Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура безопасности жизнедеятельности / внеурочные занятия / информационные технологии / образовательная среда школы / старшеклассники / life safety culture / extracurricular activities / information technologies / school educational environment / high school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С А. Купцова

Статья посвящена проблеме формирования культуры безопасности жизнедеятельности у школьников. Основная задача исследования – определить содержание, формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у школьников во внеурочной деятельности в образовательной среде школы. Уточнено понятие «культура безопасности жизнедеятельности». Проведена диагностическая работа по выявлению уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности у школьников. Определены содержание, формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся. Разработан и апробирован комплекс внеурочных занятий для школьников, направленный на формирование культуры безопасности жизнедеятельности с использованием современных информационных технологий. Предложенный комплекс внеурочных занятий может быть использован педагогами во внеурочной деятельности при обучении ОБЖ в условиях образовательной среды школы для формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С А. Купцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF A SAFETY CULTURE FOR SCHOOLCHILDREN USING MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES

The article studies a problem of development of life safety culture in schoolchildren. The main objective of the research is to clarify the content, forms and methods in developing life safety culture among high school students by means of extracurricular activities in the educational environment of a school. The concept of life safety culture is clarified. The author carries out diagnostic work on revealing the level of developed life safety culture among high school students. The work determined the content, forms and methods of development of life safety culture in students. The complex of extracurricular activities for schoolchildren aimed at forming life safety culture with the help of modern information technologies has been developed and tested. The proposed set of extracurricular activities can be used by teachers in extracurricular activities when teaching life safety in the educational environment of the school for the development of life safety culture.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Библиографический список

1. Гусейнов А.З. Я.А. Коменский - классик научной педагогики: учебное пособие. Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г Чернышевского», 2015.

2. Зауторова Э.А. Педагогические взгляды И.Г Песталоцци на воспитание подрастающего поколения. Проблемы педагогики. 2018; № 5 (37): 5-6.

3. Дорохова Т.С. Развитие навыков самовоспитания в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов. Педагогическое образование в России. 2011; № 4: 39-43.

4. Бубнов И.Ю. Профессиональное саморазвитие студента как психолого-педагогическая проблема. Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XVII Международной научно-практической Internet-конференции. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2021.

5. Шаршов И.А. Теоретические основы модели профессионально-творческого саморазвития личности студента. Вестник ТГУ. 2001; № 3-4 (23): 9-12.

6. Назаров С.А. Педагогические условия проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2006.

7. Об утверждении методики расчета показателей федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование». Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 15 апреля 2019 № 118. Available at: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosmolodezhi-ot-15.04.2019-N-118

8. Университет науки и технологий МИСИС (НИТУ МИСИС): официальный сайт. Москва, 2024. Available at: https://misis.ru

References

1. Gusejnov A.Z. Ya.A. Komenskij - klassiknauchnojpedagogiki: uchebnoe posobie. Saratov: FGBOU VPO «Saratovskij gosudarstvennyj universitet imeni N.G. Chernyshevskogo», 2015.

2. Zautorova 'E.A. Pedagogicheskie vzglyady I.G. Pestalocci na vospitanie podrastayuschego pokoleniya. Problemypedagogiki. 2018; № 5 (37): 5-6.

3. Dorohova T.S. Razvitie navykov samovospitaniya v processe professional'noj podgotovki social'nyh pedagogov. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011; № 4: 39-43.

4. Bubnov I.Yu. Professional'noe samorazvitie studenta kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Lichnostnoe i professional'noe razvitie buduschego specialista: materialy XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii. Tambov: Izdatel'skij dom "Derzhavinskij", 2021.

5. Sharshov I.A. Teoreticheskie osnovy modeli professional'no-tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti studenta. Vestnik TGU. 2001; № 3-4 (23): 9-12.

6. Nazarov S.A. Pedagogicheskie usloviya proektirovaniya lichnostno-razvivayuschej informacionno-obrazovatel'noj sredy tehnicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2006.

7. Ob utverzhdenii metodiki rascheta pokazatelej federal'nogo proekta «Social'naya akíivnost'» nacional'nogo proekta «Obrazovanie». Prikaz Federal'nogo agentstva po delam molodezhi ot 15 aprelya 2019 № 118. Available at: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosmolodezhi-ot-15.04.2019-N-118

8. Universitet nauki i tehnologij MISIC (NITU MISIS): oficial'nyj sajt. Moskva, 2024. Available at: https://misis.ru

Статья поступила в редакцию 21.05.24

УДК 371

Kuptsova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Life Safety Education Methods, Herzen State Pedagogical University of Russia

(Saint Petersburg, Russia), E-mail: kupsv@yandex.ru

THEORETICAL AND PRACTICAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF A SAFETY CULTURE FOR SCHOOLCHILDREN USING MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES. The article studies a problem of development of life safety culture in schoolchildren. The main objective of the research is to clarify the content, forms and methods in developing life safety culture among high school students by means of extracurricular activities in the educational environment of a school. The concept of life safety culture is clarified. The author carries out diagnostic work on revealing the level of developed life safety culture among high school students. The work determined the content, forms and methods of development of life safety culture in students. The complex of extracurricular activities for schoolchildren aimed at forming life safety culture with the help of modern information technologies has been developed and tested. The proposed set of extracurricular activities can be used by teachers in extracurricular activities when teaching life safety in the educational environment of the school for the development of life safety culture.

Key words: life safety culture, extracurricular activities, information technologies, school educational environment, high school students

С.А. Купцова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: kupsv@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена проблеме формирования культуры безопасности жизнедеятельности у школьников. Основная задача исследования - определить содержание, формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у школьников во внеурочной деятельности в образовательной среде школы. Уточнено понятие «культура безопасности жизнедеятельности». Проведена диагностическая работа по выявлению уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности у школьников. Определены содержание, формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся. Разработан и апробирован комплекс внеурочных занятий для школьников, направленный на формирование культуры безопасности жизнедеятельности с использованием современных информационных технологий. Предложенный комплекс внеурочных занятий может быть использован педагогами во внеурочной деятельности при обучении ОБЖ в условиях образовательной среды школы для формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, внеурочные занятия, информационные технологии, образовательная среда школы, старшеклассники

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у молодежи является важнейшей задачей современного общества и образования - это залог благополучия личности и социального прогресса в стране [1, с. 32]. Исследования показали необходимость формирования культуры безопасности жизнедеятельности в системе образования [2, с. 111; 3, с. 5]. При этом необходимо не только передать знания и навыки будущим поколениям, но и сделать формирование культуры безопасности приоритетным для личности, общества и государства. Это определяет поиск и реализацию новых подходов к подготовке школьников в сфере безопасности жизнедеятельности, содержание которых было бы направлено в первую очередь на формирование личности, готовой эффективно действовать в постоянно меняющихся социально-экономических, экологических условиях. В этой связи важнейшими требованиями к подрастающему поколению являются сформи-рованность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства [4, Гл. 2 ст. 12; 5, с. 8]. Образование должно быть направлено на создание условий для формирования у школьников культуры безопасности жизнедеятельности через определение содержания, форм и методов работы в предметной области «основы безопасности жизнедеятельности» (Н.П. Абаскалов, В.В. Гафнер, В.Н. Мошкин, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Л.А. Михайлов и др.)

[6, с. 5; 7, с. 4]. В связи с этим цель исследования - определить содержание, формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у школьников во внеурочной деятельности в образовательной среде школы. Объект исследования: подготовка школьников в общеобразовательной организации. Задачи исследования: уточнить понятие «культура безопасности жизнедеятельности»; провести диагностическое исследование для выявления уровня сформи-рованности культуры безопасности жизнедеятельности у школьников; определить содержание, формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в общеобразовательной организации; разработать и апробировать комплекс внеурочных занятий для старшеклассников, направленный на формирование культуры безопасности жизнедеятельности с использованием современных информационных технологий; проанализировать полученные результаты исследования.

Методы исследования: теоретический метод для анализа научной литературы по теме исследования, уточнения понятия «культура безопасности жизнедеятельности» и определения содержания занятий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности у школьников в общеобразовательной организации. Анкетирование для определения уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности у школьников. Эксперимент для апробации различных

форм и методов организации внеурочных занятий и анализ полученных результатов исследования.

Научная новизна заключается в том, что полученные результаты исследования расширяют существующие в науке и практике представления по формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников в общеобразовательной организации. Сформированность культуры безопасности жизнедеятельности школьников определяется совокупностью базовых компонентов (когнитивно-знаниевого, эмоционально-ценностного, поведенческого). Эффективность процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности обеспечивается совокупностью педагогических условий (интеграция знаний в сфере безопасности жизнедеятельности, эмоционально-ценностного отношения и поведения в единый взаимосвязанный комплекс; использование современных информационных технологий во внеурочной деятельности при обучении безопасности жизнедеятельности).

Теоретическая значимость состоит в том, что теория и методика обучения и воспитания дополнены системным представлением процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в общеобразовательной организации. Практическая значимость состоит в том, что разработанный и апробированный комплекс внеурочных занятий для старшеклассников по безопасности жизнедеятельности с использованием информационных технологий может быть применен педагогами во внеурочной деятельности при обучении ОБЖ в условиях образовательной среды школы.

Понятие «культура безопасности жизнедеятельности» включает различные подходы к определению. Так, Евтеев В.А. считает, что культура безопасности жизнедеятельности является частью общей культуры и культуры личности [8, с. 5].

В.А. Сидоренко, Н.А. Штейнберг понимают культуру безопасности жизнедеятельности как возможность осознания человеком значимости безопасности в системе личных и социальных отношений [9, с. 17].

А.Д. Давыдова культуру безопасности жизнедеятельности определяет как условие осуществления различных видов деятельности [10, с. 13].

В целом, на наш взгляд, культура безопасности жизнедеятельности - это значимая часть общей культуры, включающая знания в сфере безопасности жизнедеятельности, эмоционально-ценностное отношение к поддержанию личной безопасности и безопасности в обществе, безопасное поведение в учебной, бытовой, профессиональной деятельности.

Стоит выделить следующие базовые компоненты культуры безопасности жизнедеятельности:

- когнитивно-знаниевый компонент (знания о чрезвычайных ситуациях и опасностях, об основах безопасного поведения в различных ситуациях, включая дорожное движение, пожарную безопасность, стихийные бедствия);

- эмоционально-ценностный компонент (ценностное отношение к вопросам обеспечения личной и общественной безопасности, приверженность здоровому образу жизни);

- поведенческий компонент (анализ ситуаций и принятие обдуманных решений в целях сохранения своей безопасности и безопасности окружающих, соблюдение правил безопасного поведение в повседневной жизни при отсутствии внешнего контроля) [11, с. 100; 12, с. 103].

Эти компоненты культуры безопасности жизнедеятельности необходимо формировать в образовательной среде школы в рамках школьного курса ОБЖ, внеурочных занятий, культурно-просветительских мероприятий школы с использованием современных технологий, в том числе и информационных.

Современные информационные технологии в образовании представляют собой разнообразные инструменты и ресурсы, используемые для обучения. Они включают в себя широкий спектр инновационных методов и технологий, которые помогают сделать обучение более доступным, интересным и эффективным для школьников и педагогов. Наиболее распространенные информационные технологии в образовании - обучающие, игровые, диагностические, контролирующие. Применение информационных технологий подразумевает использование компьютеров, программного обеспечения, Интернета, мобильных устройств для повышения эффективности обучения [13, с. 51].

Использование информационных технологий в образовании обладает рядом преимуществ. Одним из основных является доступность знаний - с учебными материалами, имеющимися в сети, школьники могут изучать интересующие темы в любом месте и в любое удобное для них время. Информационные технологии также способствуют развитию креативности и критического мышления. Благодаря использованию интерактивных образовательных программ и игровых элементов в учебных процессах школьники могут более эффективно усваивать знания и применять их на практике. Кроме того, современные информационные технологии позволяют персонализировать образовательный процесс, учитывая индивидуальные потребности и темпы усвоения информации каждым школьником, стимулировать активность обучающихся, оптимизировать доступ к информации, развивать мышление и освоение навыков работы с различными программами [14, с. 7].

В контексте освоения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» наиболее часто применяемыми информационными технологиями являются следующие:

- интерактивные онлайн-курсы и обучающие платформы (обучающие курсы по безопасности жизнедеятельности, доступные в онлайн, позволяют школьникам учиться в удобное время);

- симуляторы и виртуальные тренировки (виртуальные симуляторы могут позволить школьникам практиковать отработку навыков безопасного поведения в ситуациях ЧС);

- базы данных и информационные ресурсы по безопасности (доступ к базам данных и информационным ресурсам по безопасности позволяет школьникам получить актуальную информацию о правилах и методах обеспечения безопасности в различных сферах деятельности);

- облачные технологии для совместной работы (использование облачных платформ позволяет школьникам и учителям обмениваться информацией, работать над проектами по безопасности в реальном времени и удобно хранить данные).

Эти информационные технологии могут сделать обучение более интересным, доступным и эффективным, помогая школьникам лучше усвоить основные принципы и навыки соблюдения норм безопасности, сформировать культуру безопасности жизнедеятельности.

На основании изученного теоретического и методического материала нами было организовано и проведено исследование по формированию культуры безопасности у старшеклассников (обучающиеся 10-х классов) во внеурочной деятельности с использованием современных информационных технологий (г. Санкт-Петербург). В качестве основы диагностического инструментария использовалась анкета Горюновой Л.Н. и Козлова В.В., 2015 г., направленная на изучение уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности.

Результаты первичной диагностики в экспериментальной и контрольной группах показали, что большинство школьников имеют средний и низкий уровни сформированности культуры безопасности (низкий уровень знаний в сфере безопасного поведения, неумение анализировать риски и принимать взвешенные решения, непонимание важности безопасности и несформированное ценностное отношение к ней).

На основании полученных данных нами был составлен и реализован комплекс внеурочных занятий, направленный на формирование культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся в образовательной среде школы с использованием информационных технологий (в качестве примера часть занятий представлена в табл. 1).

После реализации комплекса внеурочных занятий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности у старшеклассников в экспериментальной и контрольной группах была проведена повторная диагностика для выявления эффективности проделанной работы. В результате можно отметить, что динамика формирования культуры безопасности в экспериментальной группе положительная (увеличился объем знаний в сфере безопасного поведения; сформированы умения анализировать риски и принимать взвешенные решения, психологическая готовность к преодолению опасных ситуаций, отработаны навыки безопасного поведения, включая соблюдение правил поведения в повседневной жизни и экстре-

Таблица 1

Внеурочные занятия по безопасности жизнедеятельности у старшеклассников в образовательной среде школы

№ п/п Тема Содержание Время Формы и методы работы Методическое и техническое обеспечение

1. Внеурочное занятие «Навигатор по основам культуры безопасности» Основные понятия. История развития культуры безопасности (правил безопасности). Современные представления о культуре безопасности. Известные катастрофы, аварии и их последствия для системы безопасности. Правила безопасности. Интерактивная часть (тестовые задания) 45 мин. Беседа, мини-лекция, обучающая презентация, анкетирование, рефлексия Компьютер, онлайн-платформа для проведения теста, презентация

2. Внеурочное занятие «Культура безопасности вокруг» Основные понятия. История развития культуры безопасности (правил безопасности). Современные представления о культуре безопасности. Интерактивная часть (задание на соотнесение «Известные катастрофы, аварии и их последствия для системы безопасности»). Правила безопасности. Интерактивная часть(игровая ситуация) 45 мин. Рассказ, игра, обучающая презентация, обсуждение, рефлексия Компьютер, проектор, интерактивная доска, технологии виртуальной реальности, презентация

3. Внеурочное занятие «Мифы культуры безопасности» Бытовые представления о безопасности и первой помощи, их отражение в пословицах,поговорках, поверьях. Народные приметы. Интерактивная часть (подбор и анализ поговорок/ пословиц о безопасности). 45 мин. Мини-лекция, обучающая презентация, обсуждение, работа в группах, рефлексия Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация,сеть Интернет

4. Внеурочное занятие «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» Актуализация знаний о видах и классификации чрезвычайных ситуаций. Просмотр видеороликов о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях. Онлайн-опрос для проверки понимания материала. Интерактивная часть (отработка навыков оказания первой помощи при травмах и кровотечениях) 45 мин. Рассказ, беседа, обучающая презентация, обсуждение,анкетирование, практическая работа, рефлексия Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, сеть Интернет, технологии виртуальной реальности, тренажер по отработке навыков оказания первой помощи, онлайн-платформа для проведения теста

мальных ситуациях, понимание важности личной и общественной безопасности и ответственное отношение к ней). Стоит отметить, что современные информационные технологии становятся неотъемлемой частью образования, обогащая его и совершенствуя, делая процесс обучения более интересным, эффективным, доступным и способствуя формированию культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения.

Культура безопасности жизнедеятельности - это значимая часть общей культуры, включающая знания в сфере безопасности жизнедеятельности, эмоционально-ценностное отношение к поддержанию личной безопасности и безопасности в обществе, безопасное поведение в учебной, бытовой, профессиональной деятельности.

Содержание образования в сфере формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в общеобразовательной организации включает следующие базовые компоненты: знания и ценностное отношение к вопросам обеспечения безопасности, приверженность здоровому образу жизни, анализ ситуаций и принятие обдуманных решений в целях сохранения своей безопасности и безопасности окружающих, соблюдение правил безопасного поведения при отсутствии внешнего контроля.

Компоненты культуры безопасности жизнедеятельности важно формировать в образовательной среде школы в рамках внеурочных занятий с использованием современных информационных технологий, в том числе таких, как обучающие, игровые, диагностические, контролирующие.

Библиографический список

Для эффективной организации занятий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников следует:

- осуществлять организацию занятий на основе интеграции знаний, эмоционально-ценностного отношения и поведения в сфере безопасности жизнедеятельности;

- использовать современные информационные технологии во внеурочной деятельности (онлайн-платформы, симуляторы, технологии виртуальной реальности);

- проводить регулярную оценку сформированности культуры безопасности жизнедеятельности у школьников и вносить необходимые корректировки в учебно-воспитательный процесс.

Результаты исследования могут быть использованы педагогами, административными и научными работниками в сфере образования, при написании методических материалов, учебников, на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности, при привлечении обучающихся к проектной и исследовательской деятельности. Результаты исследования также могут быть внедрены в систему дополнительного образования для повышения квалификации учителей.

Перспективы дальнейшего исследования связаны с необходимостью разработки методических и дидактических материалов для учителей и школьников; веб-сайтов учебно-воспитательного назначения; организации интеллектуального досуга школьников с использованием современных информационных технологий; авторских педагогических программных средств, в которых отражается предметная область «основы безопасности жизнедеятельности».

1. Головин Н.Л. Понятие «культура безопасности». Педагогический журнал. 2021; Т. 11, № 4: 32-47.

2. Леонов В.В., Шабанова М.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности, обучающихся в системе основного общего образования (5-7 классы). Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2023; № 1: 110-120.

3. Естествознание, технические и гуманитарные науки: перспективы, тенденции, результаты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород, 2023.

4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации «» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/

5. Примерная рабочая программа среднего общего образования Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень (для 10-11 классов образовательных организаций). Москва, 2022.

6. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Барнаул, 2004.

7. Выбор методов обучения в средней школе. Москва: Педагогика, 1981.

8. Евтеев В.А. Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности у учащихся начального профессионального образования. Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

9. Сидоренко В.А., Штейнберг Н.А. Культура безопасности. Доклад Международной консультативной группы по ядерной безопасности (INSAG). Вена, 1991.

10. Давыдова А.Д. Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий. Диссертация ... ученой степени магистра Санкт-Петербург, 2016.

11. Чумичева РМ., Куликовская И.Э., Поддубная Т.Н. Культура безопасности жизнедеятельности как педагогическая проблема. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023; № 3: 99-107.

12. Купцова С.А. Проектирование модели формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащейся молодежи. Балтийский гуманитарный журнал. 2020; Т. 9, № 4 (33): 101-106.

13. Аксюхин А.А., Вицен А.А., Мекшенева Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке. Современные наукоемкие технологии. 2009; № 11: 50-52.

14. Медведев П.Н., Малий Д.В., Папочкина Е.С. Современные информационные технологии в сфере образования: возможности и перспективы. Международный научно-исследовательский журнал. 2021; № 6 (108).

References

1. Golovin H.L. Ponyatie «kul'tura bezopasnosti». Pedagogicheskijzhurnal. 2021; T. 11, № 4: 32-47.

2. Leonov V.V., Shabanova M.V. Formirovanie kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti, obuchayuschihsya v sisteme osnovnogo obschego obrazovaniya (5-7 klassy). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2023; № 1: 110-120.

3. Estestvoznanie, tehnicheskie i gumanitarnye nauki: perspektivy, tendencii, rezul'taty: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorod, 2023.

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii «» ot 29.12.2012 № 273-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

5. Primernaya rabochaya programma srednego obschego obrazovaniya Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Bazovyj uroven' (dlya 10-11 klassov obrazovatel'nyh organizacij). Moskva, 2022.

6. Moshkin V.N. Vospitanie kul'tury bezopasnostishkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2004.

7. Vybor metodov obucheniya v srednej shkole. Moskva: Pedagogika, 1981.

8. Evteev V.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury bezopasnoj zhiznedeyatel'nosti u uchaschihsya nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

9. Sidorenko V.A., Shtejnberg N.A. Kul'tura bezopasnosti. Doklad Mezhdunarodnoj konsul'tativnoj gruppy po yadernoj bezopasnosti (INSAG). Vena, 1991.

10. Davydova A.D. Psihologicheskieprediktory kul'tury bezopasnostipersonala 'energeticheskih predpriyatij. Dissertaciya ... uchenoj stepeni magistra Sankt-Peterburg, 2016.

11. Chumicheva R.M., Kulikovskaya I.'E., Poddubnaya T.N. Kul'tura bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti kak pedagogicheskaya problema. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2023; № 3: 99-107.

12. Kupcova S.A. Proektirovanie modeli formirovaniya kul'tury zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni uchaschejsya molodezhi. Baltijskijgumanitarnyjzhurnal. 2020; T. 9, № 4 (33): 101-106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Aksyuhin A.A., Vicen A.A., Meksheneva Zh.V. Informacionnye tehnologii v obrazovanii i nauke. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2009; № 11: 50-52.

14. Medvedev P.N., Malij D.V., Papochkina E.S. Sovremennye informacionnye tehnologii v sfere obrazovaniya: vozmozhnosti i perspektivy. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2021; № 6 (108).

Статья поступила в редакцию 21.06.24

УДК 378

Kuyukov Yu.S., postgraduate, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia), E-mail: 79232131666@yandex.ru

HISTORICAL ASPECTS OF TRAINING SPORTS AND HEALTH TOURISM STUDENTS IN THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM (BASED ON THE EXAMPLE OF REGIONAL DEVELOPMENT). Sports and health tourism plays an important role in the Russian education system, as it contributes to the physical and psychological development of students, as well as the development of healthy self-esteem and leadership qualities. The article highlights the main historical aspects of training students for sports and health tourism, including nine stages of development. The pre-revolutionary period is marked by the emergence of tourism on an amateur basis. In the post-Soviet era, changes occurred in the educational system, including a reduction in physical education programs. Today, the educational system in Russia pays great attention to the development of sports and tourism skills of students. Sports and health tourism in the Russian education system has a historical foundation, which implies the development of comprehensive educational programs and specialized schools. This allows to raise not only physically developed, but also active and interested in the world youth.

Key words: sports and health tourism, history of education in Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.