательным ракурсом, если контингент учащихся школы достаточно подготовлен по иностранному языку, и у учителя есть на это достаточное время на уроке. Усвоение предметной и социальной деятельности способствует интеллектуальному и нравственному развитию личности3.

Е. Ямбург считает, что воспитание - это социальный процесс, что оно, как педагогическое понятие, включает в свое содержание

2 Гаврилова В.А. Воспитательный потенциал урока иностранного языка. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20131209-1/collection-20131209-1-723.pdf

3 Соловьянова Т.А. Воспитательный аспект препо-

давания иностранного языка в школе. URL:

https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2715

три признака: целенаправленность, наличие какого-то образца, как социально-культурного ориентира; соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества, присутствие определенной системы организуемых влияний4. Воспитание вносит лепту в выработку мировоззрения, становление человека как гражданина, в этот период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование его духовных качеств. Социальная сущность иностранного языка, по мнению М.И. Евдокимовой [7], заключается в передаче ученикам творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека. Воспитание является составляющим компонентом образовательного процесса и направлено на социализацию личности [8]. Социальная сущность иностранного языка заключается в передаче ученикам творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека.

Приведенный выше краткий обзор литературы дает возможность провести сравнительный анализ точек зрения исследователей на воспитательную роль ИЯ в общеобразовательном процессе, на его гуманистический спектр. Однако общим недостатком указанных источников является отсутствие в них конкретных примеров реализации воспитательного потенциала иностранного языка, что мы и постараемся восполнить в дальнейшем изложении.

Притом, что теоретически мы хорошо осознаем воспитательный потенциал ИЯ, все изменяется, когда дело доходит до практической реализации воспитательных моментов.

4 Ямбург Е. Воспитательные возможности иностранного языка. URL: https://infourok.ru/statya-vospitatelnie-vozmozhnosti-inostrannogo-yazika-3169400.html

Большинство преподавателей их просто игнорирует, мотивируя это дефицитом времени на прохождение лексико-грамматических аспектов ИЯ, малым количеством аудиторных часов, слабым контингентом студентов и т. п. Хотя все это правильно и справедливо, это все-таки лишь отговорки тех преподавателей, которые не стремятся или, может быть, стесняются воспитывать студентов, считая это бесполезным и трудозатратным занятием. Для эффективного воспитательного воздействия преподавателю необходимо его тщательно продумать и спланировать исходя, прежде всего, из тематики изучаемого учебного материала.

В обучении педагогов перед прохождением ими педагогической практики и сдачей отчетов по научно-исследовательской работе (НИР) мы инструктируем их о целях и задачах проведения занятий по ИЯ, которые должны быть отражены в плане занятия и в отчете. На государственном экзамене педагогу-лингвисту предлагается составить план урока по ИЯ по определенному учебному пособию и сформулировать цель, например, развитие коммуникативной компетенции и ее компоненты. Проще всего сформулировать обучающий компонент цели, которым может быть усвоение новой лексики, овладение навыками написания делового письма, стандартно формулируется развивающий компонент цели, которым может быть совершенствование навыка говорения, развитие языковых способностей учащихся и культуры речевого поведения, но формулировка воспитательного компонента цели и способы его реализации зачастую вызывают затруднения.

Для избежания слишком обобщенной формулировки типа воспитание уважения к культуре страны изучаемого языка, мы призываем студентов оценить содержание выбранного ими текста учебного пособия5 с

5 Алмазова Н.И., Коган М.С., Никитенко О.А., Попова Н.В., Степанова М.М. Английский язык / под ред. М.А. Акоповой. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2011. 272 с. https://doi.Org/10.18720/SPBPU/2/si21-929

воспитательной точки зрения и выбрать адекватный формат реализации воспитательного компонента цели. Если, например, текст называется «Дубна - город науки» (урок 7), и речь там идет о создании российского кол-лайдера, то воспитательный компонент цели будет формулироваться как осознание высокого статуса российского ученого. Дискуссия же будет посвящена социально значимой проблеме снижения количества ученых, которые стремятся на запад, и большей степени востребованности ученых у нас в стране, чем раньше. При обсуждении этой проблемы и анализе различных мнений обучающихся у них возникает отношение к этому явлению, над которым они задумываются и экстраполируют на свою жизнь и научный потенциал. Учитывая то, что мнение преподавателя будет социально выверенным и нацеленным на позитивное развитие нашего общества, можно надеяться, что некоторые студенты к нему прислушаются и начнут мыслить более позитивно в пользу России.

Результаты. Рассмотрим далее примеры практической реализации социально-ориентированных воспитательных целей, исходя из содержания уроков хорошо опробованного нами учебного пособия Language Leader Intermediate6, которое включено в программу обучения на первом курсе для бакалавров всех направлений вузовской подготовки. При подготовке данного материала мы с удивлением обнаружили, что в Книге для учителя1 к указанному учебнику нет никаких рекомендаций по реализации воспитательной цели обучения ИЯ. Авторы книги для учителя дают лишь конкретные рекомендации по материалам уроков, не выходя за пределы текстов и относящихся к ним упражнений.

В учебном пособии рассматриваются следующие темы: личность, путешествия,

6 Cotton D., Falvey D., Kent S. Language Leader Intermediate. Pearson Education Limited, 2008. 188 p.

7 Cotton D., Falvey D., Kent S. Language Leader Intermediate. Teacher's book. Pearson Education Limited, 2008. 207 p.

Таблица 1

Навыки компенсации негативных проявлений личности

Table 1

Compensation skills for negative personality manifestations

№ п/п Негативная личностная характеристика Навыки компенсации (преодоления)

1 Агрессивность, несдержанность в общении Физическая активность, выдерживание паузы перед выражением негативных эмоций, юмор, релаксация (глубокое дыхание, музыка, йога) и т. п.

2 Застенчивость Выражение своего мнения, минимальная рефлексия по поводу допускаемых ошибок, членство в социальной сети, выход из зоны комфорта

3 Лень (неумение распределить время) Постановка достижимых целей, разработка детального плана действий, отдых во избежание выгорания, отказ от перфекционизма, поиск партнера по профилю деятельности

4 Недостаток гибкости в общении Активное слушание, суммирование идей собеседника, положительная обратная связь, четкое выражение намерений

работа, исчезающие языки, реклама, бизнес, дизайн, образование, техника, тенденции, искусство и массмедиа и преступность. Воспитательное значение любой из приведенных выше тем - в акцентировании ее социального звучания, и педагогически важно привлечь к ней внимание обучающихся.

Так, воспитательный фокус при изучении темы «Личность» может быть направлен на обсуждение полезных навыков для компенсации негативных личностных проявлений, таких как, например, агрессивность, застенчивость, лень, недостаток гибкости в общении. Возможные варианты компенсационных навыков представлены в табл. 1.

Вероятнее всего, все мы согласимся с тем, что указанные негативные качества личности нужно осознавать и стремиться к их корректировке на благо общества. Если сам человек будет осознавать присущие ему недостатки, то он может исправить их волевым усилием, и это поможет ему стать более успешным гражданином. Роль преподавателя в данном случае заключается в том, чтобы подсказать обучающимся, в каком направлении им лучше развиваться, куда направить их рефлексию [9].

Если мы, например, рассматриваем тему «Путешествия», то волонтерский труд в экспедиции, как нам представляется, имеет более высокий социальный статус, чем, например, туристическая поездка в Париж с

проживанием в элитном отеле. Именно поэтому преподавателю, желающему провести поучительный, воспитательный по своей сути, урок, необходимо инициировать ролевую игру или мини-проект на тему «Хочу стать волонтером в экспедиции». Перед проведением игрового обучения необходимо провести дискуссию по основам волонтерской деятельности: студентам необходимо обсудить ее преимущества и недостатки, оценить значение волонтерской помощи для общества и для проведения необходимых, но сложных работ в труднодоступных местах.

Преподавателю необходимо хорошо подготовиться к дискуссии, возможно, попросить сильных студентов подготовить презентацию о волонтерском движении в России или за рубежом на иностранном языке. Среднему студенту, который никогда не задумывался о волонтерстве, будет интересно узнать, что волонтерам, оказывается, даже платят (хотя и немного), что волонтерский труд засчитывается в стаж работы и указывается в резюме при поступлении на работу в качестве подтверждения своей социальной ответственности и умения работать в команде. Одним из преимуществ волонтерской работы в экспедиции является также оплата транспортных расходов волонтеров и обучение по профилю волонтерского события.

Для проведения волонтерского занятия можно, например, подготовить игровые карточки на иностранном языке по нескольким вариантам экспедиционного волонтерства для ознакомления и обсуждения на первом занятии. Это могут быть следующие проекты: волонтеры в заповедник «Земля леопарда» на Дальнем Востоке, волонтеры на Курильские острова и волонтеры в археологические экспедиции на Алтай. Преподаватель предлагает всем студентам стать участниками конкурса на лучшую волонтерскую команду и представить свой проект на следующем занятии с подробным описанием актуальных задач коллектива, распределением должностей и обязанностей, основных требований к личностным качествам участников экспедиции. В домашнее задание студентов входит также разработка особых требований к волонтерам экспедиций, например:

Социальное волонтерство - 2022. Как создать и развивать социальные волонтерские проекты в офлайне и онлайне. М.: 1000 бестселлеров, 2022. 240 с. URL: https://volonter-school.ru/wp-content/uploads/2022/09/So-tsialnoe-volonterstvo-2022-Danilovtsy.pdf (дата обращения: 23.11.2022).

- готовность к физическому труду на свежем воздухе;

- умение работать с инструментами;

- умение работать в команде;

- готовность дежурить на кухне, готовить пищу на команду на полевой кухне;

- готовность к проживанию в походных условиях, наличие собственного снаряжения;

- готовность к приготовлению пищи на костре.

Игровые карточки для ознакомления с вариантами экспедиций могут содержать следующую информацию в табл. 2.

При подведении итогов конкурса учитывается качество презентации в программе PowerPoint, выступление руководителя проекта по основным проблемам, которые необходимо решить, а также всех участников по возложенным на них обязанностям. Участие в подобном социально значимом мероприятии поможет студентам проникнуться идеями волонтерства, примерить на себя имидж волонтера экспедиции, подумать о том, о чем раньше не представлялось возможности. Подобная социально значимая тема расширяет диапазон существующих в обществе

Варианты экспедиций для желающих стать волонтерами Expedition options for those wishing to become volunteers

Таблица 2 Table 2

Параметры проекта «Земля леопарда» Курильские острова Археологические экспедиции Алтая

Длительность 14 дней, август 2023 г. 20 дней, июль 2023 г. 15 мая по 30 августа 2023 г.

Цель Создание экотропы с ограждениями, ступенями, мостиком через овраг, видовыми площадками Работы по поиску объектов военной истории и фортификации периодов Второй мировой войны Археологические исследования; поиск неизвестных древних памятников, артефактов

Познавательная ценность Экскурсии в заповедник «Кедровая падь», а также краеведческая игра «Экологическая мафия» Осмотр вулканических образований, экскурсия к гейзерам Исторические реконструкции, краеведческий поход (тайга или горы)

Бонусы Оплата проезда к месту проведения экологической смены и обратно, проживания, питания и страхования Оплата проезда к месту проведения экспедиции и обратно, проживания и питания; сертификат Русского географического общества Оплата проезда к месту проведения экспедиции и обратно, проживания и питания; сертификат Алтайского археологического общества

Таблица 3

Реализация тактики золотой середины

Table 3

Implementation of the golden mean tactics

№ п/п Истинная ситуация Золотая середина для интервью

1 Причиной увольнения стал серьезный конфликт с руководством У нас с бывшим руководителем расходились взгляды по некоторым рабочим вопросам. Я понял, что компания не готова к тем преобразованиям, которые я предлагаю, и решил искать другую работу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Неудачный проект с вашим участием (ошибочные решения) У нас было недостаточно времени на реализацию проекта

3 Короткий период работы в компании, так как начальник предложил уволиться из-за неправильного выполнения задания Я принял неправильное решение при трудоустройстве, а потом понял свою ошибку и, не теряя понапрасну времени на неинтересную для меня работу, уволился

возможностей для молодых людей, которые хотят себя испытать в трудных условиях, проверить твердость своего характера, способности к выживанию и преодолению опасностей. Так реализуется воспитательная цель данного занятия.

Воспитательный фокус по теме «Работа» реализуется, например, в обсуждении проблемы правильного поведения человека [10], который ищет работу. Важным психологическим аспектом любого интервью является то, что интервьюируемый не должен обманывать потенциального работодателя. Для того чтобы этого избежать, необходимо обсудить со студентами существующее понятие золотой середины, которое поможет им впоследствии избежать неловких ситуаций, смягчая сложившиеся в жизни ситуации и никого при этом не обманывая. Примеры этой тактики, которую рекомендуется затем апробировать в диалогах по устройству на работу, представлены в табл. 3.

Тема «Языки малых народов» нацелена на формирование уважения к явлениям культуры, в частности, к древним языкам. Эту тему рекомендуется рассмотреть в ракурсе сравнительно-сопоставительного анализа социально-значимых проектов, реализуемых в различных странах.

В качестве примеров можно привести мероприятия, проводимые образовательными учреждениями Канады и России [11]. Так, совместная работа университетов и институ-

тов гражданского общества Канады способствовала появлению инициатив по сохранению языков коренных народов. В 20192020 гг. Советом по сохранению культурного наследия первых народов финансировались несколько программ по сохранению и развитию языков коренных народов Британской Колумбии. Отметим некоторые из них: Silent Speaker - курс, разработанный для тех, кто знает язык коренных народов, но не может говорить на нем; онлайн-ресурс, получивший международное признание - First Voices.

В Республике Саха (Якутия) с 1999 г. действует экспериментальная школа-интернат «Арктика», в которой дети из мест компактного проживания коренных малочисленных народов обучаются по индивидуальной программе, включающей изучение родных для детей языков. На Всемирной экспертной встрече «Многоязычие в киберпространстве в интересах инклюзивного устойчивого развития» 4-9 июня 2017 г. в г. Ханты--Ман-сийск была принята «Югорская декларация о сохранении языков и развитии языкового разнообразия в киберпространстве в интересах устойчивого развития».

Поисковые задания по поддержанию вымирающих языков могут выполняться студентами в режиме самостоятельной работы по подготовке соответствующих презентаций для аудиторных занятий. Студентам предстоит осознать, что поддержка вымирающих языков - это также поддержка соот-

ветствующих народов, которые являются фактически корневой системой современного общества.

Воспитательный фокус по теме «Реклама» можно обозначить путем обращения к социальной рекламе, которая является отрадным исключением из ряда навязчивых коммерческих рекламных роликов на телевидении и в Интернете, продвигающих товары, качество которых не всегда приемлемо. Социальная реклама - это некоммерческий тип рекламы, напрямую завязанный на общество. Глобальная цель - изменение моральных ориентиров людей, привлечение внимания к общественным проблемам. Если речь идет о классическом понятии «социальная реклама», это определение подойдет как нельзя лучше. Социальные рекламные кампании стремятся вызвать глобальные изменения в обществе [12].

Интересным для студентов поисковым заданием по этой теме может стать выбор социальной рекламы и ее интерпретация на занятии в формате коллажа или постера. Скопировав социальную рекламу из сети Интернет или сфотографировав ее на улицах города, студенты показывают на экране свой слайд и его комментируют на ИЯ. Например, реклама правильного образа жизни может выглядеть как пропасть в виде бутылки водки, в которую можно нечаянно провалиться. Если нормальная жизнь связана с общением, воспитанием детей, которые резвятся на поверхности жизни, то жизнь человека с алкогольной зависимостью связана с одиночеством и глубокой изоляцией человека от обычных жизненных проблем. Обращение общества к таким людям «Не выпадай из жизни!» (рис. 1) выделено красным цветом на сером фоне для большей заметности для адресата социальной рекламы [13].

Выполнив подобное задание, студенты осознают значение социальной рекламы для решения общественных проблем, станут больше обращать на нее внимание. Известно, что размещение на улицах города многочисленных рекламных постеров ночлежек для бездомных, в которых акцентировалось

Рис. 1. Пример социальной рекламы для последующей интерпретации ее содержимого студентами

Fig. 1. An example of social advertising for the subsequent interpretation of its content by students

равнодушие общества к данной проблеме, помогло собрать пожертвования населения, кратно превысившие обычный уровень сбора средств на поддержку данной социальной проблемы (см. городской дневник г. Санкт-Петербург fontanka.ru).

Воспитательный фокус по теме «Бизнес» может реализовываться путем обсуждения существующих этических дилемм, которые необходимо решить всем компаниям. Например, допустимо ли использовать детский труд? Лучше ли ребенку в странах третьего мира иметь какую-либо работу, любой источник дохода, даже если он не соответствует североамериканским или европейским стандартам? Руководителям иногда приходится выбирать между низкой стоимостью продукта и высокими этическими стандартами для своих работников из стран третьего мира [14].

Компании должны решить, например, этично ли тестировать потенциально опасные продукты на животных? Некоторые предприятия отказываются тестировать свою продукцию на животных и ставят себе задачу прямо указывать это на своей этикетке, в то время как другие предприятия считают, что выгода, полученная от испытаний на живот-

ных, перевешивает любые этические соображения, если тестируемые продукты полезны для человека и спасают жизни людей [15].

Наиболее выигрышным с педагогической точки зрения является, на наш взгляд, рассмотрение какого-нибудь кейса, связанного с решением этической проблемы в межкультурном ракурсе. Например, студентам предъявляется ситуация, возникшая в японском филиале американской компании: при работе на конвейере была испорчена дорогостоящая деталь, но бригада японских рабочих отказалась сообщить фамилию виновного и согласилась оплатить брак сообща. Бригадир также заявил, что он ничего не знает, хотя американским менеджерам было понятно, что он скрывает от них информацию. Для американского руководства возникает дилемма: следует ли поступить согласно их представлениям о проступке и индивидуальном наказании или же согласиться с коллективистским сознанием японцев.

Воспитательный фокус по теме «Дизайн» может быть направлен на рассмотрение проблемы переработки старых вещей в дизайнерские. Переработка твердых бытовых отходов (ТБО) - это наиболее актуальная тема в экологическом воспитании гражданского сознания обучающихся9. При рассмотрении путей утилизации отходов в современном обществе нужно объяснить студентам, что организация свалок и сжигание мусора - это менее экологичные способы избавления от ТБО, чем их вторичная переработка. Далее можно обсудить экспозицию Московского музея дизайна, в котором реализуется выставочный проект «Фантастик Пластик» с участием многочисленных зарубежных и российских дизайнеров. В экспозиции представлено более 300 объектов, созданных из переработанного и вторично использованного пластика.

В качестве поискового презентационного домашнего задания можно предложить сту-

9 «Фантастик Пластик»: 13 дизайнерских предметов из переработанных отходов. 2021. 11 июня. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/600b1cb49a794712f98e6 9b6Emeco (дата обращения: 23.11.2022).

дентам подготовить интересные факты о развитии этого экологического направления в современном дизайне. Например, признанный иконой дизайна является «Военно-морской стул», изготовленный в США в 1944 г. из отходов авиационного алюминия, который производится до сих пор.

Роттердамский проект «Напечатай свой город» - это эксперимент по использованию пластиковых отходов при проектировании городского пространства. Само название проекта призывает к действию, объединяет людей с целью совместной переработки пластика и превращения его в сырье, из которого посредством 3D-печати производится мебель для общественных мест. Эти и другие подобные материалы, демонстрирующие дизайнерское мышление применительно к современной плачевной экологической ситуации, внесут лепту в воспитание позитивного отношения молодого поколения к решению современных социальных проблем.

Воспитательный фокус по теме «Образование» может акцентировать значение инклюзивного образования, то есть осознанного включения детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства [16]. К достоинствам инклюзивного образования, необходимость которого впервые была официально признана только в Федеральном законе «Об образовании» (2012), относятся создание в школе специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями; создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.

Обучение сложных детей в условиях общих классов массовой школы связано с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами; подготовкой ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Предполагается создание таких условий обучения, кото-

рые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха или зрения, в частности, и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество [17].

Предлагая студентам дискуссионную тему инклюзивного образования, преподавателю необходимо понимать, что формирование позитивного отношения к этой теме способствует развитию навыков толерантности, то есть терпимости, милосердия, взаимоуважения. Инклюзивное образование так или иначе делает акцент на персонализации процесса обучения, его индивидуализации так, чтобы оно в итоге способствовало более успешной социализации инвалидизированных обучающихся.

При изучении темы «Техника» большое воспитательное значение имеет обсуждение роли технического прогресса, который в наше время, по мнению исследователей, опережает социальный и культурный. В настоящее время техника фактически господствует над человеческим сообществом, диктуя свои законы и свою волю. Примером может служить то, что многие молодые люди впадают в зависимость от компьютера и Интернета. Одним из серьезных упреков, которые выдвигаются оппонентами технократических идей, является утверждение, что активное внедрение новых технических, в том числе компьютерных, устройств в производство увеличивает безработицу, поскольку высвобождается много людей, замененных теперь машиной.

Многих людей пугают разработки ИИ, поскольку нейронные сети могут полностью заменить человека; некоторые исследователи призывают запретить исследования ИИ и даже создать международную научную полицию, которая гарантировала бы контроль за «мыслящими машинами», которые способны истребить человеческий род. Угроза технократии представлена в художественных произведениях, например, О. Хаксли «Прекрасный новый мир», Е.И. Замятина «Мы», М.А. Булгакова «Собачье сердце», Е.С. Вел-

тисова «Приключения Электроника» и др. Все эти и другие стартовые сведения по теме технократического мышления [18] помогут преподавателю иностранного языка сориентировать группу обучающихся на самостоятельную подготовку к выступлениям на аудиторном занятии в формате дебатов.

Проведение дебатов по данной теме между группами технократов и их оппонентов может актуализировать указанные проблемы, расширит общий кругозор обучающихся, поможет им отойти от пассивного восприятия происходящих в обществе перемен и выработать свою позицию по отношению к технократии. Выбор позиции на дебатах может быть обусловлен желанием самих обучающихся, а также возможным назначением обучающихся на условные позиции сторонников технократии и оппонентов.

Что касается темы «Тенденция», то она может быть введена примерами гуманитарных тенденций с точки зрения умудренного опытом преподавателя. Например, проявлению доброты общества по отношению к детям-сиротам из детских домов, на наш взгляд, способствует известная программа воскресного дня «Пока все дома». Ведущий программы Т. Кизяков приходит в гости к популярным актерам и рассказывает об их деятельности, но главный социальный акцент программы не в этом, а в том, что в конце программы он обязательно представляет ребенка из детского дома, которому нужна семья. Статистика усыновлений по этой программе свидетельствует о том, что доверительная тональность представления имеет положительный психологический эффект, и общественность активно реагирует на проблему сиротства.

Вторым примером может стать программа «Видел видео», представляющая животных и демонстрирующая доброе отношение людей к самым разным животным. Но примеры преподавателя - это только введение в тему тенденции. Главное воспитательное значение этой темы в том, чтобы призвать студентов подумать над существующими в обществе тенденциями и поделиться своими

наблюдениями насчет их положительного или отрицательного влияния на молодежь. Рефлексия студента по молодежным тенденциям расширяет его кругозор и его общее представление о социальных процессах в современном обществе, что имеет явно выраженное воспитательное значение. Результаты студенческих размышлений могут быть представлены в виде эссе выражение мнения.

Тема «Искусство и массмедиа» кажется наиболее безоблачной, поскольку она целиком и полностью ориентирована на молодежь, которой, несомненно, интересно вспомнить о художнике Э. Уорхоле и узнать о судьбе основателя группы "Pink Floyd". Важнейшим содержательным компонентом данного урока является также тема журналистики и ее значение в современном мире. Интересные интервью с успешными журналистами могут быть дополнены воспитательным фокусом, посвященным социальной роли журналистики, в частности, обсуждением широко известных журналистских расследований. Это может быть, например, Уотергейтский скандал в США 1972-1974 гг., закончившийся отставкой президента страны Р. Никсона, который возник в результате журналистских публикаций. Роль СМИ в возникновении и развитии скандала можно считать предопределяющей, что является уникальным событием в истории журналистики.

Не менее значимыми для России являются журналистские расследования В. Листьева, Д. Холодова, А. Политковской, за которые они поплатились жизнью. Презентации студентов по этим и подобным темам лягут в основу интересной социально значимой дискуссии по актуальным общественным проблемам, связанным с коррупцией и терроризмом. Личные качества представителей журналистской профессии могут стать предметом рефлексии обучающихся на тему «Кем стать и каким быть», расширить их представление о героях нашего времени.

Воспитательный фокус при изучении темы «Преступность» может быть связан с проблемой недостаточной толерантности населения по отношению к бывшим пре-

ступникам, а также неправильно разрешаемой обществом проблеме соотношения тяжести преступления и гуманности наказания [19]. Негодование общества по поводу нарушения закона трансформируется в войну против преступников и затем против экс-преступников. Однако подобная дискриминация бывших заключенных провоцирует еще большую криминализацию общества. Социальная адаптация бывших осужденных связана не только с практическими проблемами по их трудоустройству, материальному обеспечению (механизмы которых сегодня практически отсутствуют) и т. п., но прежде всего с изменением отношения общества к людям, отбывающим или отбывшим наказание.

Социальная изоляция приводит к повторным правонарушениям. По данным исследования, 30 % опрошенных заключенных повторно находятся в местах лишения свободы. Для многих экс-заключенных рецидив не является результатом влечения к криминальному образу жизни, это прямое следствие разочарования и неспособности обеспечить себе положение в нормальной общественной жизни. При изучении темы студентам предлагается проверить свое гражданское сознание, свою толерантность в двух ситуациях, связанных с совершением преступлений.

Как вы относитесь к проблеме возвращения и ресоциализации экс-заключенного? Человек совершил преступление в России, общество его сурово наказало, он отбыл наказание, но, когда он возвращается в общество, на него навешивают пожизненный социальный ярлык, из-за чего он не может устроиться на работу, ему сложно создать семью, он имеет подорванное здоровье, изломанную психику.

A) нейтральное отношение

Б) понимание

B) поддержка

Г) негативное отношение

Как вы относитесь к проблеме соотношения тяжести преступления и гуманности наказания? В 2011 г. в Норвегии в результате терактов,

Таблица 4

Социально-ориентированные воспитательные аспекты LANGUAGE LEADER

Table 4

Socially oriented educational aspects of LANGUAGE LEADER

M п/п Тема Воспитательный фокус LANGUAGE LEADER

1 Личность Возможности улучшения плохих качеств людей

2 Путешествия Преимущества работы волонтера в экспедиции

3 Работа Правила поведения на интервью по устройству на работу

4 Языки Уважение к явлениям культуры (древние языки)

5 Реклама Социальная реклама

б Бизнес Этические дилеммы бизнеса

7 Дизайн Переработка вторсырья в дизайнерские вещи

8 Образование Инклюзивное образование

9 Техника Социальные последствия технократии

10 Тенденции Тенденции в гуманитарной сфере общества: рост количества усыновлений сирот, контроль популяций животных

11 Искусство и массмедиа Социальная роль журналистики, журналистские политические расследования

12 Преступность Границы гуманности и толерантности в отношении к преступникам в обществе

совершенных А. Брейвиком, погибло 77 человек и 151 получил ранения. Преступник приговорен к 21 году тюремного заключения, содержится в одиночной камере площадью 24 квадратных метра, состоящей из трех комнат: спальни, кабинета и спортзала. Он имеет возможность вести переписку, прогуливаться во внутреннем дворике под надзором охраны. А. Брейвик также зачислен в Университет Осло для изучения политических наук.

A) нейтральное отношение

Б) понимание

B) поддержка

Г) негативное отношение Ответы обучающихся могут быть актуализированы в устно-речевом или письменно-речевом форматах, в зависимости от педагогической необходимости в конкретной учебной группе и уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Все тематические аспекты реализации социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по ИЯ в вузе показаны в табл. 4.

ВЫВОДЫ

Мы показали, что основу воспитания должна составить гуманизация, то есть очеловечивание воспитательных отношений, формирование социально-значимых ценностей обучающегося как гражданина современного общества. Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по ИЯ в вузе происходит путем акцентирования сущностных содержательных связей между тематикой уроков изучаемого пособия по иностранному языку Language Leader Immediate и существующими в обществе проблемами. Преподавателю ИЯ нужно стремиться избегать назидательности и применять задания, сочетающие воспитательные и креативные аспекты.

Отметим, что воспитательные цели реализуются в релевантных для обучения ИЯ формах учебной деятельности, будь то устно-речевые выступления по проектам, дебаты или письменно-речевые учебные произведения. Если для оптимальной подготовки устно-речевых выступлений и презентаций преподавателю необходимо повторить формулы устно-речевого, возможно, диалогового общения, то во втором случае необходимость

написания эссе является хорошим поводом для введения или повторения правил его написания, начиная от составления плана, введения, правил написания абзацев и заключения. В том и другом вариантах выполнения воспитательно насыщенных домашних заданий потребуется общая работа над лексико-грамматическим ошибками в обычном режиме.

Формируемые нами ценностные ориентации обучающихся связаны с более глубоким проникновением в сущность социальных проблем, развитием их гражданского сознания. Обсуждение указанных общественных проблем способствует социализации личности обучающихся и их жизненному самоопределению, а также поддерживает развитие их творческого потенциала в изучении иностранного языка.

Список источников

1. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. М.: Логос, 2012. 448 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005430384

2. Попова Н.В. Педагогика высшего образования / под ред. Н.И. Алмазовой. СПб.: Изд-во Политех. унта, 2018. 102 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009846852

3. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы. Новосибирск: САФБД, 2008. 260 с. https://elibrary.ru/vugrkp

4. Королева Н.Е., Сахапова Ф.Х., Чернова Н.А. Воспитательный аспект в преподавании иностранного языка в вузе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2017. № 2-3 (71). C. 19-23. https://elibrary.ru/yiekvr

5. Гончарова М.С., Невежина Н.В. Роль иностранного языка в процессе нравственного и духовного воспитания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 12011205. https://elibrary.ru/zbgllz

6. Батыршина Р.В. Воспитательная роль курса «Иностранный язык» в вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 10. С. 265-268. https://elibrary.ru/sgiyan

7. Евдокимова М.И. Воспитательный потенциал урока иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С. 7-9. https://elibrary.ru/jxaxrr

8. Башкирова О.А. Воспитательные возможности при обучении иностранному языку // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 8 (110). C. 26-28. https://doi.Org/10.23670/IRJ.2021.110.8.078, https://elibrary.ru/xdmbor

9. Ершова О.В. Негативные черты в портрете современного обучающегося // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11. № 4. С. 259-264. https://doi.org/10.55355/snv2022114305, https://elibrary.ru/jxbfjq

10. Мамонт Б.В. Функционально-психологический аспект вопросной составляющей в рамках ведения интервью // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2008. № 3. С. 88-90. https://elibrary.ru/knnugr

11. Доржеева В.В., Слепцова О.Ю. Сохранение и возрождение языков коренных малочисленных народов в современных полиэтничных государствах (на примере Канады и России) // Манускрипт. 2021. Т. 14. № 4. C. 660-666. https://doi.org/10.30853/mns210132, https://elibrary.ru/wjhjrm

12. Томилин К.В. Социальная реклама // Современные тенденции в экономике и управлении: Новый взгляд. 2010. № 5-1. С. 123-129. https://elibrary.ru/rsqhdx

13. Романов А.А. Социальная реклама (проблемы и перспективы развития) // Статистика и экономика. 2010. № 6. С. 99-101. https://elibrary.ru/nypcwd

14. Сторчевой М.А. Нормативная этика бизнеса: проблемы применения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2009. № 3. С. 121-148. https://elibrary.ru/kwajax

15. Высоков К.А. Культура и этика российского предпринимательства // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 (32). С. 26. https://elibrary.ru/rspuqd

16. Феталиева Л.П. Современный взгляд на инклюзивное образование // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 214-215. https://elibrary.ru/xyvaxj

17. Ставицкий О.А. Психология отношений к инвалидизированным в зависимости от профессиональной направленности личности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 90-95. https ://elibrary.ru/rzrvpj

18. Зезюлько А.В. Технократизм и его критика «Антитехнократами» // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 2. С. 28-35. https://elibrary.ru/redkgt

19. Ильин А.Н. Западная толерантность: господство демократии или наступление дегуманизации? // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2020. Т. 26. № 3. С. 227246. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-3-227-246, https://elibrary.ru/dfhxul

References

1. Sharipov F.V. (2012). Pedagogika i psikhologiya vysshei shkoly [Pedagogy and Psychology of Higher Education]. Moscow, Logos Publ., 448 p. (In Russ.) Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01005430384

2. Popova N.V. (2018). Pedagogika vysshego obrazovaniya [Pedagogy of Higher Education]. St. Petersburg, Polytechnic University publishing house, 102 p. (In Russ.) Available at: https://se-arch.rsl.ru/ru/record/01009846852

3. Egorov V.V., Skibitskii E.G., Khrapchenkov V.G. (2008). Pedagogika vysshei shkoly [Higher School Pedagogy]. Novosibirsk, Siberian Academy of Finance and Banking Publ., 260 p. (In Russ.) https ://elibrary.ru/vugrkp

4. Koroleva N.E., Sakhapova F.Kh., Chernova N.A. (2017). Vospitatel'nyi aspekt v prepodavanii inostrannogo yazyka v vuze [Educational aspect in teaching a foreign language at a university]. Lichnost', sem 'ya i obsh-chestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii [Personality, Family and Society: Questions of Pedagogy and Psychology], no. 2-3 (71), pp. 19-23. (In Russ.) https://elibrary.ru/yiekvr

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Goncharova M.S., Nevezhina N.V. (2017). Rol' inostrannogo yazyka v protsesse nravstvennogo i dukhov-nogo vospitaniya molodezhi [The role of a foreign language in the process of moral and spiritual education of young people]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept» = Scientific-Methodological Electronic Journal "Koncept", vol. 39, pp. 1201-1205. (In Russ.) https://elibrary.ru/zbgllz

6. Batyrshina R.V. (2014). Vospitatel'naya rol' kursa «Inostrannyi yazyk» v vuze [The educational role of the course "Foreign language" at the university]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Kazan Technological University], vol. 17, no. 10, pp. 265-268. (In Russ.) https://elibrary.ru/sgiyan

7. Evdokimova M.I. (2007). Vospitatel'nyi potentsial uroka inostrannogo yazyka [Educational potential of a foreign language lesson]. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 4, pp. 7-9. (In Russ.) https://elibrary.ru/jxaxrr

8. Bashkirova O.A. (2021). Educational opportunities in teaching a foreign language. Mezhdunarodnyi nauch-no-issledovatel'skii zhurnal = International Research Journal, no. 8 (110), pp. 26-28. (In Russ.) https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.110.8.078, https://elibrary.ru/xdmbor

9. Ershova O.V. (2022). Negative traits in the modern learner portrait. Samarskii nauchnyi vestnik = Samara Journal of Science, vol. 11, no. 4, pp. 259-264. (In Russ.) https://doi.org/10.55355/snv2022114305, https ://elibrary.ru/j xbfj q

10. Mamont B.V. (2008). Funktsional'no-psikhologicheskii aspekt voprosnoi sostavlyayushchei v ramkakh ve-deniya interv'yu [Functional and psychological aspect of the question component in the framework of conducting an interview]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvo-vedenie [Bulletin of the Adygea State University. Series 2: Philology and Art History], no. 3, pp. 88-90. (In Russ.) https://elibrary.ru/knnugr

11. Dorzheeva V.V., Sleptsova O.Yu. (2021). Modern multiethnic states' activity to preserve and revitalize indigenous languages (by the example of Canada and Russia). Manuskript = Manuscript, vol. 14, no. 4, pp. 660-666. (In Russ.) https://doi.org/10.30853/mns210132, https://elibrary.ru/wjhjrm

12. Tomilin K.V. (2010). Sotsial'naya reklama [Social Advertising]. Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: Novyi vzglyad [Modern Trends in Economics and Management: A New Look], no. 5-1, pp. 123129. (In Russ.) https://elibrary.ru/rsqhdx

13. Romanov A.A. (2010). Public service advertising (problems and prospects). Statistika i ekonomika = Statistics and Economics, no. 6, pp. 99-101. (In Russ.) https://elibrary.ru/nypcwd

14. Storchevoi M.A. (2009). Normativnaya etika biznesa: problemy primeneniya [Regulatory ethics of business: problems of application]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment = Vestnik of Saint Petersburg University. Management, no. 3, pp. 121-148. (In Russ.) https://elibrary.ru/kwajax

15. Vysokov K.A. (2013). Culture and ethics in Russian business. Sovremennye nauchnye issledovaniya i inno-vatsii = Modern Scientific Researches and Innovations, no. 12 (32), p. 26. (In Russ.) https://elib-rary.ru/rspuqd

16. Fetalieva L.P. (2018). Modern view on inclusive education. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya, no. 4 (71), pp. 214-215. (In Russ.) https://elibrary.ru/xyvaxj

17. Stavitskii O.A. (2014). Psychology of attitude toward disabled people according to personal professional orientation. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, no. 3, pp. 90-95. (In Russ.) https://elibrary.ru/rzrvpj

18. Zezyulko A.V. (2010). Tekhnokratizm i ego kritika «Antitekhnokratami» [Technocracy and its criticism by "Anti-Technocrats"]. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki = The Humanities and Social Sciences, no. 2, pp. 28-35. (In Russ.) https://elibrary.ru/redkgt

19. Ilin A.N. (2020). Western tolerance: the rule of democracy or the offensive of dehumanization? Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i politologiya = Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, vol. 26, no. 3, pp. 227-246. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-3-227-246, https://elibrary.ru/dfhxul

Информация об авторах

Попова Нина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор Высшей школы Лин-гводидактики и перевода, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, https://or-cid.org/0000-0003-3058-7386, ninavaspo@mail.ru

Information about the authors

Nina V. Popova, Dr. habil. (Education), Professor, Professor of the Higher School of Linguodidactics and Translation, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation, https://or-cid.org/0000-0003-3058-7386, ninavaspo@mail.ru

Зиновьева Ольга Владимировна, старший преподаватель Высшей школы инженерной психологии и прикладной лингвистики, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, https://or-cid.org/0009-0008-9350-1846, ovzinovieva@yandex.ru

Вдовина Елена Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической теории, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0002-3787-9691, е^ dovina@spbstu.ru

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 08.12.2022

Поступила после рецензирования 02.03.2023

Принята к публикации 17.03.2023

Olga V. Zinovieva, Senior Lecturer, Higher School of Engineering Psychology and Applied Linguistics, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation, https://orcid.org/0009-0008-9350-1846, ovzinovieva@yandex.ru

Elena K Vdovina, PhD (Education), Associate Professor of the Economic Theory Department, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0002-3787-9691, evdovina@spbstu.ru

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

Received 08.12.2022 Approved 02.03.2023 Revised 17.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.