ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАВЫКАМ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-
РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ _ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ_
Курбанова Назира Низомиддиновна
Преподаватель, Термезский государственный университет, г. Термез,Республика Узбекистан
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрена проблема формирования коммуникативной компетенции у студентов педагогических специальностей для дальнейшей работы в условиях инклюзивного образования. Показана важность коммуникативной компетенции в образовательном процессе, особенности ее применения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Выделяются обязанности педагога, в которые входит подготовка детей, имеющих ограниченные возможности, к способности взаимодействия со всеми видами общественной жизни, без возникновения трудностей, обеспечение полного погружения в образовательный процесс, усвоение возможных объемов программы. Указывается на важность формирования всех перечисленных качеств у студентов, педагогических специальностей для работы в общеобразовательных учреждениях, и особенно в учреждениях, имеющих отношение к инклюзивному образованию. В статье даются определения коммуникативной компетентности, указывается значимость ее реализации в педагогическом процессе. Подчеркивается важность овладения умением включать детей с особыми образовательными потребностями во взаимодействие с остальными детьми, создавать среди них пары, группы для эффективной работы в различных видах деятельности. В статье раскрывается зависимость эффективности взаимодействия между участниками классного коллектива и его морально-психологический климат в целом от коммуникативной компетентности педагога.
ANNOTATION
This article considers the problem of formation of the communicative competence of students of pedagogical specialties for further work in the conditions of inclusive education. The importance of communicative competence in the educational process, especially its use with children with disabilities. Are allocated duties of the teacher, which include preparing children with disabilities, to the ability to interact with all kinds of public life, without any difficulties, providing total immersion in the educational process, learning the possible size of program. It emphasizes the importance of the formation of all these qualities at students of pedagogical specialties to work in educational institutions, particularly in institutions related to inclusive education. The paper provides definitions of communicative competence, indicated the importance of its implementation in the pedagogical process. The importance of learning to include children with special educational needs to interact with other children, to create among these couples, groups to work effectively in a variety of activities. The article reveals the dependence of the efficiency of interaction between the classroom and his team morale in the whole of the communicative competence of the teacher.
Ключевые слова: инклюзивное обучение, коммуникативно-речевой компетенции, формирование, обучение, новый тип образования, студенты педагогических специальностей , дети с ограниченными возможностями здоровья, педагогика.
В Законе Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программе по подготовке кадров перед педагогами ставится задаче по подготовке всесторонне развитой личности: обучать и воспитывать всех, в том числе и детей с ОВЗ.[с.5]
В современном обществе инклюзивное образование, то есть включающее, набирает все большую популярность. Особенность
инклюзивного образования является
гуманистическая идеология, в основе которой лежит равное отношение ко всем людям без исключения и создание необходимых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Школе, решившей перейти к инклюзивному образованию, необходимо особенно тщательно отнестись к подбору педагогов. Сотрудники школы должны являться сторонниками гуманистических ценностей и идеалов, обладать социально-личностными, общенаучными, инструментальными и
профессиональными компетентностями,
умеющими применять нестандартные подходы в обучении, решать коррекционно-педагогические и социально-реабилитационные задачи. В обязанности педагога входит подготовка детей, имеющих ограниченные возможности, к способности взаимодействия со всеми видами общественной жизни, без возникновения трудностей, обеспечение полного погружения в образовательный процесс, усвоение возможных объемов программы. А в обязанности вуза -воспитать из студентов таких педагогов.
Обучение учителей должно включать в себя изучение использования дополнительных и альтернативных способов, средств и форматов коммуникации, таких, как шрифт Брайля, крупный шрифт, доступные мультимедиа, простой язык, язык жестов и глухонемая культура, методы обучения и материалы для поддержки лиц с инвалидностью. Кроме того, учителя нуждаются в практическом руководстве и поддержке, среди
прочего: предоставление индивидуального обучения; преподавание одного и того же урока разными способами, чтобы адаптировать модель обучения под уникальные потребности каждого человека, разработка и использование индивидуальных образовательных планов; и введение формата педагогики, ориентированной на образовательные цели учащихся.
Качественное инклюзивное образование требует методов оценки и мониторинга прогресса обучающихся, который учитывает препятствия, с которыми сталкиваются учащиеся с ограниченными возможностями. Традиционные системы оценки, ориентированные на единый показатель успеха как для всех учеников, так и для всех школ, могут помешать ученикам с особыми образовательными потребностями. Акцент должен делаться на индивидуальном продвижении к итоговым целям образования. При наличии соответствующих методик обучения и поддержки все учебные планы могут быть адаптированы для удовлетворения потребностей всех учащихся, в том числе инвалидов.
Королевская Т.К. реализовала на практике идею создания компьютерной учебной модели звучащего мира, позволяющей учить детей слушать, распознавать, осмысливать окружающий мир, вписывать в разные жизненные контексты. Исследования Зеленской Ю.Б. подтвердили эффективность применения вспомогательных средств обучения нового поколения (типа «Видимая речь») в развитии и обучении детей с нарушениями речи. Подобные средства, помогая преодолевать расстройства лексико-
грамматической стороны речи, формируют положительное отношение к занятиям, создают дополнительную мотивацию для детей со сложными речевыми расстройствами.
Ещё одно чудо - «Пиши и читай без ошибок» - генератор заданий и интерактивный тренажер для профилактики и коррекции трудностей чтения и письма (автор В.Д. Мазина - логопед и детский нейропсихолог). Тренажёр обучает, а генератор заданий облегчает процесс подготовки к занятию для педагога. Комплект содержит интерактивные и печатные задания. Программа позволяет вести дневник ребёнка: когда и какие задания выполнены. В конструкторе заданий более 500 упражнений на развитие внимания, оптико-пространственных представлений, графических, моторных и других навыков. Во время тренингов младшие школьники выполняют упражнения на компьютере и в письменном виде.
Программно-дидактический комплекс
«Логомер-2», представленный на сайте «Мерсибо» [7], разработан специально для логопедов и дефектологов - позволяет специалистам провести обследование и разработать коррекционно-развивающие занятия, заполнить необходимую документацию. Комплекс состоит из 90 интерактивных и настольных игр, с помощью которых можно отработать звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-
грамматические категории. Может применяться при обучении дошкольников и школьников с различными возможностями.
Емельянов Ю.Н., говоря о понятии коммуникативная компетентность, в своих работах дает ему характеристику высококачественного своеобразного понятия. По его мнению, коммуникативная компетентность содержит в себе совокупность определенных достоинств, таких как:
- умение принимать и выполнять различные социальные роли; - умение адаптироваться к новым и общим группам или обстановкам; -профессионализм свободного владения вербальными и невербальными способами общения;
- умение формировать и управлять "межличностным местом" в процессе инициативного и интенсивного общения с людьми;
- понимание личных ценностных установок, необходимостей; - высокий уровень квалификации взаимодействия с людьми [1]. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Необходимо комплексно изучать и успешно моделировать процесс формирования коммуникативно-речевой компетентности, потому что степень овладения ею отражает профессиональный и личностный уровень развития специалиста.
При достаточно сформированной коммуникативной компетенции педагог способен выгодно строить обучение, создавать такие ситуации для общения, которые не станут вызывать трудностей во взаимоотношении детей обычных и имеющих особые образовательные потребности, передавать детям логичные,
многофункциональные в использовании модели коммуникативного поведения. Поэтому педагогу необходимо овладеть техниками вербального и невербального общения для создания различных ситуаций социального и педагогического характера. Ведь именно в процессе разбора этих ситуаций дети могут эффективно практиковаться в налаживании взаимоотношений с социумом, а также в грамотном обращении за помощью или советом к окружающим. Усвоить все это за короткий срок непростая задача, если развитию коммуникативной компетенции в вузе не уделяли должного внимания, то начинающий педагог столкнется со множественными трудностями, для устранения которых потребуется много времени и сил, что несомненно скажется на эффективности педагогической деятельности.
О. Шпек в своих работах выделяет понятие «экологической коммуникации», говоря о важности овладения ей. Под этим термином автор подразумевает организацию общения с детьми,
имеющими особые образовательные потребности, на доступном для них уровне, с учетом индивидуальных особенностей, таких как интеллект, речевые и другие возможности, интересы, жизненные потребности [2]. С
В работах И. А. Зимней, К. Менга, С. Е. Приваловой, Е. А. Смирновой и других отмечено, что перед образовательными организациями стоит задача развития детей, усвоение ими норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Авторы считают, что формирование и развитие всех этих качеств касаются процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны, что является одним из основных составляющих социализации человека.
Согласно современным взглядам, ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении есть не только результат его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на них родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и детского коллектива [5; 6].
По мнению С. Е. Приваловой: «В настоящее время у большого количества выпускников детского сада и учащихся младшего школьного возраста имеют место быть нарушения коммуникативной функции речи, которые проявляются в неумении планировать совместную деятельность в речевом общении; зачастую дети затрудняются передать содержание впечатления, сюжета, сказки; неинициативны во время вступления в речевые контакты; не могут поддержать простой разговор; не умеют слушать других и выражать свои мысли словами; испытывают затруднения в составлении творческих рассказов и др.» [7, с. 164].
В структуре коммуникативно-речевой компетентности Е. А. Смирнова выделяет следующие компоненты [8]:
1. Когнитивный компонент (знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, которые способствуют и препятствуют процессу общения, об эмоциях и чувствах, сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения).
2. Ценностно-смысловой компонент (ценности, регулирующие общение, придавая ему определенный смысл).
3. Личностный компонент (особенности личности, влияющие на содержание, процесс и сущность коммуникации: аутистичность,
застенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, ригидность, конфликтность, авторитарность и т.д.).
4. Эмоциональный компонент (саморегуляция, поддержание позитивного эмоционального контакта с собеседником, а также умение не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его).
5. Поведенческий компонент (коммуникативные умения и способы деятельности, опыт, являющийся образованием, интегрируемым в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативно-речевой компетенции). Следует подчеркнуть, что все вышеперечисленные компоненты предполагают тесную взаимосвязь: - содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них; - все компоненты должны быть включены в работу; - наиболее успешным считается занятие, которое обеспечивает развитие ребенка по нескольким или всем компонентам.
Поэтому большое внимание в последнее время стало обращаться и на инклюзивное обучение.
Как известно, познавательная мотивация и речевая активность детей с ОВЗ.снижена. Это приводит к более замедленному развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями и навыками, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение, сказывается на не умении отвечать на вопросы и задавать их, налаживать совместную деятельность со сверстниками, устанавливать положительные контакты, поддерживать разговор, беседу. Впоследствии всё это мешает социокультурной интеграции таких детей во взрослую жизнь, в общество.
Различные аспекты проблемы развития профессиональной компетенции и
профессиональной готовности педагогов являлись предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых.
Б. С. Гершунский, В. И. Журавлев, Э. Ф. Зеер, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин считают, что для профессиональной подготовки педагога необходим не только запас знаний, но и научно-педагогическая составляющая.
Другой точки зрения придерживаются В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина, О. Н. Никитина. Ученые рассматривают процесс подготовки педагога к работе в условиях инклюзивного образования с позиции развития личности самого педагога. Они исходят из того, что только в условиях интенсивно развивающей образовательной среды будет обеспечена самостоятельность и учебная активность, способность проектировать собственные образовательные пути.
По мнению В. А. Сластенина и Л. С. Подымова, подготовка педагога состоит из последовательных этапов:
• развития творческой индивидуальности;
• овладения основами методологии научного познания и педагогического исследования;
• освоения технологии инновационной деятельности, практической работы по введению новшества в педагогический процесс;
Подготовка педагогов к оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в данное время становится очень актуальной.
В своих работах С. И. Сабельникова отмечает, что для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы следующие психолого-педагогические знания:
• представление и понимание того, что инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
• знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
• знание методов психологического и дидактического проектирования образовательного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
• умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми объектами образовательной среды (с детьми по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-педагогами, специалистами, руководством).
Таким образом, подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования - это творческий процесс формирования и развития профессиональной компетентности педагогов, включающий мотивационный, гносеологический, проективный, перцептивно-рефлексивный и деятельностный компоненты.
Современная педагогика для определения готовности педагога вводит понятие профессиональной компетентности (А. К. Маркова, В. И. Кашницкий, Л. А. Петровская, В. А. Сластенин и др.), которое выражает единство теоретической и практической готовности педагогов к осуществлению педагогической деятельности и характеризует их профессионализм.
В связи с этим возрастает роль высших педагогических учебных заведений, из стен которых должны выходить педагоги, владеющие навыками формирования коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзивного образования, умеющие работать с любым контингентом учащихся.[с.355]
Выпускник педагогического вуза должен знать, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки физического и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий, что по своему составу категория учащихся с ОВЗ неоднородна и определяется различными нарушениями, имеющимися у детей этой группы: нарушения
слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, нарушения интеллекта, эмоционально-волевой сферы, множественные нарушения развития.[с.262]
А так как спектр различий в развитии детей с ОВЗ очень широк: от относительно нормально развивающихся учащихся, которые испытывают временные или легко преодолимые трудности в обучении, до учащихся с множественными нарушениями, обусловленными тяжелым поражением ЦНС, то один ребенок может обучаться совместно со здоровыми детьми при правильно организованной психолого-
педагогической поддержке, другой сможет обучаться только по адаптированной образовательной программе или специальной индивидуальной программе развития.
Школьники с ОВЗ имеют определенные особенности развития коммуникативно - речевых компетенций.
Будущие педагоги должны знать, что различают устную коммуникативно - речевую деятельность или общение и письменную, входящую в содержание компетенций коммуникативно - речевой деятельности. Коммуникативно речевая деятельность является одним из лучших средств развития творческой личности.[с.190]
За годы обучения в вузах они должны овладеть навыками планирования занятий коммуникативно -речевого общения в разных возрастных группах; овладеть современными требованиями к проведению занятий коммуникативно - речевого общения:
В связи с тем, что трудности формирования коммуникативных компетенций определяют особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ, заключающихся в специальных методах формирования эффективной речевой
коммуникации, подборе адекватных способов достижения образовательных целей, особое значение приобретает умение учителя моделировать речевые ситуации, выбирать адекватную речевую форму, создавать для учеников условия, приближенные к реальным. Адекватное использование этих компетенций позволяет педагогу достигать необходимых образовательных результатов.[с.71-78]
Очень важным является владение навыком эффективного слушания, поэтому будущий педагог должен постоянно повышать свой уровень вербально-коммуникативной компетенции.
Ведь в общении с учениками ему необходимо чередовать диалоговые стратегии взаимодействия и монологическое воздействие, а при планировании занятия он должен продумывать речевые способы и формы выражения эмоционального отношения к содержанию и учащимся, потому что во время урока необходимо достигать не только познавательные, воспитательные и коррекционно-развивающие цели, но и коммуникативную цель, направленную на решение следующих задач:
• взаимодеиствие учителя и ученика
• взаимодействие учителя и учащихся класса
• взаимодействие ученика и ученика
• общение в малых группах
На занятиях педагог должен стремиться не только многократно отрабатывать речевой материал, но и специально автоматизировать навык использования речевых способов организации в различных бытовых ситуациях.
Одна из задач педагогической деятельности -это не только развитие потенциала ребенка, но и сохранение, и укрепление психологического здоровья. Необходимые для этого факторы: создание ситуации успеха; обеспечение атмосферы комфорта; формирование адекватной гибкой самооценки; развитие рефлексии; повышение стрессоустойчивости при взаимодействии с социумом. Всем этим знаниям, умениям и навыкам необходимо обучать будущих педагогов во время учёбы в вузе.[с.86-93]
Ориентируясь на исследования ученых В. А. Козырева, С. А. Писаревой, А. П. Тряпицына, Е. В. Пискунова и др., по проблеме подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, можно сформулировать группы профессиональных задач, отражающих компетентность педагогов в области инклюзивного образования:
1. Видеть, понимать, знать психолого-педагогические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей с ОВЗ, находящихся в условиях инклюзивной образовательной среды.
2. Уметь отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием.
3. Реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса.
4. Создавать коррекционно-развивающую среду в условиях инклюзивного образовательного пространства и использовать ресурсы и возможности общеобразовательного учреждения для развития детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.
5. Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды.
Подготавливая будущих педагогов, необходимо донести высокую ценность умения справляться с отстраненностью и изолированностью детей, интегрированных в образовательное пространство. Поэтому педагог должен уметь грамотно организовать общение между учениками, а происходит это посредством развития у детей коммуникативных способностей. В рамках инклюзивного образования особое значение имеет владение педагогом аттракцией, а
именно умением создать взаимное притяжение детей друг к другу, сформировать как дружеские чувства, так и симпатии, любви [3].
Так в коллективе создается положительное отношение к детям с ОВЗ.
В целях обучения студентов в педагогических вузов навыкам формирования коммуникативно-речевой компетенций у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования необходимо внести определённые коррективы в учебные планы. Занятия со студентами проводить не только в форме лекций, имеющих теоретическую направленность, но и в форме семинаров решений ситуативных педагогических задач, ролевых игр, дебатов и т. д., имеющих практическую направленность, закрепляющих полученные теоретические знания и вырабатывающих определённые алгоритмы поведения в зависимости от той или иной ситуации. Только так, на мой взгляд, мы сможем сделать, чтобы каждый ребёнок, пришедший в школу, в том числе и с ОВЗ, которого будет обучать такой подготовленный педагог, после окончания учёбы был адаптирован к жизни в социуме и стал полноценным членом общества.
Результативность работы педагога зависит не только от умения наладить отношения с детьми, немаловажна способность и готовность устанавливать, регулировать и поддерживать продуктивные контакты людьми, принимающими участие в образовательном процессе, а именно медиками, психологами, социальными
работниками, учителями-дефектологами,
логопедами, педагогами общего образования, и конечно с родителями, которые не всегда имеют представление о возможностях и целях инклюзивного образования, как следствие нередко обладают полярными предпочтениями. Только в полном взаимодействии между всеми специалистами и семьей возможно достижение максимальных результатов интегрального образования. Не стоит забывать, что от высоких результатов коммуникативного взаимодействия, умения заинтересовать совместной деятельностью зависит не только результативность коррекционно-педагогической помощи, но и самочувствие детей, имеющих особые образовательные потребности. Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что при подготовке будущих педагогов необходимо уделять больше внимания развитию коммуникативной компетентности. От коммуникативной компетентности учителя зависит то, насколько эффективным будет развито взаимодействие между участниками классного коллектива и его морально-психологический климат в целом. Именно педагог учит успешному установлению контактов, зарождает в детях идеи демократии и гуманизма, что, несомненно, можно отнести к задачам инклюзивного образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1.Алехина С. В., Алексеева М. Н., «Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании». М., 2017.
2.Кузьмина О. С. «Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования». Журнал «Вестник Омского университета», № 2, 2016.
3. Закон «Об образовании» и «Национальной программе по подготовке кадров» Т.2016 5 с.
4.Черкасова Е.Л, Моргачева Е.Н. Выявление особых образовательных потребностей с ограниченными возможностями здоровья на уровне общего образования. М., Национальный книжный центр, 2016.
УДК 379.8
ГРНТИ 14.27
5.Сластенин В.А. и другие. Педагогика: Учеб. пос. для студ. Высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: 2015. 576 с.
6. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание: пер. с нем. А.П. Голубева. М., 2017. 432 с. 3. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей. М. 2016. 309 с.
_ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.8.73.704 Тимошенко Лариса Григорьевна
Канд. пед. наук, доцент кафедры мировой художественной культуры и хореографии ТГПУ,
г. Томск
АННОТАЦИЯ
Статья является результатом осмысления вопросов выявления воспитательно-педагогического потенциала, заложенного в любительском творчестве и получившем широкую популярность среди различных групп населения.
В настоящее время любительское художественное творчество (самодеятельное творчество) благодаря доступности, разнообразию видов и форм деятельности способно решать многие педагогические проблемы современного общества. В этой связи возникает необходимость разработки методических и педагогических подходов для более широкого использования воспитательно-образовательных возможностей любительского творчества.
ANNOTATION
The article is the result of comprehension of the issues of revealing the educational and pedagogical potential inherent in amateur creativity and gaining wide popularity among various groups of the population.
At present, amateur art (amateur creativity), due to accessibility, a variety of types and forms of activ ity, is able to solve many pedagogical problems of modern society. In this regard, there is a need to develop methodological and pedagogical approaches for the wider use of the educational opportunities of amateur creativity.
Ключевые слова: воспитательно-педагогический потенциал, любительское художественное творчество.
Key words: educational and pedagogical potential, amateur art.
Любительское художественное творчество, вышедшее некогда из традиционной культуры, обрело большую популярность на современном этапе развития общества, охватывая довольно большой процент населения России. Оно привлекает людей как разнообразием видов и форм деятельности, так и свободой выбора сферы, наиболее близкой каждому человеку. Любительское (самодеятельное) творчество — один из способов распространения художественной культуры, привлечения широких масс непрофессионалов к художественному творчеству. Согласно словарю, к этому термину относят все виды и жанры художественной самодеятельности, соответствующие видам и жанрам профессионального искусства: музыкального, танцевального, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного
творчества, фотолюбительства, кинолюбительства [1].
Занятие любительским творчеством способствует выявлению потенциальных возможностей личности. Это развитие творческих способностей человека, формирование нравственно-эстетических качеств личности, формирование патриотических качеств и расширение кругозора, знакомство с культурно-бытовыми традициями народа и организация свободного времени.
Именно организация свободного времени позволяет решить некоторые педагогические проблемы:
- отвлечение детей и подростков от гаджетов и интернет-зависимости;
- физическая активность при общем пассивном образе жизни;
- раннее профессиональное самоопределение;
- общение со сверстниками в неформальной обстановке.
Помимо этого, исследователи считают, что в народной культуре взаимодействие различных