Научная статья на тему 'Использование цвета на уроках иллюстративного рисования в школе'

Использование цвета на уроках иллюстративного рисования в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
876
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЛЛЮСТРАЦИИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ВАРИАНТЫ ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурманская Д. Ю.

Данная статья посвящена проблемам цветной иллюстрации на уроках изобразительного искусства в средней школе. Она содержит ряд рекомендаций для учителя по подготовке к занятиям, последовательности выполнения, вариантов цветового решения детьми данного задания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фурманская Д. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USING OF COLOUR IN SCHOOL ILLUSTRATION

This article devote to problems of colour illustration on the lessons in skhool. It contain some recommen' dations for teacher'painters, how to prepare a lesson, how to create illustration, and contain some versions how to create illustration in colour

Текст научной работы на тему «Использование цвета на уроках иллюстративного рисования в школе»

Д. Ю. Фурманская.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА НА УРОКАХ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Данная статья посвящена проблемам цветной иллюстрации на уроках изобразительного искусства в средней школе. Она содержит ряд рекомендаций для учителя по подготовке к занятиям, последовательности выполнения, вариантов цветового решения детьми данного задания.

Ключевые слова: иллюстрации, изобразительное искусство, варианты цветового решения.

Одна из основных задач современной средней школы - развитие у учащихся способностей к самостоятельной творческой деятельности, а так же воображения и художественного вкуса. Изобразительное искусство как учебный предмет представляет для этого большие возможности, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт творчества и фантазии ребенка.

Иллюстрации к литературным произведениям и тематическое рисование - одни из самых сложных видов изобразительной деятельности детей в школе. Прежде всего, потому, что они основываются на знаниях и умениях, полученных при наблюдении окружающей действительности, восприятии произведений искусства, рисовании с натуры, то есть являются как бы синтетическим результатом других видов художественной деятельности детей.

Для учителя эти уроки также сложны, ибо он должен провести с каждым учеником тщательную индивидуальную работу.

Творческая деятельность, как детей, так и взрослых, по исследованиям психологов, во многом основывается на способности оперировать цветовыми образами, поэтому поиск ребенком цветового решения иллюстрации имеет большое общеобразовательное значение. Детям, понявшим значение цвета, как правило, легче дается любое другое задание программы, так как они умеют искать изобразительные средства наиболее соответствующие данному заданию, мысленно видя свое произведение завершенным.

Иллюстрирование предполагает не только доскональное знание некоего литературного произведения, но и известный полет воображения от не-

© Д.Ю. Фурманская, 2008

посредственного восприятия окружающего мира и оперирование зрительными образами, запас которых у всех учеников класса, естественно, различен, как различно и их умение отбирать и преобразовывать их в соответствии с заданной темой. Успех живописной иллюстрации определяется также знаниями детей о способах изображения предметов, их практическими навыками в живописи.

Вообще термин "иллюстрация" можно понимать по-разному. В широком смысле этого слова, это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение.

Иллюстрации в узком смысле этого слова, дополняют литературное произведение, или активно толкуют сам текст, помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей. Они могут быть пояснительными изображениями к тексту, дополняющими повествование или изображениями почти полностью самостоятельными, иногда даже подчиняющими себе текст. Цветные иллюстрации всегда находили более живой отклик у читателей всех возрастов, но особенно у детей. Поэтому, на уроках изобразительного искусства, посвященных иллюстрированию, школьники всегда с удовольствием работают красками, это дает возможность педагогу разнообразить цветовые решения работ и техники их выполнения.

При иллюстрировании сначала читают внимательно произведение. Потом думают, над тем, что же в содержании этого произведения следует показать в иллюстрации, как передать событие, кто должен быть изображен на рисунке, где будет про-

исходить действие. И затем выбирается живописная техника, формат, и прочие технические детали.

Современные дети читают крайне мало, а если и читают, то в основном ту литературу, которая, в большинстве своем не известна учителю, что заметно усложняет его работу. Отсутствие взаимопонимания между педагогом и ребенком делает невозможным эффективную работу на уроке. Много времени уходит на объяснение учеником сути своего замысла и сюжета книги. В связи с этим учителю целесообразней ограничить детей в выборе литературы для иллюстрирования.

Темы школьных заданий по иллюстрации могут быть различны: одно заданное произведение школьной программы, несколько произведений на выбор, "любимая книга".

Наиболее интересным материалом для школьного иллюстрирования являются русские народные сказки и былины. Во-первых, они общеизвестны, во-вторых, содержат в себе множество ярких и необычных образов и персонажей, в-третьих, несут в себе положительную смысловую нагрузку. Соответственно дети разных возрастов могут делать к ним цветные иллюстрации, легко справляясь с задачей поставленной педагогом. В этом случае сложность задания определяется уровнем развития и возрастными особенностями учащихся.

Общеизвестно, что тема любого школьного задания должна отражать характерные черты окружающего ребенка мира, иметь определенное воспитательное воздействие и быть в то же время интересной для ребят, связанной с их увлечениями и впечатлениями. Но, кроме того, тема иллюстрации должна соответствовать и учебной задаче, решаемой на данном уроке. Одно и то же литературное произведение может быть связано с различными учебными целями, и эта связь должна быть продумана заранее, так как именно она определяет пути художественно-изобразительного раскрытия данного сюжета.

Специалисты знают, что, хотя дети иногда просят дать им возможность сделать иллюстрации к "любимой книге", такие работы в большинстве своем оказываются неинтересными, маловыразительными, и, как ни странно, несамостоятельными. Возможно, это происходит потому, что при отсутствии конкретной задачи не все ученики способны поставить ее самостоятельно и поэтому очень часто используют уже виденные образцы. В таких случаях отдельные интересные находки у более подготовленных учеников не могут характеризовать общий учебный уровень всего класса. Таким образом, определив конкретную учебную задачу, учителю необходимо определить и те средства художественной выразительности, с которыми должны ознакомиться школьники на данном уроке.

Однако любой урок иллюстрирования в школе должен, прежде всего, включать разбор эмоционально-смыслового и образного содержания темы, выбор сюжетов, формирование замысла, поиск

композиционного решения, которое затем находит свое выражение в рисунке карандашом, а потом и в цвете. Эту задачу сложно решить за 40 минут и ху-дожнику-профессионалу, а не то, что школьнику, несмотря на различие в требованиях к конечным результатам работы. Поэтому работа над живописной иллюстрацией должна длиться несколько занятий.

В этом случае учитель должен, прежде всего, выяснить, насколько ученики подготовлены к самостоятельным поискам замысла и формы его выражения, каков уровень их умения сознательно использовать основные композиционные и живописные средства именно как средства художественной выразительности.

В иллюстрациях, как и в рисунках на тему, нужно особенно внимательно отнестись к работе цветом. Надо стараться, чтобы цвет лучше выражал бы содержание литературного произведения. В школьной работе над иллюстрациями хорошо использовать цветную бумагу, разные краски (акварель, гуашь). Это делает работы более яркими и привлекает внимание детей.

В виду крайней ограниченности времени уроков крайне интересной является идея сосредоточиться на цветовом решении сюжета или персонажа, добиваясь от учащихся цвето-асоциативного выражения своих мыслей по поводу содержания книги без излишней детализации.

То есть, предложить ученикам выразить свое отношение, например, к персонажу сказки, сочетанием только нескольких наиболее характерных для него цветов. Это поможет сократить время работы над рисунком и добиться максимальной выразительности и декоративности образов. В некоторых случаях целесообразно даже полностью отказаться от разработки сюжета как такового и сосредоточить внимание детей на абстрактном цветовом образе, чистом эмоциональном переживании по поводу какой либо отдельной сцены или персонажа книги. Результаты такого эксперимента мало предсказуемы, так как не все дети могут полностью абстрагироваться от воображаемых ими пейзажей и фигур и выразить на листе свои эмоции. Поэтому, подобное задание наиболее полезно как подготовительный этап к выполнению учениками классической книжной иллюстрации. Уделяя столь большое внимание работе детей с цветом, учитель, обогащает содержание задания не усложняя его в для детей. В остальном, схема работы учащихся над иллюстрацией остается стандартной.

Готовясь к уроку посвященному иллюстрированию, педагог должен тщательно продумать наглядный материал. Ведь в рисунках детям придется изображать то, что они, может быть, никогда не видели, море, старинные постройки, парусные корабли, сказочных животных и т. д. Не знают они и старинной одежды, которую носили люди. Поэтому, приступая к иллюстрированию, они нуждаются в "подсказках". Для этого можно воспользоваться

книгами, журналами, учебниками истории. Можно посмотреть и рисунки к сказкам известных художников. Крайне полезными в этом отношении могут быть работы И.Я. Билибина, отличающиеся декоративностью и лаконичностью цветовых решений.

Но весь этот вспомогательный материал будет использован учениками только при условии их сознательного, осмысленного отношения к работе над композицией рисунка. Учитель должен не только ограничить и конкретизировать художественную задачу, но и предусмотреть, спланировать основные пути ее решения. Это не значит, что нужно предлагать ученикам готовые, за них придуманные композиционные схемы, а следует лишь создать условия, способствующие творческому воображению детей. Не нужно, также допускать срисовывания. Срисовав готовую иллюстрацию, ребенок теряет свои хоть скромные, но глубоко индивидуальные задумки, да и научиться рисовать путем копирования невозможно.

В самом начале урока педагог объясняет детям задания: передать с помощью нескольких цветов смысл выбранного им сюжета, его радостность или трагичность, черты характера персонажей, их отношение друг к другу. Иллюстрация должна решаться как можно декоративней, но не в ущерб по-вествовательности, поэтому начинать работу над ней надо с графических поисков. После короткой беседы учителя об эмоционально-смысловом содержании избранной книги и демонстрации наглядного материала, ребята выполняют серию карандашных или сразу цветовых эскизов на один сюжет, варьируя форму изображения. Необходимо кратко объяснить ученикам, что эскиз является композиционным наброском будущего рисунка, выражает главную мысль и на нем не нужно прорисовывать все детали.

При достаточном количестве времени педагог может предложить ученикам сделать цветовые таблицы ассоциаций, в которых каждый из них представит определенное количество цветов выражающих, по его мнению, некоторые человеческие эмоции и черты. Например: страх, жадность, доброта, злость, хитрость, мужество и т.д. Это поможет учителю нагляднее пояснить смысл задания и проверить его понимание детьми.

Однако не стоит недооценивать и роль традиционных эскизов и карандашных поисков, их изучение даст преподавателю возможность более полно судить об индивидуальных способностях каждого ученика к самостоятельной творческой работе. Так величина и выбор ближнего или дальнего плана изображения находятся в прямой зависимости от яркости и силы зрительных образов и представлений, уровня технических возможностей учащихся. Определение линии горизонта, точки зрения на объекты, их изменения в процессе работы над эскизами свидетельствуют о степени развития пространственных представлений учеников. Следует указать детям, что желательно разнообразить и

формат эскизов.

Способность варьировать формат эскизов и другие композиционные средства выражения показывает, насколько подвижны, динамичны зрительные образы у учеников, и характеризует степень осознанности их отношения к композиции рисунка. У одних учеников, например, последовательно созданные один за другим эскизы могут быть почти точными копиями друг друга, а изменения в их композиции - случайными, никак не связанными с сознательными поисками выразительности. У других учеников, обладающих хорошими изобразительными возможностями, последовательно создаваемые эскизы на одну и ту же тему обычно сильно изменяются, композиционные решения разнообразны, зрительные образы динамичны, то время как у детей со слабыми изобразительными возможностями образы бледны, неконкретны. Особенно сложно для этих учеников изобразить изменение пространственного положения объектов на поверхности листа. Зрительные образы у таких ребят как бы двухмерны, не имеют глубины. Одна из важнейших задач учителя - научить детей сознательно относиться к изобразительным средствам, которых они должны уметь использовать для выражения содержания рисунка. Ученик должен научиться думать о форме, искать наиболее выразительное воплощение своего художественного замысла. Но и сам художественный замысел зависит от того, как организованы занятия учителем, как тщательно они подготовлены.

После завершения эскиза следует попросить учеников отметить тот, который кажется им более удачным. Преподаватель со своей стороны на том же уроке или во время проверки должен также отметить наиболее удачный набросок. Придя к общему с учеником выбору, учитель кратко обсуждает с ним дальнейший путь развития художественной мысли, найденной в эскизе, корректирует его до выполнения в цвете на основном листе.

Еще в начале выполнения задания нужно определить материал и технику будущего рисунка, чтобы дети выполняли предварительные эскизы в расчете на эти условия. Но так как большинству трудно мысленно представить себе выразительные возможности того или иного материала, необходимо продемонстрировать им детские рисунки, выполненные в избранном ими материале (акварель, гуашь и т. п.), обратив внимание на важные для понимания данной техники детали. Необходимо также показать таблицы с изображениями приемов, употребляемых в данной технике исполнения.

По завершении начальной стадии работы детей над иллюстрацией, педагог еще раз уточняет задание. Главное - это цветовое решение иллюстрации. Чтобы дети с удовольствием воспринимали сам процесс работы над отдельными частями рисунка, укладываясь при этом в отведенное время, необходимо спланировать и соблюдать определенный порядок урока. Обеспечивается он не толь-

ко требованием учителя, но и самим ходом объяснений. Порядок переход от целого к частям, от общего к частному труден для детей, они часто разбрасываются, увлекаются, забывают о целом и начинают прокладку цвета с одной, нравящейся им детали. Поэтому нужно отвести на уроке время на поиск цветовой гаммы рисунка, на работу с фоном, на отделку деталей. В этом заключается основная работа учителя с классом. Но, кроме того, в течение урока он должен оказывать индивидуальную помощь каждому ученику, с демонстрацией технических приемов рисования. Нужно не отвергать, а поддерживать и развивать собственное решение ученика, дифференцированно подходить к каждому ребенку в зависимости от его творческих способностей и владения изобразительной грамотой.

Необходимо, чтобы дети максимально раскрыли свои воображение и фантазию, тогда те или

иные изобразительные средства станут для них осмысленными, раскроются как специфические средства выражения своих мыслей и переживаний.

В конце урока полезно демонстрировать работы учеников перед всем классом, чтобы каждый мог услышать оценку друзей, учителя, сравнить свою работу с другими. Такая практика ориентирует на сознательное критическое отношение к изобразительной деятельности, а главное - поднимает в глазах ребенка значение уже сделанного, пробуждает новые замыслы.

Иллюстрации, созданные подобным методом цветовых ассоциаций, отличаются грамотностью, выразительностью, декоративностью и неожиданностью композиционных, цветовых и пластических решений.

Хотя выполнение одной иллюстрации занимает два или даже три урока, школьники работают над ними с неослабевающим интересом.

Fyrmanskaya D.Y.

THE USING OF COLOUR IN SCHOOL ILLUSTRATION.

This article devote to problems of colour illustration on the lessons in skhool. It contain some recommendations for teacher-painters, how to prepare a lesson, how to create illustration, and contain some versions how to create illustration in colour.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.