Научная статья на тему 'Возможности уроков искусств в развитии творческого потенциала обучающихся'

Возможности уроков искусств в развитии творческого потенциала обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное образование / творческий потенциал / уроки искусств / средняя школа. / art education / creative potential / art lessons / secondary school.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинокова Татьяна Валерьевна

В статье автор раскрывает необходимость развития творческого потенциала у учащихся средней школы. Автор делится опытом реализации программы уроков искусств во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF ART LESSONS IN THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS

The article covers the issue of the development of creative potential of secondary school students. The author shares the experience of implementing the program of art lessons in France

Текст научной работы на тему «Возможности уроков искусств в развитии творческого потенциала обучающихся»

УДК 372.016:7.0+37.0

ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ИСКУССТВ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Одинокова Татьяна Валерьевна.

Средняя школа Saint-Thomas de Villeneuve, г. Bry-sur-Marne, Франция, преподаватель изобразительных искусств, amrita.sol@gmail.com.

Аннотация. В статье автор раскрывает необходимость развития творческого потенциала у учащихся средней школы. Автор делится опытом реализации программы уроков искусств во Франции.

Ключевые слова: художественное образование, творческий потенциал, уроки искусств, средняя школа.

THE POSSIBILITIES OF ART LESSONS IN THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS

Odinokova Tatyana.

Secondary school Saint-Thomas de Villeneuve, city of Bry-sur-Marne, France, teacher of fine arts, amrita.sol@gmail.com.

Abstract. The article covers the issue of the development of creative potential of secondary school students. The author shares the experience of implementing the program of art lessons in France.

Key words: art education, creative potential, art lessons, secondary school.

Важнейшей целью современного художественного образования является воспитание готовности и способности к художественно -творческому познанию мира, духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, творческому подходу к любой деятельности. Изобразительное искусство исследует мир человеческих отношений, мир человеческой души, передает огромный опыт, накопленный поколениями людей, именно творческое отношение к окружающему миру.

«Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно -технической, хозяйственной и т.д.» [1].

Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются еще в детстве. А значит, перед учителем изобразительного искусства встает задача развития у ребенка его творческих возможностей. В тоже время наблюдение практиков показывает, что урокам изобразительного искусства в средней школе не уделяется достаточно внимания. Дети в возрасте от 10 до 13 лет не чувствуют заинтересованности и

мотивации и, соответственно, внутренней потребности и желания развить навыки творческой работы, а также ознакомиться с историей искусств. Поэтому очень важно понять, какие возможности ребенок «скрывает». Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Следовательно, выявление уже на начальном этапе творческого потенциала обучающегося, и в дальнейшем его развитие -определяет возможность достижения воспитанником более высоких результатов.

Также важно, с самого начала обучения правильно определить цели и основные задачи при развитии творческого потенциала личности в системе организации и проведения уроков искусства. В тоже время необходимо не только ставить задачу обучить, сформировать умения и навыки, но и привить любовь к искусству, пробудить любознательность, заинтересованность и, как следствие, подтолкнуть учеников к автономному поиску информации в сфере изобразительных искусств и художественным экспериментам.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо, прежде всего, учитывать:

- особенности образовательного процесса в конкретной образовательной организации;

- научно обоснованный подход к организации учебного процесса;

- специфику образовательной организации;

- индивидуально-личностные особенности воспитанников.

Курс изобразительного искусства выстраивается в соответствии с официальной образовательной программой. Структура уроков традиционна: включает теоретическую базу и практические задания, которые, для повышения заинтересованности и отзывчивости ребят, превращаются в занимательные и увлекательные занятия. Работа проходит в несколько этапов.

В зависимости от возраста обучающихся, первые шаги посвящаются знакомству с основами изобразительного искусства: владению гуашевыми красками, карандашами различной твердости и мягкости, подбору и использованию материалов в зависимости от цели художественного выражения и т. п.. На это может уйти до нескольких недель, учитывая индивидуальные особенности детей, их личностные качества, предшествующий опыт. Предлагаются различные примеры работ из мировой художественной культуры, из личного опыта и практической деятельности, которые показывают, как по-разному можно подойти к выполнению задания. Примеры служат «толчком», так как зачастую самое сложное для учащихся - это начать, выбрать «путь» [2].

Дальнейшая деятельность предполагает работу с объемом. Это скульптура из бумаги, глины, соленого теста и других материалов, способных передать основные свойства формы и характеристики объекта.

Порой, учащиеся недооценивают роль графических навыков и относятся ним, как необязательным, второстепенным работам, нечетко знают требования, владеют низкими техническими умениями, испытывают затруднения при их построении. Поэтому формированию графических навыков и умений следует уделять должное внимание, которое необходимо начинать уже с начальных

классов. Чтобы повысить интерес, активизировать творческий потенциал учащихся, выстраивая графические работы, используются и совершенствуются их компьютерные навыки.

Разбирая и отрабатывая тот или иной графический прием с использованием компьютера, учитывается воздействие на зрительное восприятие. Поэтому параллельно идет обучение правильному грамотному «смотрению» на экран. Главное, чтобы работа учеников, связанная с экраном компьютера не привела к общему и зрительному переутомлению, что может сказаться на их работоспособности и умственной активности [3; 4].

Завершающий этап деятельности связан с включением в работу комплексных сюжетов. В совместном обсуждении с воспитанниками раскрывается понятие «сюжет», обсуждаются темы и содержание произведений изобразительного искусства. Дискуссия помогает определить понимание разницы между содержанием и сюжетом произведения, выявить различные уровни понимания комплексного сюжета, о чем хотел рассказать художник, как автор произведения, определить различие содержаний в картинах с похожим сюжетом, связанные с пространством и перспективой.

Итог работы - самостоятельные работы учеников - изготовление собственных инсталляций - композиции из различных предметов, которые могут быть не только плоскостные, но и трехмерные. Учитываются тематические запросы детей.

Организация условий хорошего настроения, благоприятного эмоционального фона, предупреждение усталости и утомления является основой для познавательной активности и творческой деятельности. Чтобы не вырабатывать просто механическое и техническое повторение за педагогом необходимых действий используется музыкальное сопровождение. Включая музыку в непосредственную практическую работу, необходимо ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия учениками. При активном восприятии можно намеренно обращать внимание ребят на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка может выступать фоном к основной деятельности. Тогда она должна звучать не громко, а как бы на втором плане.

Важное внимание уделяется истории искусств, которая находит свое место в зависимости от тематики практических заданий. Так, ученикам возраста 10 лет, после первых экспериментов с материалами и цветом, на ряду с поставленной задачей реализации различных объектов (на плоскости и в объеме), дается теоретический материал о том, как в начале XX века произошел «надлом» в искусстве и изменился взгляд на классическое искусство. Для обучающихся впервые звучат такие имена как Марсель Дюшан и Пабло Пикассо, рассматривается сюжет концептуального искусства. Естественно, для этого возраста, все преподается в упрощенной форме, озвучивая лишь самые значимые характеристики.

В возрасте 11 лет в программе уроков искусств уделяется внимание развитию творческого подхода. В контексте реализации данного направления, цель уроков - на базе узнаваемых понятий из повседневности, создать что-то свое, оригинальное. Ученики уже чувствуют себя достаточно уверенно в выборе материалов, идет освоение навыков стилизации (индивидуального собственного видения окружающей действительности и привнесение элементов новизны), приемов творчества, выработки собственной манеры исполнения и т. п. Ключевыми задачами данного курса являются: развитие воображения, фантазии и нестандартного видения мира. Ученики осваивают новые понятия как «схема», «эскиз», «набросок» и их обязательное использование в художественной работе любого направления. В курсе также рассматривается статус изображения: художественный, символический, декоративный, повседневный,

публицистический и т. п. и их значения. В конце года обучающиеся должны быть способны различать вертикальную, горизонтальную, диагональную композиции; создавать изображения на базе начальных элементов различного происхождения, манипулируя материалами, подложкой (технический прием, заключающийся в наклеивании предметов и материалов на специальное основание).

В 12 лет уделяется внимание реальным сюжетам и работой с действительностью. В этом курсе целью является развитие у учеников способностей анализировать и интерпретировать изображения. Работа включает в себя задания со временем, с движением, со звуком. Изучается работа с фотоаппаратом, видеокамерой, монтаж, кадрирование и т. п. Учащимся предлагается понять разницу в происхождении изображений: уникальное изображение, серия изображений, эстамп, копия на базе примеров из истории искусств. Для наглядности, ребятам предлагаются к просмотру видео ролики с процессами изготовления изображений.

Обучающиеся в 13 лет уже достаточно сформированы и можно начинать более сложную работу с пространством и пропорциями. В данном курсе ученикам предлагается большой блок работы с перспективой. Изучается архитектура, архитектоника, архитектурное окружение и его осваивание (среда, ее «потребители», их взаимодействие). Дети работают с большим и малым пространством, проводят первые опыты работы над инсталляциями.

Курс изобразительных искусств позволяет познакомить учеников с произведениями различных жанров, стилей и периодов, освоить специфический лексический словарный запас и использовать его по назначению в нужной ситуации. В течение занятий важно поддержать диалог, провоцировать учеников на свои собственные выводы и мнения. Это могут быть темы красоты и эстетики классического и современного искусства, развития способности защитить свою собственную работу, обосновать выбор художественного выражения и т. п. Данный процесс может включать в себя:

- использование технических средств: поиск и показ специально подобранного видео для наглядности процессов производства (литографии, гравюры на дереве, литья, современной печатной продукции);

- подбор примеров из истории искусства, наиболее наглядно иллюстрирующих изучаемый вопрос;

- демонстрацию непосредственного опыта своей профессиональной деятельности как архитектора, дизайнера, фотографа, художника;

- подготовку тестов на развитие и совершенствование зрительной памяти с целью отработки более легкого запоминания авторов и названий художественных произведений;

- подбор заданий, отражающих реальные заказы в сфере работы дизайна и архитектуры, адаптированные для учащихся соответствующего возраста;

- объяснение и показ (непосредственный, с использованием мнемотехники) достоинств и недостатков работы с различными материалами в зависимости от конечной изобразительной цели;

- использование инновационных технологий и приемов критического мышления («Мозговой штурм», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные или неверные утверждения» и т. д.);

- провокацию диалога с воспитанниками, с целью выражения своего мнения и размышлений, преодолеть барьеры, повысить мотивацию, стимулировать творческую активность [2].

Таким образом, уроки искусства, целенаправленно организуемые и проводимые с учениками среднего звена, содействуют не только формированию художественных навыков, овладению техническими умениями, но и обогащению владения французским языком школьников; способствуют общему развитию воспитанников, обогащению их опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству, формированию личностных компетенций. Основной главной задачей остается сохранение здоровья детей.

Библиографический список:

1. Маковийчук Т. А. Применение технологий «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

://урок.рф/НЬгагу/«razvitie_tvorcheskih_sposobnostej_uchashihsya_na_uro_1821

49.html.

2. Одинокова Т. В. Уроки искусств как важная составляющая среднего образования: развитие творческой карьеры // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практической конференции / под ред. Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой, И. АФедорченко. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. - С. 91-94.

3. Одинокова Н. А. Феномен восприятия и зрительного восприятия: теоретический аспект // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы XII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. - С. 15-44.

4. Одинокова Н. А Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями: учебное пособие / Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. - 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.