Научная статья на тему 'Разнообразные формы работы с одаренными детьми в образовательной области "Технология"'

Разнообразные формы работы с одаренными детьми в образовательной области "Технология" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / GIFTEDNESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ТЕХНОЛОГИЯ" / EDUCATIONAL AREA "TECHNOLOGY" / ОЛИМПИАДА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ВЫСТАВКА / EXHIBITION / ОLYMPIAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князева Инна Владимировна

Статья посвящена формам работы с одаренными детьми в урочной, внеурочной деятельности и дополнительном образовании детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIOUS FORMS OF WORK WITH GIFTED CHILDREN IN THE EDUCATIONAL FIELD "TECHNOLOGY"

The article is devoted to the forms of work with gifted children in the classroom, after-hours activities and additional education.

Текст научной работы на тему «Разнообразные формы работы с одаренными детьми в образовательной области "Технология"»

• быть компетентным в своей профессиональной деятельности и постоянно совершенствовать свои знания;

• обеспечивать безопасность при осуществлении профессиональной деятельности;

• быть образцом для своих обучающихся;

• внимательно относиться к культурным и индивидуальным различиям обучающихся;

• препятствовать использованию спортсменами допинга, алкоголя, наркотиков, табака и т.д.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Психология личности. Хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2013. - Т. 2. - 544 с.

2. Кузьмина Н. В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970. - С. 47 - 61.

3. Ломакина Т.Ю., Фирсов Г.А., Сергеева М.Г., Соколова А.С., Огородникова Е.И., Щербакова Н.И., Платонова Т.И. Система поддержки карьеры различных категорий населения в контексте непрерывного развития личности: Монография. - М., ИТИП РАО, 2008. - 125 с.

4. Марков К.К. Тренер - педагог и психолог .-Иркутск: ИрИИТ, 1999. - 252 с.

5. Марков К.К., Николаева О.О., Янов В.В. Специальная силовая подготовка в современном волейболе: монография. - Красноярск: КГПУ, 2008. - 186 с.

6. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / под ред. Е.А. Климова. - Воронеж: Модэк, 2010. - 543 с.

7. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики: монография: В 4т. 12 кн. / науч. ред. В. И. Подобед. Т. 2. Кн. 2. Культурологические проблемы образования взрослых / под ред. канд. пед. наук Е. И. Добринской. СПб.: ИОВ РАО, 2000.

8. Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Формирование и развитие педагогического мастерства преподавателя: Монография. - Тверь: ВА ВКО, 2007. - 196 с.

9. Сергеева М.Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства // Alma mater. 2013. № 1. С. 48- 55.

10. Сергеева М.Г., Ломакина Т.Ю. Модель формирования педагогического мастерства преподавателя при подготовке практикоориентированных специалистов // Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании. 2008. № 5. С. 39- 40.

11. Сергеева М.Г., Косырев В.П. «Человеческий капитал» как ключевая категория анализа взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. М., 2007. № 4 (24). С. 18-21.

12. Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Формирование профессиональной компетентности педагога в рыночных условиях: Монография. - Тверь: ВА ВКО, 2010. - 237 с.

13. Сергеева М.Г. Обучающая технология «Учебная Фирма» в системе профессионального образования // Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования: Сборник работ победителей Всероссийского конкурса современных технологий обучения/М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. С. 69-78.

14. Фонарев А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.

15. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А.Р. Фонарев. М.; Воронеж, 2005 - 558 с.

16. Csikszentmihalyi M. Finding Flow: The Psychology of Engagement with Everyday Life. New York: Harper & Row Publishers, 1997.

17. High-performance training for sport / D. Joyce, D. Lewindon, editors. - Human Kinetics, 2014. - 377 p.

18. Martens R. Successful coaching. - 4th ed. - Human Kinetics, 2012. - 443 р.

19. United States Olympic Committee Coaches Code of Ethics. - URL: http://tinyurl.com/USOC- Ethics.

Педагогика

УДК: 378.2

преподаватель Князева Инна Владимировна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Аннотация. Статья посвящена формам работы с одаренными детьми в урочной, внеурочной деятельности и дополнительном образовании детей.

Ключевые слова: одаренность, образовательная область «Технология» , олимпиада, проектная деятельность, выставка.

Annotation. The article is devoted to the forms of work with gifted children in the classroom, after-hours activities and additional education.

Keywords: giftedness, educational area "Technology", оlympiad, project activity, exhibition

Введение. Обучение и воспитание одаренных детей - целостный педагогический процесс, направленный на комплексное развитие общих и специальных способностей, личностных качеств. Выбор методов работы с одаренными детьми определяется концепцией одаренности. В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей, а также родителей для формирования у них современных представлений о феномене «одаренный ребенок», методах сопровождения и развития детской одаренности.

В педагогике сформировался целый ряд образовательных моделей работы с одаренными детьми. Эти модели, как правило, носят интегративный характер, объединяя идеи, формы и технологии различных

образовательных моделей. Принципиальное значение в работе с одаренными детьми имеет и содержание предметной области обучения.

Наиболее подходящей и продуктивной предметной областью для работы с одаренными детьми в практической деятельности является «Технология».

Формулировка цели статьи. Продемонстрировать спектр возможностей образовательной области «Технология» при организации работы с одаренными детьми в практической деятельности и поделиться опытом организации и проведения региональных конкурсов и предметной олимпиады по технологии.

Изложение основного материала статьи. Научная дисциплина «Технология» включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. Изучение образовательной области «Технология» базируется на основе широкого спектра наук и включает, наряду с традиционными, распространенными, новые, эффективные и перспективные технологии.

В школе предмет «Технология» - это интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания математики, физики, химии, биологии и других предметов, которая показывает их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и иных, направлениях деятельности человека. Уроки технологии уникальны по своим возможностям. Они показывают использование предметов в работе промышленности, сельского хозяйства, в быту и других направлениях деятельности человека.

Главной целью обучения предмета "Технология" является содействие в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни, приобщение школьников к современной технологической культуре обработки различных материалов и выполнению художественного проектирования изделий.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеурочной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий). Современный выпускник должен не просто владеть суммой знаний, а уметь организовывать собственную учебную и внеурочную деятельность.

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности с учетом разных психических сфер. На уроках технологии у детей развивается практический вид деятельности одаренности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.

Следовательно, современный учитель должен организовать процесс так, чтобы новое знание давалось не в готовом виде, а было открыто в процессе собственной деятельности. Он должен уметь услышать ребёнка, построить совместное действие, сотрудничество.

Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и предмет «Технология» здесь подходит как нельзя лучше, хотя и является лишь составной частью этой программы, так как он способствует формированию готовности ученика решать проблемы, типичные и нетрадиционные задачи, возникающие в актуальных для него жизненных ситуациях, с использованием ценностей, способностей, образовательного и жизненного опыта.

Главной педагогической целью области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики. Образовательная программа предоставляет ученикам на выбор разнообразные способы работы, создает условия для проявления избирательности к проработке программного материала, его виду и форме, позволяющих учащимся выполнять закономерности построения любого знания, - проявляются при проектном обучении в образовательной области «Технология». Само желание детей заниматься исследовательской деятельностью подчеркивает их одарённость. Освоение проектно-исследовательской деятельности учащимися в свете ФГОС оценивается как достижение образовательных результатов, среди которых преобладают метапредметные. Не утрачивает своей актуальности и компетентностный подход, который в школьном образовании понимается как ориентация образовательной практики на развитие такого интегрального качества личности, как способность и готовность ученика решать проблемы, типичные и нетрадиционные задачи, возникающие в актуальных для него жизненных ситуациях, с использованием ценностей, способностей, образовательного и жизненного опыта.

С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.

Проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет приобрести: навыки технологии работы с информацией, со справочными и литературными источниками, обучить самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу к самоорганизации, сформировать навыки проведения исследований, навыки работы и делового общения в группе, развить инициативу учащегося.

Выполнение учебных проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, воспитать в условиях реальной действительности граждан открытого общества: деятельных, знающих, инициативных, стремящихся к миру, прогрессу и способных применить в повседневной жизни те знания, которые получили в школе.

Программы обогащения, ориентированные на дополнительный материал и более сложное содержание, направлены на расширение кругозора, увеличение объёма знаний в конкретной области, развитие мышления, самопознание. Эти методы двусторонний процесс, и отношения «преподаватель — ученик» являются абсолютно необходимыми для профилактической работы школы: создание ситуации успеха для ребенка, условий для раскрытия его способностей и проявления творческих возможностей.

В условиях мегаполиса как центра социальной культуры работе с одаренными детьми уделяют большое внимание не только школы, но и немало учреждений дополнительного образования, высших учебных заведений и музеев занимаются этим вопросом. Эти учреждения организовывают деятельность детей урочным, внеурочным, внеаудиторным методом, которые предполагают активное участие детей - как обычных школьников, так и одаренных детей.

Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться и в то же время отличаться определенным своеобразием. Основными формами работы раскрывающие данные способности являются следующие видах деятельности:

• предметные олимпиады;

• интеллектуальные марафоны;

• различные конкурсы, выставки и викторины;

• ролевые игры, представления, квесты;

• дискуссия;

• проекты по различной тематике;

• индивидуальные творческие задания;

• работа в музеях.

Сфера дополнительного образования представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных способностей. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

Результаты работ детей могут демонстрироваться в различных мероприятиях не только в школах, но и на уровне района и города. Для ребенка важны такие мероприятия, они повышают интерес к предмету, расширяют кругозор знаний, умений, навыков, стимулируют к дальнейшей работе.

Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы. Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ.

Таким примером может служить дополнительная общеобразовательная программа «Рукодельница», которая относится к художественно-эстетической направленности.

Цель данной программы: создание условий для развития способности к творческому самовыражению посредством освоения навыков декоративно-художественного творчества, возрождение интереса к декоративно-прикладному искусству у детей и подростков.

Педагогическая целесообразность. Освоение практических навыков в сочетании с теоретическими занятиями и участием в творческих проектах позволяют увлечь воспитанников процессом творчества, чтобы они почувствовали себя подлинными авторами, созидателями, чтобы они почувствовали себя самодостаточной личностью.

Особенность данной программы - программа построена с помощью различных методик обучения, включающая в себя комплексное изучение декоративно-прикладного искусства. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.

Программа «Рукодельница» построена по этапам:

1 этап (1 год обучения)- освоения творческих навыков по образцу, основ композиции, цветоведения, материаловедения (коллаж-аппликация, тканевая пластика, изонить).

2 этап (2 год обучения) - освоение способов конструирования, проектирования, декорирования изделий и способов их отделки (вышивка, бисер, кукла, мягкая игрушка).

3 этап (3 год обучения) - освоение усложненных технологий обработки изделий (лоскутная техника, аппликация, вязание).

Программа предназначена для детей (девочек и мальчиков, по желанию) 8 -13 лет.

Используются различные формы проведения занятий. Беседы, игровые занятия, открытые занятия для родителей, праздники, показы изделий («подиум»), экскурсии в музеи, на выставки. Практические занятия, оформление выставки. Лекции и беседы предшествуют практическим работам, а некоторые из них проводятся в процессе практического занятия.

Главным принципом работы педагогов с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. С результатами своей деятельности дети могут участвовать в разных конкурсных мероприятиях и программах разного уровня.

Примером таких мероприятий является выставка-конкурс детского творчества «Калейдоскоп фантазий», которая проводится ежегодно Санкт-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования. Кафедрой основного и среднего общего образования на площадке ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический».

Выставка направлена на, содействие творческому росту юных мастеров в области технического и декоративно-прикладного искусства, освоение и сохранение культурно-исторического наследия в области технического и декоративно-прикладного искусства

Цель выставки: развитие творческих способностей учащихся, выявление одаренных детей.

Выставка проходит в двух возрастных категориях (5-7 класс и 8-9 класс) по 6 номинациям:

•Гармония цвета и формы (в техниках: аппликация бумажная; квилинг; оригами; скрапбукинг, картонаж, папье-маше, декупаж).

•Связующая нить (в техниках: вышивка (крестиком, гладью, бисером, лентами); бисероплетение, макраме; изонить, вязание (крючком, спицами).

•Народные традиции (в техниках: народная кукла; кружевоплетение (коклюшечное, фриволите, ирландское кружево); войлоковаляние; художественная обработка кожи).

•Стиль и шарм (легкая одежда).

•Красота рукотворная (в техниках: обработка древесины (роспись, резьба, выпиливание, выжигание); работы из металла; стекла (витраж, мозаика).

•Фантазия (в техниках: работы из глины; пластика; природных (ошибана) матераиалов; декоративных материалов; моделирование; макетирование).

•Золотые ручки (в техниках: декоративная игрушка (мягкая игрушка, текстильная кукла); лоскутное шитье (пэчворк, артишок, кинусайга, квилт, канзаши); аппликация тканевая; роспись на ткани (батик).

В 2017 году в выставке участвовало 187 человек, 56 работ учеников заняли призовые места.

Из них в каждой номинации и возрастной категории заняли 1 место - 12 человек, 2 место - 21 человек, 3 место - 22 человека и получили дипломы победителей.

По итогам этой выставки выявилось только небольшая часть талантливых и одаренных детей. При дальнейшей совместной творческой работе и правильному подходу к выявлению одаренных детей их с каждым годом может становиться все больше. Лучшие работы детей.

Работа «Крейсер Аврора. К 100 -летию залпа» Давыдова Никиты 8 класс ГБОУ Лицей №554 Приморского района занявшая 1 место в номинации «Фантазия», руководитель - Петрушенко Борис Николаевич.

Работа «Времена года» коллектива детей 6 класса ЦВР «Академический» занявшая 1 место в номинации «Гармония цвета и формы», руководитель Воротынцева Татьяна Сергеевна.

Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Необходим поэтапный, постепенный поиск одарённых детей в процессе их обучения.

В связи с основанием поручения Президента РФ В.В. Путина от 4 мая 2016 г., с учетом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, Национальной технологической инициативы, (Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. № 317 "О реализации Национальной технологической инициативы") и Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р был разработан проект Концепции развития предметной области «Технология». Целью Концепции является обеспечение лидирующих позиций России в области технологической грамотности и технологической одаренности обучающихся, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики. Интересы нашей страны на данном этапе развития требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию обучающихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологичного производства.

Проект Концепции предполагает введение вариативных модулей в предмет, которые могут быть представлены в трех направлениях современного производства - инженерно-технологического, агротехнологического, сервис-технологического (сфера услуг) - либо предполагать интегративное изучение содержание учебного материала (например, робототехника, 3 Э моделирование, прототипирование, современная энергетика, транспортные системы и техника). Но содержание проекта Концепции не утрачивает и различные виды декоративно прикладного творчества.

И поэтому различные формы работы с одаренными детьми очень важны на сегодняшний день.

Среди форм и методов урочной и внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, а также привлечение школьников к участию в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях разного уровня и, разумеется, система внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся, которой присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества.

Систематические занятия в кружке, секции на факультативе, где ребята проводят свои первые исследования, опыты, выступают с докладами, защищают свои проекты, «наработки», способствуют удовлетворению их интересов, развитию и являются хорошим стимулом для участия в различных мероприятиях.

Важнейшим средством развития личностных особенностей ребенка является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями

и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал. Проведение олимпиад помогает учителю показать ученикам значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка.

Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Олимпиады подводят итог всей урочной и внеклассной работы по изучаемым предметам и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, например, в Санкт-Петербурге проходит региональная олимпиада по технологии (проектная деятельность) «Радуга талантов», которая проводиться ежегодно Санкт-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования. Кафедрой основного и среднего общего образования совместно с ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». Институтом компьютерных наук и технологического образования на площадке ГБУ ДО Дом детского творчества Калининского района Санкт-Петербурга.

Цель олимпиады: развитие творческих способностей учащихся общеобразовательных школ, в области технологии и распространение передового педагогического опыта.

Олимпиада проводится среди учащихся 5 - 8 классов в 2 возрастных категориях (5 - 6 классы; 7 - 8 классы) общеобразовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи) города Санкт-Петербурга. Проекты могут быть индивидуальными или коллективными.

Олимпиада проходит в 4 номинациям:

• Народные промыслы (обработка дерева (роспись, резьба, инкрустация); работы из металла, стекла, глины, моделирование, макетирование).

1. Декоративно-прикладное творчество (народная кукла, декоративная игрушка (текстиль), лоскутная техника (пэчворк), роспись на ткани (батик).

2. Художественный образ (вышивка (крестиком, гладью, бисером, лентами), вязание (крючком, спицами), войлоковаляние, декупаж, дизайн бумаги).

3. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.

В этом 2018 году ученицы 7 класса Куневич Татьяна, Тхоржевская Валерия, Шамугия Тиникошколы № 247 Красносельского района проявили нестандартный, творческий подход к решению учебной задачи в проектной деятельности.

В школе № 247 есть традиция Новогодние балы на которые приходят в нарядных современных платьях. Тематика Новогоднего бала каждый год меняется. Темой новогоднего бала в этом году была эпоха Александра 1 «Александровский бал». Появилась потребность в создании новогодних костюмов. Стала проблема выбора конкретного изделия.

Для решения этой проблемы дети обратились к истории. Правление русского царя Александра I приходится на 1801-1825 годы. Огромное влияние на моду этого периода оказала мода Франции. Костюм периода Наполеоновской империи (Ампир 1804-1825 годы). Этот стиль напоминает классицизм предшествующих лет, так как внешние формы он заимствовал из античности. Но теперь уже идеалом является не строгое и изящное греческое искусство, а тяжеловесное и пышное римское. Стиль ампир, холодный, парадно-официальный, величественный — присутствовал во всем: в архитектуре, интерьере, мебели, одежде.

Ученицы 247 школы тоже заинтересовались историей костюма ампир. Им предстояло изучить, просмотреть, проанализировать много материала для того чтобы создать свой неповторимый образ.

При разработке эскизов коллекции было рассмотрено более 70 фотографий картин, эскизов, рисунков эпохи ампир. В результате мы использовали не только имеющуюся информацию по данной теме, но и рассмотрели кадры из фильмов, передающих эпоху того времени. Наиболее понравившиеся элементы были использованы в коллекции.

Они разработали критерии, которым должна соответствовать коллекция, чтобы удовлетворить потребности. Изучили подробно историю исторического костюма (Общая характеристика эпохи, Развитие конструирования и моделирования костюма, декоративное решение одежды, варианты женской одежды, ткани, цветовая гамма, прически, головные уборы, обувь, украшения).

Очень тщательно, серьезно подошли к выбору ткани для каждой девочки подобрали свой цвет, в соответствии со своим цветотипом.

Были разработаны эскизы костюмов, сделаны выкройки и сшиты готовые изделия. Также ученицы произвели расчет средств затраченных на костюмы (Белое платье - 1464, Голубое платье - 958, Розовое платье - 1378).

Была сделана экологическая оценка проекта. В процессе работы над нашим проектом мы использовали ткани из синтетических волокон, так как они очень прочные и устойчивы к истиранию и носке, значит наша коллекция при бережном уходе будет служить долго и утилизация наступит не скоро.

Такой тщательно разработанный, правильно оформленный, качественно сделанный проект получил 1 место в региональном этапе олимпиады по технологии «Радуга талантов».

Розовый костюм

Выводы. Работа с одаренными детьми по предмету «Технология» имеет свои определенные особенности в силу того, что предмет имеет практическую направленность, т.е. конечным результатом при его изучении должно быть создание нового продукта (изготовление швейного изделия, изделий декоративно-прикладного искусства, подготовка сценария праздника и т.д.) или усовершенствование уже существующего, и обязательное его испытание. Именно поэтому при выявлении одаренных детей по предмету технология особое внимание уделяется креативности, работоспособности и трудолюбию, нужно стараться развивать эти качества. Для того, чтобы добиться результатов по предмету необходимы не только теоретические знания, но практические умения и навыки, используемые креативным образом при создании изделия, которое всегда требует огромных трудовых затрат и настойчивости, а также навыков самоконтроля и критической самооценки. Кроме этого необходима огромная работоспособность и трудолюбие.

Литература:

1. Проект Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации. - 2016.

2. Рабочая концепция одаренности. / Под ред. Д.Б. Богоявленской — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003.

3. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.

4. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - М., 1998

5. Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сбор. Нормативных и методических материалов. - М.: Владос, 1999

6. Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности / авт. сост. Г.С. Усыскин. - С-Пб: ВНИГРИ, 1998. - 202 с.

7. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - М. -Воронеж, 2003. - 464 с.

8. Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. Авторы-составители: Морозова Л. Н. / Кравченко Н. Г. и др. - Волгоград: Учитель, 2008.

9. Тэкэкс К. Одарённые дети. - М, 1991.

10. Учителю об одарённых детях / Под ред. В.В. Лебедевой, В.И. Попова. М., 1997.

11. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. - М., 1990. - 140 с.

12. Юркевич В.С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997. - С. 260 - 270.

Педагогика

УДК 159.9.07

доктор психологических наук, профессор Князева Татьяна Николаевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Иванцова Алена Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Аннотация. В статье анализируется опыт и результаты эмпирического исследования восприятия детьми и родителями характера внутрисемейных отношений, рассматриваются полные и неполные семьи. Предполагалось, что существует специфика восприятия внутрисемейных детско-родительских отношений в разных типах семей. Для исследования использовались как вербальные, так и проективные методы. Результаты сравнительного исследования показали, что существуют различия в восприятии семейных отношений в детской и взрослой выборке. Наиболее существенные различия касаются восприятия детско-родительских отношений детьми из неполных семей, которые свидетельствуют о наличии многих детских переживаний по поводу отношений между ребенком и родителем. В полных семьях негативные характеристики восприятия внутрисемейных отношений выражены в меньшей степени. Восприятие детско-родительских отношений родителями более позитивно.

Ключевые слова: полная семья, неполная семья, детско-родительские отношения, восприятие семейных отношений.

Annotation. The article analyzes the experience and results of an empirical study of the perception of the nature of intra-family relations by children and parents, and considers complete and incomplete families. It was assumed that there is a specific perception of interfamily child-parent relations in different types of families. For the study, both verbal and projective methods were used. The results of the comparative study showed that there are differences in the perception of family relationships in the children's and adult samples. The most significant differences relate to the perception of child-parent relations by children from single-parent families, which indicate the existence of many childhood experiences about the relationship between the child and the parent. In complete families, negative characteristics of the perception of family relationships are less pronounced. Perception of parent-child relations by parents is more positive.

Keywords: full family, incomplete family, child-parent relations, the perception of family relations.

Введение. Культура и общество любого исторического периода диктуют свое понимание семьи. Критерии полноценности семьи в различные эпохи трактовались по-разному. Сегодня к категории «нормальной» семьи относят такую, которая способна обеспечить требуемый минимум благосостояния и социальной защиты детей, а так же создающую необходимые условия для их социализации.

Специалисты, изучающие неполные семьи, указывают на определенную статистическую связь между воспитанием в неполной семье и неудачными последствиями при построении собственной семейной жизни супругов, имеющих детский опыт воспитания в неполной семье. Вероятность распада брака в таких семьях, по их мнению, больше по сравнению с опытом, вынесенным из семьи полной [6]. Во многом это определяется отсутствием главного примера для формирования образа семьи - примера брачных отношений. Поэтому у детей (как у будущих взрослых) отсутствует, возможность формирования культуры чувств и отношений, характерных для взаимоотношений супругов.

Мальчики, воспитанные в неполной семье, нередко усваивают женский тип поведения, или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как резком, жестоком, агрессивном. У девочек же, выросших без отца, хуже формируется представление о супружеском идеале, им сложнее адекватно понимать мужа и сыновей, поэтому и причин для конфликтов и разводов заведомо больше [5].

Проблема изучения специфики развития ребенка в полных и неполных семьях не нова, как в отечественной, так и в зарубежной психологии [1], [3], [5], [7], [8], [9]. Однако, нельзя не отметить, что современная действительность накладывает на эту проблему иной отпечаток: в западной культуре семейные ценности все чаще подвергаются сомнению, понятие «семьи» приобретает размытый или не традиционный смысл, меняются установки на воспитание детей.

Социологи указывают на увеличение числа семей с одним родителем, связывая это с деформацией сферы брачно-семейных отношений. Отмечается изменение моральных норм в области отношения полов, распространение добрачных связей, изменение традиционного понимания ролей мужчины и женщины, утрата семьей своей производительной функции, завышенные требования к брачному партнеру, рост числа вредных привычек и т.д.

Анализируя причины, искажающие семейные функции или структуру семьи, ученые выделяют три основных причины дисгармонии: отсутствие партнерства между родителями с явным доминированием одного из них; деструктуризация семьи и отсутствие взаимопонимания, солидарности и привязанности между ее членами; наконец, распад семьи при доминировании и жесткой регламентации семейной жизни от одного из супругов, что ведет к автономизации ее членов.

Среди источников появления неполных семей, лидирующую позицию занимают разводы. Причинами распада семей, по данным исследований, являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена и создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что ранние браки оказываются менее жизнестойкими. Причин этому много: социальная незрелость супругов, легкомысленное отношение к институту семьи, большое число вынужденных браков вследствие беременности [6], [8].

Однако, следует подчеркнуть тот факт, что неполная семья не обязательно становится неблагополучной. Проблемы различного характера не редки и в полных семьях, хоть и с меньшей вероятностью. Любая семья, в том числе и неполная, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей, и опыт множества благополучных семей это только доказывает.

В социальных общностях, таких как семья, отношения выстраиваются в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз (диада «родители-ребенок»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.