Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Л. Н., Фирсов К. Н., Толстых О. С.

Рассматривается актуальная проблема, решение которой связано с поиском ответа на вопрос о том, какие психолого-педагогические детерминанты лежат в основе результативности формирования безопасного поведения младших школьников. Авторы дают обоснование комплекса психолого-педагогических детерминант с учетом психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста, анализа причин детского школьного травматизма, ресурсов урочной и внеурочной деятельности, возможностей командно-игровой деятельности. Цель исследования состояла в проверке эффективности выделенного комплекса психолого-педагогических условий формирования безопасного поведения младших школьников. Констатация его эффективности представлена по результатам педагогического эксперимента. Сравнительный анализ уровней сформированности безопасного поведения представителей контрольной и экспериментальной групп, математическая обработка эмпирических данных позволили сделать вывод о том, что обеспечение выявленного комплекса психолого-педагогических детерминант значительно повышает результативность формирования безопасного поведения младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова Л. Н., Фирсов К. Н., Толстых О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DETERMINANTS INCREASING THE EFFICIENCY OF FORMATION OF SAFE BEHAVIOR IN YOUNGER STUDENTS

The article deals with an urgent problem, the solution of which is connected with the search for an answer to the question: what psychological and pedagogical determinants can increase the effectiveness of the formation of safe behavior of younger students? The authors substantiate the complex of psychological and pedagogical determinants, taking into account the psychophysiological characteristics of children of primary school age, the analysis of the causes of children's school injuries, the resources of classroom and extracurricular activities, and the possibilities of team-playing activities. The purpose of the study was to test the effectiveness of the identified complex of psychological and pedagogical conditions for the formation of safe behavior in younger schoolchildren. A statement of its effectiveness is presented based on the results of a pedagogical experiment. A comparative analysis of the levels of formation of safe behavior of representatives in the control and experimental groups and mathematical processing based on the percentage coefficient formula have led to the conclusion that the provision of the identified complex of psychological and pedagogical determinants effectively improves the effectiveness of the formation of safe behavior in younger schoolchildren

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Научная статья

УДК 37.013.77:316.624 ББК 88.8:60.524.258 Д 13

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-4-308-32-39

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(Рецензирована)

Людмила Николаевна Давыдова1^, Кирилл Николаевич Фирсов2, Ольга Сергеевна Толстых3

Чеченский государственный университет им. АА. Кадырова, г. Грозный, Россия

1,2Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, г. Астрахань, Россия

3Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия

ш lugena2003@mail.ru, http://orcid.org / 0000-0002-3196-8351 2kfirsov86@mail.ru, http://orcid.org / 0000-0001-6750-6688 3olga.srv@mail.ru, http://orcid.org / 0000-0002-8063-9714

Аннотация. Рассматривается актуальная проблема, решение которой связано с поиском ответа на вопрос о том, какие психолого-педагогические детерминанты лежат в основе результативности формирования безопасного поведения младших школьников. Авторы дают обоснование комплекса психолого-педагогических детерминант с учетом психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста, анализа причин детского школьного травматизма, ресурсов урочной и внеурочной деятельности, возможностей командно-игровой деятельности.

Цель исследования состояла в проверке эффективности выделенного комплекса психолого-педагогических условий формирования безопасного поведения младших школьников. Констатация его эффективности представлена по результатам педагогического эксперимента. Сравнительный анализ уровней сформиро-ванности безопасного поведения представителей контрольной и экспериментальной групп, математическая обработка эмпирических данных позволили сделать вывод о том, что обеспечение выявленного комплекса психолого-педагогических детерминант значительно повышает результативность формирования безопасного поведения младших школьников.

Ключевые слова: формирование безопасного поведения младших школьников, психолого-педагогические детерминанты.

Для цитирования: Давыдова Л.Н., Фирсов К.Н., Толстых О.С. Психолого-педагогические детерминанты повышения результативности формирования

безопасного поведения младших школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2022. Вып. 4 (308). С. 32-39. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-4-308-32-39.

Original Research Paper

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DETERMINANTS INCREASING THE EFFICIENCY OF FORMATION OF SAFE BEHAVIOR IN YOUNGER STUDENTS

Lyudmila N. Davydova1H, Kirill N. Firsov2, Olga S. Tolstykh3

1*A.A. Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia

1,2V.N. Tatishchev Astrakhan State University, Astrakhan, Russia

3Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Russia

1Mlugena2003@mail.ru, http://orcid.org / 0000-0002-3196-8351

2kfirsov86@mail.ru, http://orcid.org / 0000-0001-6750-6688

3olga.srv@mail.ru, http://orcid.org / 0000-0002-8063-9714

Abstract. The article deals with an urgent problem, the solution of which is connected with the search for an answer to the question: what psychological and pedagogical determinants can increase the effectiveness of the formation of safe behavior of younger students? The authors substantiate the complex of psychological and pedagogical determinants, taking into account the psychophysiological characteristics of children of primary school age, the analysis of the causes of children's school injuries, the resources of classroom and extracurricular activities, and the possibilities of team-playing activities.

The purpose of the study was to test the effectiveness of the identified complex of psychological and pedagogical conditions for the formation of safe behavior in younger schoolchildren. A statement of its effectiveness is presented based on the results of a pedagogical experiment. A comparative analysis of the levels of formation of safe behavior of representatives in the control and experimental groups and mathematical processing based on the percentage coefficient formula have led to the conclusion that the provision of the identified complex of psychological and pedagogical determinants effectively improves the effectiveness of the formation of safe behavior in younger schoolchildren.

Keywords: formation of safe behavior of junior schoolchildren, psychological and pedagogical determinants.

For citation: Davydova L.N., Firsov K.N., Tolstykh O.S. Psychological and pedagogical determinants increasing the efficiency of the formation of safe behavior in younger students // Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology.2022.No.4(308).P.32-39.DOI: 10.53598/2410-3004-2022-4-308-32-39.

По данным Федеральной службы государственной статистики (2019), отмечается, что детский школьный травматизм находится на 3 месте после бытовых и уличных случаев; преобладает он у детей 7-10 лет,

встречается у мальчиков чаще, чем у девочек. Указывается, что ситуация за последние годы практически не изменилась.

Среди причин школьного травматизма выделяют несколько групп.

1. Связаны с недостаточным сенсомоторным развитием, низким уровнем координации движений, отсутствием навыков владения своим телом.

2. Обусловлены слабыми знаниями о возможных опасностях и их последствиях.

3. Связаны с пренебрежением возможной опасности из-за более сильного мотива (желание произвести впечатление на референтное лицо или значимых людей).

4. Вызваны психофизическим состоянием, влияющим на успешность деятельности (усталость, боль, эмоциональное возбуждение, игровой кураж, спортивный азарт и др.). Ко всему следует добавить, что в командно-игровой деятельности оказывает дезорганизующее влияние трудно сдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры, внезапно возникшие задачи и опасные ситуации, в которых необходимо быстро принять решение и выполнить соответствующее действие.

При анализе причин низкой безопасности поведения и жизнедеятельности младших школьников учеными указываются невнимательность, недисциплинированность, несоблюдение правил безопасности, необученность основным способам безопасного поведения, недостаточная сенсомоторная координация, высокая подвижность, недооценка степени возникающей опасности и некоторые другие, связанные с психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста [1].

Проведенный нами опрос учителей выявил, что они заинтересованы в реализации доступных педагогических условий, позволяющих повысить результативность формирования безопасного поведения младших школьников, используя возможности содержания основной образовательной программы на-

чального общего образования (ООП НОО). Но при общей своей загруженности учителя не всегда могут экспериментально выявить оптимальные условия, обеспечивающие повышение планируемых результатов формирования безопасного поведения младших школьников.

Изучение литературы в области педагогики безопасности и опыта педагогов-практиков позволило определить актуальную проблему, решение которой связано с поиском ответа на вопрос о том, какие психолого-педагогические детерминанты могут повысить результативность формирования безопасного поведения младших школьников.

Аналитический обзор литературы по проблеме формирования безопасного поведения младших школьников, собственная опытно-экспериментальная работа, учет ресурсов образовательного процесса и содержания ООП НОО позволили выявить и обосновать совокупность психолого-педагогических детерминант для повышения результативности формирования безопасного поведения младших школьников.

Первое - использование потенциала командно-игровой деятельности. В нашем исследовании под командно-игровой деятельностью младших школьников понимается деятельность команд участников, основанная на соревновательном и игровом методах, направленная на формирование умений и навыков решения поставленных задач с применением установленных правил, продуктивных способов их выполнения [2]. Потенциал командно-игровой деятельности основан на функциях игры как дидактического средства и понимании сущности команды участников, объединенной общей целью. Преимущество командно-игровой деятельности в том, что она основана на определенных правилах, которые необходимо соблюдать с целью безопасности.

Второе - учет ресурсов урочной и внеурочной деятельности. Согласно ФГОС, НОО рекомендуется осуществлять реализацию ООП с учетом ресурсов внеурочной деятельности. Она рассматривается как обязательная составляющая часть образовательного процесса, направленная на достижение планируемых предметных, метапред-метных и личностных результатов освоения ООП [3].

Использование ресурсов урочной и внеурочной деятельности позволяет расширить рамки образовательного пространства, обогатить содержанием и осуществить формирование безопасного поведения младших школьников с учетом естественной логики перехода педагогических методов и средств урочной деятельности в формат внеурочной.

Вместе с тем внеурочная деятельность позволяет использовать задания повышенной сложности с творческой направленностью при выполнении проектов, требующих большего времени для их осуществления и способствующих активизации когнитивных процессов при решении поставленных задач в процессе формирования безопасного поведения младших школьников. Она также предоставляет больше свободы в выборе видов деятельности и способов ее выполнения.

Третье - осуществление дисциплинированного перемещения младших школьников. Общеизвестно, что дисциплинированность рассматривается как личностное качество и вырабатывается на основе соблюдения определенных правил и самоконтроля [4:192]. В дальнейшем дисциплинированность может стать чертой характера, выражающейся в соблюдении правил и норм поведения, в подчинении им своих действий.

Обеспечение данного фактора направлено на нивелирование случаев столкновения с участниками образовательного процесса.

Дисциплинированное перемещение позволяет повысить результативность формирования безопасного поведения младших школьников за счет исключения временных потерь и возможных опасностей.

Соблюдение данного условия является немаловажным фактором безопасности участников образовательного процесса. При этом существенно, что действия младших школьников на уроках, во внеурочной деятельности, в рекреациях определены установленными и общепринятыми правилами поведения в школе.

На уроках физической культуры, включающих повышенную двигательную активность обучающихся в специально оборудованном помещении с использованием физкуль-турно-спортивных средств, всем обучающимся необходимо соблюдать особые требования и ограничения, исключающие потенциально опасные ситуации.

Четвертое - развитие наблюдательности у младших школьников. Наблюдательность основана на способности быть внимательным, концентрировать внимание на объектах и явлениях [4: 480]. В силу своих возрастных особенностей младшие школьники обладают сравнительно слабым произвольным вниманием, легко отвлекаются [5]. В связи с этим необходимо развивать наблюдательность у младших школьников, поскольку при ее наличии обеспечивается возможность заметить и оценить существующие и возникающие признаки опасности. Значимость данного условия заключается в том, что наблюдательность способствует целостному восприятию ситуации, обеспечивает своевременное обнаружение реально существующих или внезапно появляющихся опасностей и принятию своевременного безопасного решения.

Пятое - моделирование учебных ситуаций, основанных на страте-

гии уклонения, преодоления, предвидения опасности. Моделирование как педагогический метод способствует развитию когнитивных способностей младших школьников и позволяет повысить продуктивность учебной деятельности при освоении действий по реализации стратегий уклонения, преодоления, предвидения в безопасном поведении.

Отметим, что моделирование позволяет разнообразить формы организации деятельности обучающихся и дидактические средства обучения, направленные на повышение мотивации и включенности младших школьников в процесс формирования безопасного поведения. Моделирование учебных ситуаций может использоваться не только как средство познания и получения представлений об алгоритме поведенческих действий, но и выступать как условие приобретения опыта безопасного поведения младших школьников. Это условие направлено на освоение способов безопасного поведения в потенциальных ситуациях опасности, закрепление системы знаний о предупреждающих знаках, причинах и свойствах возникновения опасностей разного типа, а также правил безопасного поведения.

Шестое - сочетание педагогических и тренировочных методов и средств. В настоящее время педагогический арсенал методов и средств достаточно богат. Однако не только известные педагогические средства (беседа, рассказ, убеждение, наблюдение, инструктаж, проекты, правила, памятки, учебные задания, рефлексия и другие) используются при формировании безопасного поведения младших школьников. Тренировочные средства: упражнения, подвижные игры, бег, ходьба, упражнения на развитие скорости и ловкости, фишка-мяч и другие могут обогатить дидактический инструментарий. Выбор и сочетание методов и средств зависят от мастер-

ства педагога, определяющего цели и педагогический дизайн образовательного события урочной и внеурочной деятельности. В связи с этим их можно применять на всех этапах процесса формирования безопасного поведения младших школьников. Данное условие обеспечивает возможность применения педагогических, тренировочных методов и средств урочной деятельности и перехода их в формат внеурочной. Это позволяет использовать их в необходимом чередовании с учетом сложности поставленных задач.

Седьмое - обеспечение преемственности и логического единства проводимых образовательных событий. Общепринято, что урок является основной формой образовательного процесса. Организационная четкость, систематический характер урока, логическая подача учебного материала, преемственность и возможность его повторения обеспечивают прочность усвоения системы знаний младшими школьниками по безопасному поведению и овладение навыками соблюдения правил техники безопасности. Однако образовательный процесс в школе реализуется через разные организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его элементов. К ним можно отнести различные формы организации внеурочной деятельности и внеклассные воспитательные мероприятия. Необходимо, чтобы многообразие форм организации образовательных событий дополняли друг друга, обеспечивая преемственность формирования безопасного поведения младших школьников.

Отметим, что на внеклассных мероприятиях повышается активность и роль участия младших школьников, а широкая возможность использования групповых и командных форм деятельности обучающихся повышает значимость применения метапредметных знаний и умений.

С целью апробации и проверки эффективности выделенного комплекса психолого-педагогических условий формирования безопасного поведения младших школьников был проведен педагогический эксперимент в школах г. Краснодара и Астраханской области. Выборка педагогического эксперимента составила 396 обучающихся младшего школьного возраста, из них 201 человек составили экспериментальную группу (ЭГ), и 195 человек - контрольную группу (КГ).

В ходе педагогического эксперимента использовались опросники «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин), «Ценностные ориентации» (М. Рокич), методики изучения наблюдательности, устойчивости, переключения и распределения внимания (Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович), методика изучения прогностической способности младших школьников (А.И. Ахметзянова), опросник «Стиль саморегуляции поведения (ССП-98)» (В.И. Моросанова), адаптированный фрустрационный тест (С. Розенцвейг), методика изучения уровня рефлексивности (А.В. Карпов).

Полученные результаты нулевого среза констатирующего эксперимента после математической обработки были сгруппированы в сводные уровни (таблица 1).

Для статистического сравнения данных, полученных в ходеэкспе-римента, использовалась формула процентного коэффициента уровня сформированное™ безопасного поведения младших школьников:

„ ди »1 ? где п _ количество млад""" 1 ~ л,

шихшкотьнисов уровней снорми-роваиности безопасного поведении; В — чиои овой кооф фициеот данного уровня; М - количество младших шкоиеии ксв^частвующихвэнгпе-рименте; Вц чисиосвиНФЭффицеино вывшего уровня сфорнированиоееи бeзoнвоиoгoпoвeдeн ия.

Приведем поимер тодт-

верждающего достоверность данных.

Для ЭГ: ■ 100% = 56%.

201 -3

Для КГ: ^=941+&4 :+37 3 ■ 100% = 56%.

Для определения достоверности различий по полученным результатам КГиЭГвысчитывалась разность процентных коэффициентов по формуле: д%= га1-1с2 = 56% - еб% = 0%. Средняя ошибка разнрст- про-рентных коэффициентов определяется по формуле:

V1

где Б1 = 100% ~ К = 16%; Б2 = 100% -К2 = 42%; р1 - количество младших школьников в ЭГ; Р2 -количество младших школьников в КГ.

Срезы эксперимента Количество респондентов Уровни формирования безопасного поведения младших школьников

Низкий (1) Средний (2) Высокий (3)

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Чел % Чел % Чел % Чел. % Чел. % Чел. %

Нулевой 195 201 94 48 98 48,5 64 33 68 34 37 19 35 17,5

Таблица 1 - Данные нулевого среза эксперимента по формированию безопасного поведения младших школьников

Table 1 - Data of the zero section of the experiment on the formation of safe behavior of younger students

Результаты Д% и МД% сравнили

по формуле: Т = = 0. Известно,

что при Т > 2 различия между двумя процентными числами считаются достоверными. Так, Т = 0 < 2, следовательно, не выявлено значимых различий по эмплицированности показателей безопасного поведения вКГи ЭГ наэтапеконстатирующего эксперимента.

Далее, согласно логике исследования, был проведен формирующий

эксперимент, направленный на выявление эффективности применения совокупности психолого-педагогических детерминант для повышения результатов формирования безопасного поведения младших школьников. Данные контрольного среза формирующего эксперимента пред-ставленыв таблице 2.

В результате сравнительного анализа полученных данных по уровням гформирования безопасного поведения младших школьников

Таблица 2. Данные контрольного среза эксперимента по формированию безопасного поведения младших школьников

Table 2. Data from the control section of the experiment on the formation of safe behavior of younger students

Срезы эксперимента Количество респондентов Уровни формирования безопасного поведения младших школьников

Низкий (1) Средний (2) Высокий (3)

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Чел % Чел % Чел % Чел % Чел % Чел %

Контрольный 195 201 85 43,5 21 10,5 74 38 54 27 36 18,5 126 62,5

выявлено, что положительная динамика более выражена в ЭГ, чем в КГ (таблица 2).

На наш взгляд, незначительные изменения, наблюдаемые по уровням в КГ, связаны с влиянием естественных условий образовательной среды на положительную динамику формирования безопасного поведения младших школьников.

После аналогичных математических вычислений, согласно данным формирующего эксперимента, Т = 3,7. Поскольку Т > 2, то различия между двумя процентными числами считаются досто-

верными. Следовательно, в нашем случае констатируется эффективность применяемого комплекса психолого-педагогических детерминант, обеспечивающего повышение результатов формирования безопасного поведения младших школьников.

Таким образом, на основе результатов проведенного исследования можно сделать вывод о том, что обеспечение комплекса указанных психолого-педагогических детерминант способствует повышению результативности формирования безопасного поведения у младших школьников.

Примечания:

1. Safety Standards and Socioeconomic Disparities in School Playground Injuries: A Retrospective Cohort Study / A.K. Macpherson, J. Jones, L. Rothman [et al.]. BMCPublicHealth, 2010.542p.

2. Фирсов К.Н. Особенности соревновательной деятельности в командно-игровых видах спорта // Современная психология: теория и практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. «Современная психология: теория и практика», 30 декабря 2011. М., 2011. С. 285-289.

3. ФГОС Начальное общее образование: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo.

4. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция. М.: Дом Славянской кн., 2008. 959 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.]; под ред. М.В. Гамезо [и др.]. М.: Просвещение, 1984. 256 с.

References:

1. Safety Standards and Socioeconomic Disparities in School Playground Injuries: A Retrospective Cohort Study / A.K. Macpherson, J. Jones, L. Rothman [et al.]. BMC Public Health, 2010. 542 p.

2. Firsov K.N. Features of competitive activity in team-game sports // Modern psychology: theory and practice: materials of the III international scient. and pract. conference "Modern psychology: theory and practice", December 30, 2011. M., 2011. P. 285-289.

3. Federal State Educational Standard of Primary general education: Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 6, 2009 N 373 (as amended on December 11, 2020) Registered with the Ministry of Justice of Russia on December 22, 2009 №15785 Primary general education [Electronic resource]. Access mode: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo.

4. Ushakov D.N. Big explanatory dictionary of the Russian language: modern edition / D.N. Ushakov. Moscow: Dom slavyanskoy knigi, 2008. 959 pp.

5. Developmental and pedagogical psychology: a manual for students of ped. institutes / M.V. Matyukhina, T.S. Mikhalchik, N.F. Prokina [etc.]; Ed. by M.V. Gamezo [etc]. M.: Prosveshchenie, 1984. 256 pp.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 15.09.2022; одобрена после рецензирования 29.09.2022; принята к публикации 13.10.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 15.09.2022; approved after reviewing 29.09.2022; accepted for publication 13.10.2022.

© Давыдова Л.Н., Фирсов К.Н., Толстых О.С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.