Научная статья на тему 'Формирование культуры социальной безопасности во внеурочной деятельности младших школьников'

Формирование культуры социальной безопасности во внеурочной деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальная школа / младшие школьники / внеурочная деятельность / культура социальной безопасности / безопасная жизнедеятельность / безопасное поведение / личностный опыт / источники опасности / primary school / younger students / out-of-hours activity / social safety culture / safe life / safe behavior / personal experience / sources of danger

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ксения Ильгизаровна Нихолат

В современных условиях одним из важных компонентов культуры личности является культура социальной безопасности. В формировании у подрастающего поколения культуры социальной безопасности не последнюю роль играет образование. В этой связи, проблема обеспечения социальной безопасности затрагивает сегодня многие стороны жизнедеятельности и приобретает многоплановый характер. Рассматриваемый в данной статье педагогический потенциал внеурочной деятельности в формировании у младших школьников культуры социальной безопасности предполагает раскрытие значимости готовности детей к безопасной жизнедеятельности в социуме как условие реализации их личностного потенциала. Как известно, внеурочная деятельность является вариативной составляющей Федерального государственного образовательного стандарта начального образования и обязательной частью учебно-воспитательного процесса в школе. Отсюда, одной из предпосылок построения институциональной структуры формирования у младших школьников культуры социальной безопасности в рамках использования разных форм организации обучения и воспитания детей являются возможности внеурочной деятельности. Таким образом, в формировании компонентов культуры безопасности младших школьников одна из ведущих ролей принадлежит организации их внеурочной деятельности, в рамках которой дети получают знания об источниках опасности, средствах их преодоления, понимание необходимости развития у себя физической готовности к выходу из опасных ситуаций и, в целом, формирование готовности к адекватному восприятию и оценке действительности. Такими компонентами культуры безопасности в образовательной практике считают мотивацию детей к своей безопасности, осознание важности безопасного поведения и т. д. В этой связи важнейшей задачей работы с детьми во время внеурочной деятельности является развитие у них чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью, стимулирование у них самостоятельности в принятии нужных решений и выработка навыков безопасного поведения в реальной жизни. В статье рассматриваются следующие аспекты: организация внеурочной деятельности младших школьников; формирование у младших школьников культуры социальной безопасности; использование организационных форм для развития у учащихся начальной школы навыков безопасного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of culture of elementary school students’ social safety in extracurricular activity

In modern conditions, one of the important components of the culture of personality is the culture of social security. In the formation of culture of social security in the younger generation, education plays an important role. In this regard, the problem of ensuring social security today affects many aspects of life and is becoming multifaceted. The pedagogical potential of extracurricular activities considered in this article in the formation of a social safety culture among younger school students presupposes the disclosure of the importance of children's readiness for safe life in society as a condition for realizing their personal potential. As you know, extracurricular activity is a variable component of the Federal State Educational Standard for Primary Education and an obligatory part of the educational process at school. Hence, one of the prerequisites for building an institutional structure for the formation of a social security culture among younger students within the framework of the use of different forms to organize education and upbringing of children is the possibility of extracurricular activity. Thus, in the formation of the components of the safety culture of younger students, one of the leading roles belongs to the organization of their extracurricular activity, in which children receive knowledge about the sources of danger, the means for overcoming them, understanding of the need to develop physical readiness to get out of dangerous situations and, in general, formation of readiness for adequate perception and assessment of reality. Such components of safety culture in educational practice consider the motivation of children to their safety, awareness of importance of safe behavior, etc. In this regard, the most important task of working with children during extracurricular activity is to develop a sense of responsibility for their behavior, respect for their health, stimulate their independence in making the necessary decisions and develop skills for safe behavior in real life. The article considers the following aspects: the organization of extracurricular activities of elementary school students; formation of social safety culture among younger students; using organizational forms to develop safe behavior skills in primary school students.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры социальной безопасности во внеурочной деятельности младших школьников»

Научная статья УДК 37.018.2

DOI: 10.20323/1813-145X_2024_1_136_43 EDN: SFORKJ

Формирование культуры социальной безопасности во внеурочной деятельности

младших школьников

Ксения Ильгизаровна Нихолат

Директор, средняя общеобразовательная школа № 48. 423810, г. Набережные Челны, пр. Вахитова, д. 3 niholat90@mail.ru, https//orcid.org/0000-0002-8572-2592

Аннотация. В современных условиях одним из важных компонентов культуры личности является культура социальной безопасности. В формировании у подрастающего поколения культуры социальной безопасности не последнюю роль играет образование. В этой связи, проблема обеспечения социальной безопасности затрагивает сегодня многие стороны жизнедеятельности и приобретает многоплановый характер. Рассматриваемый в данной статье педагогический потенциал внеурочной деятельности в формировании у младших школьников культуры социальной безопасности предполагает раскрытие значимости готовности детей к безопасной жизнедеятельности в социуме как условие реализации их личностного потенциала. Как известно, внеурочная деятельность является вариативной составляющей Федерального государственного образовательного стандарта начального образования и обязательной частью учебно-воспитательного процесса в школе. Отсюда, одной из предпосылок построения институциональной структуры формирования у младших школьников культуры социальной безопасности в рамках использования разных форм организации обучения и воспитания детей являются возможности внеурочной деятельности. Таким образом, в формировании компонентов культуры безопасности младших школьников одна из ведущих ролей принадлежит организации их внеурочной деятельности, в рамках которой дети получают знания об источниках опасности, средствах их преодоления, понимание необходимости развития у себя физической готовности к выходу из опасных ситуаций и, в целом, - формирование готовности к адекватному восприятию и оценке действительности. Такими компонентами культуры безопасности в образовательной практике считают мотивацию детей к своей безопасности, осознание важности безопасного поведения и т. д. В этой связи важнейшей задачей работы с детьми во время внеурочной деятельности является развитие у них чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью, стимулирование у них самостоятельности в принятии нужных решений и выработка навыков безопасного поведения в реальной жизни. В статье рассматриваются следующие аспекты: организация внеурочной деятельности младших школьников; формирование у младших школьников культуры социальной безопасности; использование организационных форм для развития у учащихся начальной школы навыков безопасного поведения.

Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; внеурочная деятельность; культура социальной безопасности; безопасная жизнедеятельность; безопасное поведение; личностный опыт; источники опасности

Для цитирования: Нихолат К. И. Формирование культуры социальной безопасности во внеурочной деятельности младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 1 (136). С. 43-52. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2024_1_136_43. https://elibrary.ru/SFORKJ

Original article

Formation of culture of elementary school students' social safety in extracurricular activity Ksenia I. Nikholat

Director, secondary school № 48. 423810, Naberezhnye Chelny, Vakhitova ave., 3 niholat90@mail.ru, https//orcid.org/0000-0002-8572-2592

Abstract. In modern conditions, one of the important components of the culture of personality is the culture of social security. In the formation of culture of social security in the younger generation, education plays an important role. In this regard, the problem of ensuring social security today affects many aspects of life and is becoming multifaceted. The pedagogical potential of extracurricular activities considered in this article in the formation of a social safety culture among younger school students presupposes the disclosure of the importance of children's readiness for safe life in society as a condition for realizing their personal potential. As you know, extracurricular activity is a variable

© Нихолат К. И., 2024

component of the Federal State Educational Standard for Primary Education and an obligatory part of the educational process at school. Hence, one of the prerequisites for building an institutional structure for the formation of a social security culture among younger students within the framework of the use of different forms to organize education and upbringing of children is the possibility of extracurricular activity. Thus, in the formation of the components of the safety culture of younger students, one of the leading roles belongs to the organization of their extracurricular activity, in which children receive knowledge about the sources of danger, the means for overcoming them, understanding of the need to develop physical readiness to get out of dangerous situations and, in general, formation of readiness for adequate perception and assessment of reality. Such components of safety culture in educational practice consider the motivation of children to their safety, awareness of importance of safe behavior, etc. In this regard, the most important task of working with children during extracurricular activity is to develop a sense of responsibility for their behavior, respect for their health, stimulate their independence in making the necessary decisions and develop skills for safe behavior in real life. The article considers the following aspects: the organization of extracurricular activities of elementary school students; formation of social safety culture among younger students; using organizational forms to develop safe behavior skills in primary school students.

Key words: primary school; younger students; out-of-hours activity; social safety culture; safe life; safe behavior; personal experience; sources of danger

For citation: Nikholat K. I. Formation of culture of elementary school students' social safety in extracurricular activity. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2024; (1): 43-52. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2024_1_136_43. https://elibrary.ru/SFORKJ

Введение

В настоящее время проблема безопасности выносится на повестку дня из-за частого возникновения всевозможных чрезвычайных ситуаций. В связи с этим вопросы безопасности жизнедеятельности становятся особо актуальными. Это, в частности, связано с тем, что не каждый индивид, а особенно ребенок, по-настоящему осознает, насколько правильно он действует в постоянно изменяющихся условиях. В этой связи большое значение приобретают требования, заложенные в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 г.», в которой основное внимание уделяется государственной политике в интересах детей. В этом документе подчеркивается важность знаний в сфере социальной безопасности и обеспечения ими учащихся в рамках их обучения и воспитания, развития компетенции безопасного поведения и накопления опыта решения проблем в различных жизненных ситуациях. К сожалению, сегодня младшие школьники часто не демонстрируют способностей к обеспечению собственной безопасности. Поэтому в ходе работы с младшими школьниками в школе педагогам необходимо решить две приоритетные задачи, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей и нахождением оптимальных методов по формированию у них культуры социальной безопасности на данном возрастном этапе.

В этой связи мы обратились к различным исследованиям, посвященным рассмотрению воз-

можностей грамотной организации безопасности. Особое внимание в рамках настоящей статьи было уделено вопросам внеурочной деятельности в формировании у младших школьников культуры социальной безопасности. Так, в учебном пособии Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой и Р. Б. Стеркиной [Авдеева, 2017] раскрываются различные формы взаимодействия детей и взрослых, направленные на формирование ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. В статье В. А. Андроновой [Андронова, 2015] рассмотрена специфика формирования навыков безопасного поведения в младшем школьном возрасте, описаны результаты опытно-экспериментального изучения навыков безопасного поведения младших школьников, раскрыты направления по совершенствованию данного процесса. Г. А. Костецкая [Костецкая, 2016] раскрывает значимость курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а также проблемы, которые возникают в процессе его изучения в школе, связанные с рациональным сочетанием теоретических и практических занятий. Большое значение для нас имели исследования по организации занятий по обучению школьников безопасному поведению таких авторов, как И. А. Козловская [Козловская, 2019], Ю. Л. Науменко [Науменко, 2009], А. А. Посмитная [Посмитная, 2017]. Интерес представляло изучение педагогических условий формирования у школьников позитивного отношения к безопасному поведению [Гаязов, 2004]. Ряд рассмотренных работ

посвящен исследованию методики обучения основам безопасности жизнедеятельности. Л. В. Байбородова и Ю. В. Индюков [Байбородо-ва, 2013] предлагают в своем пособии реализацию идеи «разновозрастного обучения» безопасности жизнедеятельности. В. И. Кузнецов [Кузнецов, 2012] раскрывает методику проведения уроков по дисциплине «Окружающий мир» в контексте формирования безопасного образа жизни. Книга И. К. Топорова [Топоров, 2000] предназначена для преподавателей-

организаторов основ безопасности жизнедеятельности и учителей, ведущих занятия по этому курсу. В ней раскрываются общие методические идеи и положения по его преподаванию, содержатся рекомендации по изучению тем и отдельных вопросов курса.

Для выявления педагогического потенциала внеурочной деятельности в развитии культуры социальной безопасности младших школьников мы изучили работы, посвященные организации этого вида деятельности. О. В. Бережнова и Л. Л. Тимофеева [Бережнова, 2014] в своем пособии раскрыли общие закономерности и практические подходы к выбору и конструированию различных форм организации детских видов деятельности. Г. Д. Сарсембенова и А. Д. Абилхаева [Сарсембенова, 2016] представили особенности организации внеурочной работы в начальной школе в Казахстане, эта работа призвана обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, содействовать созданию гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности младшего школьника. В статье Е. В. Яковлевой [Яковлева, 2017] экспериментально определены особенности формирования культуры безопасного социального поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.

С точки зрения Т. В. Дурневой, внеурочная деятельность младших школьников во многом способствует формированию у них культуры поведения, при этом затрагиваются все аспекты развития личности, что наиболее успешно осуществляется, если в ходе занятий дети выполняют творческие задания, связанные, например, с изучением правил безопасного поведения в общественных местах [Дурнева, 2017] В общей образовательной практике внеурочную работу делят на два вида - это внеклассные занятия, проводимые педагогами дополнительного образования и самими учителя в школе, а также - за-

нятия, которые проводятся специально в определенных центрах дополнительного образования, в клубах и, собственно, в семье [Воспитание школьников..., 2019]. Как отмечает В. О. Кутьев, для внеурочной деятельности характерно, прежде всего, совместная деятельность самих учащихся, в процессе которой они с интересом общаются между собой. Главное, по мнению автора, чтобы эта деятельность помогала развитию у младших школьников моральных сторон личности и социально значимых стимулов, отражающихся в обыденной жизни, где им необходимо постоянно учиться ответственно относиться к своим обязанностям [Кутьев, 2013]. Педагогический потенциал внеурочной деятельности заключается в том, что она, по мнению Н. Е. Щур-ковой, является проекцией совместной деятельности педагога и детей по решению жизненных вопросов во всем их разнообразии, когда у детей развивается умение самостоятельно ставить перед собой проблему и решать ее, в связи с чем так важно формировать у детей ценностное отношение к жизни [Щуркова, 2020]. Поскольку у младших школьников имеется постоянная потребность в игре, то это в полной мере может быть использовано в виде средства воспитания. Как считает С. Ю. Лебедева, в игровой деятельности имеются такие важные элементы, как игровая задача, решение этой задачи и игровые мотивы, в результате чего в ходе игры детям можно прививать уважение к одноклассникам, ко взрослым, к самому себе и к своей родине, а также научить их работать в коллективе и нести ответственность за свои поступки [Лебедева, 2018].

Следует отметить, что вопросами формирования у младших школьников культуры социальной безопасности занимаются также и зарубежные исследователи [Ben-Arieh, McDonell, & Attar-Schwartz, 2009; Turgut, Yaman, & Turgut, 2015; Widowati, Koesyanto & Sugiharto, 2018]. В своих работах эти авторы отмечают, что поскольку дети в начальной школе все еще находятся в периоде роста и развития, то их относят к уязвимой группе. Дети всегда хотят двигаться и обладают чрезмерной энергией, поэтому очень высок риск попасть в какую-нибудь аварийную ситуацию, поэтому так важно обучать их безопасности как в рамках школьного образования, так и через внеклассные мероприятия. Многие авторы считают полезным создание привлекательных детям различных образовательных игровых моделей (например, игра «Змея и лестница

против насилия в отношении детей»), способствующих предотвращению всякого рода насилия над детьми. Через игру дети могут узнавать о ценности социальной безопасности. Хорошим дидактическим приемом зарубежные авторы считают применение наглядности, например, картинок, представленных в играх, где содержатся фундаментальные и важные образовательные ценности для детей. С помощью образовательных игр дети могут определять потенциальные угрозы безопасности в окружающей их среде. Детям разъясняют, какого поведения им следует избегать и что делать, чтобы сохранить свою безопасность и, в конечном счете, уберечь себя от возможных травм.

Как показал анализ данных и других исследований по вопросам формирования культуры социальной безопасности у подрастающего поколения, педагогический потенциал внеурочной деятельности по формированию культуры социальной безопасности младших школьников представлен фрагментарно. Между тем сегодня возникла необходимость грамотного построения образовательного процесса с учетом оптимизации естественного хода социализации каждого ребенка в контексте обеспечения его безопасности. Важным аспектом в этом процессе становится реализация педагогического потенциала внеурочной деятельности младших школьников.

Цель исследования, раскрытие педагогического потенциала внеурочной деятельности по формированию у младших школьников культуры социальной безопасности и навыков безопасного поведения в начальной школе.

Методы исследования

В ходе исследования были использованы следующие методы, связанные с выявлением педагогического потенциала внеурочной деятельности по формированию культуры социальной безопасности у младших школьников, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время для формирования у младших школьников культуры социальной безопасности необходим продуманный выбор форм и методов обучения и воспитания, особенно это касается организации внеурочной деятельности.

Это связано с тем, что реализуемые формы и методы должны быть нацелены на приобщение ребенка к ценностям культуры социальной безопасности. Отсюда, при организации внеурочной деятельности младших школьников с целью формирования у них культуры социальной безопасности большое значение имеет осознание ими социальных ценностей, норм и правил. Особое внимание в этой связи должно уделяться, по мнению С. Г. Яриковой, формированию у младших школьников ответственности, процесс развития которой зависит от того, какой вид деятельности ребенка является ведущим в настоящий момент и какое место он занимает в системе общественных отношений, чему в большой степени способствует проявление им привычек и эмоциональных реакций, а также актуальный уровень волевой напряженности [Ярикова, 2018]. Культуру социальной безопасности школьников как педагогическую проблему М. И. Шилова связывает с обеспечением нормативной регуляции в их деятельности и поведении, где важным является их готовность следовать нормам поведения и желательно при отсутствии внешнего давления, что, как правило, осуществляется в процессе общения со сверстниками и в самостоятельной деятельности [Шилова, 2013].

Важно отметить, что младшие школьники овладевают в этом контексте не только знаниями, но и моделями поведения. Общаясь со сверстниками, со старшими детьми или с кем-то из взрослых, ребенок постепенно осознает, что вокруг является хорошим и что может быть плохим. На этой основе происходит восприятие общих представлений о правилах поведения в обществе. Из бесед дома, в школе, в кругу товарищей младший школьник знакомится с назначением и ценностью предметов и явлений, а также со связанными с ними потенциальными угрозами. Таким образом, шаг за шагом педагог обучает своих подопечных правильно действовать в самых различных ситуациях при взаимодействии с социумом и природой. Исходя из этого, для формирования у младших школьников культуры социальной безопасности в рамках внеурочной деятельности педагогический процесс должен быть направлен на решение следующих задач,

- подбор форм работы и ее содержания для младших школьников, которые могли бы заинтересовать их и побудить к организованной педагогом деятельности;

— определение логики взаимодействия с младшими школьниками в ходе внеурочной деятельности;

— определение для младших школьников сущности культуры социальной безопасности как важного для них личностного опыта, который они должны приобрести;

— формирование у младших школьников мотивации включения их в деятельность по обеспечению своей безопасности в различных ситуациях;

— определение тактики психологической помощи младшим школьникам при постижении ими азов безопасной жизнедеятельности.

В начальной школе сегодня используется большой набор видов и форм внеурочной деятельности, ориентированных на конкретные воспитательные результаты, связанные с приобретением младшими школьниками знаний об основах культуры безопасности и систематизацией в определенной степени представлений о безопасной жизнедеятельности, а также умений и навыков безопасного образа жизни [Бережнова, 2014; Яковлева, 2017].

На этой основе у детей формируются базовые познавательные компетенции (например, умение анализировать и обобщать, осуществлять самоконтроль и рефлексию, задавать вопросы о наблюдаемых фактах и отыскивать причины явлений и т. д.) и навыки понимания различных знаковых символов (например, значение дорожных знаков). Большими возможностями в рамках внеурочной деятельности при формировании у младших школьников культуры социальной безопасности обладают организуемые в начальной школе этические беседы на темы «Моя семья», «Я один дома», «Правила гостеприимства», «Я и моя школа», «Законы крепкой дружбы», «Культурная и правильная речь» и т. д. [Болотина, 2012]. Дети начинают осмысливать возможности для применения умений, связанных с их безопасностью. Например, при воспроизведении опасных ситуаций демонстрируются способы их преодоления. Для этого педагог использует такие формы работы с детьми, как беседа, экскурсия, ролевая и имитационная игра, соревнование, показ видеоматериалов, наблюдение за природой, написание сочинений, выполнение творческих заданий т. д.

Так, например, сюжетно-ролевые игры, предназначенные для осмысления социальных отношений, можно успешно использовать и для изучения правил безопасности. Для этого младшие

школьники под руководством педагогов и своих родителей могут организовать игры «Посещение гипермаркета», «Поведение на вокзале», «Отдых в аквапарке», «Выход на центральную улицу города», «Выезд на природу» и т. д. В ходе этих игр дети учатся оценивать поведение людей, зрительно воспринимать и осмысливать необходимость дорожных знаков и перекрестков, движение транспорта на проезжей части и сигналы светофоров и т. д. В процессе внеурочной деятельности младшие школьники делают рисунки и всевозможные поделки. При этом важно каждый раз создавать для детей проблемные ситуации с тем, чтобы они приобретали новые знания. Например, по теме «Безопасность на улице» они могут учиться находить причинно-следственные связи и запоминать правила безопасного поведения во время прогулок вне дома. Чтобы младшие школьники могли систематизировать дорожные знаки и понимать их назначение, можно организовать своеобразную игру-путешествие в страну дорожных знаков, направленную на развитие у них социально-коммуникативных навыков [Козловская, 2019]. Во время такой игры младшие школьники учатся ориентироваться в дорожной обстановке, различать транспорт, который они видят в своем городе, и выбирать безопасный маршрут. Сюда же входит и закрепление понятия дорог с односторонним и двусторонним движением, а также понимание разницы между регулируемым и нерегулируемым переходом. Очень важно обращать внимание детей на сигналы светофора и довести до их понимания, почему он так важен для безопасности перехода проезжей части. Не лишним будет объяснение, почему во время тумана и гололеда ухудшается ситуация на дороге.

Применение игровых методов и разбор ситуаций является очень полезным при изучении Правил дорожного движения. Например, игра «Моделируем ситуацию» дает возможность учащимся глубже понять изучаемые правила. В данном случае преследуется не только цель воссоздания социальных отношений между участниками дорожного движения, но и происходит накопление детьми опыта безопасного нахождения на улице. Таким образом, игра позволяет детально обсуждать различные положения Правил с точки зрения правильного и безопасного поведения, когда в ходе активного диалога между школьниками происходит актуализация имеющихся у них знаний. По ходу занятия учитель пытается выраба-

тывать у младших школьников навыки безопасного поведения на дороге, например, такие, как предвидение опасности, переключение внимания на дорогу, уверенное поведение на дороге. Для этого желательно иметь на территории школы специальную игровую площадку (например, миниатюрный автогородок), где дети могут применять свои навыки на практике

Важная форма работы с детьми - обучающие ситуации, например: «Знакомые и незнакомцы», применяемые с целью развития у младших школьников социальных навыков безопасного общения. Дети должны научиться четко различать категории людей: родные, друзья, знакомые или просто окружающие люди. Необходимо формировать у них представления о том, какие правила социальной безопасности нужно соблюдать при общении с людьми в тех или иных ситуациях. Например, не сообщать личную информацию, не выходить за пределы двора и не гулять в незнакомых местах без сопровождения близких, не принимать подарки от незнакомых и т. д. Особенно поучающим для детей может быть обсуждение ситуации «Встреча с незнакомым человеком». Эту ситуацию можно разделить, например, на четыре части: «Незнакомый человек звонит в дверь» (если человек за дверью тебе не знаком и под разными предлогами просит открыть дверь, надо позвонить соседям и сообщить об этом); «Незнакомый человек в подъезде дома» (не надо заходить в подъезд, если следом идет незнакомый человек); «Общение с незнакомым человеком» (никогда не вступать в разговор с незнакомым человеком на улице, тем более не соглашаться никуда с ним идти); «Незнакомый человек в лифте» (не следует стоять в лифте спиной к пассажиру и желательно наблюдать за его действиями). С помощью данной беседы-обсуждения педагог учит детей различать эмоции и пантомимику, проявляемые людьми. При этом, младшие школьники приобретают следу-юще навыки:

- представить возможности возникновения потенциально опасных ситуаций и описать их последствия;

- сменить стиль общения в зависимости от ситуации;

- предвидеть причины возникновения источников опасности в быту, на улице, на природе;

- обращаться за помощью по телефонам экстренных служб;

- действовать при опасной ситуации на основе освоенных моделей поведения;

- выбирать род занятий с учетом соблюдения норм безопасности;

- оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих;

- различать игровые и реальные ситуации;

- пренебречь сиюминутным желанием, исходя из требований со стороны взрослых;

- настраивать себя на безопасную деятельность и т. д.

Проводя в ходе внеурочной деятельности занятия в игровой форме, учитель реализует важную цель: дети учатся решать конкретные предметные задачи, разрабатывать собственную тактику поведения и на этой основе проявлять деловые качества. В ходе игры младшие школьники моделируют и анализируют опасные ситуации, в рамках которых им предоставляется возможность прогнозировать ошибки и вместе с учителем обсуждать и делать выводы, что способствует лучшему запоминанию правильных действий. Главное, чтобы знания детей о поведении в опасной ситуации применялись ими на практике. Этому и способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от детей постоянного проявления активности и самостоятельности. Любая проблемная ситуация может стать частью занятия в виде прогулки в парке или экскурсии, чтобы затем стать основой сюжета какой-нибудь ролевой игры. Желательно, чтобы в ролевых играх присутствовали проблемно-поисковые задания, которые способствуют правильной ориентации в сложной обстановке. В этом случае младшим школьникам приходится самостоятельно рассматривать опасные ситуации, рассуждая над возможными вариантами развития событий и нахождения выхода из них. Учителю целесообразно обсудить со своими подопечными возможности избежать ту или иную опасную ситуацию. В ходе таких бесед у младших школьников развиваются личностные и социальные навыки, что необходимо для формирования у них культуры социальной безопасности.

Педагогический потенциал внеурочной деятельности заключаются в том, что она содействует развитию у младших школьников интереса к различным видам деятельности. В ходе внеурочной работы дети имеют возможность выступать в качестве ее субъекта. У них повышается мотивация к участию в такой социальной деятельности, как предотвращение какой-нибудь

опасной ситуации, где они могут проявить свою самостоятельность. От имитации предложенных учителем действий они переходят к активной самостоятельной деятельности по следующему алгоритму: а) вначале их побуждают выполнить конкретные действия, связанные с возможностью избежать опасность; б) затем их мотивируют на выполнение безопасного поведения в контексте важности основ безопасной жизнедеятельности (например, умение распознавать и оценивать опасности окружающей среды); в) далее младшие школьники воспроизводят действия с опорой на образец с целью запоминания основных элементов культуры безопасного социального поведения в виде соответствующих правил и норм; г) в конечном итоге, на основе самооценки и саморегуляции у младших школьников развиваются ценностные установки на безопасный образ жизни и формируется опыт безопасного социального поведения. Таким образом, у учащихся формируется установка на соблюдение безопасного поведения. Подобная грамотная организации внеурочной деятельности по формированию у младших школьников культуры социальной безопасности представляет собой своеобразную интеллектуальную подготовку к безопасной жизнедеятельности, когда с помощью сравнения и обобщения дети переносят свои знания и опыт в новые ситуации, учатся прогнозировать события и их последствия.

Во время каникул желательно продолжать внеурочную деятельность уже в рамках летних школ, оздоровительных и спортивных лагерей и т. д. Именно в условиях самостоятельной деятельности особенно эффективно у детей развивается интеллектуальный потенциал, а также обнаруживаются скрытые способности. Под влиянием общения с другими людьми и эмоционального восприятия социокультурной среды у младших школьников активизируется мыслительная деятельность, в результате чего у них выстраивается логическая связь между их безопасной деятельностью и безопасным взаимодействием с окружающим миром.

В ходе внеурочной деятельности, ориентированной на формирование у младших школьников культуры социальной безопасности, до каждого ученика доводится мысль о том, что многие виды их деятельности всегда будут связаны с окружающей природой и социальной средой, где имеются потенциальные опасности. Школьники постепенно начинают осознавать, что опасности

могут быть скрытыми, случайными, а также постоянными. Дети учатся противодействовать опасностям, адаптироваться к социальной среде на основе соблюдения общественных норм, повышается их устойчивость к негативным воздействиям. Для этого младшие школьники должны иметь позитивные ценностные ориентации и нравственные установки на то, что только ответственное отношение к своему безопасному поведению может уберечь их от попадания в опасные ситуации. Все это, в конечном счете, способствует их личностному становлению, то есть умению автономно действовать и поддерживать отношения с окружающими, определяя и осознавая границы своих возможностей.

Заключение

В заключение отметим, что педагогический потенциал внеурочной деятельности в формировании культуры социальной безопасности младших школьников заключается в следующем:

- формирование у учащихся системы знаний об источниках опасности и на этой основе воспитание у них мотивации к безопасному поведению;

- знакомство младших школьников со средствами предупреждения и преодоления тех или иных источников опасности;

- обеспечение физической подготовки младших школьников к преодолению опасных ситуаций;

- развитие у младших школьников качеств, способствующих преодолению опасных ситуаций, и на этой основе формирование у них компетенций безопасного поведения.

Для полноценной реализации этого потенциала учителям начальной школы необходимо выявлять у школьников уровень сформированных навыков безопасного поведения, отказаться от излишнего запугивания детей по вопросам их личной безопасности. Важно избегать психоэмоциональных перегрузок детей в ходе их участия во внеурочной деятельности и следить за развитием благоприятных межличностных отношений между учащимися во время проведения мероприятий с ними. При организации внеурочной деятельности надо стремиться создать комфортные условия для удовлетворения потребности младших школьников в движении, исключив авторитарный стиль общения с ними при проявлении чрезмерной активности в творческих видах деятельности. Необходимо уделять особое вни-

49

мание использованию принципа доступности при обучении младших школьников правилам, регулирующим их поведение дома, в школе, на природе и в различных общественных местах. Безусловное значение для формирования у младших школьников уверенности в себе имеет культивирование ощущения успеха при встрече с ситуацией, таящей в себе опасность.

Процесс формирования культуры социальной безопасности у младших школьников по своему содержанию сочетается с развитием у них общей культуры. Данный процесс предполагает развитие умения осмысленно оценивать окружающую действительность и использовать накопленные знания об источниках опасности для определения средств их преодоления. Важным в этой связи становится понимание важности физической готовности к преодолению опасных ситуаций и стремление к развитию физических данных. Не менее значима мотивация к развитию таких своих личностных качеств, которые способствовали бы умению преодолевать любую опасную ситуацию.

Педагогический потенциал внеурочной деятельности реализуется на основе следующих условий, направленных на повышение у младших школьников уровня культуры безопасного социального поведения: выявление необходимых компонентов культуры социальной безопасности специально для учащихся младшего школьного возраста; рациональное использование индивидуальных и групповых форм работы с младшими школьниками по развитию у них умения применять навыки безопасного поведения дома и вне его; содействие усвоению дополнительных знаний о социальной безопасности и расширению возможностей использования полученных знаний при ориентировании в окружающей природной и социальной среде.

Библиографический список

1. Авдеева Н. Н. Безопасность / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Москва : Детство-Пресс, 2017. 144 с.

2. Андронова В. А. Формирование основ безопасного поведения в младшем школьном возрасте // Педагогические чтения в ННГУ : сборник научных статей / отв. ред. И. В. Фролов. Арзамас : Арзамасский филиал ННГУ, 2015. С. 491-494.

3. Байбородова Л. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности / Л. В. Байбородова, Ю. В. Индюков. Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 272 с.

4. Бережнова О. В. Современные формы организации детских видов деятельности / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. Москва : Цветной мир, 2014. 160 с.

5. Болотина Л. Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л. Р. Болотина, Д. И. Латышина. Москва : Просвещение, 2012. 128 с.

6. Воспитание школьников во внеучебное время : сборник методических материалов в помощь организатору внеклассной и внешкольной воспитательной работы / под ред. Л. К. Балясной. Москва : Просвещение, 2019. 222 с.

7. Гаязов А. С. Формирование здорового образа жизни подростков : учеб.-метод. пособие / А. С. Га-язов, Э. Я. Егорова, И. И. Семенова. Уфа : Изд-во БИРО, 2004. 63 с.

8. Дурнева Т. В. Педагогические условия формирования культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 2. С. 44-48.

9. Козловская И. А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице // Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. 2019. № 6. С. 29-34.

10. Костецкая Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы // Безопасность жизнедеятельности. Москва : Новые технологии, 2016. С. 37-40.

11. Кузнецов В. И. Формирование безопасного образа жизни в процессе уроков «Окружающего мира» в начальной школе. Чита : ЗабГГПУ, 2012. 168 с.

12. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников. Москва : Просвещение, 2013. 223 с.

13. Лебедева С. Ю. Использование игровых технологий в организации внеурочной деятельности младших школьников // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 6. С. 135-140.

14. Науменко Ю. Л. Механизмы формирования навыков безопасного и стабильного поведения школьников // Вестник университета Российской академии образования. 2009. № 3. С. 118-120.

15. Посмитная А. А. Формирование безопасного поведения у младших школьников на этапе поступления в школу // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 29. С. 201-204.

16. Сарсембенова Г. Д. Особенности организации внеурочной работы в начальной школе / Г. Д. Сарсембенова, А. Д. Абилхаева // Молодой ученый. 2016. № 21. С. 916-919.

17. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях. Москва : Просвещение, 2000. 93 с.

18. Шилова М. И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности / М. И. Шилова, Н. И. Малиновская // Завуч начальной школы, 2013. 98 с.

19. Щуркова Н. Е. Педагогика: игровые методики в классном руководстве : уч. пособие для СПО. Москва : Юрайт, 2020. 167 с.

20. Яковлева Е. В. Особенности организации внеурочной деятельности по формированию культуры безопасного социального поведения у младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26229 (дата обращения: 28.12.2022).

21. Ярикова С. Г. Формирование ответственности у младших школьников. Метод. рекомендации для студентов и учителей нач. классов. Волгоград. 2018. 348 с.

22. Ben-Arieh, A., McDonell, J., & Attar-Schwartz S. Safety and Home-School Relations as Indicators of Children Well Being: Whose Perspective Counts?. Social Indicators Research, 2009. 90(3). pp. 339-349.

23. Turgut T., Yaman M., & Turgut A. Educating Children on Water Safety for Drowning Prevention. Social Indicators Research, 2015. 129(2), 787-801.

24. Widowati E., Koesyanto H., & Sugiharto. Application of Safety Education on Junior High School Teaching Materials. Advance in Health Research, 2018. 12. pp. 258-262.

Reference list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Avdeeva N. N. Bezopasnost' = Safety / N. N. Av-deeva, O. L. Knjazeva, R. B. Sterkina. Moskva : Detstvo-Press, 2017. 144 s.

2. Andronova V. A. Formirovanie osnov bezopasnogo povedenija v mladshem shkol'nom vozraste = Building foundations for safe behavior in junior school years // Pedagogicheskie chtenija v NNGU : sbornik nauchnyh statej / otv. red. I. V Frolov. Arzamas : Arzamasskij filial NNGU, 2015. S. 491-494.

3. Bajborodova L. V Metodika obuchenija osnovam bezopasnosti zhiznedejatel'nosti = Methodology for teaching the basics of life safety / L. V. Bajborodova, Ju. V. Indjukov. Moskva : Gumanit. izd. centr VLADOS, 2013. 272 s.

4. Berezhnova O. V. Sovremennye formy organizacii detskih vidov dejatel'nosti = Modern forms for organizing children's activity / O. V. Berezhnova, L. L. Timofeeva. Moskva : Cvetnoj mir, 2014. 160 s.

5. Bolotina L. R. Metodika vneklassnoj vospitatel'noj raboty v nachal'nyh klassah = Methods of extracurricular educational work in primary grades / L. R. Bolotina, D. I. Latyshina. Moskva : Prosveshhenie, 2012. 128 s.

6. Vospitanie shkol'nikov vo vneuchebnoe vremja = Raising school students during extracurricular hours : sbornik metodicheskih materialov v pomoshh' organiza-toru vneklassnoj i vneshkol'noj vospitatel'noj raboty / pod red. L. K. Baljasnoj. Moskva : Prosveshhenie, 2019. 222 s.

7. Gajazov A. S. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni podrostkov = Formation of adolescents' healthy

lifestyle : ucheb.-metod. Posobie / A. S. Gajazov, Je. Ja. Egorova, I. I. Semenova. Ufa : Izd-vo BIRO, 2004. 63 s.

8. Durneva T. V. Pedagogicheskie uslovija formiro-vanija kul'tury povedenija mladshih shkol'nikov vo vneu-rochnoj dejatel'nosti = Pedagogical conditions for formation of a culture of behavior of younger students in extracurricular activity // Povolzhskij pedagogicheskij poisk. 2017. № 2. S. 44-48.

9. Kozlovskaja I. A. Organizacija zanjatij po obucheniju shkol'nikov bezopasnomu povedeniju na uli-ce = Organization of classes to teach school students safe behavior in the street // Spravochnik starshego vospi-tatelja shkol'nogo uchrezhdenija. 2019. № 6. S. 29-34.

10. Kosteckaja G. A. Osnovy bezopasnosti zhiznedejatel'nosti v shkole: vozmozhnosti, problemy i perspektivy = School life safety fundamentals: opportunities, challenges and perspectives // Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti. Moskva : Novye tehnologii, 2016. S. 37-40.

11. Kuznecov V. I. Formirovanie bezopasnogo obraza zhizni v processe urokov «Okruzhajushhego mira» v nachal'noj shkole = Building a safe lifestyle in the process of «The World Around» lessons in primary school. Chita : ZabGGPU, 2012. 168 s.

12. Kut'ev V. O. Vneurochnaja dejatel'nost' shkol'ni-kov = Extracurricular activities of school students. Moskva : Prosveshhenie, 2013. 223 s.

13. Lebedeva S. Ju. Ispol'zovanie igrovyh tehnologij v organizacii vneurochnoj dejatel'nosti mladshih shkol'ni-kov = The use of game technologies in organization of extracurricular activities of younger students // Mezhdu-narodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2018. № 6. S. 135-140.

14. Naumenko Ju. L. Mehanizmy formirovanija na-vykov bezopasnogo i stabil'nogo povedenija shkol'nikov = Mechanisms for formation of safe and stable behavior skills of school students // Vestnik universiteta Rossijskoj akademii obrazovanija. 2009. № 3. S. 118-120.

15. Posmitnaja A. A. Formirovanie bezopasnogo povedenija u mladshih shkol'nikov na jetape postuplenija v shkolu = Formation of safe behavior in younger students at the stage of admission to school // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2017. T. 29. S. 201-204.

16. Sarsembenova G. D. Osobennosti organizacii vneurochnoj raboty v nachal'noj shkole = Features of organization of extracurricular work in primary school / G. D. Sarsembenova, A. D. Abilhaeva // Molodoj uchenyj. 2016. № 21. S. 916-919.

17. Toporov I. K. Metodika prepodavanija kursa «Osnovy bezopasnosti zhiznedejatel'nosti» v obshheobra-zovatel'nyh uchrezhdenijah = Methodology for teaching the course «Basics of Life Safety» in educational institutions. Moskva : Prosveshhenie, 2000. 93 s.

18. Shilova M. I. Teorija i praktika vospitanija chert haraktera mladshih shkol'nikov v urochnoj i vneurochnoj

dejatel'nosti = Theory and practice of education of character traits at younger students in class and extracurricular activity / M. I. Shilova, N. I. Malinovskaja // Zavuch na-chal'noj shkoly, 2013. 98 s.

19. Shhurkova N. E. Pedagogika: igrovye metodiki v klassnom rukovodstve = Pedagogy: game techniques in the classroom management : uch. posobie dlja SPO. Moskva : Jurajt, 2020. 167 s.

20. Jakovleva E. V. Osobennosti organizacii vneuro-chnoj dejatel'nosti po formirovaniju kul'tury bezopasnogo social'nogo povedenija u mladshih shkol'nikov = Features of organization of extracurricular activities to form a culture of safe social behavior among younger students // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2017. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26229 (data obrashhenija: 28.12.2022).

21. Jarikova S. G. Formirovanie otvetstvennosti u mladshih shkol'nikov = Formation of responsibility among younger students Metod. rekomendacii dlja stu-dentov i uchitelej nach. klassov. Volgograd. 2018. 348 s.

22. Ben-Arieh, A., McDonell, J., & Attar-Schwartz S. Safety and Home-School Relations as Indicators of Children Well Being: Whose Perspective Counts? Social Indicators Research, 2009. 90(3). pp. 339-349.

23. Turgut T., Yaman M., & Turgut A. Educating Children on Water Safety for Drowning Prevention. Social Indicators Research, 2015. 129(2), 787-801.

24. Widowati E., Koesyanto H., & Sugiharto. Application of Safety Education on Junior High School Teaching Materials. Advance in Health Research, 2018. 12. pp. 258-262.

Статья поступила в редакцию 11.12.2023; одобрена после рецензирования 10.01.2024; принята к публикации 18.01.2024.

The article was submitted 11.12.2023; approved after reviewing 10.01.2024; accepted for publication 18.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.