Научная статья на тему 'РЕСУРСЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ'

РЕСУРСЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / дети / художественное творчество / методы / потребность / мотивация / результаты / индивидуальный подход / способности. / inclusive education / children / artistic creativity / Methods / need / motivation / outcomes / individual approach / abilities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачева Татьяна Яковлевна

в статье рассмотрены возможности дополнительного образования с художественной направленностью в развитии способностей, социальной адаптации, образовании детей с особенностями здоровья; условия для самовыражения детей, предполагаемые результаты; особенности декоративно-прикладного творчества; в работе также обоснована актуальность инклюзивного образования, рассматриваются способы достижения результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачева Татьяна Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES OF ADDITIONAL EDUCATION FOR TEACHING CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

the article discusses the possibilities of additional education with an artistic orientation in the development of abilities, social adaptation, education of children with special needs; conditions for children's self-expression, expected results; features of arts and crafts; The work also substantiates the relevance of inclusive education, considers ways to achieve results.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ»

РЕСУРСЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С

ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ Ткачева Т.Я.

Ткачева Татьяна Яковлевна - учитель, отделение дополнительного образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «МОК №2»,

г. Воронеж

Аннотация: в статье рассмотрены возможности дополнительного образования с художественной направленностью в развитии способностей, социальной адаптации, образовании детей с особенностями здоровья; условия для самовыражения детей, предполагаемые результаты; особенности декоративно-прикладного творчества; в работе также обоснована актуальность инклюзивного образования, рассматриваются способы достижения результатов.

Ключевые слова: инклюзивное образование; дети; художественное творчество; методы; потребность; мотивация; результаты; индивидуальный подход, способности.

RESOURCES OF ADDITIONAL EDUCATION FOR TEACHING CHILDREN WITH

SPECIAL NEEDS Tkacheva T.Ya.

Tkacheva Tatyana Yakovlevna - Teacher, DEPARTMENT OF ADDITIONAL EDUCATION, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION LYCEUM "MOC NO2",

VORONEZH

Abstract: the article discusses the possibilities of additional education with an artistic orientation in the development of abilities, social adaptation, education of children with special needs; conditions for children's self-expression, expected results; features of arts and crafts; The work also substantiates the relevance of inclusive education, considers ways to achieve results.

Keywords: inclusive education; children; artistic creativity; Methods; need; motivation; outcomes; individual approach, abilities.

УДК 37

Прежде всего хочется сказать о дополнительном образовании как о наиболее способном реализовать инклюзивное, т.е. образование для всех, вне зависимости от интеллектуальных и физических особенностей. Основной принцип инклюзивного образования - это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях. Именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности, занимаясь совместно с другими детьми. В любом общеобразовательном учреждении в практике каждого преподавателя встречаются очень разные дети (всегда есть диапазон в способностях учащихся и часто гораздо шире, чем от двойки до пятерки), в том числе дети с несколько запоздалым психическим развитием. Эти дети не являются умственно отсталыми, не имеют диагноза, но имеют некоторые особенности, например: низкая работоспособность и повышенная истощаемость; неустойчивость внимания и своеобразное поведение; не очень хорошая память; низкое развитие восприятия; бедный словарный запас; низкий навык самоконтроля; нарушения эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений; неудовлетворительный навык каллиграфии. В кружках и секциях в большей степени, чем на обычных уроках, можно индивидуализировать обучение, осуществлять гибкий подход к каждому ребенку, но так, чтобы он не ощущал повышенной опеки - важно, чтобы все дети чувствовали себя равными в своих возможностях.

В каждом ребенке есть свой божий дар, отличающий его от остальных - важно увидеть, сохранить и развить его.

Именно на занятиях художественным творчеством все дети особенно успешно развиваются. Почти не стоит вопрос о дисциплине, не надо убеждать как это нужно для них. Дети сами хотят учиться. Это позволяет очень эффективно решать важные задачи развития, образования и воспитания. Приоритетным является развитие человека, как творческой, самостоятельной и самодостаточной личности. Для этого в арсенале дополнительного образования имеются возможности в более полном объеме, чем при обязательном образовании: коллективное творчество, взаимопомощь, взаимопонимание, индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению, более внимательный взгляд на каждого ребенка. Творческая мастерская, как промежуточное пространство между домом и школой, помогает быстрее и бережнее адаптировать ребенка к каждой конкретной ситуации, помогает социализации учащихся. Здесь наряду с общеобразовательными требованиями к учащимся доминируют теплые отношения, забота, общение людей разного возраста, повышенная мотивация к изучению предмета, обусловленная личным интересом, что помогает ученику в выполнении заданий, обеспечивает успешное

овладение технологией и получение желаемых результатов от своей работы. Особенность состоит и в оценке полученных результатов. В первую очередь - это удовлетворение от занятия любимым делом, у детей повышается самооценка, улучшается психологическое самочувствие, снижается тревожность; каждая работа ребенка рассматривается и принимается; отсутствует критика в оценке деятельности детей; лучшие работы демонстрируются на выставках - приятно, когда твоей работой любуются, причем демонстрируются работы всех учеников без исключения, выбранных для этого из двух-трех у каждого. Каждый ребенок переживает ситуацию успеха.

Дополнительное образование является приоритетным в плане социализации, профориентации и самоопределения всех детей, включения в каждого ребенка в среду обычных сверстников, т.е. инклюзии.

Очень хорошо, когда в кружки приходят дети разного возраста, способностей и подготовки. В нашем случае в группы набираются учащиеся с интервалом в возрасте в два-три года. Создается дружелюбная обстановка, старшие помогают младшим, более подготовленные - менее подготовленным, наблюдается эмпатия. Все дети учатся сочувствовать друг другу, учитываются интересы, потребности и трудности у всех субъектов образовательного процесса.

Инклюзия означает развитие не только ребенка с ограниченными возможностями, но и всех детей в целом. Занятия художественным творчеством способствуют:

- развитию мелкой моторики кистей рук;

- интеллектуальному и речевому развитию, а значит и более успешному обучению в школе;

- тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики;

- развитию пространственного и конструктивного мышления;

- формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и стремиться к нему, выстраивать логическую цепочку действий;

- развитию фантазии, воображения.

Особое место в развитии детей занимает декоративно-прикладное творчество. Роль декоративно-прикладного искусства состоит в приобщении ребенка к сфере образного восприятия мира и является не только средством формирования эстетических чувств и художественного вкуса, но и мощным носителем социальных знаний, инструментом для формирования социальных отношений. Если коррекционно-развивающие занятия направлены в большей степени на развитие познавательной сферы ребенка, формирования психических функций и учебных навыков, решения поведенческих и эмоционально-волевых проблем, то работа в творческих мастерских является для ребенка единственной возможностью продуктивной творческой деятельности и социального общения. Объединение в едином пространстве обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет решить ряд общепедагогических, социальных и гуманистических задач. Один день в коллективе здоровых, позитивно настроенных детей может дать для развития ребенка больше, чем месяц коррекционной работы. Здоровым же детям это позволит развивать толерантность и ответственность.

Одним из видов декоративно-прикладного искусства является батик - художественная роспись ткани. Занятие этим видом творчества, не смотря на его сложность и трудоемкость, очень интересно и увлекательно, не требует особенного умения рисовать. От первого соприкосновения краски с тканью получаются эффектные результаты, цвет ведет себя иначе, чем на бумаге, процесс завораживает, удивляет; дети очень увлекаются; результат творчества часто является непредсказуемым. Учащиеся делают все новые и новые выводы, желают творить, экспериментировать. При этом ярко проявляется фантазия ребенка, уходит страх неудачи, что очень важно. Дети могут очень долго заниматься этим видом искусства, мотивированные желанием получить конечный результат.

Для повышения интереса и получения хороших результатов педагог должен подобрать задания, соответствующие возможностям каждого ребенка и вызывающие у них интерес к работе. Из разнообразия методов, используемых в образовании, метод проектов как специфическая форма творчества является уникальным средством развития человека. Он способен обеспечить личностный рост каждого человека. Именно проектный метод может помочь в создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Метод проектов всегда направлен на самостоятельную деятельность учащихся. Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая деятельность учителя и учащихся. Проект ставит перед учащимися конкретную цель. В процессе работы над заданной темой дети делают зарисовки и эскизы, решаются задачи общего композиционного замысла, создания гармоничного сочетания колористической гаммы, орнаментального ритма. Метод проектов расширяет мотивацию. Происходит поэтапное и последовательное планирование деятельности для достижения цели, следование технологии. Развивается целостность личности. Гармоничнее решаются учебные, развивающие и воспитательные задачи, поскольку между учащимися и учителем формируются отношения сотрудничества. Учитель вместе с учащимися делает художественные поиски, наброски, сомневается, ищет пути, ошибается. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика, объясняет, что оригинальность является важной чертой личности; помогает учащимся иметь свою точку зрения и не бояться ошибок, в творчестве нельзя бояться. Ребенок должен испытывать интерес к самому процессу обучения. Завершается работа защитой проекта, где ученик отстаивает свое понимание проблемы, свои творческие идеи. Проекты помогают наладить контакты с внешним миром. Происходит повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии; развивается осознание значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов творческих заданий, исследовательские умения; формируется информационная картина мира. Проектную деятельность

можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать знания, учащихся в реальный жизненный опыт учащихся.

Занятия художественным творчеством формируют эмоциональные и культурные навыки, которые важны при социальной адаптации, помогают в решении главной задачи инклюзивного образования - помочь в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду. Выражение себя через искусство является безболезненным выражением чувств, отвлекает от переживаний. Полученные знания повышают общий уровень интеллекта учащихся и создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач, планировать и контролировать свою работу. Каждый ребенок имеет возможность процветать.

Список литературы /References

1. Карачев Л.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся (Текст) / Л.А. Карачев//Школа и производство. - 2015. -№2.

2. Лебедева Л.Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика система занятий». СПб.: Речь, 2013-256

3. Шевелева Д.Е. Особенности инклюзивного образования в России и за рубежом / Д.Е. Шевелева // Проблемы современного образования. - 2014 -№5 - С.105-115(Электронный ресурс)

4. Аронов А.А. «Творчество в контексте социализации личности». Вестник МГУКИ. - 2004. №2

5. Выготский Л. Педагогическая психология. Москва, АСТ Астрель, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.