Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА «ТВОРЧЕСТВО ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕХ»: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА «ТВОРЧЕСТВО ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕХ»: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческая деятельность / инклюзивное образование / дети с особыми образовательными потребностями / инклюзивная образовательная практика / creative activity / inclusive education / children with special educational needs / inclusive educational practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Ольга Николаевна, Битюникова Инна Алексеевна

Авторы описывают модель и основные результаты инклюзивной образовательной практики «Творчество объединяет всех», раскрывают потенциал художественно-творческой деятельности для личностного развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательной школе. Для полноценной реализации инклюзивного образования важно комплексное использование в образовательной практике школы всех форм творческой деятельности. В статье названы теоретические основы, определены задачи, этапы реализации инклюзивной педагогической практики, ее основные результаты. Эмпирические данные подтверждают, что творческое погружение в совместной деятельности помогает достичь высокого воспитательного, социализирующего эффекта инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors describe the model and the main results of the inclusive educational practice "Creativity unites all", reveal the potential of artistic and creative activity for the personal development of children with disabilities, children with disabilities studying in secondary schools. For the full implementation of inclusive education, it is important to use all forms of creative activity in the educational practice of the school. The article names the theoretical foundations, defines the tasks, stages of implementation of inclusive pedagogical practice, its main results. Empirical data confirm that creative immersion in joint activities helps to achieve a high educational, socializing effect of inclusive education.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА «ТВОРЧЕСТВО ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕХ»: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

2. Горошенкова, В.А. Профилактическая логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации / В.А. Горошенкова, С.А. Шабалина // Вестник Костромского государственного университета. - 2022. - Т. 28, № 4. - С. 100-109

3. Громова, О.В. Формирование начального детского лексикона / О. В. Громова // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 41-47

4. Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития / Т.А. Датешидзе. -СПб.: Речь, 2004. - 128 с.

5. Жулина, Е.В. Система ранней помощи детям с задержкой речевого развития: Монография / Е.В. Жулина. - Н. Новгород: НГПУ, 2018. - 143 с.

6. Ларькина, Е.В. Клинико-нейропсихологическая характеристика вариантов задержки речевого развития у детей дошкольного возраста и оптимизация тактики ведения: дисс. канд. мед. наук / Е.В. Ларькина. - Нижний Новгород, 2015.- 197 с.

7. Порошина, М.В. Задержка речевого развития: современная интерпретация термина, причины возникновения / М.В. Порошина // Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции: В 4 частях. Том Часть 3. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Дендра», 2018. - С. 133-137

8. Приходько, О.Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О.Г. Приходько, О.В. Югова. -М.: «ЛексПраксис», 2015. - 145 с.

9. Разенкова, Ю.А. Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.03 / Ю.А. Разенкова. - М., 2017. - 207 с.

10. Семенова, Л.Э. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Л.Э. Семенова // Вестник Мининского университета. - 2022. -Том 10, № 1.-С. 60-69

11. Сорокоумова, С.Н., Ларикова, Э.Н. Смысложизненные ориентации в структуре личности будущих дефектологов / С.Н. Сорокоумова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10, № 1. - С. 70-79

12. Силаева, O.A. Модель безопасного социального поведения детей в инклюзивной образовательной среде» / O.A. Силаева // Вестник Миниского университета,-2021. - Том 9,-№ 4. -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-12

13. Шереметьева, Е. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению: монография / Е. Шереметьева. -Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019.-282 с.

Педагогика

УДК 37.376.1

доктор педагогических наук, доцент Журавлева Ольга Николаевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); директор Битюникова Инна Алексеевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 567 Петродворцового района (г. Санкт-Петербург)

ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА «ТВОРЧЕСТВО ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕХ»: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Авторы описывают модель и основные результаты инклюзивной образовательной практики «Творчество объединяет всех», раскрывают потенциал художественно-творческой деятельности для личностного развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательной школе. Для полноценной реализации инклюзивного образования важно комплексное использование в образовательной практике школы всех форм творческой деятельности. В статье названы теоретические основы, определены задачи, этапы реализации инклюзивной педагогической практики, ее основные результаты. Эмпирические данные подтверждают, что творческое погружение в совместной деятельности помогает достичь высокого воспитательного, социализирующего эффекта инклюзивного образования.

Ключевые слова: творческая деятельность, инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, инклюзивная образовательная практика.

Annotation. The authors describe the model and the main results of the inclusive educational practice "Creativity unites all", reveal the potential of artistic and creative activity for the personal development of children with disabilities, children with disabilities studying in secondary schools. For the full implementation of inclusive education, it is important to use all forms of creative activity in the educational practice of the school. The article names the theoretical foundations, defines the tasks, stages of implementation of inclusive pedagogical practice, its main results. Empirical data confirm that creative immersion in joint activities helps to achieve a high educational, socializing effect of inclusive education.

Key words: creative activity, inclusive education, children with special educational needs, inclusive educational practice.

Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще.

К.Д.Ушинский

Введение. Образовательная среда дополнительного образования благодаря своей открытости и гуманистической направленности способна сгладить жесткие требования общего образования, дать импульс для раскрытия способностей и развития эмоционального интеллекта, что особо ценно при работе общеобразовательной школы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Оформление инклюзии в современной школе требует выработки и стратегии, и технологий повседневной практической инклюзивной деятельности. Необходимые исходные условия - учет желаний и интересов, познавательной и эстетических потребностей каждого ученика, позитивный настрой, расширение круга общения, вовлечение в совместное творчество не только ребенка, но и его ближайшего взрослого окружения, комплекс разнообразных способо для проявления творческого потенциала личности на основе художественно-эстетической деятельности.

Для ребенка с ОВЗ в «обычной» школе существует несколько коллективов для выстраивания конструктивных отношений: класс, группы для внеурочных занятий, творческие объединения и клубы в дополнительном образовании. Вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в разноуровневые и разновозрастные творческие группы -это мощный инструмент инклюзии, который повышает общую эффективность обучения по дополнительным

общеразвивающим программам художественно-эстетической направленности, а художественное-творчество, выступая ведущим видом деятельности, обеспечивает успешное личностное развитие ребенка с ОВЗ.

Изложение основного материала статьи. Творческая сфера - благоприятная область для развития любого ребенка, но, безусловно, особенно благотворно общение со сверстниками, взрослыми сказывается на психическом развитии детей с ОВЗ. Задачами инклюзивной образовательной практики «Творчество объединяет всех», предлагаемой в ГБОУ СОШ № 567 Петродворцового района Санкт-Петербурга, являются успешная социализация выпускников для дальнейшего успеха в избранной сфере деятельности. В творческой деятельности, построенной на общении между детьми, детьми и взрослыми, полноценно раскрывается эмоциональный интеллект ребенка: способность понимать эмоции другого, строить позитивные отношения, что повышает мотивацию к обучению в целом.

При комплексном применении в образовательной практике искусство, творческое погружение помогают достичь высокого воспитательного социализирующего эффекта образования.

В самом названии инклюзивной практики заложена идея о том, что творчество как процесс культурной человеческой деятельности соединяет, сплачивает весь школьный коллектив, в котором обучаются обычные дети и дети с особыми образовательными потребностями, работают педагоги. Несомненным плюсом реализуемой инклюзивной практики является то, что художественно-эстетическая деятельность исключает возможности стигматизации: обеспечивается более активное включение детей с различными нарушениями или относящихся к группе риска в сциальную среду, общение друг с другом и взрослыми. Такой подход в полной мере соответствует гуманистическим принципам равного участия всех людей в общественной жизни на основе поддержания тесной внутренней связи с духовными, творческими ресурсами личности.

В инклюзивной образовательной практике «Творчество объединяет всех» заимствованы элементы арт-терапии и используются элементы программы формирования и развития эмоционального интеллекта у детей и подростков во внеурочной деятельности. Теоретическими основами для построения модели данной практики стали результаты современных исследований кафедр психологии, специальной (коррекционной) педагогики, социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, РГПУ имени А.И. Герцена, прежде всего, по арт-педагогике и арт-терапии как экогуманитарным технологиям образования в интересах устойчивого развития [1; 2], а также на идеях развития эмоционального интеллекта как наиболее важного гибкого навыка современности [3], важнейшего для социализации всех выпускников школы [4]. Данные подходы нацеливают на формирование у обучающихся целостной картины мира, освоение ими алгоритмов творческой деятельности, затрагивающих как внешний, так и внутренний мир, развитие активной личностной позиции в отношениях с миром на основе приобщения к искусству, духовной культуре.

В основе инклюзивной образовательной практики «Творчество объединяет всех» лежат педагогические ценности:

- признание равными всех участников образовательного процесса;

- ребенок всегда в центре педагогического внимания;

- уважение к личности ребенка;

- учет индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;

- всесторонняя поддержка и сопровождение для всех участников образовательного процесса;

- включенность и заинтересованность родителей (законных представителей), социальных партнеров;

- благоприятная, комфортная, безопасная атмосфера, способствующая взаимодействию, общению, активности, творчеству;

- получение ребенком с ОВЗ образовательного и социального опыта при взаимодействии со сверстниками.

Какова сфера применения школьной инклюзивной практики «Творчество объединяет всех»?

Практика рассчитана на младший и средний школьный возраст, но может быть распространена и на старших школьников. В рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности во второй половине дня организуются творческие занятия как для обучающихся с ОВЗ, так и для нормотипичных обучающихся, идет подготовка к различным мероприятиям, конкурсам и проектам. Родители также выступают как активные участники в роли домашних помощников, костюмеров, благодарных зрителей.

Традиционные программы коррекционной работы в образовательной организации представляют систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения адаптированной общеобразовательной программы, позволяющего учитывать особые образовательные потребности ребят с ОВЗ на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе. Творческая деятельность в любом ее проявлении в полной мере способствует раскрепощению, социализации, раскрытию способностей ребенка, поэтому инклюзивная образовательная практика является инструментом, обеспечивающим коррекцию отдельных дефицитов и функций ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, развитие его духовно-эмоциональной, эстетической сфер, необходимых для самостоятельной и полноценной жизни, соединяя познание и творчество. Художественное, декоративно-прикладное, танцевальное творчество обладает высоким педагогическим потенциалом. Образовательная среда школы, где дети познают мир через культуру и искусство - это пространство доя самореализации, комфортной адаптации детей с ОВЗ.

Таблица 1

Инклюзивная образовательная практика «Творчество объединяет всех» (фрагмент)

Название Вид образования Класс Форма Массовые мероприятия

Ступеньки развития вуд 1-4 Групповые занятия Не предполагаются

Умей вести за собой вуд 5 Групповые занятия Классные мероприятия (тематические выступления, участия в акциях, поздравление ветеранов)

Бумагопластика вуд 1-3 Кружок Внутришкольные тематические выставки; участие в районных и городских выставках и конкурсах

Умелые ручки до 1-3 Кружок

Речевичок вуд 1-4 Клуб Участие в конкурсах стихов

Театр моды до 2-6 Творческое объединение Выступление на общешкольных мероприятиях и концертах. Участие в конкурсах.

Ритмика до 3 Студия Участие в флэшмобах. Открытые занятия для родителей.

Культура выпускного бала до 4 Творческое объединение Выпускной бал в начальной школе

Чудесники до 1-11 Ансамбль Концерты в школе, на районных и городских мероприятиях. Бжегодные новогодние спектакли в школе.

Театральная студия до 5-11 Студия

Правополушарное рисование до 2-4 Творческое объединение Общешкольные выставки; Районные, региональные конкурсы, фестивали

Изостудия «Палитра» до 1-11 Студия

Примечание: ДО - дополнительное образование, ВУД - внеурочная деятельность

При реализации данной практики наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения. Сочетание трех стихий: звука, текста и графики, позволяют максимально продуктивно проводить творческие занятия. На занятиях по художественному, декоративно-прикладному, танцевальному творчеству широко используется методика направленного воображения в сочетании с изобразительной работой. Педагоги применяют различные техники полимодальной арт-терапии, предполагающие сочетание изобразительной работы с использование игр, музыки, повествовательной творческой активности. Обязательны и методы расслабления - физминутки, пальчиковые игры и др., что позволяет снять мышечные спазмы и зажимы.

Таблица 2

Этапы реализации инклюзивной педагогической практики

Этап Содержание профессиональных действий

Подготовительный Изучение документов, поступивших на ребенка с ОВЗ в школу, беседа с учителем, классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом. Знакомство с ребенком, с родителями, установление контакта. Изучение потребностей, интересов, склонностей ребенка в дополнительном образовании, исследование препятствий, мешающих ребенку реализовать образовательные запросы. Вовлечение в обучение по дополнительным образовательным программам, прогноз участия ребенка. Индивидуальная работа по повышению личностной мотивации ребенка.

Основной Реализация дополнительной образовательной программы. Организация взаимодействия ребенка с ОВЗ с участниками творческой группы, педагогами, специалистами службы сопровождения. Создание условий познавательной активности, развития коммуникативных навыков, творческой самостоятельности. Обеспечение здоровьесберегающих условий. Организация участия детей в проектной деятельности, создание продукта, в том числе и участие в мероприятиях познавательной или творческой направленности. Наблюдение за ребенком, индивидуальная работа по повышению личностной мотивации. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям).

Заключительный Представление результатов, том числе и участие в мероприятиях различного уровня. Определение соответствия образовательных результатов освоения дополнительной программы у обучающихся. Мониторинг удовлетворенности ребенка участием в программах, проектах (собеседование, опрос). Мониторинг уровня эффективности реализации инклюзивной практики «Творчество объединяет всех».

Выводы. Результаты деятельности, которые обеспечивает инклюзивная образовательная практика «Творчество объединяет всех» показывают, какие процессы активизируются, выражаются в ходе творческой деятельности ребенка с ОВЗ:

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства собственной личностной ценности, уверенности в себе;

- получение навыка взаимодействия со сверстниками, младшими и старшими ребятами;

- расширение форм конструктивного взаимодействия и общения, в т.ч. для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей;

- преодоление отрицательных переживаний, страха неудач;

- снятие состояния эмоционального дискомфорта;

- коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия);

- развитие крупной и мелкой моторики, сенсорики, чувства цвета и ритма;

- развитие зрительно-моторных координаций;

- повышение уровня развития психических процессов;

- повышение уровня социальной адаптации;

- осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;

- развитие эмоционального интеллекта, создание предпосылок для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

На основе эмпирических данных не были выявлены негативные эффекты от реализации школьной инклюзивной образовательной практики «Творчество объединяет всех», а напротив, отмечаются устойчивые проявления доброжелательного и толерантного отношения в школьной среде к обучающимся с ОВЗ: усиливается взаимное доверие к партнерам по совместной деятельности, исчезает чувство страха и неуверенности, у учащихся устанавливаются теплые и доверительные отношения, то есть развиваются социально-коммуникативные навыки всех участников образовательных отношений.

Литература:

1. Копытин, А.И. Арт-педагогика и арт-терапия: экогуманитарные технологии образования в интересах устойчивого развития: учеб.-методич. пособие / А.И. Копытин. - СПб.: СПб АППО, 2021. - 64 с.

2. Копытин, А.И. Воспитательно-социализирующие технологии на основе арт-терапии и арт-педагогики: учеб.-методич. пособие / А.И. Копытин. - СПб.: СПб АППО, 2020. - 56 с.

3. Формирование и развитие эмоционального интеллекта в образовательном процессе: учеб.-методич. пособие / С.М. Шингаев, Е.В. Юркова, A.B. Бунакова, С.А. Каликина; под общ. ред. С.М. Шингаева. - СПб.: СПб АППО, 2022. -174 с. (Петербургский опыт общего образования)

4. Школьное социальное образование: гуманитарный подход: монография. [Т.Г. Браже и др.]; под науч. ред. О.Н. Журавлевой. - СПб.: АППО, 2012. - 155 с.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования Журавлева Вера Викторовна

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения

квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь);

кандидат философских наук, доцент кафедры

дошкольного образования Чуприна Анжела Анатольевна

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения

квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

дошкольного образования Тоторкулова Марьям Анзоровна

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения

квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимодействия ДОО с родительской общественностью средствами интерактивных форм работы с семьёй. Применение метода ретроспективного анализа обозначенной проблемы позволило авторам выделить основные направления работы ДОО с родительской общественностью, реализация которых может быть более эффективной с использованием интерактивных форм взаимодействия. На примере наиболее активно реализуемых в практике дошкольного образования интерактивных форм взаимодействия ДОО и родительской общественности делается вывод о специфике применения интерактивных форм работы с родительской общественностью в плане повышения эффективности выстраивания созидательно направленного взаимодействия ДОО и семьи.

Ключевые слова: воспитание, интерактивные формы, взаимодействие, родительская общественность, семья, ребенок дошкольного возраста, личность, эффективное взаимодействие.

Annotation. The article is devoted to the problem of interaction between preschool educational institutions and the parent community through interactive forms of working with families. The use of the method of retrospective analysis of the identified problem allowed the authors to highlight the main areas of work of preschool educational institutions with the parent community, the implementation of which can be more effective using interactive forms of interaction. Based on the example of the interactive forms of interaction between preschool educational institutions and the parent community that are most actively implemented in the practice of preschool education, a conclusion is drawn about the specifics of using interactive forms of work with the parent community in terms of increasing the efficiency of building creatively directed interaction between preschool educational institutions and families.

Key words: education, interactive forms, interaction, parental community, family, preschool child, personality, effective interaction.

Введение. Воспитание достойных граждан общества начинается с раннего детства и продолжается всю последующую жизнь человека. Но успешность этого процесса во многом обусловливается сотрудничеством ДОО и семьи, которое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.