Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганиева Г.Р., Габдуллина Н.А.

Статья посвящается раскрытию наиболее эффективных организационно-педагогических условий обучения младших школьников правилам безопасного поведения на дороге во внеурочной деятельности. Эффективность обучения ПДД в условиях начальной школы зависит от содержательного аспекта предметно-развивающей среды, актуальности и практической направленности разработанной программы внеурочной деятельности по изучению ПДД, качества планирования и организации взаимодействия школы и семьи, школы и других социальных учреждений по вопросам безопасного участия в дорожном движении. В работе представлены возможности применения разных форм и методов обучения детей младшего школьного возраста правилам дорожного движения в условиях внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганиева Г.Р., Габдуллина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TEACHING YOUNGER SCHOOLCHILDREN THE TRAFFIC RULES IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article is devoted to the disclosure of the most effective organizational and pedagogical conditions for teaching younger schoolchildren the rules of safe behavior on the road in extracurricular activities. The effectiveness of teaching traffic rules in primary school conditions depends on the content aspect of the subject-developing environment, the relevance and practical orientation of the developed program of extracurricular activities for the study of traffic rules, the quality of planning and organization of interaction between school and family, schools and other social institutions on issues of safe participation in traffic. The paper presents the possibilities of using different forms and methods of teaching children of primary school age the traffic rules in extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г.Р. Ганиева, канд. пед. наук, доцент Н.А. Габдуллина, магистрант

Набережночелнинский государственный педагогический университет (Россия, г. Набережные Челны)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-2-59-62

Аннотация. Статья посвящается раскрытию наиболее эффективных организационно-педагогических условий обучения младших школьников правилам безопасного поведения на дороге во внеурочной деятельности. Эффективность обучения ПДД в условиях начальной школы зависит от содержательного аспекта предметно-развивающей среды, актуальности и практической направленности разработанной программы внеурочной деятельности по изучению ПДД, качества планирования и организации взаимодействия школы и семьи, школы и других социальных учреждений по вопросам безопасного участия в дорожном движении. В работе представлены возможности применения разных форм и методов обучения детей младшего школьного возраста правилам дорожного движения в условиях внеурочной деятельности.

Ключевые слова: правила дорожного движения, младшие школьники, внеурочная деятельность.

В современных условиях обучение младших школьников правилам дорожного движения несомненно остается актуальной и востребованной. Об этом свидетельствуют международные (Конвенция о дорожном движении [1], Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (ООН) [2]), федеральные (Постановление правительства РФ о правилах дорожного движения [3], Федеральный закон о РФ об образовании [4], ФГОС НОО [5]) документы. В тексте ФГОС начального образования в качестве одной из задач определено формирование модели безопасного поведения учащихся в условиях опасности, чрезвычайности и повседневной жизнедеятельности. В соответствии с этим, одной из ключевых задач системы образования является задача обеспечения безопасности дорожного движения участниками которого являются дети.

На сегодняшний день существуют методические разработки, посвященные обучению детей правилам дорожного движения. Имеются научные труды по подготовке учащихся к безопасному поведению на дорогах (Мамедов А.Ш. [6], Яку-

бов А.М. [7] и др.). Вместе с тем в педагогической науке и практике все еще отсутствует комплексный подход к организации обязательного непрерывного и всеобщего обучения учащихся общеобразовательных организаций основам дорожной безопасности как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Этим обусловлена актуальность исследования проблемы поиска наиболее эффективных организационно-педагогических условий обучения младших школьников правилам дорожного движения в рамках внеурочной деятельности.

Среди необходимых организационно-педагогических условий обучения младших школьников правилам дорожного движения во внеурочной деятельности мы особо выделили: создание соответствующей предметно-развивающей среды; обеспечение взаимодействия школы и семьи, а также школы и других социальных учреждений по вопросам безопасного участия в дорожном движении, систематическая работа по разработанной программе внеурочной деятельности, в рамках которого предусмотрена реализация различных

форм и методов подготовки к безопасному участию в дорожном движении.

Обучение маленьких пешеходов к основам культуры поведения на дороге целесообразно начинать с развития у них умения ориентироваться в пространстве и привития таких важных качеств как внимательность, дисциплинированность, чувство ответственности и осторожности. Многие дорожные происшествия объясняются отсутствием этих важных качеств личности, даже когда речь идет о взрослых участниках дорожного движения. Детей важно научить ориентироваться в дорожной обстановке, применять правила для пешеходов и пассажиров.

В начальной школе важно создание предметно-развивающей среды, способствующей привитию младшим школьникам практических умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Такая предметно-развивающая среда может состоять из соответствующей методической и художественной литературы, картин, плакатов, пособий для занятий и игр, кинофильмов, технических средств, атрибутики по изучению ПДД.

Важнейшим условием обучения младших школьников правилам дорожного движения является взаимодействие школы и семьи, а также школы и других социальных учреждений по проблеме безопасного участия в дорожном движении. На родительских собраниях следует обсуждать такие темы как «Обеспечение безопасности детей на дорогах», «Профилактика дорожно-транспортного травматизма» и другие. Важно привлекать родителей к участию в создании предметно-развивающей среды для изучения правил дорожного движения. Если взрослые будут принимать участие в строительстве автогородка, автоплощадки, изготовлении атрибутов и наглядных пособий для занятий, у них будет повышаться чувство ответственности за безопасность собственных детей. На определенные занятия по изучению правил безопасного участия в дорожном движении целесообразно приглашать сотрудника дорож-но-патрульной службы или управления внутренних дел города. Их непосредственное участие в мероприятиях по осво-

ению ПДД будет повышать мотивацию младших школьников.

Немаловажным условием обучения младших школьников правилам дорожного движения является систематическая работа по разработанной программе внеурочной деятельности, в рамках которой предусмотрена реализация интерактивных форм и методов подготовки к безопасному участию в дорожном движении. Среди наиболее распространенных форм обучения могут быть:

- целевые прогулки и экскурсии к проезжей части, перекрестку;

- различные виды изобразительной и конструкторской деятельности младших школьников с последующей организацией выставок работ учащихся;

- различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

- тематические досуги, праздники, развлечения;

- рассказы педагога, чтение художественной литературы, посвященной безопасности на дороге;

- рассматривание и анализ иллюстраций, в том числе иллюстраций, раскрывающих различные дорожные ситуации;

- беседы и обсуждения по теме безопасности дорожного движения;

- проведение наблюдений за транспортом и пешеходами;

- участие младших школьников в конкурсах по теме соблюдения ПДД и безопасности на дорогах;

- использование в работе с учащимися информационно-коммуникативных технологий и электронных образовательных ресурсов;

- создание и систематическое обновление уголков безопасности дорожного движения, учебных автоплощадок, информационных зон, стендов;

- проведение конкурсов, соревнований викторин на знание и соблюдение правил дорожного движения.

Среди основных методов обучения младших школьников ПДД могут быть названы следующие: информационный, проблемно-диалогический, игровой.

Использование информационного метода предполагает, в соответствии с его

наименованием, передачу информации от педагога к обучающимся, которая может осуществляться в ходе бесед, рассказов и демонстраций, проведения с младшими школьниками индивидуальной работы. Особенностью данного метода является то обстоятельство, что педагог выступает в данном случае как носитель знаний, источник информации относительно правил дорожного движения, которую он передает детям. Достоинством информационного метода являются его экономичность и простота, а основанием - словесное взаимодействие между педагогом и младшими школьниками.

Недостатками же его использования в работе по обучению младших школьников правилам дорожного движения является уже отмеченная выше пассивность восприятия обучающихся, когда они выступают в качестве своего рода «приемников» информации, поэтому, как бы хорошо ни пользовался педагог информационным методом, его использование не обеспечивает необходимого развития социальной активности учащихся начальных классов. В связи с этим возникает необходимость использования в ходе проводимой работы второго из названных нами методов - проблемно-диалогического, в рамках которого младшие школьники учатся выдвигать предположения и проверять их, делать

умозаключения в области соблюдения правил дорожного движения.

Важное значение в обучении детей младшего школьного возраста ПДД имеет игровой метод, который побуждает и стимулирует ребят к активной познавательной деятельности. Особая роль принадлежит ситуативным сюжетно-ролевым играм, в рамках которых учащиеся разыгрывают реальные ситуации («Осторожно, автомобиль!»; «Пешеход и водитель», «Я -пассажир автобуса» и другие) требующие принятия срочного ответственного решения.

Сюжетно-ролевые и другие дидактические игры, в том числе и компьютерные, учат детей вовремя замечать опасные места на дороге, приближающийся транспорт и распознавать символы на дорожных знаках.

Таким образом, для эффективного обучения младших школьников правилам дорожного движения необходимо создание специальных организационно-

педагогических условий. Правильно организованная внеурочная деятельность способствует формированию соответствующих возрастным особенностям младших школьников знаний о правилах безопасного поведения на дорогах и развитию у них чувства ответственности за своё поведение на дорогах.

Библиографический список

1. Конвенция о дорожном движении (с изменениями на 23 сентября 2014 года). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1901133 (дата обращения: 28.05.2023).

2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml (дата обращения: 28.05.2023).

3. ПДД РФ, правила дорожного движения Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/400169344/ (дата обращения: 28.05.2023).

4. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.05.2023).

5. Федеральные государственные образовательные стандарты. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 28.05.2023).

6. Мамедов А.Ш. Пути повышения эффективности образовательной системы по непрерывному обучению несовершеннолетних основам правил дорожного движения / А.Ш. Мамедов // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2020. - №3 (19). - С. 1019.

7. Якупов А. М. Организационно-педагогические условия подготовки школьников к безопасному участию в дорожном движении: автореф. дис. на соис. учен. степ. кан. пед. наук (13.00.01). - Магнитогорск, 1997. - 24 с.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TEACHING YOUNGER SCHOOLCHILDREN THE TRAFFIC RULES IN EXTRACURRICULAR

ACTIVITIES

G.R. Ganieva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor N.A. Gabdullina, Graduate Student Naberezhnye Chelny State Pedagogical University (Russia, Naberezhnye Chelny)

Abstract. The article is devoted to the disclosure of the most effective organizational andped-agogical conditions for teaching younger schoolchildren the rules of safe behavior on the road in extracurricular activities. The effectiveness of teaching traffic rules in primary school conditions depends on the content aspect of the subject-developing environment, the relevance and practical orientation of the developed program of extracurricular activities for the study of traffic rules, the quality of planning and organization of interaction between school and family, schools and other social institutions on issues of safe participation in traffic. The paper presents the possibilities of using different forms and methods of teaching children ofprimary school age the traffic rules in extracurricular activities.

Keywords: the traffic rules, younger schoolchildren, extracurricular activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.