Научная статья на тему 'Образовательная программа «Интеграция художественной обработки дерева и компьютерного проектирования изделий»'

Образовательная программа «Интеграция художественной обработки дерева и компьютерного проектирования изделий» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное проектирование / предпрофессиональное образование / информационные технологии в образовании / информационная культура / ИКТ компетенции / информатизация дополнительного образования / vocational training / the system of education / educational standards

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежелев Владислав Васильевич

Статья посвящена вопросам организации образовательного процесса в детских художественных школах и детских школах искусств. Статья написана в форме презентации образовательной программы и анализа результатов ее использования. Представленная в статье программа, является результатом многолетнего опыта работы с детьми по развитию их творческого потенциала через приобщение к миру изобразительного искусства. Тема затронутая в статье, на сегодняшний день достаточно актуальна, так как учитывает современные требования к профориентационной направленности дополнительного образования, а так же внедрения современных методов обучения, связанных с ИТК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the organization of educational process at children’s art schools and children’s schools of arts. The article is written in the form of presentation of the educational program and analysis of the results of its use. In the article the program is the result of years of experience of working with children in developing their creative potential through the introduction to the world of fine art. The topic raised in the article today is quite relevant, as it takes into account modern requirements to vocational guidance further education, as well as the introduction of modern teaching methods associated with the CTI.

Текст научной работы на тему «Образовательная программа «Интеграция художественной обработки дерева и компьютерного проектирования изделий»»

42

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Литература:

1. Белкин, Л. // New York Times. - 2004. - 12 сент.

2. Егоров, П.Р. Организационно-педагогические условия профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных техноло-

гий: автореф. дис...кан. пед. наук: 13.00.01 / Егоров Пантелеймон Романович. - Якутск, 2010. - 21 с. Stubbs, Sue. Inclusive Education Where There are few resources = Стабс, С. Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах: пособие. - Oslo, 2002.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИНТЕГРАЦИЯ

и

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ обработки дерева и компьютерного

ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ»

Ежелев Владислав Васильевич

Преподаватель ДХШДПИ г. Сургут

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам организации образовательного процесса в детских художественных школах и детских школах искусств. Статья написана в форме презентации образовательной программы и анализа результатов ее использования.

Представленная в статье программа, является результатом многолетнего опыта работы с детьми по развитию их творческого потенциала через приобщение к миру изобразительного искусства. Тема затронутая в статье, на сегодняшний день достаточно актуальна, так как учитывает современные требования к профориентационной направленности дополнительного образования, а так же внедрения современных методов обучения, связанных с ИТК.

Ключевые слова: художественное проектирование, предпрофессиональное образование, информационные технологии в образовании; информационная культура, ИКТ - компетенции, информатизация дополнительного образования.

ABSTRACT

The article deals with the organization of educational process at children’s art schools and children S schools of arts. The article is written in the form ofpresentation of the educational program and analysis of the results of its use.

In the article the program is the result of years of experience of working with children in developing their creative potential through the introduction to the world of fine art. The topic raised in the article today is quite relevant, as it takes into account modern requirements to vocational guidance further education, as well as the introduction of modern teaching methods associated with the CTI.

Keywords:vocational training, the system of education, educational standards

Образовательная программа «Интеграция художественной обработки дерева и компьютерного проектирования изделий» направлена на приобщение учащихся к духовным и художественным ценностям, формирование навыков эстетического восприятия и художественных практических умений. Занятия в рамках учебного курса программы соответствуют концепции модернизации российского образования, где дополнительное образование детей определяется как образование, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально.

Учебный курс по программе служит развитию творческих инициатив учащихся 10 - 17 лет, направленных на организацию свободного времени и способствующих содержательному досугу детей, одновременно удовлетворяя образовательные и профессиональные потребности в области традиционного художественного ремесла - резьбы по дереву и основ компьютерного проектирования.

Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей определяется ее направ-

ленностью на создание условий для профессионального самоопределения и социализации личности. Она позволяет в комплексе решать художественные, проектно-конструкторские и технологические задачи в изготовлении изделий на высоком уровне, а также проблему пропедевтической профессиональной подготовки к техническим дисциплинам в системе дополнительного образования детей.

Определяя основную цель программы как создание условий для формирования и развития художественно-творческих и компьютерно - технологических способностей ребенка, программа знакомит учащихся с наследием народных мастеров, различными промыслами, работами современных художников и дизайнеров, учитывая при этом особо важную роль изобразительного и декоративно-прикладного творчества в воспитании русских национальных традиций в самосознании школьников.

Структура программы традиционна. Она состоит из пояснительной записки, обосновывающей актуальность, новизну и отличительные особенности программы, цель и задачи, разделовб организация образовательного процесса, содержание занятий, тематическое планирование, формы и

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

43

методы обучения, используемые диагностические материалы и способы отслеживания результатов обучения.

К достоинствам программы можно отнести саму интеграцию компьютерных современных технологий и традиционных видов художественной обработки дерева, что соответствует современным тенденциям развития российского образования.

Перспективы дальнейшего развития данного проекта в виде учебной программы, довольно большие. К примеру, интеграция обработки всех видов пластических материалов и более сложных видов компьютерного дизайна. Использование новых компьютерных программ, раннее не изучаемых, отдельных дополнительных предметов, таких как цветоведение, классическая и декоративная композиция, то есть, создание единого образовательного, программного комплекса.

Исследование по теме «Использование компьютерной графики в изучении художественной обработки дерева», можно разделить на следующие этапы:

Информационно-познавательный.

На этом этапе производился поиск и изучение образовательных программ с использованием компьютерных технологий.

В настоящее время компьютеризация охватила практически все сферы человеческой деятельности. Уже не представляется возможной жизнедеятельность человека без компьютера.

В школе компьютер учителя используют в различных целях:

• при объяснении нового материала

• для оптимального закрепления изученного материала

• для улучшения контроля знаний учащихся

• для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.

Компьютер используется для изучения различных школьных предметов, таких как физика, технология, русский и др. Безусловно, использование компьютерных уроков, позволяет повысить интерес учащихся к тому или иному учебному предмету и помогает «оживить» уроки по тем предметам, которые пока являются не самыми привлекательными для школьников.

Такой же предмет как информатика, непосредственно изучает сами компьютерные технологии. Даются знания основ программирования, прививаются умения работы в текстовых и графических редакторах.

Операционно-исследовательский.

Изучив различные графические редакторы, их особенности и возможности, выбор был остановлен на отдельных программах.

Задача была, выяснить насколько данные программы соответствуют заданным требованиям.

1. Соответствие возможностей имеющихся в Центре компьютеров для работы с данными программами.

2. Оперативность исполнения заданий в зависимости от сложности.

3. Простота в освоении и дальнейшей работе с данными программами.

4. Качество получаемых результатов в процессе работы.

Всем этим параметрам соответствуют такие графические редакторы как Photoshop и CorelDraw, которые и были применены в работе.

Аналитический этап.

Проведя значительное количество занятий, был обобщен и подведен итог результатов работы.

1. С помощью компьютера учащиеся свободно изображают свои творческие замыслы в эскизах и схемах.

2. Намного ускоряется процесс подготовительного этапа по созданию художественного изделия, что дает больше времени на работу в материале.

3. Быстрее усваиваются знания по основам перспективы и решению задач при построении изображений объемных объектов.

4. Исчезают трудности в применении сложных орнаментальных композиций при декорировании художественного изделия.

5. Самостоятельно и качественно оформляется личное портфолио.

Много лет, преподавая художественную обработку дерева, я часто сталкивался с проблемой изображения своих идей на эскизах, младшими учениками и многими из старших учеников. Данная проблема связана, конечно же, с тем, что они, как правило, не имеют достаточного, начального, художественного образования. В основной массе кружков, студий и творческих объединений применяется метод шаблонов, копирование уже готовых изображений. При этом страдает, в первую очередь, главная составляющая многих образовательных программ - креативность.

В программе творческого объединения «Тотем», аспект творчества является наиболее приоритетным. На первом этапе обучения из-за этого может немного страдать качество исполнения, но то, что готовое изделие является полностью придуманным и созданным самим учеником, гораздо важнее.

В процессе выполнения специальных упражнений по резьбе, качество ее исполнения улучшается и со временем, достигает достаточно высокого уровня. При этом композиционные идеи учащихся соответственно усложняются.

Чтобы на начальном, да и последующем этапах обучения дать возможность показать наглядно свои творческие идеи, мы используем компьютерные графические программы.

С помощью данных программ учащиеся не умеющие рисовать, создают эскизы своих изделий даже в объемном изображении, на достаточно высоком уровне исполнения.

У нас нет цели, изучить досконально данную, ту или иную компьютерную программу, этим учащиеся занимаются на уроках информатики. На занятиях объединения, в компьютерном классе, учащиеся решают творческие задачи, изучают основы изобразительного искусства с помощью инструментов графического редактора.

Уже на первом занятии ученик свободно создает композицию из объемных геометрических тел. Затем данные геометрические тела путем трансформации и некоторого редактирования видоизменяются, принимая форму простых стилизованных образов, которые легко узнаваемы (животные, предметы быта).

В дальнейшем задачи усложняются, но инструменты, которыми пользуются ученики, остаются теми же.

44

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Готовые эскизы распечатываются и применяются для переноса изображения на материал.

Результаты применения данной программы таковы, что уже через 2-3 месяца занятий в нашем объединении, ученики принимают участие в городских, районных и областных выставках наряду с ребятами занимающимися резьбой много лет и занимают призовые места.

Проведя сравнительный анализ деятельности объединения тех лет, когда подготовительная работа при создании ху-

дожественного изделия велась без использования компьютера, можно увидеть значительное отставание в развитии знаний, умений и навыков учащихся по сравнению с сегодняшними условиями проведения занятий.

На основании проведенных исследований, можно смело утверждать, что внедрение инновационных, компьютерных технологий в процесс изучения предмета «Художественная обработка древесины», многократно повысил эффективность программы, ее многопрофильность и востребованность в условиях современного образования.

К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ ПРЕЗЕНТАЦИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В

УСЛОВИЯХ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Иванова Мария Евгеньевна

Старший преподаватель кафедры Иностранных языков № 2

РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Беганян Лилит Араиковна,

Старший преподаватель кафедры Иностранных языков № 2

РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема преподавания грамматики иностранного языка в условиях неязыкового вуза. Цель статьи состоит в том, чтобы убедить преподавателя творчески подходить к решению проблем преподавания языка, в частности, его грамматики; постулируется важность пересмотра роли преподавателя и учащегося в процессе обучения. В заключение предлагается идея сочетания преподавателем современных способов преподавания грамматики со своими авторскими методиками, тем самым создавая свою собственную эклектичную методику работы с учащимися.

ABSTRACT

The article looks at some aspects of teaching grammar to students who aren t linguists. Mentioned in the article is a point of view of a famous specialist in modern methods of teaching foreign languages Jim Scrivener, who criticizes unstimulating and non-effective ways of teaching languages. The aim of the article is to stimulate a teacher to use modern approaches in teaching languages, grammar in particular, the importance of redefining the role of the teacher and the learner in the process of education. In conclusion, a foreign language teacher is advised marrying modern ways of teaching with the teacher’s own findings, thereby creating a unique eclectic method of teaching.

Ключевые слова: грамматика, подход к изучению языка, коммуникативный метод, функциональный подход, метод «направляемых открытий», роль преподавателя, роль учащегося.

Key words: grammar, way of learning a language, communicative approach, functions, guided discovery, the role of a student, the role of the teacher.

С давних пор существовало множество различных (порой даже диаметрально противоположных) точек зрения на преподавание иностранного языка и, в частности, его грамматики. Согласно грамматико-переводному методу, грамматика являлась аспектом, без которого знание языка немыслимо. Правило за правилом, формулировка за формулировкой, учащимся преподавалась грамматическая теория в значительном объеме. Основной акцент делался именно на запоминании правил, что, по мнению преподавателей, должно было некоторым мистическим способом привести к тому, что в один прекрасный момент (согласно известному философскому закону перехода количества в качество)

студент или школьник заговорит на чистом английском (или же каком-либо другом иностранном языке) бегло и практически без ошибок.

Данный подход к изучению грамматики иностранных языков имеет древнюю историю. Он широко практиковался при изучении мертвых языков в странах Западной Европы в Средневековье, на его основе было воспитано немало толкователей древних текстов, в том числе и религиозного характера. Но, конечно, только этими временными рамками применение грамматико-переводного подхода к изучению языка не ограничивается. Так, данный способ презентации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.